Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 На перекрестке культур :: Архплатформа

На перекрестке культур

24.09.14
14:16
автор: Николай Лукьянов    |    просмотр: (17692)

18 сентября в Торонто открылся комплекс музея исламской культуры, построенный по заказу имама мусульман-исмаилитов Ага Хана IV.

Родившийся в Женеве и ныне живущий в одном из французских замков выпускник Гарвардского университета, Ага-Хан IV приумножил наследственное состояние, вложив немалые средства в создание курортной зоны на Сардинии. В 1960-х годах он создал Фонд, со временем превратившийся в одну из крупнейших транснациональных структур современного мира  –  Aga Khan Development Network (AKDN).  Этот гигантский консорциум  объединяет бизнес-подразделения с целой сетью учреждений некоммерческого характера, финансирующих программы содействия экономическому и социальному развитию 25 государств Азии и Африки. В 1977 году Ага Хан учредил международную премию по архитектуре.

Фото © Kalloon Photography

За прошедшие без малого полвека Фонд AKDN собрал представительную коллекцию произведений изобразительного искусства и материалов по архитектуре исламского мира. Их международная презентация началась с серии выставок, организованных в крупных европейских музеях, включая парижский Лувр и петербургский Эрмитаж. И давно назревал вопрос о строительстве постоянного действующего экспозиционно-депозитарного комплекса. Для этой цели был выбран обширный земельный участок на севере Торонто. На территории в семь гектаров лауреат архитектурной премии Ага Хана бейрутский архитектор Владимир Джурович создал по мотивам ландшафтного искусства арабского средневековья регулярный парк Уинфорд.

Фото © Kalloon Photography

В парке разместились по соседству религиозно-культурный центр исмаилитской общины Северной Америки и музей. Площадь двух зданий примерно одинакова  –  около 10 000 кв. м., соответственно, ни одно из них не претендует на роль доминанты ансамбля. Возводить подчеркнуто экзотические дворцы в духе «1000 и 1 ночи» заказчик не планировал – напротив, его замысел заключался в том, чтобы максимально органично вписать обе постройки в привычный для местного населения контекст артефактов западной цивилизации. Впрочем, приглашать архитекторов из Канады, США или Европы Ага Хан тоже не стал. Формирование художественного образа исмаилитского центра он доверил индийцу Чарльзу Корреа, а за проектом музея обратился к лауреату Притцкеровской премии 1993 года Фумихико Маки, одному из «столпов» японского минимализма.

Фото © Gary Otte Photography

Обоим мастерам ныне далеко за восемьдесят, это настоящие старейшины мировой архитектуры. Похоже, Ага Хану действительно понадобились признанные «мудрецы», способные эффективно наводить мосты между ментальностями, веками противостоящими друг другу. От Ф. Маки требовалась особо тонкая работа: его объект предназначен в первую очередь для посещения людьми Запада, часто мало знакомыми с мусульманской культурой. Нужно было не только избежать эффекта отторжения чужеродного, но и создать нечто по-настоящему притягательное и внушающее почтение.

Фото © Gary Otte Photography

Торонтский музей стал настоящим воплощением идеи «золотой середины». С одной стороны, он относится к кругу построек интернационального неомодернизма, с другой –  наследует вековые исламские традиции. Здание рационально, как алгебра, но, благодаря наклонным стенам, не чуждо и экспрессивности восточной риторики. Оно имеет строго геометрическую планировочную структуру, напоминающую об общих для Европы и Ближнего Востока античных первоистоках. Прямоугольный внутренний двор в центре музея – это одновременно общеизвестный атрибут соборной мечети и подобие общественной площади европейского города Нового времени, состоящее, однако, в близком родстве с атриумами многих знаковых сооружений рубежа тысячелетий. 

Фото © Gary Otte Photography

Белокаменные стены с относительно небольшими проемами отсылают к древним цитаделям, но заставляют вспомнить и о классике XX века – реализованных проектах Луиса Кана для Бангладеш и Индии. Параллель с его творчеством здесь далеко не случайна – знаменитый американец был кумиром пятидесятых, времени, когда совсем молодой Фумихико Маки завершал свое профессиональное образование в университетах США. Известно, что Ага Хан дал задание превратить музей в Торонто в настоящую «мистерию света», а лучших учителей в сфере обыгрывания контрастов освещенных и затененных пространственных сегментов, чем Л.Кан, найти трудно.

Фото © Gary Otte Photography

Главный портал музея утоплен в фасадную стену, тем самым подчеркнута ее толщина – это очень по-восточному, но и вполне в тренде лучших образцов современного музейного строительства, например, нового здания Вашингтонской галереи искусств, спроектированного Йо Минг Пеем. Усеченная многогранная полупрозрачная  пирамида над крупным, вмещающим 350 человек, зрительным залом, и мелкие призматические объемы над одной из фасадных стен – тоже очевидная перекличка с самым узнаваемым из пеевских мотивов, связанным с миттерановской перестройкой Лувра. Этот шлемовидный купол можно ассоциировать и с космической обсерваторией – и такое уподобление тоже могло входить в авторский замысел, как напоминание о вкладе мусульманских ученых, в том числе и астрономов, в мировую науку.

Фото © Gary Otte Photography

Фото © Tom Arban Photography

Многие из интерьеров музея предельно просты и лаконичны, что способствует концентрации зрителей на мусульманских орнаментах в переплетах остекления и оформлении экспозиции. Есть и неожиданные сочетания цветов и выразительные контрасты прямоугольных и остроугольных граней. Судя по первым отзывам западных архитектурных обозревателей, здание в законченном виде получило столь же благожелательную оценку профессионалов, как и ранее его архитектурный проект, обнародованный в 2008 году.  

Фото © Tom Arban Photography

Фото © Tom Arban Photography

Фото © Tom Arban Photography

Фото © Tom Arban Photography

Фото © Gary Otte Photography

Фото © Tom Arban Photography

Фото © Tom Arban Photography

Фото © Tom Arban Photography

 

Официальный сайт архитектурного бюро: maki-and-associates.co.jp

Официальный сайт музея: agakhanmuseum.org

автор: Николай Лукьянов |  просмотр:(17692)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey