QR-ход

03.09.12
11:15
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (10879)

Авторам экспозиции i-city/i-land, представленной в Российском павильоне на 13-ой Венецианской биеннале архитектуры, удалось придумать формат, в котором архитектуру еще никогда не показывали.

За несколько недель до Биеннале на встрече с журналистами комиссар павильона Григорий Ревзин, кураторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (бюро SPEECH) пообещали экспозицию, какой у России еще не было. Выбранная тема – государственный проект Инновационного Центра «Сколково» – подразумевала демонстрацию состоятельности страны, ее технологической и архитектурной конкурентоспособности. Со слов спикеров было не очень ясно, в какой форме будут представлены архитектурные концепции, разработанные для иннограда международной командой известных архитекторов. Говорилось о некой зрелищной орнаментально-световой инсталляции и новых информационных медиа. Особенно заинтриговали слова Сергея Чобана: «Войдя в залы, с первого взгляда о «Сколково» вы вообще ничего не поймете».

27 августа павильон России был официально открыт, и перед публикой предстала выставка действительно необычного формата. Она состоит из двух пространственно независимых, но связанных по смыслу частей. В цокольном этаже развернута экспозиция i-land, посвященная 37 советским наукоградам, построенным в сталинские и хрущевские времена. Многие из них до 1990-х годов в силу военной специфики разработок были засекречены, что навело кураторов на мысль обыграть экспозицию в духе «бондианы».

Черные стены в двух залах прорезаны россыпью светящихся кружочков. В самых больших отверстиях на уровне глаз – фотографии наукоградов. За счет зеркального пола пространство выглядит бездонным, и кажется, что ты наблюдаешь за городами не то из космоса, не то из какой-то фантастической шпионской комнаты. А там - за линзами-иллюминаторами - что-то происходит в лабораториях, идут тренировки космонавтов, дымят предприятия. На улицах стоят своеобразные памятники – баллистические ракеты, «Катюши». Застройка в этих городах была в основном типовой, панельной, архитектура - анонимной. Где-то в центре разбит парк, но границы при этом могут быть обозначены колючей проволокой или открытыми трубами теплотрассы.

В общем, не очень уютной, судя по фотографиям, была среда, в которой трудились «гениальные невидимки», как назвал советских ученых, работавших в закрытых институтах, Роберт Рождественский. Его стихотворение «Людям, чьих фамилий я не знаю» процитировал в интервью archplatforma.ru Сергей Чобан. «Главное, в чем я вижу преемственность между существующими городами и будущим, - научная культура страны, ее интеллектуальные ресурсы. Но если раньше ученые были оторваны от общества, их имен никто не знал, то сейчас все должно быть по-другому. Для жизни и работы инноваторов в Сколкове планируется создать комфортную, экологичную, способствующую коммуникации среду, и во второй части экспозиции - i-city - мы постарались передать разницу между прошлым и будущим», - пояснил куратор.

Чтобы почувствовать разницу, нужно было подняться на второй этаж и очутиться… в анфиладе трех абсолютно пустых залов, тотально покрытых орнаментом из квадратиков QR-кодов. Они без конца повторялись в перфорации металлических панелей на стенах и потолках и в рисунке отшлифованных до зеркального блеска полов. Центральный зал при этом превратился в полусферу-купол с окулюсом. Вместе с постоянно меняющейся подсветкой, бликами и отражениями все это производило сильный, слегка психоделического свойства эффект.

QR-код -выразительный знак информационной эпохи выступил здесь не только декором, созвучным идее инновационного города. В ажурные квадратики, которые то загорались, то гасли на стенах все вместе и поочередно, был зашит огромный объем информации об архитектуре «Сколково» - от генерального плана до транспортной инфраструктуры, от имиджевых объектов Седзимы, Чипперфильда, Колхаса до жилых домов, придуманных победителями конкурса на кварталы «Технопарка». Для считывания кодов (программное обеспечение разработала российская компания TreeLev ) на входе выдавались планшетники: наводишь на светящуюся штриховку – на экране открывается 3D-картинка или видео.

Интрига в том, что QR-коды с разными проектами сменяются каждые 30 секунд, по их абстрактному рисунку невозможно понять, какую презентацию удастся «поймать». Осмотр экспозиции, таким образом, превращается в игру, виртуальный паззл. Вряд ли кто-то из посетителей выставки просмотрел все 35 презентаций, однако, весь контент можно было унести с собой в виде значка с QR-кодом, ведущим на сайт, где можно подробно ознакомиться со всеми проектами.

В реальности структура будущего иннограда сама еще подобна «паззлу» со многими неясными деталями. Не очень понятно функциональное наполнение некоторых эффектных объектов западных звезд, сроки и задания будущих конкурсов, очередность строительства (кроме того, что этой осенью должен быть открыт объект «Гиперкуб» по проекту бюро BERNASKONI, а к саммиту G8 в 2014 году - построены кварталы, в которых разместятся его участники), поэтому такая мозаичность подачи, на наш взгляд, в каком-то смысле отвечает актуальному состоянию проекта. Экспозиция i-city скорее явила обобщенный образ-символ высокотехнологичного мира, в котором люди новым способом взаимодействуют с информацией. Примечательно - то, в какую «упаковку» оказалось завернутой информация о суперсовременной архитектуре.

Разница между научными центрами прошлого и городом будущего, о которой говорил Сергей Чобан, передавалась через контрастное восприятие пространств: «Внизу, в темноте, посетители разобщены, рассматривают фотографии наукоградов, стоя друг к другу спинами. Архитектура верхней части экспозиции интерактивна, располагает к общению, обмену впечатлениями. Купол работает как мощная объединяющая форма».

Купольная конструкция, регламентированная орнаментом-сеткой, сама по себе служит QR-кодом для культурной памяти. Первым делом на поверхность, конечно, всплывает ассоциация с Пантеоном -  oculus, квадратики кодов, отлично подменяющие собой классические кессоны, пропорции пространства. Что может означать классицистическая оболочка для зашитых в нее изображений современной архитектуры? Символический пропуск во вневременность или приобретение статуса «иконы» своего времени? Виртуальное избавление от риска морального устаревания к моменту реализации? Классицистическое начало в данном случае прочитывается и как символ ясного, рационального мышления, свойственного технократическому обществу.

Кроме того, купол, интегрировавший стены и потолок, по форме приближается к полусфере, которая в свою очередь, благодаря игре света и отражений на зеркальном полу, с определенных точек иллюзорно превращается в сетчатый шар. Шар – любимая форма мастеров бумажной архитектуры со времен Булле и Леду. Вспомним, что к теме сферы бюро Speech однажды уже обращалось - в инсталляции «Глаз архитектора» (ее, кстати, реализовала та же компания Tatlos, что выполнила панели со световой начинкой для i-city).

Еще одна любопытная, самая близкая по времени и географии аналогия напомнила о себе, оказавшись по иронии судьбы совсем рядом - здесь же на Биеннале. В павильоне Англии молодые архитекторы выставили как источник своего вдохновения альбом с графикой Александра Бродского и Ильи Уткина. Там есть работа «Музей исчезнувших домов» - помещение, расчерченное сеткой ниш, в которых размещены модели древних заний. Еще есть «Мост» - странный купол в расщелине, изнутри тоже испещренный изображениями элементов классицистической архитектуры.

 

Впрочем, пространство i-city можно было трактовать как музейное, и не ходя такими окольными путями. Однако пересечение получилось интересное: у Бродского с Уткиным - утопический музей архитектуры, которой уже нет (или и не было вовсе), а здесь - готовый, реальный музей архитектуры, которой еще нет ( но, наверное, будет). Важно, что этот музей может быть перевезен и собран в другом месте, в том же «Сколково», и контент его способен обновляться вместе с развитием проекта.

В заключение скажем, что выставка получилась не только богатой на значения и прочтения, но завораживающе красивой по сценографии. Несколько отвлеченный, математический характер этой красоты компенсировался живым, интерактивным началом. Его «считало» международное жюри Биеннале и вручило павильону России особую премию (special mention), отметив «диалектический подход к прошлому, настоящему и будущему страны», а также мистериальность пространства и увлекшую зрителей «игру в цифровой шпионаж».

Сергей Чобан получает Премию на церемонии награждения участников Венецианской биеннале.

Авторы экспозиции i-city/i-land: Сергей Кузнецов (сокуратор), Григорий Ревзин (комиссар), Константин Чернозатонский (программное обеспечение TreeLev), Валерия Каширина (cокуратор), Сергей Чобан (куратор).

На открытии павильона России (фото Елены Петуховой)

 

Полный фоторепортаж можно посмотреть здесь

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(10879)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey