Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 «Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения» :: Архплатформа

«Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения»

07.03.13
16:06
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (18345)

Бюро Wowhaus: творческая позиция с иллюстрациями. По материалам встречи, организованной Союзом московских архитекторов в ЦДА 28.02.2013.

Презентация Дмитрия Ликина и Олега Шапиро «Общественное пространство и современный город» открыла программу «Метод 2:0», которую СМА запустил с целью познакомить широкую аудиторию с тонкостями профессиональной практики. Основатели Wowhaus оказались ее первыми героями не случайно. Бюро, преобразившее Стрелку, Парк Горького, Сад Баумана, Парк «Сокольники», стало известным всего за пять лет существования, и артикулированная авторская позиция сыграла в этом не последнюю роль. Коллеги входят в Попечительский совет Института архитектуры, дизайна и медиа «Стрелка» и, по сути, практикуют тот подход, которому здесь обучают. «Архитектура – не только рисование и не столько рисование, но и анализ социальных, экономических, культурных и многих других факторов», - сформулировал этот принцип Дмитрий Ликин в начале презентации.

Новый объект Wowhaus в Парке Горького - «Павильон 1 канала», который начнет работу весной 2013 года.

В первой части выступления партнеры представили свои основные принципы проектирования и работы с общественными  пространствами – сегодня это главная тема Wowhaus; во второй – рассказали о некоторых случаях из практики. Мы попробуем соединить одно с другим – проиллюстрировать «кредо» бюро примерами из его творчества.

«Современная архитектура медийна, таргетирована, требует программирования». Это значит, пояснили архитекторы, что любое сооружение или пространство сегодня должно что-то сообщать (речь не о медиафасадах и наружной рекламе) обществу, быть ориентированным на определенную аудиторию, а проектированию в идеале должно предшествовать планирование жизни объекта с учетом возможной перемены его участи, то есть он должен иметь тенденцию к перепрограммированию.

Перепрограммирование – это то, что фактически случилось с территориями Стрелки и Парка Горького. Первая раньше была местом арт-тусовки, не слишком обустроенным и интересным довольно узкому сообществу. С появлением комплекса Института она превратилась в площадь городского значения, по ощущениям сравнимую с уютным, защищенным двором, куда можно придти на лекцию, концерт и кинопоказ или же просто посидеть в баре, созерцая реку и наслаждаясь блаженным «ничегонеделанием».

Учебные и лекционные аудитории, зал с экраном под открытым небом, бар с верхней «палубой» и лестница-амфитеатр – площадки и помещения для «профи» и «профанов» продуманно разведены в многоуровневом пространстве. Коммерческая и просветительская функции дополняют друг друга, обеспечивая структуре «Стрелки» грамотное жизнеобеспечение и проходимость в 300 000  человек только за летний сезон.

Строилось все это на неопределенно короткий срок, поэтому проектировочные решения, выбор материалов обусловлены еще одним важным принципом – Sustainability. Под устойчивостью здесь понимается разумная достаточность. «Архитектура не обязательно должна быть дорога. Мы живем в парадигме экономного отношения к ресурсам», - верят создатели Wowhaus.

Летний кинотеатр в Парке Горького

Для благополучного функционирования общественного пространства нужен оператор, который заботится о территории, но и получает от нее прибыль. Тогда есть порядок, тогда «хозяин» пространства – приличная публика, и таковой становится даже потенциально агрессивный контингент. Если оператора нет, по наблюдениям спикеров, «хозяевами» места становятся бомжи или охранники.

Чтобы сделать Парк Горького таким, каким он стал сейчас, архитекторы вместе с руководством Парка представили категории «пользователей», которых хотели бы сюда привлечь, структурировали территорию по их интересам и разного рода активностям. Придать пространству осмысленность можно и совсем не хитрыми средствами, считают авторы. К примеру, у фонтана они установили перголу со скамейками и клумбами. Легкая, светлая конструкция отделила транзитную зону, где гоняют скейтеры, от зоны спокойного отдыха.

«Находим место, исследуем потенциал, проявляем его свойства и восполняем недостаточность». Для Сада Баумана, следуя этому принципу, архитекторы разработали детскую площадку, постаравшись приспособить ее для детей с разными возможностями. Именно этот объект они посчитали необходимым для сада в шаговой доступности от жилых домов. Модель Парка Горького, несмотря на всю свою привлекательность для городских властей, здесь была бы неуместна.Так проявляется принцип «Адекватность обстоятельствам, идентификация с местом, а не с автором».

Wowhaus, по словам его создателей, относится к тем коллективам, в которых не считают, что архитектор вправе внушать заказчику свою волю «с позиции Бога». Здесь декларируется «соучастие с потребителем», стремление добиться сначала от самого заказчика четких формулировок его потребностей. Однако, есть и определенные условия, за рамками которых бюро старается за проект не браться. Например – если не видит хотя бы в удаленной точке «пересечение вектора власти, вектора потребителя и вектора архитектора». В последнее время архитекторы все чаще имеют дело с муниципальным заказом, а его особенность – жесткие сроки. Как пошутил Олег Шапиро, «властям ложка дорога к обеду, причем вчерашнему». Но из-за желания сделать быстро, как известно, часто страдает качество. Бюро старается объяснять это заказчикам, выстраивать с ними диалог. И часто само его инициирует. «Мы можем не быть услышаны, но мы должны делать предложения», - раскрывают коллеги принцип активизма.

Наблюдая изо дня в день Берсеневскую набережную, ужасно неудобную в зоне Красного Октября для пешеходов, архитекторы разработали и обнародовали концепцию альтернативных низких набережных, по которым можно было бы беспрепятственно дойти до Парка Горького или Третьяковской галереи. Консольные конструкции крепились бы на сваях, ввинченных в дно реки. Помехой для реализации проекта стало большое количество проложенных в этих местах городских коммуникаций. Этот концепт дал начало другому, имеющему реальные перспективы, – превращению Крымской набережной в пешеходный парк, простирающийся до Воробьевых гор, привлекающий разнообразными ландшафтными затеями, интересными видовыми точками.

Недавно мы писали о презентации этого проекта на Совете по общественным пространствам. Здесь добавим, что предварительно архитекторы обратились в Департамент транспорта с вопросом, как реализация такого замысла повлияет на городской трафик. Выяснилось, что негативные изменения оцениваются лишь в 1,5% . Территория вполне может быть отдана пешеходам и велосипедистам.

Для Москвы пришло время общественных пространств – хорошее время и для благоустройства Бульварного кольца, считают cоздатели Wowhaus и снова выступают с инициативой. Чтобы бульвары, у каждого из которых есть своя специфика, зажили как единый организм, по их мнению, достаточно нескольких точечных воздействий.

Например, интересно было бы разместить своеобразные «машины времени» - стойки с двумя отверстиями на уровне глаз: в одном из окошек - современный бульвар, а в другом - его фотография полувековой давности, сделанная с той же точки. Также не лишними были бы павильоны-убежища с кафе, книжными магазинами, куда зимой можно просто зайти погреться. И туалеты с безопасными, освещенными тамбурами из стекла.

Уже совсем скоро подобным образом может быть обустроен Никитский бульвар, избранный пилотным участком программы.

Идея надземных пешеходных связей для Трубной Площади, пока утопическая.

Так могли бы выглядеть подземные переходы.


«Общественное пространство самоидентифицирует город не меньше, чем памятники и мифы». Свое убеждение архитекторы подкрепили примерами Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Рима. Они надеются, что в недалеком будущем в этот ряд можно будет поставить и Москву. Нужно, чтобы в столице появилось больше мест, сочетающих такие параметры, как комфорт, безопасность, содержательность, дизайн и идентичность. Над чем Wowhaus и работает.

Каток в парке Горького.

Арки в Сокольниках.

Публичная презентация проектов – тоже часть этой работы. Коллегам хочется знать реакцию общества, обсуждать свои предложения с теми, кому они адресованы. Потому что коммуникация, уверены Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, – социальная ответственность архитектора. Выступление в ЦДА продемонстрировало этот принцип в действии. И хотя оживленной дискуссии, на которую рассчитывали спикеры, не случилось, интерес, к тому, чем занимается бюро, подтвердило количество людей, пришедших на лекцию, – зал был полон.

 Официальный сайт бюро: www.wowhaus.ru

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(18345)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey