Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
18 мая в Центральном доме художника в рамках выставки АрхМосква» состоялась 9-ая торжественная церемония вручения премии в области деревянной архитектуры.
В состав жюри в этом году вошли: Никита Токарев (директор школы МАРШ), Анна Мартовицкая (главный редактор журнала SPEECH), Алексей Бавыкин (руководитель мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры»), Станислав Горшунов (руководитель бюро Горшунова/GOR A, Нижний Новгород), Дарья Бутахина и Александр Кудимов (бюро RueTemple) и Виталий Горелов (руководитель проекта московского представительства компании HONKA).
В этом году премия снова собрала рекордное количество заявок – 180. В шорт-лист премии Экспертный совет отобрал 46 объектов, и жюри премии с трудом смогло выбрать победителей. Борьба развернулась нешуточная, особенно в главной номинации – «Загородный дом», – где было представлено сразу 10 сильных работ. Победил дом KINO Сергея Колчина (бюро Le Atelier).
Народное же голосование признало лучшим ТАФ-Кондоминиум Александра Ермолаева (мастерская ТАФ, фото вверху).
Кроме того, спецприз жюри был вручен Летнему дом архитектора под Новосибирском (Галина Будникова, Григорий Кужелев, Алексей Моржаков, фото вверху), а спецприз генерального партнера и организатора – Дому в Тверской области Светланы Бедняковой (архитектурное бюро «Росса Ракенне СПБ» (Нonka).
В номинации «Малый объект» победу одержал Дом с люстрой, построенный (а точнее – спущенный на воду) во время фестиваля «АрхСтояние» в Никола-Ленивце (бюро «ХВОЯ» из Санкт-Петербурга, фото вверху).
Выбором народа стал туалет в форме шара «Ёж» (новички премии – артель «Данила, Макар и братья»).
Имея вполне внятную функцию, эти работы вполне могли бы претендовать на победу и в номинации «Арт-объект», но в ней блестящий «дубль» (победив и по мнению жюри, и по мнению публики) сделал обелиск в усадьбе Суханово. Он был сооружен в рамках фестиваля «Древолюция» командой из пяти молодых архитекторов: это Алексей Ушаков, Мария Полищук, Ярослав Разумовский, Алексей Колесов и Мария Яковлева.
Отрадно, когда на карте премии появляются новые города, а в числе победителей – новые имена. В этот раз ими стали город Дивногорск и Алексей Мякота, который вместе со своей командой АДМ преобразил набережную Енисея – и победил в номинации «Дизайн городской среды».
В народном голосовании лидером стали Красногвардейские пруды в Москве, облагороженные по проекту бюро Wowhaus (архитектор Дарья Мельник, руководители бюро Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, фото вверху).
Кроме того, спецприз жюри достался еще одной набережной – самарской, где молодые зодчие из бюро lim_architects соорудили трогательную конструкцию «Волжский аист» (фото вверху). Приз вручила компания «Вазуза Country Club» – партнер премии.
В номинации «Общественное сооружение» выиграл Тульский агрохаб (он же – сельский фермерский рынок), построенный в Заокском районе по проекту Антона Кочуркина (бюро «8 линий»).
Выбор народа остановился на офисе продаж ЖК «Гринада», сооруженном по проекту бюро AHOLZ & STUDIO-TA.
В номинации «Дерево в отделке» победу разделили бассейн SPABAS в Ярославской области от АБ «Полигон» (выбор жюри) и гостиница-теплица Дмитрия Черепкова в экопарке «Ясно Поле» (выбор народа). К народу присоединилась и компания «Туликиви» – партнер премии, высоко оценивший борьбу экопарка за экологическую чистоту.
Лучшим интерьером жюри в очередной раз признало работу Алексея Розенберга (квартира «Четыре ячейки», фото вверху), а народное голосование – интерьер квартиры на Арбате мастерской Gikalo Kuptsov Architects.
Приз от партнеров премии – компании «АрхиСтудио» – достался интерьеру KG в Санкт-Петербурге (Александр Малинин и Анастасия Шевелева, бюро INT2 Architecture).
В номинации «Предметный дизайн» жюри отдало победу «Красным куклам» Анастасии Коптевой и Александра Браулова, народные симпатии достались гимнастической скамье Sedoviko Артема Седова из Саратова.
Наконец, еще один «дубль» и еще одна очень важная победа – реставрация Георгиевской часовни в деревне Ермолинская (Сюма). Ее вернули к жизни Ольга Зинина (автор проекта реставрации и руководитель работ), Дмитрий Соколов (творческое объединение «Новое Старое»), Александр Матюхин (плотницкая артель «Архангело») и добровольцы благотворительного фонда «Вереница».
В завершение церемонии Александр Львовский, глава московского представительства компании «Росса Ракенне СПБ» (Нonka), пригласил всех на торжественную церемонию 2019 года, которая станет юбилейной: это будет уже десятый АРХИWOOD!
Организатор и Генеральный Партнер премии: ООО «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA)
Куратор премии: Николай Малинин
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
АРХИWOOD – ежегодная общероссийская премия в сфере деревянной архитектуры. Вручение премии состоялось впервые в 2010 году. В экспертный совет и жюри премии входят как известные российские, так и зарубежные эксперты в сфере архитектуры, дизайна, строительства. Помимо этого, АРХИWOOD – единственная премия в сфере деревянной архитектуры в Европе с открытым общественным голосованием.
За общероссийскую Премию в сфере деревянной архитектуры поборются 38 сооружений, выбранных Экспертным советом.
В этом году работа Совета, в который входят ведущие российские мастера деревянной архитектуры, критики и архитектуроведы, была трудна как никогда: лонг-лист собрал рекордное количество работ – 176! Тогда как в прошлом году их было 167, а в первый год существования премии, в 2010-м – 145.
Самой многочисленной оказалась номинация «Загородный дом»: в ней 8 ярких объектов. Произведения признанных мэтров (Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, Евгения Асса) соседствуют тут с первыми крупными объектами молодых архитекторов (Владимира Юзбашева, бюро АРХПОЛЕ), а также с постройками дебютантов АРХИWOODа – Дениса Тарана и Татьяны Белобородько.
Впервые участвуют в конкурсе самарские звезды Валентин Пастушенко и Виталий Самогорова (жилой дом на 7-й просеке) и московское бюро ТАММВИС во главе с Антонио Михе (белоснежный клубный дом гольф-клуба). И наоборот, исключительно постоянные номинанты премии составили номинацию «Интерьер»: это Дмитрий Александров, Дарья Бутахина и Александр Кудимов, Олжас и Тотан Кузембаевы.
В номинации «Малый объект» классический набор: баня, беседка, гостевой дом. Баня Олега Волкова при этом представляет целый «поселок архитекторов» в Дмитровском районе: сами построили, сами живут. Другой поселок, уже в Тверской области, знаменит высочайшим качеством архитектуры, которую проектируют всего два автора – Алексей Розенберг и Петр Костелов. Один их дом в «Конаково Ривер Клаб» уже брал АРХИWOOD в 2012 году, теперь в борьбу вступает Дом-депо. Соперничать при этом авторы будут сами с собою: в той же номинации «Дерево в отделке» есть еще один их объект.
Как всегда самой веселой, но на этот раз еще и самой разнообразной по части географии стала номинация «Арт-объект». В ней представлены лоси, балаган, кулич, таблоид и зиккурат – из Красноярска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томской и Калужской областей. От последней, выступает, естественно, самая знаменитая деревня современной России – Никола-Ленивец, а возвели в ней «Ленивый зиккурат» Владимир Кузьмин и Николай Калошин.
На территории другой даже не области, а страны, построен объект из номинации «Общественное сооружение» – автобусная остановка Александра Бродского. Она радует пассажиров в австрийском Крумбахе, а вологодчан – остановка «Драмтеатр», сделанная местными архитекторами из «Проектной группы 8». В этом же городе, которой раньше был знаменит только старой деревянной архитектурой, а в последние три прославился и новейшей, возведен еще один элегантный объект – беседка на аэродроме. На вологодчине же сделан и один из двух номинантов по части «Реставрация» – каретник в усадьбе Брянчаниновых. Конкурировать же с ним будет самый северный в шорт-листе объект – реконструкция амбара вепсов в карельском селе Шелтозеро.
Эхом ушедшей эпохи глядит мост над «самым большим катком страны» – на московской ВДНХ (АИ-студия). Грациозно рифмуясь с «облегченным сталинизмом» ВДНХ, он, кажется, закрывает целую эпоху надежд и обновлений, в которой городская деревянная архитектура сыграла немаловажную роль. Парк Горького и «Музеон», сад Баумана и Перово, Сокольники и Садовники – обновлению этих парков неизменно сопутствовали объекты из дерева. А теперь оно снова возвращается на свое привычное место – в леса и поля.
Сразу с двумя объектами возглавили номинацию «Предметный дизайн» ее прошлогодние победители – бюро АРХПОЛЕ. С их фактурными столами посоперничают расколотое кресло Анны Кривцовой из Хельсинки и раскладной светильник петербурженки Марии Ойкимус.
Организатором и Генеральным партнером проекта выступает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA),остается неизменным и место проведения выставки номинантов – в павильоне «Периптер» у входа в Центральный Дом художника в рамках выставки «АРХ Москва» (27–31 мая 2015 года).
Победителей определят Профессиональное жюри и народное голосование на сайте премии, которое начнется 18 мая. Торжественная церемония награждения победителей состоится 29 мая в 19.30 в конференц-зале ЦДХ.
Дедлайн приема заявок на соискание Общероссийской премии АРХИWOOD 2015 за лучшее архитектурное сооружение из дерева перенесен на 7 апреля.
В 2015 году премию вручат в шестой раз. Работы рассматриваются в 9 номинациях: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Арт-объект», «Предметный дизайн». Все объекты, соответствующие условиям конкурса, будут опубликованы на сайте премии. Лучшие работы, отобранные Экспертным советом премии, будут представлены в павильоне «Периптер» у входа в Центральный дом художника в рамках выставки «АРХ Москва» с 27 по 31 мая 2015 года. В один из этих дней также состоится торжественная церемония награждения победителей, которых выберет профессиональное жюри. По традиции в мае состоится и народное голосование.
Подать заявку можно здесь: http://archiwood.ru/prize/request/
Организатор и Генеральный Партнер премии: ООО «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA)
Куратор премии: Николай Малинин
Справки: award@arhiwood.com
Экспертный совет Общероссийской премии за лучшее сооружение из дерева определился со списком финалистов. Их работы предстанут в мае (21-25) в ЦДХ в рамках выставки АрхМосква 2014. Там же будут названы победители.
В этом году АРХИWOOD отмечает пятилетие самым большим числом номинаций (9!) за все время своего существования. Это свидетельствует о беспрецедентно широком типологическом диапазоне объектов, вышедших на смотр. Дерево как материал находит все больше областей применения, что уже само по себе радует.
В традиционной номинации «Общественные сооружения» в шорт-листе присутствует как объект масштаба XXL – Дворец водных видов спорта в Казани (SPEECH), так и компактный «Дом на крыше» – шоу-рум компании НЛК-Домостроение. С ними поборются многофункциональный павильон в Сочи и бассейн бюро «Атриум».
Номинация «Дизайн городской среды» продолжает процветать благодаря активности архитектурных фестивалей. «Города», прошедшие в последний раз в прошлом году в Москве, успели отметиться в шорт-листе АРХИWOOD-2014 тремя микродомами. Здесь же объекты с вологодской «Модульной ярмарки», ярославской «Библиотека на бульваре», казанского Куб-Ka’bah-Cube.
Лучший «Загородный дом» будут выбирать из объектов Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, Николая Овчинникова, Петра Костелова — постоянных участников конкурса. Обращает на себя внимание новое имя – Федор Опарин, автор дома в Ленинградской области. Также в шорт-листе — «Казармы» (АРХПОЛЕ) и домики «Клевер» (MEL SPACE) с Архстояния.
В номинации «Арт-объект» встретились: скульптура из брусков «Белый медведь Жерар» Кирилла Баира, объект «выСОТЫ» с фестиваля «Бухарт» под Иркутском, инсталляция «Разговор со спиралью» Аллы Урбан и выставка в Нижнем Новгороде, посвященная исчезающей деревянной застройке города (проект фотографа Владислава Ефимова и куратора Алисы Савицкой).
Введение нового раздела – «Реставрация» – стало возможным, в том числе, благодаря движению активистов-волонтеров «Общее дело», которое уже шестой год ремонтирует и консервирует северные храмы.
Другая свежая номинация отражает успехи российского предметного дизайна, логично делающего ставку на дерево. В конкурсе участвовали 62 объекта. Некоторые из них будут выставлены в экспозиции на 3-ем этаже ЦДХ в рамках АрхМосквы (21-25 мая).
Еще один спецпроект АРХИWOODa на АрхМоскве, помимо собственно выставки финалистов в павильоне «Периптер», – экспозиция современной деревянной архитектуры Штирии. В этом австрийском регионе из дерева строят не только частные дома, но и самые разные общественные сооружения: школы, детские сады, офисы и даже тюрьмы. Представляет выставку партнер проекта АРХИWOOD – австрийское архитектурное сообщество SEEWOOD, глава которого Вернер Нусмюллер входил в жюри премии АРХИWOOD в 2012 году.
Торжественная церемония награждения победителей премии состоится 23 мая в 18.30 в конференц-зале ЦДХ. По традиции их будет выбирать профессиональное Жюри (на этот раз в его составе – Александр Скокан и Карл-Хайнц Бойгер, победители премии разных лет Григорий Дайнов и Степан Липгарт, дизайнер Стас Жицкий, глава ТДВ-Треста Василий Носов и критик Юлия Тарабарина). Параллельно на сайте премии с 13 по 23 мая пройдет «Народное голосование».
Рассматривайте и голосуйте: www.arhiwood.com
31 марта заканчивается прием заявок на соискание Общероссийской премии за лучшую архитектуру из дерева. Объявлены новые номинации и выставки.
Премия, посвященная одному из самых экологичных и эстетичных материалов, в этом году будет вручена в пятый раз. Церемония награждения, как и прежде, пройдет в рамках АРХ Москвы, с 21 по 25 мая, а лучшие работы предстанут на выставке в павильоне «Периптер» перед входом в ЦДХ. Нововведения ожидаются в гибкой системе номинаций, которые АРХИWOOD формулирует, исходя из полученного материала. Константами остаются категории «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Арт-объект». В этом году их дополнят «Интерьер» и «Дерево в отделке», фигурировавшие в предыдущих выпусках, и две совсем новые – «Реставрация» и «Предметный дизайн». «Реставрация» — закономерное следствие активизации общественных движений за восстановление древних деревянных церквей и часовен. В разделе «Предметный дизайн» рассматриваются мебель и интерьерные аксессуары, и у этой номинации на 3-ем этаже ЦДХ планируется своя выставка. А по соседству расположится партнерская экспозиция современной деревянной архитектуры Австрии. Ее устраивает австрийское архитектурное сообщество SEEWOOD, глава которого – Вернер Нусмюллер – входил в состав жюри премии в 2012 году. Состав нынешнего жюри определится в апреле. В мае на сайте премии пройдет традиционное народное голосование.
Организатор и Генеральный Партнер проекта – компания «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA). Руководитель проекта – Юлия Зинкевич, агентство «Правила Общения»; куратор премии – Николай Малинин, куратор раздела «Предметный дизайн» – Юлия Пешкова.
Сайт Премии: www.archiwood.ru
В рамках «АРХ Москвы» состоялась церемония вручения премии АРХИWOOD. Во многих номинациях победили молодые авторы из разных городов России.
Всероссийская премия АРХИWOOD - за лучшие сооружения из дерева - в этом году вручалась уже в четвертый раз. Церемония прошла 23 мая в конференц-зале ЦДХ. Члены экспертного совета и жюри, выходившие на сцену награждать победителей, в один голос говорили о возрастающей роли дерева в современной архитектуре. Куратор премии Николай Малинин выразил надежду, что в XXI веке этот материал станет тем, чем был бетон в конце XIX века и стекло в XX столетии. По результатам же конкурса, проведенного в этом году, можно говорить о нескольких тенденциях. Дерево активно завоевывает городские пространства - номинация «Дизайн городской среды» в шорт-листе Премии оказалась одной из самых интересных и насыщенных. А вот загородное строительство в этот раз обилием свежих идей не порадовало. В отличие от раздела «Арт-объект», в котором благодаря архитектурным фестивалям, множащимся в разных городах страны, было немало креативных объектов.
Настоящими триумфаторами АРХИWOOD-2013 cтала группа молодых архитекторов из Вологды - из творческого объединения «АВО!». Они создали для города несколько объектов, организующих пространство досуга и отдыха. «Треугольный сад» в сквере перед зданием Вологодского государственного технического университета стал лучшим в номинации «Дизайн городской среды». Объект был построен в рамках проекта «Активация», ставшего частью фестиваля «Дни архитектуры в Вологде». Теперь это излюбленное место для занятий и общения на свежем воздухе местных студентов.
Необходимо заметить, что победителей АРХИWOOD выбирали не только профессиональные архитекторы, критики и эксперты, но и простые люди путем голосования в Интернете. И символичным стал тот факт, что участники «АВО!» поднимались на сцену за призом еще раз: народное жюри выставило высший бал в той же номинации еще одному проекту гостей из Вологды. Речь идет об амфитеатре «Красный пляж», зоне социальной активности под открытым небом возле пешеходного Красного моста, где горожане по вечерам наслаждаются панорамой реки, а молодожены – фотографируются на память. Таким образом, на наших глазах преобразовывается топонимика города, и сеть новых достопримечательностей накладывается на старые, интегрируется в них. Потому что, как справедливо заметила руководитель проекта АРХИWOOD Юлия Зинкевич, архитектура – это не только здания, но и то, что между ними, вокруг и около них.
В номинации «Арт-объект» жюри конкурса присудило победу коллективу архитекторов ТПО «Лесосплав» (Александр Берзинг, Андрей Воронов, Георгий Снежкин, Евгений Новосадюк, Иннокентий Падалко), реализовавшему проект «Храм в Антах» в рамках фестиваля «АрхФерма», проходившего в Заокском районе Тульской области. Архитектор Алексей Розенберг, вручавший приз в данной номинации, назвал «Храм в Антах» «квинтэссенцией духовных устремлений» и «архетипом античного объекта», выполненным из сена.
По результатам онлайн-голосования первое место в номинации досталось Алексею Комову за городскую парковую скамейку «Ла-5», сделанную для фестиваля «АрхСтояние» 2012 года.
Поразительное единодушие проявило народное и профессиональное жюри при выборе лидера в номинации «Загородный дом»: лучшим объектом стал жилой дом из лиственницы в Ярославской области архитектурного бюро DK (авторский коллектив Григорий Дайнов, Александр Качалов, Сергей Фомин и Роман Шатров). Эту же постройку наградили спецпризом издательского дома «Деревянные дома».
В номинации «Малый объект» отмечены две работы. Интернет-сообществу пришелся по душе книжный киоск в Парке Горького ЦСК «Гараж» (бюро FORM BUREAU, архитекторы Ольга Трейвас, Вера Одынь и Сергей Худадян), а профессиональному жюри – детский домик на дереве в поселке Чигасово Московской области от АИ-студии (авторы Иван Колманок, Петр Федосеенко, Александр Томашенко, Ксения Воробьева и Василий Сошников).
Лучшими работами в номинации «Общественное сооружение» стали кафе-терраса «Островок» (бюро SHAR PROJECT, архитекторы Сандро Шеренц, Олег Иванов-Штофман), за которое проголосовали люди в Интернете, и выставочный зал ЦСК «Гараж» (архитекторы Артем Китаев, Николай Мартынов, Леонид Слонимский, Максим Спиваков, Артем Старобровский). Обе постройки расположены в Парке Горького в Москве.
Спецприз жюри достался бюро BERNASKONI (авторы Борис Бернаскони, Ксения Трофимова, Стас Субботин) за арку в Никола-Ленивце, созданную в рамках фестиваля «АрхСтояние» в 2012 году. Спецприз от компании HONKA был вручен архитектурной мастерской Николая Белоусова за проект загородного дома в деревне Совьяки. Издательство TATLIN и Проект Россия также вручили свои специальные призы Петру Костёлову за объект «Дачное оригами» и Александру Эрману и Дмитрию Михейкину за частный бассейн «Волна».
В 2013 году в состав жюри Премии АРХИWOOD вошли архитекторы Сергей Скуратов, Алексей Розенберг, Александр Купцов, Марина Игнатушко, главный редактор журнала «Большой город» Алексей Мунипов, японский архитектор Тору Кашихара, чемпионы мира и Европы по фигурному катанию Алексей Тихонов и Мария Петрова - энтузиасты деревянного домостроения, которые сейчас находятся в процессе строительства собственного дома в «Истринской долине».
Член жюри Олег Шапиро вручает приз участникам творческого объединения «АВО!»
Генеральным партнером АРХИWOOD выступает компания "Росса Ракенне СПб" (HONKA), соорганизатор – PR-агентство "Правила Общения", официальный партнер – компания «Вельский лес», партнеры - компания «Вектор Инвестментс», компания PINO, парк «Музеон». Руководитель проекта - Юлия Зинкевич, куратор премии - Николай Малинин.
Официальный сайт премии: archiwood.ru
23 мая 2013 года в ЦДХ в рамках выставки «АРХ Москва» будет в четвертый раз вручена общероссийская премия АРХИWOOD за лучшую деревянную архитектуру.
Экспертный совет премии АРХИWOOD сформировал шорт-лист этого года. Из 138 деревянных объектов, заявленных в лонг-листе, в финал попали 38. Номинации остались прежними: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Арт-объект» и «Дизайн городской среды». Идея о возобновлении номинации «Интерьер» обсуждалась, но по причине небольшого количества заявок не была принята, хотя в шорт-лист и вошли три интерьера. Больше всего заявок собрала номинация «Арт-объект», и это, пожалуй, тенденция последних лет. Вслед за «Архстоянием» и «Городами» загородные архитектурные фестивали стали проходить по всей стране: под Иркутском («БУХ-АРТ») и Новосибирском («Ёлки-палки»), Нижним Новгородом («Деревянный ветер») и Воронежем («Архидром»). Интересно, что последний ориентирован на «очеловечивание» городской среды при помощи деревянных объектов, но в качестве «репетиции» прошел за городом. Молодые же вологодские архитекторы рискнули взяться за преображение своего города без «разминки» и триумфально справились с этим в рамках фестиваля «Дни архитектуры» (проект «Активация»). Два их объекта – «Красный пляж» и «Треугольный сад» - стали фаворитами, заняв законное место в номинации «Дизайн городской среды». Особенно отрадно то, что молодые архитекторы таким образом завоевывают себе право работать в городе – пусть и в рамках «временных сооружений», эффект от которых порой куда больше, чем от «вечных».
В последнем, кроме того, появилась весьма оригинальная детская площадка – и это еще одна отличная тема. В шорт-лист премии вошло сразу несколько сооружений для детей, что означает рост не только их количества, но и качества. Это и детский клуб в Перовском парке (бюро «Практика»), и детская комната Александра Кудимова и Дарьи Бутахиной (сделана по заказу телепередачи «Дачный ответ»), и «Домик на дереве» от «АИ-студии». Домов на дереве в шорт-листе оказалось сразу два: второй сооружен по проекту главного российского фантазера и изобретателя Алексея Козыря.
Наряду с объектами развлекательно-оздоровительного характера (в шорт-листе премии – четыре кафе, две скамейки, пергола, карусель, бассейн, теннисный клуб) здесь присутствуют объекты культурно-просветительской функции. Масштаб их растет: заметными сооружениями в городе стали лекционный павильон «Школа» и выставочный зал ЦСК «Гараж». Не менее уникальным представляется и большое общественное пространство, которое на территории ARTPLAY соорудили архитекторы бюро «Мегабудка». Впервые в шорт-лист прорвался и такой неожиданный, но важный элемент городской среды, как общественный туалет.
В номинации «Загородным дом» в этом году безраздельно торжествует Николай Белоусов, главный мастер отечественного рубленого домостроения: в шорт-листе сразу три его объекта. Состязаться с ним будут Григорий Дайнов (минималистский дом в Ярославской области) и постоянный номинант премии Петр Костелов – на этот раз с двумя камерными объектами, один из которых, впрочем, обошел уже многие архитектурные журналы не только России, но и мира. А вот жанр реконструкции, широко представленный в лонг-листе премии, к сожалению, в финал не попал, хотя это чрезвычайно актуальное сегодня поле приложения творческих сил.
Среди других громких имен в шорт-листе премии – Александр Бродский (навес в Парке культуры), Тотан Кузембаев («Дом у десятой лунки» в подмосковном «Пирогово»), Александр Константинов (арт-интерьер в Люксембурге), Борис Бернаскони («Арка» в Никола-Ленивце), Александр Цимайло и Николай Ляшенко (лодочная станция в Парке культуры). Приятно, что подтверждают статус ньюсмейкеров нестоличные архитекторы, становившиеся лауреатами премии в прежние годы – Станислав Горшунов (бар в Нижнем Новгороде) и Игорь Паличев (кафе в Уфе).
Состав жюри премии АРХИWOOD меняется каждый год. Незыблемым остается условие, по которому в жюри не может войти архитектор, чьи работы представлены в шорт-листе. Кандидаты в жюри выдвигаются представителями Экспертного совета и выбираются путем голосования. С прошлого года у АРХИWOOD появилась традиция приглашать в состав жюри кроме специалистов непрофессионала, являющегося пользователем деревянной архитектуры. Итак, в жюри премии 2013 года вошли: архитекторы Сергей Скуратов («СЕРГЕЙ СКУРАТОВ ARCHITECTS») Алексей Розенберг, Александр Купцов («Gikalo Kuptsov Architects»), Тору Кашихара (Toru Kashihara); архитектурный критик, куратор проекта «Архитектурный рейтинг» Марина Игнатушко (Нижний Новгород), главный редактор журнала «Большой город» Алексей Мунипов; чемпионы мира и Европы по фигурному катанию Мария Петрова и Алексей Тихонов.
Экспозиция объектов-номинантов будет развернута в павильоне «Периптер» у входа в ЦДХ с 22 по 26 мая. Победителей выберет как профессиональное жюри, так и народное голосование, которое пройдет с 15 по 22 мая на сайте премии.
Генеральным партнером АРХИWOOD по традиции выступает компания "Росса Ракенне СПб" (HONKA), соорганизатор – PR-агентство "Правила Общения", официальный партнер – компания «Вельский лес», партнер - компания «Вектор Инвестментс», компания PINO, парк «Музеон». Руководитель проекта - Юлия Зинкевич, куратор премии - Николай Малинин.
Генеральный интернет-партнер премии – архитектурный портал archi.ru.
Официальный сайт премии:archiwood.ru
С 15 по 27 марта ЦДА принимает фестиваль NORDIC WOOD. Мы попросили организаторов рассказать о его концепции, проблематике и событиях.
NORDIC WOOD – новая история от создателей АРХИWOOD, ежегодной российской премии в области деревянной архитектуры. В фестивале наряду с Россией участвуют Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Латвия, Эстония – страны, где cтроительство из дерева – важный элемент национальной идентичности. Что общего в их архитектуре, каковы отличия? Посетители выставки, круглых столов, лекций и других мероприятий программы, наверное, будут ждать ответов в первую очередь на эти вопросы. Они же интересовали и организаторов фестиваля, но не только сравнительный анализ сооружений был их целью. Для чего был придуман NORDIC WOOD? Слово – авторам проекта.
Юлия Зинкевич, продюсер фестиваля NORDIC WOOD, руководитель проекта АРХИWOOD. В этом году премия АРХИWOOD будет вручаться уже в четвертый раз, и мы решили посмотреть на нее в контексте мирового опыта проведения аналогичных мероприятий, прежде всего – в скандинавских и балтийских странах, близких нам по климату и расположению на карте. Нам было интересно, какие у других премий критерии оценки объектов, какие номинации, кто организует? У меня ощущение, что в России главное – это образ здания, и, к слову, только у нас есть номинация «арт-объект». А для кого-то важнее экономичность или автономность сооружения.
Семь стран будут представлены на выставке объектами, награждавшимися в последние годы. От России экспертный совет АРХИWOOD отобрал 10 победителей разных лет. Плюс есть еще раздел самых свежих проектов из всех стран – 2012 года, еще не премированных. Среди них – Капелла тишины в Хельсинки (K2S Architects), «Арка» бюро BERNASKONI в Никола-Ленивце и другие.
Почему NORDIC WOOD это все-таки фестиваль, а не просто выставка? Очень хотелось поговорить с представителями премий и архитекторами из всех стран-участниц, выявить идентичности национального деревянного, и мы позвали их в Москву для дискуссий и обмена опытом. В первый день фестиваля пройдет круглый стол, где планируем обсудить общие и локальные тренды. В субботу, 16 марта, архитекторы из Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии выступят с лекциями. От России компанию им составит Тотан Кузембаев. В течение 12 дней Фестиваля будет много разнообразных мероприятий, в том числе – мастер-классы для детей, кинолекторий «Деревянная архитектура в советском кино и мультипликации: от быта до романтики». Он пройдет 21 марта – в Международный день дерева.
Еще команде проекта АРХИWOOD, конечно, очень хочется познакомить иностранных гостей с проектами русских архитекторов, работающих с деревом. Надеемся постепенно повысить в мире знание о хорошей российской деревянной архитектуре, которой, как показывает наша премия, немало.
Мария Фадеева, архитектурный критик, куратор NORDIC WOOD. Цель фестиваля – не просто рассказать о том, какой разной или похожей бывает деревянная архитектура, но и сопоставить ее бэкграунд в странах интересующего нас региона. А то мы часто говорим общие слова о сознательности европейцев, а ведь есть определенная почва, на которой эта сознательность «выросла». Многое можно понять по особенностям проведения премий, но есть еще такие показатели, как доля лесных территорий, объем производства пиломатериалов, кто владеет лесом. От последнего, кстати, напрямую зависит качество деревообработки. Финляндия, например, закупает большие объемы сырья в России, но обрабатывает его у себя. Для того, чтобы наглядно представить все собранные нами цифры и параметры, архитектор Филипп Кац разработал специальную инфографику. С ее помощью на планшетах, сопровождающих выставку, демонстрируется сходство и различие премий – сколько времени существуют, какие есть номинации, призы и бонусы для участников, и здесь же – информация о состоянии отрасли в той или иной стране. А еще вы увидите карту местонахождения большинства объектов-лауреатов последних лет и музеев деревянной архитектуры. Нам показалось интересным совместить эти два культурных пласта: ведь какие-то из современных построек со временем тоже будут признаны памятниками.
Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор NORDIC WOOD. Архитектуру североевропейских стран объединяет общая школа модернизма, и ярко выраженных национальных различий между ними, пожалуй, нет. Можно говорить, что в Эстонии, позже подхватившей «скандинавское» направление развития, больше смелых экспериментов формального характера. У шведов заметнее элементы постмодернизма, а у датчан наблюдается влияние голландцев – другой европейской школы. Но во всех западных странах, участвующих в Фестивале NORDIC WOOD, есть ясное понимание значимости деревянного строительства. Дерево – один из инструментов, который помогает им cоздавать структуру «устойчивого общества». В отличие от «общества благосостояния» оно не нуждается в архитектурных «аттракционах». И поскольку тема дерева востребована давно, сегодня там больше внимания уделяется экологической составляющей, чем, скажем, форме. В России подход другой.
Проблема самоидентификации для многих стоит остро, а для России в силу исторических и социальных причин – в особенности.Чаще всего мы оцениваем чужой опыт со своей колокольни, NORDIC WOOD – попытка объективного взгляда на «соседей» и на себя в сравнении с ними. Отчасти мы похожи на Эстонию: также жадно пытаемся научиться. Однако в процессе восприятия чужого опыта важно понимать, что полностью его скопировать не получится – логика развития и условия совсем иные. Возможно, фестиваль поможет это увидеть. Особенность проекта и в том, что мы рассматриваем премии – существующие в разных странах механизмы оценки и пропаганды деревянной архитектуры. У нас это частная инициатива - АРХИWOOD, за рубежом – зачастую государственная, и этот момент тоже важно было обозначить.
Свои мысли о специфике подхода к деревянной архитектуре в нашей стране Николай Малинин емко и образно изложил в статье, открывающей каталог выставки. Очень рекомендуем найти и целиком прочесть этот текст. Здесь вкратце перескажем главное. По мнению куратора Премии АРХИWOOD и Фестиваля NORDIC WOOD, отношение к дереву в России противоречивое. Вроде бы лесов много, и материал нам «родной», а популярным его назвать нельзя. Проблема в том, что революция прервала связь времен, и дерево списали со счетов как нечто патриархальное, не соответствующее духу времени. Но и духу 1990-х, начавших восстанавливать традиции, оно не слишком соответствовало. В эпоху «накопления» первичного капитала строить из дерева казалось несолидно, неликвидно и опять-таки несовременно. Строгие пожарные нормы не позволяют возводить масштабные сооружения из дерева в городах. Лозунгам «энергоэффективность», «экологичность», «устойчивость» в народе до сих пор не доверяют, считая их исключительно рекламными уловками. Наконец, наблюдается кардинальное расхождение понятий красоты и пользы. В подавляющей массе нынешних деревянных строений эксперты не видят архитектуры, а постройки, признанные профессионалами, непригодны для среднестатистического россиянина, хотя бы потому, что он себе такую красоту позволить не может.
«Поэтому, помимо собственно премии, кураторы проекта возят свои выставки по городам России, читают лекции, устраивают просветительские экспозиции, издают книги, организовывают конкурсы на строительство новых деревянных объектов…И именно поэтому нам так важно не просто подглядывать за соседями, но и пропагандировать их в России, знакомить с деревянной архитектурой Балтии и Скандинавии самые широкие круги населения, проводить параллели, восхищаясь различиями и радуясь общему», - такими словами завершается статья Николая Малинина. И начинается Фестиваль, где есть на что посмотреть и о чем подумать. Одним из «открытий» выставки, дизайном которой занимались архитекторы Никита Асадов и Елизавета Фонская (MADETOGETHER), может стать и сам зал экспозиции в Центральном доме архитектора, много лет недоступный для публики.
Программу фестиваля можно посмотреть здесь.
В павильоне «Периптер» ЦДХ - обновление экспозиции. С 25 ноября по 10 декабря здесь пройдет фотовыставка, посвященная взаимоотношениям книг и архитектуры.
В эпоху цифровых носителей бумажные издания отнюдь не утрачивают свою ценность, они обретают новые качества и осваивают новые пространства. Инициаторы проектов «Книги в парках» и AРХИWOOD проанализировали то, как это происходит во всем мире и совсем рядом с нами, и придумали выставку «Книгострой» – книги в архитектуре, архитектура из книг. Экспозиция приурочена к ярмарке интеллектуальной литературы NON/FICTION ( 28.11. – 02.12.2012 ).
Почитал – передай другому. В метро или городских парках нередко можно увидеть книгу, неслучайно «забытую» на скамейке. Такой способ негласного книгообмена существует давно и знаком, пожалуй, каждому. Теперь этот процесс становится, с одной стороны, более упорядоченным, с другой – оригинальным.
Книжные полки для «специально забытых» книг устанавливают в телефонных будках или на автобусных остановках. В общественных пространствах появляются необычные мобильные лотки-книгообменники и своеобразные компактные «избы-читальни».
Книжные киоски и магазины превращаются в притягательные городские объекты. И, как мы сами имели возможность убедиться, публикуя каждый месяц на Archplatforma.ru по 2-3 таких проекта, в мире появляется все больше чудесных библиотек. Заметные тенденции в их проектировании – прозрачность, визуальная коммуникабельность, дизайн, располагающий к тому, чтобы весь день безвылазно провести среди книг. Кажется, заказ на проектирование «храма знаний» в последнее время едва ли не более желанен для архитекторов, чем музей современного искусства.
К сожалению, Россия в сфере библиотекостроения не впереди планеты всей, но симпатичные примеры интеграции книг в публичные пространства имеются. Этим летом стараниями инициаторов проекта «Книги в парках» в Парке Горького, Музеоне, Саду имени Баумана появились «Гоголь-модули», павильоны-трансформеры, объединившие литературу, музыку, театр и кино.
«Книгострой» представит любопытные образцы того, как книги интенсифицируют пространство вокруг себя, перемещаются по «городам и весям», превращаются из объекта в субъект архитектуры.
Само готовое «обрамление» экспозиции оказалось созвучным ее тематике. Уже было замечено, что стойки-панели павильона «Периптер» (на фото вверху), спроектированного Александром Купцовым, Сергеем Гикало и Антоном Федуловым (Gikalo Kuptsov Architects) к майской выставке АРХИWOOD 2012 и удачно «вросшего» в подколоннадное пространство слева от входа в ЦДХ, развернуты, как страницы открытой книги.
Выставка проводится при поддержке Департамента СМИ и рекламы Правительства Москвы в рамках международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction № 14.
Открытие: 25 ноября (воскресенье) в 15.00.
Гостей ждут: экскурсия и лекция про мировые тенденции книгочтения и книгостроения от кураторов - литературного критика Натальи Бабинцевой и архитектурного критика Николая Малинина, стихи лучших взрослых и детских поэтов, которые в Мегафон будут читать актеры, глинтвейн.
Экспозиция работает до 10 декабря 2012 года
Дома, арт-объекты, общественные сооружения, элементы городской среды, удостоенные Премии AРХИWOOD 2012.
Экспозиция Премии в области деревянной архитектуры все еще украшает подколоннадное пространство у здания ЦДХ (авторы стенда-павильона - архитекторы Сергей Гикало, Александр Купцов и Антон Федулов, реализация – компания PINO), но награды уже вручены победителям, и случилось это 25 мая в рамках 3-ей Биеннале Архитектуры и 17-ой АРХ Москвы.
Премия проводится в третий раз, и можно сказать, что ежегодный выбор лучших образцов отечественного деревянного зодчества уже перерос в добрую традицию. Тема дерева актуальна вообще, а в нашей стране - особенно. В этом году заметно расширилась география присланных работ (общим числом – 108), и, что еще важнее - работ, прошедших в финал и победивших. В фокусе оказались Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, Бахчисарай. Членам экспертного совета пришлось изрядно потрудиться. Результатом пятичасового заседания стал шорт- лист, куда вошло 38 проектов, представленных в пяти номинациях: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Арт-объект» и «Дизайн городской среды». Жаркие дискуссии вызвали объявленные было номинации «Дерево в отделке» и «Интерьер», фигурировавшие в прошлом году, но в конце концов отпавшие из-за небольшого количества соответствующих претендентов. «Дерево в отделке» отчасти было учтено в номинации «Загородный дом», а интерьеры рассматривались в номинации «Общественное сооружение».
В составе жюри работали архитекторы Николай Белоусов, Александр Константинов, Александр Ларин, заведующая сектором Российского института культурологии, специалист по деревянному зодчеству Ольга Севан, главный редактор журнала «Архитектурный вестник» Дмитрий Фесенко. Впервые поучаствовал иностранный гость - знаток деревянного домостроения в австрийском регионе Штирия архитектор Вернер Нуссмюллер. Компанию архитекторам и экспертам составил Даниил Страхов, актер театра и кино. Тематика архитектуры из дерева ему близка и интересна, поскольку именно этот материал он выбрал для своего загородного дома, который сейчас строится.
АРХИWOOD – премия настолько же профессиональная, насколько и народная. Любой человек мог проголосовать за объекты на ее сайте или поставить свой «лайк», вбив гвоздик-колышек в деревянные планшеты на самой выставке. Мы всё гадали, будет ли хоть одно совпадение голосов жюри и народа. И одно совпадение - в номинации «Дизайн городской среды» - произошло, с чем можно еще раз поздравить Станислава Горшунова, автора летней площадки «Гнездо», возведенной на крыше торгового центра в Бору, городе-спутнике Нижнего Новгорода.
Победу в номинации «Арт-объект» одержали «Плотояхта» команды Х-10 (народное голосование) и «Столпы ОСВОДа» архитектурной группы «Дети Иофана» (выбор жюри). Оба сооружения – с фестиваля «Города», проходившего минувшим летом на АрхФерме в Тульской области.
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева получила от жюри приз в номинации «Малый объект» за оранжерею с деревяным каркасом на курорте «Пирогово». Во время награждения было отмечено, что дерево может быть «и скелетом, и кожей», и в данном случае оно заслужило награду в первой роли. Среди широкой аудитории в этой номинации больше всего поклонников нашлось у синей террасы над живописным озером под Уфой (ТАФ «АРХПРОЕКТ», DARKDESIGNGROUP).
По результатам народного голосования лучшим «Общественным сооружением» стал «Шахматный клуб» в Парке Горького группы архитекторов FAS(t), в то время как жюри выбрало «Инфо-центр», сконструированный Иваном Овчинниковым для АрхФермы. Ему же как идеологу фестиваля «Города» организаторы Премии вручили специальный приз «За освоение новых территорий» и подарили бензопилу.
В номинации «Загородный дом» народ проголосовал за дом режиссера Павла Лунгина, спроектированный Сергеем Кругляком, что было, безусловно, и объективной оценкой самой работы (лаконичного, рационально спланированного сооружения с просторным, легким интерьером) и данью памяти ушедшему из жизни архитектору.
Первую премию строгое жюри решило никому не присуждать, но поощрило «Шанти-дом» в Бахчисарайском районе Крыма (Валерий Борзиков, Иван Кибирев) и «Активный дом» архитектурного бюро POLYGON, реализованный в коттеджном поселке «Западная долина». Первый - за оригинальную и крайне уместную в его природном окружении трактовку геодезического купола, изобретенного Ричардом Бакминстером Фуллером. Это не только эффектная, но и выигрышная с точки зрения экологичности конструкция, сама по себе минимизирующая использование материала и теплопотери. Второй - как экспериментальную модель комплексного использования зеленых технологий. Подробнее о нем можно почитать здесь.
Специальный приз жюри «За создание нового образа загородного поселка» получила группа индивидуальных жилых домов «Свитчер», расположенная в поселке «Конаково Ривер Клаб». Архитекторы Петр Костелов и Алексей Розенберг приняли награду из рук Вернера Нуссмюллера.
Не только архитекторы - авторы соревновавшихся проектов - получили на Церемонии награждения призы и комплименты от жюри и организаторов AРХИWOOD. Особо был отмечен и фотограф Илья Иванов, автор снимков многих из представленных на Премию работ.
Генеральным партнером и организатором проекта по традиции выступила компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), соорганизатором - PR-агентство «Правила Общения». Официальный партнер - Курорт «Пирогово». Группа сайтов 360.ru и входящий в нее портал archplatforma.ru поддержали Премию как информационные партнеры.
Конкурс архитектурных объектов из дерева АРХИWOOD 2012 близится к своему завершению. Вы можете повлиять на его результаты, проголосовав за понравившиеся работы в 5 номинациях.
Вилла MIRROR MONGAYT, особняк «МАКАЛУН», дом режиссера Павла Лунгина, беседка актрисы Галины Польских, интерьер ВТБ-банка, капсульный отель Sleepbox в аэропорту Шереметьево, пляж, каток и кинотеатр в московском Парке культуры, а также «Плавофис», «Плотояхта», «Сарай сараев» и два купольных дома, построенных по заветам Бакминстера Фуллера - эти произведения оказались в числе 38 объектов, отобранных в шорт-лист Премии из 108 поданных заявок. Работы, представленные в пяти номинациях («Жилой дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Арт-объект» и «Дизайн городского пространства»), можно подробно рассмотреть на сайте конкурса и отметить самые, на ваш взгляд, удачные.
Напомним, что народное голосование для AРХИWOOD важно не меньше, чем выбор авторитетного жюри. Авторы полюбившихся публике проектов тоже получают Премию. В ее трехлетней истории уже были случаи, когда мнение широкой аудитории совпадало с решением профи. Одержит ли кто-то такую безоговорчную победу в этом году? Узнаем на торжественной церемонии награждения победителей, которая состоится в Центральном Доме Художника 25 мая (18.30 - 20.00, вход по пригласительным билетам). На этот же день, в 16:00, запланирован мастер-класс «Жить и работать в дереве» Вернера Нусмюллера, австрийского архитектора, работавшего в жюри вместе с российскими специалистами (мастер-класс пройдет в зале №18, 3 этаж ЦДХ, раздел «Дизайн Мебели»). Проекты всех номинантов будут представлены на выставке, которая развернётся перед входом в ЦДХ с 23 мая по 7 июня в рамках III Московской биеннале архитектуры.
Официальная страница голосования: archiwood.ru
До конца срока подачи заявок на конкурс архитектурных объектов из дерева остались считанные дни.
31 марта организаторы конкурса на Премию АРХИWOOD закончат отбор проектов в лонг-лист, куда уже вошли работы главных отечественных «мастеров по дереву» - Александра Бродского, Тотана Кузембаева, Николая Белоусова и Николая Полисского. Есть, что показать и молодым специалистам, в числе которых «А-ГА», ZA_BOR, Metatecture, FAS(t), PROEKTOR, «Полигон», Arch group.
Ежегодную премию, поддерживающую и популяризирующую современное деревянное зодчество, в 2012 году будут вручать в третий раз. Подход к формированию номинаций снова будет гибким. Их состав зависит от типологии представленных работ. На данный момент с уверенностью можно сказать, что сохранится номинация «арт-объекты». Богатый материал для нее предоставили фестиваль «Города», поселившийся на АрхФерме, и никола-ленивецкое «АрхСтояние». Вероятно, останется и введенная в прошлом году номинация «Дизайн городской среды». Здесь опять фигурирует победитель 2011 года - бюро WOWHAUS, едва ли не единственное в Москве развивающее «деревянную» тему в крупном формате. Авторы Института «Стрелка» на этот раз выступили с набережной и катком в Парке Культуры. Поддержат этот раздел и объекты регионального фестиваля «Самара NEXT: остров свободы».
Шорт-лист премии будет определен в апреле экспертным советом. Наряду с российскими профессионалами в его работе примет участие западный специалист, имя которого пока не называется. Победителей будут выбирать и народным голосованием. Оно пройдет с 10 по 24 мая на сайте Премии перед самой «Арх-Москвой» и «III Московской Архитектурной Биеннале» (с 23 мая), в рамках которых развернется экспозиция произведений финалистов и награждение победителей. Место выставки не изменится – это подколоннадное пространство, слева от входа в ЦДХ. Уже известно, кто займется дизайном экспозиции. Организаторы впервые провели на эту тему конкурс и из 26 предложений выбрали инсталляцию «Периптер» Сергея Гикало и Александра Купцова.
Неизменным остается и состав «инициативной группы» Премии АРХИWOOD: генеральным партнером проекта выступает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), соорганизатором - PR-агентство «Правила Общения», куратором - Николай Малинин.
Официальный сайт Премии: www.archiwood.ru
Успехи и проблемы конкурса деревянной архитектуры, итоги которого были подведены в рамках «Арх Москвы».
Церемония награждения победителей конкурса АРХИWOOD прошла весело и динамично. В роли ведущего выступил куратор Николай Малинин, члены жюри остроумно и лаконично аргументировали свой выбор, в качестве работ лауреатов не приходилось сомневаться.
Конкурс, организованный компанией «Росса Ракенне СПб» (HONKA) совместно с агентством «Правила общения» при поддержке курорта «Пирогово» и компании «Вектор Инвестментс», уже во второй раз показал, как много интересного делают из дерева российские архитекторы – в этом году организаторы получили около 100 заявок из разных регионов России. Правда, это многообразие создало и специфические проблемы.
Со своей миссией - пропагандой деревянной архитектуры - AРХИWOOD cправляется. Интерес к теме растет, голосующих на сайте за лучшие работы было много, конференц-зал ЦДХ на церемонии - полон. Но любой конкурс с номинациями требует классификации годового материала, и вот с этим-то было не все гладко, несмотря на то, что шесть номинаций - «Загородный дом», «Интерьер», «Арт-объект», «Малый объект», «Дерево в отделке», «Дизайн городской среды» - формировались с учетом поступившего материала. В результате институт «Стрелка» соперничал с лавками только потому, что и то, и другое было создано для города, а церковь Ризоположения из деревни Борадава как «малый объект» соревновалась с беседками, построенными для программы «Дачный ответ».
На форуме премии высказывались предложения развести проекты по отдельным стилистическим группам. Тогда, возможно, вместо сомнений в адекватности классицистических работ и критики архетипа «сарай», люди обсуждали бы тему «тотального дерева», так удачно отыгранную в доме VolgaDacha Бориса Бернаскони или «Хозблоке» Эрмана и Михейкина. Можно было бы поговорить о том, какой толщины и фактуры доска наиболее элегантна, о тех же колоннах в дереве.
Кажется, и авторы экспозиции АРХИWOOD, установленной к «Арх Москве» в пространстве колоннады ЦДХ, почувствовали сложность разделения массива конкурирующих работ. Антон Кочуркин и Алиса Курганова задали посетителям абсолютно нелинейный сценарий ознакомления с претендентами. Арки-стенды, изгибаясь, непрерывно перетекали одна в другую. Фотографии построек были представлены как с внешней, так и с внутренней стороны деревянной ленты. Смотри - как хочешь. А не хочешь – гуляй себе, удивляясь игре пространств, или сиди на так удачно «вытекших» из арок скамейках. В общем, этот объект и сам мог бы претендовать на место в конкурсе, жаль каталог печатали до монтажа экспозиции.
В 1990-е люди старались строить загородные дома из бетона и кирпича - так солиднее и надежнее. Дерево считалось материалом эконом-класса - для дач, но не коттеджей. Следующее десятилетие разрушило это предубеждение - материал «засверкал», как только за него взялись талантливые архитекторы. Это и демонстрирует проект АРХИWOOD, как в конкурсной своей части, так на выставочных мероприятиях, проводимых в середине сезона. Но для выявления лучшего из лучшего профессиональному дискурсу, кажется, не хватает сосредоточенности. Вот и попытка ввести в этом году «Гран При» ничем не закончилась - не оказалось ни одного объекта, хотя бы дважды названного разными членами жюри и экспертного совета. Тем не менее, современные сооружения из дерева все чаще появляются не только в деревне, но и в городе, а это значит, что нужно продолжать вырабатывать критерии их оценки.
В шорт-лист Премии, которая ежегодно вручается за лучший деревянный объект, вошли 44 работы. Победителей определит жюри и народное голосование, проходящее с 16 по 26 мая.
В этом году на конкурс было подано около 100 заявок из разных регионов России. Учитывая специфику работ, экспертный совет сформировал следующие номинации: «Загородный дом», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Арт-объект», «Дерево в отделке», «Интерьер».
Среди номинантов есть и опытные мастера такие, как Тотан Кузембаев, Николай Белоусов, Александр Бродский, Светлана Головина, и молодые, но уже достаточно известные бюро - «Gikalo Kuptsov Architects», «Za_Bor», бюро Бориса Бернаскони и другие. Их объекты будут показаны в рамках 16-й Международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ Москва» (с 25 по 29 мая).
Профессиональное жюри - Владимир Плоткин, Александр Ермолаев, Николай Лютомский, Андрей Иванов, Федор Арзаманов (архитекторы, не принимающие участие в конкурсе) и архитектурные критики Николай Малинин, Александр Ложкин, Елена Гонсалес - назовет победителей в каждой из шести номинаций. Кроме того, 26 мая на церемонии награждения будут объявлены авторы, чьи произведения больше всего понравятся широкой аудитории. На сайте Премии открыто голосование – каждый может выбрать и проголосовать за лучшую, по его мнению, работу.
Портал archplatforma.ru будет следить за развитием событий и опубликует итоги Премии, которая в этом году проходит при поддержке курорта «Пирогово» и компании «Вектор Инвестментс».
Организаторы Премии: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), PR-агентство «Правила Общения».
Куратор: Николай Малинин
Автор экспозиции: Антон Кочуркин
Официальный сайт премии: archiwood.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.