Модернистское лицо классицизма

03.02.12
12:27
автор: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова    |    просмотр: (17589)

По случаю выхода журнала speech: - № 8 «Детальность» в Москву приехал и рассказал о своей практике швейцарский архитектор Макс Дудлер.

Новый выпуск журнала  speech: сфокусирован на архитекторах, особо чувствительных к деталям, прорабатывающих проекты «от и до», скрупулезно проводящих единую мысль снаружи и внутри здания. В этой компании оказались Доминик Перро, Херцог и де Мерон, Франсиско Мангадо, Тод Уильямс. Ярким представителем всеобъемлющего подхода к проектированию является и приглашенный на презентацию журнала архитектор Макс Дудлер, бюро которого (Max Dudler) реализовало немало значительных объектов и градостроительных концепций в Германии и Швейцарии.

Макс Дудлер на презентации журнала speech:- № 8 «Детальность» в Шоколадном цехе «Красного Октября».

Наряду с «детальностью» существенной категорией для архитектора является временная и пространственная непрерывность. Особое значение в его творчестве, хоть прямо об этом и не говорилось, имеет также понятие порядка – того самого немецкого «орднунга» (Ordnung), генетически связанного с термином «ордер». Иллюстрируя свои принципы, Дудлер показывал постройки, многие из которых, невзирая на отсутствие классических колонн и антаблементов, хочется причислить к ордерной архитектуре на основании присутствующих в них классических меры, ритма и завершенности. Одно из своих произведений, библиотеку в Берлине, автор и сам назвал отображением классицизма в модернизме. Эту характеристику можно распространить на многие его вещи.

«История архитектуры - история миграции форм, бесконечной трансформации образов. Мы не должны воспроизводить образцы прошлого, но важно, чтобы новые сооружения были его продолжением», - говорит Дудлер и показывает свои «Казино Ландесбехерденьцентрюм» в Эберсвальде и Концертный зал в Ройтлингене, «архетипичность» которых позволяет им стоять в одном ряду с храмом Посейдона в Пестуме (V в до н.э.).

Приверженность классическим традициям демонстрирует Дудлер и в градостроительных масштабах - в стремлении выстраивать целостные ансамбли. В Цюрихе, в центральной части города рядом с вокзалом и старым почтамтом, под застройку отведен огромный ареал. «Мы не могли «просто наставить зданий по соседству», а пошли по принципу уплотнения -  создали единый комплекс с маленькими улочками, площадями, аллеями, архитектурными фигурами, состоящими в диалоге друг с другом и образующими живописные ракурсы вместе с историческим окружением. Здесь расположены офисы, магазины, кафе. В одном из трех зданий находится учебное заведение. Для города важно соединять в одной точке разнородные функции, чтобы как можно больше людей могло  пользоваться этим пространством. Мне кажется только так, имея четкую концепцию, можно развивать европейские города».

Ареал Зилпос, Цюрих

Иногда огромный ансамбль у Дудлера «держит» одна повторяющаяся пластическая деталь, которую он тоже преподносит как продолжение истории.

Франмент фасада Педагогического института, ареал Зилпост в Цюрихе, и ренессансный босаж.


Во Франкфурте бюро спроектировало три здания на Ульмштрассе. Они стоят на некотором отдалении друг от друга, но с расстояния воспринимаются как единый ансамбль. В данном случае источником вдохновения послужило творчество Миса ван дер Роэ. «Он решил проблему угла, сделал его многоступенчатым, обогатил пластику фасада углублениями и графикой линий», - перечисляет Дудлер востребованные им достижения классика модернизма. В одной из башен специалисты бюро спроектировали образцовые интерьеры, показав, какое наполнение, по их мнению, органично внешнему облику зданий. Неудивительно, что в центре комнат оказались кресла, спроектированные ван дер Роэ.

Здания на Ульмштрассе, Франкфурт-на-Майне

Здания на Ульмштрассе, Франкфурт-на-Майне

Проект интерьера в башне на Ульмштрассе, Франкфурт-на-Майне

Глобально мыслящим урбанистом Дудлер остается и вне города. Даже когда случается строить на пустом месте, буквально в чистом поле, необходимо представлять, что твое здание потенциально может стоять в городе, убежден он. Так создавался музей Риттер в Вальденбухе. Вокруг - поля и леса. Музей с одной из сторон раскрыт в ландшафт прозрачными стенами, но в целом выглядит как городское сооружение. 

Музей Риттер, Вальденбух


Город в миниатюре воспроизводит архитектор и в проекте поселка неподалеку от Цюриха. Он выстраивает площади, лестницы, улицы, виллы и выдерживает везде один архитектурный стиль, обыгрывая контраст между традиционным и современным материалами - натуральным камнем и бетоном. Законченное, почти самодостаточное в своей целостности произведение не растворяется в пейзаже, но и не игнорирует его. В поселке немало видовых точек, из окон каждой виллы открывается  захватывающая панорама.

Ареал Гиссен, Мейлан

Остроумно задействовал Дудлер пейзаж в своей работе на территории средневековых Хамбахского замка и замка Гейдельберг, где он достравает и наделяет новыми функциями укрепительные сооружения. «Кажется, если у вас прекрасный вид, надо создавать панорамное остекление. Но здесь я с этим не согласился. Решил сделать много маленьких окошек – из них интересно выглядывать». Получилась своеобразная галерея, где в «рамах» вместо картин реальные пейзажи.

Замок Хамбах, Нойштадт

Галерея на фортификационной стене, достроенная Ддулером. Нойштадт

Фрагмент Центра посетителей замка Гейдельберг

Особая тема в творчестве Дудлера - библиотека -  вместилище знаний и, разумеется, порядка.  «Существует типологическое сходство в отношениях буквы и строки, книги и полки, и не в последнюю очередь, между полкой и зданием. Здание предметно обсуждает это формальное сходство и переводит его в архитектуру плана, разреза и фасада», - считает зодчий, спроектировавший библиотеку в Мюнстере, примыкающую к средневековому монастырю, громадную библиотеку Якоба и Вильгельм Гримм Центра в Берлине, маленькую частную библиотеку рядом с шале в швейцарских Альпах и библиотеку в Эссене с фасадом из экспериментального композитного материала, придающего свету благоприятный для чтения молочный оттенок.

Библиотека в Мюнстере

Библиотека в Берлине

Частная библиотека рядом с домом Коральник в Заасе, Альпы, Швейцария

Деление фасадов его библиотек, как правило, отображает организацию внутреннего пространства. И наоборот: находясь внутри, понимаешь, как выглядит здание снаружи. Берлинское сооружение отличает интересная многоступенчатая структура центрального читального зала. Это единое помещение, но столы расположены на разных уровнях-уступах, образуя как бы отдельные комнаты, а по обеим сторонам тянутся ярусы книгохранилища, повторяющие членения фасада. Благодаря этому интерьер напоминает улицу, заключенную внутри сооружения.

Интерьер библиотеки в Берлине

Оказавшись в Москве впервые, Дудлер первым делом отправился в Библиотеку имени Ленина, масштабы которой его потрясли. Столица в целом произвела на него сильное впечатление: «Никогда не думал, что это такой прекрасный город. В Швейцарии, откуда я родом, всего лишь 7 миллионов жителей во всем государстве, а у вас тут минимум 14 миллионов в одном городе! Первое, что чувствуешь на улицах – величие зданий. Я думаю и верю, что в смысле развития территорий и построек Москва - европейский город». Интересно, остался бы швейцарский архитектор при своем мнении, если бы провел здесь больше времени или, скажем, посетил выставку Габриеле Базилико «Москва вертикальная» в МУАРе, дающую представление о сегодняшнем состоянии мегаполиса, хаотичное развитие которого поглотило не одну ясную градостроительную концепцию прошлых лет?

Официальный сайт бюро Макса Дудлера: maxdudler.com

 Журнал speech: speech-aj.su
 

 

 

автор: Екатерина Шалина, Татьяна Карабанова |  просмотр:(17589)
Добавить в блог





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey