TAG: Ле Корбюзье

Ле Корбюзье между…

25.10.12
19:01
Категории: | События | Выставки

Памятка для тех, кто еще только собирается посетить выставку великого архитектора XX века, идущую в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 18 ноября.

Проекты и теоретические труды Ле Корбюзье (Шарля Эдуарда Жаннере-Гри) сегодня столь часто оказываются в центре дискуссий о современном градостроительстве, о диктате функции, конструкции, материала в архитектуре, что выставка, посвященная его творчеству, была заведомо «обречена на успех».
Однако, главный куратор экспозиции Жан-Луи Коэн, ведущий на сегодняшний день исследователь наследия Ле Корбюзье, задался целью показать мастера не только и даже не столько как архитектора. Проект получил громкий подзаголовок – «Тайны творчества: между живописью и архитектурой». По словам Коэна, выставка, сформированная специально для Пушкинского музея, призвана «подробно показать взаимосвязь между различными сферами интересов Ле Корбюзье на протяжении всех шестидесяти лет его творчества, продемонстрировать, что от строгой игры прямоугольных форм парижских вилл 1920-х годов до скульптурных кривых линий капеллы в Роншане в 1950-е годы – все важнейшие находки маэстро так или иначе являются отголосками открытий, сделанных им ранее в живописи и позднее – в скульптуре».

С одной стороны, живописное и скульптурное наследие мастера – в общем-то, terra incognita не только для широкого зрителя, но и для специалистов. Посетителю, безусловно, будет интересно соприкоснуться с этой стороной его творчества, тем более, что мастер был увлечен изобразительным искусством и почти ежедневно (особенно в период после Второй мировой войны) уделял время написанию картин. С другой стороны, Ле Корбюзье вошел в мировую историю как архитектор, и здесь его находки и эксперименты гораздо более значимы. Нельзя сказать, что архитектура плохо представлена: в экспозиции есть и первые авторские наброски, и кальки с чертежами, и макеты (как оригинальные, так и реконструкции), но они отошли на второй план.

Центральная часть главного выставочного зала, чье пространство дизайнер Натали Криньер оформила в духе интерьеров Корбюзье, посвящена объектам поэтического отклика. Здесь представлены природные «сувениры» (раковины, камни), которые собирал Жаннере, а также его картины и скульптуры 1930-1960-х годов. Раздел сопровождается текстом с яркими цитатами из статей Ле Корбюзье, где он говорит о стремлении разнообразить свой живописный язык, посвятить себя скромным вещам, которые содержат и выражают законы бытия на уровне знаков.

Далее эту линию кураторы продолжают в небольшой экспозиции, созданных им предметов обстановки для павильона  «L’Esprit Nouveau» на выставке 1925 года в Париже. Однако проблема в том, что вся эта линия,  выстроенная, чтобы подвести зрителя к рождению пластичных форм капеллы в Роншане, одного из самых ярких строений Ле Корбюзье, не работает. Кальки с чертежами, наброски фасадов и черно-белые фотографии теряются на фоне кричащих красок картин.

Ле Корбюзье. Капелла в Роншане. Южный фасад

Totem III, 1961. Фонд Ле Корбюзье

То же самое происходит в примыкающих частях экспозиции, посвященных раннему – пуристическому периоду и периоду 1950-1960-х годов.  Более того, такие важные проекты, оказавшие огромное влияние на последующее градостроительство, как «Дом Ино», «План Вуазен», «Жилая единица в Марселе», оказались в тени менее значимых произведений только потому, что в последних лучше прослеживается параллель с живописными экзерсисами. В итоге великий архитектор и теоретик Ле Корбюзье затерялся где-то между художником-подражателем, так как даже в самых удачных произведениях он неоригинален, и еще более посредственным скульптором.

 Ле Корбюзье. «Руки», 1957. Фонд Ле Корбюзье

В двух залах, завершающих экспозицию выставки, внимание все-таки возвращается к архитектуре. Акцентированы две темы – проекты, которые Ле Корбюзье создал для Москвы, и его эксперименты с музейным пространством. Последний раздел особо актуален в свете дискуссий о реконструкции и строительстве новых зданий для самого Пушкинского музея. Устроители постарались с максимальной полнотой представить все этапы разработки зданий «Центросоюза» и «Дворца Советов». Впервые соединились макеты, чертежи, кальки с вариантами фасадов, хранящиеся во Франции, Швейцарии, Германии и в России. Здесь, однако, тоже есть опасность: в силу изобилия материала и отсутствия подробной информации в этикетках зритель рискует пропустить интересные детали. Например, лист с проектом конференц-зала для «Дворца Советов», где Ле Корбюзье выстраивает архитектуру, отталкиваясь от требований акустики.

Ле Корбюзье. Макет дворца Советов. 1932. Фонд Ле Корбюзье.

Выставка, безусловно, заслуживает посещения хотя бы потому, что впервые в России столь представительно (около 400 экспонатов, собранных в разных странах) освещается творчество мастера, ставшего одним из столпов модернизма. Но предварительно необходимо освежить свои знания об архитектуре Ле Корбюзье и не потерять среди множества его творческих экспериментов самое важное. И стоит поторопиться - экспозиция работает до 18 ноября 2012 года.

Приключения Ле Корбюзье в Советской России

01.10.12
17:56
Категории: | События | Лекции

Лекцию о связанных с Россией перепетиях жизни и творчества знаменитого архитектора прочтет известный историк архитектуры - Жан-Луи Коэн: 5 октября в Музее архитектуры им. А. В. Щусева.

В преддверии празднования 125-летия со Дня Рождения Ле Корбюзье (6 октября) и параллельно большой выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина ее куратор Жан-Луи Коэн расскажет о взаимоотношениях маэстро с СССР.  Живший во Франции зодчий поначалу идеалистично воспринимал Страну Советов как самый подходящий «полигон» для своих экспериментов и с энтузиазмом участвовал в различных архитектурных конкурсах. Этой теме посвящен целый раздел вышеупомянутой экспозиции. Проекты мастера для столицы сейчас можно увидеть и на выставке «Большая Москва. XX век», открытой на днях в Музее архитектуры. И хотя из всех грандиозных предложений («Лучезарный город», Дворец Советов) реализован был всего один объект (здание Центросоюза на проспекте Академика Сахарова), визиты Корбю, как ласково и фамильярно называют великого архитектора XX века французы, оставили заметный след в отечественной архитектуре. Общение с российскими интеллектуалами, обмен идеями, амбиции и разочарования - обо всем, что пережил здесь Ле Корбюзье, Коэн, известный историк архитектуры и харизматичный лектор, действительно может рассказать как о захватывающем приключении. Впрочем таковым, кажется, была вся удивительная, успевшая обрасти мифами и легендами биография основоположника «интернационального стиля».

О лекторе: Жан-Луи Коэн – историк современной архитектуры, профессор истории архитектуры Института изящных искусств Университета Нью-Йорка (США), долгое время был Директором Фонда Ле Корбюзбе, автор многочисленных публикаций и выставок.

Начало лекции: 19.00

Место проведения: Лекторий флигеля «Руина»

Офицальный сайт МА

Ле Корбюзье в Москве. 1928 год. Фото из Фонда Ле Корбюзье. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

Ле Корбюзье. Дворец Советов. Аксонометрический чертеж. Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Ле Корбюзье. Здание Центросоюза (1928-1936 гг.)

Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой

25.09.12
13:00
Категории: | События | Выставки

В ГМИИ имени А. С. Пушкина сегодня официально открылась выставка великого мастера XX века, чье влияние на cовременный мир трудно переоценить.

Новая эпохальная выставка в музее на Волхонке - подарок всем поклонникам таланта Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, 1887 – 1965) в год 125-летия со дня его рождения. В экспозиции наследие архитектора условно разделено на пять тем. Первый раздел знакомит посетителей с основными этапами творческого пути мастера, сочетавшего проектирование с занятиями живописью и скульптурой. 

"Тотем III". Холст, масло. 1961 год. Фонд Ле Корбюзье.

Второй раздел посвящен взаимоотношениям Ле Корбюзье с Россией. Он побывал в СССР трижды – в 1928, 1929 и 1930-м годах, спроектировал и построил здание Центросоюза. Идеи Ле Корбюзье так или иначе повлияли на творчество таких архитекторов, как  Моисей Гинзбург, Иван Николаев, Александр Веснин. Впрочем, сам Ле Корбюзье отмечал, что влияние это было взаимным и плодотворным.

Ле Корбюзье в Москве в 1928 году

Третья часть экспозиции исследует музейную тему в наследии мастера, не только обожавшего посещать музеи, но и увлеченно их проектировавшего. «Жемчужина» выставки – оригинальный макет музейного комплекса в токийском парке Уэно. Четвертый раздел – летопись поздних лет жизни и творчества архитектора, запечатленная в работах швейцарского фотографа Рене Бюрри. В пятой части Ле Корбюзье предстает в качестве автора книг и издателя журналов. За свою жизнь он написал около 40 книг и сотни статей и манифестов, остающихся актуальными до сих пор. 

Чандигарх. Дворец юстиции. Фото: Pare. 

Куратором выставки в Пушкинском является корбюзьевед, профессор Института изобразительных искусств Нью-Йоркского университета Жан-Луи Коэн. Дизайнер экспозиции – Натали Криньер. Организаторами проекта, исследующего взаимодействие и взаимовлияние самых разных сфер творческих интересов мастера, выступили Министерство культуры РФ, Пушкинский музей и благотворительный фонд поддержки и реализации программ в сфере культуры AVC Charity. В проекте принимают участие Фонд Ле Корбюзье (Франция), «Музей Бельрив» (Швейцария), «Музей архитектуры имени Щусева», частные коллекционеры из разных стран мира. Экспозиция включает  свыше 400 экспонатов. Это живописные листы, графические работы, гобелены, скульптуры, книги, макеты.

"Лежащая женщина с зелеными ногами", 1929-1947. Собрание Штаффана Аренберга. 

 Дворец Советов. Аксонометрический чертеж. Из фондов Музея архитектуры им. А.В.Щусева. 

Рисунок "Две женщины", 1932. 

 

Южный фасад капеллы в Роншане. 

Выставка открыта до 18 ноября 2012 года.

Официальный сайт: www.arts-museum.ru





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey