TAG: Никита Явейн

«Идентичность. 5 литров»

10.03.15
20:00
Категории: | Новости | Архитектура

Архитекторы «Студии 44» видят одно из проявлений ДНК российской архитектуры в композициях, составленных из подобных форм. Об этом говорит и руководитель бюро Никита Явейн, и его коллега, главный архитектор проектов Иван Кожин, который также поясняет, при чем здесь банка соленых огурцов.

Объект «Студии 44», выражающий мнение ее архитекторов об идентичности российской архитектуры, стал безусловным хитом выставки спецпроекта «Генетический код» на фестивале «Зодчество 2014». В пятилитровой банке, в рассоле вместе с законсервированными огурцами, плавали напечатанные на 3D-принтере модели сооружений из «учебника» по истории российской архитектуры.

«Реди-мейд» радовал посетителей узнаваемостью и легкостью прочтения, немного пугал кунсткамерной натуралистичностью и все же оставлял вопрос: «А что конкретно архитекторы имели в виду?». На этот вопрос ответил в своем видеообращении к аудитории спецпроекта Иван Кожин.

На выставке нам также удалось взять интервью у руководителя «Студии 44» Никиты Явейна, который рассказал, как элементы, присущие российской архитектуре на протяжении всей ее истории, преломляются в проектах его бюро на примере Музея науки и техники для Томска.

О спецпроекте:

«Генетический код» — исследование специфики российской архитектуры, проведенное куратором Еленой Петуховой при поддержке Союза московских архитекторов, сайта Archplatforma.ru и видеоотдела Группы сайтов 360.ru.

Ведущим отечественным проектировщикам было предложено ответить на вопросы:

1. Что формирует идентичность российской архитектуры?

2. Какие темы, образы, мотивы раскрывают ее национальный характер? 3.

В какие исторические периоды он наиболее ярко проявил себя?

4. Актуальны ли отмеченные черты для вашей практики?

Ответы и размышления архитекторов мы записали на видео, а на фестивале «Зодчество 2014» в рамках программы «Актуальное Идентичное» вместе с видеоинтервью были показаны инсталляции и объекты участников спецпроекта, так или иначе отражающие ДНК российской архитектуры.

Другие сюжеты о спецпроекте ищите на сайте Archplatforma.ru под тегом «Генетический код»

Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru) В проекте использованы фотографии Глеба Анфилова, из архивов Юрия и Игоря Пальминых, куратора Елены Петуховой, из открытых источников.

Внутренний Петербург

18.12.12
15:26

Архитектор Никита Явейн и его коллеги из мастерской «Студия 44» представили свой взгляд на проблему формирования новых общественных пространств в северной столице. Очевидные плюсы концепции – безукоризненное знание предмета, глубокое погружение в материал и влюбленность в город, который нужно преобразовывать. 

Пешеходная Миллионная улица - "Золотая верста"

Обладатель «Хрустального Дедала» и нескольких «Знаков качества» Фестиваля «Зодчество-2012» архитектор Никита Явейн рассказал собравшимся в Центральном доме архитектора (встреча была организована СМА) о новых проектах его бюро «Студия 44» и в том числе о резонансной  концепции формирования новых общественных пространств, которая названа авторами «Недра Петербурга». Название, конечно, не случайно. Это парафраз фрагмента из переписки художников Мстислава Добужинского и Александра Бенуа, много рисовавших и хорошо знавших город на Неве. Явейн тоже прекрасно разбирается в теме, об этом он сразу упомянул в самом начале лекции: «В центре работаем давно, город знаем хорошо». Впрочем, сомневаться в этом не приходится, учитывая объем материала, проанализированного архитекторами.

 Реконструкция Круглого рынка на набережной Мойки. Раскрытие застроенных аркад

Рекреационная зона на северном берегу реки Мойки

В работе «Студии 44» рассматриваются территории «Конюшенная» и «Северная Коломна - Новая Голландия». Именно они фигурируют в конкурсе на развитие и реорганизацию, объявленном муниципальными властями и выигранном бюро Явейна. Однако в слове «выигранный» чувствуется элемент случайности, везения, а концепция Явейна и его коллег базируется на глубоком знании проблематики. «Как трансформировать городскую среду, развивая, а не разрушая ее?» - вот главный вопрос, который задают себе архитекторы. Санкт-Петербургу ощутимо не хватает общественных пространств. 

Спортивно-оздоровительный «Лесгафт-парк» на улице Декабристов

Так исторически сложилось, что петербургский квартал в несколько раз крупнее европейского. Например, если средний периметр городских кварталов в центре Рима составляет 465 м, в Париже 308 м, а в Лондоне 217 м, то в Санкт-Петербурге  - 746 м. Средняя площадь квартала в Париже 5850 кв. м, а в Санкт-Петербурге 30400 кв. м. В крупных кварталах сложной конфигурации застройка часто не доходила до сердцевины, и со временем незастроенные пространства повергались в запустение, деградировали. Как отмечают авторы исследования, статус, качество и цена недвижимости по мере ее удаления от уличного фронта значительно снижаются. Расселение коммунальных квартир и коммерческое освоение первых этажей зданий ограничивается внешним обводом кварталов и не проникает далее второй линии проходных дворов.

Реконструкция двора дома № 75 по Галерной улице

Архитекторы описали в своей работе несколько типов кварталов, оценили степень их проницаемости на уровне «улица-двор-улица» (в Петербурге есть кварталы с восемью(!) проходными дворами – это уникальная городская структура), дали характеристику различным модулям застройки. Одним словом, представили живописную картину иного, внутреннего Петербурга, который противопоставлен парадному городу прямых и широких проспектов, пышных фасадов и просторных площадей. «Санкт-Петербург недружелюбен по отношению к туристу, это надо признать, - говорит Явейн. – Может быть, лабиринты проходных дворов с арками и живописными брандмауэрами романтичны, но они находятся вдалеке от туристических маршрутов. В двух исследованных нами районах насчитывается 20 тысяч коммунальных квартир, то есть, в структуре застройки 90% составляет жилье, а на общественные пространства приходится только 10% территории. Поэтому мы видим нашу задачу в том, чтобы раскрыть для общественной жизни недра исторического Петербурга». 

Схема будущих общественных пространств и связей между ними. Красным цветом отмечена первая очередь вновь организуемых общественных пространств. Красным пунктиром - "Золотая" (Миллионная улица) и "Серебряная" (Галерная улица) версты

Архитекторы предлагают создать линейное пешеходное пространство, ось, на которую были бы «нанизаны» знаменитые культурные объекты Санкт-Петербурга, достопримечательности, привлекающие и горожан, и туристов.  Эта «артерия» проходит параллельно Неве по Миллионной и Галерной улицам от набережной Фонтанки до акватории Финского залива. Ось разделяется на «Золотую» и «Серебряную» версты (ее длина и в самом деле приблизительно равна двум верстам).  Если «Золотая» верста рассчитана на солидного туриста, то тематика «Серебряной» более молодежная: в этой части города находится несколько вузов. Кроме того, проходит процесс перебазирования структур Санкт-Петербургского университета на близлежащий Ново-Адмиралтейский остров. 

Помимо наличия «артерии» архитекторы, отождествляющие город с живым организмом, говорят о необходимости создания «капилляров», то есть, общественных уличных пространств, «затекающих» в глубину кварталов и формирующих целую сеть. Таким образом,  можно повысить деловую активность, улучшить качество жилой среды, провести ревалоризацию деградировавших зон и даже выровнять цены на недвижимость.  «Дворы должны стать общественным пространством,  – рассуждает Никита Явейн. – Я убежден, что общественные учреждения, расположенные на пешеходной оси, должны открыть свои первые этажи для всеобщего обзора. Это же безумно интересно: что происходит в реставрационных мастерских «Эрмитажа», или во дворце ученых, или в корпусах института археологии. Так мы обязательно привлечем людей!». 

"Сад брандмауэров" - общественное пространство, прилегающее к дворам Капеллы

 Архитекторы предлагают несколько новых типов общественных пространств. Кроме упомянутых «Серебряной» и «Золотой» верст это внутриквартальные сады и парки (к примеру, «Сад брандмауэров» между Большой Конюшенной улицей и набережной Мойки), дворы-площади в «капсуле» из зданий (обширные пространства внутри исторических комплексов – Конюшенного двора, Конюшенного ведомства), атриумы (предлагается несколько вариантов перекрытия дворовых пространств). Кроме того, в концепции описана последовательность общественных пространств и методика их преобразования.  

Конный монумент Александру III на Конюшенной площади

 

Публичная площадь внутри Конюшенного двора 

В то же время Никита Явейн и его коллеги предупреждают о том, что к организации пешеходных эспланад нужно относиться с аккуратностью. «Пешеходная улица – опасное лекарство, -  улыбается Явейн. – С ее появлением сразу же падает транспортная активность  и «вымывается» жилье». Впрочем, у авторов исследования есть рецепты решения транспортной проблемы. Это освоение подземных территорий и строительство паркингов, возведение многоуровневых парковок под реконструируемыми зданиями благодаря использованию современных технологий строительства; возведение механизированных паркингов на территории дворов или пристройка их к существующим зданиям, устройство системы перехватывающих парковок у станций метро, развитие системы альтернативного транспорта (сигвеи, велосипеды, ролики) с организацией пунктов проката, дублирование маршрутов при помощи средств водного транспорта и линией метро. По словам Никиты Явейна, пятая по счету ветка Санкт-Петербургского метрополитена фактически будет дублировать пешеходный маршрут по двум драгоценным милям: от пешеходной «артерии» до станции метро нужно будет пройти всего 400-500 м.  

Полоса движения альтернативного транспорта на южном берегу реки Мойки в районе Большого Конюшенного моста

Полоса движения альтернативного транспорта на южном берегу реки Мойки в районе Новой Голландии

Выход из станции метро "Адмиралтейская-2", подземный переход с Дворцовой площади к Адмиралтейству

Авторы подчеркивают, что выполненная ими работа на сегодняшний день носит методический характер: они пытаются вскрыть корень проблем, обнаружить и продемонстрировать неиспользуемый потенциал территорий, наметить стратегию возможных преобразований. Однако если вдуматься в предлагаемые Явейном и «Студией 44» изменения, то станет понятно, что такая стратегия – сбережения и профессионального обновления городской ткани - наиболее приемлема. 

 Пешеходная Галерная улица - "Серебряная верста"

 Официальный сайт бюро: studio44.ru

 

Дом современного балета: проект года «Студии 44»

28.12.11
12:30

В Санкт-Петербурге ведется строительство уникального для современной России сооружения - Академии танца Бориса Эйфмана. Заказчиком проекта выступило правительство города, генеральным проектировщиком - петербургское бюро, имеющее большой опыт работы с историческим контекстом.

В конце 1970-х Эйфман одним из первых в Советском Союзе создал независимый авторский театр балета. Сегодня этот коллектив известен всему миру экспериментальной хореографией, соединяющей классику и авангардный танец. Неудивительно, что архитектурный конкурс на проектирование здания Академии выиграла именно «Студия 44» -  умение выстроить диалог между старым и новым является залогом и ее успеха. Приспособление восточного крыла бывшего Главного штаба под музейный комплекс Государственного Эрмитажа, конкурсные проекты по реконструкции Политехнического музея в Москве и Новой Голландии в Петербурге: интеграция современного мышления и классических форм – одна из любимых задач  бюро под руководством Никиты Явейна.

 

 


Реконструкция квартала с приспособлением двух памятников архитектуры конца XIX – начала ХХ века. Россия, С.-Петербург, ул. Лизы Чайкиной, 2 Авторский коллектив: архитекторы Никита Явейн, Георгий Снежкин, Сергей Аксёнов, Валерий Кулаченков, Марина Горячкина. Конструкторы: Владимир Герштейн, Ирина Ляшко. Площадь участка – 4 852 кв. м; площадь застройки – 3 000 кв. м; общая площадь комплекса – 11 939 кв. м.
 

Академия танца строится в районе Набережной Европы, на внутриквартальной территории между зданием кинематографа «Ассамблея» архитектора Ф. Корзухина (1913 г. ) и деревянным особняком в стиле модерн архитектора А. Рейнберга (1896 г.). Таким образом, проект комплекса Академии объединяет реконструкцию двух зданий рубежа XIX–ХХ веков и новое строительство.

Cо стороны улиц реконструированные здания выступают классической оправой для экспериментального пространства атриума, скрывающегося внутри.  Оштукатуренный фасад «Ассамблеи» с колоннами и полукруглой нишей – памятный слепок, поклон традиции и не более: настоящая жизнь проектируемого комплекса будет происходить за этой стеной в полупрозрачном атриуме -  доступная свету и взгляду. И соседний деревянный особняк получит соответствующее духу времени наполнение и будет приспособлен не под архив, а под медиатеку.

Два новых корпуса – один для интерната и медицинского центра и второй, учебный, c аудиториями и спортивным комплексом - объединяет многоуровневый атриум, в котором чередование фойе и балетных залов, расположенных на разных уровнях, создает своеобразный архитектурный и танцевальный ритм. Связывающие это пространство лестницы, лифты, галереи разбегаются по диагоналям и прямым, усиливая ощущение непрерывного движения.

Архитектура не театрализованна, она проста и демократична. В интерьерах сочетаются конструктивные материалы: лицевой бетон, стекло, дерево и металл. Через полупрозрачные стены атриума танцевальные залы заполнятся естественным рассеянным светом (танцовщикам не придется скрываться в репетиционных залах, «света белого не видя»). Каждый зал имеет свое цветовое решение, выведенное для ориентации в пространстве и в рекреации.

Проектируемый комплекс, кажется, лишен ощущения свойственной танцу закулисной жизни, патетичности академического искусства – архитекторы попытались создать идеальную ситуацию для взаимодействия классики и современности. Эта работа «Студии 44» получила Премию Татлина и звание проекта года фестиваля «Зодчество-2011». Мы узнали у руководителя «Студии 44», что значит данный объект для их команды, и как идет его реализация.

Никита Явейн, архитектор, руководитель архитектурного бюро «Студия 44»: «Академия танца под руководством Бориса Эйфмана –  единичное и уникальное явление не только в российском, но и в мировом контексте. Проектировать для нее здание – большая честь и огромная ответственность. 
В нашей архитектуре нет буквальных изобразительных аллюзий на балетную пластику. Есть своего рода структурный танец: многочисленные балетные залы и рекреации, расположенные на различных отметках, словно танцуют в пространстве. На сегодняшний день возведен уже почти весь каркас новых зданий. Особенность интерьерных решений - в том, что бетонные стены ничем отделываться не будут. Это требует хорошего качества бетонных работ. Иногда приходилось конфликтовать со строителями – заставляли переделывать неудавшиеся места. Но в целом их работой и ее темпами довольны. Думаю, к 1 сентября будущего года Академия примет первых учеников». 

 Макет

Генеральный план

Продольный разрез

Поперечный разрез

 

План первого этажа

План второго этажа

План третьего этажа

План четвертого этажа

 Официальный сайт архитектурного бюро: studio44.ru





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey