Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Бюро Dominique Perrault модернизировало деловой комплекс «Башни Моста Севр», построенный по проекту Даниеля Бадани и Пьера Ру-Дорлю в 1975 году. Теперь он крепко связан с городом и сияет днем и ночью, за что получил новое имя – Citylights («Огни города»)
«Башни Моста Севр» – характерные образчики модернисткой проектировочной мысли cередины 1970-х. В поисках оптимальной геометрии авторы пришли к шестигранным объемам, состыковав их по три в трех зданиях. Автономной, разновысотной связкой комплекс поднялся посреди на тот момент еще пустынной территории в западном промышленном предместье Парижа Булонь-Биянкур, в районе Понт-де-Севр. Сейчас он плотно застроен и имеет хорошую транспортную доступность. Прямо к башням выходит станция метро сети «Большой Париж», что поместило комплекс практически в сердце города и сделало его неотъемлемой частью урбанистического развития по одноименному, амбициозному проекту.
Если прежде башни были отрезаны от своего окружения, то план реновации связал их сетью пешеходных маршрутов с новым кварталом Trapeze, который был сформирован на территории, ранее принадлежавшей заводу Renault. Некоторые его корпуса были перепрофилированы под офисные и жилые, но преобладают новостройки. Архитекторы Dominique Perrault «подключили» башни к кварталу, организовав перед ними обширную плазу, проложив по периметру пассажи и разбив сады с детскими площадками. Общая площадь новых общественных пространств, соединяющих комплекс с окружением, составила 53 000 кв.м.
Несомненным достоинством оригинальной архитектуры башен является шестиугольная конфигурация их «лепестков». Благодаря ей открытые офисные интерьеры располагают круговым обзором, видами на Париж и его западные пригороды, 95% офисов получают прямой солнечный свет. Авторы реконструкции постарались извлечь из этого преимущества еще больше пользы. Все окна были расширены, теперь простенки – 55 см ( вместо прежних 110).
В новых навесных, вентилируемых фасадах были использованы преимущественно алюминиевые рамы и панели и суперпрозрачное стекло. Треть фасадов получила на разной высоте граненые «наличники» из алюминия, образующие своеобразные «браслеты» вокруг башен. Эти элементы отражают солнечный свет и нивелируют разницу в степени освещенности между северными и южными помещениями в течение дня.
Фасады также снабжены автоматическими жалюзи, реагирующими на погодные изменения и защищающими от перегрева. Эта и другие системы экоустойчивости, внедренные в ходе модернизации, позволили комплексу сертифицироваться по системе BREEAM.
Фасадная «огранка» эффектно блестит на солнце, LED-подсветка делает башни одним из эффектных акцентов ночного Парижа, оправдывая название, которое комплекс получил после реконструкции – Citylights.
Неприкосновенными для изменений были только бетонные структуры самих башен. Центральную зону между ними реорганизовали, построив новый трехуровневый холл. В нем расположились дополнительные входы во все башни, просторный вестибюль с зоной отдыха для посетителей, консьерж-сервис, стойки рецепций, пять ресторанов, один из которых на открытой террасе, конференц-центр на 300 мест, тренажерный зал и детский сад для детей сотрудников компаний-резидентов. Также ко второй башне, обращенной к Сене, пристроили еще один шестигранный лепесток, соразмерный остальным и имеющий террасу на крыше.
Проектные данные:
Архитектура: Dominique Perrault Architect, Париж
Консультанты: EGIS (структура), EPPAG (фасады), AVLS (акустика), AADT (безопасность)
Дизайн центрального холла: Gaëlle Lauriot-Prévost;
Интерьер входных зон: Didier Gomez
Площадь участка: 20 000 кв.м
Общая площадь зданий: 85 400 кв.м. (включая 75 000 кв. м реновации и 10 400 кв.м расширения - строительства новой башни и центрального холла)
Официальный сайт архитектурного бюро: perraultarchitecture.com
Комплексная реконструкция и расширение музея Унтерлинден в Кольмаре, где хранится знаменитый Изенгеймский алтарь и другие шедевры искусства от Средневековья до наших дней. Проект — Herzog & De Meuron.
Доминиканский монастырь XIII века в самом центре эльзасского города Кольмар был секуляризирован во время Великой Французской революции. Какое-то время он служил казармой, а с 1849 года в нем обосновался художественный музей, основу которого составили работы уроженца Кольмара Мартина Шонгауэра, Маттиаса Грюнвальда, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Старшего и других мастеров Возрождения. С 1960-х началось формирование раздела современного искусства, пополнялись новыми экспонатами собрания археологических находок и эльзасских промыслов. Разросшейся коллекции музея, признанного одним из самых популярных и значительных во Франции, давно стало тесно в стенах монастыря.
Проект, разработанный в 2009-2012 годах бюро Herzog & De Meuron, победившем в международном конкурсе, не только решил проблему нехватки площадей, но и трансформировал всю прилегающую территорию в привлекательное общественное пространство.
С этой целью из подземного «заточения» в трубе высвободили канал Зинн. Он, как ось мастер-плана, обозначил границу между старой и новой частями музейного комплекса общей площадью 7900 кв.м.
Важным пунктом программы архитектурных преобразований стала реставрация монастырских сооружений – здания капеллы, клуатра (крытой галереи, образующей квадратный внутренний двор) и пристроек. Работы проводились в тесном сотрудничестве с архитекторами из института «Французского национального наследия». Вход в старый музей перенесли к центру площади Унтерлинден. Фасады почистили. В пристройках обнажили деревянные потолочные балки, раскрыли замурованные окна, выходящие в клуатр и на город. В капелле отремонтировали крышу и настелили новые деревянные полы. Живопись, графика, скульптура и керамика, археологические и этнографические материалы XI-XVI веков остались в этой части комплекса.
Ключевой экспонат музея в Кольмаре, Изенгеймский алтарь Грюнвальда, размещенный в самой светлой и просторной зоне капеллы, получил новую раму – строгую и прочную, из стали.
Напротив старого музея, на другой стороне площади Унтерлинден, архитекторы обустроили новый комплекс, схожий по масштабам и планировке вокруг двора с монастырским. В него вошло реконструированное здание городских бань 1906 года. В атриумном зале, где был главный бассейн, теперь проводятся концерты, конференции, лекции, и выставляются масштабные инсталляции. Остальные помещения заняты административными службами, библиотекой и кафе.
Раньше в этом районе города располагался постоялый двор «Акерхоф» с конюшнями и прочими хозяйственными строениями. Новый, двухэтажный корпус музея, примкнувший к бывшим баням, вписывается в исторический город, воспроизводя дух той, средневековой, архитектуры, но в современном, абстрактном ключе, соответствующем предназначению, – демонстрировать постоянную и временные экспозиции искусства XX-XXI веков. Вместо лип, давших название площади, монастырю, а потом и музею (Unter linden – «под липами», нем.), но не доживших до наших дней, во дворе нового корпуса на вымощенной платформе высажен фруктовый сад.
Объем здания, так и названного – «Акерхоф», протянулся симметрично капелле. Он отделан кирпичом грубой колки, тактильно и визуально родственным ее дикому камню. В стенах пробито несколько стрельчатых окон, что сближает его с суровым, крепостным сооружением. Двускатная, как и у капеллы, крыша, обшита медью. Равен ей «Акерхоф» и по высоте, однако вместо граненого хора, имеет наклонную, «падающую внутрь» стену. Ее крутой срез визуально поддержан скатом кровли маленького домика из такого же кирпича, возведенного на берегу канала у моста. Домик воспроизводит когда-то стоявшую на этом месте мельницу и вмещает, включая этаж подземной галереи, собрание импрессионистов.
Подземная галерея связывает старую и новую части комплекса и служит пространством для трех экспозиций – истории музея, искусства XIX-XX веков и декоративно-прикладного искусства. Спуститься в нее можно по винтовым бетонным лестницам.
Элементы экспозиции в новом корпусе музея не разделяют единое пространство зала, а структурируют его, подчеркивая кураторскую логику развески работ.
Наверху две части музея «сшивает» мост через канал и мощение из песчаника. Так, на месте бывшей парковки и автобусной стоянки был создан самодостаточный и целостный ансамбль, одновременно ведущий уважительный диалог со своим средневековым «визави».
Официальный сайт бюро: http://www.herzogdemeuron.com
В продолжение темы номинации «Москва: архитектура и вода» конкурса «АрхиГрафика 2015-2016» мы начинаем спецпроект «Под знаком воды» – серию публикаций об архитектуре, разнопланово связанной с большими и малыми водоемами. Первый объект – из Франции: Международный культурный центр La Villa Mediterranee в Марселе от бюро Стефано Боэри.
Онлайн-выставка «АрхиГрафика 2015-2016» (в данный момент прием работ на конкурс завершен, приближается второй этап их оценки) демонстрирует, какая московская архитектура, ориентированная на воду, чаще всего вызывает желание взяться за карандаш и прочие художественные инструменты. Если бы темой подобного смотра стал Марсель, то среди популярных объектов изображения, наверняка, оказалось бы это здание. Проект La Villa Meditteranee («Дом Средиземноморья») стал частью реновации городской гавани, законченной к 2013 году, когда Марсель назначили «Культурной столицей Европы».
Общественное здание (9000 кв.м), разработанное миланским бюро Stefano Boeri Architetti, высится посреди небольшого прямоугольного дока. Вода своеобразной площадью окружает его со всех сторон, что символично: центр популяризирует проекты, исследующие жизнь народов Средиземноморья. Вся архитектура сооружения концептуально подчинена морю.
Рассказывая про La Villa Meditteranee, Боэри вспоминает свое участие (вместе с объединением Multiplicity) в фестивале актуального искусства Documenta (Кассель, 2002) с проектом Solid See («Жесткое море»), реконструирующим историю крушения у берегов Сицилии корабля, перевозившего нелегальных мигрантов с Шри-Ланки. Причину трагедии видели в бездействии и равнодушии итальянских, мальтийских и ливийских властей. «Мы хотели показать новую природу Средиземноморья. Траффик военных, туристических, рыболовецких судов, судов с беженцами уподобил его перегруженной автомагистрали, море стало жестким. Идея центра La Villa Mediterranee – в том, чтобы вопреки европейскому кризису, конфликтам в Северной Африке и разрушениям на Ближнем Востоке, возродить культурные и политические взаимоотношения между разными берегами и городами Средиземноморья», – говорит Боэри.
Гуманистическая концепция материализовалась в форме, открытой и устремленной к мору. На поверхности видны только два уровня здания – высокое фойе-ресепшн со спиральной лестницей и выставочный зал (2000 кв.м) в 14-метровой консоли, зависшей над «бассейном». А ниже уровня воды находится театральный зал (2500 кв.м). Таким образом, море оказывается даже не вокруг здания, а в его средней части. Архитекторы настаивают, что водная площадь носит не только декоративный характер. Здесь могут парковаться лодки гостей центра (у воды оборудован пропускной пункт); это пространство, считают авторы, удобно и для проведения водно-спортивных мероприятий, вечеринок, ярмарок и т.п.
«Кожа» железобетонной структуры «Виллы» состоит из стеклянных пластин и панелей из преднапряженного бетона. Последние укрепляют конструкцию, несущую консоль, поэтому на городском и морском фасаде окна — только в виде узких щелей. Одновоеменно целиком прозрачные боковые фасады придают зданию открытый, приветливый характер. Стеклянные «прорези» на фасаде, в крыше и в полу консоли позволяют посетителям, видящим перед глазами и под ногами море, а над головой небо, почувствовать легкое состояние невесомости. В вечернее время с помощью вставок из стекла в нижней плоскости консольного выноса подсвечивается вода бассейна. В свою очередь люки на его дне участвуют в освещении театрального зала.
Так сложилось, что La Villa Mediterranee, с одной стороны, как новый «лэндмарк» гавани, архитектурно конкурирует, а с другой – работает в паре с расположенным по соседству зданием Музея Европейской и Средиземноморской цивилизации (MuCEM), работы Руди Ричотти и Роланда Карта (мы писали о нем здесь). Изощренная «накидка» из ажурного бетона MuCEM оттеняет скульптурный минимализм «Виллы», родственный точному дизайну лайнеров и портовых кранов.
Медиатека имени Жана д’Ормессона в Ла-Ферте-Бернар по проекту Philippe Fichet Architectes.
Ла-Ферте-Бернар – городок в районе Западной Луары (150 км от Парижа), привлекающий туристов средневековым наследием. За расположение старых улиц между рукавами реки Юин его иногда называют маленькой Венецией. В центре сохранились симпатичные фахверковые домики, представительный готический собор, ворота XV века, старый рынок. Есть на что посмотреть и за пределами древней городской стены – в периферийных районах неплохо приживается современная архитектура, и, как и во многих других провинциальных городах Франции, наиболее выдающимся ее образцом здесь стало здание медиатеки. Эта типология в Европе все чаще берет на себя функцию центров общегородской и локальной районной социализации, созданием которых озадачена в последнее время и Москва.
Медиатеку Жана д’Ормессона построили в восточной части Ла-Ферте-Бернар, на другом берегу реки, окружающей исторические кварталы. В распоряжении архитекторов оказалась свободная площадка, удобно связанная с центром мостом. Пустое, удаленное от плотной застройки место давало авторам свободу и располагало к экспериментам. Они постарались оставить на выделенной территории, отмеченной редкими деревьями, как можно больше воздуха. Придумали здание мягких, обтекаемых, согласно абрису участка, выходящего на дорожный круг, форм, с одной стороны, запоминающееся, с другой – не перекрывающее панораму старого города.
Два раздела функциональной программы распределились в объемах двух этажей. В нижнем, большем по площади, в плане треугольнике со скругленными углами, разместилась собственно медиатека — стеллажи с книгами и цифровыми носителями, ресепшн, а в верхнем, яйцевидном, слегка выдвинутом за пределы «основания», – детская игротека. Развороты объемов просчитывались с учетом выигрышных обзорных точек — на город и парк. Благодаря асимметрии и cмещенности верхней части композиция в целом получила динамику, а входная зона — козырек.
Объемы имеют двойную оболочку с обходными галереями между «слоями». Внутреннее ядро – несущие стены с вставками из прозрачных стеклянных панелей. Внешний контур набран горизонтальными полосами из оргстекла – прозрачного, матового, с «морозными узорами» и текстовыми принтами; его конструкция держится на малозаметных креплениях из нержавеющей стали. Это решение оберегает интерьеры от перегрева и слишком яркого света.
Прорисованные плавными линиями внутренние пространства – максимально открытые, текучие. Верхний уровень, игротека, имеет круглый, остекленный двор, заливающий интерьер дневным светом.
Согласно авторскому замыслу, внешние стены, испещренные словами, должны сообщать о назначении здания, ассоциируясь с книжными закладками. На вид хаотичное, но, конечно, продуманное чередование фасадных полос на свету создает дематериализующий эффект мозаичного мерцания. В темноте такое же впечатление обеспечивает внутреннее освещение, просачивающееся сквозь оргстекло с разной степенью интенсивности.
Официальный сайт архитектурного бюро: fichet-architectes.com
Aрхитектура : Philippe FICHET Architectes
Адрес : La Ferté Bernard, 72400, FRANCE
Заказчик : Муниципалитет Ла-Ферте-Бернара
Площадь здания: 1 300 m²
Площадь участка: 1 800 m²
Бюджет : 2.7 M€
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.