Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
16-20 мая в пространстве АРХ Москвы 2018 и 6-й Московской Биеннале Архитектуры при поддержке главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова пройдет выставка Международного конкурса «АрхиГрафика 5».
Номинация: Архитектурная фантазия. Олег Манов (Санкт-Петербург). Культурно-образовательный центр «Две капли». Бумага, Карандаш 2Н, линер 0.1, маркер Сopic sketch. 2017
Экспозиция представит 30 работ архитекторов и художников из числа финалистов Пятого Международного конкурса архитектурного рисунка, организованного Группой сайтов 360.ru при содействии Фонда Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов и LAUFEN. Предмет смотра на протяжении первой «пятилетки» оставался константой – ручная графика на нецифровых носителях: изображения существующей архитектуры, фантазии, рисунки к проектам. Специальная номинация, посвященная Москве, куратором которой выступает Сергей Кузнецов, в этот раз предложила участникам выразить свое «Чувство города».
Номинация: Москва. Чувство города. Анастасия Нестерова. Московское лето. Алексеевская слобода. Тонированная бумага, пастель, сангина, уголь. 2017
Для выставки были отобраны произведения из всех четырех конкурсных категорий, высоко оцененные Международным жюри во главе с архитектором Сергеем Чобаном. Однако диапазон выбора судей, основанного на рассмотрении онлайн-материалов, оказался довольно широким, и в финал по всем номинациям вышло около 100 работ (всего на конкурс было принято 478 заявок из 15 стран мира). В эту камерную экспозицию в первую очередь были включены яркие графические высказывания, иллюстрирующие профессиональные поиски, исследования, мечты и «идеи-фикс», размышления о проблемах и формах архитектуры, «квинтэссенции» авторского стиля и методологии.
Номинация: Рисунок к проекту. Рафаэль Джюнатей. Паноптическая архитектура. Бумага, тушь, карандаш. 2017
Первоначально выставку планировалось назвать «Рисунок-манифест». Однако наряду с концептуальной графикой – и, что характерно, превосходя ее по количеству – на конкурс неизменно поступают архитектурные пейзажи и «портреты» зданий, не обремененные никакими сверхзадачами, кроме чисто художественных. Выразительные примеры такого «созерцательного» рисования, вошедшие в экспозицию, не в меньшей степени, чем графика, несущая профессиональную смысловую нагрузку, дают повод задуматься о бинарной природе Архитектуры, ее бытовании на стыке точных наук и искусства.
Номинация: Рисунок с натуры. Алиса Юфа. Из серии «Пешеходные экскурсии, Санкт-Петербург». Бумага, пастель, соус, тушь. 2017
Рукотворный рисунок в разнообразии его техник и приемов предстает самым чутким медиа, улавливающим и передающим эту двойственность. Ключевым для нашего выставочного проекта в итоге стал вопрос: что превалирует в творческом восприятии реальных сооружений и визуализациях структур, еще умозрительных – рацио или эмоции? Каждый экспонат дает свой, как правило, неоднозначный ответ, который мы предлагаем увидеть, осмыслить и прочувствовать. В пространстве экспозиции вы можете проголосовать за лучшую работу – ее автор получит специальный приз от организаторов. Открытое голосование за «Приз зрительских симпатий» действует до 31 мая и на сайте конкурса http://competitions.archplatforma.ru/
Имена победителей и призеров станут известны на Церемонии награждения, которая пройдет 8 июня.
Участники выставки: Владимир Баласанян, Роман Баянов, Анна Будникова, Альвина Денисенко, Сергей Демков, Хасан Сенк Дерели, Рафаэль Джюнатей, Анастасия Игнатенко, Алексей Ильин, Александр Кобяк, Вера Колгашкина, Александр Крылов, Николай Зайков, Иоан Зеленин, Алексей Левчук, Олег Манов, Евгений Молодин, Анастасия Нестерова, Александр Новоселов, Кристина Рыкова, Артур Скижали-Вейс, Влад Савинкин, Евгений Фомин, Георгий Фролов, Андрей Царев, Дарья Чеботова, Алиса Юфа.
Куратор проекта: Екатерина Шалина
16-20 мая, ЦДХ, 2-й этаж, зал 15
Вход на выставку по билетам на АРХМоскву. Регистрация и бесплатное приглашение для специалистов на сайте http://www.archmoscow.ru
Открытый Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика» проводится архитектурным сайтом Archplatforma.ru (Группа интернет-ресурсов 360.ru) при содействии Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана главного архитектора Москвы Сергея Кузнецов, Cоюза архитекторов России и Союза московских архитекторов. Цель конкурса – представить разные виды архитектурного рисунка от руки, привлечь внимание широкой аудитории к этому виду искусства и дать возможность архитекторам и художникам архитектуры, продемонстрировать свое мастерство. Пятый смотр проходит в интернет-формате. Финалисты, призеры и победители определяются по оценкам жюри, основанным на рассмотрении онлайн-материалов. Победители «АрхиГрафики 5» получат дипломы, денежные призы от организаторов и специальные призы от Фонда Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, куратора спецноминации «Москва: Чувство города» и партнеров конкурса.
Жюри «АрхиГрафики 5»
Cергей Чобан – архитектор, председатель Жюри конкурса «АрхиГрафика», основатель Фонда архитектурного рисунка Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing, руководящий партнер бюро SPEECH (Россия, Москва) и nps tchoban voss (Германия, Берлин)
Cергей Кузнецов – Куратор номинации «Москва: Чувство города» – главный архитектор Москвы
Михаил Филиппов – архитектор, основатель и руководитель «Мастерской Михаила Филиппова» (Россия, Москва)
Максим Атаянц – архитектор, основатель и руководитель «Мастерской Максима Атаянца» (Россия, Санкт-Петербург)
Сергей Эстрин – архитектор, основатель и владелец «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина» (Россия, Москва)
Рубен Аракелян – архитектор, сооснователь и руководитель бюро WALL (Россия, Москва)
Андрей Чернихов – архитектор, основатель «Студии Архитектуры и Дизайна Андрея Чернихова»
Томас Шаллер – архитектор, художник. Почетный президент Американского общества архитектурных иллюстраторов (ASAI) Миккел Фрост – основатель и управляющий партнер бюро CEBRA (Дания)
Чино Дзукки – архитектор, основатель и руководитель бюро СZA Cino Zucchi Architetti (Италия)
Интернет-площадка конкурса: competitions.archplatforma.ru
Организатор конкурса: ARCHPLATFORMA.ru (Группа сайтов 360.ru)
Стратегические партнеры конкурса: Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Союз архитекторов России, Союз московских архитекторов.
Партнер номинации «Рисунок к проекту»: LAUFEN (компания Roca Group)
Куратор проекта «АрхиГрафика»: Екатерина Шалина
Контакт Оргкомитета: archigraphic@archplatforma.ru
Информационные партнеры: ARСHI.RU; АРХСОВЕТ Москвы, Architime.ru, arch: speech, ПРОЕКТ БAЛТИЯ
ARCHITECTURE IN DRAWING: RATIO VS EMOTIONS
Exhibition of the "ArchiGraphicArts 5" International Contest
Within the framework of ARCH Moscow 2018 and the 6th Moscow Biennale of Architecture
16-20 May, CHA, 2nd floor, Hall 15
Organizers: Archplatforma.ru (Group of sites 360.ru)
On May 16-20, an exhibition of the International contest "ArchiGraphic Arts5" will take place in the space of the ARCH Moscow 2018 and the 6th Moscow Biennale of Architecture under the support of the Moscow Chief Architect Sergey Kuznetsov.
The exposition will present 30 works of architects and artists from among the finalists of the Fifth International Competition of Architectural Drawing organized by the 360.ru Group of Webs with the assistance of the Sergei Tchoban Foundation - the Museum of Architectural Drawing, the Chief Architect of Moscow Sergey Kuznetsov, the Union of Architects of Russia, the Union of Moscow Architects and LAUFEN. The subject of the review during the first "Five-Year Plan" remained a constant - manual graphics on non-digital media: images of existing architecture, fantasies, drawings to projects. A special nomination for Moscow, curated by Sergey Kuznetsov, this time invited participants to express their "Sense of the City".
For the exhibition were selected drawings from all four contest categories, highly appreciated by the International Jury headed by architect Sergei Tchoban. However, the range of choice of judges based on the examination of online materials turned out to be quite broad, and we find out in Final about 100 works in all nominations (478 applications from 15 countries were accepted for the competition) . In this chamber exposition first of all graphic statements illustrating professional searches, researches, dreams and "ideas-fixes", reflections on problems and forms of architecture, "quintessence" of author's style and methodology were included. Originally, the exhibition was planned to be called "Drawing -Manifesto."
However, along with the conceptual graphics - and, what is characteristic, surpassing it in quantity - the Competition invariably receives architectural landscapes and "portraits" of buildings that are not burdened with any super-tasks, except purely artistic ones. Expressive examples of such "contemplative" drawing, included in the exposition, not less than graphics, carrying a professional semantic load, give rise to reflect on the binary nature of Architecture, its existence at the intersection of exact sciences and art. Manual drawing in the variety of its techniques and approaches appears to be the most sensitive media that captures and transmits this duality. The key question for our exhibition project was, finally: what prevails in the creative perception of real structures and visualizations of structures, still living in mind - ration or emotion?
Each piece of art presented here gives its, as a rule, an ambiguous answer, which we propose to see, comprehend and feel. In the exhibition space, you can vote for the best work - its author will receive a special prize from the organizers. Open voting for the "Audience Choice Award" is valid until May 31 and on the site of the contest http://competitions.archplatforma.ru/.
The names of winners and prize-winners will be known at the Award Ceremony, which will be held on June 8.
Exhibition Participants: Vladimir Balasanyan, Roman Bayanov, Anna Budnikova, Alvina Denisenko, Sergey Demkov, Hasan Cenk Dereli, Raphael Juanatay, Anastasia Ignatenko, Alexey Ilyin, Alexander Kobyak, Vera Kolgashkina, Alexander Krylov, Nikolai Zaikov, Ioan Zelenin, Alexey Levchuk, Oleg Manov, Evgeniy Molodin, Anastasia Nesterova, Alexander Novoselov, Kristina Rykova, Artur Skizhali-Veys, Vlad Savinkin, Evgeny Fomin, Georgy Frolov, Andrey Tsarev, Daria Chebotova, Alisa Yufa.
Project Curator: Ekaterina Shalina
Архитектурный облик двух станций московского метрополитена выберут в рамках открытого международного конкурса. Подача заявок и первый отборочный этап — до 10 января.
Перед участниками стоит задача предложить уникальные художественные решения интерьеров и входных павильонов двух новых станций метро – «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». Это станции Третьего пересадочного контура, которые будут расположены в Южном административном округе Москвы.
Инициатор конкурса – АО «Мосинжпроект», единый оператор программы развития Московского метрополитена. Конкурс проходит при поддержке Стройкомплекса Москвы и при участии главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Оператор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
Участвовать в конкурсе могут как российские, так и зарубежные архитектурные бюро, имеющие представительство в России или выступающие в консорциуме с российским партнером.
Для участия необходимо заполнить заявку на официальном сайте конкурса www.design-metro.ru до 10 января и на первом, отборочном этапе предоставить портфолио выполненных проектов компании и эссе с описанием и визуализацией ключевых идей архитектурно-художественного оформления двух станций.
Предложенные концепции оформления станций должны гармонично сочетаться с градостроительным и культурно-историческим контекстом района расположения, быть устойчивы ко времени, технологичны, адаптированы для передвижения всех категорий населения, а также удобны с точки зрения навигации.
Качество и реализуемость проектов оценит профессиональное жюри. В его состав вошли заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, а также ведущие российские и зарубежные специалисты в сфере архитектуры, дизайна, строительных технологий и городского планирования.
Конкурс проходит в два этапа. Первый этап – отборочный. Он представляет собой выбор 5 финалистов по каждой станции. Отбор осуществляет конкурсное жюри на основании заявки, релевантного портфолио, а также эссе и предложенных участниками визуализаций. Второй этап посвящен работе над конкурсными проектами. Он длится 1,5 месяца, в течение которых выбранные финалисты дорабатывают свои идеи в соответствии с требованиями расширенного технического задания. В конце второго этапа они представляют доработанные концепции членам конкурсного жюри. Специалисты выбирают шорт-лист из предложений, лучшие из которых будут реализованы.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
«Опыт проведения архитектурных конкурсов по определению облика станций метро зарекомендовал себя положительно. Сейчас объявлен международный конкурс по поиску индивидуальных решений для создания облика двух станций Третьего пересадочного контура - «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». В Москве одно из самых красивых метро в мире, и нам нужно держать эту марку. Архитектурные конкурсы должны привлечь новые интересные идеи в оформлении метрополитена».
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
«Мы рассматриваем конкурсы как флагман с точки зрения продвижения интересов архитектуры. Каждая эпоха оставила в облике Московского метрополитена свой заметный след, и наше время – не исключение. Благодаря политике Сергея Собянина, направленной на повышение качества социально значимых объектов, мы объявляем уже четвертый архитектурный конкурс по метро и надеемся, что он станет событием как в профессиональной среде, так и в жизни города. Речь идет о двух станциях Третьего пересадочного контура - «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар», каждое место обладает своим уникальным контекстом. К участию приглашаются российские и международные команды, так что конкуренция и уровень работ будут ожидаемо высоки».
Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект»
«В 2014 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина «Мосинжпроект» возродил практику проведения профессиональных конкурсов на разработку архитектурно-художественного облика станций метро. С тех пор проведено три открытых конкурса, где был выбран дизайн для семи будущих станций столичной подземки. Результаты конкурсов очень достойные, и уже претворяются в жизнь. Сегодня мы объявляем новый открытый международный конкурс для выбора лучших архитектурных концепций для еще двух станций Третьего пересадочного контура Московского метрополитена. Надеюсь, что участники предложат действительно уникальные дизайн-решения для станций «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар», которые появятся рядом с одним из самых интересных мест Москвы – историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником «Коломенское».
О конкурсных объектах
«Нагатинский затон» – станция восточного участка Третьего пересадочного контура, следующая за станцией «Печатники». Ее вестибюль будет расположен в начале Коломенской улицы. По проекту «Нагатинский затон» – станция мелкого заложения, с одним вестибюлем и береговыми платформами. Боковые пассажирские платформы объединены переходными мостиками, с которых осуществляется выход к группе эскалаторов, ведущих в подземный вестибюль. На поверхность выходят лифтовые павильоны и павильоны над лестничными сходами.
«Кленовый бульвар» – станция восточного участка Третьего пересадочного контура, следующая за станцией «Нагатинский затон» и похожая на нее по конструктиву. Она будет расположена на пересечении Кленового бульвара и Коломенской набережной вблизи музея-заповедника «Коломенское». По проекту «Кленовый бульвар» – станция мелкого заложения, с одним вестибюлем и береговыми платформами. Боковые пассажирские платформы объединены переходными мостиками, с которых осуществляется выход к группе эскалаторов, ведущих в подземный вестибюль. На поверхность выходят лифтовые павильоны и павильоны над лестничными сходами.
C 21 июля по 10 сентября в Мультимедиа Арт Музее Москвы пройдет выставка архитектурных рисунков и акварелей Сергея Кузнецова.
Выставка «Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика» представит более 120 работ — зарисовки из 40 городов мира и эскизы к проектам, выполненные за 10 лет — с 2007 по 2017. Главный архитектор Москвы — один из самых последовательных и увлеченных практиков давней традиции зодчих — оттачивать художественное мастерство, тренировать глаз и руку в путешествиях, зарисовывая вдохновляющие виды и здания.
В студенчестве Сергей Кузнецов освоил инструменты компьютерной графики, мастерски делал рендеры. Получив этот опыт, понял, что «машина» не может заменить непосредственное взаимодействие глаза, ума и руки, возникающее в процессе рисования с натуры, и вернулся к бумаге, карандашу, перу, туши и акварели. С 2006 года выезды на пленэр стали системной и неотъемлемой частью его жизни и профессионального саморазвития.
Он успел попробовать самые разные графические техники и материалы. Выставка покажет, как те или иные инструменты могут подчеркнуть разные особенности архитектурных сооружений. Как, например, кисть и коричневая тушь выявляют мощную пластику архитектуры Антонио Гауди в Барселоне. Или как мягким карандашом лихо закручиваются вверх ярусы деревянной пагоды в Киото, усиливая ощущение ее «взлета».
«Портретирование» исторических зданий не раз давало импульсы для архитектурной практики. Так, конструкции ультрасовременного Дворца водных видов спорта в Казани, спроектированного в бюро SPEECH, «выросли» из стрельчатых арок Руанского собора. А детализация поверхностей офисного здания на Ленинском проспекте берет начало в фактурных венецианских фасадах.
Постепенно анализ пластики, пропорций и деталей сменился желанием прочувствовать и выразить в первую очередь атмосферу, передать эмоциональное воздействие зданий и пространств. Для этой цели все чаще выбирается акварель – лучшее медиа для создания легких, быстрых, преображенных личным переживанием «слепков» реальности. Проделанный за 10 лет путь от рисунка-«пристального наблюдения» к «архитектурному импрессионизму» отражен в разделах выставки.
Представлена и обширная география художественных опытов. Точка постоянного притяжения – конечно, Италия, особенно Венеция. Но не только. Нью-Йорк, Мехико, Буэнос-Айрес, Токио, Гонконг, Стамбул, Тель-Авив, Барселона, Прага, Москва, Владивосток, Бухара… Бывая в разных городах мира, Сергей Кузнецов всегда старается найти время для рисунка. Так он изучает и вбирает в себя жизнь улиц, площадей, парков и набережных. Это для него и метод познания, и медитация, и лучший способ установить с любым городом и архитектурным объектом свой личный контакт.
Кураторы: Томас Шаллер, Екатерина Шалина
Дизайн экспозиции: Агния Стерлигова/ Planet 9
21.07 — 10.09.2017
МАММ, Остоженка, 16
Вернисаж (по приглашениям): 20 июля, 19:00
Больше информации о рисунках Сергея Кузнецова:
http://www.sergey-kuznetsov.com/ru
https://www.facebook.com/sergeykuznetsovart/
Для размещения музейной экспозиции Московского Кремля внутри квартала Средних торговых рядов на Красной площади будет построен один из крупнейших в мире музеев, площадь которого составит порядка 80 тыс. кв.м. Проект, разработанный бюро «Меганом»+Nowadays, 23 ноября был одобрен Архсоветом.
Квартал бывших Средних торговых рядов располагается между улицей Ильинка, Хрустальным переулком и Варваркой, а западной частью выходит на Красную площадь. Общая площадь участка составляет 17 308 кв.м. Проект Музеев Кремля включает в себя да корпуса: первый — это построенный в 1893 году архитектором Р.М. Клейном исторический корпус рядов, располагающийся по красным линиям участка и являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Второй корпус — проектируемое 4-этажное здание, надземная часть которого повторяет контуры утраченных внутренних корпусов торговых рядов. Таким образом, корпус Б расположен в замкнутом дворе и отделен кольцевым проездом.
Как пояснил руководитель авторского коллектива Юрий Григорян, бюро приступило к этой работе по следам «Моспроекта-2», который выполнял предыдущую концепцию. «Подвал на сегодняшний момент уже выполнен, в нем осталась парковка, также мы разместили в нем хранение музея».
Юрий Григорян пояснил, почему музей сразу отказался от реставрационного воссоздания четырех утраченных корпусов, и в проекте они объединены в единый объем. «Мы не делаем того, чего делать нельзя, но если уж строить новое здание, то делать его максимально удобным для музея», — отметил архитектор. Торговые ряды, по его словам, имели мелкое «зерно», т.е. множество маленьких торговых помещений, из которых мог бы сложиться бесконечно длинный маршрут, в котором отсутствовали большие публичные пространства. Для музея же было принципиальным создать, во-первых, один экспозиционный уровень, а, во-вторых, получить большие пространства для посетителей и зоны распределения потоков.
«В целом мы трактуем этот проект как интерьерный, снаружи его не видно, и не должно быть видно», — отметил Григорян. Корпус Б имеет верхний свет — на его 4 этаже располагаются реставрационные мастерские. Кровля частично имеет плоские зоны с фонарями, а также скатные участки над сводами залов. Плоская часть облицована керамической плиткой, скатная — фальцованной сталью с полимерным покрытием. Юрий Григорян подчеркнул, что все высотные отметки остаются прежними.
С историческим корпусом новое здание будет связано подземным переходом и четырьмя надземными, на уровне 3 и 4 этажей. Основной вход спроектирован через арку с Красной площади на уровень 1 этажа. Посетители попадают в двуцветное пространство, спускаются вниз в гардеробы, а потом поднимаются на выставочный уровень. Гранитная брусчатка будет «стекать» с мостовой, плавно переходя на уровень цоколя с гардеробами, кассами и фойе.
В музее есть главное выставочные пространство — зал постоянной экспозиции с пролетом 36 метров. Часть экспонатов предлагается выставить под открытым небом в специальных нишах фасада нового корпуса. Концепция экспозиции выполняется архитектором Микеле де Лукки. Также «Меганом» работает в этом проекте в консорциуме с бюро Nowadays.
Главным вопросом совета к проекту стала жизнь замкнутого пространства квартала вокруг музея. «Мы надеемся, что внутрь арки будут пропускать без билета, но это в большей степени зависит от управления этим зданием. Хотелось бы, чтобы это была городская улица», — сказал Юрий Григорян. Архитектор подчеркнул, что во внешнем кольце — т.е. в историческом корпусе, на первом этаже находятся все публичные функции музея — экспозиции там нет. Здесь будет детский центр, магазины, ресторан и проч. «Наша задача была сделать все эти магазины проходными, чтобы через них можно было бы пройти во внутренний двор», — сказал Григорян.
Кроме того, музей готов выставить открытое хранение вдоль первого этажа корпуса Б, либо за стеклом внутри. Но в целом внутреннее пространство музея остается контрастным по сравнению с активностью Красной площадью и рассматривается авторами скорее не как торговая улица, а место для неторопливой проулки или экскурсии.
«Очень хорошая работа, поддержанная всеми членами совета — резюмировал диспут председатель архсовета Сергей Кузнецов. — Я рад, что проект с такой сложной судьбой, наконец, обрел понятную структуру. Крайне важной идеей стала открытость музея городу, при том, что, с другой стороны, здесь есть контраст оживленного пространства Красной площади и более камерного пространства внутри квартала. Все это является хорошей комбинацией свойств и качеством этого проекта, которое внушает надежду, что место, долгое время пребывавшее в строительных лесах, наконец-то, будет успешно реализовано».
Кузнецов добавил, что в настоящее время проект находится в экспертизе. По словам Юрия Григоряна, финансирование запланировано на следующий год. Строительство по приблизительным оценкам может занять около двух лет.
На V Санкт-Петербургском культурном форуме 1-2 декабря 2016 года впервые обсудят аспекты градостроительства.
Cекция «Креативная среда и урбанистика» организована под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Москвы и Москомархитектуры. На Петербургском международном культурном форуме — мероприятии, колоссальном по своим масштабам и значению — эта тема будет представлена впервые.
«Мы благодарны организаторам Форума, что вопросы формирования культурной среды с точки зрения урбанистики и архитектуры наконец стали его частью. Успешные города, сочетающие в себе богатую культурную, образовательную и общественную активности вместе с удобной инфраструктурой и комфортной средой, формируют целостный тип горожанина и становятся центром притяжения для туристов. Сочетание различных типов культурно-просветительских объектов умело интегрированных в городскую ткань с учетом уже сформировавшейся застройки позволяет удовлетворить спрос со стороны большей части населения и гостей городов», — отмечает куратор секции, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
В работе Форума примут участие члены Правительства РФ, Министерства образования РФ, Правительства г. Москвы, зарубежные эксперты в области градостроительства, архитектуры и урбанистики, представители ведущих российских и зарубежных вузов.
1 декабря 2016 г. состоится Пленарное заседание «Культура как драйвер развития городов». Среди ключевых вопросов повестки: влияние культуры на качество жизни населения, формирование социально-экономической и культурной стратегии развития городов, строительство соответствующей инфраструктурной базы, государственные и федеральные целевые программы, развитие туристской сферы, международное гуманитарное и культурное сотрудничество.
В рамках работы секции «Креативная среда и урбанистика» 1-2 декабря 2016 г. запланировано две сессии:
Сессия «Россия в международной системе координат»
Полноценное развитие культурных инициатив, получение разносторонних компетентных оценок результатов творчества в различных отраслях невозможно без представления страны на международном уровне. Сессия посвящена участию России в интернациональных культурных мероприятиях на примере Венецианской биеннале архитектуры, где был представлен проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON.
Модератор: Кристин Файрайс, соучредитель независимого архитектурного форума «Aedes Architecture Forum»; директор Нидерландского Архитектурного института
Сессия «Архитектура объектов культуры и конкурсная практика»
Во время сессии будут обсуждаться вопросы влияния архитектурных конкурсов на качество объектов, обучающий аспект конкурсной архитектурной практики, ее воздействие на формирование мультинациональных консорциумов специалистов различных профессий, формирующих лучшие конкурсные решения и позволяющих взаимно обогатиться локальным и международным опытом.
Модератор: Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы; первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы.
РЕГИСТРАЦИЯ для участия в V Санкт-Петербургском международном культурном форуме открыта до 1 ноября 2016 года.
Ссылка: https://cf2016.ru/register/
По вопросам аккредитации СМИ: media@culturalforum.ru
По вопросам участия и регистрации: participants@culturalforum.ru
Проект V.D.N.H.Urban Phenomenon в павильоне России на XV Международной биеннале архитектуры в Венеции представил самое масштабное и многогранное общественное пространство Москвы на пути из прошлого в будущее.
Cимволом архитектурной Биеннале, открывшейся 28 мая в Венеции, стала фотография Брюса Чатвина. Немецкий археолог Мария Райхе, взобравшись на алюминиевую лестницу (в 1974 году аэрофотосъемка была ей недоступна), изучает геоглифы перуанского плато Наска. Что видит она с высоты? Обширную территорию, давно оставленную обитателями, следы исчезнувшей цивилизации и одновременно то, что там можно увидеть только сверху — рисунки, давно утратившие заложенный в них смысл, но при этом сохранившие свой магнетизм.
Найти ракурс, распахивающий новые горизонты, рассмотреть в проблемных местах, где, как может показаться, архитектура уже исчезла, или куда она вообще еще не ступала, креативный потенциал и точку приложения сил — в такую метафору-призыв превратился снимок Чатвина в контексте этой Биеннале. Ее куратор Алехандро Аравена, получивший Притцкеровскую премию за новые принципы проектирования социальных объектов, по словам авторов концепции российского павильона (комиссар Семен Михайловский, куратор Сергей Кузнецов, сокуратор Екатерина Проничева) ужасно обрадовался, узнав, что темой будет ВДНХ.
Москва переосмысляет и заново открывает для себя и всего мира огромную территорию (310 га), некогда являвшую процветание великой державы и начавшую деградировать с ее распадом. При этом столица России не только исследует и сохраняет уникальную «археологию» своей «Наски», но и наполняет ее актуальным, разнообразным и общедоступным содержанием. В «отвоевании» комплекса у беспорядочной торговли и ширпотребных развлечений, борьбе за умы и сердца посетителей средствами культуры, образования и атрибутов здорового образа, согласно кураторской концепции, и пролегла «линия фронта», отвечающая теме Аравены Reporting from the Front («Репортаж с передовой»).
Одна из сложностей проекта заключалась в необъятности феномена. Надо было показать и грандиозный архитектурно-ландшафтный ансамбль, совмещающий функции экспо, парка культуры и отдыха, и его драматичную историю, и сегодняшнее перерождение, и перспективы развития. Другая сложность — в том, что здание нашего павильона в Джардини, построенное в 1914 году по проекту Щусева, не слишком подходит для целостного и последовательного рассказа. Пять залов на двух этажах с отдельными входами из года в год заставляют кураторов ломать голову над логикой экспозиции.
Проблему связности повествования оказалось решить проще всего. Главные залы двух уровней соединили винтовой лестницей. Теперь осмотр не разрывается выходом на улицу. Вход — с нижнего уровня, выход — с верхнего. Есть планы сохранить такую структуру павильона для последующих Биеннале. В первом зале, под «Праздничную увертюру» Шостаковича, написанную для ВСХВ в 1954 году, в тему вводит «видеопрезентация» ключевых исторических фактов и фигур. В ней же говорится о трех возможных сценариях обращения с подобными ансамблями в мировой практике: разрушение (Пальмира), музеефикация (Римский форум, Версаль) и ревитализация.
В конце осмотра, по замыслу кураторов, должно стать ясно, что Москва выбрала для грандиозного памятника советской архитектуры и пропаганды третий путь и сегодня превращает его в пространство равных возможностей, признавая художественную ценность находящихся здесь объектов, независимо от их «первородной» идеологической нагрузки. Такой подход к наследию символизирует лайтбокс, воссоздающий горельеф «Слава советского народа» Евгения Вучетича (1950-1953), обнаруженный в 2014 году во время реставрации центрального павильона ВДНХ за временной деревянной стеной. «Археологическую» линию продолжает зал, названный «Криптой».
В темноте музейного по характеру пространства светятся копии знаковых статуй и элементов скульптурного декора — здесь и «Рабочий и колхозница», и девушки, олицетворяющие союзные республики с фонтана «Дружбы народов», и быки с «Животноводства», вазоны, акротерии со звездами, серпами и снопами, медальоны с фруктами. Далее по лестнице зритель метафорически поднимается из прошлого в настоящее, где круговая видеопанорама (инсталляция арт-группы Tanatos Banionis), составленная из четырех экранов, совмещающих разные планы, переносит его на сегодняшнюю ВДНХ.
Закольцованный ролик за 12 минут позволяет увидеть смену времен года на территории комплекса, ощутить его масштабы с высоты птичьего полета и тщательно изучить детали и декор сооружений, в том числе неразличимые с земли. Виртуальное путешествие сопровождается мажорной голосовой композицией. Картину визуального изобилия, присущего ВДНХ, довершает видеокалейдоскоп из декоративных и природных элементов, вращающийся в куполе над лестницей.
Суть кураторского высказывания материализована в «Лаборатории будущего». В одном из боковых залов, напротив внушительного плана-макета ВДНХ, стилизованного под «материнскую плату», размещены материалы международного воркшопа под руководством Винсента Гуайрта. Студенты из разных стран, в том числе ученики московской «Вышки», представили, какие чудеса могут наполнить территорию комплекса в абстрактном будущем: от всевозможных летающих модулей до диких зверей, разгуливающих по постапокалиптическим руинам павильонов.
Реалистичные идеи развития звучат в видеоинтервью известных западных и российских архитекторов. «Нам важно было показать план ВДНХ как общую матрицу, говоря компьютерным языком — некий «хард», «софт» которого менялся на протяжении 76 лет — менялось название, темы и архитектурные стили. Сегодня эта матрица перезагружается в соответствии с потребностями современного общества», — такова главная мысль кураторов, которую они стремились донести до мировой общественности.
В заключительном зале — «Кабинете исследователя» — отражен колоссальный объем научных изысканий, проведённых в рамках проекта. Особенно впечатляют 48 наименований специально изданных книг и альбомов с архивными фото и документами. Ознакомиться с ними можно будет и после Биеннале: экспозицию российского павильона планируется перевести на ВДНХ.
В витринах и выдвижных секциях стеллажей выложены марки, открытки, статьи из советских газет. Словом, об истории ВДНХ, величественности ее ансамбля, о том, сколько труда вложили в него архитекторы, скульпторы, художники, мозаичисты, резчики по дереву и прочие мастера, павильон дает исчерпывающую информацию. И подана она так эффектно, одновременно «хайтечно» и рукодельно, что уже этим Россия, впрочем, не впервые, выделяется из национальных представительств, обживших Джардини. Страны, продемонстрировавшие свою озабоченность проблемами дороговизны жилья, размещения эмигрантов, заброшенных строек, экономии и поиска новых ресурсов, доступности образовательных и медицинских сервисов стремились рассказывать о своих «линиях фронта» просто и минимумом средств.
Содержание российской экспозиции вызвало дискуссии с широким эмоциональным диапазоном. В самом выборе темы, в повышенном внимании к артефактам главной экспо СССР, помимо исследовательского восхищения и уважения к памятнику истории, прочли указание и на имперские амбиции и на другие, связанные с ними, политические ориентиры современной России. Отчасти, наверное, это можно объяснить тем, что ВДНХ гораздо ближе к нам по времени, чем рисунки Наски к современным перуанцам, и смысловой заряд всех элементов ее ансамбля, не говоря уже об открыто несущих коммунистическую символику, настолько силен и так давит на подсознание, что от него еще невозможно абстрагироваться. Не смог даже совсем молодой человек, студент Санкт-Петербургского государственного академического института им. И.Е. Репина Алексей Резвый, посвятивший ВДНХ серию графических листов. В «Кабинете исследователя» выставлены его акварельные отмывки фасадов, планов и разрезов построек комплекса и фантастические композиции по мотивам его убранства.
Рисунки хорошо, качественно сделаны, и в этом смысле, как и копии скульптур на первом этаже, отвечают задаче кураторов показать преемственность художественного мастерства в отечественной архитектурной школе. Однако, общее настроение — мрачный колорит ряда листов, девушки-«зомби» с недобрыми лицами, поедающие мороженое и гладящие кроликов, быки с трагическими гримасами, статуи-идолы — заставляют думать, что автор, вольно или невольно, осмысляет памятник в семантическом поле его прошлого, а не с беспристрастной исследовательской позиции сегодняшнего дня, в котором ВДНХ наполняется новой жизнью.
Такая рефлексия, конечно, нужна и имеет право на существование в этом проекте, но заостряет остающиеся от увиденного вопросы: где между обстоятельно исследованным, прочувствованным прошлым и фантастическим будущим настоящее? Где преобразования, превращающие ВДНХ уже сегодня во всем интересное, доступное, комфортное и просвещающее пространство? Возможно, таких вопросов было бы меньше, если бы визуальный ряд содержал больше сюжетов о том, как люди проводят время здесь сейчас, о том, как на смену рынку пришли спорт, наука и современное искусство, о городской ферме, о новых строящихся объектах?
На следующий день после презентации павильона России журналисты обсудили, о чем он и почему снова разительно отличается от экспозиций других стран, с куратором проекта V.D.N.H. Urban Phenomenon, главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. Его комментарий проливает свет на многие нюансы концепции — и на выбор темы, и на ее подачу.
Сергей Кузнецов: «Надо констатировать, что есть некая постоянная противофаза взглядов европейской продвинутой общественности и взглядов общественности российской. Она определяется исторической разницей путей развития. Когда у нас была гонка за всем дешевым, компактным, пуританским и массовым, типа хрущевских пятиэтажек, Европа гналась за качеством жизни, боролась за комфорт и интересы индивидуумов. Сейчас, когда мы акцентируемся на таких проектах комфортного пребывания в городе, развивающих и расширяющих кругозор, как ВДНХ, мы наблюдаем, что Европа показывает возможности массового упрощения, «шеринга» всего со всеми, коммунального общежития, использования минимальных радостей жизни для ее довольно скромного обустройства. Если бы на этой Биеннале выставились наши проектные институты 1960-х годов, это, наверное, был бы фурор.
Мы же старались насытить наше пространство красотой в каждой детали. На мой взгляд, общение с архитектурой должно доставлять глазу наслаждение. Даже если ты не понял, о чем рассказывают. И мы в этом плане оказались в противофазе вот с этим общим трендом на всеупрощение. Все рассказывают про идеальный для них мир, про то, чего им не хватает. Вот такая прекрасная, насыщенная Венеция — она у европейцев есть. И они говорят: давайте рассмотрим прелесть пустырей, окраин и городских помоек. А у нас есть все это: мы проходили коммунальные квартиры, и считаем тяжелым наследием микрорайоны. Мы этому не радуемся. Мы с этим живем.
Когда было решено показать на Биеннале то, что происходит в Москве, у нас было очень много тем, в том числе — новое качество комфорта в массовом жилищном строительстве. При этом мы можем представить реальные вещи, которые уже строятся. Однако качество жизни определяется не только квадратными метрами, но и ощущением от больших пространств, культуры города в целом. И нам показалось, что эта тема даже важнее, чем тема обеспечения людей жилыми ячейками. Даже если вы обеспечите ими всю первую волну эмигрантов, вы не преодолеете культурный разрыв, напротив, противоречия будут нарастать. Мы хотели показать проект, который работает с городской культурой — на общей основе, для всех, повышает средний уровень восприятия мира. И город в эту историю вкладывается очень серьезно.
Да, мы при этом используем архитектурный генератор, созданный нашими предшественниками. Да, когда-то он был витриной СССР, «показухой», рекламой, но очень талантливо сделанной. Потеряв первоначальную идеологическую нагрузку, он остается рекламой — рекламой Москвы. Мы недавно встречались с Томасом Притцкером, человеком, представляющим и бизнес, и архитектурную общественность. И он сказал, что Москва очень квалифицированно и элегантно продает себя на Биеннале мировому сообществу.
Идея нашей экспозиции в первую очередь заключалась в том, чтобы заинтересовать людей феноменом, поразительно малоизвестным за рубежом. Мы хотели показать всю плотность ощущений, которую переживают посетители ВДНХ — от пространств, архитектуры, природы. Да, может быть, и был смысл заполнить все залы историей «было-стало», была выставка гробов и кошек — стали Политех и РОСИЗО, но такого в мире много: пришли, все почистили, заполнили искусством, а такой уникальной основы нигде больше нет. Нам хотелось рассказать о ней как можно больше. Не исключаю, что в формате краткого высказывания что-то важное осталось за кадром, но мы проделанной работой гордимся».
В заключении добавим, что гордиться есть чем. За этим кратким, но информативным, сильным и, если подумать, очень смелым высказыванием стоит титаническая работа команды из более, чем 100 человек. Павильон России, один из немногих, может быть интересен широкой, а не только профессиональной публике, и для Венецианская биеннале архитектуры, идущей шесть месяцев (до 27 ноября), — это безусловное благо.
Павильон России на XV Международной российской биеннале:
Организатор: Министерство культуры РФ при поддержке Правительства Москвы
Концепция выставки: Сергей Кузнецов, Екатерина Проничева, Семен Михайловский
Дизайн выставки: Сергей Кузнецов, Агния Стерлигова
Разработка контента: Варвара Гогуля, Екатерина Мочалина, Павел Нефедов
Участники выставки:
Графика: Алексей Резвый, Марианна Пискунова
Видеоинсталляция: Tanatos Banionis
Скульптура: Георгий Браговский, Иван Савенков, Вадим Бандарец, Кирилл Бобылев, Владимир Бродарский, Алексей Глухов, Евгений Гоманов, Александр Жидков, Сергей Кныш, Александр Кныш, Илья Коротченко, Илья Савенков, Иван Седов, Артем Сюлев, Серафим Черный, Мария Чигрина
Консультант: Кристин Файрайз
Координатор: Ирина Кузнецова
Реализация проекта: VELKO GROUP
Тексты: Анна Мартовицкая, Анатолий Белов
Партнер проекта: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева.
Партнер культурной программы: RDI.Creative
Организатор образовательной программы: Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ и Институт передовой архитектуры Каталонии (IAAC)
PR сопровождение: «Креативный Класс»
Фото: Василий Буланов, предоставлены пресс-службами
Для ежегодной выставки итальянского журнала Interni российские архитекторы Cергей Кузнецов, Сергей Чобан и Агния Стерлигова создали инсталляцию, посвященную архитектурному рисунку. 11-23 апреля, Милан
Выставка открылась 11 апреля в пространстве Миланского государственного университета, занимающего старинное палаццо в центре города. Это традиционная площадка, на которой авторитетный итальянский журнал из года в год к Fuori Salone (вневыставочной программе мероприятий, параллельной iSaloni – большому «Мебельному салону» и его «спутникам») разворачивает тематические экспозиции. Известные архитекторы и дизайнеры в сотрудничестве с производителями материалов, оборудования и предметов интерьера создают для них зрелищные, концептуальные инсталляции. Сергей Кузнецов и Сергей Чобан участвуют в выставке Interni в пятый раз. Вместе с Агнией Стерлиговой (Planeta,9) они разработали объект Towers, реализованный – VELKO GROUP.
Это цилиндр 12-метровой высоты, установленный посреди университетского двора. На его поверхности, состоящей из 336 вплотную подогнанных экранов, проступают выполненные авторами инсталляции рисунки башен, колоколен и других вертикальных сооружений. Цилиндрическая основа, таким образом, воспринимается как заготовка, которая потенциально может обрести разную форму. По двум сторонам двора установлены планшеты, на которых что-нибудь, необязательно архитектурное, могут нарисовать и посетители выставки, их рисунки тоже отобразятся на полотне медиафасада с постоянно меняющимся, для контраста ярким, цветом фона. В этом году Interni назвал свою выставку Open Borders («Открытые границы»). Рисование, по-мнению авторов Towers, является тем идеальным средством профессионального раскрепощения, творчества и диалога, что способно открыть любые границы.
Фото: Василий Буланов
Подробнее о выставке: http://www.interni-events.com/
В конкурсе «АрхиГрафика 2015-2016» до 10 января открыта одна специальная номинация – «Москва: архитектура и вода». В столице есть масса интересных объектов для натурных зарисовок и поводов для фантазий на эту тему, уверен ее куратор, главый архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Сергей Кузнецов: «Я считаю, что Москва в смысле взаимодействия архитектуры и воды – город удачный. Многое было сделано для этого при реконструкции по генплану 1935 года. В центре вдоль набережных появилась целая череда торжественных перспектив, и они часто вдохновляют и фотографов, и художников. Однако мне лично больше нравится рисовать не открыточные, знаковые, а какие-то душевные, не растиражированные виды. Например, недавно, как удобное место и эффектный объект для рисования, я открыл для себя Андреевский мост.
В ноябре, вы знаете, в Москву приезжал известный американский акварелист и архитектор Томас Шаллер. Для него мосты – вообще отдельная тема. И здесь он успел сделать ряд зарисовок, но поскольку было холодно, что-то, в частности Крымский мост, он сфотографировал для будущих работ.
Очень живописное место Красный Октябрь. Еще мне, как ни странно, нравится сюжет Москва-Сити. Наверное, в силу своей острой урбанистичности. Так же приковывают мое внимание небоскребы Шанхая и Гонконга. Отражения в воде превращают их в нечто сюрреалистичное.
Особым магнетизмом обладают промышленные и портовые зоны. Там не всегда удобно подобраться к воде и найти выигрышную точку, но их мотивы дают пространство для воображения тем, кто любит рисовать индустриальные объекты и механизмы. Меня в этом смысле завораживают работы Леббеуса Вудса. В таком же духе вполне можно представить и московский Западный порт сегодня.
Архитектурные ситуации с водой, фантастические и реальные, мастерски рисует Сергей Чобан. Реальные в большей степени связаны с Санкт-Петербургом, но и в Москве он тоже нашел фактурную натуру.
Мне кажется, что в рисунках для этой номинации архитекторам было бы интересно представить какую-то новую застройку рядом со старой, существующей. Мы так экспериментировали в Вышнем Волочке, когда делали проект для венецианской Биеннале 2010 года. Там есть каналы, и эти районы чем-то даже напоминают Венецию.
Любопытно было бы увидеть на конкурсе и эскизы к проектам. Я по собственному опыту знаю, что, когда архитекторы проектируют здания на воде, они всегда думают о том, как объект будет с ней контактировать. Например, Дворец водных видов спорта в Казани, над которым я работал в SPEECH, разрабатывался как здание на реке. Он стоит на берегу Казанки, на искусственных насыпях, и набережная там еще не вполне благоустроена, но мы в эскизах ставили акцент именно на этом ракурсе, предполагали, что между зданием и водой будет оживленное общественное пространство, и надеюсь, что когда-нибудь, с развитием набережной, так и будет. А тема отражений здесь в полной мере раскрылась в интерьере – бассейны стали эффектными зеркалами для деревянных конструкций.
В последнее время я развиваю акварельную технику, но для прорисовки архитектурных ландшафтов над водой можно взять и перо, например. Так, в Гонконге я рисовал береговые сюжеты, и этот инструмент оказался самым подходящим, чтобы подчеркнуть драматичную линию горизонта».
Работы в номинацию «Москва: архитектура и вода» на конкурс АрхиГрафика 2015-2016 принимаются по 10 января 2016 включительно.
Подробности - на странице номинации.
Приз победителю - билет Москва-Рим-Москва, приуроченный к датам выставки "Только Италия!", которая открывается в Риме 24 мая 2016 года.
24 ноября в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдут мероприятия, связанные с творчеством членов Жюри конкурса «АрхиГрафика 2015-2016»: презентация книги архитектурных рисунков главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и лекция американского архитектора и художника Томаса Шаллера.
В монографии, вышедшей в итальянском издательстве Skira, представлено более ста двадцати рисунков, созданных Сергеем Кузнецовым во время путешествий по Европе, Азии и Америке. Авторами вступительных текстов стали известные архитекторы Массимилиано Фуксас, Сантьяго Калатрава и Лука Молинари.
Издание книги архитектурной графики — это часть большого проекта, целью которого является популяризация архитектурного рисунка. Сергей Кузнецов убежден, что, несмотря на широкое распространение компьютерных технологий, рисунок по-прежнему остается важной частью профессии архитектора.
В направлении популяризации этого вида творчества он и его коллеги уже многое сделали: в 2013 г. в Берлине открылся Музей архитектурного рисунка, построенный по проекту С. Чобана и С. Кузнецова; в том же году Кузнецов поддержал первый в России конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика», организованный сайтом Archplatforma.ru, и вошел в состав его жюри; в 2014 г. в Государственной Третьяковской галерее при поддержке и участии Кузнецова прошла выставка «Только Италия! Архитектурная графика XVIII — XX веков».
Сергей Кузнецов — член Американского общества архитектурных графиков (ASAI), член-корреспондент Российской Академии художеств, лауреат 30-го Международного конкурса архитектурного рисунка «Аrchitecture in Perspective», участник и инициатор многих проектов, посвященных архитектурному рисунку. В ноябре этого года он был награжден золотой медалью Российской Академии художеств за праздничное оформление церемонии открытия исторической сцены московского театра «Геликон-Опера».
В этот же вечер в Пушкинском музее состоится лекция американского архитектора и акварелиста Томаса Шаллера. На сегодняшний день Шаллер является одним из самых известных архитектурных пейзажистов мира. За свои работы он получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в области архитектурного рисунка — Hugh Ferriss Memorial Prize — учрежденной Американским обществом архитектурных графиков (ASAI). Он автор ряда книг и статей по архитектурному рисунку, почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI). В этом году он вошел в состав жюри международного конкурса архитектурного рисунка АрхиГрафика 2015-2016.
Организатор: Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Место: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, дом 12
Время: 18:00
Вход бесплатный при условии обязательной регистрации на портале «Архсовет Москвы». http://archsovet.msk.ru/calendar/prezentaciya-knigi-risunkov-glavnogo-arhitektora-moskvy-sergeya-kuznecova
Эти события открывают в ГМИИ им. А.С. Пушкина цикл мероприятий «Рисуем архитектуру», посвященных архитектурной графике.
Московская Триумфальная и другие площади в Европе, отданные пешеходам.
Важным событием этой осени в Москве стало открытие Триумфальной площади после реконструкции по проекту buromoscow. Обновления не оставили профессиональное сообщество равнодушным – наряду с хвалебными отзывами прозвучало и немало острой критики. Мы расспросили главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, как он оценивает первую в инициированной им конкурсной практике реализацию, и рассмотрели ряд аналогичных преобразований, произошедших с крупнейшими площадями в других городах Европы.
В последние годы до реконструкции Триумфальная площадь представляла собой небольшой пятачок вокруг памятника Маяковскому, зажатый со всех сторон оживленными магистралями и парковками. Время от времени этот пятачок становился эпицентром поэтической и общественно-политической жизни, но в городской повседневности служил проходной зоной, не располагающей к остановкам и любованию урбанистическим пейзажем, несмотря на насыщенность последнего объектами культуры. В 2013 году департамент капремонта собрался тихо отремонтировать площадь и даже выбрал исполнителя работ по благоустройству, но профессионалы «подняли шум» и настояли на проведении полноценного архитектурного конкурса, и в итоге к реализации был принят проект победившего в нем buromoscow.
Согласно проекту архитекторов Ольги Алексаковой, Юлии Бурдовой и их коллег, парковки убрали, площадь замостили гранитной плиткой – от выхода из метро и KЗ им.Чайковского до здания Минэкономразвития она стала полностью пешеходной. Памятник Маяковскому окружили симметричными газонами со скамеечками. Озеленение вскоре должны дополнить деревья – липы, яблони и клены, пока их места обозначены табличками. Уклон от Тверской улицы к Садовому кольцу оформили ступенями, тем самым выровняв верхнюю площадку с памятником, подчеркнув ее обзорную функцию и визуальный отрыв от автомобильного потока с Садового кольца.
На вопрос, чем можно заниматься на площади, кроме как отдыхать на лавочках, buromoscow предложилоъ оригинальный ответ в виде порталов с качелями, что, по замыслу, должно наполнить обновленное пространство духом молодости и романтики. Качели были установлены, но не там, где предполагалось первым проектом, также, несколько стеснив пространство, появились не предусмотренные изначально павильоны. Изменения, которые проект пережил в ходе согласований и реализации, вызвали немало вопросов со стороны профессионалов, и мы решили адресовать некоторые из них главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову, лично курировавшему конкурс на реконструкцию площади и воплощение проекта в жизнь.
Сергей Олегович, как Вы в целом оцениваете новый облик Триумфальной?
Оцениваю, безусловно, высоко, но там, конечно, еще не все доделано. В октябре высадят зеленые насаждения – многолетники и крупномерные деревья, предусмотренные проектом. «Зеленые кулисы» придадут площади более законченный вид, лишь после этого можно будет сказать, что проект завершен.
В процессе согласований проект buromoscow, выигравший конкурс, претерпел значительные изменения. В частности, вдоль здания Москомархитектуры появился ряд павильонов, а качели были перенесены на другую сторону и закрыли несколько важных видовых точек от Концертного зала Чайковского и виды на него с площади. Почему так произошло, и как Вы к этому относитесь?
Проект дорабатывался, чтобы площадь была наполнена разными и полезными функциями. Действительно, добавили павильоны – они были асимметричны, стали симметричны. Качели, на мой взгляд, – необходимая этому месту легкая, спокойная, умиротворяющая функция, которая противопоставлена суете, царящей на выходе из метро «Маяковская». Требовалось организовать пространство площади таким образом, чтобы она стала уютным местом для людей, которые посреди городского хаоса могут спокойно посидеть, сделать передышку. Качели вполне для этого подходят, и в плане коммуникации, мне кажется, это прекрасная вещь. Думаю, это удачное решение, я лично им доволен.
Проект вызвал довольно бурную критическую реакцию. Вы изучали отзывы в соцсетях? Если да, то есть ли в них, на Ваш взгляд, какое-то рациональное зерно?
Я считаю, что проект вызвал критическую реакцию на первых порах в силу того, что у нас все принято критиковать. Назовите проект, который у нас вызвал бурную положительную реакцию, одобрение? Критическая реакция, к сожалению, естественная, а вот конструктивная, напротив, отсутствует. Между тем, авторитетные эксперты как раз высказались в положительном ключе. Насколько я понимаю, основным предметом критики, развернувшейся в соцсетях, были качели – но посмотрите, они всегда заняты, это едва ли не самая востребованная функция на обновленной площади, даже очередь стоит!
В XX веке имидж Триумфальной площади ассоциировался с протестными движениями, митингами, политикой. Согласны ли Вы с тем, что появление романтичных качелей меняет и даже ломает «дух места», с тем, что памятник Маяковскому теперь там лишний?
Памятник совершенно не лишний, и даже на церемонии открытия площади там, как в былые времена, читали стихи. Кстати, сама конфигурация места вокруг памятника стала еще более удобной для этого, потому что добавились скамейки и будет зелень. А задачи приспосабливать площадь под протестные настроения и митинги у города нет и быть не может. Площадь – это место ежедневного рекреационного использования горожанами и, в первую очередь, она должна справляться с этой функцией.
Какие выводы Вы извлекли для дальнейшей работы из этого «кейса» и реакции на него?
Из кейса вывод один – в очередной раз подтвердилась идея, что конкурс и прозрачность процедур в освещении и реализации проекта, сбор мнения общественности дают положительные результаты. Невзирая на критику, которая есть всегда, уже сегодня понятно, что основная масса горожан воспринимает этот проект положительно. Мы за то, чтобы создавать качественную проектную документацию – это наша главная задача, для решения которой мы и дальше будем делать все возможное.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Случай Триумфальной площади, превратившейся из транзитной, проходной и проездной территории, в рекреационное пространство – не единичный. На самом деле он вписывается в общемировую или, как минимум, общеевропейскую тенденцию реорганизации исторических площадей. Архитекторы не просто создают их новое обрамление, но пытаются заново срежиссировать пространство, заложив в его структуру многообразие возможностей, делающее жизнь людей в большом городе более привлекательной и интересной.
Пожалуй, самым громким таким проектом можно считать реконструкцию Трафальгарской площади в Лондоне, проект, разработанный бюро сэра Нормана Фостера и реализованный в 2003 году. Примечательно, что прежде чем приступить к работе, архитекторы досконально изучили траектории движения пешеходов, провели консультации со 180 общественными организациями и опросили более тысячи граждан. В основу проекта была положена идея о безопасности и увеличении числа пешеходных связей: северная сторона Трафальгарской площади была закрыта для транспорта, а Национальная Галерея получила дополнительные связи с центром площади и широкую пешеходную зону, расположенную уровнем ниже. Фактически теперь площадь и музей стали единым ансамблем, соединенным широкой парадной лестницей, на которой и под которой организованы многофункциональные рекреационные зоны.
Всего через год после реконструкции Трафальгарской площади, британский город Ноттингем реконструировал свою центральную площадь – Олд-Маркет-сквер. Из плохо освещенного и заставленного машинами пространства бюро Gustafson Porter превратило ее в безопасное, стильное и благоустроенное, а главное, очень известное – обновленная Маркет-сквер дала Ноттингему основание участвовать в конкурсе «Мировая столица дизайна». Базой реконструкции стал принцип возвращения площади ее первоначальных исторических очертаний, но в подчеркнуто абстрактной геометрической форме. В частности, площадь утратила возникшие в XX веке перепады рельефа: возвращение ровного плато создало возможности как для рыночной торговли, так и проведения всевозможных концертов и праздников. Также и сценой, и амфитеатром могут служить и гранитные террасы, по которым каскадным водопадом стекает вода (на время проведения мероприятий их осушают). Зимой же на площади заливают общегородской каток, привлекающий к себе огромное количество детей и взрослых.
В Сарагосе в 2008 году после реконструкции вновь открылась площадь Эдуардо Ибарры (также известная как Пласа де ла Ромареда). Фланкированная двумя протяженными комплексами – стадионом Ромареда и главным концертным залом Сарагосы, Auditorio de Zaragoza, эта площадь на протяжении многих лет была во всех смыслах проходной: по ней ездили автомобили, а пешеходы, в основном, миновали ее транзитом. Задумав реконструировать стадион, власти города заодно решили благоустроить и площадь, сделав ее более приветливой, интересной и безопасной для пешеходов.
Была у проекта и коммерческая составляющая: убирая с площади транспорт, город решил под ней разместить парковки. Последние изначально были предназначены для обновленного стадиона, но позже его проект заморозили, а вот парковки все равно создали – теперь эти машиноместа принадлежат муниципалитету. Все новые для площади функции – уличные кафе, киоски, инфопоинты, а также вентшахты и павильоны эскалаторов и лифтов с подземной парковки, – архитекторы Cano Lasso Arquitectos сосредоточили в центре, выстроив «гребенку» из длинных разноцветных параллелепипедов, а между ними расположив несколько бассейнов, газоны с цветущими кустарниками и детскую площадку.
По периметру площади высажено 444 дерева, в том числе вечнозеленые магнолии, круглый год создающие «кулисы», благодаря которым пространство обретает камерность. Интересно, что в процессе реализации от первоначального проекта были сделаны довольно существенные отклонения: так, «одеяние» площади задумывалось в виде чередования разных материалов – бетона, гранита, известняка, дерева, а также остекленных вставок, через которые дневной свет поступал бы на верхний этаж парковки. Позже от всего это разнообразия отказались из экономических соображений – вся площадь в итоге замощена гранитом. Но архитекторы быстро сориентировались и компенсировали однообразие гранитных плит продуманной системой малых форм.
В начале прошлого года в Париже перед горожанами в обновленном виде предстала знаменитая Площадь Республики, ставшая крупнейшей пешеходной площадью французской столицы. Раньше Плас-де-ла-Републик была фактически полностью захвачена трафиком, так как на ней располагались не только остановки общественного транспорта и парковки, но и разворотный круг для автобусов и машин. И хотя авторы реконструкции – бюро TVK – не могли полностью закрыть площадь для транспортного потока, они существенно его минимизировали: круговой разворот убрали, автомобили пустили лишь вдоль трех сторон Плас-де-ла-Републик, тогда как четвертую полностью отдали велосипедистам, автобусам и такси, скомпоновав последние максимально близко к выходам из метро.
При этом две трети площади отдано пешеходам: ее пространство вымощено светлыми бетонными плитами, дополнено щедрым озеленением и двумя террасами с широкими ступенями. Кроме того, на Плас-де-ла-Републик созданы детская площадка, павильоны кафе, деревянная дека для отдыха и мелкий бассейн. Собственный небольшой водоем появился и у пьедестала статуи Марианны, одного из ключевых символов Французской республики, который лишь сейчас стал по-настоящему доступен для пешеходов. А летом этого года Париж объявил о намерении отдать пешеходам и детям также площадь Бастилии, полностью убрав с нее транспортное движение и парковки.
Возвращаясь к Триумфальной площади в Москве, необходимо отметить, что ее популярность среди горожан после горожан заметно выросла. Официальной статистики посещаемости еще нет, но и без нее видно, что люди там теперь есть постоянно, причем не спешащие, как раньше, по срочным делам, а именно проводящие время. Качели заняты, кажется, круглосуточно, и как заметил директор школы МАРШ Никита Токарев, они стали уникальной чертой, отличающей эту площадь. Какой еще город мира предложит такую неформальную опцию на одной из своих центральных площадей?
На наш взгляд, кроме всего прочего, обновленная Триумфальная оказывает большую услугу Тверской улице, обладающей огромным прогулочным потенциалом, но при этом не отличающейся изобилием мест, где во время прогулки можно просто посидеть. Справедливы претензии к качеству покрытия, некоторым материалам и деталям, однако Москва получила настоящую «городскую гостиную», при том, что в столице пока явный дефицит площадей, которые можно так охарактеризовать, и это, наверное, самое в данном проекте важное.
До 24 мая на территории Миланского государственного университета действует выставка архитектурных инсталляций INTERNI. Центральное место в экспозиции под открытым небом заняла скульптурная композиция Living Line – проект Сергея Чобана, Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой.
Эту выставку авторитетный итальянский журнал о дизайне и архитектуре INTERNI традиционно проводит в рамках Миланской недели дизайна. Тема этого года – «Энергия для творчества» – перекликается с темой открывающейся в мая в Милане ЭКСПО 2015 – «Энергия для жизни», для которой бюро SPEECH под руководством Сергея Чобана cпроектировало павильон России.
В основу инсталляции, установленной в центральной части двора комплекса зданий, восходящему к XIV веку, который занимает Миланский Университет, лег образ ленты Мебиуса. Композиция состоит из разновысотных пилонов, облицованных зеркальным плексигласом. За счет разного угла поворота этих элементов по отношению к сторонам двора, а также их постоянно меняющейся высоты (от 3,5 м до 6 м) Living Line воспринимается как мираж, оптическая иллюзия. Кажется, что ее поверхность и линия, объединяющая пилоны в их верхней точке, постоянно движутся, создавая все новые отражения знаменитого ренессансного фасада Университета. Особенно эффектно Living Line смотрится ночью, когда в верхней точке каждого из пилонов зажигается светодиод и в темноте двора повисает светящаяся линия.
«Энергия для творчества» – тема невероятно интересная и емкая, ведь она так или иначе касается каждого человека, – рассказал Сергей Чобан, выступая 13 апреля на пресс-конференции, посвященной открытию выставки INTERNI. – Мы стремились создать объект, активно взаимодействующий со своим окружением, в данном случае – с пространством Главного двора Университета Статале. С нашей стороны это не просто дань прекрасному контексту, но глубокая убежденность в том, что лучшие постройки прошлого были и остаются важнейшими источниками вдохновения для проектировщиков, а их переосмысление – одной из самых креативных задач современной архитектуры».
Среди авторов выставки INTERNI-2015 такие именитые архитекторы и дизайнеры, как Кенго Кума, Филипп Старк, Даниэль Либескинд, Алессандро и Франческо Мендини и другие. Российские архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов участвуют в выставке уже четвертый год подряд (последние два года вместе с Агнией Стерлиговой): в прошлом году их инсталляция U-Cloud была включена в топ-10 наиболее значимых арт-событий Миланской недели дизайна.
Реализация проекта Living Line – компания VELKO.
24 марта в галерее Граунд «Песчаная» состоится открытая лекция главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «Архитектурные конкурсы на Ходынском поле и развитие общественных пространств современного формата.
Лекция пройдет в рамках проекта «Заземление. Выставка о районе». Ходынское поле – территория, попавшая в сферу внимания его участников – современных художников. Они осмысляют городское пространство, развивающееся на месте села Всесвятского и его окрестностей. Ходынское поле известно специфической экспериментальной застройкой рубежа 1990-2000-х годов. Сейчас здесь возводится огромный торговый комплекс «Авиапарк», в 2016 году откроется новая станция метро.
Жилую и коммерческую функции района городские власти сейчас стремятся дополнить культурной и рекреационной. Недавно были проведены конкурсы на парк и здание ГЦСИ, которые выиграли ведущие западные бюро. Открылись галереи «Граунд». Лекция фокусируется не только на Ходынском поле. Сергей Кузнецов постарается ответить на вопрос: как в целом культурные институции могут стать движущей силой развития периферийных районов?
Лекция: «Архитектурные конкурсы на Ходынском поле и развитие общественных пространств современного формата».
24 марта, 19:30
Модератор встречи: Мария Фадеева
ГРАУНД «Песчаная», улица Новопесчаная, 23/7, м. Сокол, тел. 8 499 943 5131
Сергей Кузнецов вошел в число лауреатов 30-го Международного конкурса архитектурного рисунка Аrchitecture in Perspective.
С юбилейного выпуска Аrchitecture in Perspective (AIP 30), конкурса, который ежегодно проводит Американское общество архитектурных графиков (The American Society of Architectural Illustrators, ASAI), продолжают поступать хорошие новости. На днях мы писали о победе Сергея Чобана в двух номинациях этого престижного международного смотра. Чуть позже стало известно, что в число лауреатов вошел еще один наш соотечественник, активно пропагандирующий и поддерживающий, в том числе в качестве почетного члена Жюри конкурса «АрхиГрафика», практику рисунка в профессии архитектора.
Премию Award of Excellence в номинации «Рисунок с натуры» получила работа главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «Венеция. Сан-Марко и дворец Дожей» (2013). Она будет представлена на выставке, которая откроется осенью в Торонто, а затем отправится в путешествие по миру.
Официальный сайт ASAI http://www.asai.org
В Берлине до 5 июля действует выставка, посвященная двум крупнейшим московским архитектурным конкурсам 2013 года.
«New Moscow — Новая Москва», открывшаяся 30 мая в берлинской галерее Aedes Architecture Forum, стала первой выставкой столицы России на Западе, показывающей не отдельные архитектурные объекты и не творчество конкретных архитекторов, а развитие города в целом. Проект представляет этот процесс через два важнейших события недавнего времени – международные конкурсы на концепцию парка в Зарядье и на новое здание Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле. Среди множества архитектурных состязаний, прошедших в минувшем году, они стали самыми значимыми по количеству международных команд-участников и видных экспертов со всего мира, вошедших в жюри.
В просторном зале, разделенном на две части, зрители увидели на планшетах все финальные проекты состязаний: десять вариантов здания ГЦСИ и шесть концепций парка «Зарядье». Особое место заняли проекты победителей (в конкурсе на Зарядье – консорциум во главе с архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfo (DS+R, Нью-Йорк); а в конкурсе на ГЦСИ – Heneghan Peng Architects (Ирландия). Их проекты были представлены в макетах с подробными экспликациями.
На церемонии открытия выступили известные западные эксперты – архитектурный критик Кристин Файрайс, соучредитель галереи Aedes, член Жюри Притцкеровской премии, и Райнер Нагель, председатель общегерманского фонда «Культура строительства». Они отметили высокий уровень московских конкурсов, их важность для развития города, особое значение культурных объектов и общественных пространств в системе современного мегаполиса. О проектах-победителях рассказали представители авторских коллективов. Петр Кудрявцев и Мэри-Маргарет Джонс объяснили принцип «природного урбанизма», лежащего в основе концепции будущего парка в Зарядье. А Ройжн Хэнеген познакомила гостей с проектом нового здания Центра современного искусства, который возведут на Ходынском поле.
Презентуя выставку западной публике, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сказал, что конкурсы демонстрируют не только архитектурную, но и социальную жизнь столицы. Они отражают новый курс градостроительной политики, в центре внимания которой – развитие культурной и общественной жизни человека. «Представить такие конкурсы в Москве еще несколько лет назад было просто невозможно. Долгое время архитектурная жизнь столицы оставалась закрытой от международного сообщества и не несла в себе ничего интересного. А теперь здесь случаются архитектурные события высшего мирового разряда», – заметил он. Таким образом, выставка «Новая Москва» демонстрирует открытость столицы новым идеям и готовность к сотрудничеству с ведущими архитекторами и урбанистами мира.
Выставка пройдет до 5 июля 2014 г.
Официальный сайт галереи Aedes: http://www.aedes-arc.de
Фото: Елена Елисеева, предоставлены пресс-службой
22 января должны быть объявлены условия конкурса идей по реорганизации знакового московского пространства. Техническое задание дорабатывается по итогам общественной дискуссии, состоявшейся в Москомархитектуре, а 24 января в ЦДА пройдет круглый стол, погружающий в историю и специфику объекта реконструкции.
Триумфальная площадь занимает одну из ключевых позиций в градостроительном ландшафте столицы. Исторически она была местом концентрации объектов культуры и общественной жизни. Но в результате многочисленных сносов и перестроек окружающих зданий, сложной трассировки улиц и транспортных проблем превратилась в не слишком дружелюбное транзитное пространство на пересечении четырех магистральных улиц. Поскольку Москва стремится стать городом для людей, пришло время перемен и для этой важной точки.
Озадаченный проблемой благоустройства площади Департамент капремонта провел тендер и выбрал компанию-исполнителя работ, по сути, и сводящихся к «косметическому» ремонту – замене мощения, озеленению, установке элементов городской мебели и фонтана. Несогласное с таким подходом архитектурное сообщество начало выступать с альтернативными предложениями по комплексной реконструкции значимого столичного пространства, настаивать на организации профессионального конкурса и даже вышло по этому поводу в ноябре 2013 года на митинг к памятнику Маяковского. В результате Департамент капремонта, ответственный за скорое преображение территории, и Москомархитектура, ориентированная на поиск оптимальных для города решений путем творческих соревнований, пришли к соглашению провести требуемый конкурс. Камнем преткновения пока остались сроки.
Работы должны быть завершены в течение 2014 года, ориентировочно ко дню города. Поэтому конкурс планируется провести одноэтапно и стремительно: трех финалистов и победителя предполагается назвать уже в конце февраля. Понятно, что за такое время реализовать масштабную трансформацию невозможно, и на общественной дискуссии, состоявшейся 15 января в зале заседаний Архсовета, этот момент вызвал скепсис многих экспертов. «В такие сроки можно сделать благоустройство в виде уборки», – выразил общее опасение Андрей Гнездилов, главный архитектор НИиПИ Генплана. «Нужно посидеть, подумать, убедить продлить конкурс», – рассуждал Григорий Ревзин. «Сейчас возможен конкурс идей, в результате которого должно быть выработано техническое задание для следующего конкурса на большую реконструкцию», – предложил генеральный директор ГУП «Моспроект-2» Михаил Посохин.
«Есть задача уже в ближайшее время сделать некоторое действие с площадью. «В Парке Горького» первые шаги были несложные», – напомнил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В то же время конкурс может дать идеи и на будущее. От участников ждут как интересных и быстро осуществимые приемов гуманизации пространства, так и комплексных предложений для дальнейшей реализации в несколько этапов – по транспорту, возможно, появлению на площади каких-то объектов, использованию перепада уровней. Чтобы сообщить площади более гармоничную прямоугольную конфигурацию, можно подумать о переносе въезда в туннель, предполагает главный архитектор. Для анализа и сравнения он привел несколько примеров организации центральных площадей в разных городах мира.
Елена Соловьева, руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия» НИиПИ Генплана Москвы, рассказала о прошлом Триумфальной и ее зданиях. Это пространство пережило столько перемен, что «площади как таковой сформировано не было», резюмировала она.
Григорий Ревзин обратил внимание на конфликт двух градостроительных логик, в которых развивалось пространство – сталинской, задающей гигантский масштаб и движение, и старой московской, с малоэтажными зданиями, снесенными в XX веке, и камерным сквериком, где сейчас стоит памятник Маяковскому. Критик считает, что нужно возвращаться к маленькому масштабу – никто из городских сообществ такое гигантское пространство не освоит. «Я бы восстанавливал здания, делал небольшую выгородку, уменьшал масштаб».
Сергей Чобан, руководящий партнер бюро SPEECH, которому идея камерного, соразмерного человеку масштаба и квартальной застройки в целом импонирует, заметил, что у этой площади сложился свой «пустырный» характер с одним из открыточных видов Москвы – на гостиницу «Пекин», и разрушать его, уменьшая масштаб, — не лучший путь. В то же время путь создания островков безопасности среди потоков транспорта, какими выглядят многие европейские площади, ему тоже не представляется верным. Ощущение комфорта присуще большим площадям, хотя бы с одной стороны примыкающим к зданиям-«магнитам». В таком выигрышном положении находится, например, Трафальгарская площадь с фронтом Национальной галереи.
И на Триумфальной, по мнению С.Чобана, можно было бы создать защищенное поле притяжения между горизонтальной плоскостью и фасадами зданий КЗ им. Чайковского и Минэкономразвития. Для этого тактичными вмешательствами придется изменить потоки транспорта – закрыть выезд с Садового кольца в сторону Тверской улицы и, по возможности, закрыть съезд с Тверской улицы.
Полностью пешеходной видит площадь бюро megabudka, о чем рассказал его архитектор Артем Укропов (проект на фото вверху). Поставить памятник Маяковскому в многофункциональное углубление, превратить 1-ю Брестскую улицу в крытый пассаж, убрать под землю парковку перед «Пекином», а над ней разбить сквер – некоторые идеи молодого творческого коллектива подверглись в социальных сетях довольно суровой критике со стороны профессионалов, но megabudka, по крайней мере, дерзнули и вместе с общественным движением «Городские проекты» «подняли волну». Теперь конкурс даст возможность сравнить этот проект с другими предложениями, выразил надежду Сергей Кузнецов. Другие предложения, надо сказать, уже не заставили себе ждать. На сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы опубликован проект реорганизации площади в духе творчества Маяковского.
Во время дискуссии ставился и основной вопрос, правильный ответ на который лежит в основе успешных публичных пространств: для кого и для чего эта площадь, какая будет на ней жизнь? Сейчас самое активное движение идет со стороны Садового кольца, где распололжены вход в метро, КЗ Чайковского, театр Сатиры, сад «Аквариум». Организовать комфортные маршруты пересечения площади отсюда к кафе на Брестских, поставить павильон с исторической и туристической информацией, по выходным закрывать парковку, а вместо нее устраивать разнообразные мероприятия, привлекающие жителей города (ярмарки, концерты) – уже было бы неплохо, считает Варвара Мельникова, исполнительный директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Чтобы объяснить потенциальным участникам конкурса и всем неравнодушным к судьбе Триумфальной ее потенциал и специфику, НИиПИ Генплана и Союз московских архитекторов устраивают круглый стол в рамках программы «Особые места Москвы».
«Любые конкурсные предложения должны основываться на знании истории развития уникальной московской площади, в формировании которой принимали участие лучшие отечественные зодчие», – уверены организаторы мероприятия. Ведущими специалистами НИиПИ Генплана г. Москвы была собрана и проанализирована вся необходимая информация. Во время круглого стола с результатами этих исследований слушателей познакомят:
- Елена Соловьева, руководитель научно-проектного объединения «Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия»;
- Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований;
- Ярослав Ковальчук, руководитель мастерской ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», преподаватель школы «МАРШ».
Круглый стол «Триумфальная площадь. История и специфика» пройдет 24 января 2014 года, 19.00
Центральный Дом архитектора, Москва, Гранатный переулок, 9
Участие в мероприятии бесплатное, необходима регистрация:
http://moscowarch.timepad.ru/event/100748/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.