Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Редактор сайта «Архплатформа.ру» Андрей Чирков побывал на одном из главных архитектурно-экспериментальных «полигонов» Китая – в Central Business District, деловом квартале Гуанчжоу. И собственными глазами убедился в давно известном: для китайцев нет ничего невозможного.
«Новый город» Чжуцзян, город на Жемчужной реке, Гуанчжоу-сити, центральный деловой район – каких только названий нет у этого внушительного по размеру участка земли, с которого не так давно снимали по три урожая риса за год. CBD Гуанчжоу – квинтэссенция современного национального самосознания Китая, стремящегося интегрироваться в мировое сообщество, оставаясь при этом самодостаточным и самобытным. Архитектурная мегаломания Поднебесной, желание построить Сити не хуже, чем в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Сингапуре, охота за звездными урбанистами и проектировщиками – звенья одной цепи, спаянной легендарным трудолюбием и способностью к самопожертвованию во благо государства. Зная китайцев, медленно, но верно идущих к своей цели, можно не сомневаться: они добьются того, о чем мечтают.
Китайцы уже многого добились. С каждым годом крепнет статус двух главных событий из сферы дизайна, архитектуры и строительства – международных выставок China Building Decoration Fair и Furniture Fair. Не случайно проводятся они именно в Гуанчжоу, в специально построенном для этого Выставочном центре.
А планы градостроительного развития у них просто наполеоновские. Например, создать в дельте реки Чжуцзян (Жемчужной) невиданную агломерацию из девяти «миллионников», среди которых Чжухай, Шэньчжэнь, Дунгуань, Гуанчжоу. Фактически, власти Китая хотят воплотить в жизнь беспрецедентный урбанистический проект под названием Megacity: внутри этого мегаполиса только официально будут сосуществовать более 40 млн. человек. Именно тогда CBD в Гуанчжоу, расположенный к востоку от старого города и к северу от Жемчужной реки, превратится в полноценный культурный и финансовый центр агломерации. Пока же он больше напоминает стройплощадку, муравьиная суета на которой не прекращается ни на минуту. Впрочем, многочисленные туристы, впечатленные масштабами изменений, не особенно обращают на это внимание.
В новом Чжуцзяне много интересных с точки зрения архитектуры зданий, но о каком-то архитектурном ансамбле говорить не приходится. Слишком уж разные и неоднозначные подобрались здесь объекты, все как один претендующие на роль достопримечательности. Пожалуй, самый известный из них – шестисотметровая телевизионная башня Canton Tower, созданная бюро Information Based Architecture и Arup. Кантонская высотка, спроектированная с использованием конструктивных принципов, запатентованных нашим соотечественником Владимиром Шуховым, являет собой пространственную вертикаль южной части CBD. Другая очевидная вертикаль – здание Международного финансового центра (IFC), в создании которого участвовали Wilkinson Eyre Architects и Arup. Его высота 440 м, а общая площадь около 500 000 кв.м.
Есть здесь постройки, концепция которых основана на ярком формальном приеме, по большому счету пространственном фокусе. Таков крытый стадион «Хайсиньша» с крышей, похожей на вантовый мост. Отель и выставочный комплекс «Пачжоу» от архитектурного бюро Aedas напоминает какой-то сложный промышленный механизм: благодаря сдвинутым на определенное расстояние в горизонтальной плоскости этажам главный его объем не кажется монолитным и глухим.
Однако самые примечательные объекты центра Гуанчжоу – это Оперный театр Захи Хадид и Гуандунский музей бюро Rocco Design Architects. В основе дизайна последнего лежат китайские декоративно-прикладные традиции и народные промыслы. Прорези на фасадах музея, обнаруживающие алую «изнанку» – это аллюзия на резной узор, которым мастера покрывают шары из слоновой кости, нефритовые поделки и шкатулки для драгоценностей. В общем, здание предстает в виде ковчежца с упрятанным внутрь национальным достоянием.
Интерьер оперного театра, созданного Zaha Hadid Architects, удивляет даже больше, чем архитектура. Такое ощущение, что это сложное, прихотливое, подавляющее пространство, сформированное плавными линиями и заломленными плоскостями, живет своей жизнью, как самостоятельный организм. Его «сердце», большой зал на 2000 мест, пульсирует и просвечивает сквозь решетку изогнутых «ребер». «Я представляла здание как часть города. Вы тоже ощущаете себя его частью, даже находясь внутри», – так в свое время прокомментировала эту работу Заха Хадид.
Фото А. Чиркова
Небоскребы, закручивающиеся вокруг своей оси, - давно не редкость. Архитектурная компания AEDAS усложнила свой проект рельефной «пиксельной раскладкой» элементов фасада.
Согласно проекту бюро, комплекс медиагорода «Сюйхуэй Биньцзянь» в Шанхае общей площадью 70 000 кв.м. состоит и офисной башни высотой 155 м, конструктивно не связанного с ней озелененного подиума и общественного пространства под стальным навесом. Если высотка определяет вертикальный вектор архитектурного развития, то плоскость навеса «отвечает» за горизонталь.
Башня в плане прямоугольная, но по мере увеличения высоты угол поворота этажных платформ меняется: кажется, что объем небоскреба «закручен» вокруг своей оси. Кроме того, динамику архитектуре придаст необычная стеклянная мембрана фасада. Прозрачная оболочка состоит из трехчастных блоков – по количеству цветовых информационных элементов (RGB) цифрового пикселя. Блоки эти распределяются по плоскости фасада хаотично, в случайном порядке, причем фрагменты остекления будут расположены под разными углами относительно друг друга. По замыслу авторов, это создаст эффект рельефа и игры отражений, как на поверхности драгоценного камня.
Подиум – общественная озелененная зона с магазинами, кафе и ресторанами, помещенными внутрь стеклянных прямоугольных объемов. Под стальным навесом запроектирована площадка для проведения массовых общественных мероприятий, концертов и так далее. Ожидается, что комплекс будет построен в 2015 году.
Официальный сайт архитектурного бюро: aedas.com
В Китае продолжается реализация амбициозного проекта строительства Национальной сети скоростных железных дорог (NHSRN). В 2015 году появится терминал скоростных поездов «Западный Коулун», разработанный архитекторами и инженерами из бюро Aedas-AECOM.
Гигантская многоуровневая бионическая конструкция с опорными элементами в виде переплетенных колонн сообщается с офисно-жилым комплексом, торгово-развлекательным центром и садово-парковой зоной с пешеходными тропинками. Интеграции в зеленый массив способствует террасирование прилегающего пространства. Значительные площади фасадного и кровельного остекления позволяют организовать инсоляцию подземных помещений.
Терминал станет конечной точкой линии Гуанчжоу- Шенчжэнь-Гонконг (ее протяженность 142 км): таким образом, Гонконг — южный форпост страны — станет частью сети, которая включает уже действующие маршруты Пекин-Гуанчжоу и Ханьчжоу — Фучжоу — Шеньчжэнь.
Протяженность гонконгского участка железной дороги — 26 км. Большую часть пути поезд, развивающий скорость более 200 км/ч, проходит под землей. С появлением линии поезд из Гонконга будет прибывать в Гуанчжоу через 48 минут после отправления. Сегодня на это требуется почти 2 часа.
Проект Aedas-AECOM в 2010 году получил награды Всемирного архитектурного фестиваля «Инфраструктурный проект будущего» и Международного конкурса по проектированию туристических и транспортных объектов в странах с активно развивающейся экономикой.
Официальный сайт архитектурного бюро: aedas.com
Власти Чикаго приняли решение о реконструкции одной из главных достопримечательностей города — Военно-морского пирса, построенного почти сто лет назад.
По результатам открытого конкурса на реконструкцию жюри отобрало пять лучших концепций. По мнению критиков, самые серьезные шансы на реализацию есть у коллективного проекта Pierescape, созданного бюро Davis Brody Bond, Aedas, Martha Schwartz Partners, Halcrow Yolles, Marshall Brown projects и Solomon Cordwell Buenz. Одно из преимуществ этой работы, как отмечает Chicago Tribune, заключается в том, что архитекторы не стали кардинальным образом изменять контуры самого объекта, который американцы считают частью исторического и культурного наследия Иллинойса. Главная идея творческой группы - «пирс для людей». Проектировщики поставили перед собой несколько задач. Первая — сохранить открытым и свободным водный фронт, чтобы горожане и гости Чикаго могли насладиться пейзажами озера Мичиган. Вторая — усилить пространственные связи между существующими постройками, промежуточными зонами и городскими кварталами с высотной застройкой. Третья — включить объект в урбанистическую ткань, создать другую идеологию пространства, чтобы пирс воспринимался не как «ярмарочный балаган», а как функциональная часть города. Именно для этого в проекте реконструкции предусмотрено обустройство «заходной» площади, причалов для лодок, плавучих парков и искусственных прудов. На пирсе появятся зоны для перформансов, игровые и рекреационные зоны, пешеходные рампы и террасы. Перепады уровня могут использовать в разное время года для катания скейтбордисты и сноубордисты. К услугам последних будут построены отапливаемые павильоны.
Площадь Военно-морского пирса, названного так потому, что когда-то здесь тренировались моряки ВМС США, составляет более 20 га. Он уходит в водную гладь озера Мичиган на 1 км. Ежегодно пирс со знаменитым колесом обозрения посещают 9 млн. туристов.
Официальный сайт архитектурных бюро: aedas.com, marthaschwartz.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.