Витрина большой страны

28.03.16
21:03
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (4477)

28 марта в пресс-центре ТАСС комиссар, куратор и сокуратор Павильона России на Венецианской архитектурной биеннале «приподняли занавес» над проектом национальной экспозиции.

Фото Василий Буланов

В декабре 2015 года стало известно, что экспозиция Павильона России на предстоящей Венецианской биеннале (28 мая — 27 ноября) будет посвящена ВДНХ. Почему именно этот объект оказался в центре внимания? Как он пересекается с общей темой «Репортаж с фронта», заявленной куратором биеннале Алехандро Аравеной? Какие аспекты прошлого, настоящего и будущего грандиозного комплекса, и каким образом, будут представлены в специфическом пространстве, созданном еще в 1914 году по проекту А.В. Щусева? На эти и другие вопросы отвечали на состоявшейся сегодня пресс-конференции в ТАСС комиссар павильона России Семен Михайловский (директор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Российской академии художеств), куратор павильона России Сергей Кузнецов (главный архитектор Москвы) и сокуратор Екатерина Проничева (генеральный директор ВДНХ).

Фото Василий Буланов

Экспозиция будет носить название V.D.N.H. URBAN PHENOMENON. Главный смысл латинского написания русской аббревиатуры через точки, судя по комментарию Семена Михайловского, состоит в том, чтобы посетителям биеннале было легче запомнить аутентичное название выставки и без труда найти информацию о ней в Интернете. Расширение URBAN PHENOMENON, добавленное Сергеем Кузнецовым, раскрывает выбранный угол зрения. ВДНХ будет представлена как феноменальное городское явление, уникальный исторический ансамбль, который сегодня переживает ренессанс, и интерес к нему может объясняться уже этим. Кроме того, данный объект отлично поддается рассмотрению с точки зрения, предложенной Аравеной. Чилийский архитектор, ставший в этом году Притцкеровским лауреатом, по словам Сергея Кузнецова, является символической фигурой нашего времени и проводником идеологии, «которая говорит не о дизайне, стилистике и внешнем виде архитектуры, а о ее социальном, экономическом и политическом аспектах».  

Фото ВДНХ

Комплекс ВДНХ, созданный в 1939 году, в советское время был не просто Выставкой достижений народного хозяйства, повествует кураторский манифест, а социальным проектом – моделью идеального мира, объединяющего людей разных народностей, предоставляющего всем равный доступ к информации, впечатлениям, разнообразным возможностям досуга. Это место всегда было популярным и многолюдным, однако перемены, происходящие в стране, влияли на то, что именно он мог предложить своим посетителям. В 1990-х, когда комплекс превратился в большой хаотичный рынок, на первый план вышли консюмеризм и незамысловатые развлечения, при этом территория, ее архитектурные памятники и ландшафт деградировали.

Фото Павел Нефедов

В настоящее время Москва, взявшая управление ВДНХ в 2014 году, ставит цель превратить территорию площадью 500 га в универсальный культурно-образовательный центр, где всем горожанам и гостям столицы, будет доступен широкий спектр сервисов – культурных, спортивных, рекреационных. В борьбе за качество архитектуры и жизни в городах Алехандро Аравена объявил главной урбанистической ценностью общественные пространства. На ВДНХ создается общественное пространство нового качества, где борьба за аудиторию ведется интеллектуальными инструментами, и линия фронта, пояснил главный архитектор Москвы, проходит в каждом посетителе, в том, что он будет готов воспринять от обновленной территории. В этом заключается суть кураторской концепции. Аравена с ней уже ознакомился, и подтвердил, что она полностью соответствует его месседжу, признался даже Cергею Кузнецову, что у него мурашки побежали от того, насколько точно его поняла команда российского павильона.

Фото Павел Нефедов

Будущее ВДНХ будет преподнесено публике как лаборатория, где придумываются и апробируются новые городские смыслы и форматы, которые потом могут использоваться и за ее пределами. Важной частью экспозиции станут исследования, предполагающие различные сценарии развития комплекса, проведенные российскими архитекторами, урбанистами, социологами и специалистами из других областей, а также мнения и идеи представителей мирового сообщества.

Фото: Василий Буланов

Екатерина Проничева в своем выступлении подчеркнула, что большая часть работы по перепрограммированию территории ведется в диалоге с горожанами и экспертами, и экспозиция на Венецианской биеннале тоже должна стать форумом, местом дискуссий и обсуждения. «Когда в 2014 году Москва получила ВДНХ, перед нами встало много вопросов. Как жить с архитектурным наследием советской империи? Как внедрить новые функции? Как город мечты должен взаимодействовать с жителями, посетителями? Это пространство являлось витриной большой страны, и такие ожидания от него остались, поэтому оно должно предъявлять самые передовые, лучшие практики, и сейчас мы понимаем, что это культурные практики. В планах развития, особенно архитектурного ансамбля центральной части  –  музеефикация павильонов и создание в них центров, где посетители смогут увидеть самые интересные, актуальные выставки», – поделилась она тем, что в ближайшее время ждет комплекс.

Фото: Павел Нефедов

В стремлении сохранить интригу и эффект премьеры спикеры старались не углубляться в детали содержания и дизайна экспозиции. Рассказали только, что история будет развернута во всех пяти залах разделенного на два уровня павильона. Богатую «материальность», синтез искусств комплекса представят некие артефакты, и в связи с этим в проект вовлечена большая команда художников, скульпторов и других мастеров. Великолепие ансамбля ВДНХ будет также продемонстрировано посредством мультимедийной инсталляции, созданной по «последнему слову техники».

Вверху и внизу: С. Кузнецов, рабочие эскизы к экспозиции

Семен Михайловский проанонсировал участие в проекте студентов различных вузов. В частности, публика увидит посвященные павильонам аналитические рисунки студента третьего курса Института имени И.Е. Репина Алексея Резвого. «Молодые люди сегодня открывают для себя ВДНХ, как когда-то, в XVIII веке, лондонское «Общество дилетантов» открывало памятники античности», – заметил комиссар.

Рисунок Алексея Резвого

Выставка в Павильоне России обещает стать открытием и для большинства посетителей биеннале: феномен ВДНХ заключается и в том, что, несмотря на все величие и размах, этот комплекс не слишком известен за рубежом. Однако у всех иностранных экспертов, которым его показывали, как говорят кураторы, он неизменно вызывал восторг, что позволяет верить в успех российского павильона и на XV Венецианской архитектурной биеннале (о предыдущих удачных экспозициях России см. здесь и здесь).

 

 "ВДНХ - материнская плата"

 

 

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(4477)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey