Больше, чем сарай

03.08.11
17:11
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (14891)

Фестиваль «Архстояние 2011» : протоархитектура, гостиница-шкаф, волшебные фонари и планы на будущее.

 

фото-служба "Архстояния"

За шестилетнюю историю Фестиваля окрестности деревни Никола-Ленивец превратились в гигантский парк лэнд-арта. Теперь уже 36 объектов, включая 6 созданных к закончившемуся 31 июля «Архстоянию 2011», живут под открытым небом на территории площадью 5,5 га. Прошлогодний летний Фестиваль проходил под знаком «чистого искусства». Участвовало больше художников, чем архитекторов. Сооружений – лабиринтов – было так много и находились они на столь значительном расстоянии друг от друга, что гости, приезжавшие всего на день, не успевали все посмотреть. В этот раз организаторы предпочли количеству объектов качество и на первый взгляд вернулись в русло архитектуры. Куратор Фестиваля Антон Кочуркин и архитектор Александр Ермолаев (мастерская ТАФ) провели конкурс на проект «протосарая», самого, казалось бы, утилитарного сооружения. Однако, выиграли проекты, в которых простейшая форма или «элементарная единица архитектуры» осмыслялась как арт-объект. Формально преемственность с прототипом сохранили почти все новые творения, но функционально все они вышли за рамки «просто сарая».

фото-служба "Архстояния"
 
Руководитель фестиваля Юлия Бычкова и куратор Антон Кочуркин

В самой деревне, на подходе к реке Угра, вырос «Сарай сараев» архбюро MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE и арт-группы MISSISSIPPI. Свое значительное название объект получил как раз за многофункциональность, заложенную в объемно-пространственном решении. Сооружение архетипической формы было возведено на месте, где когда-то стоял самый обычный обветшавший сарай. В новом - можно не только хранить вещи, но и жить – есть место для ночлега, обеденная зона, санузел. Окон нет, но внутри светло благодаря прозрачному поликарбонату, подложенному под деревянные рейки, между которыми оставлены щели. По словам авторов, «Сарай сараев»  готов взять на себя функции штаб-квартиры, выставочного зала, театральной площадки, места встречи и размещения гостей. При этом он тщательно замаскирован под соседние деревенские постройки, простоявшие не один год. Авторы состарили древесину, воспользовавшись специальными лессирующими составами с защитой от ультрафиолета. Кроме того, они наделили объект «культурной памятью»  -  на серебристо-серых стенах прорисованы светлые силуэты людей и  предметов или «всего, что когда-то могло стоять и сидеть вокруг сарая».

tramway-desir.livejournal.com

Объект  «Функциональное мычание», напротив, своей  новизны не скрывает. Он успеет еще покрыться пылью времен, а пока свежевыструганный объем светится и удивляет наличием двух крыш. Зачем столько? Когда возникает вопрос, архитектура соединяется с современным искусством.  Оскар Мадера, автор проекта, таким образом оторвал свое творение от прототипа и поднял над  первичной приземленной функцией, но и не навязал никакой другой.  Во время этого Фестиваля сооружение играло роль музея –  внутри разместились фотографии проектов, присланных на конкурс «Сарай№11».  

фото Алексея Народицкого

фото Алексея Народицкого
 

Свободна от каких-либо конкретных «обязанностей» и «Сталь нестоячая» (Standless steel) - поэтичная работа ГА FAS(t). Стены и крыша сформированы стальными цепочками, нанизанными на каркас сарая. Объем - проницаемый, колышущийся и звенящий (нижние концы цепочек стен не закреплены) -  расположен на поляне посреди леса и воспринимается почти как мистическое культовое сооружение. Эффект усиливают движущиеся внутри фигуры посетителей, извне кажущиеся призрачными.  В темноте подсвеченная  «Сталь нестоячая» производит еще более сильное впечатление.

фото Екатерины Шалиной

фото Екатерины Шалиной

фото Алексея Народицкого

«Стена сарая» Саны Бориевой - это и вовсе архитектурная обманка. С одной стороны видишь торец постройки, подходишь ближе – а сарая-то и нет. Есть только обратная сторона той же стены, на которой написано «дрова» - так визуальная шутка, возможно, вступает в диалог с озорной народной поговоркой о том, что «на заборе написано...». Впрочем, объект функционален – он отбрасывает тень, в которой можно укрыться от зноя, работает как солнечные часы и может служить экраном для видеопроекций.

фото Екатерины Шалиной

фото Екатерины Шалиной


В зоне палаточного городка обосновался капсульный отель «Ваш шкаф». Дарья Лисицына и Кирилл Баир из «Бюро Архитектурных Находок» имплантировали в местный контекст технологичную японскую идею (именно в Японии рядом с общественными сооружениями – вокзалами, аэропортами - начали строить подобные микро-отели). С темой сарая проект связывает функция хранения, только данная «система хранения» предназначена для людей – убежища, ночлега, уединения. Два яруса спальных ячеек (13  индивидуальных «шкафов» и 6 семейных) рассчитаны на летнее время. При их строительстве использовались  природные экоматериалы -  старая деревянная мебель, доски, двери разных размеров и форм. Так на базе  типовой планировки и жесткого конструктивного каркаса  авторам удалось создать нетиповой объект. Территорию отеля они планируют развивать и к следующему году собираются построить несколько мобильных жилых блоков, которые смогут перемещаться по кемпингу.

фото Екатерины Шалиной

фото Екатерины Шалиной


Благодаря проекту АБ Панаком, несколько отступающему от генеральной «сарайной» линии и  имеющему отношение к изначальной кураторской концепции «элементарных частиц», у гостей «Архстояния» появилось новое место встречи после заката. Участок леса неподалеку от главной сцены озарили «Гнезда света» -  конструкции из фанерных ламелей, напоминающие китайские фонарики. Закрепленные на деревьях, они эффектно выглядели и днем, но вечером в свете разноцветных диодов  превратили обычный лес в феерическое зрелище и породили еще больше ассоциаций. Их сравнивали с гигантскими светлячками и декорациями к фильму  «Аватар». Сами авторы - Арсений Леонович и Никита Токарев -  считают, что «Гнезда света» вполне можно воспринимать и как «левитирующие сараи будущего».

www.elrahir.livejournal.com

фото Алексея Народицкого

 

Фото Екатерины Шалиной

Группа «АрхДвижение» проводила во время Фестиваля социологическое исследование – наблюдала за тем, как люди реагируют на объекты. Выяснилось, сообщил Виктор Вахштайн, «что пожилые люди чаще, чем молодежь, пользуются фото- и видеотехникой, что посетители, «прочитывая» произведения, не столько  интересуются авторским замыслом, сколько переосмысливают и переопределяют их, исходя из собственного опыта». Это же мы можем подтвердить и собственными наблюдениями. Например, «Стена сарая» оказалась востребована как экран для импровизированного театра теней, цепочки «Стали нестоячей» люди заплетали косичками, а ячейки отеля «Твой шкаф» интерпретировали как домики для животных или пытались «примерить» по назначению и понять, каково в них ночевать.


Все созданные в этом году объекты стали новыми ориентирами в пространстве Фестиваля, подчеркнули важные его участки – деревню, палаточный городок, парк «Версаль». Помимо выставочной программы Фестиваль в этом году предложил гостям ландшафтные и акустические перформансы, огненное шоу, полеты на воздушном шаре и параплане, а главное – атмосферу свободы и творчества, за которой cюда год от года приезжает все больше людей.

фото-служба "Архстояния"

У идеологов «Архстояния» грандиозные планы. Максим Ноготков, президент группы компаний «Связной» и собственник земель ландшафтного парка «Никола-Ленивец» намеревается создать здесь АрхПолис – «пространство для жизни и творчества архитекторов  дизайнеров, художников и представителей исполнительских искусств», о чем объявил на пресс-конференции. К реализации этого замысла планируется приступить уже в мае 2012 года. Любые конструктивные идеи и советы приветствуются.

фото Екатерины Шалиной
 
автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(14891)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey