Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Леббеус Вудс (Lebbeus Woods) :: Архплатформа

TAG: Леббеус Вудс (Lebbeus Woods)

Леббеус Вудс, ON-line

01.07.14
19:18
Категории: | События | Выставки

В Музее архитектурного рисунка в Берлине открылась выставка графики выдающегося американского архитектора-фантаста.

Леббеус Вудс (1940-2012) был личностью неординарной, наделенной мощным воображением. Он преподавал архитектуру, но сам построил мало, больше создавал на бумаге, открывая новые горизонты для других. Выставка, организованная Фондом Сергея Чобана в сотрудничестве с Кристофом а. Кампушем, куратором, давним другом и партнером Вудса, при участии исследовательницы и критика Кристин Файрайс, в 1988 году устроившей первую выставку мастера в Берлине, представляет ряд графических работ, которые до этого нигде не выставлялись. Это рисунки тушью и карандашом, созданные в ранний период творчества, когда Вудс только нащупывал фантасмагорические образы и формы, впоследствии плотно завладевшие его сознанием.

Леббеус Вудс. Рисунок из серии «4 Cities & Beyond». 1982 г. Цветной карандаш, графитовый карандаш, аэрограф. 408 x 310 мм

Леббеус Вудс. Рисунок из серии «Centricity: Quad GA: Square with Geodynamic Towers». 1987 г. Карандаш, аэрограф. 612 x 584 мм
 

Экспозиция показывает не только визионерские, отвлеченные композиции, но и эскизы к проектам, в которых, впрочем, неукротимая, беспокойная фантазия автора тоже часто брала верх над реальностью. Среди них — листы к проекту 4 Cities & Beyond (1982–1983), «Берлинское метро» (1988), проект Meta-Institute (1994–1995). Есть, конечно, и знаменитые «Геомагнетические летающие механизмы» (1988) – причудливые, отливающие металлической броней объекты, рвущиеся с удерживающих их от полета канатов.

Леббеус Вудс. Рисунок из серии «Geomagnetic Flying Machines». 1989 г. Акварель, карандаш. 790 x 575 мм

Леббеус нашел в архитектурной графике язык, который передавал его мысли и видения лучше слов – тонами и полутонами, светом и тенью, свободным обращением с цветом. Его нарисованные создания иногда получались удивительно хрупкими и устрашающими одновременно. Несмотря на фантастический облик, они транслируют очень острое переживание своего времени и предвещают не самый радужный сценарий будущего. Выставка действует до 3 октября 2014 года.

Леббеус Вудс. Рисунок из серии «La Habana Vieja: Walls. 1994-95. Цветной карандаш, тушь. 307 x 375 мм

Леббеус Вудс. Рисунок из серии «Meta-Institute». 1994-95. Цветной и графитовый карандаши, калька. 584 x 314 мм

Леббеус Вудс. Рисунок из серии «Geomagnetic Flying Machines». 1988 г. Тушь, калька. 832 × 811 мм

 www.tchoban-foundation.de

О Леббеусе Вудсе на Archplatforma.ru

Колючий мир абсолютной свободы

14.03.13
10:00
Категории: | События | Выставки

До 2 июня в Сан-Франциско, в Музее современного искусства (SFMOMA), действует большая выставка Леббеуса Вудса, известного американского «бумажного» архитектора.

Леббеус Вудс. San Francisco Project: Inhabiting the Quake, Quake City, 1995; карандаш и пастель на бумаге;36.83 x 58.42 x 1.91 см; Коллекция SFMOMA, © Estate of Lebbeus Woods

Леббеус Вудс (1940-2012) — странный человек. Он был профессором архитектуры в двух университетах, но не имел диплома архитектора и лицензии на проектирование. Сначала он работал на вторых ролях в нескольких архитектурных мастерских, но с середины 70-х вёл жизнь теоретика, университетского преподавателя и рисовальщика-фантазёра.

Concentric Field, серия Centricity, 1987; карандаш, бумага; 58.42 см x 60.96 см; коллекция SFMOMA

Единственное здание, построенное по его проекту, открылось в год его смерти — это павильон в Чэньду, часть крупного жилого комплекса, который проектировал архитектор Стивен Холл, близкий друг. Были у Вудса и враги, о которых он говорил с брезгливой интонацией, — «идиоты-политики, буржуазия и служащие корпораций, которые не видят ничего, кроме рынка». Но не только правила, «спущенные сверху», а любая «прописная истина», любой стереотип, предопределяющий слова и поступки, воспринимался им как покушение на личную свободу, требующее немедленного ответа. Архитектуру он сравнивал с войной.

Леббеус Вудс, Photon Kite, серия Centricity, 1988; карандаш, бумага; 60.96 см x 55.88 см, San Francisco Museum of Modern Art.© Estate of Lebbeus Woods

В своих рисунках Вудс изображал мир, каким его создали бы люди с освобождённым сознанием, и этот мир пугает. Он словно весь состоит из осколков разбитых стереотипов, которые больно ранят при самом лёгком прикосновении. Серии его рисунков, широко известные с начала 90-х годов, были важным источником вдохновения для создателей фильмов о постапокалиптическом будущем. При этом Вудс — виртуоз рисунка. Глядя на листы его серий, каждый раз поражаешься тому, с каким изяществом изображает он этот болезненный, неуютный мир абсолютной свободы.

Conflict Space 4, 2006; мел, акрил на холсте; 187.96 x 304.8 см, Коллекция SFMOMA © Estate of Lebbeus Woods

Рисунки Вудса напоминают постройки американских архитекторов-деконструктивистов, его современников — Питера Айзенмана, который сначала тоже состоялся как университетский гуру и с большим трудом, уже немолодым человеком, смог получить первые заказы; Эрика Мосса, Тома Мейна, того же Стивена Холла. Но Вудс идёт гораздо дальше их — так далеко, как только может зайти архитектор, отказавшийся от воплощения своих замыслов и получивший взамен драгоценное право не оглядываться на техзадание, бюджет и законы гравитации.

Unified Urban Field, серия Centricity [no. 37], 1987; карандаш, бумага; 60.96 cm x 58.42 cm; Коллекция SFMOMA; © Estate of Lebbeus Woods


На выставке в Сан-Франциско, открывшейся через три месяца после смерти архитектора, показано 175 работ Вудса, созданных за последние 35 лет его жизни: рисунки и макеты как из собственной коллекции музея, так и из других собраний — из Нью-Йоркского музея современного искусства, венского MAK, коллекции Гетти. Она представляет наследие мастера с полнотой, которой не было в его прижизненных выставках, и, насколько возможно при такой короткой дистанции, старается охватить взглядом всё творчество архитектора и подвести ему итог.
 

Meta-Institute, 1996; дерево, картон, бумага; Courtesy Austrian Museum of Applied Arts / Contemporary Art (MAK); © Estate of Lebbeus Woods; фото © Wolfgang Woessner/MAK
 

Сайт Музея современного искусства Сан-Франциско: www.sfmoma.org





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey