Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Бюро Wowhaus: творческая позиция с иллюстрациями. По материалам встречи, организованной Союзом московских архитекторов в ЦДА 28.02.2013.
Презентация Дмитрия Ликина и Олега Шапиро «Общественное пространство и современный город» открыла программу «Метод 2:0», которую СМА запустил с целью познакомить широкую аудиторию с тонкостями профессиональной практики. Основатели Wowhaus оказались ее первыми героями не случайно. Бюро, преобразившее Стрелку, Парк Горького, Сад Баумана, Парк «Сокольники», стало известным всего за пять лет существования, и артикулированная авторская позиция сыграла в этом не последнюю роль. Коллеги входят в Попечительский совет Института архитектуры, дизайна и медиа «Стрелка» и, по сути, практикуют тот подход, которому здесь обучают. «Архитектура – не только рисование и не столько рисование, но и анализ социальных, экономических, культурных и многих других факторов», - сформулировал этот принцип Дмитрий Ликин в начале презентации.
В первой части выступления партнеры представили свои основные принципы проектирования и работы с общественными пространствами – сегодня это главная тема Wowhaus; во второй – рассказали о некоторых случаях из практики. Мы попробуем соединить одно с другим – проиллюстрировать «кредо» бюро примерами из его творчества.
«Современная архитектура медийна, таргетирована, требует программирования». Это значит, пояснили архитекторы, что любое сооружение или пространство сегодня должно что-то сообщать (речь не о медиафасадах и наружной рекламе) обществу, быть ориентированным на определенную аудиторию, а проектированию в идеале должно предшествовать планирование жизни объекта с учетом возможной перемены его участи, то есть он должен иметь тенденцию к перепрограммированию.
Перепрограммирование – это то, что фактически случилось с территориями Стрелки и Парка Горького. Первая раньше была местом арт-тусовки, не слишком обустроенным и интересным довольно узкому сообществу. С появлением комплекса Института она превратилась в площадь городского значения, по ощущениям сравнимую с уютным, защищенным двором, куда можно придти на лекцию, концерт и кинопоказ или же просто посидеть в баре, созерцая реку и наслаждаясь блаженным «ничегонеделанием».
Учебные и лекционные аудитории, зал с экраном под открытым небом, бар с верхней «палубой» и лестница-амфитеатр – площадки и помещения для «профи» и «профанов» продуманно разведены в многоуровневом пространстве. Коммерческая и просветительская функции дополняют друг друга, обеспечивая структуре «Стрелки» грамотное жизнеобеспечение и проходимость в 300 000 человек только за летний сезон.
Строилось все это на неопределенно короткий срок, поэтому проектировочные решения, выбор материалов обусловлены еще одним важным принципом – Sustainability. Под устойчивостью здесь понимается разумная достаточность. «Архитектура не обязательно должна быть дорога. Мы живем в парадигме экономного отношения к ресурсам», - верят создатели Wowhaus.
Для благополучного функционирования общественного пространства нужен оператор, который заботится о территории, но и получает от нее прибыль. Тогда есть порядок, тогда «хозяин» пространства – приличная публика, и таковой становится даже потенциально агрессивный контингент. Если оператора нет, по наблюдениям спикеров, «хозяевами» места становятся бомжи или охранники.
Чтобы сделать Парк Горького таким, каким он стал сейчас, архитекторы вместе с руководством Парка представили категории «пользователей», которых хотели бы сюда привлечь, структурировали территорию по их интересам и разного рода активностям. Придать пространству осмысленность можно и совсем не хитрыми средствами, считают авторы. К примеру, у фонтана они установили перголу со скамейками и клумбами. Легкая, светлая конструкция отделила транзитную зону, где гоняют скейтеры, от зоны спокойного отдыха.
«Находим место, исследуем потенциал, проявляем его свойства и восполняем недостаточность». Для Сада Баумана, следуя этому принципу, архитекторы разработали детскую площадку, постаравшись приспособить ее для детей с разными возможностями. Именно этот объект они посчитали необходимым для сада в шаговой доступности от жилых домов. Модель Парка Горького, несмотря на всю свою привлекательность для городских властей, здесь была бы неуместна.Так проявляется принцип «Адекватность обстоятельствам, идентификация с местом, а не с автором».
Wowhaus, по словам его создателей, относится к тем коллективам, в которых не считают, что архитектор вправе внушать заказчику свою волю «с позиции Бога». Здесь декларируется «соучастие с потребителем», стремление добиться сначала от самого заказчика четких формулировок его потребностей. Однако, есть и определенные условия, за рамками которых бюро старается за проект не браться. Например – если не видит хотя бы в удаленной точке «пересечение вектора власти, вектора потребителя и вектора архитектора». В последнее время архитекторы все чаще имеют дело с муниципальным заказом, а его особенность – жесткие сроки. Как пошутил Олег Шапиро, «властям ложка дорога к обеду, причем вчерашнему». Но из-за желания сделать быстро, как известно, часто страдает качество. Бюро старается объяснять это заказчикам, выстраивать с ними диалог. И часто само его инициирует. «Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения», - раскрывают коллеги принцип активизма.
Наблюдая изо дня в день Берсеневскую набережную, ужасно неудобную в зоне Красного Октября для пешеходов, архитекторы разработали и обнародовали концепцию альтернативных низких набережных, по которым можно было бы беспрепятственно дойти до Парка Горького или Третьяковской галереи. Консольные конструкции крепились бы на сваях, ввинченных в дно реки. Помехой для реализации проекта стало большое количество проложенных в этих местах городских коммуникаций. Этот концепт дал начало другому, имеющему реальные перспективы, – превращению Крымской набережной в пешеходный парк, простирающийся до Воробьевых гор, привлекающий разнообразными ландшафтными затеями, интересными видовыми точками.
Недавно мы писали о презентации этого проекта на Совете по общественным пространствам. Здесь добавим, что предварительно архитекторы обратились в Департамент транспорта с вопросом, как реализация такого замысла повлияет на городской трафик. Выяснилось, что негативные изменения оцениваются лишь в 1,5% . Территория вполне может быть отдана пешеходам и велосипедистам.
Для Москвы пришло время общественных пространств – хорошее время и для благоустройства Бульварного кольца, считают cоздатели Wowhaus и снова выступают с инициативой. Чтобы бульвары, у каждого из которых есть своя специфика, зажили как единый организм, по их мнению, достаточно нескольких точечных воздействий.
Например, интересно было бы разместить своеобразные «машины времени» - стойки с двумя отверстиями на уровне глаз: в одном из окошек - современный бульвар, а в другом - его фотография полувековой давности, сделанная с той же точки. Также не лишними были бы павильоны-убежища с кафе, книжными магазинами, куда зимой можно просто зайти погреться. И туалеты с безопасными, освещенными тамбурами из стекла.
Уже совсем скоро подобным образом может быть обустроен Никитский бульвар, избранный пилотным участком программы.
«Общественное пространство самоидентифицирует город не меньше, чем памятники и мифы». Свое убеждение архитекторы подкрепили примерами Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Рима. Они надеются, что в недалеком будущем в этот ряд можно будет поставить и Москву. Нужно, чтобы в столице появилось больше мест, сочетающих такие параметры, как комфорт, безопасность, содержательность, дизайн и идентичность. Над чем Wowhaus и работает.
Публичная презентация проектов – тоже часть этой работы. Коллегам хочется знать реакцию общества, обсуждать свои предложения с теми, кому они адресованы. Потому что коммуникация, уверены Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, – социальная ответственность архитектора. Выступление в ЦДА продемонстрировало этот принцип в действии. И хотя оживленной дискуссии, на которую рассчитывали спикеры, не случилось, интерес, к тому, чем занимается бюро, подтвердило количество людей, пришедших на лекцию, – зал был полон.
Официальный сайт бюро: www.wowhaus.ru
По случаю выхода журнала speech: - № 8 «Детальность» в Москву приехал и рассказал о своей практике швейцарский архитектор Макс Дудлер.
Новый выпуск журнала speech: сфокусирован на архитекторах, особо чувствительных к деталям, прорабатывающих проекты «от и до», скрупулезно проводящих единую мысль снаружи и внутри здания. В этой компании оказались Доминик Перро, Херцог и де Мерон, Франсиско Мангадо, Тод Уильямс. Ярким представителем всеобъемлющего подхода к проектированию является и приглашенный на презентацию журнала архитектор Макс Дудлер, бюро которого (Max Dudler) реализовало немало значительных объектов и градостроительных концепций в Германии и Швейцарии.
Наряду с «детальностью» существенной категорией для архитектора является временная и пространственная непрерывность. Особое значение в его творчестве, хоть прямо об этом и не говорилось, имеет также понятие порядка – того самого немецкого «орднунга» (Ordnung), генетически связанного с термином «ордер». Иллюстрируя свои принципы, Дудлер показывал постройки, многие из которых, невзирая на отсутствие классических колонн и антаблементов, хочется причислить к ордерной архитектуре на основании присутствующих в них классических меры, ритма и завершенности. Одно из своих произведений, библиотеку в Берлине, автор и сам назвал отображением классицизма в модернизме. Эту характеристику можно распространить на многие его вещи.
«История архитектуры - история миграции форм, бесконечной трансформации образов. Мы не должны воспроизводить образцы прошлого, но важно, чтобы новые сооружения были его продолжением», - говорит Дудлер и показывает свои «Казино Ландесбехерденьцентрюм» в Эберсвальде и Концертный зал в Ройтлингене, «архетипичность» которых позволяет им стоять в одном ряду с храмом Посейдона в Пестуме (V в до н.э.).
Приверженность классическим традициям демонстрирует Дудлер и в градостроительных масштабах - в стремлении выстраивать целостные ансамбли. В Цюрихе, в центральной части города рядом с вокзалом и старым почтамтом, под застройку отведен огромный ареал. «Мы не могли «просто наставить зданий по соседству», а пошли по принципу уплотнения - создали единый комплекс с маленькими улочками, площадями, аллеями, архитектурными фигурами, состоящими в диалоге друг с другом и образующими живописные ракурсы вместе с историческим окружением. Здесь расположены офисы, магазины, кафе. В одном из трех зданий находится учебное заведение. Для города важно соединять в одной точке разнородные функции, чтобы как можно больше людей могло пользоваться этим пространством. Мне кажется только так, имея четкую концепцию, можно развивать европейские города».
Иногда огромный ансамбль у Дудлера «держит» одна повторяющаяся пластическая деталь, которую он тоже преподносит как продолжение истории.
Во Франкфурте бюро спроектировало три здания на Ульмштрассе. Они стоят на некотором отдалении друг от друга, но с расстояния воспринимаются как единый ансамбль. В данном случае источником вдохновения послужило творчество Миса ван дер Роэ. «Он решил проблему угла, сделал его многоступенчатым, обогатил пластику фасада углублениями и графикой линий», - перечисляет Дудлер востребованные им достижения классика модернизма. В одной из башен специалисты бюро спроектировали образцовые интерьеры, показав, какое наполнение, по их мнению, органично внешнему облику зданий. Неудивительно, что в центре комнат оказались кресла, спроектированные ван дер Роэ.
Глобально мыслящим урбанистом Дудлер остается и вне города. Даже когда случается строить на пустом месте, буквально в чистом поле, необходимо представлять, что твое здание потенциально может стоять в городе, убежден он. Так создавался музей Риттер в Вальденбухе. Вокруг - поля и леса. Музей с одной из сторон раскрыт в ландшафт прозрачными стенами, но в целом выглядит как городское сооружение.
Город в миниатюре воспроизводит архитектор и в проекте поселка неподалеку от Цюриха. Он выстраивает площади, лестницы, улицы, виллы и выдерживает везде один архитектурный стиль, обыгрывая контраст между традиционным и современным материалами - натуральным камнем и бетоном. Законченное, почти самодостаточное в своей целостности произведение не растворяется в пейзаже, но и не игнорирует его. В поселке немало видовых точек, из окон каждой виллы открывается захватывающая панорама.
Остроумно задействовал Дудлер пейзаж в своей работе на территории средневековых Хамбахского замка и замка Гейдельберг, где он достравает и наделяет новыми функциями укрепительные сооружения. «Кажется, если у вас прекрасный вид, надо создавать панорамное остекление. Но здесь я с этим не согласился. Решил сделать много маленьких окошек – из них интересно выглядывать». Получилась своеобразная галерея, где в «рамах» вместо картин реальные пейзажи.
Особая тема в творчестве Дудлера - библиотека - вместилище знаний и, разумеется, порядка. «Существует типологическое сходство в отношениях буквы и строки, книги и полки, и не в последнюю очередь, между полкой и зданием. Здание предметно обсуждает это формальное сходство и переводит его в архитектуру плана, разреза и фасада», - считает зодчий, спроектировавший библиотеку в Мюнстере, примыкающую к средневековому монастырю, громадную библиотеку Якоба и Вильгельм Гримм Центра в Берлине, маленькую частную библиотеку рядом с шале в швейцарских Альпах и библиотеку в Эссене с фасадом из экспериментального композитного материала, придающего свету благоприятный для чтения молочный оттенок.
Деление фасадов его библиотек, как правило, отображает организацию внутреннего пространства. И наоборот: находясь внутри, понимаешь, как выглядит здание снаружи. Берлинское сооружение отличает интересная многоступенчатая структура центрального читального зала. Это единое помещение, но столы расположены на разных уровнях-уступах, образуя как бы отдельные комнаты, а по обеим сторонам тянутся ярусы книгохранилища, повторяющие членения фасада. Благодаря этому интерьер напоминает улицу, заключенную внутри сооружения.
Оказавшись в Москве впервые, Дудлер первым делом отправился в Библиотеку имени Ленина, масштабы которой его потрясли. Столица в целом произвела на него сильное впечатление: «Никогда не думал, что это такой прекрасный город. В Швейцарии, откуда я родом, всего лишь 7 миллионов жителей во всем государстве, а у вас тут минимум 14 миллионов в одном городе! Первое, что чувствуешь на улицах – величие зданий. Я думаю и верю, что в смысле развития территорий и построек Москва - европейский город». Интересно, остался бы швейцарский архитектор при своем мнении, если бы провел здесь больше времени или, скажем, посетил выставку Габриеле Базилико «Москва вертикальная» в МУАРе, дающую представление о сегодняшнем состоянии мегаполиса, хаотичное развитие которого поглотило не одну ясную градостроительную концепцию прошлых лет?
Официальный сайт бюро Макса Дудлера: maxdudler.com
Журнал speech: speech-aj.su
В рамках «Недели Италии» на Красном Октябре прошла выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса». Экспозиция и лекция кураторов Франческо Орофино и Массимо Лоччи были посвящены главным тенденциям итальянского градостроительства.
Одним из организаторов мероприятия наряду с проектом «Итальянский квартал» выступил Национальный институт Архитектуры Италии (IN/ARCH), основанный в Риме в 1959-м году по задумке архитектора и теоретика Бруно Дзеви. Он видел институт местом встречи не только архитекторов, строителей, инженеров, но и промышленников, бизнесменов, критиков, а также широкой аудитории, интересующейся архитектурой. Концепция объединения различных сил для решения градостроительных задач отражена в названии экспозиции, подготовленной сотрудниками института - архитекторами Франческо Орофино и Массимо Лоччи. Впервые, о чем мы уже писали, выставка «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса» была показана на Венецианской архитектурной биеннале в 2010 году. В июле она гостила в пространстве Шоколадного цеха на Красном Октябре.
Экспозиция состояла из двух частей. Первая – фотографии объектов, созданных в Италии с послевоенного времени до наших дней, от ГЭС и мостов (мост через реку Базенто, вантовый мост через реку По) до кварталов и жилых домов (дом-башня в Риме на виале Этиопия).
Во второй части выставки демонстрировался макет проекта новой градостроительной оси Рима, которую разрабатывал Бруно Дзеви со своими коллегами по бюро ASSE с 1960-х годов. С помощью этого проекта планировалось разгрузить исторический центр и создать новый административно-инфраструктурный полюс в северо-восточном районе итальянской столицы. Не весь замысел удалось воплотить, но строительство некоторых объектов по этому плану еще ведется. Важно, что идеи архитекторов в свое время были поддержаны инвестициями частных предпринимателей, которые понимали и градостроительную целесообразность, и коммерческую выгоду данного начинания.
Куратор Франческо Орофино рассказал также о том, по какому пути сейчас идет развитие архитектуры в других городах Италии. Например, завод FIAT, построенный в середине 1920-х годов в Турине, сегодня не выполняет прежней функции. Весь комплекс был преобразован в выставочные пространства и деловой центр с гостиницей. Лекторы упомянули и самый известный итальянский пример джентрификации – Арсенал в Венеции. Бывший военный объект сейчас используется как выставочная площадка биеннале.
Решения «не строить новое, а реорганизовывать старое» принимаются все чаще, поскольку территории – ресурс исчерпываемый. В течение последних 30 лет в Италии следовали логике экспансии, что привело к значительному сокращению свободных земель. Поэтому сегодня итальянцы стараются обновлять, перестраивать и развивать уже имеющиеся объекты. В то же время такая модернизация позволяет современной архитектуре сосуществовать со старыми памятниками, способствовать их сохранению.
Франческо Орофино подчеркнул, что при урбанистической трансформации важно соблюдать баланс, не отдавать всё в распоряжение предпринимателей, поскольку в архитектуре должно осуществляться слияние бизнеса и культуры. Только в этом случае она способна действительно изменить ту среду, в которой мы живем, в лучшую сторону.
Дополнительная информация: 2800028.ru
С 9 по 17 июля в пространствах бывшей шоколадной фабрики развернутся мероприятия, посвященные итальянской архитектуре, графическому дизайну, кинематографу, фотографии и стилю жизни.
Забудьте о мотороллерах «Веспа», Монике Беллуччи и пасте с песто. Неделя Италии, которая пройдет в июле в столице, предлагает иной, более глубокий взгляд на страну, которую нельзя не любить. Гвоздь программы - экспозиция «Архитектура. Слияние дизайна и бизнеса», организованная IN/ARCH Национальным институтом архитектуры Италии. Впервые эту выставку можно было увидеть в Венеции в 2010 году в рамках 12-й Архитектурной биеннале. Ее куратор Франческо Орофино является Советником Союза архитекторов города и провинции Рима. В день открытия фестиваля он и его коллега Массимо Лоччи прочтут лекцию об экспозиции и работе архитектурного бюро ASSE по урбанизации северо-восточного района итальянской столицы (9 июля, 16:00).
Во время фестиваля можно будет познакомиться со злободневным графическим дизайном – на выставке, подготовленной кураторами Кристиной Кьяппини и Александрой Саньковой. Они обещают представить современный визуальный язык Италии во всех его аспектах – даже самых острых и запрещенных.
Известное дизайн-объединение Fabbrica покажет спецпроект, созданный специально для демонстрации в Москве, – видеоинсталляцию «Wanted Creativity Moscow 2011». Передать креативный дух Апеннинского полуострова призваны фотовыставки в галерее «Победа» и «Центре фотографии братье Люмьер», а также целая серия кинопоказов, музыкальных и гастрономических вечеринок на территории «Красного Октября».
Неделя Италии проходит при поддержке проекта «Итальянский квартал».
Программа событий на официальном сайте мероприятия:2800028.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.