Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Проект АрхиГрафика приглашает на лекцию Михаила Филиппова 23 июня в клубе ЭКСПО-ПАРКА в Гостином дворе в 19.00.
В рамках программы выставки «АрхиГрафика. В поисках баланса», после АРХ Москвы 2022 продолжающейся в клубе ЭКСПО-ПАРКА, известный архитектор-неоклассик и художник-график, завкафедрой архитектуры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, постоянный член жюри и эксперт конкурса «АрхиГрафика» Михаил Филиппов прочтёт лекцию «История архитектурного пейзажа». Лекция будет полезна и тем, кто в целом интересуется историей искусства, и тем, кто планирует посетить один из самых красивых городов на земле – Cанкт-Петербург. Михаил Филиппов в нем родился, вырос и сформировался как профессионал, и на встрече поделится своими наблюдениями и «лайфхаками» на что смотреть, гуляя по городу, и как рисовать архитектуру. Одновременно это открытая лекция для студентов, которая даст представление о методе преподавания в Академии Глазунова, где 20 июня начался приём заявлений абитуриентов на Архитектурный факультет. Работы студентов Академии будут представлены в пространстве клуба ЭКСПО-ПАРКА.
О лекторе
Михаил Филиппов окончил Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге. В 80-х и начале 90-х выступал лидером движения «бумажная архитектура» в группе молодых советских архитекторов, имевших впервые за всю историю советской архитектуры большой международный успех. В 1994 году открыл собственную мастерскую, которая успешно работает и сегодня. Для Михаила Филиппова характерен новый взгляд на классическую композицию, сохраняющий основу и устойчивость традиционной архитектурной формы. Он ищет новые возможности в неисчерпаемом арсенале классицистических приемов, что обеспечивает энергию и современность его проектов и построек.
На сегодняшний день большая часть архитектурных работ мастера — это градостроительные проекты для важнейших незастроенных площадок в центре Москвы, Петербурга, Сочи, Подмосковья и Сибири (в Омске и Ханты-Мансийске). И в основном это доступное жилье, из которого можно формировать реальную архитектуру города будущего.
Филиппов представлял Россию на юбилейной архитектурной биеналле в Венеции в 2000 году, имеет 7 международных премий, включая премию «Стиль 2001 года», полученную в Японии в 1984 году. Его графические работы выставлялись во многих городах мира, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге.
С 2020 года Михаил Филиппов заведует кафедрой архитектуры в РАЖВиЗ Ильи Глазунова, передавая свой опыт и принципы формирования красивой, комфортной, устойчивой и качественной архитектурной среды подрастающему поколению архитекторов.
Место проведения мероприятия: Клуб ЭКСПО-ПАРКА. Варварка, 3. Гостиный двор, 16 подъезд (лифт справа за постом охраны), 2-й этаж, зал 268
Дата и время: 23.06, 19:00
Вход свободный
Контакт организаторов: archigraphicarts@gmail.com,
Telegram-канал @archigraphicarts
Иллюстрации - акварели Михаила Филиппова: Венеция, Санкт-Петербург
Выдающийся художник и архитектор Михаил Филиппов приглашает в среду 10 июля в 19:00 (МСК) на онлайн мастер-класс «Краткая история классического метода проектирования и реалистического изображения архитектуры с XIV до XXI века». Также открыта запись на его онлайн-курс «Теория классических архитектурных форм».
Для того чтобы достигнуть высокого качества в реалистическом городском пейзаже надо знать, из каких форм состоят памятники архитектуры. Мастер-класс Михаила познакомит с происхождением классического метода проектирования и изображения архитектуры с XIV по XXI век. Слушатели узнают о связи этого метода с европейским градостроительством. Автор расскажет о классическом методе проектирования в целом, в автобиографической форме представит особенности своего творческого подхода, а также объяснит, как можно использовать эти особенности в современных условиях, в том числе для проектирования и подачи материала.
Мастер-класс включает в себя презентацию Летней школы, которая проходить:
в Москве (последняя группа) с 16 июля до 7августа,
в Венеции с 10 до 16 августа
во Флоренции с 17 августа до 1 сентября 2019 года.
Регистрация на бесплатный мастер-класс: http://filippovart.com/Masterclass100719
Также уже сейчас открыта запись на онлайн-курс «Теория классических архитектурных форм»
Он входит в состав обучения Летних школ, и также останется начальным вводным курсом больших курсов проектирования, живописи и рисунка Михаила Филиппова, которые начнутся в сентябре.
Курс позволяет глубоко изучить принципы и методы построения и изображения традиционной архитектуры, он является основой для изучения ордерных систем по методу архитектора Филиппова.
Курс можно проходить в удобном режиме 24/7 с поддержкой, обратной связью и проверкой домашних заданий. Тем, кто в дальнейшем решит учиться на курсах «Художник архитектуры» очно или онлайн, очень помогут приобретенные знания и навыки: прохождение курса даст отличную подготовку в теории и практике и скидку на дальнейшее обучение. С сентября стоимость курса существенно повысится.
Дополнительная информация по запросу.
Контакт: filippovmikhaila@gmail.com
Открыта запись на авторский образовательный курс «Художник архитектуры», разработанный известным архитектором и художником Михаилом Филипповым. Серия онлайн-лекций и летняя школа, которая пройдет 18-31 августа этого года в Петербурге, предоставят уникальную возможность прикоснуться к традиции академической архитектурной графики и основам классической архитектуры.
Архитектор и художник Михаил Филиппов, известный как представитель современной классической архитектуры и автор ряда крупных градостроительных комплексов в Москве и Сочи, представляет свой образовательный проект под названием «Художник архитектуры». Его участники получат уникальную возможность поработать в одной творческой мастерской с одним из лучших в мире мастеров городского пейзажа в Санкт-Петербурге и выполнить собственные работы на более высоком уровне.
Проектирование качественной архитектурной среды невозможно без художественного видения. Художник архитектуры — так называлась архитектурная специальность в дипломах, выдававшихся Санкт-Петербургской Академией Художеств. И эта великая традиция, уходящая корнями в искусство ренессанса и античности, просуществовала в нашей стране дольше, чем где-либо. Михаил Филиппов имел возможность воспринять подлинный дух Академии и от самих ее стен, и от преподававших в ней классиков советского искусства, передавших новому поколению эстетическое наследие Серебряного века русской культуры.
С освоения средств графического изображения архитектуры прошлого начинается постижение тайны ее красоты. Санкт-Петербург — это и музей, и академия архитектуры под открытым небом. Изображая знаменитые петербургские ансамбли в акварелях и рисунках, можно не только раскрыть в себе вкус к классической архитектуре, но и познать ее универсальную формообразующую логику, которая никогда не теряет актуальность. Поэтому Михаил Филиппов всегда определял свое призвание как художника в первую очередь. Графические архитектурные фантазии и акварельные пейзажи всегда были для него не менее значимы, чем проектирование зданий.
Летняя архитектурно-художественная школа выстраивает свою программу на основе пленеров и мастер-классов Михаила Филиппова в сочетании с лекциями и экскурсиями по Петербургу с целью как можно глубже понять эстетико-философское содержание крупнейшего в мире шедевра градостроительного искусства.
Освоение классического наследия предшествующих эпох позволило мастерам 18-19 веков создавать шедевры градостроительного искусства, на которых сегодня можем учиться мы. Именно с рисования пейзажей Петербурга Михаил Филиппов начал свой путь в архитектуре. И сегодня он готов поделиться секретами своего мастерства со всеми, кто ценит эту великую традицию.
Предлагаем вашему вниманию первую бесплатную видео-лекцию, вводящую в авторский образовательный курс. В ней Михаил Филиппов рассказывает про свой профессиональный путь, вспоминает и иллюстрирует ключевые моменты его художественной практики, ставшей фундаментом его архитектуры. В эту лекцию также включена уникальная галерея, сопоставляющая реальные городские панорамы с акварельными композициями автора. Она наглядно показывает, как графика выявляет и помогает понять градостроительные принципы, лежащие в основе сложения исторических городов, красотой которых мы не перестаем восхищаться.
Программа школы, оформление заявки, контакты и другая подробная информация на сайте: http://filippovm.com/
Известный архитектор, мастер современной классики Михаил Филиппов прочтет лекцию об исторических традициях римского градостроительства и использовании его принципов в наши дни. 9 февраля в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Лауреат многих международных и отечественных конкурсов, Михаил Филиппов выиграл в 1985 году международный конкурс «Стиль 2001 года» с концепцией, предсказывающей, что в начале XXI века интерес к классической традиции непременно вернется. Работа оказалась пророческой: уже в 2001 году он начал проектировать «Итальянский квартал» и «Римский дом», позже признанный лучшей постройкой постсоветского двадцатилетия.
Как графические, так и архитектурные работы Михаила Филиппова так или иначе связаны с темой традиционного римского градостроительства — античного, ренессансного и нового времени, — принципам и актуальности которого будет посвящена лекция.
«Римская культура продолжает оставаться основой всей глобальной цивилизации. Использование принципов римского градостроительства сегодня — не ностальгическая декорация под старину. Это использование в современной высокотехнологической и комфортной архитектуре приемов культуры прошлого, которые за века неоднократно доказали свою эффективность», — подчеркивает Михаил Филиппов.
Градостроительную логику Рима, сохранившуюся спустя столетия, Михаил Филиппов рассмотрит на примере первоисточника и европейских городов, основанных в античные времена и получивших развитие в эпоху Ренессанса и нового времени. А ее актуальность в современном мире — на примере своей новой работы, UP-квартала «Римский», планировка которого будет продемонстрирована на огромной ведуте, нарисованной от руки: «Мы проектируем настоящий город. И это не воссоздание первого, второго или третьего Рима. Это то, о чем говорилось — «этому не бывать». Это «IV Рим», — говорит архитектор.
9 февраля 2017, 19:00
Анфилада Главного здания, 12 зал
Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Партнеры мероприятия: Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, ФСК «Лидер», Archplatforma.ru
Вход на лекцию свободный.
Регистрация в Timepad по ссылке: https://pravila-obscheniya-events.timepad.ru/event/434403/
21 октября в «Школе наследия» архитектор Михаил Филиппов расскажет о том, что объединяет все памятники архитектуры.
К теме лекции:
«В начале XXI века памятниками архитектуры и градостроительства, то есть домами, которые никогда не снесут, стали почти все здания и сооружения, построенные до начала Первой мировой войны, то есть до возникновения массовой «cовременной архитектуры». Это уникальная историческая ситуация, особенно если учесть, что в XX веке построено во много раз больше, чем за все предыдущие века вместе взятые.
Михаил Филиппов. Пантеон. Бумага, акварель, 1997
Архитектурное наследие, памятники, исторические центры городов – единственная живая реальность современного города, в которой преобладает домодернистская архитектура. Политические и финансовые центры, главные рекреационные и туристические зоны, самая дорогая недвижимость, – это реальность грядущего XXI века. Почти единственным критерием для юридического оформления зданий и градостроительных образований как памятников наследия является их эстетическая полноценность в традиционной искусствоведческой системе ориентации. А если отбросить псевдонаучный жаргон – просто красота. Эта антинаучная категория в буквальном смысле спасает мир. Надежде спасения её в современном искусстве и архитектуре посвящается эта лекция».
Михаил Филиппов – российский архитектор, развивающий классическую традицию в современной архитектуре. Его проект-манифест «Стиль 2001 года» получил одну из первых премий в Японии в 1984 году. За прошедшие с того времени годы в этом стиле им построены многочисленные жилые и общественные дома, большие градостроительные комплексы. Михаил Филиппов также известен как художник-график. Его персональные выставки проходили в Русском музее и Третьяковской галерее.
Событие: лекция Михаила Филиппова "Метафизика формы"
Место: Школа наследия. Б. Знаменский пер., д. 2, стр. 3
Время: 19.15
Регистрация: https://school-heritage.timepad.ru/event/253785/
25 апреля в ЦДА состоится обсуждение проблем новых урбанистических образований на примере проекта «Горки-Город» Михаила Филиппова.
В стране, где давно не проектировали и не строили новые города, появление такого объекта, как «Горки-Город», можно считать исключительным событием. Исключительности добавляет ему и стилистика, в которой спроектировали две его части Михаил Филиппов и Максим Атаянц, известные мастера неоклассицизма. «Горки-Город» Максима Атаянца еще достраивается, проект Михаила Филиппова успели реализовать вовремя, к Олимпиаде. На примере последнего главный редактор журнала www.ec-a.ru Лара Копылова обсудит с автором и приглашенными экспертами – архитекторами Николаем Шумаковым и Сергеем Эстриным, видевшими воплощенный проект, ряд вопросов, касающихся современного градостроительства.
Можно ли строить целые города как авторское высказывание, как декларацию художественных принципов архитектора? Или во главу угла в 21 веке должны ставиться не эстетические критерии, а функциональность и грамотные планировочные решения, которые потом можно наполнить разнообразными по стилю объектами? Движение «Нового урбанизма» ориентируется на традиционные исторические города в планировке, а фасады позволяет делать в любом стиле. Имеет ли значение стиль зданий? Как он соотносится с качеством строительства и его стоимостью? Насколько эстетика влияет на жизнеспособность города и его долговечность?
К дискуссии приглашаются все желающие.
25 апреля, 19.00, Центральный дом архитектора
Участие в мероприятии бесплатное, необходима регистрация.
26 сентября в московском ЦДА с лекцией, посвященной архитектурному рисунку, выступит Михаил Филиппов, архитектор, художник и член Жюри Международного онлайн-конкурса «АрхиГрафика».
Конкурс, инициированный сайтом Archplatforma.ru под патронажем Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана при поддержке Союза московских архитекторов, продолжается. Онлайн-выставка работ, уже прошедших модерацию, и условия участия размещены на интернет-площадке http://competitions.archplatforma.ru. Мы также планируем программу оффлайн-мероприятий, охватывающих проблематику архитектурного рисунка, и с радостью приглашаем всех на первую встречу.
В четверг 26 сентября в 19.30 в фойе Центрального дома архитекторов состоится лекция «Художник архитектуры» руководителя персональной творческой мастерской Академии Художеств РФ, архитектора Михаила Филиппова. Один из ведущих мастеров неоклассического направления в архитектуре, он всемирно признан и как блестящий рисовальщик. Лауреат многих международных и отечественных конкурсов, включая японский конкурс «Стиль 2001 года», на котором в 1985 году получил одну из первых премий, Михаил Филиппов глубоко убежден в том, что красивая, гармонично сложенная и, как следствие, функциональная архитектура получается, когда для автора мастерство зодчего и рисовальщика неразрывно связаны. Обоснование этой точки зрения, примеры из творчества, возможные критерии оценки архитектурного рисунка Михаил Анатольевич представит во время лекции. В конце встречи состоится презентация книги Григория Ревзина «Михаил Филиппов, архитектор-художник». А организаторы «АрхиГрафики» расскажут об особенностях этого конкурса – участники и желающие принять участие смогут задать им вопросы.
Партнер лекционной программы конкурса «АрхиГрафика» — компания Wacom.
Вход свободный, необходима регистрация: http://moscowarch.timepad.ru/event/81049/
Справка:
Творчество Михаила Анатольевича Филиппова посвящено развитию неоклассической традиции в архитектуре. Современность и актуальность этого стиля, о которых он заявил еще 30 лет назад, подтверждена десятками объектов, построенных по его проектам и удостоенных многих профессиональных наград. Его уникальный метод и узнаваемый почерк несут в себе ясно читаемые отсылки к традициям классической архитектуры, переработанным творчески, но при этом с глубочайшим уважением и тактом. В портфолио его мастерской присутствуют самые разные по масштабу объекты: от интерьеров квартир до крупных градостроительных комплексов. В общей сложности на сегодняшний день метраж его реализованных объектов превышает 650 000 кв.м. Все проекты были выполнены с помощью станковой графики высокого художественного уровня.
Сайт мастерской Михаила Филиппова: www.filippovm.ru
Союз московских архитекторов (СМА) — творческий союз и общественная организация, объединяющая более 4 тысяч архитекторов Москвы и Московской
области. Целями СМА являются: содействие развитию отечественной архитектуры и градостроительства, содействие охране архитектурного, исторического и
культурного наследия, развитие международного сотрудничества, интеграция российских архитекторов в мировое культурное сообщество. Одна из приоритетных задач СМА — развитие диалога между обществом и архитектурным профессиональным цехом, для того чтобы совместными усилиями искать новые пути развития и усовершенствования городской среды. Штаб-квартирой Союза московских архитекторов и основной площадкой для проведения различных культурно-просветительских мероприятий является Центральный дом архитектора.
Сайт: www.moscowarch.ru
Открытый международный конкурс «АрхиГрафика» проводится в онлайн формате архитектурным сайтом Archplatforma.ru (Группа интернет-ресурсов 360.ru) под патронажем Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана при поддержке Союза московских архитекторов. Цель конкурса – представить разные стороны архитектурного рисунка, привлечь внимание широкой аудитории к этому виду искусства и дать возможность авторам, которые к нему обращаются, продемонстрировать свое мастерство.
Сайт: http://competitions.archplatforma.ru
Фонд Чобана Музей архитектурного рисунка основан в конце 2009 года. Учредитель Фонда – архитектор Сергей Чобан является страстным рисовальщиком и коллекционером исторической архитектурной графики. Фонд ставит перед собой непростую в реалиях 21 века задачу пропагандировать искусство архитектурного рисунка во всех его видах. С этой целью Фондом было построено в Берлине здание специализированного Музея, предназначенного для проведения выставок рисунков зодчих и художников прежних эпох и современных архитекторов, а также реализуется масштабная программа по организации выездных выставок в крупнейших музеях и галереях мира. Кроме того, с целью популяризации искусства архитектурного рисунка Фонд проводит встречи и мастер-классы с участием ведущих мировых экспертов в области архитектурного рисунка.
Интервью с архитектором Михаилом Филипповым, «Римский дом» которого недавно был назван лучшим архитектурным объектом постсоветского 20-летия.
В проекте «Премия Дом 20-летия» в несколько этапов рассматривались здания, реализованные в России с 1991 по 2011 годы. В финале оказались в основном московские сооружения, решенные в модернистском ключе. Но победителем по результатам заключительного общественного голосования, согласно официальной версии оргкомитета Премии, стал образец современной классики. «Римский дом» – жилой дом во 2-ом Казачьем переулке» – был построен в 2005 году. Первый большой объект Михаила Филиппова уже тогда был оценен критикой как явление исключительное. «Это лучший дом в Москве за последние сто лет», – писал Рустам Рахматуллин в «Известиях» (30.09.2005). Событием международного масштаба, доказывающим, что классика способна возродиться, назвала его Лара Копылова («Интерьер + дизайн», 11, 2005). «Произошло чудо…», – соглашался Григорий Ревзин, собравший отзывы коллег в статье, опубликованной в журнале «Проект классика» (март, 2006) и в монографии «Михаил Филиппов: Архитектор-художник» (ОГИ, 2011).
Премия, полученная спустя 7 лет, свидетельствует о том, что мнения критиков прошли проверку временем. Эта победа напоминает и о таком феномене, как популярность хорошей классики на рынке недвижимости. Критики и аналитики не раз писали о том, что продается она быстрее и легче, чем все остальное, и дополнительные затраты на декоративные детали при строительстве довольно быстро себя окупают, если цена квартир не слишком превышает среднюю рыночную. Однако качественно работать в стиле, к которому не ослабевает народная любовь, сегодня способны лишь единицы. Михаил Филиппов, еще лет 30 назад сформулировавший свои принципы, – безусловно, один из таких мастеров. Встретившись с архитектором, мы поговорили о том, что было и остается для него самым важным в творчестве, и как он к этому пришел.
– Михаил Анатольевич, однажды Вы сказали, что учились «самому правоверному модернизму и успешно работали в этой эстетике в первые годы после учебы». Напомните, пожалуйста, почему же в итоге вашем выбором стала классика?
– Классика – не мой выбор. Классика – это выбор человечества. Это абсолютно объективная истина, засвидетельствованная памятниками архитектуры. Но самое важное, что это – система, наиболее созвучная природной геометрии нашего восприятия мира. В человеке заложено ощущение оси, наше зрение и способ передвигаться по земле подчинены крестообразной системе координат, нам нравятся устойчивые, соразмерные нам формы. А эстетика устойчивости это и есть ордер. Суть его в том, что даже в маленьком каблучке есть выносная часть и есть часть поддерживающая, они чередуются и в других элементах. Отсюда психологическое ощущение устойчивости.
– Но ведь и модернизм оперирует крестообразной системой координат?
– Это совсем другая эстетика. В ней все вещи делаются по одним и тем же принципам. Построить дом, нарисовать книжную полку и спроектировать компьютер можно, руководствуясь одной и той же простой модульной клеточкой. Она уравнивает небоскреб, плитку в туалете и упаковочную коробку. В этом я вижу больше дизайна, чем архитектуры. Это художественная система, которой как бы нет. Она отрицает принципы старой художественности – с ее уместностью, соразмерностью, пропорциями. Вид модернистского дома, его габариты обуславливаются в первую очередь функциями, различными нормами, намеком на некий, часто далекий от архитектуры, техногенный или бионический образ, нарисованный, как правило, в небрежной, эскизной манере. При проектировании классического здания и функция, и конструкция, и инженерные коммуникации определяются пропорциями его фасада. Эти пропорции подчинены строгим модульным соотношениям, где радиус колонны жестко связан с ее высотой и так далее. И главной задачей архитектора становится поиск правильных пропорций, потому что они – основное условие красоты.
– Красота – понятие объективное?
– Красота – это странное такое, зыбкое, изгнанное из всех, включая научное искусствознание, областей понятие. Дискредитированное в современном мире всевозможными салонами и конкурсами красоты. Но для памятника архитектуры других критериев просто не существует. Из чего он построен, с чем связан, как понравился заказчику, как отвечает риэлтерским программам в конструктивном смысле, есть ли у него парковка – все это совершенно не важно, и даже то, из чего он сделан. Например, интерьеры Останкинского дворца – сплошное папье-маше, а сохранили их в наилучшем виде. Спасают и восстанавливают только красивые здания. В этом году празднуется столетний юбилей трехсотлетия династии Романовых. К 1913 году, когда отмечалось само трехсотлетие, Россия достигла наивысшей точки процветания в области искусств. И ее опыт, объединяющий древнерусскую и европейскую художественные культуры, был зафиксирован в первом корпусе памятников. А одним из первых декретов советской власти была охрана этих памятников! Большевики хотели узурпировать, но не разрушать красоту. Красоту архитектуры люди видят так же, как и красоту человеческую. Это все та же божественная математика, высшая объективная истина, которую мы знаем априори. На бессознательном уровне. И как не бывает двух одинаковых красивых лиц, так и не бывает двух одинаковых классических зданий. Пропорциональные сетки могут быть разными. Поэтому у архитектора должен работать внутренний механизм, позволяющий определить, какие из них красивы.
– Для того, чтобы этот механизм заработал, нужны какие-то особые условия, кроме архитектурного образования?
– Есть еще два непременных условия. Во-первых – крепкое гуманитарное образование, знание памятников мировой художественной культуры. Во-вторых – личный художественный опыт. Чтобы создавать качественную классику, нужно уметь хорошо рисовать. Хорошо – в старом понимании слова. Как этому учат в Академии Художеств. Реалистично. Именно поэтому я учился на архитектора, но сначала стал художником. Я понял, что главное – не изучить элементы, не знать, как называются гусек, каблучок, архитрав и так далее, а уметь воспроизводить то, что нравится. А дальше уже можно фантазировать на любимые темы. Я рисовал старую Москву, Петербург, Венецию, а потом создавал по их мотивам свои фантазии. Мне хотелось смоделировать подобную городскую среду, понять, почему раньше все так красиво складывалось, а сейчас – не очень. Меня интересовал не какой-то один стиль в чистом виде, но город – как гармоничный комплекс разновременных сооружений. Я не знаю людей, которые любили бы только барокко или ампир.
Мы любим старые города за удивительные сочетания их архитектуры, создающие устойчивую, уютную среду, в которой, выбравшись из кошмарного безжизненного космоса модернистских районов, мы отдыхаем душой. Поэтому в белые ночи в Петербурге никто не гуляет по Купчино или по Гражданке – все едут в центр. Поэтому из Орехово-Борисово отправляются отдыхать в Венецию, хотя в Орехово-Борисово тоже много воды, и она не гниет, как в каналах. Людей интересует не столько историческая аутентичность или археология, сколько прогулочно-рекреационный характер старых городов. Как воссоздать такую же атмосферу? Этому была посвящена моя графическая фантазия «Стиль 2001 года», выигравшая в 1984 году конкурс японского журнала (J.A., Токио – Прим. ред.). Председатель жюри Альдо Росси сказал тогда, что я точнее всех ответил потребностям человечества. Когда пришло время, я приступил к воплощению тем, отработанных в графике и живописи, в архитектуре.
– Вы не стремитесь воссоздать определенный исторический стиль, не копируете памятники классицизма. Что же такое – классика Михаила Филиппова? Как она выразилась в «Римском доме», получившем такое важное звание как «Дом 20-летия»?
– В отличие от большинства моих коллег я считаю, что абсолютно невозможно восстановить живую классику в виде ремейков. Я в этом убедился еще много лет назад, когда был в Лондоне, встречался со сторонником возрождения классической английской архитектуры Принцем Чарльзом, рассмотрел творчество Квинлана Терри и других приверженцев копийного классицизма. Я понял, что копирование – безжизненный, тупиковый путь. Надо делать современную архитектуру – развивать темы, заданные прошлыми веками, продолжать поиски в уже намеченных направлениях. В «Римском доме» как бы сплавляются в одно целое сооружения разных эпох. Перед глазами у меня был образец театра Марцелла в Риме, руины которого вобрало ренессансное палаццо. Это вообще очень интересная, давно волнующая меня тема.
В «Римском доме» роль руины играет колоннада круглого двора, будто обросшая не одним, а целой системой домов. Сложность задачи состояла в том, что на Казачий переулок мне нужно было вывести четырехэтажную структуру, а в глубине она вырастала до семи этажей. Я решил это ступенчатым подъемом, для которого был придумана серия специальных ордерных шагов с переходом от древнеримской к ренессансной темам. Это мой вклад в ступенчатый ордер, над которым работали Браманте и Виньола.
Чтобы круглый двор, обращенный на юг, не превратился в темный колодец, он был раскрыт срезом. Круг, спускаясь, делает двор светлым и дает совершенно неожиданные, острые ракурсы. Мне нравится, что в этом нет жесткой законченности, свойственной, к примеру, сталинской архитектуре. А с художественной точки зрения я просто стремился создать дом, который хотелось бы рисовать. И действительно студенты МАрхИ приходят, рисуют. То есть, мне нравится ставить чрезвычайно сложные задачи и решать их в духе классики.
– Получается, что в «Римском доме», а далее и в других проектах – в доме на улице Маршала Рыбалко, «Итальянском квартале» на Долгоруковской – Вы воссоздаете образ того самого старого города, в который люди сбегают гулять и отдыхать душой из спальных районов. Вероятно, отчасти этим объясняется коммерческий успех классики, о котором пишут авторитетные критики.
– И этим тоже. И еще тем психологически комфортным ощущением устойчивости, долговечности, которое исходит от качественных классических домов. Они всем видом внушают уверенность в том, что в них вы будете жить долго и счастливо, и ваши внуки тоже. Что эти дома простоят не меньше, чем простояли многие другие классические здания, признанные памятниками. И такое странное и зыбкое понятие, как красота, о котором мы говорили, в данном контексте обретает серьезный экономический вес.
Сайт «Мастерской Михаила Филиппова»: www.filippovm.ru
Евгения Гершкович о новой книге Григория Ревзина и ее герое.
Монография об архитекторе - жанр исчезающий. Теперь обычно это альбом с работами последних лет, интервью плюс краткое апологетическое вступление. Григорий Ревзин же выступает с монографией, недавно выпущенной издательством OГИ, в более традиционном смысле. Он, как положено в научных трудах, во - первых строках задается вопросом «А возможна ли сегодня классика?», и, как всегда, виртуозно доказывает теорему с приведением примеров, цитат, с лирическими отступлениями и меткими замечаниями.
Да, пожалуй, на столь глубокий анализ творчества рассчитывать может только один Михаил Филиппов. Мало кто из ныне практикующих зодчих похвастается столь пристальным многолетним вниманием со стороны друга и верного исследователя, при этом в лице «крупнейшего архитектурного и художественного критика, выдающегося искусствоведа, философа, писателя и публициста Григория Ревзина» (цитата из аннотации к книге).
По виду и весу издание сопоставимо с томами о выдающихся архитекторах, которые выпускало в советские годы издательство Academia в формате «in quarto». Во всяком случае, читатель едва ли усомнится, что взял в руки книгу о классике и про классика. Благодаря Филиппову мы знаем, что классика жива. Он практически единственный, кто с сакральной торжественностью и завидным постоянством двигает ее в нашем городе. Еще в юности, учась в петербургской Академии художеств, он выбрал собственный путь и утвердил эстетическую программу. Прежде чем стать архитектором, Филиппов решил сделаться профессиональным живописцем, ратуя за художественную эрудицию, для архитектора столь необходимую. Его акварельные фантазии не просто образцы архитектурной графики, но законченные художественные произведения высокого уровня, и это все есть в книге, обильно иллюстрированной.
В архитектуре он начинал, как и многие из коллег, с утопической графики. Пророческий проект «Стиль 2001 года» еще в 1984 году выиграл конкурс японского журнала JA. Альдо Росси лично поздравил молодого архитектора с победой.
В 1990-е пошли заказы на частные жилые интерьеры, был создан интерьер музыкального еврейского театра на Таганке, где Филиппов упорно гнул традиционную классическую линию, внедряя каноническую ордерную систему с руинированными колоннами. В 1997 году «Гута Банк» заказал архитектору проект реконструкции офиса, и не только внутреннего пространства. Считается, что именно в тот год «бумажники» впервые вышли в город, и Москва увидела реальную, а не нарисованную форму – классический портик с четырьмя муфтированными колоннами на фасаде здания в Оружейном переулке.
В 1992 году персональная выставка Филиппова прошла Русском музее, а в 1998 году в Музее архитектуры. В 2000-м он - участник VII Венецианской международной архитектурной биеннале с проектом «Руины Рая» в русском павильоне, в 2002 году входит в десятку лучших архитекторов России, которых пригласили в Лондон для участия в выставке «10 лет - 10 архитекторов» в Королевском институте британских архитекторов (RIBA).
Теперь же Михаил Филиппов, продолжая рисовать грандиозные ведуты, строит многоквартирные жилые комплексы, один из которых - знаменитый «Римский дом» во 2-м Казачьем переулке в Москве. Он проектирует одновременно православный храм в Кембридже и колхозный рынок в Архангельском, квартал на ул. Маршала Рыбалко и медиа - деревню в Сочи. По всем признакам Филиппов один из самых успешных нынешних архитекторов, чему сам же склонен удивляться: «Моя позиция с классикой в каком - то смысле утопическая, поэтому то, что я сейчас очень много работаю в городе – чудо!»
Григорий Ревзин отмечает глубокое несходство Филиппова с мастерами современного неоклассического движения - Леоном Крие, Альдо Росси, Гордоном Смитом, «придерживающимися стратегии копийного классицизма. Филиппов рядом с ними выглядит как авангардист, взрывающий неоклассику изнутри». Его классика, по мнению автора, уникальна. В проектах находят свое выражение принципы случайности, иначе говоря, весь арсенал современного понимания органического города. Именно это осмысление, считает Ревзин, делает классику современной.
Официальный сайт архитектурного бюро: www.filippovm.ru
В продолжение публикации о конкурсе предлагаем рассмотреть проекты некоторых финалистов.
По замыслу Михаила Филиппова (Россия) и Владимира Митрофанова (Франция), на набережной Бранли, где возведут Центр, «вырастает» небольшой (4,5 метра) холм с радиальными лестницами. На холме - пятиглавый крестово-купольный собор Троицы Живоначальной. Его стиль, композиция, детали апеллируют к ключевым памятникам петербургского классицизма XIX века, в первую очередь - к Исакиевскому собору, построенному Огюстом Монферраном, архитектором французского происхождения. Так авторы подчеркнули историю культурных связей России и Франции. Под храмом, в «теле» холма, запланированы помещения Церковного Дома.
В этой работе важна тема сада. Неподалеку от будущего Центра находится окруженный зеленью музей Примитивного искусства. Холм с цветниками, на котором возвышается храм, визуально продолжает его парк. «Это как нельзя лучше соотвествует теме праздника пресвятой Троицы, в которой русские храмы украшают молодыми зелеными деревьями и ветвями. В этот день зеленый сад как бы входит в храм», - пишут авторы в пояснительной записке к проекту.
Наряду с чистотой архитектурного стиля этот проект отличает виртуозная подача - эскизы тонко отрисованы вручную. Учитывая задание конкурса, авторы композиционно связали Центр с близлежащим дворцом Альма, расположив храм на одной с ним оси.
Официальный сайт архитектурного бюро: filippovm.ru
Итоги конкурса были подведены на прошлой неделе. Представляем проект-победитель и работы финалистов.
Напомним, что конкурс был объявлен еще в октябре 2010 года. Этот большой проект (бюджет его эксперты оценивают в 20-30 млн. евро, не считая 70 млн. евро, выделенных Россией на покупку участка земли площадью 4 245 кв. м в районе набережной Бранли неподалеку от Эйфелевой башни) курирует лично управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, а также министры иностранных дел России и Франции. Предполагается, что будут возведены кафедральный собор, административное здание епархии, православная семинария, общежитие для семинаристов, библиотека.
В состязании приняли участие около сотни бюро из разных стран. В финал вышли 10 концепций, среди которых работы архитектурного агентства Rudi Ricciotti (Франция), бюро Bruno Legrand Architecture (Франция), студии Олега Копылова (Россия), архитектурно-реставрационной мастерской «ВЕГА» (Россия), Михаила Филиппова (Россия) и Владимира Митрофанова (Франция) и другие. Победителем признан проект Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского (Франция) и московского бюро Arch group (Алексей Горяинов и Михаил Крымов).
Проектируя ключевой объект комплекса, русский православный храм, соревновавшиеся архитекторы обращались за вдохновением к традиционным церковным сооружениям разных типов и периодов. В проектах финалистов ясно читаются (или угадываются) аллюзии на белокаменные храмы Владимирской и Московской Руси, архитектуру древнего Пскова, шатровое зодчество, Преображенскую церковь в Кижах и петербургский классицизм. Некоторые авторы, в том числе и команда победителей, постарались объединить традиционные черты с элементами современной архитектуры в соответствии с установкой заказчиков. Предлагаем рассмотреть 10 работ, вышедших в финал, и проект, выигравший конкурс. Подробнее о некоторых проектах читайте в серии публикаций в разделе «Концепты».
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.