Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Александр Скокан :: Архплатформа

TAG: Александр Скокан

Город 100 городов

03.07.15
17:43

Архитектор Александр Скокан – о больших конкурсах, спорных проектах, многоликой Москве, ее реках и актуальной сфере интересов АБ «Остоженка».

В этом году экспозиция «Архитектор года» на АРХ Москве была отдана команде, одним из лидеров которой является Александр Скокан. Мы попросили его высказаться на главную тему выставки – о московской градостроительной политике и о том, какую позицию занимает в текущем архитектурном процессе АБ «Остоженка».

АЛЕКСАНДР СКОКАН:

Большие конкурсы

Международные конкурсы, собирающие тысячи проектов со всего мира, важны скорее для саморазвития, поскольку позволяют решать задачи, не связанные с нашей действительностью. Попытаться понять, почувствовать другую культуру, историю – это профессионально интересно.

Парламентский центр в Мневниках

В таких делах мы стараемся не участвовать. Разве что интересно поговорить, зачем это затевалось, почему и как. Если помните, два года назад к Москве присоединили территорию больше, чем сама Москва. Одним из локомотивов  освоения этой территории называлось строительство правительственного парламентского центра, который должен был располагаться в местечке под названием Коммунарка. И никого тогда не смущала непростая и трагическая история этого места.

Как теперь стало ясно, это была разводка – ни парламентского, ни правительственного центра не будет, а там ведётся обычное коммерческое строительство. Так что наш Парламентский центр – это Троянский конь. Теперь для него выбирается территория поймы. Я готов биться об заклад, что там тоже не будет никакого парламентского центра, а будет коммерческая застройка. Причем в месте, которое ещё недавно имело статус природоохранной зоны. Кстати, этот статус с территории был снят при странных обстоятельствах. 

То, что это место неподходящее для парламента – очевидно. Там имеет смысл оставить парковую зону – как часть большого москворецкого парка, который начинается от Филевского парка и развивается вдоль Москвы-реки, включая Крылатское, Стрешнево вплоть до Тушино.

По нашему глубокому убеждению парламентский центр не должен быть ни в каком другом месте, кроме как в центре, рядом с Кремлем в Зарядье, где сейчас планируется разбить сомнительный и неуместный парк. 

Во время конкурса на Москву-реку организаторы уже вдогонку сообщили, что принято решение разместить в пойме Парламентский центр и призывали как-то на это отреагировать. Кто-то на это как-то отреагировал и что-то нарисовал. А мы сразу решили, что это ложная затея, и мы этого делать не будем, как не делали в конкурсе на Большую  Москву. 

Мне кажется, что такие ложные дела почему-то не случаются (Дворец Советов), и не надо на них тратить свои силы и энергию. Они не случатся по разным причинам: усугубиться кризис, зальет водой или найдут место получше. На уровне интуиции понимаешь, что незачем в этом участвовать. Хотя большинство коллег не согласны и делают свои предложения. Но это личное дело каждого – как реагировать на такие вызовы.

Конкурс на развитие территорий вдоль Москвы-реки

Все эти проекты не совсем проекты, а скорее набор тезисов или лозунгов. И многое зависит от того, насколько эти тезисы убедительно и наглядно поданы. В поставленной проектной задаче говорилось о необходимости создания «привлекательного образа» городской реки с целью привлечения к ней интереса и соответственно инвестиций. То есть что-то вроде Парка Культуры на 80 км по обоим берегам и сопровождающие его велосипедные дорожки.

Не отрицая полезности идеи, нельзя забывать, что река Москва, давшая своё имя городу, – это то, вокруг чего он возник и сформировался. И это не только благоустроенные набережные, но и природный комплекс, в который входит ещё 140 малых рек. И лишь месте с ними Москва-река способна выжить. И рассматривать проблему как просто дизайнерский проект благоустройства этой прилегающей территории – не совсем правильно. Важнее проследить, как река распространяется по городу с помощью притоков и проникает во все его уголки.

 
 
Мы постарались на нескольких примерах показать, как мы ту же самую Москву-реку в виде ее притоков и малых рек можем обнаружить в Ясенево, на Каховской, Севастопольском проспекте и т.д. И, может быть, не менее важно заниматься благоустройством этих территорий и возрождением малых рек. 
 
 
Бюро «Остоженка». Конкурсная концепция развития территорий вдоль Москвы-реки
 
 
 
А сейчас девелоперы сделают стойку на все территории, прилегающие к главной реке, и быстро все разберут и освоят. Но у нас есть еще очень много потенциально ценных территорий, если на них смотреть с такой заинтересованной девелоперской точки зрения. Например, долина реки Сетунь, которую мы не привыкли воспринимать как единую и цельную природную систему, а скорее как отдельные, не связанные между собой случайные городские фрагменты. А на самом деле ее нужно рассматривать как единую территорию. Это колоссальный экологический и девелоперский резерв. И таких рек много – Городня, Нищенка, Водянка, Синичка, Пономарка, Филька и другие. Из них Яуза с Лихоборкой уже более-менее в порядок приведены. Вот чем нам надо заниматься! И я убежден, что пройдет еще два года, и на какие-то из этих рек будет объявлен конкурс. И если мы будем живы и здоровы, то поучаствуем в этом конкурсе. 
 
 
У «Остоженки» есть большой проект в долине Сетуни – Многофункциональный комплекс и Центр художественной гимнастики Ирины Винер. Спортивный объект и здания под офисы, гостиницу и магазины – две самостоятельные части объекта, разграниченные и одновременно связанные диагональной улицей. Она соединяет участок с рекой. 
 
 

 
 
Многоликая Москва
 
Моя давнишняя идея, заключается в том, что есть обычный, ежедневный город, в котором мы живем и который хорошо знаем, а есть в этом городе еще много других городов. Например, если вы окажетесь где-то в привычном месте, но в необычное время, например на рассвете (особенно в весенние дни) – вы увидите совсем другой незнакомый город. Или когда вы въезжаете в город по железной дороге на поезде, то вы абсолютно дезориентированы и не представляете, где находитесь – мелькают заборы, мосты наискосок, странные дома и места – ничего не понятно. И если посмотреть на Москву с точки зрения железных дорог, то вы увидите, что внутри нашего привычного города, который мы хорошо знаем, лежит совершенно другой неизвестный, свернувшийся как железная змея или пружина. В столице есть и железный город, и речной, и множество других. Идея простая – каждый может открыть и любить свой город. В них можно открывать новые пути, создавать в них туристические маршруты
Кстати, в прошлом году с моей дипломницей мы делали проект по поводу одной из этого множества исчезнувших, «уснувших» речек, проследив ее маршрут. На нем оказался заброшенный стадион с парком и гараж Мельникова и другие достопримечательности, и все это вывело нас на берег Яузы неподалёку от «Винзавода» и других модных мест.
И когда мы делали первый конкурс на Большую Москву, с нами в нем участвовал Андрей Балдин (очень интересный человек – архитектор, историк и метафизик) и он выдвинул такой лозунг: «Москва –  это не город, Москва – это 100 городов». Это некая городская агломерация, которая даже не очень между собой и срослась. Я тоже когда-то провел такой опыт – ехал летом, не спеша, на такси куда-то в конец Ярославского шоссе и насчитал 7-8 довольно разных городов. До Садового кольца – один, от Садового до Рижского вокзала – другой, через железнодорожную реку – третий. Проспект Мира до памятника космонавтам – еще один, напротив ВДНХ – еще, за Яузой – вообще новый город. И каждый из них – со своим характером и лицом. 
Мы планируем сделать книгу по следам речного конкурса. Там Балдин расскажет нам о том, что Москва – это не только100 городов, но и 100 рек. Даже если эта мысль литературная, мне кажется, что она интересная. Город вечерний, дневной, зимний, летний. Пример из сказок «Тысяча и одна ночь» – когда люди уходили из города на ночь, в него приходили обезьяны. И это были разные города. 
Идея о множестве городов в одном пришла мне в голову, когда я работал неподалёку от станции метро Маяковская. Когда я приезжал на работу вовремя – то это была просто станция метро, заполненная толпой людей, которые ничего вокруг не замечали, а бежали густым потоком, сбивая друг друга с ног. А если я опаздывал, то это была красивая станция-музей, по которой бродили туристы с фотоаппаратами. 
Градостроительная политика Москвы
 
«Музыку» заказывают девелоперы и бизнес. Все городское строительство – это некий бизнес, и все, что здесь происходит, происходит в его интересах. Вся мудрость городской верхушки состоит в том, насколько им удается с этого бизнеса состригать социальную пользу. Мое поколение к этому еще не адаптировалось, может быть, и не успеет. Собственно ничего дурного в этом устройстве нет. Весь мир так живет, и это не мешает появляться каким-то ярким архитектурным событиям. Но уже 20 с лишним лет прошло, а наше общество все еще алчную стадию первичного обогащения никак не может пройти. Нам говорят: «подождите, подождите, сейчас все насытятся, тогда мы, наконец, займёмся хорошими делами». Но все хорошие дела откладываются, появляются новые изголодавшиеся люди. Тем не менее, интересное что-то происходит. 
 
Задачи современного архитектора
 
Теперь непременное требование для каждого архитектурного проекта – как минимум, три варианта фасада. Это подразумевает, что выбор производит не архитектор, который эти фасады рисует, придумывает, а заказчик или Москомархитектура.
Наш стройбизнес становится все проще и проще, более и более коммерческим, и поэтому строит достаточно примитивные (мы говорим в первую очередь о жилых домах) 20-этажные и выше пластины, длиной по 200, высотой 70 и шириной 15 метров. Композиция из таких гигантских пластин, образующих замкнутое каре, называется теперь квартал, хотя это не совсем квартал. И это безобразие мы должны декорировать. Появилась целая плеяда таких фасадных архитекторов, которые придумывают хитроумные фасадные узоры, раскрашивают панели. Но, на самом деле, это не дело архитектора. Лучше честно звать на эту работу художника – человека, который думает другим полушарием. У него это даже лучше получится – в клетку, в шашечку, в полоску.
Архитектора теперь представляют как специалиста, который рисует фасады. Потому что все остальное прописано в нормах или определяется техническим заданием от риэлторов. Это шаблоны и стандарты и никакого особого творчества здесь нет, и не подразумевается. То, что сейчас строится – это в основном недвижимость, то есть коммерческий продукт, а не архитектура. 
Не исключаю, что все меняется, и профессия архитектора трансформируется. Лет 10-15 назад все стали дизайнерами, теперь урбанистами. Толком никто не знает,  что это такое, а урбанистов как собак не резанных. Урбанист – звучит модно. 
 
 
В 2014-2015 годах "Остоженка" провела архитектурно-градостроительное исследование и выпустила по его результатам книгу "Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка". Подробнее об этом проекте: http://archi.ru/russia/59475/genii-vazhnogo-mesta
 
 
Важная часть исследования — проложение новых маршрутов и пешеходных связей между разобщенными дворами Волхонки. Возведение новых сооружений предполагается в границах и параметрах исторических зданий, существовавших на этих участках когда-то. 
 
 
Мы сейчас часто занимаемся большими городскими фрагментами. Не знаю, возрастная это особенность или результат профессиональной биографии. Но вообще я принципиальной разницы между градостроительной задачей и интерьером для себя не вижу. И то и другое  – профессиональная задача, и является неким пространственным уравнением, которое проектировщик, урбанист, архитектор, интерьерщик или дизайнер решает.

На стрелке между Остоженкой и Пречистенкой в исследовании предлагается возвести павильон в масштабах двухэтажного дома, снесенного в 1972 году. Памятник Энгельсу, оставаясь на своем месте, интегрируется в новую постройку.

Я считаю, что диапазон от города до дверной ручки – это мечта архитектора. Идеалом такой разносторонней творческой фигуры с диапазоном от художника, графика, скульптора до градостроителя, урбаниста, утописта и философа был Корбюзье. Для моего поколения именно он был объектом подражания и зависти. Я считаю, что повезло тем из нас, кто попробовал себя на разных участках этого диапазона. Что до меня, то мне все одинаково интересно, если надо – могу и дверную ручку спроектировать.

www.ostarch.ru

 

Уместность

30.05.15
11:10
Категории: | События | Выставки

АРХ Москва 2015. Экспозиция бюро «Остоженка».

Год назад были подведены итоги выставки «Арх Москва 2014» и объявлено имя «Архитектора года». Им стал Александр Скокан  –  руководитель архитектурного бюро «Остоженка». Вручая почетный диплом, свидетельствующий о  признании профессиональным сообществом достижений Александра Скокана, куратор выставки Барт Голдхоорн, отметил, что эта номинация связана с совокупностью заслуг архитектора, отличившегося в течение всего года: «Остоженка» – эта та компания, которая в продолжение долгих лет создает очень качественную архитектуру, имеющую к тому же социальную направленность. Александр Скокан – архитектор с огромным опытом в области жилищного строительства, он делает такие проекты, в реализацию которых в нынешних российских условиях вообще невозможно поверить – настолько они инновационны». 

Обладатели почетного звания получают право проведения персональной выставки в рамках следующего фестиваля «АРХ Москва». Выставки «Архитекторов года» превращаются в продолжение диалога с обществом - кто-то предлагает отчет о проделанной работе, кто-то делится опытом, секретами и технологиями проектирования, кто-то декларирует свои взгляды и ценности.

Как оказалось простая, на первый взгляд, концепция «Остоженки» вобрала в себя все перечисленные возможности, причем сделано это скромно, изобретательно и комплиментарно для зрителей – чтобы получить всю информацию им придется проявить интеллект и находчивость. Посетителям предлагается путеводитель, в который поможет прочитать и рассмотреть все смыслы, упакованные в «пустое», казалось бы, пространство. Об идее необычной экспозиции говорится в Манифесте, написанном лично руководителем мастерской (прилагается), а нам Александр Андреевич подробно объяснил мотивы такого решения и рассекретил тайники выставки. 

«Мы как лучшие архитекторы получили лучшее пространство. А, как говорят наши риэлторы, самое главное в архитектуре это место – «location, location и location». В нашей экспозиции все так же  - главное это место. Место, которое начинает всю экспозицию АРХ-Москвы и является с одной стороны аван-пространством, а с другой – транзитным. Мы назвали его «Остоженка». Мы исходили из свойства этого особенного места и желания его не испортить. Люди же пришли посмотреть не только на нашу экспозицию, а на всю большую выставку. Наша часть - это некоторый тамбур, прихожая. Мы считаем, что квинтэссенция архитектуры это пространство.

Идея экспозиции трехслойная. Первый слой – полотнища, которые создают несколько театральную обстановку, организующую пространство. Они помогают притормозить, трансформировать, закрутить, немножко запутать транзитный поток посетителей. Здесь удобно назначать встречу: ты находишься и на виду, на проходе, а в тоже время за ширмами можно найти более приватное пространство и общаться.  Мне пришло в голову, что блуждая между этими ширмами, можно даже встретить самого себя:  сюда завернул, а отсюда еще не успел уйти и увидел самого себя со спины… Это некий пространственный трюк.

В тоже время мы ставим некий эксперимент и над самими собой, и над зрителями.Наша жизнь наша хаотична и разнообразна, но в ней есть места, точки, когда все фрагменты  собираются и хаос превращается в понятную картину, в понятное явление. 

Это второй слой экспозиции. На полотнищах размещены фрагменты трех композиций - надпись «архитектурное бюро Остоженка», логотип (два квадрата, черный и красный) и макет Остоженки, которая дала название нашему бюро. Они разбросаны в хаотическом беспорядке, но есть три точки за пределами этих композиции. Если встать на одну , то вдруг среди беспорядка знаков и букв, вы ясно увидите надпись. Отойдете вправо или влево в сторону - и все опять превращается в хаос. Такое же превращение происходит с макетом и логотипом.

Так мы хотим показать, что в мире есть какие-то магические места, смысловые сокровенные точки, в которых нам все становится  ясно и понятно мир и собирается в таких «точках сборки» (как это называется  у военных). Надо стремиться их отыскивать, или самому создавать и  формировать. Для того чтобы помочь посетителям, на входе в экспозицию можно взять путеводитель-листовку, в котором обозначены эти места, а на полу наклеены круги, которые обозначат три таких «точки сборки».

Третий смысловой уровень нашей выставки связан с современными технологиями. Мы люди 21-го века и у всех есть какие-то гаджеты для получения и считывания информации. На полотнищах зонирующих пространство есть желтые круги. Если  навести на них телефон, планшет, то можно увидеть 9 объектов. Это 3D-макеты, которые будут возникать «из воздуха». Их можно будет крутить, рассматривать. 

Макет – это основа  архитектуры. Это то, за что  архитектор, на самом деле,  отвечает. Дальше проект начинает жить своей жизнью – его портят заказчики, портят строители, портят потребители и эксплуатирующие организации. Далее макета – этой «пространственной игрушки» -  архитектор реально не может отвечать за то, что происходит с его зданием. Поэтому мы представляем 8 проектов в виде 3D-моделей.

Их можно не только разглядеть, но и сохранить в памяти гаджета, украсть его. Где еще такое возможно – унести с собой фрагмент экспозиции, если она понравилась. Это проекты:

1. Жилой комплекс в Борисоглебском переулке

2. Офисное здание на Трубной улице 

3. Национальная библиотека Кансай-Кан

4. Жилой комплекс и офис на Пречистенской набережной

5. Жилой комплекс в городе Балашиха

6. Торговый центр «Гвоздь» на Волоколамском шоссе

7. Жилой комплекс в г. Одинцово

8. МФК и центр художественной гимнастики на ул.Верейская

Нам кажется, что такая форма презентация нашей работы более емкая и интересная, чем  демонстрация фотографий. Потому что архитектурная фотография это особый жанр, в котором  образ архитектуры больше зависит от фотографа, чем от архитектора. Любой объект можно снять так что, его дефекты будут незаметны, а какие-то достоинства выпячены. Любая архитектурная фотография имеет приблизительное отношение к реальному, построенному проекту. Поэтому вывешивать проекты не хотелось - архитекторы люди раздражительные, оплюют любую архитектуру, так что лучше было не подставляться. 

Кроме этой экспозиции мы поучаствовали в выставке настоящих рукодельных макетов - Музее макетов, который придумал Барт Голдхорн. Ведь макеты это не только рабочий инструмент, но и художественный  объект. Я считаю, что макет – это вещь мистическая и любой макетик, не важно из чего он сделан, имеет больше смысла и больше значения и ценности чем любая шикарная 3D-композиция. Потому что это плоская картинка, в ней не так много содержания, как в таком магическом предмете, как макет. Он сам о себе знает больше. Ты его сделал, а дальше он тебе рассказывает, как он должен развиваться дальше. 

В этом музее мы выставляем два маленьких макета. Хотя просили один, но мы не могли себе отказать. Один из ранних начала 90-х годов – это здание Международного банка, за который мы в 95 получили Госпремию. Вначале 90-х мы все были свежие, немного наивные и у нас было искреннее и наивное представление, о том, как должен выглядеть банк. Он должен был подхватить  традиции, которые прервались в 1917-м году.

 

Вторая игрушка – макет, который мы делали для японского конкурса на  парламентскую библиотеку в Кансай-кан.  Мы ничего не выиграли, но мы сделали композицию, которая нам самим очень нравилась и в то же время мы не до конца понимали,  как она будет развиваться. Это та форма, из которой потом художник Владимир Чайка сделал наш логотип, состоящий, из двух квадратов. А макет тогда сделал замечательный архитектор Игорь Корбут, которого, увы, уже нет в живых. В нашей цеховой истории есть такие люди, которые не стали публичными фигурами, у всех на слуху. Но они очень важны для профессионалов. Его мнение, его суждение всегда было очень важно и ценно для нас. И то, что этот макет сделан его руками имеет для нас значение - это тоже память о нем. Он оформлен как ящичек со стеклом, а в нем два секретика – такие, как делают дети. Для того, кто эту историю знает, все будет понятно, ну а кто не знает, скажет: «какой-то интересный секретик».

Такова концепция нашей выставки - мы поставили пространственную задачу, и нашли решение уместное, как нам кажется, для этого места. Уместность –  это один из наших главных критериев.

МАНИФЕСТ

Архитектурная экспозиция – это PR-акция, послание коллегам-архитекторам, непосвящённой публике или что-то ещё? Может быть, это рефлексия, преодоление комплекса неполноценности, эксгибиционизм, иное что-то?

Во всяком случае, это хороший повод поразмышлять на тему, кто мы такие, что мы делаем и что должны или хотим делать.

По правде говоря, большая часть того, что мы проектируем, называется просто недвижимость (real estate), и мы не более, чем один из многих инструментов для создания и продвижения ее на рынке. Наши способности особенно востребованы, когда заходит речь о декорировании этой недвижимости, т.е. о рисовании фасадов, хотя во многих случаях для этих целей более подошёл бы художник.

Коллег-архитекторов мы вряд ли порадуем фотографиями построенной по нашим проектам недвижимости: к сожалению, довольно часто качество построек не соответствует идеалу, да и коллеги всегда очень придирчивы и разборчивы.

Мы решили, что, может быть, будет правильно, используя потенциал места, где будет располагаться наша выставка, и вспоминая уроки наших риелторов, что главное в архитектуре — это место, где она  расположена, считать экспозицию местом встречи, общения и связанных с этим всяких человеческих радостей.

Как в восточной мудрости, говорящей, что суть или польза кувшина в пустоте, заключённой в нём, так и здесь, мы пытаемся показать, что смысл архитектуры там, где её нет, т. е. в пустом пространстве, в котором нет ничего кроме полотнищ, членящих это пространство на более мелкие порции, делая его  приспособленным не только для движения, прохода, но и для неожиданных столкновений, узнаваний, представлений, знакомств, разговоров и т.п.

Одним словом, добро пожаловать в пространство «Остоженки»!

 P.S. А поскольку мы проживаем свою жизнь не только в пространстве, но и во времени, а на дворе эпоха высоких технологий – XXI век, где у каждого современного человека всегда с собой есть какой-нибудь «гаджет» – все желающие смогут, следуя инструкции, получить дополнительную информацию о проектах ООО Архитектурного бюро «Остоженка» на своём устройстве.

 

«Остоженка» 2006 - 2012

23.12.12
17:04
Категории: | События | Книги

Для известного архитектурного бюро, тезки исторического района Москвы, конец года ознаменовался выпуском сборника новых проектов, уже второго в серии Tatlin Mono.

В конце 1980-х Совмин СССР решил построить элитный дом в Савеловском переулке - для председателя Рыжкова и его замов. Местные жители активно протестовали против строительства. Тогда нашелся умный человек – заместитель председателя местного райисполкома Малютина Татьяна Григорьевна, которая предложила чиновникам: «Давайте вы будете строить не только для себя, но и сделаете реконструкцию района». Планом реконструкции занялось бюро «Остоженка», вышедшее в 1989 году из Научно-проектного центра МАРХИ. Историю мастерской с новыми подробностями вспоминают в уже втором посвященном «Остоженке» выпуске «Татлин Моно» Андрей Гнездилов, Дмитрий Гусев, Владимир Ерманенок, Раис Баишев, Валерий Каняшин – ядро коллектива, уникально неизменившееся за все эти годы. Директор и главный архитектор бюро Александр Скокан в отдельном интервью дает оценку обозначенному периоду. Шесть лет, с 2006-го -по 2012 -й, для «Остоженки» были не менее плодотворными, чем предыдущие. От разработки отдельных эксклюзивных домов мастерская вновь вернулась к градостроительству. Опыт, приобретенный при создании генплана района Остоженка, оказался применим и в более крупных масштабах.

Как известно, в этом году мастерская вышла в финал конкурса «Большая Москва». Эта работа в сопровождении вводных тезисов архитектора и краеведа Андрея Балдина и открывает каталог новых проектов. Градостроительный акцент в нем очевиден – бюро проектировало кварталы в Перми, Самаре, Омске, Зеленограде, городе Видное, на территории Тушинского аэродрома. Общее для всех решений – стремление к ясной, регулярной структуре в сочетании с воспроизведением планировочных идей, исторически характерных для того или иного места. Уважение к последнему всегда было и до сих пор остается краеугольным камнем философии мастерской. В сборник также включены значительные конкурсные разработки – для павильона России на «Экспо-2010» в Шанхае, района A 101 в Подмосковье и кампуса МИСИСа. Отражено проектирование масштабных жилых комплексов «эконом-класса», ставшее в последнее время одним из основных направлений деятельности бюро, представлены и многие другие опыты, концептуальные, успешно воплощенные или еще находящиеся в стадии реализации.

Презентация выпуска состоялась 6 декабря в одном из корпусов Музея Москвы, расположенном в архитектурном комплексе «Провиантские склады». Теплые слова дружному коллективу «Остоженки» говорили президент Союза архитекторов России Андрей Боков, профессор, заслуженный архитектор России Илья Лежава, народный архитектор России Юрий Гнедовский. На старинные беленые стены проецировались кадры из рабочих будней, фильмы, снятые в разное время существования бюро, история которого насчитывает уже почти четверть века.

Архитекторы Александр Скокан и Андрей Гнездилов («Остоженка»)

Речь держит друг бюро, архитектор Юрий Гнедовский

Официальный сайт бюро: www.ostarch.ru

Раздел бюро «Остоженка» на сайте archplatforma.ru

Cайт издательства Tatlin: www.tatlin.ru

Кредо Александра Скокана

27.02.12
12:50
Категории: | События | Презентации

Музей архитектуры им. А.В. Щусева продолжает цикл лекций СREDO. Вo вторник, 28 февраля, cостоится встреча с главным архитектором известного московского бюро «Остоженка».

Деятельность этого творческого коллектива началась в конце 1980-х годов с разрабоки генерального плана нового строительства в исторической части столицы, давшей мастерской название. В дальнейшем бюро спроектировало немало узнаваемых офисных и жилых зданий в центре города, а также многофункциональных комплексов на периферии. В числе их работ - краснокирпичные высотки с пентхаусами рядом со станцией метро «Сокол»  и дом-мираж на улице Пресненский Вал, где впервые в квартирах было масштабно применено панорамное остекление. Постройки «Остоженки» запоминаются необычной конфигурацией - выгнутыми, или, наоборот, вогнутыми, поверхностями, заостренными или срезанными углами. За годы практики бюро выработало и особый подход к градостроительству, отраженный в концепциях развития территорий не только Москвы и ее области, но и Перми, Омска, Краснодара.

Главное, что, по мнению Александра Андреевича Скокана, характеризует творчество бюро, директором и главным архитектором которого он является, - уважительное и ответственное отношение к контексту, в котором должно возникнуть что-то новое. «Правильная, созвучная времени архитектура вырастает из конкретного места как результат прочтения его судьбы, обусловленной историей, и верного понимания ресурсов его развития для решения задач сегодняшнего дня» - так лаконично сформулировано кредо мастера и его коллег на сайте «Остоженки». Подробнее глава бюро представит свою практику в лектории Музея архитектуры имени A.В. Щусева во вторник (Флигель «Руина»), 28 февраля.

Начало лекции - в 19.00.

Официальный сайт музея: muar.ru

Официальный сайт бюро: ostarch.ru

Офисное здание в Бутиковском переулке, 2003-2010

Дом «Панорама» на улице Пресненский Вал, 2003-2005
 

 
Офисное здание на улице Щепкина, 2006-2010

Административное здание на 1-ой Брестской улице, 2001-2004

Застройка южной части микрорайона Видное, 2001-2007

Лучшие постройки 2010 года по версии Премии «Дом Года/Best Building Awards»

01.11.11
16:54
Категории: | События | Премии

По итогам Премии «Дом Года/ «Best Building Awards», подведенным во время фестиваля «Зодчество-2011», среди самых удачных реализаций оказались: заводское здание, офис энергетической компании, шахматный клуб, экопоселки и пара загородных домов интересной конфигурации. 

Победа в номинации «Дом года: выбор профессионалов» досталась Трубному электросварочному цеху «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода (архитекторы В.Юданов и С.Илышев, студия «Ё_программа»). Профессионалы, вошедшие в Экспертный совет под руководством архитектора Владимира Плоткина, отметили изобретательность и одновременно лаконичность в решениях фасадов, выразительность цветовой палитры с яркими акцентами, взвешенность и функциональную обоснованность каждой детали. Особенно ценно, что все эти комплименты были высказаны в адрес объекта промышленного назначения, что само по себе редкость.

По итогам всенародного голосования (номинация «Дом Года: выбор народа») лучшим зданием прошедшего года признан офисный центр «Новатэк» на Ленинском проспекте, выполненный по проекту С.Чобана и С.Кузнецова, бюро «SPEECH». И, надо сказать, что выбор народа вполне обоснован. Здание из благородного светлого камня с фасадом, оживленным «волнами» скругленных выступов, - образец стиля и качества.

Помимо двух основных номинаций, в этом году впервые появились награды в специальных категориях. «Лучшим малоэтажным проектом/ Best of low building» стал частный жилой дом в поселке «Горки-6», спроектированный архитектором Антоном Надточим в мастерской «Атриум». Выразительный облик этой постройки сформирован единой ломкой линией, очерчивающими крышу, наклонные стены, балкон и пол, чуть оторванный от земли.

Многофункциональный комплекс «ЭкоДолье Оренбург» группы компаний «Экодолье» заслужил награду в номинации «Лучший загородный поселок/Best housing development» - за лапидарным архитектурным решением его домов стоят продвинутые системы энергосбережения, снижения потребления воды и объема отходов.

Вилла в деревне Васильево Ленинградской области, составленная из кубических объемов, стала «Лучшим деревянным домом/Made in wood». Таким образом, награда дважды нашла Сергея Чобана – автора проекта.

Свои призы вручили партнеры Премии Информагенство СА «Архитектор» и Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства НАМИКС. Агентство НАМИКС отметило подмосковный поселок «Западная Долина» компании «Загородный проект». В проектировании коттеджного поселка были задействованы такие именитые российские архитекторы, как Т.Кузембаев, Ю.Борисов, А.Леонов и др. Итогом такого сотрудничества явился современный малоэтажный поселок с ярко выраженной архитектурной концепцией и ориентацией на экологичность и энергоэффективность.
По мнению СА «Архитектор» самой выдающейся и в то же время органичной постройкой 2011 года стало офисное здание бюро «Остоженка» в Бутиковском переулке.


В финале торжественной церемонии награждения на сцену был приглашен Эрик Ван Эгераат, получивший диплом от стратегического партнера проекта Duvils Group в номинации «Made in Future». Его небольшой шахматный клуб, спроектированный для Ханты-Мансийска, поразил представителей Duvils Group охватом технологических инноваций и инженерных спецэффектов.

2010 год стал для Премии на удивление плодовитым – участие в конкурсе приняли более 70 новых домов, построенных в России. Премия, существующая с 2005 г., с энтузиазмом расширяет свои границы. Не исключено, что в будущем году на смену всероссийскому охвату придет международный.

Кампус для МИСиСа: конкурсный проект бюро «Остоженка»

16.08.11
14:59
Категории: | Концепты

Проект единственного отечественного бюро, вошедшего в тройку финалистов международного конкурса на эскиз проекта кампуса Национального исследовательского технологического университета МИСиC.

Разработка студенческого городка для НИТУ «МИСиС» ведется в рамках градостроительного «Проекта A101». ГК «Масштаб», собственник земельных участков площадью около 3100Га в пределах от 3-х до 23-x км от MКАД по Калужскому шоссе, планирует на них строительство нового жилья, социальных объектов и коммерческой недвижимости. Под строительство кампуса МИСиСа компания выделила 100Га земли в соответствии с президентской Программой создания и развития Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Она предусматривает размещение научных площадей, лабораторий, жилых помещений для студентов и преподавателей в загородной зоне. Весь градостроительный проект, ядром которого является кампус, займет территорию площадью 400 000 квадратных метров. В предварительном этапе конкурса на проектирование кампуса участвовало 14 известных международных архитектурных бюро. В финал вышли голландское бюро Mecanoo, российское – «Остоженка» и испанское – АСХТ. 

Проект архбюро «Остоженка»

Участок для строительства в плане напоминает неправильный многоугольник, что усложняет конфигурацию пригодных для застройки территорий. Конкурсной программой приветствовалась гибкость планировочного решения. Поэтому архитекторы бюро «Остоженка» решили использовать простую универсальную градостроительную сетку с размерами ячейки 100х100 м. Она может быть заполнена модульными элементами различного функционального назначения. Их размещение можно варьировать. Также российским проектировщикам представлялось важным учесть специфику ландшафта и сохранить по максимуму пруд, луга и овраги. В регулярную прямоугольную застройку вносит разнообразие здание студенческого общежития. Оно поднято на высоких опорах над землей (у жителей городка таким образом появилась бы крытая галерея для прогулок и общения) и имеет криволинейные очертания – изгибается длинной волной на границе плотной застройки и природного ландшафта. Планировка общежития коридорная, жилые блоки перемежаются общественными помещениями для коллективного отдыха и занятий. Под зданием на всем его протяжении расположена подземная автостоянка на 580 автомобилей.
Этот проект занял второе место, проиграв голландской концепции всего 15 баллов .

Официальный сайт архитектурного бюро: ostarch.ru
 

 

Команда Mecanoo, набравшая 76 очков, расположила в центральной части студенческого городка учебно-исследовательские корпуса – так называемую «академическую милю». А по обеим сторонам от нее - двухэтажные жилища преподавателей, трехэтажные общежития для студентов и четырехэтажные дома для обслуживающего персонала. Решение Mecanoo, возможно, показалось жюри более простым в реализации. Полностью университетский городок планируется построить за 7-10 лет, а градостроительный проект должен быть готов к концу 2011 года. 

Проект архбюро Mecanoo

 

Мастер-класс бюро «Остоженка»

10.06.11
14:26

14 июня в Центральном доме архитектора состоится презентация и обсуждение проектов и построек одного из ведущих архитектурных бюро Москвы.
 

Александр Андреевич Скокан, главный архитектор «Остоженки», считает, что «правильная, созвучная времени архитектура вырастает из конкретного места, как результат прочтения его судьбы, обусловленной историей, и верного понимания ресурсов его развития для решения задач сегодняшнего дня». На счету  творческого коллектива, разделяющего это убеждение, уже 50 реализованных объектов и около 30 проектов. Деятельность бюро началась в 1989 году с реконструкции микрорайона «Остоженка» - большого проекта, давшего бюро название. Сегодня его сооружения можно встретить как на Ленинградском проспекте, так и на противоположном конце Москвы - проспекте Андропова. Из последних реализаций, иллюстрирующих принципы архитекторов, - офисные здания в Бутиковском переулке и на улице Щепкина. Своим объемно-пространственным решением они выделяются на фоне окружающей застройки и в то же время абсолютно ей не противоречат. Во время мастер-класса специалисты бюро, возможно, расскажут, как им удалось этого добиться, и поделяться другими профессиональными открытиями и наблюдениями. 

Встреча, организованная Информагенством CА «Архитектор», состоится 14 июня в «Белой гостиной» ЦДА, в 18.30.

Официальный сайт бюро: ostarch.ru

Офисное здание в Бутиковском переулке

Офисное здание на улице Щепкина

 

10 лет исполнилось Центру современной архитектуры

25.01.11
12:30
Категории: | События | Хроника

В честь юбилея в МУАРе открылись блиц-фестиваль "Ц:СА:10" и  выставка участников конкурсного проекта "Пространство современной архитектуры".

На праздничном вечере Ирина Коробьина, директор Центра, напомнила, для чего он создавался. Продвижение и популяризация актуальной архитектуры, консолидация профессионального сообщества, содействие развитию архитектурной мысли в России и укрепление международных связей - в этих целях устраивались лекции, семинары, выставки и конкурсы, проводились кинопоказы, издавались книги и снимались телепередачи. Всем этим Ц:СА будет заниматься  и в дальнейшем, но уже как одна из программ Музея Архитектуры имени A.В. Щусева.

Самые важные проекты прошлого десятилетия, среди которых - фестиваль уDUTCHная архитектура, конкурс PermMuseumXXI, Московский фестиваль архитектурных фильмов, отображены в мультимедийной инсталляции "Ц:СА:10". Видеоотчет о жизни Центра транслируется на 14 экранах,  размещенных в Аптекарском приказе до 27 февраля.

Здесь же выставлены лучшие работы конкурса "Пространство современной архитектуры". О том, как превратить в него всю Россию, размышляли молодые архитекторы из 19 стран мира. Их идеи оценивало международное жюри - Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян (бюро "Проект Меганом"), бюро MVRDV, Раймар фон Мединг (Reymar von Meding), Даниель Дендра (Daniel Dendra) и другие известные мастера. Авторы десяти конкурсных проектов получили право на персональную экспозицию в МУАРе в рамках  выставки, поддерживающей новую генерацию архитекторов (планируется этой весной), еще трое финалистов были награждены стипендиями Dessau Institute of Architecture.

сайт Ц:СА: archcenter.org

сайт МУАР: muar.ru

  Ирина Коробьина, директор Ц:СА и МУАРа, подводит итоги десятилетней работы.

Поздравить Центр пришли видные архитекторы и деятели культуры. На фото: Андрей Владимирович Боков, президент Союза Архитекторов России, и Кудрявцев Александр Петрович, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН)

Ирина Коробьина и архитектор Михаил Хазанов

Евгений Асс, председатель жюри конкурса "Пространство современной архитектуры", объявляет победителей.

Поздравления от коллег из Государственного центра современного искусства: Леонида Баженова, Елены Цветаевой, Михаила Миндлина.

Максим Малейн - лауреат конкурса  "Пространство современной архитектуры".  Его проект набрал наибольшее количество баллов.

 

Архитектор Борис Уборевич-Боровский

 Андрей Боков, Александр Скокан,Ирина Коробьина, Александр Кудрявцев

На планшетах вдоль стен - работы участников конкурса "Пространство современной архитектуры"

 Гости вечера получили в подарок книгу Ц:СА+5 - отчет о последней "пятилетке" Центра. На первом плане - фрагмент мультимедийной инсталляции Ц:СА:10.

 В каждом проекте выставки фигурирует карта России. Глобальный охват страны был обязательным условием конкурса "Пространство современной архитектуры".




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey