Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В 2014 году город Умео на севере Швеции выступал Столицей Европейской культуры. Настоящим подарком для жителей к знаменательному событию стал новый многофункциональный центр Väven, реализованный бюро White совместно с архитектурной студией Snøhetta.
Функционально комплекс объединил в себе театр, конференц-холл, отель, музей и библиотеку. Все это дополнено пространствами для общения, кафе, детскими игровыми зонами, мини-залами для видео-просмотров, классными комнатами и множеством других зон и помещений. Väven по-шведски значит «ткать», и этим названием авторы хотели подчеркнуть, что здесь ткется нематериальная, но очень важная для жизни субстанция общения, познания и отдыха. Таким образом, новый центр создает культурную ткань города, а точнее добавляет к ней еще один, новый фрагмент, так как в городе уже есть два университета, оперный театр, Архитектурная школа, Академия живописи и масса других учебных, научных, культурных и спортивных центров.
Этот «фрагмент» занимает стратегическое для городской среды положение – Väven находится на берегу реки в самом центре города и рядом с парком; вокруг него формируется рекреационная зона вдоль берега между двумя мостами. Ландшафтное решение прилегающей набережной было также выполнено совместными усилиями архитекторов из White и Snøhetta: деревянное мощение, большие стационарные скамейки-шезлонги и круглые клумбы с высокой речной травой – уютная среда для гибкого использования.
Здание носит подчеркнуто демократичный характер, здесь нет парадного входа, каждая часть комплекса снабжена собственным подъездом, они расположены на разных уровнях и оснащены лестницами и пандусами.
Источником вдохновения при разработке фасадов авторам послужило дерево береза, характерная для местной природы, но ее образность была осмыслена в духе модернизма. Динамичный абрис белых панелей, лентами опоясывающих фасады, контрастирует с полосами стекла, которое становится зеркалом для окружающего пейзажа – воды и неба. А в темное время суток теплый свет внутренних помещений освещает прилегающую набережную и отражается в реке.
Интерьеры здания готовы к постоянному диалогу муниципалитета, жителей и общественных организаций, развитию этого принадлежащего городу культурного узла, появлению новых регулярных мероприятий, проведению разовых акций. Нельзя не заметить, что лаконичный скандинавский дизайн наилучшим образом отвечает такой многофункциональности: свободные пространства, деревянные полы, колонны из обычного бетона и разноцветный пластик в качестве дополнения.
В конце прошлого года культурный центр Väven стал главным призером премии шведской Ассоциации архитекторов Kasper Salin, которая с 1962 года ежегодно вручается лучшему архитектурному объекту, построенному на территории Швеции, а в начале нынешнего года он выдвинут на общеевропейскую премию современной архитектуры имени Миса ван дер Роэ.
Официальные сайты архитектурных бюро: white.se, snohetta.com
В Москву приезжает Йенни Осульдсен, архитектор всемирно известного норвежского бюро Snøhetta. 14 апреля она прочтет открытую лекцию в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Организаторы фестиваля «Архстояние» пригласили Snøhetta заняться проектированием общественного центра в Никола-Ленивце. «Мы планируем создать капитальный объект с общественными функциями, который станет центральной точкой нового поселения. Snøhetta фантастически работает с деревом, а это наш главный строительный ресурс. Специалисты бюро умеют превратить функциональный, построенный из дерева объект в настоящее произведение искусства», — комментирует новость Антон Кочуркин, куратор Лаборатории «Архстояние». Событие это, без преувеличения, знаковое, так как норвежское бюро работает на высочайшем мировом уровене. С его творчеством московская публика имела возможность познакомиться пару лет назад на выставке в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
История Snøhetta началась в 1989 году, когда молодой коллектив из Осло победил в международном конкурсе на разработку проекта Александрийской библиотеки в Египте. С тех пор проекты, органично соединяющие архитектуру с природным и урбанистическим окружением, стали визитной карточкой бюро: Центр науки и культуры короля Абдул Азиза в Саудовской Аравии, «ворота» Рас-эль-Хайма в ОАЭ, здание Оперы в Осло и др. Планирование каждого объекта архитекторы Snøhetta начинают с поиска объединяющей идеи, способной отразить культурные и природные особенности места в архитектуре, интерьере и окружающем ландшафте. Обо всем этом, а также в целом — о норвежской архитектуре и ее влиянии на мировую архитектуру на примере проектов бюро в разных странах, расскажет Йенни Осульдсен в своем выступлении.
Время:14 апреля 19.00
Язык лекции: Английский
Организаторы: Лаборатория «Архстояние», центр территориальных инициатив «Архполис», Московская архитектурная школа МАРШ
Место: Институт «Стрелка»
Необходима регистрация — по ссылке.
Фото предоставлены организаторами мероприятия
Стены центра для больных онкологическими заболеваниями в шотландском Абердине, спроектированного бюро Snøhetta и Halliday Fraser Munro, словно заботливые ладони окружают тех, кто нуждается в помощи и поддержке.
Отдельно стоящий павильон благотворительной организации Maggie`s Cancer Care Center, занимающейся социальной поддержкой и адаптацией людей со злокачественными опухолями, расположен на территории госпиталя «Форестер Хилл». Подобные павильоны Центр Мэгги создает в разных странах при лечебных учреждениях, привлекая к проектированию лучших архитекторов мира. В этих пространствах не осуществляются медицинские манипуляции, здесь скорее лечат души пациентов. Больные встречаются, чтобы сообща преодолеть страшное заболевание
Криволинейный скругленный объем павильона, придуманного знаменитым норвежским бюро, немного напоминает обточенный волнами валун, лежащий на морском побережье. Оболочка из металлоконструкций и бетона смыкается сводом над остекленным прямоугольным объемом с пристроенными к нему деревянными кубами. Перед прозрачным фасадом во внутреннем дворе разбит небольшой сад. Площадь здания вместе с террасой составляет 350 кв.м. В нем только один этаж – просторная гостиная – и крохотная антресоль, где запроектирован офис директора центра. Основной материал внутренней отделки – древесина местных сортов.
Официальный сайт архитектурного бюро: snohetta.com
Сравнительно недавно, в 1995 году, Музей Современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) получил новое кирпичное здание, спроектированное швейцарцем Марио Боттой. Но уже этой осенью начнется масштабная реконструкция. Проект норвежского бюро Snøhetta и местной фирмы EHDD предусматривает более чем двукратное увеличение площадей музея.
Причина реконструкции – активный приток новых экспонатов. В частности, передача в длительное управление внушительной коллекции основателей марки GAP Дорис и Дональда Фишеров. Среди 1100 переданных предметов работы Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Роя Лихтенштейна и других значимых художников, так что желание руководства музея как можно полно представить коллекцию публике вполне очевидно. Имеющихся же площадей (около 20 000 кв.м) музею явно не хватает. Но изменения предстоят поистине судьбоносные. Для нового корпуса была необходима иная «поведенческая концепция», схема взаимодействия с городом и посетителями.
Позади кирпичного здания вырастет узкий и высокий белый корпус площадью немногим менее 21 000 кв.м. — своеобразный театральный «задник», прочно «спаянный» с постройкой Ботты. Правда расположен он будет не симметрично и продлится существенно дальше старого здания.
На всем его протяжении, между Natoma Street и Hovard Street, будет сформирована пешеходная зона шириной пять метров с лесенками и террасами. Именно здесь, со «спины» старого корпуса, планируется расположить основной вход (хотя первоначальный, предусмотренный Боттой так же останется). Для осуществления этих амбициозных планов, норвежцы даже уберут знаменитую квадратную лестницу под «окулюсом» и создадут просторный входной холл.
Внутри нового корпуса расположатся экспозиционные пространства для всех видов современного искусства: большие и маленькие, открытые и закрытые галереи, террасы с видами на город, отдельный сад скульптур, просторные реставрационные мастерские и различные учебные помещения. Активное расширение образовательных программ вообще один из ключевых моментов концепции обновления SFMOMA.
Стоимость всего проекта оценивается в 610 миллионов долларов. И только 365 из них будет стоить собственно новое здание, остальные деньги будут потрачены на дальнейшее увеличение коллекции и различные образовательные программы. Руководство и Попечительский Совет Музея проводит довольно успешную кампанию по сбору средств, и уже получили около 90% необходимой суммы.
Все изображения: © Snøhetta - MIR
Официальный сайт архитектурного бюро: snoarc.no
Разрабатывая проект экогорода под Парижем, команда авторов во главе с известным норвежским бюром следовала популярной футурологической теории о необходимости «есть то, что растет рядом с домом».
Вместе с бюро Snøhetta над данным проектом работали компании Gehry technologies и RWDI. Europa City в их трактовке - рукотворная структура, развивающаяся в горизонтальной плоскости и интегрированная в природный ландшафт. Больше всего она напоминает какой-то пористый материал вроде губки, отверстия в которой связывают внутреннее пространство с окружающим миром.
Внутри - фактически автономная инфраструктура с жилыми домами, учреждениями культуры, магазинами, школами, зонами озеленения и рекреационными площадками, имеющая транспортные связи с национальной железной дорогой.
Верхний ярус конструкции превращен в сельскохозяйственный комплекс, где каждый желающий может приобрести участок для выращивания овощей и фруктов. Тут же - животноводческие фермы и фабрики по производству биотоплива. Команда Snøhetta исходила из футурологической концепции жизнеустройства, согласно которой все продукты питания нужно производить непосредственно в городе или рядом с ним, а не везти за сотни километров, подрывая экологическую безопасность.
Несмотря на здравый ход мысли, проект Snøhetta не выиграл. Самой убедительной и эффектной жюри показалась концепция BIG. О ее преимуществах читайте здесь.
Официальный сайт аритектурного бюро: snoarc.no
3 апреля в городе Роли состоялось официальное открытие библиотеки Джеймса Ханта-младшего, одного из самых совершенных в техническом отношении зданий такого типа.
Библиотека Ханта – вторая по значимости в штате, но для портфолио Snøhetta она значит не меньше. На сегодняшний день это самый крупный из реализованных на территории США проектов бюро. Авторы ставили перед собой задачу не только создать архитектурную достопримечательность кампуса университета Северной Каролины, но и сформировать безукоризненную с технической точки зрения, комфортную и инновационную интерактивную учебную среду.
На плане объект, спроектированный Snøhetta при участии бюро Pearce Brinkley Cease + Lee и Arup в качестве инженеров-конструкторов, образует слегка сплюснутый с боков прямоугольник. Фасады фриттованного стекла защищены от прямых солнечных лучей алюминиевыми жалюзи. Основные помещения библиотеки – это главный читальный зал и атриум, он же многофункциональный лаунж, окруженный по периметру внутренними балконами и обставленный мебелью контрастных цветов. Ярко окрашенные деревянные лестницы, соединяющие этажи, служат средством навигации.
Основное техническое новшество библиотеки Ханта - система компактного хранения и автоматической выдачи книг bookBot, рассчитанная на 2 млн. экземпляров. Суть ее в том, что на каждой книге есть оригинальный штрих-код, позволяющий искать ее самим студентам при помощи виртуального браузера. Книги хранятся не на полках и стеллажах, а внутри вместительных ящиков из оцинкованного металла, находящихся в подземном помещении. Посетитель библиотеки вводит запрос, находит нужное издание и запрашивает его, а система выдает то, что требуется.
Автоматизированный bookBot позволил авторам сэкономить значительную часть пространства и запроектировать кроме библиотеки еще и учебные аудитории, центр независимых политических исследований и прогнозов, лабораторию визуализации, мастерскую трехмерной печати, залы видеоконференций и симуляционных тренажеров для вневойсковой подготовки офицеров резерва. Общая площадь здания составляет 20 000 кв.м.
Официальный сайт архитектурного бюро: snoarc.no
Несколько лет назад Государственный университет городка Боулинг-Грин в США выступил инициатором международного конкурса на проектирование межфакультетского образовательного центра. Из 150 присланных на конкурс работ жюри выбрало лучшую – проект известного норвежского бюро Snøhetta.Недавно он был реализован.
Здание площадью свыше 9 000 кв. м, представляющее собой призмовидный объем с несколькими надстройками, вклинивается в естественную возвышенность. Рассматривая его, нельзя не вспомнить Национальный Театр Оперы и Балета в Осло, одну из самых известных построек Снёхетты. По конфигурации и динамике объемов образовательный центр в США выглядит его «репликантом» - в холодном блеске металлической отделки он тоже похож на «глыбу льда», но только здесь она «сползает» не в воду, а в зелень холма. Часть помещений находится под землей, поэтому в кровле прорезаны прямоугольные световые люки. Центр Вульфа предназначен для совместных занятий студентов факультетов театра и кинематографии, изобразительного искусства и искусствоведения, а также колледжа музыкального искусства.
Главное помещение первого этажа – это театр для музыкальных, оперных и драматических постановок, вокруг которого группируются студии, аудитории и лаунж-зоны. Большой зал вмещает 400 человек. Всего в центре три театра: кроме уже упомянутого есть молодежный и экспериментальный. На этапе проектирования залов норвежским архитекторам помогали опытные специалисты из бюро Theatre Projects Consultants и Akustiks.
Основным материалом проекта стал металл: и фасады, и интерьер центра отделаны металлическими панелями. Бюджет проекта составил 40 млн. долларов США.
Официальный сайт архитектурного бюро: snoarc.no
В воскресенье, 22 апреля, в Музее архитектуры им. А.В. Щусева завершилась выставка «Снёхетта: архитектура – ландшафт – интерьер». Норвежские архитекторы обстоятельно подготовились к встрече с московской публикой и сделали все возможное, чтобы их творчество запомнилось. Предлагаем еще раз «прогуляться» по экспозиции и закрепить пройденное.
Главными точками притяжения в экспозиции, размещенной в пространстве «Аптекарского приказа», стали макеты нескольких сооружений. Так бюро Snøhetta обозначило наиболее важные вехи в своей двадцатилетней истории. Александрийская библиотека (1989-2001) – проект особый, первый и сразу принесший мировую славу. Право на реализацию здания-легенды молодое архитектурное объединение получило в результате огромного международного конкурса. В макете, кстати, лучше считывается смысл нанесения иероглифов на фасад, несколько потерявшийся в каменном воплощении - четче проявлено сходство здания с пергаментным свитком.
На примере макетов Входного павильона Национального музея 11 сентября (2004-2011), из-за которого бюро открыло филиал в Нью-Йорке, архитекторы «объяснили», как поэтапно формировали сложный, «складчатый» объем.
Национальный Театр Оперы и балета в Осло (строительство завершено в 2008-м году) - едва ли не самая известная постройка бюро. «Ломаное», асимметричное, многопланово взаимодействующее с окружением здание стало настоящим лэнд-марком столицы Норвегии и дало мощный импульс для создания большой рекреационной зоны на территории старой гавани, ранее выключенной из жизни города.
Представив макет достраивающегося в Саудовской Аравии Центра знаний и культуры Короля Абдулазиза, архитекторы показали, что могут работать и с фантастической, цифровой архитектурой, оставаясь при этом верными себе в главном – умении моделировать здание как производное ландшафта. Недаром Театр в Осло постоянно сравнивают с айсбергом, а Центр Абдулазиза уже устойчиво ассоциируется с глыбой валунов, собранных в чудом удерживающую целостность композицию.
Наконец, сцена джазового фестиваля в Конгсберге - причудливый объект-труба, свидетельствующий о том, что специалисты Snøhetta одинаково вдохновенно строят и внушительные здания «на века», и временные сооружения малых форм.
Восемь лайт-боксов, рассредоточенных по залу, содержали видео, фотографии и тексты, рассказывающие о значимых постройках. В торцевых частях экспозиции находились небольшие медиапространства: справа - маленький кинозал для просмотра фильмов о работе бюро, слева - интерактивная панель, на которой можно было «полистать» каталог проектов.
Наличие нескольких информационных пластов настраивало зрителя на постепенное погружение в материал. Макеты, фото и видеопроекции на стенах - первый слой восприятия, возможность охватить единым взглядом грандиозные в реальности строения, понять общие принципы формообразования. После осмотра макетов большинство зрителей устремлялось к сенсорному каталогу (интерактивные устройства пока еще обладают особым магнетизмом). Листая его можно было получить если не исчерпывающее, то вполне достаточное представление о спектре деятельности команды «Снёхетты», на счету которой около 800 работ в разных странах мира. Панель отображала сто из них. Лайт-боксы - следующий уровень, предлагающий более подробный анализ функциональной и планировочной структуры некоторых зданий. Фильмы - проникновение в нюансы творческого метода для самых любознательных.
Многоуровневая и мультимедийная экспозиция позволяла посетителям МуАра самостоятельно составить комплексное впечатление о деятельности бюро. Для тех же, кто хотел узнать еще больше и от «первых лиц», в МАРХИ были организованы встречи с куратором выставки Эвой Мадсхюс из Музея архитектуры Осло и ландшафтным специалистом «Снёхетты» Йенни Осульдсен. Также в рамках выставки состоялась презентация книги «Проекты Снёхетты» (Snøhetta works). Ее структура чем-то похожа на то, как организована экспозиция. На примере 10 ключевых объектов детально разбираются принципы и методы работы. Еще 78 проектов, представленных краткими, на одну страницу, презентациями, дают возможность понять общую логику проектирования. И как здание определяет фасад, так книгу характеризует обложка. В этом смысле обложка Snøhetta works в высшей степени показательна – ткань с четкой структурой, на которой едва заметно название книги. Такая «незаметность» авторов выражает одну основных позиций бюро – архитектура должна быть анонимна, как сама природа, ее вдохновляющая.
С 29 марта в Музее архитектуры им. А.В. Щусева гостит выставка одного из самых известных архитектурных бюро Норвегии. В программе - лекции его специалистов и кураторов проекта.
Передвижная выставка «Снёхетта: Архитектура-Ландшафт-Интерьер», которую привезли в Москву, была сформирована в 2009 году к 20-летнему юбилею бюро Snøhetta. В зале «Аптекарского приказа» будут представлены архитектурные модели, графические эскизы, фотографии, а также компьютерная анимация, которая позволит зрителю не только увидеть процесс разработки и встраивания объектов в ландшафт, но и совершить по ним виртуальную прогулку. Существенный элемент экспозиции - сенсорная мультимедийная панель, содержащая информацию о ста избранных проектах компании.
История «Снёхетты» началась в 1989 году, когда архитекторы Хьетиль Торсен, Таральд Лундевалль и Крейг Дайкерс объединились, чтобы поучаствовать в конкурсе на проектирование Новой Александрийской библиотеки и выиграли, обойдя 524 команды из разных стран. В рамках выставки можно будет увидеть фильм об этой важной работе, принесшей бюро международную известность. Второй фильм, включенный в программу, рассказывает о резонансном проекте последних лет – Центре науки и культуры короля Абдул Азиза в Саудовской Аравии. Его строительство практически завершено, и в экспозиции будут также представлены недавние фотографии.
Филиалы бюро сегодня действуют в Осло и Нью-Йорке. Самый известный объект «Снёхетты» в столице Норвегии – Театр Оперы и Балета, заслуживший Премию Миса ван дер Роэ. Филиал в Нью-Йорке было решено открыть после победы в конкурсе на возведение одного из зданий «Музея-мемориала 11 сентября», чтобы быть поближе к столь значимому и сложному проекту, программа которого в ходе реализации менялась несколько раз.
Cпециалисты компании ведут проекты во многих странах мира по трем направлениям – архитектура, интерьеры, ландшафт. Важно, что в интернациональный архитектурный мейнстрим «Снёхетта» вносит принципы, характерные для скандинавской традиции. В их числе - искусная работа с натуральными материалами, экологичность, диалог с природой, в котором здание может стать как ее гармоничным продолжением, так и скромным обрамлением. Природе посвящено само название бюро: «Снёхетта» - одна из высоких гор Норвегии. Интересно, что образы гор, их ломаных или, наоборот, выглаженных ветром форм, лейтмотивом проходят сквозь творчество этого коллектива. Посетители выставки, открывающейся в МУАРе, смогут убедиться в том, что даже давно реализованные проекты компании принадлежат архитектуре будущего, в котором, по версии «Снёхетты», человек сможет гармонично существовать с природой, пользуясь при этом всеми достижениями технологий.
29 марта в 18.00 в Красном зале МарХИ главный куратор Национального музея искусства, архитектуры и дизайна в Осло Эва Мадсхюс прочтет лекцию «Современная норвежская архитектура». Затем творчество «Снёхетты» представит ландшафтный специалист бюро Йенни Осульдсен.
Открытие выставки: 28 марта, 19.00.
Период работы: до 22 апреля
В здании «Аптекарского приказа»
Следите за информацией о событиях в рамках выставки на сайте МУАРа: muar.ru
Официальный сайт бюро Snøhetta: snoarc.no
Во второй половине 2011 года в Торонто (Канада) начнется строительство восьмиэтажного учебного центра университета Райерсона, спроектированного норвежским бюро Snøhetta и канадской архитектурной фирмой Zeidler Partnership Architects.
Надо сказать, что эти компании хорошо известны не только в Норвегии и Канаде, но и в других странах. Одна из самых заметных работ Snøhetta последних лет – монументальный Театр оперы и балета в Осло. Проектирование образовательных учреждений – конек Zeidler Partnership Architects. Например, для того же университета Райерсона они построили корпус факультета организации бизнес-процессов.
Архитекторы успешно использовали свой прежний опыт в новом проекте. Здание площадью более 14 тыс. кв. м с живописным стеклянным фасадом будет связано с уже существующей библиотекой при помощи переходного моста. Архитекторы хотели придать легкость прозрачной призме новодела, поэтому «насадили» объем центра на мощные наклонные опоры.
Все этажи имеют оригинальную планировку и не похожи друг на друга. Главной задачей авторов было создание продуктивной, информативной, дружественной среды, способствующей оптимизации учебного процесса.
Ожидается, что постройка получит серебряный сертификат по классификации LEED (лидерство в сфере экологичного дизайна). Примерно 50% эксплуатируемой кровли будет покрыто зелеными насаждениями. По словам архитекторов, здание поможет интегрировать территорию кампуса в урбанистическую ткань Торонто. Строительство центра завершится в 2014 году.
Официальный сайт университета: ryerson.ca
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.