Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
22 ноября в «Гиперкубе» на территории ИЦ «Сколково» пройдет конференция в формате case-study, посвященная парку «Зарядье», ЗИЛу, Лужникам и ИЦ «Сколково». 23 ноября в рамках мероприятия пройдет автобусная экскурсия по московским проектам.
Бюро BERNASKONI. Проект многофункционального общественного здания MATREX на территории ИЦ «Cколково».
На конференции, организованной Москомархитектурой и главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, будут рассмотрены четыре самых ярких и масштабных городских проекта: парк «Зарядье», ЗИЛ, Лужники и Сколково, формирующие новый для России подход к работе с городским пространством. Их представят участники «проектного треугольника»: заказчик/застройщик, архитектор, конечный пользователь/управляющий объектом и власть.
Четыре мегапроекта демонстрируют новые принципы работы с архитектурой зданий, идентичностью места, общественными пространствами, социальными и культурными программами территории, мобильностью и другими сферами, которые находятся под пристальным вниманием города.
Какова «формула успеха»? Как запланировать прорыв? Сколько стоит победа? При поддержке Общественной палаты города Москвы площадка и проблематика «Комфортного города» станут территорией для «мозгового штурма» делового и городского сообщества и выработки рекомендаций.
Среди подтвержденных спикеров:
Антон Яковенко, генеральный директор, ОДАС Сколково
Жан Пистр, руководитель и соучредитель архитектурного бюро Valode & Pistre
Александр Пронин, генеральный директор ОАО «Лужники»
Иван Романов, управляющий директор «Группы ЛСР» в Москве
Галина Гордюшина, директор по проектированию гражданских объектов, «Мосинжпроект»
Павел Трехлеб, директор, парк «Зарядье»
Петр Кудрявцев, партнер, Citymakers
Программа 22 ноября
10:00 — 11:00 Закрытое заседание Комиссии по градостроительной политике
Общественной палаты города Москвы
10:30 — 11:00 Регистрация участников, приветственный кофе-брейк
11:00 — 12:15 Сессия: Инновационный центр «Сколково»
— Значимость проекта для развития города. Основные изменения в подходах к освоению больших территорий. Что это за изменения? Что город ждет от проекта «Сколково»?
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы
— Сколково: от идеи до воплощения.
Что уже сделано? Стимулы будущего развития: проекты, сроки.
Антон Яковенко, генеральный директор ОДАС Сколково
— Архитектурно-градостроительная концепция территории: создание гармоничной городской среды. Комплексное развитие проекта Сколково: открытость многообразию.
Жан Пистр, руководитель и соучредитель архитектурного бюро «Valode & Pistre»
— Cреда для жизни, работы и творчества: квартал D-1 в Сколково
«ПРОЕКТНЫЕ СЛУШАНИЯ» — ДИСКУССИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА И ВОПРОСЫ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА МОСКВЫ. ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА
12:15 — 12:30 Кофе-брейк
12:30 — 13:45 Сессия: Проект редевелопмента территории бывшего завода АМО ЗИЛ
— Значимость проекта для развития города.
Что город ждет от проекта редевелопмента «Зила»?
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы (модератор)
— Влияние качества архитектуры и среды на стоимость реализации проекта и экономическую эффективность проекта. Как рождаются идеи необычных функций? Как избежать градостроительных ошибок при реализации масштабных проектов в рамках сложившейся городской среды?
Иван Романов, управляющий директор «Группы ЛСР» в Москве
— Редевелопмент территории ЗИЛ: потенциал современной российской архитектуры Взаимодействие новой жизни и прошлого территории.
Юрий Григорян, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом»
— Комплексный подход к развитию территории под редевелопмент: формирование концепции ритейла и «форматных» первых этажей на этапе проектирования.
Денис Колокольников, президент, RRG
«ПРОЕКТНЫЕ СЛУШАНИЯ» — ДИСКУССИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА И ВОПРОСЫ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА МОСКВЫ. ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА
13:45 — 14:00 Кофе-брейк
14:00 — 15:15 Реконструкция олимпийского комплекса «Лужники»
Модератор: Анатолий Белов, журналист
— Лужники как спортивный символ CCСР и современная трансформация пространства комплекса. Основные задачи реконструкции территории. Лужники как основной стадион Чемпионата Мира по футболу — 2018. Что город ждет от проекта «Лужники»?
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы
Основные архитектурно-градостроительные решения территории. Сочетание современных строительных, инженерных, архитектурных решений с историческими формами. Работа в условиях ограничений: стандарты ФИФА, охранный статус природного комплекса.
Галина Гордюшина, директор по проектированию гражданских объектов, «Мосинжпроект»
Общественные пространства Лужников: атмосфера места. Как избежать создания «одноразового» спортивного объекта, функционирование в режиме Наследие. Формирование универсального всесезонного общественного пространства: симбиоз спорта с активным отдыхом и досугом жителей мегаполиса.
Александр Пронин, генеральный директор ОАО «Лужники»
«ПРОЕКТНЫЕ СЛУШАНИЯ» — ДИСКУССИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА И ВОПРОСЫ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА МОСКВЫ. ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА
15:30 — 16:45 Сессия: Парк «Зарядье».
Модератор: Петр Кудрявцев, партнер, Citymakers
— Значимость проекта для развития города. Что город ждет от проекта парка «Зарядье»?
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы
— Архитектурно-градостроительная концепция парка Зарядье: территория для масштабного эксперимента. Ограничивающие факторы реализации проекта парка «Зарядье»
Галина Гордюшина, директор по проектированию гражданских объектов, «Мосинжпроект»
— Ландшафтное решение парка Зарядье: влияние и трансформация культурного кода места
Александр Асадов, главный архитектор Института им.Полянского (МАХПИ)
— Туристы или горожане: объединение центра притяжения туристов с комфортным пространством для отдыха москвичей
Павел Трехлеб, директор, парк Зарядье
«ПРОЕКТНЫЕ СЛУШАНИЯ» — ДИСКУССИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА И ВОПРОСЫ ОТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДА МОСКВЫ. ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА
17:00 — 18:00 Экскурсия по проекту «Сколково»
Инновационный центр «Сколково» — это полноценный город будущего, где создается уникальная экосистема, призванная обеспечить оптимальные условия для жизни, ведения исследований и бизнеса. Город с открытым кодом, который стремится переустраивать окружающий мир в соответствии со своими принципами, город, организованный для самых разнообразных встреч и содействующий общению.
Программа экскурсии:
Гиперкуб/ Деловой центр «Сколково» («Матрешка»)/ Технопарк/ Жилые кварталы (D2 — Тетрис, Квадро и Миро)/ Университет Сколтех/ Ренова Лаб/ Боинг/ ОЦ «Технопарк»
Проект в цифрах: Площадь территории города: 400 Га; Общая площадь запланированных зданий: 2.6 млн кв.м; Количество рабочих мест: 30 000; Количество постоянных жителей: 20 000;
Участие в конференции – бесплатно, при обязательной регистрации на сайте
http://archsovet.msk.ru/calendar/komfortnyy-gorod-istorii-uspeha-masshtabnyh-gorodskih-proektov
Если вам необходимо воспользоваться трансфером до места проведения конференции, просьба это указывать в письме!
Программу экскурсий 22 по ИЦ "Сколково" и 23 ноября по площадкам ЗИЛ, парк "Зарядье" и Лужники смотрите по ссылке:
Контакты:
Для регистрации на конференцию в качестве делегата:
Екатерина Гончарова
comfortcity.mka@gmail.com
+7 915 018 93 14
Для регистрации СМИ:
Мария Ульянова
пресс-секретарь Москомархитектуры
press.mka@gmail.com
+7 499 766 21 25
По вопросам информационного сотрудничества:
Елена Галанова
Креативный Класс
galanova@list.ru
+7 903 777 41 14
В инновационном центре «Сколково» прошел открытый конференц-тур, в рамках 33-ей Всемирной конференции Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (IASP).
Впервые главы инновационных регионов и городов России и мира, топ-менеджеры корпораций, руководители ведущих образовательных институций России, ученые и резиденты ИЦ «Сколково» собрались в ИЦ «Сколково» чтобы обсудить перспективы и стратегии развития инновационных центров XXI в., а также то значение, которое культура и качество городской среды оказывают на темпы технического прогресса.
В России все активнее идет процесс формирования системы специализированных технопарков и инновационных центров. Различные регионы, в первую очередь Москва, Санкт-Петербург, Казань и Томск, инициируют проекты технологических кластеров и целых городов. При их создании применяются передовые градостроительные и инженерные решения, на их территории действуют особые экономические условия. Но в последнее время фокус внимания обращен на проблему формирования городской среды и творческой атмосферы, которые привлекали бы резидентов и способствовали бы созданию новых технологий. Средовое и инфраструктурное качество, насыщенная общественная и культурная жизнь сейчас рассматриваются как ключевые факторы, повышающие конкурентоспособность города и его привлекательность для потенциальных резидентов.
Актуальность темы, впервые поднятой в рамках конференц-тура «Город как инновация», подчеркнули во время его открытия Игорь Дроздов, председатель Правления Фонда «Сколково», Ренат Батыров, генеральный директор Технопарка «Сколково» и Елена Зеленцова, вице-президент Фонда «Сколково», директор по развитию городской среды.
Презентационная часть конференц-тура состояла из трех сессий, посвященных основным аспектам развития инновационных центров. На первой сессии были представлен опыт шести уже действующих инновационных центров: «Сколково» (Москва), «Иннополис» (Республика Татарстан), «ИНО Томск» (Томская область), «Технополис GS» (г. Гусев, Калининградская область) в России, а также «София-Антиполис» во Франции и «Масдар-Сити» в ОАЭ. Одним из самых ярких на первой сессии было выступление Доминика Фаша, руководителя Фонда «София-Антиполис» – крупнейшего технополиса Европы, история которого насчитывает. Основываясь на более чем 45-летнем опыте г-н Фаш с уверенностью подчеркнул, что создание успешного инновационного центра – это долгий процесс, требующий терпения, и что именно культура является стимулом для создания инноваций.
Вторая сессия «Новая городская реальность. Как создать среду для инноваций?» оказалась не менее насыщенной и интересной. Выступающие на ней эксперты, занимающиеся проблемами инновационного и социокультурного развития, теоретической и прикладной урбанистикой ближе всего подошли к решению вопроса о степени взаимосвязи городской среды, культуры и технического прогресса. Разговор шел о современном состоянии мировой экономики, последствиях социальной инженерии в России и ментальном наследии советских наукоградов, свободе ученых и их доверии по отношению к государству. Елена Зеленцова, вице-президент Фонда «Сколково», в своем выступлении отметила, что любой вызов можно развить в возможность и решение, если преодолеть индустриальный способ мышления, страх перед свободой творчества и технократическое мышление. «Культурный кластер, программа культурного развития и развития городской среды должны быть частью стратегии каждого инновационного центра».
В третьей сессии к разговору о значении инноваций и их роли для развития общества подключились, культуролог и философ. Их выступления были посвящены специфике восприятия обществом самого понятия «инновация», взаимосвязи между одиночеством человека в современном городе и его способности генерировать новые идеи, а также значению цифровых систем коммуникации для существования человека в городе.
Тема конференц-тура «Город как инновация» привлекала большое число специалистов из самых разных сфер деятельности. Среди более чем 1000 участников конференц-тура, побывавших 19 сентября 2016 г. в Гиперкубе, преобладали руководители компаний из сферы технических инноваций и инновационного девелопмента, специалисты в области средового развития, урбанисты, проектировщики, социологи и культурологи, занимающиеся проблематикой пост-индустриального общества, а также студенты профильных вузов и специальностей.
Большой интерес участников конференц-тура вызвали экскурсии по территории Инновационного центра «Сколково, во время которых все желающие смогли увидеть, как строится крупнейший в Европе Технопарк, университет Сколтех, жилые кварталы, а также познакомиться со зданием Гиперкуба, подняться на его крышу и полюбоваться панорамой «Сколково» и соседним комплексом Matrix.
Дискуссии и презентации, показанные на первом конференц-туре «Город как инновация», позволили подтвердить на основании мирового и отечественного опыта, необходимость использования культурных программ и создания комфортной инфраструктуры, как необходимых элементов стратегии развития инновационных городов в XXI веке. ИЦ «Сколково» выступает одним из лидеров этого движения, инициировав новую программу развития городской среды, в рамках которой ведется работа по реализации комплекса культурных и социально ориентированных проектов, формирующих креативную атмосферу, способствующую обмену идеями и созданию инноваций. В ближайшие годы результаты этой программы смогут оценить, как резиденты Сколково, так и жители Москвы и других регионов России, для которых инновационный центр открывает свою территорию и ресурсы. Как сказал на открытии конференц-тура Председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов: «Город растет у вас на глазах. Еще два-три года назад мы могли показывать только красивые буклеты, говорить о светлом будущем. Но теперь вы видите, что город приобретает реальные очертания. В этом плане 2017 год станет для нас определяющим – появится инфраструктура, и мы начнем заселять ее первыми жителями, людьми, посвятившими себя инновациям».
19 сентября Инновационный центр «Сколково» проводит открытый конференц-тур в город будущего. Его участники познакомятся с наиболее эффективными технологиями создания и стратегиями развития инновационных городов во всем мире, узнают о секретах привлечения новых жителей и формирования дружественной среды для инноваций.
Формат конференц-тура позволит комбинировать дискуссионные сессии в залах Гиперкуба и экскурсии на объекты иннограда Сколково. Участникам будет представлен крупнейший в Европе технопарк, жилые кварталы, многофункциональный комплекс Matrix и другие объекты. Инновационный центр «Сколково» послужит убедительным примером того, как идея, казавшаяся еще недавно утопичной, год за годом обретает реальные черты. Его опыт позволит оценить, какие новаторские идеи, культурные и социальные инициативы пройдут проверку временем и воплотятся в виде конкретных инфраструктурных и средовых объектов.
В конференции примут участие Елена Зеленцова, вице-президент фонда «Сколково», директор по развитию городской среды; Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково»; Сергей Капков, руководитель Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; Сергей Зуев, ректор МВШСЭН; Алексей Новиков, декан, профессор Высшей школы урбанистики и другие ведущие эксперты.
Программа и регистрация здесь: https://amk-events-org.timepad.ru/event/364036/
В субботу, 23 ноября, проект «Свобода доступа» приглашает на экскурсию по новым архитектурным объектам, сосредоточенным в западном направлении.
В программу автобусной экскурсии входит осмотр клубного квартала «Грюнвальд», созданного усилиями трех российских и одного немецкого бюро, здание бизнес-школы «Сколково», построенное по проекту Дэвида Аджае, комплексы «Сколково-парк» и «Русский авангард». Ведущая экскурсии, архитектурный обозреватель Наталия Алексеева расскажет об особенностях проектирования и строительства этих объектов, архитектурных деталях, истории создания концепций. Кроме того, можно будет ближе познакомиться с архитектурой Живописного моста, спортивных объектов Крылатского, бизнес-парками и типовой застройкой запада Москвы.
Авторам экспозиции i-city/i-land, представленной в Российском павильоне на 13-ой Венецианской биеннале архитектуры, удалось придумать формат, в котором архитектуру еще никогда не показывали.
За несколько недель до Биеннале на встрече с журналистами комиссар павильона Григорий Ревзин, кураторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (бюро SPEECH) пообещали экспозицию, какой у России еще не было. Выбранная тема – государственный проект Инновационного Центра «Сколково» – подразумевала демонстрацию состоятельности страны, ее технологической и архитектурной конкурентоспособности. Со слов спикеров было не очень ясно, в какой форме будут представлены архитектурные концепции, разработанные для иннограда международной командой известных архитекторов. Говорилось о некой зрелищной орнаментально-световой инсталляции и новых информационных медиа. Особенно заинтриговали слова Сергея Чобана: «Войдя в залы, с первого взгляда о «Сколково» вы вообще ничего не поймете».
27 августа павильон России был официально открыт, и перед публикой предстала выставка действительно необычного формата. Она состоит из двух пространственно независимых, но связанных по смыслу частей. В цокольном этаже развернута экспозиция i-land, посвященная 37 советским наукоградам, построенным в сталинские и хрущевские времена. Многие из них до 1990-х годов в силу военной специфики разработок были засекречены, что навело кураторов на мысль обыграть экспозицию в духе «бондианы».
Черные стены в двух залах прорезаны россыпью светящихся кружочков. В самых больших отверстиях на уровне глаз – фотографии наукоградов. За счет зеркального пола пространство выглядит бездонным, и кажется, что ты наблюдаешь за городами не то из космоса, не то из какой-то фантастической шпионской комнаты. А там - за линзами-иллюминаторами - что-то происходит в лабораториях, идут тренировки космонавтов, дымят предприятия. На улицах стоят своеобразные памятники – баллистические ракеты, «Катюши». Застройка в этих городах была в основном типовой, панельной, архитектура - анонимной. Где-то в центре разбит парк, но границы при этом могут быть обозначены колючей проволокой или открытыми трубами теплотрассы.
В общем, не очень уютной, судя по фотографиям, была среда, в которой трудились «гениальные невидимки», как назвал советских ученых, работавших в закрытых институтах, Роберт Рождественский. Его стихотворение «Людям, чьих фамилий я не знаю» процитировал в интервью archplatforma.ru Сергей Чобан. «Главное, в чем я вижу преемственность между существующими городами и будущим, - научная культура страны, ее интеллектуальные ресурсы. Но если раньше ученые были оторваны от общества, их имен никто не знал, то сейчас все должно быть по-другому. Для жизни и работы инноваторов в Сколкове планируется создать комфортную, экологичную, способствующую коммуникации среду, и во второй части экспозиции - i-city - мы постарались передать разницу между прошлым и будущим», - пояснил куратор.
Чтобы почувствовать разницу, нужно было подняться на второй этаж и очутиться… в анфиладе трех абсолютно пустых залов, тотально покрытых орнаментом из квадратиков QR-кодов. Они без конца повторялись в перфорации металлических панелей на стенах и потолках и в рисунке отшлифованных до зеркального блеска полов. Центральный зал при этом превратился в полусферу-купол с окулюсом. Вместе с постоянно меняющейся подсветкой, бликами и отражениями все это производило сильный, слегка психоделического свойства эффект.
QR-код -выразительный знак информационной эпохи выступил здесь не только декором, созвучным идее инновационного города. В ажурные квадратики, которые то загорались, то гасли на стенах все вместе и поочередно, был зашит огромный объем информации об архитектуре «Сколково» - от генерального плана до транспортной инфраструктуры, от имиджевых объектов Седзимы, Чипперфильда, Колхаса до жилых домов, придуманных победителями конкурса на кварталы «Технопарка». Для считывания кодов (программное обеспечение разработала российская компания TreeLev ) на входе выдавались планшетники: наводишь на светящуюся штриховку – на экране открывается 3D-картинка или видео.
Интрига в том, что QR-коды с разными проектами сменяются каждые 30 секунд, по их абстрактному рисунку невозможно понять, какую презентацию удастся «поймать». Осмотр экспозиции, таким образом, превращается в игру, виртуальный паззл. Вряд ли кто-то из посетителей выставки просмотрел все 35 презентаций, однако, весь контент можно было унести с собой в виде значка с QR-кодом, ведущим на сайт, где можно подробно ознакомиться со всеми проектами.
В реальности структура будущего иннограда сама еще подобна «паззлу» со многими неясными деталями. Не очень понятно функциональное наполнение некоторых эффектных объектов западных звезд, сроки и задания будущих конкурсов, очередность строительства (кроме того, что этой осенью должен быть открыт объект «Гиперкуб» по проекту бюро BERNASKONI, а к саммиту G8 в 2014 году - построены кварталы, в которых разместятся его участники), поэтому такая мозаичность подачи, на наш взгляд, в каком-то смысле отвечает актуальному состоянию проекта. Экспозиция i-city скорее явила обобщенный образ-символ высокотехнологичного мира, в котором люди новым способом взаимодействуют с информацией. Примечательно - то, в какую «упаковку» оказалось завернутой информация о суперсовременной архитектуре.
Разница между научными центрами прошлого и городом будущего, о которой говорил Сергей Чобан, передавалась через контрастное восприятие пространств: «Внизу, в темноте, посетители разобщены, рассматривают фотографии наукоградов, стоя друг к другу спинами. Архитектура верхней части экспозиции интерактивна, располагает к общению, обмену впечатлениями. Купол работает как мощная объединяющая форма».
Купольная конструкция, регламентированная орнаментом-сеткой, сама по себе служит QR-кодом для культурной памяти. Первым делом на поверхность, конечно, всплывает ассоциация с Пантеоном - oculus, квадратики кодов, отлично подменяющие собой классические кессоны, пропорции пространства. Что может означать классицистическая оболочка для зашитых в нее изображений современной архитектуры? Символический пропуск во вневременность или приобретение статуса «иконы» своего времени? Виртуальное избавление от риска морального устаревания к моменту реализации? Классицистическое начало в данном случае прочитывается и как символ ясного, рационального мышления, свойственного технократическому обществу.
Кроме того, купол, интегрировавший стены и потолок, по форме приближается к полусфере, которая в свою очередь, благодаря игре света и отражений на зеркальном полу, с определенных точек иллюзорно превращается в сетчатый шар. Шар – любимая форма мастеров бумажной архитектуры со времен Булле и Леду. Вспомним, что к теме сферы бюро Speech однажды уже обращалось - в инсталляции «Глаз архитектора» (ее, кстати, реализовала та же компания Tatlos, что выполнила панели со световой начинкой для i-city).
Еще одна любопытная, самая близкая по времени и географии аналогия напомнила о себе, оказавшись по иронии судьбы совсем рядом - здесь же на Биеннале. В павильоне Англии молодые архитекторы выставили как источник своего вдохновения альбом с графикой Александра Бродского и Ильи Уткина. Там есть работа «Музей исчезнувших домов» - помещение, расчерченное сеткой ниш, в которых размещены модели древних заний. Еще есть «Мост» - странный купол в расщелине, изнутри тоже испещренный изображениями элементов классицистической архитектуры.
Впрочем, пространство i-city можно было трактовать как музейное, и не ходя такими окольными путями. Однако пересечение получилось интересное: у Бродского с Уткиным - утопический музей архитектуры, которой уже нет (или и не было вовсе), а здесь - готовый, реальный музей архитектуры, которой еще нет ( но, наверное, будет). Важно, что этот музей может быть перевезен и собран в другом месте, в том же «Сколково», и контент его способен обновляться вместе с развитием проекта.
В заключение скажем, что выставка получилась не только богатой на значения и прочтения, но завораживающе красивой по сценографии. Несколько отвлеченный, математический характер этой красоты компенсировался живым, интерактивным началом. Его «считало» международное жюри Биеннале и вручило павильону России особую премию (special mention), отметив «диалектический подход к прошлому, настоящему и будущему страны», а также мистериальность пространства и увлекшую зрителей «игру в цифровой шпионаж».
На открытии павильона России (фото Елены Петуховой)
Полный фоторепортаж можно посмотреть здесь
Российский павильон на 13-ой Венецианской Биеннале архитектуры: смутные очертания высокотехнологичной экспозиции.
На прошлой неделе комиссар российского павильона Григорий Ревзин и кураторы экспозиции Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (SPEECH Чобан & Кузнецов) представили концепцию выставки, инсталляция которой завершается в данный момент в щусевском здании на территории Джардини. Биеннале начнется 27 августа, но кураторы спешили закончить все работы по монтажу к сегодняшнему дню, учитывая, что август в Италии – сезон отпусков, и все выставочные службы работают в соответствующем неспешном режиме.
Мы уже писали о том, что Россия выступит на грядущей Биеннале с проектом ИЦ «Сколково». Фонд Центра в свое время направил запрос в Министерство культуры. Поскольку сейчас проектирование и строительство иннограда, как ни крути – самое масштабное и значимое архитектурное событие в нашей стране, возражений, похоже, ни у кого не возникло. Во-первых, города у нас сейчас строят редко. Во-вторых, в этом проекте задействованы и крупнейшие фигуры зарубежной архитектуры, в том числе несколько притцкеровских лауреатов, и опытнейшие российские мастера. Новый город также выступает генератором развития молодой российской архитектуры, что видно, например, по результатам конкурса на проектирование жилых кварталов района «Технопарк». Кураторы, одновременно руководящие партнеры бюро SPEECH Чобан & Кузнецов, являясь генеральными проектировщиками одного из районов, очень хорошо знают проект изнутри, как и Григорий Ревзин, член градостроительного совета «Сколково». Кроме всего прочего, проект безупречно соответствует теме Сommon Ground (общая земля, точки пересечения), выдвинутой главным куратором Биеннале Дэвидом Чипперфильдом.
По словам Сергея Чобана, павильон России, возведенный в 1913 году А. В. Щусевым, отличается сложной пространственной структурой, интегрировать в которую современную эскпозицию – настоящая головоломка. Это миниатюрный классический музей, снаружи позаимствоваший некоторые черты древнерусских теремов, имеющий два не связанных между собой этажа и зальную систему. Первый этаж – темный невысокий зал, второй – анфилада из трех помещений с верхним светом и десятиметровыми потолками. Подобного в Джардини больше нет.
Однако, способ увязать презентацию города хай-тека с консервативным музейным пространством был найден. В нижнем зале будут показаны сорок лет истории советских наукоградов. «Это базис, без которого невозможно понять, насколько инновативен Центр «Сколково» и по качеству жизни, и по качеству изобретений, - рассказывает Григорий Ревзин, собиравший материалы для этой части выставки. - Прежние научные поселения были закрыты и оторваны от жизни страны. Сколково в отличие от них открыт и обращен к обществу».
На градостроительном уровне новый кластер характеризует мозаичность, разноплановость. В районах разная этажность застройки, разнятся масштабы зданий и урбанистического ландшафта в целом. В залах второго этажа кураторы с помощью впечатляющих орнаментальных конструкций и световой режиссуры постараются передать ощущения, которые будут испытывать люди в такой диверсифицированной среде. Конкретная же проектная информация – о мастер-планах, о конкурсах, о ключевых постройках – будет представлена вторым слоем посредством неких электронных медиа. Кроме того, посетители смогут получить доступ к ней на своих планшетах и телефонах.
«Мы разрабатывали эту выставку как инструмент на грани архитектуры и технологий, который может работать в целях популяризации Сколково сколь угодно долго в любой точке мира и нести огромный объем постоянно обновляющейся информации», - говорит Сергей Кузнецов. Отвечая на новые этапы развития сколковского проекта, выставка будет меняться уже в ходе самой Венецианской Биеннале, которая продлится до 25 ноября.
Организаторы подчеркивают, что такой технологичной и эффектной экспозиции у России еще не было, и ожидают, что она получит большой резонанс.
Продолжаем знакомить читателей с проектами победителей конкурса на разработку жилых кварталов района D2 в Сколково. Cегодня в фокусе - проект бюро Portner Architects.
В первом туре конкурса авторский коллектив в составе Саши Лукича, Майи Драгишича, Милана Божича, Марко Стойковича, Милицы Милосавлевич и Дуни Раткович представил проекты жилых кварталов во всех возможных категориях: многоквартирные дома, коттеджи и таунхаусы. Во второй тур прошли последние. «Темой загородных и малоэтажных объектов наша команда успешно занимается на протяжении последних 7-8 лет, - говорит Саша Лукич, - Мы надеемся, что победа в конкурсе даст нам возможность реализовать свои первые проекты пассивных ( с низким энергопотреблением - прим. ред ) домов».
Изменение некоторых параметров конкурсного задания во втором туре не отразилось на архитектуре таунхаусов ( осталась та же ориентация домов запад-восток, та же структура и компоновка зданий), а концепцию генплана удалось улучшить, сделать, по словам архитекторов, гуманнее. По условиям конкурса команде «Портнер» достался один из самых маленьких кварталов, не предполагающий развернутой градостроительной концепции. Планировочная схема, предложенная бюро, довольно простая и логичная. В круг вписаны 22 таунхауса. Они выстроены тремя рядами по оси север-юг. Большая часть западного сектора будет занята открытой парковкой. Осталось место и для общественных зон.
Средоточие социальной жизни квартала - камерный прямоугольный сквер в центре композиции. На него выходят объекты инфраструктуры. В стремлении создать проницаемое и по возможности беспрепятственное пространство архитекторы запроектировали сквозные проходы между жилыми объемами, что дало кварталу дополнительные перпендикулярные связи. Критик Григорий Ревзин, рассказывая про этот проект во время экскурсии по выставке «Большой конкурс Сколково», развернутой в рамках АРХ Москвы 2012, акцентировал внимание на открытых лестницах между таунхаусами. Российскими строительными нормами они запрещены, но здесь вступает в силу особое положение иннограда, которому разрешено действовать по еврокоду.
Большое внимание в проекте уделено озеленению и продвижению экологически устойчивой архитектуры, применению рециклированных материалов и энергосберегающих технологий. Таунхаусы в соответствии с особенностями техзадания четырехэтажные, по две двухъярусные квартиры с отдельными входами в каждом. Входы организованы из зоны общей лестницы на первом и третьем этажах. На нижнем уровне квартир - зона кухни, столовой и гостиной, решенная как единое пространство. В центре гостиной - спиральная лестница, ведущая в спальни.
Официальный сайт бюро: www.portner.ru
Публикации по другим проектам конкурса:
Кварталы Технопарка в Сколково 3/10
Кварталы Технопарка в Сколково 2/10
Одним из самых заметных событий прошедшей в Москве архитектурной Биеннале была выставка «Большой конкурс Сколково». Ее куратор Анатолий Белов кропотливо собрал и сгруппировал в соответствии с генпланом района «Технопарк» все работы, вышедшие в финал первого открытого конкурса, проведенного Фондом строящегося иннограда. Мы столь грандиозной задачи перед собой не ставим, но продолжаем выборочно публиковать проекты из десятки победителей и сегодня рассмотрим квартал коттеджей от UNK project.
Коттеджей в жилой зоне «Технопарка», образованной кварталами-кругами, живописно рассредоточеными в лесном массиве, будет немного – всего два квартала из десяти. Если в многоквартирных домах будут жить студенты и молодые инноваторы, то таунхаусы и коттеджи предназначены для специалистов с семьями, преподавателей и экспатов, которые захотят большего комфорта и смогут его себе позволить. Правда, особого уединения даже коттеджные кварталы не предполагают. Конкурсным заданием была задана высокая плотность застройки. В соответствии с этим архитекторы UNK project – Юлий Борисов, Владимир Гаранин и Евгений Щетинкин – разместили в круге общей площадью 16 500 кв.м 104 коттеджа. Несмотря на такую «густую посадку» жилых домов, перемежающихся зелеными аллеями, авторам удалось разграничить частную и общественную зоны посредством сформированного в два уровня искусственного рельефа.
В так называемый «нижний уровень» – общественную зону – встроены преимущественно нежилые помещения – магазин, пункт охраны, ресторан. Пространство между ними заполняют озелененные бульвары и велосипедные дорожки. По окружности квартал опоясан проездом для электромобилей. Центральная автомагистраль пересекает главную площадь, вокруг которой сосредоточены все основные объекты социальной инфраструктуры. В пробелы между застройкой вписаны детские площадки и благоустроенные общественные пространства.
«Верхний уровень» – частная зона – образован озелененными эксплуатируемыми кровлями, а также включениями придомового пространства – террас или садов. В виду чего значительно увеличивается общая площадь зеленых насаждений, а, следовательно – экологическая составляющая проекта. Двигаясь в данном направлении, архитекторы делают упор на активном применении новейших экологических технологий: солнечные коллекторы и батареи, сбор дождевой воды и т.п.
Сами коттеджи высотой в 2-3 этажа спроектированы в едином стиле. Некоторые отличия обнаруживаются лишь в отделке и размерах консольных выносов. Предусмотрены четыре варианта облицовки фасадов: дерево, камень, штукатурка или фасадные панели на основе натуральной древесины.
Что касается объемно-пространственной композиции, то здесь у всех домов первый этаж представлен стилобатом, включающим входную группу, кабинет или спальню, а также технические помещения и гараж. Важно, что все инженерные коммуникации тоже помещаются в стилобатной части, что существенно снижает затраты на земляные работы.
Над стилобатом нависает основной объем жилого дома, облицованный декоративными панелями с фрагментами из светопрозрачных конструкций.
Авторы надеются, что данная концепция позволит сформировать на территории «Технопарка» сбалансированную пространственную среду, гармонично сочетающую общественные и частные функции.
Официальный сайт архитектурного бюро: unkproject.ru
О других проектах победителей конкурса на разработку жилых кварталов района D2 «Технопарк» в Сколково см. также:
Кварталы Технопарка в Сколково 3/10
Кварталы Технопарка в Сколково 2/10
Мы продолжаем рассказывать о работах, признанных лучшими в конкурсе на проектирование жилых кварталов района «Технопарк» будущего иннограда. Перед вами – вошедший в десятку победителей проект архитектурной мастерской «Атриум».
Архитекторы Антон Надточий, Вера Бутко, Павел Волков, Юрий Фролов и Петр Алимов из московской архитектурной мастерской «Атриум» сосредоточили внимание на проектировании квартала таунхаусов. В первом туре это задание привлекло их нестандартным условием. Требовалось разработать не двух-трехэтажные дома, что характерно для такой типологии, а четырехэтажные. То есть два двухуровневых таунхауса размещались друг над другом. В первом туре команда решила создать в границах одного участка два взаимодополняющих варианта застройки, к чему подталкивало наличие на участке разделяющей его дороги. По одну сторону от нее расположились прямоугольные объемы, напоминающие в плане фигуры «тетриса». По другую – дома со скругленными верхними ярусами. Однако в финальном туре «Атриуму» достался другой «круг» значительно меньшего размера. От жюри же была получена рекомендация остановиться на одном из ранее представленных вариантов. Такое изменение параметров потребовало кардинально переработать проект, зато удалось найти новое оригинальное решение.
Пять таунхаусов - два отдельно стоящих и три, с блокированными нижними апартаментами, - расположились кругом по периметру квартала, а между ними в центре на уровне второго этажа возникло озелененное перекрытие. Под ним авторы «спрятали» всю инфраструктуру – парковки и различные объекты сферы услуг. А заодно апартаменты верхнего уровня получили отдельные выходы на улицу, как и положено в «нормальных» таунхаусах. В конечном варианте остались здания мягких, обтекаемых форм, позволивших расставить объекты так, чтобы с точки зрения инсоляции все объемы оказались в равном положении.
Среди основных сложностей, которые пришлось преодолевать в процессе участия в конкурсе, архитекторы «Атриума», как и другие авторы, отмечают нововведения в техническом задании, появлявшиеся не только между двумя турами, но и на завершающей стадии работы. Например, в какой-то момент финалистам, проектирующим таунхаусы, было предложено сделать их стандартно двухэтажными, потом вернулось условие «четыре этажа». «Было понятно, что конкурс являлся средством уточнения задачи, но для некоторых участников, прошедших в финал, изменение «правил игры» оказалось несовместимым с их ключевой концепцией и лишило шансов на победу. Хотелось бы более четких формулировок», - отметил главный архитектор и директор мастерской Антон Надточий.
Официальный сайт бюро: atrium.ru
Другие публикации из серии:
Концепция жилого квартала №1 «Архитектурной группы ДНК»: продолжение серии публикаций работ победителей конкурса на проектирование жилых кварталов района «Технопарк» в инновационном центре «Сколково».
Участники первого этапа конкурса могли предложить вниманию жюри проекты всех трех типов кварталов района «Технопарк», максимум – по два варианта. Авторы из «Архитектурной группы ДНК» – Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Баранова – не поленились и разработали: два квартала с многоквартирными домами, два – с таунхаусами и еще один – с коттеджами. В полуфинал, а затем и в финал, попал их круглый многоквартирный дом, который соревновался с еще двумя домами-кольцами. Неудивительно, что подобных решений было несколько – для кварталов-островов кольцевая форма периметральной застройки кажется наиболее естественной и логичной. У нее много преимуществ: квартиры имеют виды либо на лес, либо во двор-парк, нет ситуации «окно в окно», и в пределах круга образуется просторная общественная территория.
Во втором туре «ДНК» казалось бы повезло – им оставили тот же самый большой квартал, в который архитекторы вписывали свою концепцию первоначально. Однако, в переработанном техническом задании содержались абсолютно новые параметры типов и площадей квартир, максимальное количество этажей было уменьшено до 5. Сохранить пропорции между полезной и общей площадью в рамках уже сформированной композиции оказалось не так-то просто. Сперва у архитекторов была идея с двойными фасадами – зеркальное стекло снаружи и белый растр внутри. Под внешней оболочкой-ограждением разместились бы по кругу балконы-галереи. В финальном варианте от них пришлось отказаться. На внешнем фасаде стеклянные ставни лоджий интегрированы в витражную структуру панелей из зеркального и прозрачного стекла. Чтобы подчеркнуть контраст между внешним и дворовым пространством, внутренний фасад обладает более сложной геометрией. Легкие волны идут по этажам в противофазе, образуя балконы или соответственно эркеры. Также благодаря данному решению повышается акустический комфорт, исчезает эффект эха.
Квартиры в этом доме запроектированы в основном малогабаритные ( до 100 кв. м), поскольку здание относится к самой экономичной из представленных конкурсным заданием категорий. Такое жилье рассчитано на сдачу в аренду молодым специалистам, студентам. Компактность апартаментов, по мысли архитекторов, компенсируется равномерно распределенными по круглому объему общественными террасами, устроенными в сквозных проемах на уровне средних этажей. Они могут функционировать как места встреч, общения обитателей дома и их гостей.
Располагает к прогулкам и отдыху на свежем воздухе и двухуровневая структура территории квартала. Здесь был максимально учтен холмистый рельеф участка, пересеченного «Серпантином» - главной дорогой района. На той же оси находится входная группа - купол, спроектированная Кадзуо Седзимой, и главный комплекс «Технопарка». В центре квартала, через который проходит главная дорога и другие пешеходно-велосипедные пути, расположена площадь с магазинами, кафе, общественными пространствами для проведения различных мероприятий. Объемы общественных зданий, парковка и остановка общественного транспорта, скрыты под холмом, через дорогу перекинуты пешеходные мостики. На поверхности остается непрерывный парк со спортивными и детскими площадками.
В этой работе жюри очень понравилась идея растворения дома в пейзаже. Зеркальные поверхности дематериализуют стены, превращают объем в бесплотный мираж, в котором на высоте вдруг может открыться окно и появиться человеческая фигура. После знакомства с первым вариантом проекта авторам было рекомендовано сохранить идею зеркальности, отразить в членениях фасада расположение квартир, увеличить визуальную проницаемость, чтобы лучше связать дом с окружением. Попадание в десятку победителей свидетельствует о том, что команда с этими требованиями справилась. По словам Константина Ходнева, директора «Архитектурной группы ДНК» и одного из авторов проекта, если бы организаторы конкурса более внимательно отнеслись к составлению технического задания, творческий процесс был бы для участников более продуктивным и быстрым. Но теперь это уже из области пожеланий на будущее.
Официальный сайт архитектурного бюро: dnk-ag.ru
Подведение итогов конкурса на проектирование жилых кварталов района «Технопарк» инновационного центра «Сколково» стало одним из самых значительных архитектурных событий прошлого месяца. Проектом авторского коллектива под руководством Д.В. Буша мы открываем серию публикаций работ победителей.
Подробную информацию о ходе конкурса и анализ его итогов публиковали наши коллеги на портале archi.ru. Комплексную и, надо заметить, на редкость позитивную оценку его результатов дал архитектурный критик и член сколковского градостроительного совета Григорий Ревзин (Коммерсантъ-Власть, 26.03.2012, №12 (966)). Мы решили развернуто, в нескольких постах, представить победившие проекты, поговорив с авторами об опыте участия в этом первом открытом конкурсе, проведенном «Сколково». Какие типологии домов из трех предложенных – многоквартирники, таунхаусы, коттеджи – они разрабатывали и почему? Какие трудности преодолевали? Какие впечатления оставило проведенное соревнование? Одним из первых откликнулся коллектив под руководством Буша Дмитрия Вильямовича. На вопросы архитекторы ответили лаконично, но прислали подробнейшую презентацию проекта, отличающегося затейливой, однако, как обстоятельно доказано в пояснительной записке, весьма эффективной объемно-пространственной композицией.
В ГУП МНИИП«Моспроект-4» Дмитрий Вильямович возглавляет мастерскую, специализирующуюся на строительстве масштабных спортивных сооружений. Его команда закономерно сосредоточилась на проектировании самых крупных жилых объектов – многоквартирных домов. В соответствии с дизайн-кодом, разработанным архитекторами-кураторами «Технопарка» Жаном Пистром и Мохсеном Мостафави, жилые кварталы на плане района выглядят как рассыпанные по лесу круги и полукружия разных размеров, соединенные нитями дорог. Коллектив под руководством Буша еще на первом этапе придумал хитроумную планировочную схему, которая за счет модульного устройства теоретически могла бы вписаться в любой из этих кварталов. А условиями конкурса предполагалось, что кварталы, распределенные между тридцатью финалистами, могут не совпасть с теми, что участники выбрали для себя на первом этапе, и, следовательно, будут иметь другие размеры и конфигурацию.
Объемно-пространственная композиция, предложенная в данном случае, – это такое красивое геометрическое упражнение. Модульная единица – жилой объем в виде призматоида с наклонными верхней и нижней гранями. Из четырех призматоидов складывается ромбовидный блок, который соединяется с аналогичными, как показано на схеме, образуя прямоугольные дворы. Из таких элементов вырастает эффектная кристаллическая структура, потенциально готовая расширяться до бесконечности.
В заданный на финальном этапе круг архитекторы вписали 16 полных и 16 неполных жилых модулей – 5-этажных домов. Все они сообщаются между собой галереями-переходами. Окна галерей выходят во внутренние ромбические дворики, а квартиры «смотрят» в большие прямоугольные. Все внутренние дворы проницаемы за счет того, что наклонные нижние грани модулей одним ребром опираются на фундамент, а другим – на конструкции соседнего дома в месте пересечения с ним. Квартал можно пройти насквозь как по внутренним галереям, так и через открытые дворы. В цокольных этажах центральных зданий и в нижней части периметральных блоков запланированы различные объекты инфраструктуры. Продуман доступ для автомобилей, в том числе спецтранспорта. В цокольных этажах центральных зданий и в нижней части периметральных блоков запланированы различные объекты инфраструктуры. Имеется подземная автостоянка.
Среди экологических решений, в комплексе обеспечивающих застройке серебряный LEED, особое внимание уделено снижению теплопотерь. На это работают буферные пространства – остекленные галереи и помещения в нижней части под жилыми этажами, а также многоступенчатый силуэт зданий, который обеспечивает снижение скорости движения и турбулентности воздушных потоков и ветрового давления. Кроме того, предусмотрены: использование возобновляемых источников энергии, переработка дождевой воды, система естественной вентиляции.
В соответствующую условиям конкурса стоимость строительно-монтажных работ (без учета отделки она составляет не более 28 тысяч рублей за кв. метр) удалось вписаться во многом балгодаря все той же модульной структуре, предполагающей использование однотипных конструктивных элементов. Рациональная унификация сошлась в этом проекте с визуальным разнообразием: кристаллическая композиция и неочевидный «с земли» алгоритм установки модулей создают внутри квартала сложно предсказуемую игру объемов, как бы сталкивающихся, наезжающих друг на друга, то закрывающих обзор, то раскрывающихся в ландшафт. Возможно, именно такое сочетание характеристик принесло команде безоговорочную победу. Как сообщает Григорий Ревзин, за этот проект жюри проголосовало единогласно.
У самих архитекторов от участия в конкурсе впечатления - исключительно положительные. Самым сложным, как они написали, было в целом создание жилой среды нового качества, отвечающей характеру инновационного центра «Сколково». Их проект не претерпел радикальных преобразований между первым и вторым этапами, когда в условия конкурса вносились существенные коррективы. Изменение технико-экономических показателей, в частности снижение этажности многоквартирных домов с 7 до 5 этажей, не повлияло на общий замысел. Из пожеланий по доработке, которые члены жюри индивидуально озвучивали финалистам, была названа только просьба уточнить систему входов в дома. Примечательно, что в данном случае, несмотря на присутствие мастера-лидера, архитекторы подчеркивают коллегиальность своей работы. И ответы на наши вопросы в письме тоже были подписаны всеми именами авторов проекта: Дмитрий Буш, Алексей Орлов, Владислав Тулупов, Антон Заключаев, Алексей Рюмин, Владимир Алёхин, Ирина Гришина, Дмитрий Хомяков, Ирина Бердникова, Константин Заиграев.
Задание - разработать архитектурную концепцию жилых кварталов района «Технопарк». Заявки на участие принимаются до 16 ноября.
На предшествующем этапе проектирования новый подмосковный наукоград был разделен на четыре района (D1, D2, Университет, D4) и две зоны (Зона «Ландшафт», Центральная/Въездная Зона). Ранее предполагалось, что каждое из пяти научных направлений ( IT, биомедицина, технологии энергоэффективности, ядерная энергетика, космос ), которые здесь «поселятся», займет свою обособленную территорию-кластер. В процессе проработки мастер-плана, созданного компанией АРЕП, было решено отказаться от принципа монофункциональных образований. Сейчас более эффективным представляется смешение в каждом из районов разных дисциплин. За архитектуру вышеназванных частей города отвечают кураторы из «звездных» западных и российских бюро. Территориальное распределение их ответственности таково: SANAA и OMA занимаются Центральной/Въездной Зоной, Herzog & de Meuron - Районом Университета, Valode & Pistre и Mohsen Mostafavi - Районом Технопарка (D2), Проект Меганом и Stefano Boeri Architetti – Районом D4, Speech (Сергей Чобан и Сергей Кузнецов) и David Chipperfield Architects – районом D1, Michel Desvigne Paysagiste - Зоной «Ландшафт».
Кураторы разрабатывают для своих территорий дизайн-коды, проектируют ключевые здания и возглавляют жюри открытых конкурсов на разработку остальных объектов. Серию таких конкурсов открыл председатель Градсовета - французский архитектор Жан Пистр, соруководитель бюро Valode & Pistre. На выставке «Зодчество» он обнародовал общую планировочную структуру «своего» Района – D2. Главным объектом здесь является комплекс «Технопарк и ключевые партнеры» - прямоугольные объемы офисов и лабораторий, четкой сеткой распределенные по обе стороны центрального бульвара. На извилистые линии подступающих к ним дорог нанизаны круги жилых кварталов. Одни «круги» предназначены для таунхаусов, другие – для многоквартирных домов, третьи – для индивидуальных коттеджей. Островки кварталов окружены лесом. Участники объявленного конкурса на первом этапе должны предложить концепцию жилой застройки минимум одного из трех типов кварталов.
На втором, закрытом, этапе 30 оставшихся конкурсантов будут проектировать для выделенных кварталов объекты инфраструктуры. Все участники второго тура получат вознаграждение в размере 20 000 долларов США. С победителями - десятью-пятнадцатью финалистами - будут подписаны контракты на участие в проектировании.
Условия, программа и другая информация по конкурсу доступны на официальном сайте Фонда «Сколково»: i-gorod.com
Новая веха в создании Инновационного центра: Градостроительный совет «Сколково» привлекает к проектированию российских архитекторов.
Этой теме было уделено немало внимания на прошедшей Арх Москве. Масштабная экспозиция, представляющая конкурсные проекты мастер-плана иннограда, встречала посетителей сразу при входе в ЦДХ. На одной стене, выстроенной в холле, разместились проекты западных компаний, которые были близки к победе (Jurong, Sweco, Royal Haskoning Mecanoo, ARUP и OMA), а также выигравший проект французской компании AREP. С другой стороны был изображен «Гиперкуб» - информационный центр, который отдельно разрабатывает для иннограда бюро Bernaskoni.
Нашумевшему вопросу строительства «Сколково» была посвящена и лекция Григория Ревзина, входившая в программу выставки. Архитектурный критик в общих чертах пояснил, как формировалась градостроительная концепция до сих пор, и как представляет ее дальнейшее развитие Градостроительный совет «Сколково». Напомним, что Григорий Ревзин вошел в него по приглашению сити-менеджера Виктора Маслакова, после того как опубликовал довольно жесткую статью, посвященную итогам вышеупомянутого конкурса. В статье критике подвергался тот факт, что отечественные архитекторы не имели возможности даже поучаствовать в соревновании. Сегодня, как рассказал Ревзин, роль российских специалистов в строительстве нового наукограда может возрасти.
Как известно, в основе проектного предложения AREP лежит концепция пяти поселений. Весь участок вдоль Минского шоссе французы разделили на пять деревень, объединенных в местах их пересечений площадями и одной общей дорогой. Каждая деревня представляет собой отдельный кластер: IT, биомедицина, технологии энергоэффективности, ядерная энергетика, космос. В центре – университет. Теперь предстоит проработка деталей. Градсовет решил «распределить» отдельные территории «Сколково» по кураторам. Наряду с притцкеровскими лауреатами Кадзуо Седзимой, Пьером де Мероном, Ремом Колхасом и другими западными архитекторами (Жаном Пистром, Дэвидом Чипперфильдом, Стефано Боэри) в группу кураторов вошли Сергей Чобан и Юрий Григорян.
Предполагается, что Чобан с Седзимой возьмутся за юго-западный участок, Боэри и Григорян – за северо-восточный, центр достался Колхасу, университет – Пьеру де Мерону, университетская площадь – Чипперфильду, оставшуюся зону курирует Жан Пистр. Что делают кураторы? Они задают для своих районов высотность, плотность, дизайн-код и проектируют один-два знаковых объекта (не более 30% застройки района). Остальное предполагается отдать российским архитекторам. На начальном этапе их будут отбирать по итогам конкурсов портфолио. Далее планируются заказные конкурсы на все значимые объекты, для молодых архитекторов – открытые конкурсы на малоэтажные жилые дома, клубы, поликлиники и т.п. – всего порядка двадцати конкурсов. Изначально их планировалось более семидесяти. Однако организовать такое количество соревнований в течение двух лет, по оценке Союза архитекторов, к которому Градсовет обратился за помощью, невозможно.
Главная задача ответственных за наукоград в данный момент – понять, что именно и в каких масштабах будет строиться. Ясно, что каждому району нужны офисы, лаборатории, жилые дома. Но нет ясности, какие и сколько. Кураторы должны подготовить свои эскизы к 30 сентября. После будет дан старт конкурсной программе. Уже сейчас архитекторы могут зарегистрировать свое в ней участие. Есть даже предварительный список конкурсных объектов.
В конце лекции Ревзина спросили, верит ли он в этот проект. Член Градостроительного совета ответил, что в «Сколково», несомненно, будут построены какие-то дома и офисы, но поможет ли это российской науке, он не знает.
Официальный сайт Фонда развития Инновационного центра «Сколково»: i-gorod.com
«Градостроительная политика Москвы: новые правила игры», - так звучала в этом году тема «Завтрака архитектора» - встречи, традиционно проводимой компанией «Экспо-парк» во время архитектурной выставки.
Если бы на встречу пришли приглашенные на нее представители московских властей, получившаяся беседа, возможно, имела бы больше смысла. По-крайней мере, собравшимся (архитекторам, застройщикам, риэлтерам, журналистам), было у кого спросить, как, например, «Декрет о пересмотре всех выданных разрешений на снос зданий в центре города» повлияет на судьбу тех, кто уже получил эти разрешения законным образом, потратился на согласования, инвестировал средства в проекты? И как будет разрешено множество других старых и новых противоречий?
В отсутствие чиновников участникам разговора оставалось задавать эти вопросы самим себе и гадать, какие же правила игры устанавливает новая власть.
Вроде бы задача действовать на благо москвичей у неё осталась, а вот механизмов взаимодействия с обществом (благодаря которым власть могла бы узнать, во благо ли обществу её шаги) нет. Из-за этого возникают неожиданные, в недавнем прошлом невиданные, альянсы власти с общественными институтами – например, непримиримым «Архнадзором».
Нам было интересно, как реагирует на эти изменения наша архитектурная элита – лучшие архитекторы Москвы, крупные игроки рынка недвижимости.
Большинство не замечает никаких изменений или считает их несущественными. Максим Гасиев, региональный директор по торговой недвижимости компании Colliers International, отметил некоторые перемены (по его словам, «сейчас нельзя через архитектора договориться с властью, как было раньше» ). При этом он «оптимистично смотрит на будущее» и, в частности, уверен, что от опрометчивого решения запретить в центре Москвы строительство домов большего объёма, чем здания, прежде стоявшие на их месте, скоро откажутся, поскольку, чтобы осуществлять крупные проекты, строить эстакады и т. д., нужны деньги, а деньги – «у частного капитала».
Алексей Белоусов, коммерческий директор Capital Group, полагает, что дома, построенные до 1985 года (60% московской жилой застройки) для современного образа жизни непригодны. «90% непригодны!», – добавляет архитектор Сергей Скуратов.
Но при этом никто не поднял вопрос, на какие деньги может быть проведена реконструкция города, в эстетическом смысле, конечно, желательная. Прекрасно стремление архитекторов улучшить жизнь рядового москвича – сделать ему квартиру в полтора раза больше, построить подземный гараж. Но вряд ли рядовой москвич сможет оплатить такую большую разницу в качестве жизни. «При Лужкове» реконструкция спальных районов проходила так. Инвестор сносил пятиэтажки с тесными и неудобными квартирами. На их месте строил двадцатиэтажки, куда бесплатно переселяли жителей пятиэтажек. Остальные квартиры в двадцатиэтажках покупали любители вкладывать средства в инвестиционный квадратный метр (сначала – люди, потом всё больше – компании и банки). Сейчас уже и квадратный метр не такой инвестиционный, и любители вкладывать в него поредели, а застройщики и архитекторы-объёмщики всё стоят над спальными районами, засучив рукава, готовые хоть сегодня начать их грандиозное обновление.
Общая мысль многих участников беседы – власть не интересуется мнением профессионалов. Василий Бычков, директор «Экспо-парка» и ведущий дискуссии, единственный видел в инициативах московского мэра что-то полезное, но преодолеть скептицизм собеседников он не смог.
Самый известный архитектурный журналист Григорий Ревзин недавно написал возмущённую статью о том, что русским архитекторам не дали шанса участвовать в проектировании иннограда «Сколково». Прочитав статью, руководство фонда «Сколково» решило пригласить Григория Ревзина в градостроительный совет, где тот добился для русских архитекторов исключительного права участвовать в конкурсах на рядовую застройку иннограда. Историк архитектуры Наталья Золотова выразила сомнение в том, должен ли этим заниматься журналист? Ему ведь положено писать статьи, а заседать в градостроительных советах должны профессионалы.
За Григория Ревзина заступилась куратор и архитектурный критик Елена Гонсалес. Но не нашлось у неё добрых слов для движения «Архнадзор», чьё нетвёрдое и, возможно, иллюзорное влияние на московскую власть привело к тому, что власть готова нарушать законные права владельцев зданий, которые защищает «Архнадзор».
Участники беседы, во многих вопросах непримиримые спорщики, согласны друг с другом в одном: большинство не верит, что в силах что-то изменить, не хочет сотрудничать с властью и не вдумывается в возможности, которые открывает перед ними меняющаяся ситуация. Пожелания, как поправить дела («меньше коррупции!», «больше конкурсов!», «пусть архитектор помнит о своей ответственности перед обществом!») – прекрасные пожелания, но слово в слово те же, что были пять лет назад. Остается лишь надеяться, что в период перемен профессиональное сообщество сумеет консолидироваться и выработать грамотную стратегию взаимодействия с новым городским руководством.
С 27 по 29 мая в центре дизайна «Artplay на Яузе» пройдет фестиваль архитектуры и дизайна Monitor.space, организованный журналом Monitor и Фондом современного дизайна Monitor Book/Box.
Цель форума — создание площадки для общения профессионалов в этой сфере, а также всех, кто интересуется дизайном и архитектурой.В программе фестиваля выставки, конкурсы, мастер-классы и семинары. Например, в рамках мероприятия пройдет выставка архитектора Бориса Бернаскони Hypercube, на которой будет представлен проект так называемого «Гиперкуба Сколково». Этот своеобразный информационный терминал, как и сам инноград Сколково, создан с учетом принципов четырех «Э»: эргономичности, энергоэффективности, экологичности и экономичности. Кроме того, 28 мая, в субботу, состоится мастер-класс Бернаскони «Создание сценария жизни здания будущего».
«Экоофис» - так называется конкурс на создание проекта офиса из соломы, объявленный центром «Artplay на Яузе». Это экологически чистый и дешевый строительный материал, за которым, как уверены организаторы, будущее. А еще в выходные состоится конкурс на разработку дизайнерской коллекции скетчбуков.
В течение трех дней дадут мастер-классы и проведут семинары такие персоны, как известный рекламист Константин Гаранин («Маркетинг в архитектуре»), дизайнер и художник Игорь Гурович («Как прослыть гениальным за один год»), арт-директор «Студии Артемия Лебедева» Тимур Бурбаев («Промышленный дизайн завтра»), архитектор Евгений Асс («Стена»), дизайнер Андрей Жарницкий («Новые уникальные материалы в дизайне») и другие.
Официальный сайт фестиваля: monitorspace.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.