Дайджест событий XIX-го Международного фестиваля архитектуры: фоторепортаж из ЦВЗ «Манеж», факты, цифры и риторические вопросы.
Вопрос главный. Архитектура.ру/Русская архитектура - так звучала тема прошедшего в октябре фестиваля «Зодчество-2011», заданная архитектором Юрием Аввакумовым, в третий раз взявшимся курировать мероприятие. Тема, пояснил он на пресс-конференции, подразумевает вопрос: «Удастся ли нам найти в нашей современной архитектуре ее исконные родовые черты?». Подсказок в виде кураторской экспозиции не было, поэтому участникам и посетителям самим следовало искать ответ на просторах ЦВЗ «Манеж», главной площадки фестиваля. Аввакумов также обмолвился о том, что, возможно, в последний раз выступает куратором «Зодчества» .
Город в городе. Экспозиция вновь была построена по удобному павильонному принципу, напоминающему простую градостроительную схему. Главная улица – центральный проход. По обеим сторонам – по 6 блоков-павильонов с масштабными экспозициями регионов и городов, градостроительных институтов, крупных архитектурных компаний и амбициозных проектов. Периметральная «застройка» – стенды с работами участников многочисленных конкурсных разделов фестиваля. Сцена с двухсторонним подвесным экраном в центре – как городская площадь.
«Всей кожей». На открытии фестиваля Президент Союза архитекторов России Андрей Боков вспоминал недавний Всемирный Конгресс МСА в Токио: «Мы были поражены уровнем представительства стран Юго-Восточной Азии – в заседаниях принимали участие министры и мэры крупнейших городов, огромным числом посетителей на выставках, которыми сопровождались мероприятия Конгресса. Интерес к тому, что называется архитектурой и градостроительством не случаен. Наше будущее напрямую связано с отношением к тому, за что мы с вами несем ответственность». На «Зодчестве» среди прочих почетных гостей присутствовали заместитель министра регионального развития Александр Викторов, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. Было прочитано обращение Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева к участникам и гостям фестиваля. Много говорилось о необходимости создавать достойную среду для жизни, внедрять новейшие технологии, заботиться о городском комфорте и экологичности... «Сегодня чувствуется большая востребованность профессии, и не только в архитектуре, но прежде всего в градостроительстве. Эта востребованность ощущается «всей кожей», - заверил Викторов.
Большие планы. Градостроительных решений и схем территориального планирования на выставке было показано немало. Профессионалы (а только они и могли оценить достоинства большинства экспонатов данного профиля) отметили проекты, разработанные для Кемеровской и Тверской областей. Удачными сочли также генпланы Стерлитамака (Башкортостан), Сергиева Посада, Курчатова. Может, в стремлении к привлечению «огромного числа посетителей» на выставку, стоит дополнять подобные экспонаты дизайном, объясняющим простым гражданам, чем хороши все эти планы и схемы? Где-то в этом можно было разобраться самостоятельно - как в подробно проиллюстрированной градостроительно-ландшафтной концепции реабилитации района Братеево (Москва): где-то явно требовались дополнительные пояснения и доходчивые описания.
Спортивная держава. По самым наглядным, снабженным масштабными изображениями и красивыми макетами экспозициям, неспециалисты могли понять, что важнейшая тема для страны – это строительство стадионов и всевозможных спортивных сооружений. Краснодарский край детально показал, как будет выглядеть в Имеретинской низменности «Сочи 2014», гоночная трасса «Формулы-1», спортивные объекты в Краснодаре. Якутия и Липецкая область в преддверии крупных международных и национальных состязаний также выдвинули на первый план спорткомплексы.
«Сити» и храмы. Гордость многих региональных и областных центров – высотные деловые комплексы, не столь амбициозные, как в столице, но тоже заметные издалека. Такие проектируются и строятся, например, в Иркутске и Грозном. Не меньше, чем своими «сити» края и города гордятся храмовым зодчеством – реставрациями старинных и возведением новых церквей. Акцент на этом поставили Якутия, Ставропольский край, Тамбов.
Чем гордится столица? В павильоне Москомархитектуры были вывешены фотографии лучших новых построек и реконструированных исторических памятников. Среди них - Большой Театр, Планетарий, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», многофункциональный комплекс «Линкор», нескольких физкультурно-оздоровительных комплексов и школ. Главное место в экспозиции отвели макетам новых серийных домов ГУП МНИИТЭП, празднующего 60-летие.
Инноград. Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» счел необходимым принять участие в «Зодчестве», заняв целый павильон, на четырех стенах которого демонстрировался фильм про будущий инновационный город и его создателей. Также в рамках фестиваля был объявлен первый конкурс для российских архитекторов. Жан Пистр, председатель Градсовета и куратор одного из участков города, подготовил схему его застройки – участники конкурса должны будут спроектировать жилые дома разных типов. Дискуссия по этому поводу получилась весьма оживленной и подчас даже принимала характер ток-шоу – вести встречу Фонд пригласил популярного телеведущего Андрея Малахова, обозначив тем самым намерение обсуждать строительство иннограда открыто, можно сказать, всенародно.
Оптимистичные цифры. Подсчитав всех участников смотров-конкурсов, оргкомитет фестиваля и Союз архитекторов России обнародовали следующую статистику: «В смотре-конкурсе «Архитектура и градостроительство регионов и городов России» приняли участие 16 регионов и городов. Раздел «Творческие архитектурные коллективы и мастерские» - 22 коллектива из 10 городов. «Архитектурные произведения 2009-2011 годов» - 131 работа коллективов из 24 городов. «Проекты» - 69 работ из 15 городов. «Постройки» - 62 работы из 13 городов. «Градоустройство» - 19 работ. По оценке организаторов, для периода преодоления финансового кризиса - это хороший результат.
Лауреаты. «Во всех смотрах-конкурсах и конкурсах фестиваля было вручено 14 Золотых, 21 Серебряный и 22 Бронзовых Дипломов фестиваля «Зодчество-2011». Гран-при за лучшую постройку года - «Хрустальный Дедал» - получил коллектив авторов объекта «Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии» (Москва, руководитель проекта - Посохин М.М. ). Гран-при за лучший проект - «Премия Владимира Татлина» - у авторов проекта «Академия Танца Бориса Эйфмана» (Санкт-Петербург, «Студия- 44», руководитель Н. Явейн). Премия «Эхо Леонидова» была присуждена молодым архитекторам Сиприковой Анне и Янакидис Магдалене за проект «Реновация исторической части города Плеса». Медали Василия Баженова (высшая награда за профессиональные заслуги от Союза архитекторов России) достались Тотану Кузембаеву, Алексею Гинзбургу и Сергею Чобану. Премию имени С.Б. Киселева «Репутация», учрежденную за безупречную репутацию в профессиональной среде, получила «Творческая мастерская архитекторов Пестова и Попова» (Нижний Новгород).
Полный список лауреатов - на сайте Союза архитекторов России.
В «мыльном» остатке. Один из «Золотых Дипломов» «Зодчества-2011» заслужила кураторская концепция Тотана Кузембаева, парадоксальным образом отвечающая на вопрос, поставленный Юрием Аввакумовым. Она напечатана в конце каталога фестиваля на «третьей» обложке : «Современной русской архитектуры нет. Есть призрачная мечта. Этот призрак и есть современная русская архитектура. Она как мираж – то появляется, то исчезает. Нельзя его потрогать, пощупать, попробовать на вкус, потому что он динамичен, неуловим, неустойчив в исканиях себя. Поэтому мы предлагаем современную русскую архитектуру сделать из мыльных пузырей. Техническая часть. Устанавливается несколько больших стеклопакетов, залитых мыльной водой. Компресс закачивает воздух, образующие пузыри поднимаются и строятся сказочные объекты. Через какое-то время все исчезает, и компрессор вновь начинает качать воздух. Все повторяется заново, и так до бесконечности».
Несколько общих соображений вместо P.S. Ознакомившись с мнениями, высказанными во время и после выставки на сайтах средств массовой информации, профильных порталах, в частных блогах и социальных сетях, можно сделать вывод, что фестиваль заставил архитектурное сообщество в очередной раз дискутировать о роли архитектора в нашей стране, об эстетических качествах и критериях оценки того, что в ней строится, об ответственности за это профсоюзов и каждого участника архитектурного процесса. Это значит, что с ролью профессионального форума, «Зодчество-2011» справилось.
Нам понравилась насыщенная деловая и лекционная программа (советуем добавить в нее экскурсии для журналистов). Запомнился ряд проектов, представленных на смотрах-конкурсах (постараемся их опубликовать). Интересно было рассматривать «Сочи-2014», узнавая на общем макете обнародованные ранее отдельные объекты. Жалко, что развернуто не представила себя Пермь - новый культурный центр страны, о котором много говорят, но хотелось бы увидеть целостную картину того, что там сейчас происходит с архитектурой.
Видно, что фестиваль развивается и расширяет границы. За последние три года, благодаря Юрию Аввакумову, его облик явно изменился в лучшую сторону. Нужно ли продолжать выделять какую-то главную тему? Если ей будет посвящена отдельная экспозиция или кураторская позиция будет четко прослеживаться в разных разделах выставки - это, безусловно, будет полезно и интересно. Иначе значимые вопросы так и будут повисать в воздухе мыльными пузырями и лопаться, оставшись без ответа.
PPS Группа сайтов 360.ru, в которую входит портал archplatforma.ru, выступила информационным партнером «Зодчества- 2011» и принимала участие в фестивале, отображая его новости и лучшие проекты отечественных и западных архитекторов на мониторах 3M Touch Systems, предоставленных их официальными дестрибьютерами в России - компанией «Сенсорный мир».
Официальный сайт фестиваля: zodchestvo.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.