TAG: Государственная Третьяковская галерея

Паблик-арт в Третьяковке

13.08.15
17:40
Категории: | События | Выставки

Кинетическая инсталляция Exodus московского художника Виктора Полякова открыла сотрудничество ГТГ и компании «КРОСТ», в рамках которого планируется проведение международного конкурса на временный арт-объект во дворе музея на Крымском Валу.

В Москве много территорий, где были бы уместны объекты паблик-арта, но все еще, несмотря на бурное развитие общественных пространств, их можно пересчитать по пальцам. Не то что в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине и Париже. В российской столице художники, которым интересно данное направление, сетуют на сложности согласований в различных департаментах и ведомствах. Каким-то чудом удалось встретить понимание со стороны чиновников и установить в периферийных районах свои творения Николаю Полисскому и Галине Лихтеровой – арку «Лихоборские ворота» в Алтуфьево и конструкцию «Чермянка» в одноименном парке в Лианозово.

Время от времени, благодаря усилиям различных арт-институций, в городе появлялись «заезжие гастролеры». Так, в 2009 году в Москва-Сити побывал человек из букв – скульптура «Дом знаний» — Жауме Пленсы, в 2013-м на пересечении Петровки и Кузнецкого моста возникла инсталляция «Облако» Эдуардо Коимбры. Пытаются продвигать паблик-арт Парк Горького и, как ни странно, ТРЦ «Атриум», который недавно провел конкурс на арт-объект перед своим главным входом. Все это к тому, что любое движение и достижение в сфере московского паблик-арта, даже если оно происходит в периметре музейного пространства, а не на открытой площади в центре города, воспринимается как большая удача.

Государственная Третьяковская галерея начала осваивать внутренний двор здания на Крымском Валу. Этим летом здесь проходят различные мероприятия – концерты, лекции. И наконец-то территория, соединяющая в себе качества городской площадки и музейного атриума, становится выставочным залом под открытым небом. Демонстрация произведений современного искусства началась с кинетической инсталляции Exodus, созданной художником Виктором Поляковым специально для этого места. Стела из акрила, скомпонованная из элементов, напоминающих стрелки компаса, установлена на возвышении. Она эффектно отражается в бассейне и при вращении ее зеркальные поверхности оживляют фасады здания цветными тенями и бликами.

«Эта малая архитектурная форма является отсылкой к футуристическим зданиям и утопическим проектам космистов, где свет и динамика – основные структурные составляющие», – сообщается в пресс-релизе. Нам в первую очередь вспомнились рисунки Леббеуса Вудса, правда, его формы не  были столь радужными, но определенное сходство очертаний просматривается.

Партнером Галереи в установке cкульптуры Exodus стала одна из крупнейших многопрофильных инвестиционно-строительных компаний в России – концерн «КРОСТ», в чьих проектах уже много лет участвуют лучшие архитекторы, проектировщики и дизайнеры мира. Exodus будет украшать двор ГТГ до начала ноября, после планируется «поселить» в нем другие арт-объекты, выбранные по результатам международного конкурса.

Официальный сайт ГТГ: http://www.tretyakovgallery.ru/

От Пиранези до Кузнецова

25.07.14
19:30
Категории: | События | Выставки

О том, какими предстали четыре века архитектурной графики на выставке «Только Италия!» в ГТГ.

Праздник, устроенный Государственной Третьяковской галереей совместно с Фондом Сергея Чобана, для всех любителей архитектурного рисунка, 27 июля завершился. Проект «Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков» был хорошо встречен и публикой, и прессой. И трудно переоценить его вклад в изучение и популяризацию рисунка, посвященного архитектуре.

Пьетро ди Готтардо Гонзага. Архитектурная композиция, 1790-е годы. ГТГ

Концепция, залогом успеха которой стала любовь широкого зрителя к Италии, позволила Третьяковке достать из запасников уникальные, известные разве что по репродукциям вещи. Cреди них –  фантазия по римским мотивам Баженова, листы из альбомов Дуайена, панорама Москвы Кваренги (раздел россики). И когда еще в Москве можно будет увидеть шедевры из личной коллекции Сергея Чобана и его Фонда, базирующегося в Берлине, – листы Пиранези, Гонзаги, Лео фон Кленце?

Джованни Баттиста Пиранези. Архитектурная фантазия с дворцом и ростральными колоннами. Середина XVIII века. Коллекция Сергея Чобана

Архитектурный рисунок давно признан особым явлением в истории искусства, но специальной литературы по теме до сих пор не так много. Ирина Седова, автор каталога, сокуратор «Только Италии!», посетовала, что информацию пришлось собирать по крупицам из разрозненных источников. Экспозиция, которую они составили вместе с экспертом ГТГ Ниной Марковой, конечно, не  являла картину развития направления во всей полноте. Такая задача и не ставилась, однако ракурс, заявленный в названии, достаточно широк, чтобы говорить об общих тенденциях, специфике, эволюции жанра. Со времен его зарождения в XVIII веке и по сию пору архитекторов и художников со страшной силой влечет в Италию. Нет нужды перессказывать здесь причины — они совершенно понятны и обстоятельно изложены в целом ряде рецензий на выставку.

 

Джованни Паоло Панини. Архитектурная фантазия на римскую тему с храмом Конкордии (Сатурна) на Римском Форуме, 1740-е. Коллекция Сергея Чобана

Габриель Франсуа Дуайен. Вид с мостом. Первая половина 1750-х. ГТГ

Экспозиция показала, как уже в XVIII веке в Риме возникли и, переплетаясь, дожили до наших дней два подхода к изображению архитектуры. Условно их можно назвать романтическим и археологическим. Рядом с Лежеем, Панини, Персье, Ганди, мастерами идилличных и порой немного скучноватых композиций, сконструированных из прилежно зарисованных антиков, ренессансных и барочных памятников, работали такие страстные натуры, как Пиранези, Шалль, Дуайен. Их рисунки кажутся сделанными в состоянии какой-то душевной экзальтации от увиденного или додуманного, как мог бы выглядеть Рим во времена былого величия. Это уже не художественно уложенные и расставленные руины, но целостные городские ансамбли. По искусной незавершенности, экспрессии и динамике работы этих авторов поразительно современны.

Шарль Шалль. Архитектурная фантазия. Площадка с обелисками и арочным мостом у подножия императорского дворца на Палатине в Риме. Третья четверть XVIII века. Коллекция Сергея Чобана

Пьер Фонтен. Вид Римского Форума. 1788. Коллекция Сергея Чобана

 

К концу XVIII — началу XIX веков видно, как графическая речь усложняется, как расширяется география итальянских путешествий. Мастеров рисунка все больше увлекают панорамы, героические масштабы презентации архитектуры, подробности.

Тома де Томон. Вид Храма Адриана (Таможни) в Риме. 1788. Коллекция Сергея Чобана

Максим Никифорович Воробьев. Набережная Санта Лючия в Неаполе. 1845-1846. ГТГ

Век двадцатый, словно устав от лишних слов, выводит на первый план эмоции, учится выражать архитектурные переживания абстрактным языком, свободнее обращается с цветом. Тенденцию красочно иллюстрировал рисунок Ирины Затуловской, изобразившей раскрытую веером площадь Сиены ярким пятном, напоминающим дольку апельсина. 

Александр Герасимов. Флоренция. Старый мост (Понте Веккьо). 1934. ГТГ

Ирина Затуловская. Площадь в Сиене. 1998. ГТГ

Взгляд из XXI века, представленный на выставке в отдельном круглом зале, являет скорее исключение, чем правило. Четыре архитектора – Сергей Чобан, Сергей Кузнецов, Максим Атаянц, Михаил Филиппов принадлежат к небольшому числу современников, графика которых позволяет говорить о связи времен и развитии классического архитектурного рисунка. В век, когда архитекторы лучше владеют компьютерной мышкой, чем карандашом, эти авторы продолжают оттачивать навыки ручного рисунка, уверенно работают во всевозможных его техниках и единодушно, несмотря на приверженность разным архитектурным стилям, любят Италию. Зарисовки исторической архитектуры находят затем своеобразные отклики в практике каждого из них.

Максим Атаянц. Пестум. Храм Цереры.1992. Собственность автора

Максим Атаянц виртуозно соединяет «археологическую» и «романтические» линии. Храм Цереры в Пестуме запечатлевает с педантичностью рисовальщиков XVIII-XIX веков. Сама античная натура обуславливает манеру – сдержанную, подчеркивающую симметрию, тектонику, передающую «телесность» памятника, понесшего значительные утраты. И совсем по-другому «велит» рисовать себя церковь «Санта Мария делла Салюте» в Венеции, модель, кстати, любимая многими.

Максим Атаянц. Санта Мария делла Салюте. 2004. Собственность автора

Кажется, зарядившись от завитушек характерных валют, сангина летит по бумаге взволнованно, быстрыми закручивающимися штрихами, и все здание на листе вибрирует. Зачем Максиму Атаянцу необходимы эти пленэрные, а затем иногда и долгие студийные, штудии — ясно. Он мастер современной классики, а классика, даже в современной версии, требует постоянных графических упражнений и анализа наследия. То же и с Михаилом Филипповым. В рисунках он бьется над разгадкой тайны красоты старых городов, чтобы воссоздать ее в своих фантазиях и проектах. Трудноуловимая красота эта втягивает мастера и увлекает за собой зрителя диагоналями композиций и ускользает тающими карандашными линиями в бесконечной белизне бумажного листа, растворяется в прозрачных акварельных далях.

Михаил Филиппов. Венецианская фантазия. 2000. ГТГ

Михаил Филиппов. Амальфитанское побережье. Минори. Вид на Равелло. 1992. Собственность автора

В работах Сергея Кузнецова много людей. Он изображает не только отдельные здания, но и стремится передать среду, что для главного архитектора города, несомненно, важно. И сами здания он видит скорее как живые организмы: каменные массы у него кажутся шевелящимися, разрывающими пределы листа.

Сергей Кузнецов. Арена ди Верона. 2011. Собственность автора

Сергей Кузнецов. Падуя. Сант Антонио. 2010 Собственность автора

Графика Сергея Чобана отличается удивительным сплавом рацио и эмоций. Как и в своей архитектуре, он сосредотачивается на деталях, фактуре стен старых зданий, вновь и вновь убеждаясь, что в сложной пластике поверхностей сокрыта одна из причин их неувядающей красоты.

Сергей Чобан. Собор и колокольня в Амальфи. 2006. Коллекция Фонда Сергея Чобана

Сергей Чобан. Венеция. Церковь Санта Мария делла Салюте. 2009. Коллекция Фонда Сергея Чобана

Нередко Чобан выбирает монохромные решения, работает холодными тонами, белилами, сепией, отчего совершенство исторических сооружений приобретает какой-то внеземной, космический характер. И у него одного на этой выставке прошлое встречается в фантазиях с будущим, вдруг нависающим над Римским форумом причудливыми, ультрасовременными конструкциями. Это не то будущее, о котором он сам мечтает — такие картины рисует неподвластное логике воображение.

Сергей Чобан. Архитектурная фантазия. Римский форум. 2013

Многие из наших читателей знают, что четверо героев современного раздела «Только Италии!» вновь вошли в состав жюри конкурса «АрхиГрафика», открывшего на днях новый сезон. И в контексте нашего смотра было очень интересно найти на выставке ответ на один из вопросов, которым задавались эксперты, оценивая работы участников в прошлом году.

Василий Суриков. Коллизей. 1884. ГТГ

Есть ли разница между тем, как изображают архитектуру художники и зодчие? Есть мнение, что первые больше внимания уделяют природе, световоздушной перспективе, колористическим нюансам, настроению, и на выставке это подтверждают Сильвестр Щедрин, Филипп Якоп Хаккерт, Василий Суриков. А вторые  рисуют аналитичнее, суше, концентрируются на самих зданиях, предпочитают линию пятну и строгий монохром буйству красок, как Лео фон Кленце, Константин Тон и его брат Александр, Борис Иофан.

Иван Жолтовский. Фрагмент Плафона зала Палаццо Леттими в Римини, 1902-1912. Коллекция Сергея Чобана

Есть также мнение, что архитекторы, даже работая с натурой, должны не соревноваться с художниками, а преследовать какие-то свои, профессиональные цели. «Только Италия!» никакого «водораздела» между архитекторами и художниками не проводит. Их работы соседствуют и в некоторых случаях разрушают вышеописанный стереотип. К примеру, зарисовки фрагментов зданий и росписей Ивана Жолтовского – своеобразная коллекция, которую он собирал явно в познавательных, профессиональных целях. И одновременно это очень свободная, акварельная живопись по едва заметному наброску карандашом.

Александр Лактионов. Вид Площади Капитолия и Капитолийской лестницы (Кордоната) в Риме, 1962. Коллекция Сергея Чобана

Обратный пример —  художник Александр Лактионов. Уже написав знаменитое «Письмо с фронта», он едет в Рим и рисует «Вид Площади Капитолия и Капитолийской лестницы», неожиданно строго, архитектурно.  Действует карандашом с растушевкой так, что масса здания проступает на листе частями, как при проявке фотоснимка. «Только Италия!» свидетельствует: неважно кто автор – архитектор или художник, неважна манера. Главное – чувство, которое движет рукой, запечатлевающей натуру или конструирующей из ее элементов что-то свое.

Таир Салахов. Рим. 1986. ГТГ

У всех художников и зодчих, представленных на выставке, это чувство одно – восхищение архитектурой Италии. В нем могут варьироваться оттенки –  от благоговейного трепета до страстной жажды познать, возвратить к жизни и даже превзойти творения предков или просто навсегда вобрать в себя и увезти домой в альбомах портреты любимой страны.

Нельзя не отметить архитектуру самой экспозиции – работу Агнии Стерлиговой из бюро SPEECH. Архитектурный рисунок, особенно исторический, – материал рафинированный, но не всегда легко усвояемый, не «экшн». А в необычных круглых и овальных залах, напоминающих об античных храмах и барочных церквях, инсталлированных в пространство Инженерного корпуса, тема раскручивалась так эффектно и динамично, что зритель не успевал устать.

 

О выставке на сайте ГТГ: www.tretyakovgallery.ru

 

«Только Италия!»

16.04.14
19:30
Категории: | События | Выставки

18 апреля в Инженерном корпусе ГТГ открывается выставка архитектурного рисунка XVIII-XXI веков, посвященного любимой стране всех архитекторов и художников. 

Архитектурная графика уже не впервые становится предметом специализированных выставок в больших российских музеях. Не так давно проекты на ее основе делали и ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж. Но Государственная Третьяковская Галерея впервые показывает архитектурную графику с таким размахом – около 200 работ, и в таком широком временном диапазоне –  с XVIII по XXI век. Во многом это оправдано выбранной темой, которая не может не найти отклик в сердцах многочисленных зрителей. Италию любят все. Не исключено, что через нее публике станут ближе и тонкости архитектурного рисунка как особого вида искусства. В экспозиции объединены его лучшие образцы из коллекции Государственной Третьяковской Галереи, Фонда Музея архитектурного рисунка, личной коллекции Сергея Чобана и собрания семьи Щусевых. И даже более точным здесь будет определение «рисунок архитектуры», ведь среди авторов представленных работ не только зодчие, но и живописцы, а основные жанры изображений – городские пейзажи, «портреты» памятников, фантазии по их мотивам, а не эскизы к проектам.

Шарль-Мишель-Анж Шалль

Мастерские листы Джованни Баттиста Пиранези, Гюбера Робера, Пьетро Гонзага, Василия Баженова, Лео фон Кленце, Константина Тона, Александра Бенуа, Анны Остроумовой-Лебедевой, Ивана Фомина расскажут, какая Италия волновала архитекторов и художников в XVIII, XIX, XX веках. Во все эти времена сюда устремлялись изучать великое античное, ренессансное и барочное наследие, тренировать глаз, воспитывать вкус, и каждый находил что-то свое.

Александр Бенуа

 

Последний раздел выставки показывает, что и сегодня Италия сохраняет значение «земли обетованной» для людей творчества, и особо трепетное отношение к ней отличает российскую архитектурно-художественную среду. Связь времен прослеживается на примерах графики архитекторов Михаила Филиппова, Максима Атаянца, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова, для которых Италия является мощным и постоянным источником вдохновения, о чем свидетельствуют как их зарисовки с натуры, так и ее фантастические интерпретации.

Максим Атаянц

Сергей Чобан

Михаил Филиппов

Кузнецов Сергей

Выставка ««Только Италия!» организована  Государственной Третьяковской Галереей и Фондом Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана.

Открытие состоится 17 апреля 2014 года, в 19.00. Вход на вернисаж по пригласительным билетам.

До 27 июля 2014 года.

  

На афише выставки рисунок Джакомо Кваренги

Фасады нового корпуса Третьяковской галереи: проект бюро SPEECH. Победитель конкурса

31.07.13
16:04

Архитектурная идея фасада – белые рамы различного формата, образующие символическую стену с «живыми» картинами, на которых движущиеся силуэты посетителей накладываются на стекло с рисунком. 

Эту концепцию жюри конкурса признало лучшей. Поддерживая и продолжая идею основателя галереи П.М. Третьякова, которая заключается в том, что музей является общедоступным демократичным учреждением, архитекторы представляют Третьяковскую галерею «Музеем нового типа», то есть интерактивным пространством, где устанавливаются многочисленные коммуникационные связи, где соединяются элементы музейного консерватизма и динамичность развития. Особенности зарождения музея, его роль в духовной жизни общества позволяют говорить о Третьяковской галерее, как о символе российской идентификации, наряду с Красной площадью, Храмом Василия Блаженного, Кремлем. История Третьяковской галереи - это хроника превращения частного собрания в музей мирового уровня, постепенное освоение территории – от собственного дома семьи Третьяковых до Музейного квартала в Лаврушинском переулке.

Новое здание Третьяковской галереи завершает формирование музейного квартала. Опираясь на заложенный еще В.М. Васнецовым русский стиль в фасадах зданий,  переосмысливая элементы исконно русской  архитектуры, архитекторы предлагают выполнить фасады нового здания из состаренного, фактурного красного кирпича с белыми элементами наличников окон, завершающих рельефных поясов, колонок. Материал и цветовая гамма подчеркивают преемственность архитектурного языка корпусов Третьяковской галереи, построенных в различные исторические периоды. Скругленные углы придают более мягкие очертания зданию, тесно зажатому в границах участка. 

Основная миссия динамичного диалога музея и города отражена в архитектурной идее фасада здания. Белые рамы различного формата (источником вдохновения послужила структура оригинального расположения картин в  городской Художественной галерее П.М. и С. М. Третьяковых) образуют стену с «живыми» картинами, которые создают сами посетители музея. На внешнее остекление нанесены фрагменты шедевров, представленных в галерее. Неподвижная монохромная часть картин, соединяясь с движением цветного потока посетителей, наполняет эти картины жизнью, создавая эффект взаимопроникновения интерьера и экстерьера здания.

Главный вход, расположенный на пересечении основных пешеходных путей, представляет собой картинную раму, обрамленную стеклом, плавно переходящим в фонарь верхнего света, пронизывающий насквозь здание и связывающий современность с историей. Попадая в вестибюль, посетители становятся негласными творцами главного шедевра Третьяковской галереи - картины имени себя, постоянно меняющейся, идущей в ногу со временем, отображающей современность. 

Постепенно уменьшающиеся габариты улиц и застройки от широкой набережной к более узкому Малому Толмачевскому переулку определили структуру протяженного фасада – переход от крупных, хаотично расположенных «окон-рам» к жесткой структуре.  Фасад по Лаврушинскому переулку – это частичный намек, подготавливающий зрителей к основному действу «живой картины» главного входа. Уменьшенный размер рам стремится соответствовать масштабу застройки, при этом выделяясь на его фоне индивидуальностью.

Один из основателей бюро SPEECH Сергей Чобан: 

«Мы исходили из того, что архитектура должна быть долговечной, она должна быть сделана из хороших материалов, и тем самым соответствовать историческому зданию, к которому новое здание примыкает. Отсюда и выбор лицевого кирпича и натурального камня – известняка с рельефом. А также элегантного входного фасада с большой пропускной способностью и каменным порталом, который является своеобразной картиной, фокусирующей на себе входное пространство. Облик фасада говорит о том, что перед нами музей – картинная галерея. Это современное здание, построенное сегодня, но в традициях старой Третьяковки. Например, сохранился принцип шпалерной развески, существовавший в качестве основного мотива оригинального фасада. А частичная печать на стекле дает намек на выдающиеся произведения, находящиеся в Третьяковке. В этом и заключается основная идея проекта». 

Предлагаем также ознакомиться с другими конкурсными концепциями.

Проект бюро ТПО «Резерв» 

Проект бюро TOTEMENT/PAPER 

Проект бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» 

Проект бюро UNK project 

Проект бюро «Остоженка» 

 Официальный сайт бюро: speech.su

Фасады нового корпуса Третьяковской галереи: концепция бюро TOTEMENT/PAPER. Второе место

24.07.13
17:02

Фасад в концепции оказавшегося в шаге от победы бюро TOTEMENT/PAPER представлен в виде собирательного образа, своеобразной картины города, меняющейся в каждый момент его жизни.

 Комментарий авторов: 
 
«В процессе создания проекта архитектурно-художественного образа фасадов нового здания Государственной Третьяковской галереи мы разделили эту сложную задачу на составляющие, каждая из которых несла свою смысловую, художественную, композиционную и пространственную нагрузку; имела специфические связи с окружением и со Временем, с Городом и существующим комплексом Третьяковской галереи, с историей и назначением здания. Поскольку наклонные части фасада направлены как  вверх и вниз, так и в стороны, то весь фасад становится собирательным образом, картиной Города, меняющейся в каждый момент его жизни, днем и ночью, во все времена года. Еще один образ был взят нами из буклета галереи, где картины так близко расположены в домашнем интерьере Третьякова, что организуют специфическую плоскостную структуру. Кроме того, нас вдохновил вид сверху на московские крыши и декор существующих зданий Третьяковки, которые изобилуют пирамидальными стеклянными окончаниями, козырьками и так далее. 

Массивный фасад (выполнен из окрашенного в массе бетона) концертного зала кроме мелкоразмерного декора получил и более крупные плоскости другой фактуры, встраиваясь в масштаб Лаврушинского переулка. Композиция в Лаврушинском переулке завершается еще одним стеклянным фасадом. Он  служит полупрозрачным занавесом, который одновременно отражает задние фасады исторических зданий галереи, стоящих вдоль пешеходной зоны, и позволяет видеть тяжелую стену выставочного зала, а также отражения домов, расположенных напротив комплекса. Рабочий фасад в Толмачевском переулке также представлен как сомасштабная улице композиция, в которой использованы решения главных фасадов.

Бесспорно, что основным фасадом здания является его северо-западная часть, выходящая на Кадашевскую набережную длинным фронтом. Этот фасад становится главным не только для нового здания Государственной Третьяковской галереи, но и для всего музейного квартала, городской линии застройки, выходящей на набережную. Это один из городских символов. От существующего комплекса Третьяковки фасад унаследовал цветность, массивность и рельефный декор, отсылающий нас к прототипам традиционной русской архитектуры и включающий в работу инструмент временной и пространственной связи между старыми зданиями комплекса, новым зданием и Кремлем, стены и башни которого просматриваются с пешеходного моста и из Лаврушинского переулка. Массивность символизирует закрытость - Хранение во Времени, причем в работу «тяжелых» элементов фасада помимо объема концертного зала и вертикали пожарной лестницы включена криволинейная стена выставочного зала, где и происходит основное действие, где зритель встречается с Искусством (мы предлагаем, чтобы эта стена была выложена из кирпичей, собранных при разборке старых московских зданий).  Все эти инструменты - цветность, массивность и декор - олицетворяют Опыт, Накопление, Историю, Прошлое и Время.

Вторым по важности образом главного фасада стала Прозрачность, Пустотность, мимолетность Отражения меняющегося города. Прозрачность символизирует Открытость, Доступность, что подчеркнуто плоским фасадным стеклом входного портала и светопрозрачным покрытием Внутренней улицы, пронизанной верхним светом, одновременно разделяющей и объединяющей Пустотой для трех массивных элементов композиции. Причем криволинейная стена выставочного зала участвует и в формировании фасада, хотя находится внутри здания. 

И, наконец, основная плоскость главного фасада - это сложная композиция, собранная из отдельных стеклянных блоков простейших геометрических форм. Именно за этой прозрачной стеной и находится главная ценность - Искусство. Эта ценность помещена внутрь «Хрустального ларца», и именно эта пара символизирует гармонию Хранения - Показа, Закрытости и Доступности, Тяжести и Легкости, Внутреннего и Внешнего, Квартала и Города, Прошлого и Настоящего».

Официальный сайт архитектурного бюро: paperteam.ru

Общую информацию о конкурсе см. здесь

Публикации других проектов конкурса на нашем сайте.

Проект бюро SPEECH 

Проект бюро ТПО «Резерв» 

Проект бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» 

Проект бюро UNK project 

Проект бюро «Остоженка»

 

Фасады нового корпуса Третьяковской галереи: конкурсная концепция АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры»

24.07.13
16:18

Замысел архитекторов состоял в том, чтобы создать перед комплексом Третьяковской галереи общественное пространство парково-городского характера, которое открывается в Лаврушинский переулок и связывает галерею с мегаполисом.

Опорные пункты конкурсной концепции АБ «Цимайло  Ляшенко и Партнеры» следующие: образ музея, стена, новое общественное пространство, павильон. В основе образного решения – специфика музея, как парадигмы культурных слоев. Образование общественных пространств, способствующих интеграции культурных институций в урбанистическую ткань, – это, если так можно выразиться, архитектурный тренд. Подобные приемы часто применяют авторы, проектирующие или реконструирующие исторические музеи или музеи современного искусства по всему миру. 

Об этом подробнее рассказывают авторы проекта, руководители бюро архитекторы Николай Ляшенко и Александр Цимайло
 
«В своем предложении мы позволили себе изменить и расширить рамки задания конкурса, который предполагал разработку только фасадов для уже существующего проекта. Мы же посчитали возможным частично пересмотреть предложенные решения. В частности, в нашем проекте изменения затронули угловую часть, на пересечении набережной с Лаврушинским переулком. При этом структура и планировка здания сохранены практически полностью. Была минимально откорректирована конфигурация основных помещений, концертный зал перемещен в подземную часть. Мы попытались создать перед главным входом  в  здание новое общественное пространство, выходящее на набережную, в которое интегрированы все расположенные на территории галереи исторические здания вдоль Лаврушинского переулка. Созданное общественное пространство с прозрачным павильоном, обращенным к набережной, должно превратиться в территорию демонстрации всего самого актуального и важного в области современного искусства. Его наполнение могло бы динамично меняться и трансформироваться, подстраиваясь под нужды галереи, став местом встреч людей, приобщая город к искусству. Если говорить о стилистическом решении, то для себя мы сформулировали определенную позицию. Поскольку музей – это хранилище художественных ценностей разных эпох, то его фасад мы трактовали как наслоение различных культурных пластов»

«Для отделки был выбран белый кирпич – материал очень характерный для окружающей застройки. Неравномерная кирпичная кладка придала определенный рельеф и фактуру фасаду. Мы хотели превратить процесс возведения сложной кирпичной стены в публичную акцию, в которой могли бы принять участие самые достойные представители общества, имеющие отношение к культуре. Таким образом, строительство галереи стало бы по-настоящему национальным проектом. Кирпичная кладка разбавлена большими пролетами остекления в тех зонах, где сосредоточены основные людские потоки: зоны кафе, галерей с видами на реку и город. Мы намеренно не стали делать много окон, поскольку не хотели вступать в диалог с существующей исторической застройкой, во многом задающей атмосферу и масштаб  этого места. Задача скорее сводилась к формированию такого пространства, где новое здание должно было выполнять одновременно роль фона и знака, и вполне  могло быть не похоже на дом в его привычном понимании. Что касается взаимодействия нового корпуса с Третьяковкой, то нам показалось уместным выбрать стилистику, которая была направлена не на противопоставление, а скорее на обозначение потенциала прогрессивности  и открытости сегодняшней Третьяковской галереи как одной из основных культурных площадок страны».

Предлагаем также ознакомиться с другими конкурсными концепциями.

Проект бюро SPEECH 

Проект бюро ТПО «Резерв» 

Проект бюро TOTEMENT/PAPER 

Проект бюро UNK project 

Проект бюро «Остоженка» 

 Официальный сайт архитектурного бюро: tlp-ab.ru 

Фасады нового корпуса Третьяковской галереи: конкурсная концепция UNK project

17.07.13
14:16

Мотивы васнецовских карнизов, фризов, нанесенные на рамы, обрамляющие фасады, гармонично объединяют новый корпус и музейный комплекс в единый архитектурно-художественный ансамбль.

В основу концептуального решения нового корпуса Третьяковки (информацию о конкурсе можно найти здесь) заложена идея архитектурной преемственности, развития и совершенствования, переосмысления на современном уровне плодотворных идей прошлого. По глубокому убеждению авторов проекта, новая концепция  должна отвечать эпохе глобализации и содержать реминисценции и цитаты аутентичных элементов и отдельных стилистических приемов архитектуры музейного квартала. Визуальный образ нового корпуса определяется, с одной стороны, архитектурной цитатой  карниза основного здания Третьяковской галереи с аутентичным рисунком изразцов Васнецова в виде обрамления картинного полотна. С другой стороны, образ дополнен витражами с узнаваемым красно-белым цветом стен музейного ансамбля и цветами фриза главного корпуса, стилизованными под картины русского импрессионизма. Объем увенчан стеклянной крышей-фонарем, как основным элементом зданий картинных галерей. Новое визуальное решение позволяет создать запоминающийся архитектурный образ и сохранить целостность музейного квартала.

Абрис здания повторяет силуэт основных корпусов галереи; сохраняется трехчастность их фасадов. Использованная в отделке сложная структура остекления создает визуальный диалог с окружающей средой. Постоянное изменение, «перетекание» отражений при движении человека вдоль фасадов создает эффект  обновления экспозиции картин. Ткань полотна остекления, «обволакивающая» здание по периметру, выполнена из отдельных узких стеклопакетов, располагающихся под углом и со смещением горизонтальных сечений относительно друг друга. Вся эта зыбкая, невесомая реальность образует «мозаичную» структуру с одновременной смысловой отсылкой к элементам комплекса галереи.

Игра света на стеклянных поверхностях помогает решать сугубо практичные задачи современных музейных пространств. Мастерские живописи требуют  много света и большие окна,  графикам вполне достаточно маленьких окон с их рассеянным светом. Все эти обязательные требования исполняются благодаря причудливому, но не ставшему от этого менее логичным  комбинированию прозрачных, полупрозрачных и непрозрачных стекол, не нарушающих единую композицию фасадов. Обрамленные словно живописные полотна, отдельные части витражей акцентируют внимание на главном фасаде, выходящем на Кадашевскую набережную. Отражаясь в водоотводном канале, витражи вступают в диалог со средой, тем самым, замыкая композицию. Три рамы - «картины» на фасадах нового корпуса символизируют три жанра живописи - натюрморт, портрет и пейзаж. 

Предлагаем также ознакомиться с другими конкурсными концепциями.

Проект бюро SPEECH 

Проект бюро ТПО «Резерв» 

Проект бюро TOTEMENT/PAPER 

Проект бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» 

Проект бюро «Остоженка» 

Официальный сайт бюро: unkproject.ru

Фасады нового корпуса Третьяковской галереи: конкурсная концепция АБ «Остоженка»

16.07.13
14:18

Архитекторы предложили декоративно-орнаментальную фасадную структуру, следующую за всеми линиями плана.

Архитекторы бюро «Остоженка» признаются, что разработка конкурсной концепции оказалась непростым с профессиональной точки зрения делом.  Из пояснений авторов следует, что они попытались выстроить архитектурный диалог с историческими зданиями, построенными по проектам В.М. Васнецова и А.В. Щусева, используя ту же, преимущественно красно-белую, с отдельными разноцветными добавками, цветовую гамму и  объемные орнаментальные элементы. Однако в отличие от этих и других зданий комплекса, выходивших в уютные Замоскворецкие переулки, главные фасады новых построек обращены к каналу, к открытым городским пространствам, где доминируют Кремль, комплекс зданий Б. Иофана и другие крупные сооружения.

Архитекторы предложили декоративно-орнаментальную фасадную структуру, следующую за всеми линиями плана  и представляющую собой набор цветных бетонных элементов различной конфигурации и размера, промежутки между которыми заполнены витражными конструкциями. Такое решение позволяет достаточно гибко реагировать на потребность внутренних помещений в дневном свете и  предполагает вариативность. 

Комментарий архитектора Марии Дехтяр: 
 
Анализ предложенного проекта, истории развития и формирования всего музейного комплекса, растянувшейся на более чем сто лет, выявляет много противоречий, и поэтому естественным кажется желание предложить более радикальные решения. Однако рамки конкурса, в котором мы согласились участвовать, не позволяли это сделать. Мы ограничились предложениями только по поводу фасадной оболочки. Это была непростая с профессиональной и этической точки зрения задача, требующая одновременно такта и решительности. За очень небольшой срок необходимо было проанализировать ресурсы существующего проектного решения, понять запрос такого сложного организма с долгой историей, как Третьяковская галерея, и, наконец, почувствовать к чему склоняет данная территория, место.

Предлагаем также ознакомиться с другими конкурсными концепциями.

Проект бюро SPEECH 

Проект бюро ТПО «Резерв» 

Проект бюро TOTEMENT/PAPER 

Проект бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» 

Проект бюро UNK project 

 

Официальный сайт бюро: ostarch.ru

Новое лицо Третьяковки: назван победитель конкурса фасадов

03.07.13
17:25
Категории: | События | Конкурсы

В закрытом конкурсе  на архитектурно-художественное решение фасадов нового корпуса Государственной Третьяковской галереи, строящегося на пересечении Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, победило бюро SPEECH.

Конкурс  был объявлен Москомархитектурой в конце мая, то есть на разработку концепции участникам было дано чуть больше месяца. Проект курировал попечительский совет Третьяковки, а также лично главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он же возглавил жюри, в которое вошли Евгений Асс, Юрий Григорян, Николай Шумаков, Михаил Посохин, бывший директор по строительству и городскому развитию муниципалитета Берлина Ханс Штимманн и другие. В качестве эксперта выступил автор проекта нового музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи, руководитель ГУП «Моспроект-4» Андрей Боков. После консультаций с профессиональным сообществом к участию в конкурсе пригласили 6 бюро: ТПО «Резерв», бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», UNK Project, «Остоженка», SPEECH и TOTEMENT/PAPER.

Андрей Боков, Сергей Кузнецов, Ирина Лебедева, Ханс Штимманн на пресс-конференции

Сегодня, в среду 3 июля, на пресс-конференции в Москомархитектуре гендиректор Третьяковской Галереи Ирина Лебедева обнародовала имена победителей. Первое место жюри присудило концепции бюро SPEECH, второе досталось команде архитекторов из TOTEMENT/PAPER, а третье –  ТПО «Резерв».

Экспозиция работ участников

Затем Ирина Лебедева рассказала журналистам предысторию конкурса. Проект нового корпуса, расположенного в северной части музейного комплекса и выходящего на набережную, был создан еще в середине прошлого десятилетия ГУП «Моспроект-4». Однако время шло, строительство затягивалось, назрела необходимость в модернизации проекта. «При этом мы должны сохранить основные параметры здания – пятно застройки, высоту, площадь, – рассказывает Ирина Лебедева. – Победившая концепция полностью отвечает потребностям Третьяковской галереи и соответствует образу музея нового тысячелетия. Это не просто отдельно стоящая постройка, а  элемент комплекса, соразмерный человеку и пешеходной зоне в Лаврушинском переулке. Это современная стилизация, создающая ассоциативную связь с существующим зданием».

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, решение жюри явилось результатом бурных дебатов и поиска компромисса. Сильные стороны победившей концепции: уважительное отношение авторов к урбанистическому контексту, их современный архитектурный язык, узнаваемость объекта и безошибочная идентификация в качестве части Третьяковской галереи. Главный архитектор подчеркнул, что вариант, предложенный SPEECH, – не окончательный, наверняка образное решение фасадов будет доработано, как-то скорректировано в ходе проектирования.

Концепция бюро SPEECH

Здание, в котором разместятся мастерские реставраторов, дополнительные экспозиции и запасники, должно быть построено в 2018 году. По словам Сергея Кузнецова, пересмотр концепции фасадов не повлияет на бюджет проекта, ведь в любом случае доля фасадного оформления в общей структуре затрат составляет около 10 %.

Концепция бюро TOTEMENT/PAPER - 2-е место

Концепция ТПО «Резерв» - 3-е место

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey