Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Девелоперская компания Capital Group и швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron представили в Москве архитектурную концепцию развития площадки на территории Бадаевского пивоваренного завода площадью 6 га, расположенного в 7 км от Кремля.
Идея проектирования предусматривает реконструкцию исторических промышленных строений, наполнение территории новыми функциями, создание благоустройства, в том числе в границах набережной для жителей города. Ансамбль дополнит новое строение с современным беспрецедентным архитектурным решением в столице: здание на колоннах возвысится над землей на 35 метров.
«При разработке концепции проекта мы ставили амбициозную цель – создать новый символ города, который станет визитной карточкой Москвы. Три задачи, которые мы решали: первая – сохранить объекты культурного наследия, обновить при необходимости их облик, вторая – новое строительство, инфраструктура на территории, и, наконец, третья – создать новый парк с благоустроенной набережной в центре Москвы. Представленная архитектурная концепция отвечает этому и предполагает редевелопмент исторических строений вместе с созданием коммерческого и жилого кластеров с подземным двухэтажным паркингом. Уверен, что вы оцените необычный для Москвы формат – виллы с панорамными видами», – поделился деталями архитектурного решения председатель совета директоров Capital Group Павел Тё.
Создание новых общественных пространств в сочетании с историческими зданиями со свободным доступом авторы проекта называют одним из главных преимуществ концепции.
Как отмечает Пьер де Мерон, сооснователь швейцарского архитектурного Herzog & de Meuron, основным преимуществом комплекса Бадаевского пивоваренного завода станет создание новых общественных пространств, открытых для всех: прогулочная территория вдоль набережной Москвы-реки и парк с полянами и лесными рощами. Новое здание приподнимается над землей на стройных опорах, связывающих его с окружающим парком, открывая впечатляющие панорамные виды на Москву-реку, парк, отреставрированные здания, гостиницу «Украина», Кутузовский проспект, Дом Правительства и ММДЦ «Москва-Сити». При разработке проекта необходимо было достичь, казалось бы, взаимоисключающие цели – восстановить исторические здания, с одной стороны, и привнести качественно новые архитектурные решения для жизни и работы, с другой.
Комментируя привлечение к проектированию швейцарского бюро с мировым имением, в Capital Group отметили, что искали архитекторов с новым уровнем мышления и профессиональной экспертизы, имеющих опыт реализации проектов в разных городах мира.
«Вместе с нашими партнёрами из архитектурного бюро Herzog & de Meuron мы смогли найти способ, исключающий использование узнаваемого «фирменного стиля» с повторяющейся в проектах идеологией и определенным мышлением. Каждый проект Herzog & de Meuron – это абсолютно новый взгляд, новый подход к поставленным задачам. Их глобальные идеи не похожи друг на друга. И это то, что нашло отражение в предложенных решениях для проекта», – отметил исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько.
Архбюро Herzog & de Meuron известно такими мировыми проектами, как галерея "Тейт модерн" в Лондоне, Эльбская филармония в Гамбурге, Олимпийский стадион в Пекине и другими.
Справка о компании
Capital Group — одна из крупнейших российских девелоперских компаний, на протяжении 25 лет специализируется на строительстве самых сложных и знаковых объектов Москвы - многофункциональных комплексов, жилой и коммерческой недвижимости. Профессиональная экспертиза высокого профиля, накопленный опыт, использование качественных и современных технологий обеспечили строительным проектам холдинга Capital Group признание в профессиональной и архитектурной среде. В портфеле компании – 7,8 млн. кв. м реализованных, строящихся и проектируемых объектов, из них 3,3 млн. кв. м - в активной стадии строительства. Capital Group - признанный лидер в области строительства жилья класса бизнес, элит и премиум, а также высотного строительства. Capital Group завершила строительство одного из первых небоскрёбов в Москва-Сити «Город столиц». В январе 2016 году сдан второй небоскрёб компании в Москва-Сити «ОКО». Среди знаковых проектов компании также «Лица», «Легенда Цветного», «Mon Cher», «Кутузовский 12», «Capital Towers», «Небо» и другие. Проекты Capital Group неоднократно отмечались как лучшие на профессиональных российских и международных премиях.
В полную силу Эльбская филармония, которую гамбуржцы называют «Эльфи», заработает только в январе 2017 года. Но уже с начала ноября, когда стало известно, что строительство и отделка формально завершены, одно из самых амбициозных зданий последних лет посетили десятки тысяч человек – и поток желающих не иссякает.
Посещение абсолютно бесплатно – получив в кассе формальный билет для прохода через турникет, каждый может попасть внутрь: обширное общественное пространство на высоте 37 метров – так называемая Плаза – доступна с утра до вечера. По размеру она, между прочим, превышает главную площадь перед гамбургской ратушей, не говоря уже про открывающиеся отсюда уникальные виды на город. Могли бы брать символические пять евро – очереди от этого вряд ли уменьшились. Но и свободный доступ, и ласковое прозвище, и уличный павильон, который «несет в массы» классическую музыку через встроенные в стены трубки-«звуководы», – все это доказательства того, что Эльбская филармония – проект общенародный. Ведь в начале 2000-х, когда стало очевидно, что портовое хранилище «Keispecher A» для кофе и табака почти всегда пустует, на его месте хотели построить офисный центр для медиа-индустрий – нашли на это деньги, провели конкурс. Но девелопер Александр Жерар неожиданно выступил с альтернативным предложением – заменить исключительно коммерческие площади знаковым культурным объектом.
Вообще-то Жерар думал о музее современного искусства: эффект Бильбао бередил воображение. Самому Гамбургу, конечно, не пристало жаловаться на отсутствие жизни и туристов – а вот району бывших доков Хафен Сити, процесс редевелопмента которого был тогда только в начальной стадии, какой-нибудь культурный «магнит» не помешал.
Однако Жак Херцог и Пьер де Мерон, к которым девелопер обратился за идеей, увидели в здоровом кирпичном ангаре основу для иного объекта. За считаные минуты они набросали эскиз, в котором над Эльбой взмывал раздувающийся парус – но не от ветра, и не для музея. Гамбург должна была захлестнуть волна звука и света – новая икона места, Эльбская филармония. Жерара эта идея вдохновила – ею он последовательно «зажег» городской совет и активных жителей, которые в поддержку проекта собрали 68 (!) миллионов евро. Под натиском такого всеобщего и «неголословного» лоббирования культуры власти отказались от офисов – и согласились на филармонию.
Впрочем, это совсем не тот случай, когда «сказано» значит «сделано». Если вести отсчет от «минутного эскиза», реализация замысла растянулась на 13 лет. Были предварительные и подробные исследования, насколько проект целесообразен и рентабелен; бюрократическая волокита с тендерами и созданием частно-государственного партнерства; колоссальное превышение бюджета и полная остановка работ в 2013 году; смена подрядчиков, заключение новых контрактов, изыскивание дополнительных средств (а для города это вылилось в «лишних» 256 миллионов евро).
Хафен Сити, в центре которого оказалась филармония, успел за это время сам превратиться в музей – музей современной архитектуры: вместо промышленных доков здесь вырос университетский городок, офисные комплексы, жилые кварталы, благоустроенные набережные. Причем буквально каждый объект достоин отдельного изучения и «музейной» таблички. Некогда преимущественно портовый город с соответствующей инфраструктурой преобразился до неузнаваемости.
Но филармонию – ждали больше всех. Печатали на магнитах, кружках и брелоках. И как только появилась возможность – ринулись к ней, как в Мекку: проверять, оправдались ли ожидания. Свершилось ли волшебство «Эльфи» – стала ли она символом обновленного Гамбурга? Города, который постоянно подвергался разрушениям в результате наводнений, пожаров и войн – а потом пытался разрешить извечный конфликт сохранения своей истории и дальнейшего развития?
С того самого момента, когда причудливый абрис крыши, размытый облаками, возникает над ровным рядом кровель Хафен Сити, ты понимаешь: да, оправдались. И это не предчувствие, а ясная убежденность, и радостное предвосхищение будущей встречи, которое, должно быть, последние годы испытывали и гамбуржцы, несмотря на все перипетии. Петляя среди прочих выдающихся «экспонатов» архитектуры удивительного района, можно надолго потерять ее из виду. Ровно до тех пор, пока она не обрушивается на тебя всей мощью, возникая почти что перед самым поворотом с главной набережной.
Мощь – во всем: в сочетании кирпичного параллелепипеда – олицетворения «традиционного» Гамбурга – и стеклянного переливающегося «фантома», реющего над ним; в трех гигантских портовых кранах, установленных вдоль фасада со стороны реки: сначала видишь рельсы и гадаешь, для каких же декораций эти краны предназначены, а потом замечаешь крепления – оказывается, они не более, чем «фасадный декор». Мощь излучает и старое хранилище само по себе: чтобы здание 1965 года могло выдержать 200 000 тонн, которые к нему «пристроили», к уже существующим 1111 железобетонным сваям в грунт Эльбы на глубину 15 метров вбили еще 650 свай. Так что ассоциации с айсбергом не менее уместны, чем распространенные с парусом и волной, – хочется скорее попасть внутрь и выяснить всю «подводную», скрытую часть.
Впрочем, если считать «подводным» кирпичный ангар, то в него так просто не попадешь: многоуровневый паркинг, конференц-залы, спа, репетиционные комнаты и небольшой зал на 170 мест для выступления хоров и ансамблей сначала придется пропустить. После турникета у парадного входа ты оказываешься в туннеле – на эскалаторе, едущем вверх. Свет в конце туннеля не виден, потому что конец не виден вообще – своды у «трубы» (The Tube) выпуклые. Зато светятся стены туннеля – стеклянные панели покрыты штукатуркой так, чтобы нетронутые круглые участки светились и блестели в полумраке.
Как долго предстоит подниматься – тоже сразу непонятно: кажется, что фактические 2 с половиной минуты, за которые ты «проезжаешь» 87 метров, длятся гораздо дольше. Потолок в процессе подъема становится все ниже, ты вжимаешь голову в плечи и уже готов пригнуться – как вдруг распрямляешься, как пружина, ошеломленный Гамбургом, который прямо перед тобой – и в который ты «врезаешься» на полной скорости.
Детали, как всегда, осмысляются позже: смотровая площадка все-таки защищена стеклом, хотя и установленным таким образом, чтобы при первом впечатлении быть незаметным. И ты подходишь к нему как можно ближе, долго смотришь на реку и корабли – и лишь потом догадываешься обернуться, чтобы увидеть еще один эскалатор. Этот – короткий, 20 метров, и с уже предсказуемым завершением: ты – на крыше кирпичного хранилища, на шумной и просторной Плазе.
Здесь есть время выдохнуть и оглядеться – побродить под текучими потолками, рельеф которых подчеркивают «кристаллические решетки» светодиодов; проследить за наклоном колонн, словно развернутых на невидимый ориентир; оценить волнообразные прозрачные перегородки, отделяющие главное фойе от открытой части – прогулочного маршрута по периметру здания. Впоследствии выясняется, что форма перегородок не прихоть: они работают как «ветрорезы».
Путешествие по внешнему широкому променаду открывает роскошные панорамы города. И то ли дело в самой атмосфере Хафен Сити, то ли в том, что смотровые площадки устроены в месте стыка старого и нового объемов здания, – именно здесь, при взгляде на Гамбург сверху, как нигде ощущается связь времен. И эти впечатления так захватывают, что невольно забываешь о том, что вообще-то находишься в филармонии, а значит – здесь должны давать концерты. И действительно: из того же центрального фойе можно попасть по изогнутым лестницам в два других, с дорогим дубовым паркетом, предваряющих вход в Большой зал на 2100 мест и Концертный зал поменьше, на 550 зрителей.
Их архитектура – отдельная «песня». Прежде всего, над акустическим решением работал ведущий мировой эксперт в этой области – Ясухиса Тойота из Nagata Acoustics. К слову, он же сейчас проектирует вместе с Владимиром Плоткиным (ТПО «Резерв») зал филармонии в парке «Зарядье». И так же, как в гамбургском Большом зале, оркестр там будет располагаться в центре, а зрители, как на стадионе, – в амфитеатре вокруг. С любого места – прекрасная слышимость и видимость: максимальная удаленность зрителя от сцены в Гамбурге – всего 30 метров.
А вот за идеальную слышимость отвечает «белая кожа» – 10 000 модулей, формирующих сложнейшую и выверенную до миллиметра тектонику поверхностей Большого зала. Вместо традиционного дерева для их отделки Ясухиса Тойота придумал специальный материал – фибропанели из смеси гипсовой штукатурки и спрессованной переработанной бумаги. Гипсовая штукатурка специальная, с матовым сиянием, как будто достигнутым ручной полировкой. А вместе с панелями пришлось изобретать и способ их крепления между собой – особый спрей, который бы заделывал стыки, не влияя на акустические характеристики помещения.
У всех панелей разный размер и толщина – в зависимости от места, которое они занимают в поверхностной «ткани», состоящей из миллиона ячеек общей площадью 6500 кв. м. Конфигурация и свойства этой «ткани» имеют решающее значение для акустики зала. В данном случае у нее 999987 изгибов и ни одного прямого угла – в итоге весь зал работает как резонатор. А на высоте 25 метров над сидящими звук отражается и распределяется огромной воронкой размером 10х15 метров в основании. В «отражателе» также спрятано световое оборудование и необходимые технические коммуникации.
Спрятаны, впрочем, не только они – мы же имеем дело с «айсбергом»! Чтобы достигнуть нужного уровня звукоизоляции и избежать любых внешних раздражителей (вспоминается печальный опыт «подземной» площадки в Кельне, где во время концертов по площади перед филармонией перекрывают проход), весь объем зала весом 12500 тонн, вместе с органом и зрительскими местами, подвесили на 362 гигантских пружинных креплениях, отделив зал от остальной части здания.
Для аналогичного «подвешивания» на рессорах малого Концертного зала креплений потребовалось всего 56. Здесь на стенах – 220 кубометров дуба и 1100 уникальных рельефных элементов. 24 подъемных платформы создают сцену любой конфигурации, а из стен за 2 минуты при нажатии кнопки выдвигаются дополнительные сиденья, образуя амфитеатр.
В третий зал, Kaistudio, расположенный в кирпичной части, тоже можно попасть из центрального фойе – но не по лестнице, а на лифте. Лифт доставляет и в другие интересные места: интерактивный музей музыкальных инструментов, спа, за кулисы и в аудитории образовательного центра. Это – внизу, а в стеклянном «навершии» филармонии – помимо залов – разместился отель на 250 номеров (западный фасад) и 45 частных апартаментов (восточный).
Даже не зная расположение сторон света, их легко отличить. Зону отеля акцентируют стеклянные панели, напоминающие по форме рыбьи жабры, в то время как подковообразные ниши, чем-то похожие на камертон, формируют балконы жилых апартаментов. Каждый модуль шириной 4-5 метров и высотой более 3 метров зачастую совсем не плоский, уникальный, произведен в индивидуальном размере и покрыт рисунком из точек серого базальта. В этом, с одной стороны, секрет переливчатости стеклянных поверхностей, а с другой – идеально просчитанный рисунок точек для каждого модуля защищает здание от перегрева.
Еще 8 криволинейных секций образуют крышу филармонии – узнаваемый волнообразный силуэт, ставший ее «визитной карточкой» и буквальным логотипом. На 7000 кв. метров стекла нанесены 600 мерцающих «блесток», и создаваемая ими игра света, особенно на закате, – тоже часть незабываемого образа «Эльфи», которая со стороны нового порта выглядит особенно величественно. И в самом деле – корабль под парусом, а может, даже атомный ледокол: испытания показали, что здание без потерь выдержит одновременно обильный ливень и ветер с порывами до 150 км/ч. Чем не символ Гамбурга, взявшего курс на перемены? Чем не туристический «магнит», перед которым невозможно устоять?
Сейчас только и говорят о том, что время иконической архитектуры прошло. На фоне мирового кризиса, когда даже бюджеты федерального уровня не так велики, спрос на нее упал. Кажется кощунственным выбрасывать миллионы на проекты, замкнутые только на себе, – всем подавай «социальную значимость» и «контекстуальность». На Всемирном фестивале архитектуры в Берлине этой осенью «Лучшим зданием года» назвали музей в Польше, который, строго говоря, и не здание – большая его часть утоплена в землю. Но – крыша музея, она же городская площадь, стали для района важным общественным пространством для образования и досуга, а это сегодня ценится гораздо выше любого «вау-эффекта».
А пока жюри подводило итоги, в паре сотен километров в Эльбскую филармонию выстаивались первые очереди. Потому что, кажется, архитекторам Herzog&de Meuron удалось почти невозможное: создать безусловно иконическое и бесспорно социально значимое здание, реагирующее на контекст настолько, что является его квинтэссенцией. По гамбургскому счету.
ПАРАМЕТРЫ
Общая площадь 125512 кв. м
Площадь кирпичного объема 61333 кв. м
Площадь стеклянного объема 64179 кв. м
Площадь концертных залов 30121 кв. м
Площадь общедоступной Плазы 3100 кв. м
Площадь отельных помещений 27000 кв. м
Площадь паркинга 22736 кв. м(540 м/м)
Площадь апартаментов 12801 кв. м
Высота уровня Плазы 37,2 м
Высота здания 110 м над уровнем моря
Общая площадь крыши 6200 кв. м
ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Июнь 2003 – эксизы от Herzog&de Meuron
Сентябрь 2004 – май 2005 – исследование на целесообразность и рентабельность
Осень 2006 – проектирование, бизнес-планирование.
Февраль 2007 – администрация Гамбурга единогласно голосует за строительство Эльбской филармонии и выделяет на это 272 миллиона евро.
Апрель 2007 – начало строительства.
Май 2010 – окончание реконструкции кирпичной части.
Ноябрь 2011 – почти полная заморозка строительных работ генеральным подрядчиком.
Апрель 2013 – заключение новых контрактов.
Июль 2013 – возобновление работ.
Сентябрь 2013 – сдача комплекта 3D-планов для крыши.
Ноябрь 2013 – завершение оболочки здания.
Декабрь 2013 – начало установки «белой кожи»
Январь 2014 – установка последнего модуля стеклянного фасада.
Весна 2014 – начало интерьерных отделочных работ.
Май 2014 – завершение фасадов.
Август 2014 – завершение конструкции крыши.
Январь 2015 – завершение установки «белой кожи» и «отражателя» в Большом зале.
Апрель 2015 – завершение технического блока Большого зала.
Февраль 2016 – презентация Большого зала прессе.
Октябрь 2016 – официальная сдача здания в эксплуатацию.
Официальный сайт архитектурного бюро: http://www.herzogdemeuron.com/index.html
Комплексная реконструкция и расширение музея Унтерлинден в Кольмаре, где хранится знаменитый Изенгеймский алтарь и другие шедевры искусства от Средневековья до наших дней. Проект — Herzog & De Meuron.
Доминиканский монастырь XIII века в самом центре эльзасского города Кольмар был секуляризирован во время Великой Французской революции. Какое-то время он служил казармой, а с 1849 года в нем обосновался художественный музей, основу которого составили работы уроженца Кольмара Мартина Шонгауэра, Маттиаса Грюнвальда, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Старшего и других мастеров Возрождения. С 1960-х началось формирование раздела современного искусства, пополнялись новыми экспонатами собрания археологических находок и эльзасских промыслов. Разросшейся коллекции музея, признанного одним из самых популярных и значительных во Франции, давно стало тесно в стенах монастыря.
Проект, разработанный в 2009-2012 годах бюро Herzog & De Meuron, победившем в международном конкурсе, не только решил проблему нехватки площадей, но и трансформировал всю прилегающую территорию в привлекательное общественное пространство.
С этой целью из подземного «заточения» в трубе высвободили канал Зинн. Он, как ось мастер-плана, обозначил границу между старой и новой частями музейного комплекса общей площадью 7900 кв.м.
Важным пунктом программы архитектурных преобразований стала реставрация монастырских сооружений – здания капеллы, клуатра (крытой галереи, образующей квадратный внутренний двор) и пристроек. Работы проводились в тесном сотрудничестве с архитекторами из института «Французского национального наследия». Вход в старый музей перенесли к центру площади Унтерлинден. Фасады почистили. В пристройках обнажили деревянные потолочные балки, раскрыли замурованные окна, выходящие в клуатр и на город. В капелле отремонтировали крышу и настелили новые деревянные полы. Живопись, графика, скульптура и керамика, археологические и этнографические материалы XI-XVI веков остались в этой части комплекса.
Ключевой экспонат музея в Кольмаре, Изенгеймский алтарь Грюнвальда, размещенный в самой светлой и просторной зоне капеллы, получил новую раму – строгую и прочную, из стали.
Напротив старого музея, на другой стороне площади Унтерлинден, архитекторы обустроили новый комплекс, схожий по масштабам и планировке вокруг двора с монастырским. В него вошло реконструированное здание городских бань 1906 года. В атриумном зале, где был главный бассейн, теперь проводятся концерты, конференции, лекции, и выставляются масштабные инсталляции. Остальные помещения заняты административными службами, библиотекой и кафе.
Раньше в этом районе города располагался постоялый двор «Акерхоф» с конюшнями и прочими хозяйственными строениями. Новый, двухэтажный корпус музея, примкнувший к бывшим баням, вписывается в исторический город, воспроизводя дух той, средневековой, архитектуры, но в современном, абстрактном ключе, соответствующем предназначению, – демонстрировать постоянную и временные экспозиции искусства XX-XXI веков. Вместо лип, давших название площади, монастырю, а потом и музею (Unter linden – «под липами», нем.), но не доживших до наших дней, во дворе нового корпуса на вымощенной платформе высажен фруктовый сад.
Объем здания, так и названного – «Акерхоф», протянулся симметрично капелле. Он отделан кирпичом грубой колки, тактильно и визуально родственным ее дикому камню. В стенах пробито несколько стрельчатых окон, что сближает его с суровым, крепостным сооружением. Двускатная, как и у капеллы, крыша, обшита медью. Равен ей «Акерхоф» и по высоте, однако вместо граненого хора, имеет наклонную, «падающую внутрь» стену. Ее крутой срез визуально поддержан скатом кровли маленького домика из такого же кирпича, возведенного на берегу канала у моста. Домик воспроизводит когда-то стоявшую на этом месте мельницу и вмещает, включая этаж подземной галереи, собрание импрессионистов.
Подземная галерея связывает старую и новую части комплекса и служит пространством для трех экспозиций – истории музея, искусства XIX-XX веков и декоративно-прикладного искусства. Спуститься в нее можно по винтовым бетонным лестницам.
Элементы экспозиции в новом корпусе музея не разделяют единое пространство зала, а структурируют его, подчеркивая кураторскую логику развески работ.
Наверху две части музея «сшивает» мост через канал и мощение из песчаника. Так, на месте бывшей парковки и автобусной стоянки был создан самодостаточный и целостный ансамбль, одновременно ведущий уважительный диалог со своим средневековым «визави».
Официальный сайт бюро: http://www.herzogdemeuron.com
В швейцарском городе Устер завершилось строительство многоквартирного жилого дома по проекту Herzog&de Meuron. Объект, сданный в эксплуатацию, предстает в несовершенной красоте бетонной основы, но отделка фасадов авторским замыслом и не предполагалась.
Швейцарские архитекторы любят бетон. За телесность, скульптурность, лаконизм. Они нередко оставляют на виду его грубую, честную фактуру в небольших частных домах и общественных сооружениях, достаточно вспомнить культовый во всех смыслах объект – капеллу Брата Клауса Петера Цумтора. Но Жак Херцог и Пьер де Мерон пошли в этой любви, пожалуй, дальше всех своих соотечественников. В редакторском сленге есть такое понятие – «рыба». Им обозначают либо шаблонный текст, залитый в верстку на прикидку, либо тезисный текст-скелет, на который потом наращиваются «мышцы» содержания и «кожа» редактуры. Так вот этот многоквартирный восьмиэтажный дом, построенный в новом квартале смешанной застройки «Зеллвегер Парк», для своей типологии, на первый взгляд, кажется такой сырой «рыбой» – серые, необработанные стены, не слишком ровные швы. Будто дом просто не доделали. Выясняется, однако, что это уже готовое «мясо».
Применение эффекта «нон-финито» в данном случае оправдывается целым рядом обстоятельств. Во-первых, «Зеллвегер Парк» создается на месте бывшей промышленной зоны, и голый бетон – знак уважения индустриальному genius loci. То есть стилистически эта жилая новостройка классифицируется как «неолофт». Образ экс-фабрики поддерживает и рисунок расстекловки масштабных окон. Во-вторых, перед архитекторами стояла задача построить здание с апартаментами средне-ценового сегмента, что подразумевало определенную экономию архитектурных средств. В-третьих, наряду с жильем и офисами, в этом квартале развиваются центры современного искусства, и странный дом, ломающий стереотипы, вполне воспринимается как арт-объект. Тем более, что над некоторыми его деталями поработал специально приглашенный актуальный швейцарский художник.
Несмотря на брутальный внешний вид, дом обладает широким набором опций, в том числе нетривиальных, для комфортного проживания. Он стоит на берегу пруда в окружении парка, и немного возвышаясь над уровнем общих прогулочных дорожек, что усиливает приватность квартир первого этажа. Здание имеет квадратный план, и по сторонам света оно ориентировано так, чтобы все апартаменты были по максимуму обеспечены дневным светом и красивыми видами – на парк и пруд, озеро Грайфензее и Альпы.
Нестандартно устроена система входов. В центре здания есть два лифта, которые поднимаются прямиком в квартиры, останавливаясь только на заданном специальным ключом или кодом этаже. С внешних сторон к основному кубическому объему примыкают круглые башни. Их асимметричное расположение опять же обусловлено доступом дневного света в интерьеры. В башнях – лестницы, соединенные с глубокими лоджиями. Они служат не только тамбурами перед квартирами. Оснащенные занавесями из плотной, непромокаемой ткани и ограждениями в виде белых штакетников, эти лоджии могут использоваться как дополнительные комнаты. А штакетники – как раз и есть деталь, придуманная актуальным художником – Эриком Штейнбрехером. Так в каждой квартире многоэтажной бетонной коробки обыгрывается ситуация частного загородного дома с отдельным входом, террасой и даже заборчиком.
Все апартаменты, четырехкомнатные и пятикомнатные, имеют свободную планировку, помещения группируются вокруг кухни и перетекают одно в другое. Все внутренние стены – бетонные и сложенные из камня – несущие. По контрасту с «сырым» видом фасадов и лестниц, в интерьерах выполнена частичная отделка – ванные облицованы кафелем, полы выстелены деревянными досками, какие-то стены оштукатурены, а на кухнях установлена мебель и оборудование надежной швейцарской марки Forster.
Проектирование 2011–2013,
Реализация 2013–2015
Официальный сайт архитектурного бюро: herzogdemeuron.com
В 2016 году одной из ключевых площадок Чемпионата Европы по футболу станет новый стадион в Бордо. Авторам проекта – Жаку Герцогу и Пьеру де Мерону – удалось сказать новое слово в типологии спортивных арен. Их сооружение вмещает 42 000 зрителей, но, несмотря на внушительные размеры, выглядит почти эфемерным. Это классика в авангардном прочтении.
Стадион, сданный в эксплуатацию в конце мая 2015 года, построен в районе Ле Лак, выходящем на реку Гаронну – в 5 километрах к югу от исторического центра Бордо. Это равнина с редкой индустриальной, в основном складской, застройкой, и обширной парковой зоной. Под спортивную арену отведен открытый участок между парком и Выставочным центром, растянувшимся по берегу озера.
Архитекторы учитывали, что здание будет просматриваться издалека, со всех сторон. Представляли, как постепенно будет вырастать перед публикой внушительный и одновременно легкий белый объем, окруженный лесом бесчисленных (всего их 900) тонких колонн. Они преподнесли стадион как культовое сооружение.
На поверхности лежит сравнение с античным храмом, однако авторы призывают обратить внимание на существенное различие. Колонны античного храма стоят на стереобате, на одном уровне с целлой. Колонны стадиона «разбегаются» по всем ступеням, сопровождая гостей на входе и выходе, что, по мысли архитекторов, создает ощущение доступности и открытости здания.
Опоры образуют проницаемое, промежуточное пространство, размывающее границы между внешним и внутренним. Они поддерживают прямоугольную крышу с четко артикулированными углами и чашу, мощным сталактитом спускающуюся от крыши к лестнице, но кажутся тонкими ниточками. За этой «бахромой», и благодаря собственному ступенчатому рельефу и белому цвету, тело здания не выглядит массивным.
Контраст субтильных конструкций и плотного, рифленого ядра производит сильное впечатление. «Если про монументальное сооружение можно сказать «элегантное», то это именно такое», – полагают Герцог и де Мерон. И ссылаются на архитектуру исторического центра Бордо, где дома из местного известняка создают цельную и органичную среду: «Конечно, мы не пытались копировать старинные постройки, но вдохновлялись их материальностью, соразмерностью, точностью линий».
Геометрическая простота здания позволяет зрителям быстро в нем сориентироваться. Трибуны расположены двумя ярусами, разделенными на четыре сектора. Конструкции кровли обтянуты мембраной и не отвлекают своим видом зрителей – напротив, все линии уводят взгляд к центру – вырезу над полем. Внизу, в цокольном объеме – VIP зоны, раздевалки для спортсменов, кабины комментаторов. Снаружи, у основания чаши, здание «обвивает» открытый балкон с кафе и зонами отдыха. «Продетый» между колоннами белой лентой, он сообщает всей структуре визуальную динамику, возрастающую с появлением на нем людей.
Стадион будет служить «домашней площадкой» местного футбольного клуба Жиронден де Бордо, но гибкое устройство позволит ему принимать спортивные состязания других видов, а также концерты и прочие масштабные мероприятия.
Ландшафтным дизайном территории, подводящей к стадиону, занимается известный мастер своего дела — Мишель Девинь. Над архитектурным проектом совместно с Herzog & de Meuron работали Groupe 6 и Stadia Consulting Group. Девелопмент и управление проекта — консорциум Stade Bordeaux Atlantique, куда вошли компании VINCI Concessions и FAYAT Group. Бюджет — 183 млн евро.
Официальный сайт архитектурного бюро: herzogdemeuron.com
Обнародован проект первой фазы строительства биомедицинского кампуса в Кембридже, северный участок которого займет центр разработок и штаб-квартира международного фармацевтического концерна AstraZeneca. Бюро Herzog & de Meuron предложило суперсовременные решения, одновременно соответствующие духу и устоям исторического места
Трехэтажное здание имеет сложную форму неправильного диска, петли или даже сердца. В центре — открытый внутренний двор, с высокими деревьями и газоном. Прекрасное место отдыха, неформального общения, коммуникации, связанное с тремя главными входами в здание.
Так классическое решение становится эффективным современным средством повышения горизонтальных связей. И низкая этажность постройки, и внимание к центральному внутреннему двору продиктованы традиционной архитектурой знаменитых университетских колледжей и позволяют современному зданию чувствовать себя вполне комфортно в исторической среде.
Архитекторы стремились продемонстрировать предельную открытость современной науки. Нижний этаж немного утоплен и сделан максимально проницаемым, «пористым». Верхние — полностью стеклянные и именно по внешнему радиусу расположены собственно исследовательские лаборатории.
От рабочих и общественных зон внутри здания лаборатории опять же отделены лишь прозрачными перегородками. Со стороны внутреннего двора на обоих этажах устроена круговая галерея — также комфортное пространство для различного рода общения и взаимодействия. Необычный зубчатый край крыши позволяет свету лучше проникать во внутренние помещения и одновременно помогает четко структурировать фасады здания.
Само собой разумеется, что проект для такой высокотехнологичной компании предусматривает безопасную, экономичную инженерию. Низкое потребление энергии, так называемые «зеленые крыши», позволяющие снизить нагрузку на стоковую канализацию и систему кондиционирования, защитить от лишнего шума и жары, а также самый большой в Европе геотермальный тепловой насос позволяют зданию претендовать на престижный экологический сертификат BREEAM Exellent.
Штаб-квартира AstraZeneca — первая фаза проекта. На соседнем южном участке планируется построить еще два здания и разбить парк, так что по завершении строительства работы будут продолжены. Выбор материалов, пространственные и ландшафтные решения второй части комплекса станут логическим продолжением заявленной архитекторами концепции. Сейчас первая стадия проекта выставлена для общественного обсуждения. Осенью планируется разработка документации и в начале 2015 года должно начаться строительство.
Официальный сайт архитектурного бюро: herzogdemeuron.com
Официальный сайт компании: astrazeneca.com
«Арену на холме», построенную в бразильском городе Натал архитектурным бюро Herzog & de Meuron, трудно сравнить с пекинским «Птичьим гнездом» или мюнхенской «Ареной Альянс» этих же авторов. Однако эта постройка делает им не меньше чести, чем грандиозные новаторские сооружения.
Проект арены был выполнен абсолютно бесплатно для одного из районов прибрежного бразильского города. Район нельзя назвать типичной «фавелой», трущобным пригородом – он находится между охранной зоной натальских дюн и стремительно развивающимся побережьем. Кроме того община жителей района, носящего непривычное для русского уха название «Мать Луиза», отличается сплоченностью. Созданный общиной социальный центр Зачатия Девы Марии организовал в 2006 году семинар, где и была впервые сформулирована необходимость построить спортивный центр, который мог бы использоваться и для других нужд – общих собраний и культурных акций. Строительство профинансировал швейцарский фонд развития «Амеропа».
В бюро Херцога и де Мерона спроектировали для Натала не только эту арену, но разработали генплан развития всего района Матери Луизы, где упор сделан на восстановление общественной жизни в этой части города. Здесь, среди плотной промышленной застройки, планируется проложить несколько новых улиц, часть из них будет пешеходными, другие позволят соединить жилые кварталы с океанским побережьем, появится зеленый бульвар с рядом общественных сооружений.
«Арена на холме» стала первым реализованным объектом этого плана. Формально она принадлежит государственной школе, но предназначена для отдыха и мероприятий всего района. Помимо спортивной площадки с трибунами, рассчитанными на 420 зрителей, арена включает зал для танцевальных занятий, классные комнаты и многофункциональные помещения, где можно проводить собрания или вечеринки, а с террасы открывается великолепный вид на океан.
Вся структура нового здания открытая и простая, она не имеет замкнутого контура и прозрачна для воздуха и света. Крыша набрана из алюминиевых панелей, уложенных с отступами, которые позволяют проникать солнечным лучам, но удерживают осадки. Стены выложены из бетонных блоков местного производства. Блоки разработаны авторами проекта; они наполовину состоят из вертикальных прорезей, идущих в толщине блока по диагонали. В процессе укладки блоки разворачивали так, чтобы направление прорезей было хаотичным, благодаря чему обеспечивается приватность помещений, а океанский бриз свободно проникает сквозь такие стены, принося естественную прохладу. Проницаемость стен и крыши создает игру света и теней в интерьере, свою для каждого времени дня и года.
Авторы проекта оценивают его реализацию как проявление огромной целеустремленности и силы общины района Матери Луизы, и надеются, что в дальнейшем арена будет реальным инструментом консолидации жителей и их стремления к развитию.
Официальный сайт архитектурного бюро: herzogdemeuron.com
Новый художественный музей Переса (Pérez Art Museum, PAMM), построенный в Майами по проекту бюро Herzog & de Meuron, возвышается на бетонной платформе над землей – так снижается опасность его подтопления во время штормов и ураганов.
Пятнадцатый по счету музей в портфолио бюро, PAMM находится в Парке Музеев, рядом с набережной Майами. В непосредственной близости от здания расположены Музей науки Патришии и Филиппа Фростов, а также магистраль, связывающая центр города с Майами-Бич. Для того чтобы защитить помещения от штормовой волны, архитекторы приняли решение поднять постройку на бетонных сваях. Пространство под зданием используется в качестве парковки.
Авторы проекта называют созданную ими открытую структуру городской верандой. И действительно, определенное сходство есть. Колонны, прошивающие железобетонную платформу, поддерживают кровлю павильонного типа, которая защищает территорию от зноя. Широкая лестница соединяет платформу с набережной, превращая интерьер музея в продолжение городского общественного пространства. Плоскости остекления закрыты деревянными решетками жалюзи, предотвращающими перегрев выставочных залов. Вертикальные элементы конструкции оплетены тропическими растениями, создающими специфический микроклимат.
Музей состоит из галерей четырех типов: обзорных, «фокусных», специальных и «проектных». Обзорные галереи (в них демонстрируются постоянные экспонаты музея) оборудованы в коридорах, соединяющих прямоугольные объемы фокусных (для персональных выставок) и «проектных» (посвященных какому-то проекту) выставочных залов. Эта сеть экспозиционных помещений занимает часть первого этажа и целиком второй этаж. Специальные галереи (они предназначены для современного искусства) созданы в холлах, конфигурацию которых можно менять при помощи мобильных перегородок. На третьем этаже запроектированы образовательный и исследовательский департаменты, а также офис администрации.
Два основных выставочных уровня соединены широкой лестницей, выполняющей функцию зрительного зала во время массовых мероприятий: достаточно лишь отсечь ее от холла выдвижными шумоизолирующими занавесами. Вот как характеризует проект старший партнер бюро Herzog & de Meuron Жак Герцог (Jacques Herzog): «Город Майами известен своими культовыми кварталами, выдержанными в стиле ар деко. Но еще больше Майами знаменит благодаря удивительному климату, буйной растительности и культурному многообразию. В своей работе мы старались отразить все эти особенности».
Официальный сайт архитектурного бюро: herzogdemeuron.com
Официальный сайт музея: pamm.org
В конкурсном проекте швейцарско-австралийской команды Herzog & de Meuron и HASSELL архитектурный памятник – вокзал «Флиндерс-Стрит» в Мельбурне, построенный в XIX веке архитекторами Фоусеттом и Эшуортом, сохраняет свое историческое ядро, становится суперсовременным транспортным узлом и приобретает значение культурного центра.
Когда житель Мельбурна предлагает вам встретиться «под часами», он, конечно же, имеет в виду часовую башню вокзала «Флиндерс-Стрит», расположенного на берегу реки Ярры. Место это для мельбурнцев знаковое. Именно поэтому жюри открытого конкурса на реконструкцию вокзала анализировало предложения участников (а их поступило около 120) с особой тщательностью. Лучшим признан проект швейцарцев Herzog & de Meuron, подготовленный при участии австралийцев из HASSEL.
Авторы предложили сохранить исторический облик часовой башни, входного павильона и главного вестибюля вокзала, но пристроить к ним новый современный конкорс, художественную галерею, концертный зал на набережной реки, перекрыв пространство сводчатыми кровлями. Дело в том, что в одном из первоначальных вариантов проекта Фоусетта и Эшуорта тоже присутствовали сводчатые кровли и скругленные, нацеленные вверх арочные объемы.
Концепция также предполагает благоустройство прилегающей территории и реконструкцию транспортной инфраструктуры. К примеру, чтобы создать обширное публичное пространство, авторы предлагают перенести стоянку от главного фасада здания на Флиндерс-стрит, организовать дополнительную остановку трамвая на площади Федерации и проложить под старым перроном велодорожку, соединяющую велосипедные трассы на набережной Ярры и на Элизабет-стрит.
Ожидается, что отреставрированная станция и новая художественная галерея станут градостроительным звеном, соединяющим площадь Федерации и улицу Сент-Кильда Роуд со старыми зданиями таможни и Музея иммиграции. По словам главного архитектора бюро Hassell Марка Луфнана (Mark Loughnan), авторы представляют себе обновленный вокзал «Флиндерс-Стрит» как пространство, в котором хочется остаться, а не территорию, которую нужно поскорее преодолеть.
Официальные сайты архитектурных бюро: herzogdemeuron.com, hussellstudio.com
Минималистская композиция нового Музея визуальной культуры в Гонконге, который будет построен по проекту бюро Herzog & de Meuron и TFP Farrells, призвана сконцентрировать внимание зрителя исключительно на произведениях искусства.
Власти Культурного кластера Западного Коулуна объявили о том, что Музей визуальной культуры XX и XXI века будут проектировать два известных архитектурных бюро – Herzog & de Meuron и TFP Farrells, победившие в конкурсе. Кроме этих фирм в конкурсе приняли участие Renzo Piano Building Workshop, Shigeru Ban Architects и Thomas Chow Architects, Snøhetta, Toyo Ito & Associates, Architects и Benoy, SANAA. Судя по громким именам, конкуренция была весьма жесткой.
Культурный кластер, генплан которого разработали архитекторы Foster + Partners, - это парк площадью 14 га, где со временем будут возведены 17 объектов – концертных залов, экспериментальных театральных площадок, музеев и других учреждений культуры. Музей визуальной культуры – первый из них, его планируют построить к 2017 году. Здесь найдет постоянное пристанище большая коллекция визуального искусства. Кроме выставочных пространств архитекторы запланировали офисы, мастерские, исследовательские лаборатории, конференц-зал для проведения международных форумов.
На пресс-конференции по случаю объявления результатов конкурса один из основателей бюро Herzog & de Meuron Пьер де Мерон высказался следующим образом: «Сила проекта в его простоте». Здание площадью 60 000 кв.м. запроектировано на краю парка, возле пирса Виктории. Композиция включает в себя два прямоугольных объема, один из которых уложен горизонтально (платформа), а второй установлен вертикально (башня). Верхний объем образует большой по площади светодиодный медиафасад, который будет использован для демонстрации произведений искусства. Внутри башни разместятся офисы, а внутри платформы – исключительно выставочные помещения.
Прямо под зданием, в туннеле, будет оборудована станция скоростного железнодорожного экспресса, на котором можно быстро доехать до аэропорта Гонконга. Авторы рассказали, что вестибюли станции они также планируют использовать в качестве площадок для демонстрации современного искусства.
Официальные сайты архитектурных бюро: herzogdemeuron.com, tfpfarrells.com
23 апреля в швейцарском городе будет торжественно открыта пристройка к существующему экспоцентру, где ежегодно проходит авторитетная художественная ярмарка Art Basel. Новое строение завершит формирование выставочного комплекса на площади Мессеплац и даст несколько существенных преимуществ району Кляйнбазель.
Новое трехэтажное здание «Мессебазель», связанное с уже существующими элементами комплекса при помощи остекленного крытого перехода, в функциональном смысле заменит три постройки – их переоборудуют под офисы и жилые апартаменты. Это первое преимущество для района Кляйнбазель.
Нижний уровень здания целиком остеклен, верхние решены в виде установленных друг на друга призмовидных объемов, слегка смещенных в горизонтальной плоскости. В качестве основного отделочного материала архитекторы выбрали алюминий. Широкие металлические полоски серебристого цвета создают на фасадах объемный рисунок и эффект текстуры плетеного материала.
Большепролетные конструкции перекрывают часть южного сектора Мессеплац, образуя так называемый городской лаунж с включенной в него трамвайной остановкой и входной зоной экспоцентра. Это многофункциональное публичное пространство, освещаемое благодаря огромному круглому проему в кровле, – второе преимущество района Кляйнбазель, появившееся в результате строительства нового здания.
На верхних этажах запроектированы исключительно выставочные залы, а на первом кроме просторного фойе и холла есть магазины, бары и рестораны.
Официальный сайт архитектурного бюро: herzogdemeuron.com
Новый художественный музей Пэрриша, расположенный на Лонг-Айленде в Нью-Йорке, издали похож на постройку сельскохозяйственного назначения, занявшую положенное место посреди зеленой лужайки. Архитектурный облик здания напоминает о художественных мастерских богемного Ист-Энда.
В состав творческой группы, работавшей над проектом, кроме бюро Herzog & de Meuron, вошла местная фирма Douglas Moyer Architect PC (поскольку швейцарцы Герцог и де Мерон не имеют лицензии на архитектурную деятельность на территории штата Нью-Йорк), ландшафтные дизайнеры из Reed Hilderbrand Landscape Architecture и фирма Константина Грчика Konstantin Grcic Industrial Design, создавшая для музея мебель и концепцию освещения.
Несмотря на внешнюю непритязательность и простоту конструкции незаметным объект назвать нельзя. Протянувшаяся с востока на запад постройка разрезает участок по диагонали, как своеобразный барьер или отбойник. Общая площадь здания составляет 4 673 кв. м, его длина 187 м, ширина 29 м и высота 9 м. Каркас состоит из металлоконструкций, поперечные кровельные балки деревянные. Консольные свесы крыши образуют боковые террасы.
В центральной части расположен кластер из десяти галерей с мобильными перегородками, позволяющими быстро изменять конфигурацию залов в соответствии с особенностями той или иной экспозиции. Над выставочными помещениями в крыше прорезаны световые люки.
Почему архитекторы выбрали простую стоечно-балочную конструкцию, линейную композицию, двойную скатную кровлю? Так выглядело большинство художественных мастерских Ист-Энда, хозяева которых стремились к простоте, экономичности и функциональности. Коллекция музея Пэрриша насчитывает почти 3000 работ американских художников XX века, в том числе творивших в упомянутых мастерских. Среди авторов - Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), Синди Шерман (Cindy Sherman), Джексон Поллок (Jackson Pollock), Ларри Риверс (Larry Rivers).
Кроме выставочных залов в музее есть архив, хранилище произведений искусства, офис администрации, кафе, магазин, многофункциональный зал на 194 места. Вдоль длинных фасадов музея под свесами кровли расположены скамьи, сидя на которых, можно любоваться живописными пейзажами Лонг-Айленда.
Официальный сайт архитектурного бюро: herzogdemeuron.com
Архитектурные бюро Herzog & de Meuron и Groupe 6, а также фирма Stadia Consulting Group объявили о начале работы над проектом многофункционального (футбол, регби, музыкальные фестивали) стадиона на 43 тыс. мест во французском Бордо.
Архитекторы фактически отказались от внешней оболочки здания. Чаша стадиона установлена на цоколь и воспринимается как единый скульптурный объем, окруженный фойе под открытым небом. Своды опираются на систему вертикальных стоек. Стадион состоит из двух ярусов, каждый из которых делится на четыре сектора. Зрительские трибуны защищены от солнца и дождя навесом из концентрических ребер, имеющих разные углы наклона относительно друг друга. Благодаря этому какая-то часть солнечных лучей все же проникает под свод арены и освещает трибуны с болельщиками. В цоколе здания расположены vip-ложи, раздевалки для игроков, комнаты для прессы. Ожидается, что стадион откроется уже в 2015 году, а в 2016 году здесь пройдут матчи Еврокубка по футболу.
Девелопментом и управлением проекта займется консорциум Stade Bordeaux Atlantique, куда вошли компании VINCI Concessions и FAYAT Group.
Страница архитектурного бюро на портале archinform.
В течение трех лет неподалеку от Базеля (Швейцария) продолжалось строительство бизнес-центра фармацевтической компании Actelion Ltd., спроектированного бюро Herzog & de Meuron. И вот здание распахнуло свои двери перед 350 сотрудниками.
Шестиэтажная постройка площадью 3190 кв. м стала частью разрастающегося кластера Actelion Center, где будут трудиться около 1 000 человек. Длина главного фасада бизнес-центра составляет 80 м, его высота – 21 м. Бюджет проекта оценивается в 130 млн. швейцарских франков. Программа кроме офисных помещений включает в себя конференц-зал на 120 человек, кафе, ресторан на 230 человек и автомобильную парковку на 150 машин.
Здание решено в виде суммы установленных друг на друга прямоугольных объемов с панорамным остеклением. Некоторые элементы вынесены за плоскость фасада и опираются на наклонные одиночные или перекрещенные парные колонны. По словам представителя заказчика, архитектурный образ постройки демонстрирует открытость и приверженность инновациям, что свойственно и бизнесу Actelion Ltd.
Официальный сайт центра: actelion.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.