Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
На Манхеттене открыт крупный транспортный узел Fulton Center, объединяющий сразу 11 линий метрополитена. Авторы проекта, бюро Grimshaw Architects, совместно с инженерами Arup смогли «доставить» естественное освещение даже на платформы подземки.
Fulton Center способен принять до 300 000 пассажиров в день. Площадь постройки около 34 000 кв.м. Расположена она в самом центре нижнего Манхеттена, в районе знаменитых зданий второй половины XIX века с чугунными конструкциями. Собственно, предложенное архитекторами решение фасада, расчерченного тонкими профилями, напрямую отсылает к этим историческим объектам. Еще одно важное для Нью-Йорка здание — дом-пластина, офисный центр Сorbin Building 1888 года постройки — расположен непосредственно по соседству и частично включен в общее решение пересадочного узла.
Застекленный прямоугольный объем вмещает просторный атриум высотой чуть менее 34 м с залом ожидания в центре и торговыми точками по краям. Его проницаемые фасады и расположенные на уровне земли входы взаимодействуют с окружающим историческим городом. Венчает конструкцию эффектный стальной купол с расположенным под углом световым окном. Под ним находится лифтовая стойка, окруженная лестницей. Вся композиция напоминает знаменитый «глаз» и демонтированную недавно лестницу Марио Ботты в Музее современного искусства в Сан-Франциско. Но все это не самое важное.
Внутри под куполом его стены «дублирует» сложная сетчатая структура, закрепленная на перекрещивающихся стальных тросах. Ее высота более 21 м, средний диаметр около 15 м. Площадь поверхности объекта (разработчики – бюро James Carpenter Design Associates), получившего название Sky Reflector-Net, – 796 кв.м, и он состоит из множества (около 1000) ромбовидных панелей из перфорированного алюминия. «Ромбы» отражают солнечный свет, позволяя ему проникать не только в сам атриум, но и через окулюс в полу на нижний уровень платформ.
Добиться нужного эффекта оказалось совсем не просто. Конструкция подвижна, и инженерам необходимо было сначала понять, как она будет себя вести в зависимости от давления, температуры воздуха, работы системы кондиционирования и других факторов. С помощью специального компьютерного обеспечения было смоделировано поведение объекта в 815 различных ситуациях, как стандартных (жара, холод, временные изменения), так и форс-мажорных, при пожаре, например. Определив таким образом оптимальную форму конструкции, инженеры изучили и просчитали распределение естественного (верхнего) и электрического (установленного за панелями) освещения в зависимости от внешних условий. И уже затем провели испытания на небольшой части конструкции, подтвердившие ее жизнеспособность.
Полностью электрическое освещение использовано лишь в пешеходных переходах — тоже своеобразная сетка, но из флуоресцентных ламп.
Официальный сайт архитектурного бюро: grimshaw-architects.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.