Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Концепция жилого квартала №1 «Архитектурной группы ДНК»: продолжение серии публикаций работ победителей конкурса на проектирование жилых кварталов района «Технопарк» в инновационном центре «Сколково».
Участники первого этапа конкурса могли предложить вниманию жюри проекты всех трех типов кварталов района «Технопарк», максимум – по два варианта. Авторы из «Архитектурной группы ДНК» – Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Баранова – не поленились и разработали: два квартала с многоквартирными домами, два – с таунхаусами и еще один – с коттеджами. В полуфинал, а затем и в финал, попал их круглый многоквартирный дом, который соревновался с еще двумя домами-кольцами. Неудивительно, что подобных решений было несколько – для кварталов-островов кольцевая форма периметральной застройки кажется наиболее естественной и логичной. У нее много преимуществ: квартиры имеют виды либо на лес, либо во двор-парк, нет ситуации «окно в окно», и в пределах круга образуется просторная общественная территория.
Во втором туре «ДНК» казалось бы повезло – им оставили тот же самый большой квартал, в который архитекторы вписывали свою концепцию первоначально. Однако, в переработанном техническом задании содержались абсолютно новые параметры типов и площадей квартир, максимальное количество этажей было уменьшено до 5. Сохранить пропорции между полезной и общей площадью в рамках уже сформированной композиции оказалось не так-то просто. Сперва у архитекторов была идея с двойными фасадами – зеркальное стекло снаружи и белый растр внутри. Под внешней оболочкой-ограждением разместились бы по кругу балконы-галереи. В финальном варианте от них пришлось отказаться. На внешнем фасаде стеклянные ставни лоджий интегрированы в витражную структуру панелей из зеркального и прозрачного стекла. Чтобы подчеркнуть контраст между внешним и дворовым пространством, внутренний фасад обладает более сложной геометрией. Легкие волны идут по этажам в противофазе, образуя балконы или соответственно эркеры. Также благодаря данному решению повышается акустический комфорт, исчезает эффект эха.
Квартиры в этом доме запроектированы в основном малогабаритные ( до 100 кв. м), поскольку здание относится к самой экономичной из представленных конкурсным заданием категорий. Такое жилье рассчитано на сдачу в аренду молодым специалистам, студентам. Компактность апартаментов, по мысли архитекторов, компенсируется равномерно распределенными по круглому объему общественными террасами, устроенными в сквозных проемах на уровне средних этажей. Они могут функционировать как места встреч, общения обитателей дома и их гостей.
Располагает к прогулкам и отдыху на свежем воздухе и двухуровневая структура территории квартала. Здесь был максимально учтен холмистый рельеф участка, пересеченного «Серпантином» - главной дорогой района. На той же оси находится входная группа - купол, спроектированная Кадзуо Седзимой, и главный комплекс «Технопарка». В центре квартала, через который проходит главная дорога и другие пешеходно-велосипедные пути, расположена площадь с магазинами, кафе, общественными пространствами для проведения различных мероприятий. Объемы общественных зданий, парковка и остановка общественного транспорта, скрыты под холмом, через дорогу перекинуты пешеходные мостики. На поверхности остается непрерывный парк со спортивными и детскими площадками.
В этой работе жюри очень понравилась идея растворения дома в пейзаже. Зеркальные поверхности дематериализуют стены, превращают объем в бесплотный мираж, в котором на высоте вдруг может открыться окно и появиться человеческая фигура. После знакомства с первым вариантом проекта авторам было рекомендовано сохранить идею зеркальности, отразить в членениях фасада расположение квартир, увеличить визуальную проницаемость, чтобы лучше связать дом с окружением. Попадание в десятку победителей свидетельствует о том, что команда с этими требованиями справилась. По словам Константина Ходнева, директора «Архитектурной группы ДНК» и одного из авторов проекта, если бы организаторы конкурса более внимательно отнеслись к составлению технического задания, творческий процесс был бы для участников более продуктивным и быстрым. Но теперь это уже из области пожеланий на будущее.
Официальный сайт архитектурного бюро: dnk-ag.ru
Итоги XIV Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома», завершившегося 19 марта, рассматривает архитектурный критик Евгения Гершкович, участвовавшая в работе жюри.
В этом году на конкурс было выставлено 170 работ, что говорило о многом. Во - первых, о ниспадающей популярности самого начинания Москомархитектуры, с 1998 года проводящей Фестиваль в Доме на Брестской. Во-вторых - о росте и популярности профессии архитектора. В - третьих, отрадно, что, несмотря на кризисы, работы у архитектора меньше не становится.
В поданном на конкурс материале были представлены все стили и направления: минимализм, классика, ар деко и даже веселый панк. Планка, без сомнения, высока. Архитектор Борис Левянт, член жюри, подтвердил: «Есть определенное ощущение правильного понимания задачи, профессионального роста качества. Если в начале истории конкурса в нем принимали участие преимущественно молодые, начинающие архитекторы, то теперь среди номинантов есть настоящие сложившиеся профессионалы, мэтры, и это немаловажно. Статус Фестиваля явно повышается». С ним абсолютно согласен и другой член жюри, архитектор Сергей Кузнецов: «В этом году есть на что посмотреть. Видно понимание, что архитектура должна делаться до мелочей и качественно. Видно, что и специалисты, и заказчики читают литературу. До мировых образцов, конечно, еще далеко, но это не значит, что делать ничего не надо. Надо поощрять тех, кто двигается вперед».
Все перечисленное заметно усложняло выбор, перед необходимостью которого было поставлено жюри. Споры велись жаркие по каждой из восьми номинаций: коттеджный поселок, реализованный загородный жилой дом, реализованный жилой интерьер; проект-идея загородного дома; общественный интерьер; декорирование; деталь; предмет в интерьере. Мы долго в зале осматривали стенды, собирались на обсуждение в кабинете, но вновь возвращались к стендам. Стоит признать, жюри в этом году подобралось максимально модернистское: проекты оценивали архитекторы Владимир Плоткин, Борис Левянт, Сергей Кузнецов, Оскар Мамлеев, Борис Шабунин, Виктор Литвинов, что, конечно, сразу задало направление нашей работы, проведя четкую вкусовую границу.
С развитием поселкового проектирования и строительства в номинации «Коттеджный поселок» было из чего выбирать. «Литература», о которой упоминал Сергей Кузнецов, в применении к данному случаю - предположительно, альбомы с творчеством Фрэнка Ллойда Райта. Влияние этого мастера на российское загородное строительство налицо. Здесь можно вспомнить, что американский зодчий грешил самотиражированием, впрочем, имея хороший вкус и построив сотни домов в похожем стиле. Лидером Фестиваля в этой номинации стал Алексей Козырь с поселком в Снегирях о восьми домах, второе место получил Михаил Хазанов с коттеджным городком «Горки-11» в Сочи. На третьем - оказался односемейный жилой дом Архитектурной мастерской Дмитрия Глушкова.
Стоит отметить, что не только лаконичные формы нынче в тренде, но и экологичные материалы, а именно - дерево. И это не могло не порадовать приглашенного в жюри архитектурного критика и пропагандиста деревянной архитектуры Николая Малинина: «Приятно, что люди стали понимать то, что дерево – это хорошо, и объектов из него появляется все больше». Целиком сработанное из древесины частное жилище площадью 60 кв. м в деревне Клюшниково, спроектированное «Архитектурным бюро 610», получило первое место в номинации «Реализованный загородный дом». Борьба среди сильнейших игроков на этой поле была нешуточной. Второе место заняла Светлана Головина с «Домом яхтсмена», третье - Павел Абрамов с «Дачей Че» (Архитектурное бюро «Ардепо»). «Архитектурное бюро 11», победившее в номинации «Проект-идея загородного дома», свой объект площадью 390 кв. м тоже целиком замыслило в древесине.
Суровая борьба разгорелась и в номинации «Общественные интерьеры». Очень трудно было расставить по местам несколько работ одинаково высокого уровня. Лучшим в итоге был признан офис компании «Аэроэкспресс» архитекторов Алексея Горяинова и Михаила Крымова. Жюри особенно понравилась то, как они включили в концепцию «динамичного интерьера» светящиеся потолочные элементы. Второе место поделили Антон Мосин с проектом офиса компании Xenon, выделяющегося белыми, воздушно легкими интерьерами, и архитектурное бюро «Практика» с офисом агентства «Таргет Медиа», где присутствует мастерская, очень сложная, несмотря на внешнюю простоту, работа со стеклом. На третьем месте тоже два проекта - офис «Евросвета» Шалмина, Агапова и интерьер архитектурной студии от Nefaresarch.
В номинации «Реализованный жилой интерьер» первое место решили не присуждать, зато на втором опять-таки оказались два мастера - архитектор Борис Уборевич-Боровский, не изменяющий своему минималистскому подходу, и Петр Костелов, по профессии театральный декоратор, но очень интересно, артистически и жестко, работающий в интерьере.
В номинации «Декор» победил петербургский архитектор Сергей Ерофеев, покоривший жюри искренностью тонкой «археологической» работы в классическом стиле. Не менее искренняя в своем узнаваемом, жизнерадостном стиле Елена Теплицкая стала второй. Третье место получил декор интерьера Марии Ватолиной.
Список номинации «Деталь» возглавил не новый, однако не утративший за 8 лет актуальности, объект - дом в поселке «Сокол», спроектированный архитектором Владиславом Платоновым из бюро «Карлсон и К». Входная группа жилых домов «Доминион» (iq architects) и ювелирный магазин «Владимир Михайлов» в Петербурге Алексея Левчука заняли второе и третье места.
Факт, что авторская мебель харьковчанина Юрий Рынтовта – единственный (второе место) победитель в номинации «Предмет в интерьере», лишний раз подтверждает положение, что дизайна у нас нет. Зато он есть хотя бы на Украине, но на то и конкурс международный.
Несмотря на большое число работ, однозначно лучшей среди них выявлено не было. Тем ценнее будет Гран- При, никому не доставшееся в этот раз, для участников будущего года.
Официальный сайт Фестиваля: dom6.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.