Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В результате реконструкции по проекту бюро WALL площадь Московского дворца молодежи увеличится на 10 000 кв. м. Он станет универсальным мультимедийным комплексом, лучше связанным с городом.
Заказ на реконструкцию МДМ архитектурное бюро WALL (основатели – Рубен Аракелян и Айк Навасардян) получило по итогам закрытого конкурса, проведенного cобственниками здания в 2018 году. Перед архитекторами была поставлена задача увеличить и насытить востребованным содержанием его пространства при сохранении облика сооружения — ценного образца позднего советского модернизма.
Со времен открытия в 1988 году крупный (42 337 кв.м ) культурно-развлекательный центр на Комсомольском проспекте, в который с севера встроен вестибюль станции метро Фрунзенская, пережил немало функциональных изменений, отражающих события, происходившие в стране. Архитекторы начинают презентацию сценариев будущей жизни дворца с их дайджеста, обозначая тем самым, что нововведения раскроют изначальный потенциал здания и прилегающей к нему территории.
В 1972 году конкурс на проект МДМ выиграл авторский коллектив во главе с Я. Б. Белопольским. В ходе затянувшегося согласования первоначальный концепт был сильно скорректирован, строительство началось спустя 10 лет и еще через 6 лет здание было введено в эксплуатацию. Трапецевидный в плане объем, поднятый на подиуме с лестницами и окруженный пилонами, поддерживающими крышу, вместил два зрительных зала – большой и малый, зал для проведения торжественных мероприятий, а также помещения образовательных кружков и коллективной студенческой деятельности.
Если бы не случился развал Советского союза, то на сценах МДМ выступали бы докладчики комсомольских форумов или артисты с идеологически правильным репертуаром. На фоне кризиса 1990-х прекратилось муниципальное и государственное финансирование в социальных сферах. Образовательные кружки вытеснил мелкий бизнес. С 1988 по 2002 год в стенах МДМ проводились игры КВН. С 2002 года он стал культовой площадкой для мюзиклов. Также сейчас в нем находятся 4 камерных кинозала, бильярд, боулинг, кафе, магазины, зал игровых автоматов и салон красоты. К 30-летнему юбилею комплекса владельцы осознали, что зданию, содержащему бессистемный конгламерат разных арендаторов, не хватает целостной программы развития и без преобразований оно рискует потерять конкурентноспособность на фоне других перерождающихся и возникающих культурных центров столицы.
В ходе реконструкции, которую планируется осуществить за два-три года, внешне здание изменится незначительно. Бетонные конструкции, облицованные белым камнем, будут расчищены и сохранятся в прежнем виде. Фасады будут освобождены от избыточной рекламы, что улучшит обзор мозаичного фриза под крышей. А на площади перед зданием разместятся арт-инсталляции.
Позади МДМ на его продленном стилобате и в пределах его участка будет построен многоуровневый культурный центр. Это будет визуально легкая вытянутая «пластина» с фасадами из матового стекла, отражающими природное окружение. Здесь разместятся мастерские, фудмаркет и выставочные площади. По высоте музей не будет превышать основное здание дворца и не нарушит вид на него с Комсомольского проспекта. Сквозной проход через старое и новое здания свяжет Комсомольский проспект с парком «Усадьба Трубецких». С Дворцом молодежи новый объем соединится теплым надземным переходом на уровне третьего этажа. Между зданиями будет обустроена площадь, где также предполагается проводить выставки и спектакли.
Пространства основного сооружения будут оптимизированы и четко структурированы: периметр займут коммерческие площади, а всю центральную часть – культурная функция. Над существующими малым и большим концертными залами появится универсальное мультимедийное пространство. Архитекторы бюро WALL предполагают дать новую жизнь фойе дворца – максимально очистить ее и наполнить новыми сценариями, например, превратить в каток. Также в ходе реконструкции задействуют кровлю – она станет новой городской смотровой площадкой.
После реконструкции Московский дворец молодежи должен стать частью прогулочного маршрута, который начинается в парке Горького и идет через пешеходный Андреевский мост. Работы планируется начать в первом квартале 2020 года.
20 февраля в рамках конкурса «АрхиГрафика 5» в ЦДА пройдет лекция члена жюри конкурса, сооснователя бюро WALL Рубена Аракеляна.
Рубен Аракелян не мыслит свою профессиональную деятельность, впрочем, как и жизнь за ее пределами, без рисования. В 2013 году он победил в первом конкурсе «АрхиГрафика» – в номинации «Рисунок с натуры» с работами из серии «Ереван. Конд». Натурные этюды, выполненные графитовым карандашом к диссертации, посвященной жилым пустотам, представляли фрагменты городской ткани, выхваченные из реальности в остром столкновении тени и света. Такому изучению рукой фактур, пропорций, масштабов, освещения Аракелян учит своих студентов. С такого аналитического и одновременно чувственного рисования начинаются и его собственные размышления над любым проектом в бюро.
«Путь к архитектуре лежит не только в плоскости архитектурного образования. Это интимное путешествие и переживание каждого из архитекторов, не всегда основанное на профессиональном ремесле. Сегодня известно множество примеров, когда все начиналось с журналистики, литературы и даже бокса. Мой путь связан с графикой. Это один из первых приобретённых навыков. И я попытаюсь рассказать, как личная графическая интуиция сопряжена с интуицией архитектурной. Как процесс порождения архитектуры переплетается с графической медитацией», – говорит Рубен Аракелян. В жюри «АрхиГрафики 5» он представляет поколение 30-летних архитекторов, верящих в силу «мыслящей руки» не меньше, чем в возможности цифровых инструментов.
Справочная информация
Рубен Аракелян учился рисунку и живописи в Художественной школе №1 им. Серова, закончил МАрхИ с красным диплом и Золотой медалью. Преподавал в МАРхИ и МАРШ. Шесть лет работал в бюро «Проект МЕГАНОМ». В 2013-м году вместе с партнером Айком Навасардяном открыл бюро WALL. В числе их ключевых проектов: объект ТПУ Павелецкая, многофункциональные жилые комплексы СИМВОЛ [генпроектирование] и ZILART для компаний ДОНСТРОЙ и LSR Group, павильоны на территории ВДНХ, зона ЭКСПО в консорциуме с архбюро SPEECH, ТПУ Новопесчаная, 4 многоэтажных жилых дома на Хорошевском Шоссе для компании RDI, кампус МГУТУ, концепция развития территории Архангельское, концепция развития ТПУ в Марселе совместно с DELLIVERS&ASSOCIES, проект винодельни в Армении. Бюро номинировалось и стало призером множества конкурсов: Первая российская молодежная архитектурная биеннале 2017, АРХНОВАЦИЯ 2017, Золотое сечение 2017, АРХ Москва 2015, 2016, 2017, Московская Архитектурная Биеннале 2014, 2016.
В 2016 году бюро представило авторскую инсталляцию [ЭХО] в здании Аптекарского Приказа Государственного Музея архитектуры им. А. В. Щусева МА [выставочная программа Кредо
C 6 по 25 декабря в галерее L'appartment пройдет архитектурная выставка ARGO. Творческий коллектив под руководством Рубена Аракеляна и Айка Навасардяна представит и объяснит свой особый профессиональный язык.
«Мы поднимаем занавес, за которым можно увидеть внутреннюю жизнь архитектурного бюро WALL. ARGO раскрывает тайну архитектурных смыслов, сокрытых в каждом макетном воплощении. Это уникальная кириллица закрытого круга, доступная для понимания через визуальные образы. Наш язык – это способ коммуникации через воплощение идеи в материю. Мы поговорим с Вами на нашем языке и откроем наш особый мир», — говорится в приглашении на выставку. Основанное в 2014 году, бюро WALL известно высокой визуальной культурой. Его создатели любят прорабатывать идеи руками. Рубен Аракелян прекрасно рисует, в 2013 году выиграл конкурс «АрхиГрафика» в номинации «Рисунок с натуры». Айк Навасардян делает изумительные объекты из гипса. Каждый макет WALL — самодостаточная арт-инсталляция. В каждый проект закладываются особые смыслы и образы, превращающие функциональные объекты в поэтические произведения. Выставка ARGO обещает погружение в профессиональную лексику бюро, которая лежит в основе всех его работ.
В числе ключевых проектов бюро: объект ТПУ Павелецкая, многофункциональные жилые комплексы СИМВОЛ [генпроектирование] и ZILART для компаний ДОНСТРОЙ и LSR Group, павильоны на территории ВДНХ, зона ЭКСПО в консорциуме с архбюро SPEECH, ТПУ Новопесчаная, 4 многоэтажных жилых дома на Хорошевском Шоссе для компании RDI, кампус МГУТУ, концепция развития территории Архангельское, концепция развития ТПУ в Марселе совместно с DELLIVERS&ASSOCIES, проект винодельни в Армении.
Бюро номинировалось и стало призером множества конкурсов: Первая российская молодежная архитектурная биеннале 2017, АРХНОВАЦИЯ 2017, Золотое сечение 2017, АРХ Москва 2015, 2016, 2017, Московская Архитектурная Биеннале 2014, 2016.
В 2016 году бюро представило авторскую инсталляцию [ЭХО] в здании Аптекарского Приказа Государственного Музея архитектуры им. А. В. Щусева МА [выставочная программа Кредо <NEXT>], стало автором и дизайнером экспозиции [Французский подарок русскому императору. Архитектурные альбомы Шантийи и Гатчины] в Музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Экспозиция ARGO откроется по соседству с офисом бюро WALL – в новом выставочном пространстве L’appartement (Москва, Кузнецкий Мост, 12, 2 эт)
06 – 25 Декабря 2017
Концепции комфортных городских кварталов от призеров Российской Молодежной Архитектурной Биеннале.
В репортаже о прошедшей в Иннополисе (Татарстан) Первой Российской Молодежной Архитектурной Биеннале мы рассказывали о ее роли, теме, конкурсном задании, работе жюри и церемонии награждения победителей. Здесь публикуем их проекты.
На наш взгляд, остроту конкурсу придало присутствие кардинально противоположных взглядов на комфортное пространство для жизни. «Силовое поле» создавали две полярные работы: предложение бюро Citizenstudio, крепко укорененное в настоящем с опорой на опыт прошлого, и предложение бюро WALL, тотально устремленное в альтернативное и довольно далекое будущее. С них, предоставив слово авторам, и начнем.
Архитектурная группа Citizenstudio (Москва). Основатели: Михаил Бейлин и Даниил Никишин.
Награда Биеннале: Золотой приз
Михаил Бейлин, Даниил Никишин: «Главную проблему современного города мы видим в том, что человек несколько отчужден от среды, в которой живет, он редко может назвать здание, где он обитает, и его окружение, Домом с большой буквы. В поиске решения этой проблемы мы опираемся на три инструмента: Вариативность, Вовлеченность, Взаимодействие. Вариативность — разнообразие элементов застройки, избавляющее от ощущения монотонности и мономасштабности. Взаимодействие — создание пространства, располагающего к расширению общественных связей, в том числе выходящих за пределы квартала. Вовлеченность — участие жителей в жизни квартального микросоциума.
Работая над проектом, мы представили себе городскую ткань, состоящую из кварталов 250x250 м, разделенных посредством дорожно-уличной сети. Но все пешеходное движение и все общественные пространства расположили не вдоль проезжих частей, а завели внутрь кварталов, разрушив жесткость и самоограниченность квартальной застройки. Результатом стало создание насыщенной, связанной и открытой среды. Совместив несколько типологий, мы превратили ее в некий гибрид. Это жилье, характерное для субурбии (таунхаусы), для городской периферии — модернистских спальных районов, средней части города, такой, как метро «Университет» (добротные дома высотой 7-8 этажей), и для исторического центра.
Внутри, между рядами застройки, по всему периметру квартал огибает полуприватное общественное пространство — линейный парк. А с двух сторон по его оси, к таунхаусам и подъездам многоквартирных домов примыкают маленькие дворики и «палисадники», — островки, которые жители могли бы облагораживать и обустраивать по своему усмотрению, как это происходит в хороших спальных районах. Эти «микрордворы» – своеобразные пространства вовлеченности.
Что касается архитектуры, то нас вдохновляла теплая, качественная застройка совершенно разных эпох, от зданий начала 20 века, итальянской архитектуры 1930-х и кончая «цековскими» домами в арбатских переулках. Добавляя какие-то современные детали и образы, мы пытались создать в целом традиционное пространство, защищенное, но проницаемое, в чем-то слегка архаичное, но гармоничное и стилистически взвешенное. Но главное — оно сомасштабно человеку. Для нас именно такое пространство и такая среда создает ощущение уюта и комфорта, сопричастности и защищенности. Ощущение Дома».
Архитектурное бюро WALL (Москва). Основатели: Рубен Аракелян и Айк Навасардян
Награда Биеннале: Специальное упоминание жюри
Рубен Аракелян: «Мы представили, как развивающиеся сегодня самые сложные и умные технологии изменят наш образ жизни через 100 лет, повлияют на пространственный каркас города, коммуникацию людей. Структурообразующей единицей станет индивидуальная жилая ячейка, которая станет третьей оболочкой человека, наравне с его кожей и одеждой. Это будет умная квартира, которая будет реагировать на особенности и потребности жильца. У нее будет свой микроклимат и возможности перемещения на магнитных подушках по принципу левитации. Ее локация будет зависеть от индивида. Интроверты смогут жить уединенно и автономно среди ландшафта в своих отдельных ячейках. Капсулы также могут объединяться в горизонтальные цепочки, архипелаги, или же в вертикальные «муравейники». Таким образом кварталы будут сами формироваться и трансформироваться вокруг притягивающих их силовых полей, среди природно-рукотворных ландшафтов, скрывающих в своих недрах общественно-социальные функции. Они же будут питать и обслуживать жилые надземные структуры.
Локация будет зависеть от индивида. Интроверты смогут жить уединенно и автономно среди ландшафта в своих отдельных ячейках. Капсулы также могут объединяться в горизонтальные цепочки, архипелаги, или же в вертикальные «муравейники». Таким образом кварталы будут сами формироваться и трансформироваться вокруг притягивающих их силовых полей, среди природно-рукотворных ландшафтов, скрывающих в своих недрах общественно-социальные функции. Они же будут питать и обслуживать жилые надземные структуры».
Общая площадь территории: 6,2 га
Плотность застройки: 29 000 кв.м
Площадь застройки: 24 412 кв.м
Общая площадь квартала: 179 948 кв. м
Верхняя отметка высоты: 198 м
Этажность: 1-61
Проекты других призеров представляли сценарии, более реалистичные и реализуемые уже в наше время.
Надежда Коренева (Москва)
Награда Биеннале: Серебряный приз
Описание проекта: Развитие городской среды — это непрерывный процесс, в котором сценарии жизни того или иного сегмента (квартала) должны разрабатываться одновременно с архитектурными решениями. В основу проекта положен принцип RESIDENTIAL SCRIPT — программирование кодов развития жилой среды (с включением коммерческих и социальных объектов). В качестве исходного участка выбрана территория 240x240 м, которая разделена на девять жилых единиц размером 60х60 м. Основу каждой из них, в свою очередь, составляют универсальные городские ячейки 30х30м, выступающие в качестве неизменяемого стационарного компонента.
В центре каждой такой ячейки расположены лестнично-лифтовая клетка и необходимые инженерные блоки. Конструктивно каждая из них является двухуровневой, с возможностью трансформироваться в две одноуроневые. Такое архитектурно-планировочное решение позволяет обеспечить высокую плотность застройки при относительно низкой этажности (4–6–8 этажей), выстроить сложную иерархию общественных пространств и заложить в основу проекта возможность трансформации городской ткани при сохранении ее характера.
Важнейшей составляющей проекта является интегрированный механизм управления процессом трансформации. SCRIPT LAB (Бюро Городских Трансформаций) представляет собой центр исследований и проектирования, реагирующий на меняющиеся запросы горожан, адаптируя под них среду.
Общая площадь территории: 5, 76 га
Плотность застройки: 23 000 м/га
Площадь застройки: 109 480 кв.м
Общая площадь квартала: 48 400 кв.м
Жилая площадь: 49 560 кв.м
Этажность: 5-9
Олег Манов (Санкт-Петербург)
Награда Биеннале: Бронзовый приз
Описание проекта: Территория квартала разделена на взаимопересекающиеся пространства жилого и общественного назначения, разнообразие форматов которых призвано объединить представителей самых разных возрастных групп и интересов. Блок А, или «Городские виллы» — это традиционная малоэтажная жилая квартальная застройка, предусматривающая четкое разделение пространства на частное и общественное. Уютные внутренние дворики здесь дополнены развитыми эксплуатируемыми террасами, а весь первый этаж отведен под размещение общественных функций. Блок B представляет собой вытянутое в плане трехэтажное здание общественного центра, расположенное точно посередине квартала и призванное аккумулировать просветительские, торговые и развлекательные функции в масштабе всего прилегающего района.
Вплотную к центру примыкает вертикальная доминанта квартала с запоминающимся V-образным силуэтом — блок С с апартаментами для временного проживания. Трактованные как отдельные ячейки, сгруппированные на склоне «горы», они обладают прекрасными видовыми характеристиками и одновременно формируют яркий, иконический характер здания. И, наконец, блок D — это комплекс, состоящий из жилых кластеров, рассчитанных на совместное проживание нескольких человек в отдельных студиях и располагающих пространствами для совместного ведения хозяйства и времяпрепровождения. Жилые модули каждого кластера имеют телескопические террасы, функционирующие в летнее время и убирающиеся на зимний период.
Общая площадь территории: 4, 32 га
Плотность застройки: 12 000 м/га
Площадь застройки: 9700 кв.м
Общая площадь квартала: 51 840 кв.м
Жилая площадь: 42 780 кв.м
Верхняя отметка высоты: 84.6 кв.м
Этажность: 3-15
Авторский коллектив Елены Кашириной, Игоря Кашириной (Москва)
Награда Биеннале: Специальное упоминание Жюри
Описание проекта: Прообразом архитектурно-планировочной идеи данного проекта стал брус, сложенный в несколько стопок. Получившаяся таким образом структура, в которой чередуются плотные и прозрачные блоки, и была положена в основу решений генерального плана. Фактически квартал сформирован одним зданием, состоящим из четырех прямоугольных в плане корпусов, расположенных на едином стилобате. На кровле стилобата внутри каждого из корпусов создан благоустроенный двор. Между собой дворы соединены системой переходов, кроме того, из каждого по специальным пандусам можно попасть на одну из четырех пешеходных площадей, окружающих здание по внешнему периметру.
Размещение дворов на стилобате не только гарантирует полное отсутствие в них машин, но и задает четкую иерархию общественных и общественно-приватных пространств в структуре квартала. Каждый двор имеет свой характер: в первом расположен шахматный клуб, во втором — детская площадка, в третьем — спортивное поле, а четвертый двор организован как зона барбекю. Разный функционал получили и площади, примыкающие к зданию с внешней стороны: одну предполагается оформить как медиалекторий под открытым небом, другую превратить в рынок выходного дня, третью сделать прогулочной зоной встроенного детского сада. Архитектурное решение здания и благоустройство всех общественных пространств квартала выполнены в единой модульной сетке с шагом 7,5х7,5 м.
Общая площадь территории: 2,89 га
Плотность застройки: 25 700 кв.м/га
Общая площадь квартала: 72 750 га
Жилая площадь: 43 550 кв.м
Этажность: 5-10
Архитектурная мастерская «2 Портала» (Воронеж)
Награда Биеннале: Специальный приз республики Татарстан
Описание проекта: Периметрально-комбинированная схема застройки позволяет условно разделить пространство квартала на несколько «подкварталов», которые имеют собственные дворовые территории. Такая структура создает камерные обособленные дворы и одновременно формирует единое плавно перетекающее пространство, обеспечивая логичное взаимодействие всех элементов квартала. Квартал разделен на три основные зоны: жилая «традиционная», жилая «активная» и общественно-рекреационная.
Центральное место в композиции генплана занимает внутриквартальный сквер, служащий связующим звеном между общественной зоной и жилыми домами. Раскрытый угол сквера усиливает выразительность ансамбля, обеспечивая его коммуникацию с внешней городской средой. На первых этажах «активного» жилья расположились помещения коммерческого назначения, а также зона коворкинга.
«Традиционное» жилье, составляющее основную часть застройки квартала, отсылает к образу привычного частного дома со скатной кровлей. Ключевой особенностью жилых домов являются двухуровневые «граундхаусы» на нижних этажах, с приквартирными участками, террасами и отдельным входом. Использование композитных материалов в сочетании с клинкерной облицовкой демонстрирует гармоничное сосуществование прогресса и традиций. Комбинирование разных материалов и цветов придает простой композиции зданий выразительность и индивидуальность. Доступ автомобилей на территорию квартала, кроме спецтехники, ограничен, гостевая парковка организована по его внешнему периметру.
Общая площадь: 4, 52 га
Плотность застройки: 16 966 кв.м
Площадь застройки: 12 907 кв.м
Общая площадь квартала: 103 408 кв.м
Жилая площадь: 73 655 кв.м
Верхняя отметка высоты: 27,3 кв. м
Этажность: 4-8
На ВДНХ, в самолете Як-42, проходит четвертая выставка в рамках конкурсного проекта «ВЗЛЕТ». О ней рассказывают куратор выставки Сергей Чобан и автор инсталляции Анна Козлова.
Сергей Энверович, прокомментируйте, пожалуйста, новый проект программы «ВЗЛЕТ».
Организаторы проекта попросили меня быть куратором направления «Архитектура». При выборе кандидата, у Ани Козловой, очень талантливого молодого архитектора, оказался самый лучший проект, и я был рад рекомендовать её экспертному совету в качестве будущего автора. Не помню, сколько было в сумме кандидатов, где-то около десяти, но в коротком листе осталось трое: два молодых человека и Анна Козлова. Аня много работала над вариантами. В варианте, который получился, интересно и совершенно по-новому осмысливается пространство самолёта, превращённого в гигантскую арку с серебряным полом. Существующие ограничения – в частности, небольшую высоту внутренних помещений, – Аня использовала очень талантливо, предназначив их только для детей. Я помогал в реализации своими советами, но считаю, что успех является полностью Аниной заслугой. Она сделала из самолёта настоящий архитектурный проект, пространство для детей, где они чувствуют себя и комфортно, и интересно.
Анна, это первый самостоятельный проект?
Я окончила МАРХИ, затем магистратуру в архитектурной школе МАРШ, работала в бюро SPEEH, сейчас являюсь ведущим архитектором в команде WALL. Сергей Энверович был моим дипломным руководителем. Я занимаюсь архитектурой почти 10 лет, но проект «Недоступно для взрослых. Настоящий детский самолёт» стал первым, сделанным самостоятельно от начала до конца. Он уникален для меня авторской идентичностью.
Как пришли к окончательному решению?
Было много разных интервенций. Последняя идея родилась, буквально, за 10 секунд. Решила отнестись к пространству как архитектор, пришла в самолёт в воскресный день, когда здесь бывает самое большое количество посетителей, села на бортик самолёта и начала наблюдать, как всё работает. Я поняла, что небольшая высота внутренних помещений самолёта не слишком комфортна для проведения выставок для взрослых, что только по центру может нормально пройти взрослый человек. Поэтому и появилась концепция «Настоящего детского самолёта». Восемьдесят процентов посетителей самолёта – дети, и всё им очень интересно: и кабина пилота, и отсутствие кресел, и то, как они падают с бортиков… Чтобы падения были безопасными, я сделала мягкий пол и изменила его уровень. Подняв пол, я не только обезопасила пространство, но и усилила эффект детского масштаба.
Имеет ли образ самолета какое-то особое значение для вас?
У меня есть целая архитектурная фантазия на этот счёт. Существует такая антиутопия в архитектуре под названием гиперурбанизация. Она предполагает появление зон неконтролируемого развития городских поселений, перегрузку естественного ландшафта. Когда на суше не останется пустого места, когда гигантские мегополисы разрастутся и соединятся, и вся Земля превратится в огромный дом, роль улиц будут играть небольшие проходы внутри этой толщи, то есть, какие-то арки, какие-то коридоры…. Для меня самолёт представляет некий фантом такого города из будущего. Мы видим арочное пространство, очень длинное, узкое и низкое, напряженное по всем трём осям. Грубо говоря, это – макет некоей огромной арки, а дети – «макеты» взрослых. Проект можно воспринимать как улицу, можно воспринимать как арку, он из разряда ассоциативной фантазии. В центре самолёта поместился зеркальный шар, который является и частью образовательной программы, и элементом масштаба, и макетом земного шара, и квестом, одновременно. В процессе игры дети могут его трогать и катать. Дети также могут открывать части пола и видеть внизу фотографии: лес с самолёта, горы с самолёта, реки с самолёта. Экспозиция отвечает нуждам детей. Здесь разрешено делать всё, чего нельзя делать дома: рисовать на стенах, катать этот самый шар, валяться по полу, прыгать, падать, то есть всё, что угодно… Так как выставка нацелена на детей в возрасте от 5 до 10 лет, думаю, это то, что надо!
Выставка «Недоступно для взрослых. Настоящий детский самолёт» в рамках проекта «ВЗЛЕТ» открыта до 20.11.2016
Материал подготовила Людмила Новикова
Фото предоставлены пресс-службой
На территории ВДНХ завершилось строительство Павильона Департамента Информационных технологий города Москвы (ДИТ) по проекту архитектурного бюро WALL.
Павильон Департамента Информационных технологий города Москвы расположен на территории ВДНХ, на пересечение Кольцевой дороги и Сиреневой аллеи к востоку от Главной Аллеи. Строительство этого объекта продолжает концепцию развития территории Парка Знаний— в контексте комплексного обновления ландшафта ВДНХ.
"Мы прочитали образ информационных технологий через матрицу, которая несет не только смысловой, но и визуальный каркас. На смысловом уровне матрица переведена в концепцию умного пола с имплантацией инженерных коммуникаций, позволяющих гибко использовать пространство. На визуальном уровне матрица переведена в рисунок барельефа на бетонных плитах, сформированных по индивидуальной технологии бюро", — говорит Рубен Аракелян, сооснователь бюро WALL.
Павильон представляет собой трехчастную структуру с пластическим функциональным зонированием. Экспозиционная зона, деловой и детский центр соединены центральным коммуникационным пространством. Уступчатая структура тематических зон образует открытые пространства для гибкого использования в летнее время (открытые выставки, лектории, workshop, детские мероприятия).
Умный пол задает новые алгоритмы использования пространств, способствует тематической гибкости и вариабельности за счет перманентного распределения точек подключения по всей плоскости. Система световой навигации, инженерные системы, электрика, освещение и отопление имплантированы в единую плиту.
Световые проемы акцентируют внимание на знаковых пространственных событиях и впечатлениях: входная группа, экспозиционная зона, детский центр и логистика.
Внешняя облочка сформирована бетонными плитами размером 2000x1000 с пластически выявленным рисунком. Подобная пластика в эстетике материнской платы продолжена в открытом пространстве двора входной группы.
До 8 мая выставка в «Аптекарском приказе» Музея архитектуры им. А.В. Щусева представляет «кредо» бюро WALL в скульптурных и видео-метафорах.
Экспозиция «ЭХО» открыла новую программу музея <Кредо>NEXT. В ее рамках планируются выставки, мастер-классы и встречи, представляющие творческую позицию перспективных архитектурных коллективов. За последние пять лет в профессию активно вошло и успело заявить о себе поколение проектировщиков, от которого ждут прорывов и откровений. Директор Музея архитектуры Ирина Коробьина на презентации выставки бюро, созданного Рубеном Аракеляном и Айком Навасардяном, напомнила, что в 20-е годы прошлого века российский авангард стал явлением мирового масштаба. Отзовется ли чем-то подобным концентрация креатива, которая чувствуется в деятельности молодых авторов сегодня?
Бюро WALL («World Architecture Local Line») неслучайно стало первым героем программы. Дело не только в том, что основанное всего два года назад, оно развивается стремительными темпами и уже работает над масштабными проектами (ТПУ «Павелецкий», павильон новой зоны ЭКСПО на ВДНХ). Среди секретов повышенного внимания к этому коллективу – заразительная энергия, энтузиазм и отзывчивость, сопровождающие его участие в самых разных процессах архитектурной жизни. Например, на предстоящей АРХ Москве и 5-й Московской Биеннале Архитектуры WALL не только проектирует целый ряд экспозиций (Рубен Аракелян, как мы писали, является сокуратором программы), но и поддерживают нашу выставку конкурса «АрхиГрафика 2015-2016». Когда Музей архитектуры обратился к этому бюро с предложением поучаствовать в программе NEXT, оно, по словам Ирины Коробьиной, несмотря на сжатые сроки и бюджет, смогло реализовать свое высказывание быстро и неординарно, в своем узнаваемом арт-ключе, для которого характерны лаконичная графика и работа с гипсом.
Как, наверное, все архитекторы с активной жизненной и творческой позицией, WALL мечтают оставить значимый след в профессии, о чем свидетельствуют их инсталляции на тему памяти, времени и отпечатков в истории. Экспозиция в «Аптекарском приказе» – о влиянии архитектуры на физическую материю, мироустройство и об обратной реакции и отклике. Представленное подробно, хоть и не прямолинейно, объясняется в тексте Рубена Аракеляна к выставке:
«ЭХО – физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отражённой от препятствий волны| ЭХО - переосмысление природы архитектуры как реакции на внешний источник, интонации и способности архитектуры самой стать источником послания, ЭХО которого обретает материальные и нематериальные проекции в физическом мире. ЭХО – метафора презентации и репрезентации архитектурного бюро, определяющая процесс созидания как момент преломления внешних и внутренних интонаций. ВНЕШНИЕ ИНТОНАЦИИ – гравитация культурного, экономического, политического и социального контекста, формирующие через преломление архитектуры определенную природу и анатомию физической материи.
Одновременно процесс созидания обладает собственной гравитацией, способной нарушить и преломить физические законы, сформировать иные материальные и нематериальные проекции. Культура и анатомия взаимного преломления, существования и сосуществования двух волн, сила внешних и внутренних интонаций, поиск источника интонации по проекции ЭХА этого источника, поиск ЭХА через источник сигнала выступают предметом дискуссии и внимания экспозиции. В пространстве Аптекарского приказа ЭХО обретает разные формы материальности в виде четырех проекций. НЕМОЕ ИНТЕРВЬЮ – серия черно-белых видеопортретов сотрудников архитектурного бюро WALL и 3 дней из жизни бюро. ШУМ – диалоги внутри бюро. МАКЕТЫ – 2 природы. Диалог природы человека и природы, созданной человеком. ТЕНЬ – темное пространство, соединяющее проекции в единый диалог».
WALL: Партнеры-основатели и руководители – Рубен Аракелян и Айк Навасардян. Сотрудники: Владимир Козицкий, Анна Козлова, Лидия Лукьянова, Анастасия Митина, Алина Назмеева, Мария Новикова, Мария Оганян, Виктория Пепанян, Юля Талыкова, Илья Самсонов.
О выставке на сайте Музея: http://muar.ru/item/976-next
С 18 по 22 мая в ЦДХ параллельно с АРХМосквой пройдет 5-я Московская Биеннале Архитектуры. Планами своей части кураторской программы делится Рубен Аракелян, сооснователь бюро WALL.
В прошлом году кураторы Барт Голдхорн, Елена Гонсалес и основатель компании «Экспо-парк» Василий Бычков пригласили Рубена Аракеляна стать сокуратором предстоящей Биеннале. На АРХМоскве 2015 бюро WALL победило в разделе Архитектура NEXT, представляющем творчество молодых архитекторов. Мы попросили Рубена напомнить, с чем они тогда выступили.
Р. А.: Каждому из участников в экспозиции куратора Елены Гонсалес выделили квадрат – 2x2 м, на котором нужно было представить любое высказывание на тему архитектуры. Мы придумали инсталляцию [MEMORIA...WHEN FUTURE CREATES PAST...] «Память. Там где будущее формирует прошлое». О том, что архитектура как физическая материя может когда-нибудь исчезнуть из физического мира, перейти в его цифровые аналоги. Ощущение массы, тактильности уже сейчас убывает. Захотелось сделать что-то весомое, осязаемое.
Мы представили, как далекое будущее поколение, для которого настоящее станет античностью, найдет плиты с отпечатками архитектурных планов, не исключено, что это единственный способ сохранить их в материи для потомков. В особой технике были изготовлены и расставлены по периметру квадрата четыре стелы с музеефицированными в гипсе приближениями архитектуры, нашими проектами – город, квартал, общественное пространство, интерьер. Одинокие и потерянные во времени, они стали напоминанием о прошлой материальности среды обитания.
В какой технике была выполнена инсталляция?
Технологию изобрел мой партнер Айк Навасардян. Наши чертежи были переведены на оргстекло и прорезаны. Потом листы оргстекла использовались как основа для опалубки. Их положили на большую плоскость, обрамили пенокартоном, установили два слоя арматуры. У арматуры были загибы – опоры стел. Сверху залили гипс и сняли оргстекло. На его месте получились гладкие, как мрамор, поверхности, а в местах, где трещины и отверстия – фактурные, шероховатые углубления. Стелы вышли по 70 кг, при этом тонкие – 8 мм. Поэтому глубина контррельефов проступает на свету, в тени изображения исчезают, сливаясь с фоном.
Сейчас вы готовитесь к Биеннале. Чему она будет посвящена, и за что вы отвечаете в ее программе?
Кураторы Елена Гонсалес и Барт Голдхорн, которым мы очень благодарны за приглашение к соучастию и доверие, опубликовали на сайте АРХМосквы манифест. Биеннале пройдет под придуманным Еленой Гонсалес заголовком «Архитектура и жизнь», отсылающим к популярному в советское время журналу «Наука и жизнь». Идея выставки аналогичная – показать, как архитектура и жизнь переплетаются между собой в разных ипостасях. В фойе на втором этаже ЦДХ мы хотим выставить трилогию из ключевых в практике архитектора моментов: образования, проектирования и критики.
Рабочее название экспозиции – [Архитектура off-line. Трилогия]. Она должна раскрыть публике анатомию, биологический цикл архитектурной культуры на стадиях рождения (образования) архитектора, порождения и критики проекта. Это будет смена актуального угла зрения и ролей. Созерцание не последствий, а причин. Когда наблюдатель является не пассивным свидетелем результатов градостроительной деятельности, а активным участником лаборатории архитектуры, происходящее в которой во многом определяет и формирует среду обитания, физическую и пространственную повседневность. Таким образом, объектом экспонирования станет процесс.
Как это будет выглядеть? По описанию можно вообразить некий архитектурный перформанс, сеанс проектирования в присутствии зрителей.
Фактически мы развернем в ЦДХ филиал бюро WALL. В отведенном пространстве планируем возвести куб – хорошо бы из гипса – с внутренней оболочкой. Между внешними и внутренними стенами разместятся рабочие столы, будем сидеть – рисовать, сооружать макеты, обсуждать проекты. Во внешних стенах предусмотрены отверстия, через которые можно будет подглядеть за тем, что мы делаем, можно будет поговорить с архитекторами, даже потрогать их.
В раздел «Образование» позвали «Вышку» (НИУ ВШЭ – Прим. ред.) с проектом про мусор. Еще будут представлены работы студентов МАрхИ групп Юрия Григоряна и Андрея Некрасова и моей дипломницы с темой [Москва. Интервалы], а также МАРШ – работы бакалавров и студии Ольги Алексаковой и Юлии Бурдновой из Buromoscow. Опять же ставим задачу собрать не готовые продукты, рендеры и чертежи на планшетах, а пути и методы, которыми будущие архитекторы и урбанисты приходят к cвоим результатам. Площадка в центре куба станет местом проведения различных открытых мероприятий, возможно, защит или презентаций курсовых проектов.
Интересно, как вы представите третью часть – критику.
В настоящий момент идут переговоры с Архсоветом Москвы, думали один из дней посвятить открытому заседанию, но в виду ограниченности пространства скорее всего он будет устроен на 3-ем этаже выставки. Еще не все определенно.
Посетителям Биеннале, наверняка, будет интересно заглянуть на «архитектурную кухню», но многие приходят посмотреть именно на результаты работы проектировщиков, узнать, что будет строиться в городе. Можно ли будет увидеть ваш резонансный проект для территории у Павелецкого вокзала и обсудить его с авторами, воспользовавшись их перманентным присутствием на выставке?
Нашу концепцию развития территории и подземного пространства Павелецкой площади планируется включить в экспозицию под кураторством Елены Гонсалес. Для выставки на третьем этаже отбираются девелоперские проекты, создающие новые, комфортные пространства в городе. В нашей истории, например, помимо многоуровневого подземного комплекса с ТПУ, предполагается обустройство парка, обширной прогулочной зоны перед Павелецким вокзалом.
Мы, конечно, будем готовы рассказывать о наших идеях, заложенных в этот проект всем желающим. Но есть еще один сюжет, который хотелось бы развернуть на Биеннале – [Архитектура без Архитектора]. Это среда обитания, сформированная в большей степени стихийным путем, не архитекторами, а пользователями архитектуры. В Европе и США таких «кейсов» полно, нам интересно посмотреть, происходит ли что-то подобное в российских городах. Сейчас собираем примеры и будем рады любой информации по теме.
Идеи для раздела [Архитектура без Архитектора] можно направлять бюро WALL по адресу: 30n.wall@gmail.com
В поисках материальной метафоры для идентичности российской архитектуры бюро WALL во главе с Рубеном Аракеляном и Айком Навасардяном первоначально собиралось представить на выставке «Генетический код» обугленное дерево. Затем иллюстративная, вещественная часть концепции несколько изменилась, но суть авторского «месседжа» осталась прежней – локальные черты исчезают под давлением общемировых процессов.
В процессе работы над проектом идея показать трудную судьбу архитекторов в России через превращение дерева в уголь трансформировалась. Для экспозиции архитекторы соорудили из небольшую, но внушительную по весу (40 кг) башню из гипса. Гипс не успел просохнуть, и во время выставки влага потихоньку испарялась, оправдывая название объекта – «И.С.П.А.Р.Е.Н.И.Е.» (авторы - Рубен Аракелян, Айк Навасардян, Владимир Козицкий). Таким образом, концепция перехода материи из одного состояния в другое (см. видео) сохранилась. В виде фактурного оттиска на стенах башни присутствовало и дерево. Давление тяжелого, глухого «верха» на нижнюю часть с прорезями в форме изб, выступило метафорой поглощения локальной культуры глобальными явлениями.
Пояснение от авторов:
ИСПАРЕНИЕ – метафора состояния взаимодействия двух актуальных процессов - глобального и локального. Локальное или идентичное музеефицируется, оказываясь на нижних слоях археологии. Идентичность испаряется, превращаясь в пустоту под массой глобальных процессов.
ИСПАРЕНИЕ – метафора рождения материи. Следы [пробирки] – бетонной опалубки как одной их древних технологий изготовления строительного материала.
ИСПАРЕНИЕ массы – архитектура теряет [массу]. Все становится одноразовым и временным. За видимостью [Массы] скрывается [пустота] ( пустота внутри инсталляции).
О спецпроекте «Генетический код»
Над материалом работали: Елена Петухова ("Генетический код"), Глеб Анфилов, Елена Галянина (видеоoтдел группы сайтов 360.ru), Екатерина Шалина (редакция Archplatforma.ru)
В проекте использованы фотографии Глеба Анфилова, из личных архивов бюро WALL, куратора Елены Петуховой, из открытых источников.
Рубен Аракелян, сооснователь бюро WALL, вышедшего в финал конкурса на архитектурно-художественную концепцию двух станций Калининско-Солнцевской линии метро, комментирует конкурсное задание, идеи для «Солнцево», разработанные вместе с партнером Айком Навасардяном, актуальные проблемы столичной подземки и возможные пути их решения в будущем.
От редакции. Проектирование станций метро — горячая тема столичной архитектурной жизни. В будущем году московскому метрополитену исполняется 85 лет. С 2011 года, согласно программе, принятой городскими властями в ответ на проблемы и потребности резко выросшего мегаполиса, темпы его развития ускорились – к 2020 планируется проложить более 160 км новых путей и построить 78 станций. Международный конкурс на концепцию для станций «Солнцево» и «Новопеределкино», завершившийся в ноябре, стал первым, проведенным после долгого перерыва, и вызвал серьезный резонанс. Более 600 заявок от участников из разных стран. Десять проектов – по пять на станцию – прошли во второй тур. О предложениях победителей мы уже рассказывали. Сегодня беседуем с архитектором одной из команд, близко подошедших к победе, и планирующей участвовать в разработке объектов метро в дальнейшем.
Рубен, почему из двух станций вы выбрали для проектирования «Солнцево»?
Выбирали не мы. После подачи заявок все команды получили кодовые номера и название станции, которую следовало разработать. Кто успевал, мог спроектировать и вторую, это разрешалось, но мы решили сосредоточиться на одной. В первом туре требовалось подготовить по одной визуализации главных зон – входного павильона, подуличного перехода, кассового зала, платформы. Во втором мы по рекомендациям корректировали первое предложение, представляли дополнительные визуализации, концепцию освещения, навигации, раскладку материалов и смету. Затем защищали свой проект в Институте «Стрелка» (оператор конкурса – Прим.ред.) перед Жюри.
Как вы отразили в своем объекте специфику места проектирования?
Работа с контекстом, с городом – среди ключевых аспектов нашего проекта. Пространство станции метро расположено на территории парка «Центральный». При этом входные павильоны разделены улицей Богданова и удалены друг от друга по диагонали примерно на 100 метров. Мы посчитали необходимым показать их связь и выделить территорию метро на поверхности единой «землей» – специальным мощением, скомбинированным из серого гранита, дерева и бетонных плит. Это упрощает навигацию: оказавшись у одного входа, понимаешь, что по «плато» можно дойти до другого. Ориентация между входами – одна из проблем московского метро, которую мы здесь попытались решить.
Единая «земля» не прерывается проезжей частью?
В зоне пешеходного перехода предполагалось такое же мощение. Оно бы «притормаживало» автомобили, как, к примеру, на переходах от станции «Кропоткинская» к Пречистенке и Волхонке. Еще мы думали о том, что наземная часть метро должна интегрироваться в общественные пространства парка, стать звеном в цепочке пешеходных связей вместе с набережными Солнцевского пруда, площадками перед близлежащим храмом и кинотеатром. Мы представили, что все вместе эти пространства могли бы собираться у гуляющих по парку и прохожих в «коллекцию впечатлений». И в ней «земля метро» или, как мы ее назвали «плато» или «верхняя палуба», на всем протяжении примечательна ландшафтом: в мощение включаются островки озеленения, террасные структуры, углубления с небольшими водоемами. В «палубу» вмонтированы линейные светильники, по мере приближения ко входам их становится больше.
Как вы оформили точки входа в метро? Они в вашем проекте относительно незаметны.
По конкурсной программе обязательно нужно было спроектировать входные павильоны, но мы отказались от их традиционного решения в виде отдельных объемов. Учитывая контекст и видовые точки, не хотели замусоривать парк архитектурными объектами и заменили павильоны насыпями-холмами, еще раз подчеркнув, что лицом метро в данном случае может быть рукотворный ландшафт, близкий естественному, своеобразный живой парк с элементами «возмущения» рельефа. В темное время суток входы выглядели бы очень эффектно – как щели в земле, из которых пробивается свет.
Спускаясь вниз, попадаешь в необычный подземный переход – не темный и мрачный, а светлый, облицованный матовым стеклом с подсветкой. Он ведет в такой же светлый кассовый зал с эскалаторами на «нижнюю палубу», платформу. Она тоже отделана гранитом, но, в отличие от «верхней палубы», белым. Смена напольных покрытий происходит в кассовом зале, таким образом обозначается преемственность между уличной и подземной территориями. Еще на платформе такие же, интегрированные в пол, светильники, как и наверху. Благодаря единому стилистическому языку станция осмыслена как целостный организм.
В платформенном зале у вас много шрифтовой графики, подсвеченные опоры, но в целом геометрия форм и дизайн поверхностей минималистичны, в то время как другие финалисты, в лучших традициях московского метрополитена, постарались придать своим станциям яркий индивидуальный облик, как-то пластикой или цветом обыграть название. Почему вы предпочли такое, в общем-то, нейтральное решение?
Нам кажется, что привязываться в архитектуре к названиям станций ни к чему. Они ведь теоретически могут когда-нибудь измениться. Оформление московского метро в прошлом служило своеобразной идеологической ширмой, декорацией, призванной продемонстрировать богатство и мощь Страны Советов. Из старых станций я больше всего люблю «Кропоткинскую» – за выразительную, но при этом благородную, «тихую» архитектуру. Сегодня метро в первую очередь должно быть функциональным транспортным средством, исправно доставляющим пассажиров из точки «A» в точку «B». Это вовсе не означает, что все станции должны быть на одно лицо, но когда из окон поезда ты сначала видишь теремные узоры, а на следующей остановке – «солнечных зайчиков», то чувствуешь себя, как в «Диснейленде». Мы стремились создать спокойное, расслабляющее пространство.
В первом варианте платформа у нас вообще выглядела как «интровертная» белая комната, место-воспоминание. Пути отделялись от зала перегородками, как на некоторых станциях в Санкт-Петербурге или в Гонконге. Это и безопаснее. Однако при доработке во втором туре стены пришлось убрать, потому что пока из-за разницы в моделях поездов невозможно рассчитать места открывания дверей. Для финального варианта мы просто вырезали в этих перегородках отверстия по высоте вагонов, а в оставшихся верхних панелях разместили схему ветки и пересадок. Сейчас навигация на платформах устроена очень неудобно – на несущих стенах, поезда ее перекрывают.
И не сразу разберешься, с какой стороны приходит нужный поезд, потому что указатель направлений часто висит в единственном месте — где-то высоко под потолком в центре зала.
Поэтому мы предложили разместить эти надписи по краям и в центре на опорах. А в скамейках, эргономично вписанных между столбами, предусмотрели розетки для подзарядки «гаджетов». То есть мы поставили акцент на визуальном комфорте и функциональности.
Если бы конкурсное задание предусматривало не только оформление, но и архитектурное проектирование станций, ваш вариант отличался бы от имеющегося?
Действительно мы имели дело с уже разработанным, более того – находящимся в реализации проектом. И обусловленных им ограничений оказалось больше, чем ожидалось. При проектировании с «нуля» мы бы, наверное, не стали рыть станцию в парке. Рациональнее было бы интегрировать ее в какое-нибудь многофункциональное здание, например. Или, возможно, сделали бы открытую платформу. Очень красивый проект с лесом, спускающимся к станции, предложило для «Новопеределкино» бюро FAS(t), но поскольку там уже есть стена в грунте, в данном случае он нереализуем.
Нужно ли придумывать для новых веток метро единый дизайн-код? Это бы как раз помогло избежать эффекта «Диснейленда».
Это очень важный вопрос. Нам кажется, что нужно. Единую стилистику можно было бы продумать уже для этого, строящегося участка Калининско-Солнцевской линии. Если наложить схему метрополитена на карту города, то можно увидеть, что «Солнцево» обозначает центр между «старой» и «новой» Москвой. Начинающийся отсюда отрезок со станциями, решенными в одном ключе, мог бы идентифицировать для пассажиров движение по недавно присоединенной части столицы. Необязательно при этом делать все платформы одинаковыми, но внедрять какие-то связующие, узнаваемые элементы, формирующие идентичность каждой из новых линий, на наш взгляд, стоит.
От редакции. Работы всех финалистов конкурса на разработку станций «Солнцево» и «Новопеределкино» совсем скоро можно будет рассмотреть на фестивале «Зодчество 2014» (18-20 декабря в Гостином дворе) на выставке «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности». Куратором экспозиции выступает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Наряду с проектами нового времени экспозиция представит малоизвестные материалы по истории строительства столичного метрополитена, погрузит зрителей в творческий процесс, результаты которого до сих пор приводят в восхищение не только туристов, но и самих москвичей.
Тренд «метро» поддерживает и свежий 13 номер журнала speech: На его страницах, в обновленном дизайне – передовые примеры зарубежного и отечественного метростроения в сопровождении исторических экскурсов и интервью с ведущими специалистами в этой области.
P.S. Узнать больше о творческой позиции и развитии бюро WALL можно будет на встрече с его архитекторами в рамках 3-его блока программы I DO 18 декабря в Школе МАРШ.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.