Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Город-дизайн-арт :: Архплатформа

Город-дизайн-арт

18.11.14
17:09
автор: Екатерина Шалина    |    просмотр: (19113)

Президент Фонда поддержки ЦСИ «Винзавод» и создатель проекта «Территория Дизайна» Софья Троценко  – о том, как планируется изменить «Москву», и практике междисциплинарных конкурсов.

Сегодня конкурсной практикой в области архитектуры и дизайна занимается немало организаций. Чем проект «Территория Дизайна» отличается от других, в чем специфика его конкурсов, и как его деятельность соотносится с жизнью центра современного искусства «Винзавод»?

«Территория Дизайна» появилась примерно три года назад как институциональный спецпроект «Винзавода». Поддержка различных актуальных направлений культуры входила в планы Центра современного искусства изначально. В определенный момент стало очевидно, что в России выросло поколение промышленных дизайнеров, которым для развития и продвижения нужна специальная площадка. И «Территория Дизайна» была создана, чтобы открывать новые имена, давать возможность молодым профессионалам заявить о себе, представлять их творчество потенциальным заказчикам, а самым эффективным в этом смысле инструментом являются конкурсы. Специфика в том, что мы беремся за конкурсы-исследования, решающие нелинейные, часто – междисциплинарные задачи. Например, конкурс на разработку отдельного предмета мебели, стола или стула, – это скорее не наша история. А если нужно придумать применение инновационному материалу, причем результатом может быть и предмет мебели, и все что угодно, – это наш профиль.   

Дехтяренко Екатерина. Патрульный сверхлегкий летательный аппарат. Финалист конкурса «Идеи в композите»

Судя по темам прошедших конкурсов, «Территория Дизайна» охватывает не только предметную, но и городскую среду.

Да, дизайн и в целом развитие городской среды тоже стали ключевыми направлениями. Началось все с инициативы по благоустройству сквера по соседству с «Винзаводом». Когда-то ЦСИ «Винзавод» был единственным объектом культуры в старой промышленной зоне. Никто не заботился о том, чтобы содержать эту территорию в порядке. Рядом – Курский вокзал, и плохо освещенный сквер по понятным причинам был местом небезопасным. «Винзавод» со временем стал большой, активно посещаемой площадкой, интересной горожанам. Нам  хотелось, чтобы вместе с этим весь район начал улучшаться и меняться. Мы обратились в «Москомархитектуру» с просьбой поддержать проведение конкурса по преобразованию сквера, нам пошли навстречу. Не все оказалось возможным реализовать, как в проекте победителей, но разница между видом сквера «до» и «после» огромная. Этот конкурс стал большим шагом в коммуникации с управой Басманного района, префектурой ЦАО. Нам было важно, чтобы нас начали воспринимать как организацию, которая вместе с органами исполнительной власти способна менять город к лучшему.

Концепция Мацолы Андрея, Мацолы Василия, Иванива Остапа, победившая в конкурсе «Благоустройство сквера в Басманном районе»

Потом сделали проект по благоустройству пешеходной зоны в центре Сергиева Посада по поручению Правительства Московской области. Так «Территория Дизайна» расширила спектр тем, включила в него вопросы развития городского пространства и выросла в крупный самостоятельный проект. Мы не применяем к его деятельности термин «урбанистика». Сейчас это модное слово, но далеко не все понимают, что это такое. Нам просто интересно работать с актуальными, невымышленными проблемами, решать комплекс задач, связанных с навигацией, планировкой, функциональной программой территорий, потенциалом их объектов. Интересны проекты, в которых пересекаются городское пространство, предметный дизайн и современное искусство. При этом мы не идем в большую архитектуру. Не хотим конкурировать с другими институциями, которые на этом специализируются.

Шутова Анна. Реконструкция площади Блюхера в Хабаровске. 3-е место в конкурсе "Деурбанизация. Организация пространства в городской среде".

Однако у вас были конкурсы и на архитектурные объекты, детские сады например.

Конкурс «Новый облик детских садов» затрагивал не только внешний вид зданий. Его участники должны были пересмотреть организацию внутреннего пространства под новые возможности для развивающих, образовательных функций дошкольных учреждений. То есть здесь также присутствовала исследовательская составляющая.

Хегай Павел, Кан Сергей, Морозов Евгений, Хименков Егор. Детский сад «Кубики». 1-е место в конкурсе «Новый облик детских садов»

Результаты получили какое-то практическое применение?

Конкурс проводился по заказу Правительства РФ и Министерства образования под программу увеличения дошкольных учреждений, и таким образом носил и практический характер. Результаты мы передали заказчикам, и решение, как распорядиться полученным материалом,  –  за ними. Однако, нам кажется, что для регионов, крупных застройщиков вопрос – построить обычную коробку или, за те же, в общем-то, деньги, садик, который положит начало социальным преобразованиям, станет ярким явлением в городских буднях – должен быть актуальным. Мы прекрасно понимаем, что участникам наших конкурсов важно увидеть свою концепцию реализованной. И работаем в этом направлении с заказчиками. Например, в настоящее время (до конца ноября) на «Территории дизайна» идет конкурс по модернизации теплоходов «Москва» («Ты можешь изменить «Москву»). Мы надеемся, что лучшие идеи, выбранные по его результатам, будут воплощены уже к следующему навигационному сезону в одном-двух «пилотных» судах.

Этот проект связан с большим международным конкурсом по развитию территорий вдоль Москвы-реки?

Взаимосвязь, конечно, есть. Прогулки на речных трамвайчиках всегда были одним из любимых видов досуга горожан и туристов. Город с воды раскрывается по-новому, а планирующееся обустройство берегов дает дополнительный стимул для развития водного транспорта. В связи с этим «Столичная судоходная компания» озаботилась обновлением своего флота, это порядка 40 кораблей. Теплоход «Москва» курсирует с 1950-х годов и стал своего рода символом города. Речь идет не просто о перекраске его корпуса или установке новых кресел. Мы, как организаторы конкурса, предложили заказчику расширить сферу услуг, осуществляемых на борту, и соответственно –  аудиторию пассажиров. Поэтому одна из задач участников – адаптировать пространство теплохода под новые сервисы.  Мы думаем, что конкурсные работы выявят еще какие-то неожиданные аспекты, а также запросы потенциальных пользователей по комфорту, внутреннему и внешнему дизайну кораблей.

Какие еще направления дизайна, а также современного искусства в России, Вам кажутся перспективными и нуждающимися в дополнительном стимулировании?

Все, что касается промдизайна – очень интересно, будь то упаковка, медицинское оборудование или машиностроение. Внимание вопросам дизайна в первую очередь должно уделяться на государственном уровне. Они напрямую связаны с задачами развития промышленности, повышения конкурентоспособности продукции. Нужно налаживать связь между инженерией и дизайном в учебных программах. Пока в образовании эти области взаимодействуют слабо. Из того, что в наших силах как институции, нужно упомянуть поддержку паблик-арта. Мы не только размещаем его объекты на «Винзаводе», но и стараемся поспособствовать внедрению этого вида искусства в городское пространство. Недавно провели конкурс на арт-объект для здания «Лукойла».

Копцева Наталья и Тарасенков Василий. Арт-объект «LIGHT CUBE». Победитель конкурса на арт-объект для здания «Лукойла».

Почему, на Ваш взгляд, в российских городах, даже в крупных центрах Москве и Санкт-Петербурге, паблик-арт до сих пор не получил такого распространения, как за рубежом?

Современное искусство долго оставалось сферой «не для всех». «Винзавод» сделал его доступнее широкой аудитории, старался представить широкий спектр направлений, высказываний, чтобы каждый посетитель смог найти что-то свое. Но это в стенах галерей и выставочных залов, куда люди приходили специально. А готовы ли они были встречаться с паблик-артом каждый день в городе? Сейчас аудитория, по крайней мере, в больших городах подготовлена лучше, люди много путешествуют, видят, как живет искусство на улицах в Европе, в США. Кроме того, к паблик-арту должны быть лояльно настроены городские власти, сейчас ситуации в этом смысле благоприятнее, чем, скажем, пять лет назад.

Раньше основным препятствием были бесконечные круги согласований.

И сейчас без согласований не обойтись. На художниках паблик-арта лежит большая ответственность. Нельзя просто вынести скульптуру и поставить у себя во дворе. К тебе сразу прибегут 33 инстанции выяснять, кто разрешил. Вопрос технической безопасности не снимается. Нужно, чтобы он соответствовал различным техническим регламентам. И нельзя забывать, что социальная среда города – активная форма, которая живет своей жизнью. Чтобы не было конфликта с социумом, нужно понимать, что ты ставишь и где. Не факт, что обитатели тихих спальных районов, приезжая домой после работы, будут рады видеть непонятные объекты современного искусства. Галерея Марины Печерской (Pechersky Gallery на «Винзаводе») осуществила в сентябре любопытный проект вместе с Департаментом транспорта. По Садовому кольцу в рамках биеннале уличного искусства «Артмоссфера» пустили три троллейбуса, разрисованные актуальными художниками (Дмитрий Гутов, Алексей Luka, Анатолий Akue — проект «Маршрут вежливости»). Это, на мой взгляд, комфортная, ненавязчивая форма интеграции арта в повседневную жизнь.

Концепция Андрея Калмыкова. 3-е место в конкурсе «Благоустройство сквера в Басманном районе»


В каких районах Москвы наиболее благоприятная почва для синтеза архитектуры, арт-объектов и городского дизайна?

Все условия для такого синтеза есть у территории вокруг «Винзавода» и «Артплея» и примерно до Таганки. Здесь есть красивая, хорошая, но пока никак не связанная с людьми Яуза, много памятников старины, симпатичные парки. Мы участвовали в разработке концепции «Арт-квартала», которую ведет компания Сitymakers. Главная идея заключалась в том, чтобы молодые художники и дизайнеры могли получать гранты, жить и реализовывать на этой территории свои проекты. Если концепция получит достойное воплощение, и девелоперская составляющая не перевесит, у города появится значительное по площади, притягательное, осмысленное пространство, но на это нужна и воля руководства города.

Сайт проекта «Территория Дизайна»

 

автор: Екатерина Шалина |  просмотр:(19113)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey