Плакаты конкурса «Генетический код». Часть III

19.01.15
19:00
автор:     |    просмотр: (8969)

Работы, выбранные для выставки на фестивале «Зодчество 2014». Авторы от Н до Я.

В продолжение публикаций, посвященных спецпроекту «Генетический код», представляем плакаты, участвовавшие в открытом конкурсе. Здесь выкладываем первую часть работ, вошедших в экспозицию. Их авторы стали лауреатами творческого состязания. Произведения победителей и призеров можно увидеть в предыдущей публикации.

«Круглая Россия». Алексей Невзоров, архитектор:

«Круг всегда почитался в архитектуре как идеальная форма. В истории русской архитектуры круг занимает особое место. С одной стороны – он незаметен и ненавязчив. С другой, на основе круга протекает вся жизнь русского человека — его быт, его религия, его представления о мире. Все формообразование пропитано им: от пропорционирования отдельных элементов до формы древних поселений, от луковиц церквей до медальонов и древних украшений, от языческих символов до православных подсвечников. Давайте продолжать эту традицию!»

Анастасия Парначева, дизайнер:

«Эпиграфом к плакату могут быть слова академика И.Э.Грабаря: «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чувство пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,— словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа». В центре плаката – Преображенская церковь в Кижах. В ее архитектуре раскрылся букет приемов, деталей, выработанных мастерами деревянного зодчества за многие столетия. На плакате — резной наличник окна, через которое мы смотрим на архитектуру, видим декоративные мотивы (молекулы ДНК, русского кружева, силуэтов ели с шишками, луговых трав и цветов). Красота, созданная предыдущими зодчими, задает вектор развития на будущее, формирует эстетическое мировоззрение у последующих поколений…»

Мария Пономарева, дизайнер:
«Плакат был создан в 2010 г. Основной темой является безжалостное разрушение архитектурных памятников и строительство на их месте современных зданий, не всегда вписывающихся в общую структуру города.  Фотомонтаж, компьютерная графика».

Марина Пономарева. Художник, дизайнер, преподаватель МАОУДОД ДХШ №1, Томск:

«Деревянная застройка во многом до сих пор определяет архитектурное лицо Томска, в городе сохранились десятки домов — замечательных памятников деревянного зодчества. Среди наиболее распространённых в застройке Томска архитектурных стилей выделяются русское зодчество (в дереве), сибирское барокко, классицизм и модерн (в дереве и камне). Данный плакат ярко отражает все характерные черты города. Резные окна, необычные элементы украшения, а также самый известный дом с драконами ярко расскажет Вам о Томске (какой он был вчера и какой остается сегодня). Идея плаката направлена на защиту старой архитектуры, которой в современных городах не так уж и много. Думаю резные элементы именно деревянного зодчества можно и нужно использовать в новых креативных проектах. Это сделает города более интересными, а также мы отдадим дань историю. 

Ирина Семенова, студентка УлГУ, Факультет культуры и искусства, Ульяновск:


«Генетический код города – условное, но очень вещественное понятие, которое может реально работать в современной архитектуре и градостроительстве. Сегодня архитектор может менять среду города и создавать свой виток в генокоде архитектурного пространства. Главное в этой возможности понимать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями, чтобы невзначай не «убить» город.
Губернский Симбирск с восторгом воспринял стиль модерн, и за короткое время в городе появилась своя школа модерна, отразившаяся во множестве великолепных зданий и интерьеров. Национально-романтическое направление нашло широкое распространение в деревянных постройках Федора Осиповича Ливчака. Чуткость к градостроительному контексту, внимание к деталям, фактуре, свойствам материалов, стремление насытить форму дополнительным точным и емким содержанием и гармонично интегрировать в проект новейшие инженерные достижения – в этом и не только проявилось творчество Ф. О. Ливчака».

Юлия Соколова, студентка ГУЗ:


«В данной работе я хотела провести аналогию между формированием и развитием архитектурных стилей, которые сменяют друг друга от эпохи к эпохе, с возведением прочного и большого дома. Как каждый следующий кирпич или камень кладутся один на другой, так и архитектурные стили и традиции наслаиваются друг на друга, переплетаясь порой в самых неожиданным местах и моментах. Каждый новый этаж — это новая веха в истории архитектуры.
Но не стоит забывать, что первостепенную роль в обеспечении прочности, устойчивости и надежности играет фундамент здания. По-моему мнению, фундаментом для отечественной архитектурной школы является древнерусская архитектура. А конкретно русская деревянная архитектура Севера, зародившаяся в глубине души русского человека. Возникшая "в народе" изба, давшая развитие храмовой деревянной архитектуре, - истинный символ национальной архитектуры России. Именно в этот выражается самобытность российского зодчества, не тронутого ни чьим влиянием. Именно сюда стоит чаще обращать свой взор современному архитектору».

Юлия Соколова, студентка ГУЗ:

«В данном плакате я провожу аналогию с палитрой художника: архитектор так же, как и живописец, выбирая из чистых архитектурных красок необходимые, смешивает их по своему усмотрению и создает индивидуальное, ни на что не похожее произведение искусства. К имеющимся на палитре краскам из года в год, от эпохи к эпохе добавляется все большее количество архитектурных оттенков и тонов, ее структура усложняется, количество мазков увеличивается, появляются всевозможные фактуры и формы. Из базовых элементов русского зодчества, пользуясь опытом коллег из других стран,  перенимая их технические и эстетические приемы и соединяя их национальным колоритом, отечественные архитекторы создавали и продолжают создавать свои творения, каждое из которых отличается национальным колоритом.
На сегодняшний день палитра современного русского архитектора, на которой уже несчетное количество раз смешивали то одно, то другое, чрезвычайно обширна, но на ней еще свободное место и также есть множество вдохновения для создания архитектуры будущего».

Александра Тимченко, студентка ГУЗ:


«В своём плакате я показала многообразие стилей в  русской архитектуре. Также я выделила цветом те фрагменты, которые, по моему мнению, больше всего отражают колорит отечественной архитектуры, это: московское барокко, классицизм, модерн, конструктивизм, деревянное зодчество, средневековая архитектура и псевдоготика.С каждой эпохой к имеющимся образцам национальной архитектуры добавлялись новые. Отечественные архитекторы использовали в своём творчестве базовые элементы русского зодчества, обращались к опыту иностранных коллег, обучались в заграничных архитектурных школах, и использовали иностранный опыт на русской земле. Но это не привело к копированию форм и внешнего облика зданий, а стало фундаментом, на котором развивался самобытный русский стиль. Даже в новое время, используя непривычные для себя, но общие с европейскими странами пространственные и декоративные приёмы, русская архитектура создала именно русское барокко, русский классицизм, русский ампир и русский модерн. Это были европейские стили, но в русской культурной традиции».

Александра Тимченко, студентка ГУЗ:


«В этом плакате я отразила тему деревянного зодчества России. Издревле главными строительными материалами для русских зодчих было дерево. На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие  влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек».

Труфанова Ольга Сергеевна:

«На плакате изображен наземный вестибюль станции метро «Красные ворота», архитектором которой стал Н. Ладовский».  Это одно из зданий, которые составляют советский авангард. Авангард можно назвать генетическим кодом, он изменил взгляд людей и заложил основу для дальнейшего развития во всех сферах искусства». 

Юлия Юрина, архитектор, ГБУК Областной Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры, Волгоград:


«Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический  образ мира. Квадрат — мужское начало, круг — женское, поэтому квадрат отождествляется с Землей, круг — с Небом. В архитектуре священного здания, храма, церкви преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в квадратную (прямоугольную) форму Земли и наоборот. Таким образом, символика квадрата олицетворяет процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов. Таким образом, расшифровать идею плаката можно двояко. С одной стороны: прекращение вражды двух религиозных течений. Попытка найти (на самом деле общих черт очень много) что-то общее между ними при помощи архитектурного языка процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов».

Даниил Янкилевич, студент, САДИ СГТУ им. Ю.А. Гагарина, Саратов:

«Каждый человек, несмотря на требования общества, при обстоятельствах, смывающих наносное, становится похожим на своих предков. Архитектор, родившийся в России, видевший ее деревню, города и столицы и изучивший историю русской архитектуры, не может исключить из себя макромолекулу, обеспечивающую хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития личности.
   -рубленная изба-пятистенок;
   - шатровые покрытия храмов и хором в Коломенском;
   - золотые главы соборов Кремля;
   - фасады своеобразного и уникального Нарышкинского барокко;
   - неподражаемая Шехтелевская лестница особняка Рябушинского
     и питерский модерн;
   - окна дома Константина Степановича Мельникова;
   - сетчатые оболочки Владимира Григорьевича Шухова.
Часть этих всплывающих визуальных блоков стала в сознании определением только принадлежавшего России. Другая, Авангард 20 века, стала флагманом мировой архитектуры, к сожалению чаще цитируемым сегодня зодчими нероссийскими.
Будущее нашей архитектуры в период, когда все говорят о смене парадигмы, должно найти поддержку в истоках, в генетическом коде, который в здоровом организме изменить невозможно».
 

См. также:

Плакаты конкурса «Генетический код». Часть II

Лучшие высказывания о русской архитектуре на языке плаката. Часть I

автор: |  просмотр:(8969)
Добавить в блог







Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey