Ле Корбюзье между…

25.10.12
19:01
автор: Александра Степина    |    просмотр: (9604)

Памятка для тех, кто еще только собирается посетить выставку великого архитектора XX века, идущую в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 18 ноября.

Проекты и теоретические труды Ле Корбюзье (Шарля Эдуарда Жаннере-Гри) сегодня столь часто оказываются в центре дискуссий о современном градостроительстве, о диктате функции, конструкции, материала в архитектуре, что выставка, посвященная его творчеству, была заведомо «обречена на успех».
Однако, главный куратор экспозиции Жан-Луи Коэн, ведущий на сегодняшний день исследователь наследия Ле Корбюзье, задался целью показать мастера не только и даже не столько как архитектора. Проект получил громкий подзаголовок – «Тайны творчества: между живописью и архитектурой». По словам Коэна, выставка, сформированная специально для Пушкинского музея, призвана «подробно показать взаимосвязь между различными сферами интересов Ле Корбюзье на протяжении всех шестидесяти лет его творчества, продемонстрировать, что от строгой игры прямоугольных форм парижских вилл 1920-х годов до скульптурных кривых линий капеллы в Роншане в 1950-е годы – все важнейшие находки маэстро так или иначе являются отголосками открытий, сделанных им ранее в живописи и позднее – в скульптуре».

С одной стороны, живописное и скульптурное наследие мастера – в общем-то, terra incognita не только для широкого зрителя, но и для специалистов. Посетителю, безусловно, будет интересно соприкоснуться с этой стороной его творчества, тем более, что мастер был увлечен изобразительным искусством и почти ежедневно (особенно в период после Второй мировой войны) уделял время написанию картин. С другой стороны, Ле Корбюзье вошел в мировую историю как архитектор, и здесь его находки и эксперименты гораздо более значимы. Нельзя сказать, что архитектура плохо представлена: в экспозиции есть и первые авторские наброски, и кальки с чертежами, и макеты (как оригинальные, так и реконструкции), но они отошли на второй план.

Центральная часть главного выставочного зала, чье пространство дизайнер Натали Криньер оформила в духе интерьеров Корбюзье, посвящена объектам поэтического отклика. Здесь представлены природные «сувениры» (раковины, камни), которые собирал Жаннере, а также его картины и скульптуры 1930-1960-х годов. Раздел сопровождается текстом с яркими цитатами из статей Ле Корбюзье, где он говорит о стремлении разнообразить свой живописный язык, посвятить себя скромным вещам, которые содержат и выражают законы бытия на уровне знаков.

Далее эту линию кураторы продолжают в небольшой экспозиции, созданных им предметов обстановки для павильона  «L’Esprit Nouveau» на выставке 1925 года в Париже. Однако проблема в том, что вся эта линия,  выстроенная, чтобы подвести зрителя к рождению пластичных форм капеллы в Роншане, одного из самых ярких строений Ле Корбюзье, не работает. Кальки с чертежами, наброски фасадов и черно-белые фотографии теряются на фоне кричащих красок картин.

Ле Корбюзье. Капелла в Роншане. Южный фасад

Totem III, 1961. Фонд Ле Корбюзье

То же самое происходит в примыкающих частях экспозиции, посвященных раннему – пуристическому периоду и периоду 1950-1960-х годов.  Более того, такие важные проекты, оказавшие огромное влияние на последующее градостроительство, как «Дом Ино», «План Вуазен», «Жилая единица в Марселе», оказались в тени менее значимых произведений только потому, что в последних лучше прослеживается параллель с живописными экзерсисами. В итоге великий архитектор и теоретик Ле Корбюзье затерялся где-то между художником-подражателем, так как даже в самых удачных произведениях он неоригинален, и еще более посредственным скульптором.

 Ле Корбюзье. «Руки», 1957. Фонд Ле Корбюзье

В двух залах, завершающих экспозицию выставки, внимание все-таки возвращается к архитектуре. Акцентированы две темы – проекты, которые Ле Корбюзье создал для Москвы, и его эксперименты с музейным пространством. Последний раздел особо актуален в свете дискуссий о реконструкции и строительстве новых зданий для самого Пушкинского музея. Устроители постарались с максимальной полнотой представить все этапы разработки зданий «Центросоюза» и «Дворца Советов». Впервые соединились макеты, чертежи, кальки с вариантами фасадов, хранящиеся во Франции, Швейцарии, Германии и в России. Здесь, однако, тоже есть опасность: в силу изобилия материала и отсутствия подробной информации в этикетках зритель рискует пропустить интересные детали. Например, лист с проектом конференц-зала для «Дворца Советов», где Ле Корбюзье выстраивает архитектуру, отталкиваясь от требований акустики.

Ле Корбюзье. Макет дворца Советов. 1932. Фонд Ле Корбюзье.

Выставка, безусловно, заслуживает посещения хотя бы потому, что впервые в России столь представительно (около 400 экспонатов, собранных в разных странах) освещается творчество мастера, ставшего одним из столпов модернизма. Но предварительно необходимо освежить свои знания об архитектуре Ле Корбюзье и не потерять среди множества его творческих экспериментов самое важное. И стоит поторопиться - экспозиция работает до 18 ноября 2012 года.

автор: Александра Степина |  просмотр:(9604)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey