Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Архитектор, художник, ректор школы МАРШ и член Жюри конкурса «АрхиГрафика 2015-2016» Евгений Асс рассказывает о том, как и зачем он рисует.
2 декабря в московском ЦДА по приглашению оргкомитета конкурса «АрхиГрафика» и Союза московских архитекторов Евгений Асс прочел лекцию «За горизонтом». Его выступление продолжило серию встреч, раскрывающих профессиональную позицию и мировоззрение архитекторов через их рисунки. Евгений Викторович признался, что рисует постоянно, но сам не всегда понимает, зачем и что именно, и, кажется, во время лекции проговаривал какие-то вещи не только для аудитории, но и для себя cамого. Его графика – одновременно простая и сложная, как любой выход из повествовательной предметной формы в абстрактное пространство, допускающее множественность значений.
Известно, что в архитектуре Евгения Асса интересуют визуально трудно выразимые вещи – тактильные, слуховые и другие ощущения, и его листы – как безграничные экспериментальные поля, на которых эти ощущения получают зримые формы. Сторонний наблюдатель не всегда найдет во многих из рисунков автора прямую связь с архитектурой, но в контексте его творчества и жизни она проясняется. Мы публикуем по материалам лекции ряд графических произведений Евгения Асса с его комментариями.
Евгений Асс: «Не всегда понятно, зачем люди рисуют, и что они хотят этим сказать, почему вообще возникает желание что-то такое на бумаге представить. Меня, наверное, заставляет рисовать сам факт прикосновения чем-то – а прикасаюсь я преимущественно карандашом – к бумаге. И когда-то я нашел замечательное подтверждение своему ощущению от этого прикосновения в стихотворении Владимира Набокова про Санкт-Петербург: «Я помню, над Невой моей бывали сумерки, как шорох тушующих карандашей». Все дело, наверное, вот в этом шорохе, шуршании тушующих карандашей.
Что происходит в момент прикосновения к бумаге? Происходит воплощение какого-то чувства, какого-то ощущения. Это один жест, одно движение. Что мне всегда нравилось в рисунке – так это сведение к минимуму. Как минимизировать средства, чтобы предмет остался узнаваемым? Я иногда рисую архитектуру с натуры, но мне совершенно не нравится рисовать ее во всех подробностях.
В 1993 году я довольно длительное время жил в Чикаго, и рисовал его из окна небоскреба, откуда был виден весь даунтаун. При этом все время дул ветер, что и проявилось в рисунках. Мне нравится, когда есть сильный ветер – он дает возможность широкого движения руки.
А в этом рисунке вроде бы нет явной архитектурной формы, но он про архитектуру, про присутствие жизни в темноте.
Мне важны в графике физиологические ощущения, пространственные переживания, связанные с архитектурой. К примеру, кафельный пол на балконе. На него падает тень от ограждения. Если положить бумагу прямо на пол, а потом штриховать, то получается примерно вот так:
Я люблю технику притирания, передавливания фактуры – то, что по-английски называется rubbing. Это непосредственная связь с материалом архитектуры, ощущение фактуры, швов, размера.
Горизонт. Важная история в моей художественной практике. Горизонт, наверное, всех завораживает. Это единственный реальный объект, который при изображении не имеет масштаба. Архитектура в изображениях почти всегда меньше, чем в натуре. А с линией горизонта непонятно – то ли это фрагмент морского пейзажа, то ли кусок плинтуса, то ли сильно увеличенная часть спичечного коробка.
Горизонтальность как черта, разделяющая верх и низ, небо и землю, жизни и смерть – сложная, многослойная метафора, изображение которой меня сильно волнует. Если я сижу за столом, я чаще всего провожу на бумаге горизонтальные линии. Сам не знаю, что это означает. Иногда это приобретает характер полноценного пейзажа, иногда более сложной конструкции – появляются горизонтальные слои. Разные горизонты соответствуют разным настроениям, состояниям, душевным движениям. Цвет использую довольно редко, но иногда чувствую необходимость его включить – мелками, цветной бумагой.
У меня есть душевно-физиологическая проблема. Если я в течение года не съездил куда-то, где есть большое открытое пространство, то чувствую себя очень плохо, как будто глаза задыхаются, мне становится тесно и как-то душно, и в этом смысле морские пейзажи для меня очень целебны. Приехав на море, я рисую что-то такое, опять же, не очень понятное мне самому. Вроде бы берег, вроде бы море, вроде бы облако, и становится легче. Много пейзажей нарисовано в Латвии. Балтийское море специфически серое, там цвета не много, и глаз отдыхает.
Ландшафты. Отдельная тема. Все, что я делаю, я ощущаю как часть ландшафта, и без этого я не понимаю архитектуру. Вот так я представляю себе хорошую архитектуру: где-то в снегу стоит домик, такой непритязательной формы, но там есть тепло, там есть жизнь, там есть энергия. Он – единственное энергетическое пятно в бескрайнем ландшафте. Эта тема меня вообще преследует и завораживает.
Реальность листа для меня часто оказывается важнее объективной, окружающей реальности: потому что та реальность, что на листе, она уже моя, я ее присвоил, сконструировал, и она обладает свойствами, принадлежащими только мне. В то время как реальность, которую я вижу, разделяется всеми людьми.
Лес зимой. Здесь важнее всего ритмы. Мне кажется, это очень музыкальная вещь.
А здесь, наверное, идет снег.
В 91 году в момент путча я находился в Эстонии. Погибая от непонимания, как жить дальше, лежал на море и без конца рисовал тростники. Нарисовал несколько альбомов тростников разного калибра. Дул сильный ветер, тростник шумел, и этот шум остался в рисунке, по крайней мере, я его до сих пор слышу. Постепенно я сводил объект изображения к минимуму, к окончательному выдоху и легким колебаниям.
Еще есть пейзажи, ландшафты, нарисованные будто из самолета. Это места, где я был. На них указаны точки с географическими координатами. В России, Франции, Эстонии, Болгарии. Мне очень нравится пластика земли, и когда я ее рисую, заштриховываю, то будто выкашиваю поле, обхожу эту землю своими ногами.
Геометрия. В геометрии меня интересуют соотношения и отношения фигур. Например, очень плотного и жесткого, монолитного прямоугольника и очень мягкого, хрупкого, полупрозрачного яйца. Никогда не делаю жестких краев, мне не нравятся линии как таковые. Обычно края в моих композициях образованы границами тона. Важная тема – расположение изображения на листе. Когда изображение заполняет не весь лист, а его фрагмент, весь лист становится чем-то иным.
Честно скажу, мне не нравились уроки академического рисования. Рисовать гипсы было скучно. Я всегда рисовал что-то другое. Сергей Васильевич Тихонов, заведующий Кафедрой рисунка в МАРХи, меня успокаивал: «Ничего, что ты плохо рисуешь – много архитекторов плохо рисуют, нет прямой взаимосвязи между хорошим рисованием и хорошей архитектурой». Поэтому экзамены по рисунку в школе МАРШ мы отменили за ненадобностью. Однако, практику рисунка от руки у студентов всеми силами поддерживаем как незаменимый компьютером опыт телесного переживания архитектуры и способ выражения мыслей. Ведь что такое рисунок? Мне часто вспоминается высказывание венского архитектора Хайнца Тезара: «Рисунок – это давление мысли на карандаш».
Я рисую просто и простые вещи, но это не значит, что я не могу оценить какую-то мастерскую, технически изощренную графику. Главное, чтобы в ней была мысль, чтобы понятно было, ради чего потрачено столько времени и труда».
2 декабря в ЦДА в рамках проекта «АрхиГрафика 2015-2016» состоится открытая лекция члена Жюри конкурса архитектора рисунка, известного московского архитектора и ректора школы МАРШ Евгения Асса.
В Жюри текущего, третьего по счету, конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 2015-2016» вошло несколько новых экспертов, один из них – известный московский архитектор-минималист Евгений Асс. Как и в проектировании, в графике он нашел свой индивидуальный путь, свою узнаваемую манеру, выражающую творческое кредо. Не случайно именно художественное произведение оказалось на обложке его монографии, вышедшей в 2006 году в издательстве «Татлин». Две серые плоскости: верхняя – более светлая, закрашенная размашистыми штрихами мягкого грифеля, другая – темнее и плотнее по штриховке. Между ними черная «мохнатая» линия границы. Чуткий глаз сразу увидит пейзаж с точно схваченным состоянием природы. В этом суть графики Асса: она больше не про форму, а про чувство ускользающей в своей обыденности и простоте красоты.
Его рисунки часто выглядят как быстрые наброски. В них нет многодельности и бравирования виртуозной техникой. Только самый минимум, но минимум, тщательно сконцентрированный и доведенный до Абсолюта. Все настолько просто, насколько в принципе возможно. Но за этой лаконичностью стоит мысль, мысль архитектора и художника. Часто она читается, как японское хокку: в сознании возникают связи, образы и эмоции, одновременно знакомые и совершенно новые. И всегда есть пустота, провоцирующая насытить ее материальностью собственного опыта и заглянуть за горизонт, лишь намеченный автором рваным пунктиром карандашного штриха. Графика для Евгения Асса – способ поймать образ и идею, способ очистить ее от ненужного стилистического или техногенного мусора, оставив самую суть, естество архитектуры, слитой с природой.
На лекции, организованной в рамках проекта «АрхиГрафика 2015-2016», архитектор и педагог, член жюри конкурса Евгений Викторович Асс расскажет о своем понимании роли рисунка в профессиональном развитии и практике, познакомит слушателей со своим творческим методом и графическими «рефлексиями» над архитектурой и окружающим миром. Мероприятие открыто для всех, кому интересна тема архитектурной графики.
02 декабря 2015 г., 19.30
Фойе, Центральный дом архитекторов, Гранатный переулок, 9
Посещение бесплатное, необходима регистрация: https://moscowarch.timepad.ru/event/265241/
Программые партнеры конкурса «АрхиГрафика»: Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Союз московских архитекторов.
Партнер проекта «АрхиГрафика»: LAUFEN (компания Roca Group)
Информационные партнеры: Интернет-порталы ARСHI.RU; АРХСОВЕТ Москвы, журналы speech:, ПРОЕКТ БAЛТИЯ, ПРОЕКТ РОССИЯ, TATLIN
Справка:
Евгений Викторович Асс – архитектор, художник, преподаватель, общественный деятель. Ректор Московской архитектурной школы МАРШ. В 1970 году окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ), после чего работал архитектором в Управлении Моспроект-1. Член Союза архитекторов с 1978 года. В 1978—1981 гг. обучался в аспирантуре. До 1986 года являлся руководителем Группы исследований дизайна городской среды ВНИИТЭ. В 1994 году основал независимую проектно-исследовательскую группу «Архитектурная лаборатория». В 1997 году открыл собственное проектное бюро «Архитекторы аск» (с 2003 года «архитекторы асс»).
Автор и соавтор многих архитектурных проектов, в том числе реконструкции здания Арсенала в Нижнем Новгороде и его приспособления под нижегородский филиал ГЦСИ, застройки площади Ильича и Школьной улицы в Москве, реконструкции Тарусы, культурно-делового центра с новой сценой театра «Современник», галереи «Наши художники» на Рублевке, коттеджного поселка «Ренессанс-парк». Участник нескольких биеннале в Москве и Венеции (в том числе, дважды, в 2004 и в 2006 гг. как куратор Российского павильона).
С 2012 года возглавляет Московскую архитектурную школу (МАРШ).
www.march.ru, http://www.asse.ru/
Организаторы
ARCHPLATFORMA.RU – ресурс, ориентированный на практикующих архитекторов, дизайнеров и других специалистов в области проектирования и строительства.
Главные темы портала – современная мировая архитектура в ее больших и малых формах (градостроительные концепции, индустриальные здания, общественные и жилые сооружения, проекты интерьеров), а также инновационные технологии и материалы.
Стержень ARCHPLATFORMA – ежедневно обновляющаяся лента новостей от передовых западных и отечественных бюро, которая помогает оперативно сориентироваться в самых важных событиях.
Новостную ленту дополняет анализ тенденций и обзор международных событий, репортажи с выставок, публикации о масштабных конкурсах и других профильных мероприятиях.
www.archplatforma.ru
Союз московских архитекторов (СМА) — творческий союз и общественная организация, объединяющая более 4 тысяч архитекторов Москвы и Московской области. Целями СМА являются: содействие развитию отечественной архитектуры и градостроительства, содействие охране архитектурного, исторического и культурного наследия, развитие международного сотрудничества, интеграция российских архитекторов в мировое культурное сообщество. Одна из приоритетных задач СМА — развитие диалога между обществом и архитектурным профессиональным цехом, для того чтобы совместными усилиями искать новые пути развития и усовершенствования городской среды. Штаб-квартирой Союза московских архитекторов и основной площадкой для проведения различных культурно-просветительских мероприятий является Центральный дом архитектора.
www.moscowarch.ru
Открытый международный конкурс «АрхиГрафика» проводится архитектурным сайтом Archplatforma.ru (Группа интернет-ресурсов 360.ru) при содействии Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана и при поддержке Союза московских архитекторов. Цель конкурса – представить разные стороны архитектурного рисунка, привлечь внимание широкой аудитории к этому виду искусства и дать возможность авторам, которые к нему обращаются, продемонстрировать свое мастерство.
http://competitions.archplatforma.ru
21 октября в Государственном музее архитектуры состоится лекция нижегородского искусствоведа Анны Гор и архитектора Евгения Асса под названием «Арсенал in progress», посвященная созданию и развитию одной из самых крупных выставочных площадок России.
Директор филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор и основатель архитектурной школы МАРШ Евгений Асс познакомят собравшихся с «Арсеналом» — бывшим военным складом, памятником архитектуры середины XIX века, пристроенным к стене Нижегородского кремля. Это здание общей площадью более 6, 5 тыс. кв.м и длиной фасада 188 м до 2003 года сохраняло свою основную функцию. Когда его передали Государственному центру современного искусства, арсенал требовал инженерной реставрации и кардинального переустройства. Около десяти лет полным ходом идут работы по восстановлению и функциональному переоборудованию исторического пространства. Ориентировочная сдача объекта – весна 1915 года. В 2011 году в эксплуатацию ввели первую очередь здания площадью около 1,7 тыс. кв.м, Приволжский филиал ГЦСИ начал там полноценную музейно-выставочную и событийную деятельность. Идеологию преобразования памятника архитектуры разрабатывала целая группа профессионалов, в состав которой вошли Анна Гор, Евгений Асс и реставратор Александр Епифанов. В 2012 году их труд был оценен по достоинству: проект получил приз The Art NewsPaper Russia. Сегодня «Арсенал» уверенно вошел в число ведущих художественных институций страны – прекрасный повод сравнить отечественный и международный опыт создания подобных объектов.
Лекция пройдет в рамках программы «Музей<НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО» 21 октября в 19.00 во флигеле «Руина» музея архитектуры. Вход свободный.
Разговор с Евгением Ассом, архитектором и ректором МАРШ, вокруг книг, выпущенных издательством «Классика-XXI» в содружестве с молодой архитектурной школой.
«Архплатформа. ру»: Первыми в серии «Архитектурная школа», поддержанной МАРШ, вышли книги «Архитектура счастья: как обустроить жизненное пространство» Алена де Боттона и «Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия» Юхани Палласмаа. Евгений Викторович, почему было решено начать именно с них?
Е.В. Асс: Наш интерес заключался в том, чтобы выбрать книги, с одной стороны, способные помочь начинающим архитекторам расширить круг гуманитарных знаний, а с другой – полезные всем, кто просто интересуется культурой, архитектурой, социальными науками. Культурно-философская работа Юхани Палласмаа оказалась одной из стартовых совсем не случайно. Она проливает свет на такие ключевые для нас в МАРШ обстоятельства, как переживание и восприятие архитектуры, отмечает направление наших исследований в этой области. Мы давно хотели опубликовать этот труд в профессиональном переводе, и Александр Карманов, глава издательства «Классика-XXI», поддержал нашу идею. Что касается Алена де Боттона, то это была инициатива самого издателя, которому очень понравилась «Архитектура счастья». В отличие от Палласмаа ее автор не является архитектором, он пишет о самых разных аспектах культурной жизни, много – о музыке. А в этой работе дает, быть может, для профессионала в чем-то наивный, но в то же время какой-то очень незамутненный, свежий взгляд на архитектуру. Две книги дополняют друг друга. Одна – глубокое внутриархитектурное исследование, в другой – об архитектуре с любовью и интересом размышляет сторонний наблюдатель.
Ален де Боттон задается вопросом, влияет ли архитектура на ощущение счастья, и приходит скорее к положительному ответу. Ставите ли вы перед собой подобный вопрос, и как на него отвечаете?
Де Боттон верно замечает, что архитектура имеет на нас огромное воздействие. Гораздо более мощное и эффективное, чем другие сферы культуры, чем даже литература и изобразительное искусство, хотя бы потому, что от архитектуры никуда не денешься. Мы живем в городах, в которых за время их существования накопилось много красивого, много ужасного. Поэтому рассуждения о взаимосвязи архитектуры и счастья оправданы лишь применительно к собственному дому. Представление же о том, что вся архитектура может вызывать прилив эндорфинов, – это абсолютная утопия в силу различий между людьми, культурами, временами. Сегодняшняя культура слишком мозаична и дифференцирована, а времена, в которые мы живем, – трагичны и сложны. Трагизм в них очевиднее и заметнее, чем счастье. Если раньше и можно было выделить одно направление архитектуры, выражающее представление о счастье того или иного общества, о чем пишет де Боттон, то сейчас это невозможно. Эти рассуждения лежат в области публицистических допущений. Книга «Архитектура счастья» может дать архитектору повод задуматься о его работе, напомнить, что эта работа должна быть позитивно ориентирована. Но архитектор – он ведь, как врач или учитель: думает всегда о хорошем, думает, что несет благо, а получается – по-разному.
Де Боттон как раз приводит пример «Виллы Савой» Ле Корбюзье. Архитектор был убежден, в том, что нестандартная плоская крыша подходит этому дому больше, чем скатная, и ему, хоть и со скрипом, но удалось убедить в том же заказчиков. Из-за несовершенства технологий крыша потекла, и большого счастья жильцы дома от этого не испытывали.
Архитектурная мысль часто опережает технологический прогресс. Что касается Ле Корбюзье, да и других людей того времени, они вообще пытались индоктринировать счастье, внедряли свое представление о нем. В какие-то моменты это совпадало с интересами и желаниями клиентов или общества в целом, а иногда оказывалось в противоречии. Но интересно, как эти тенденции постепенно овладевали массами. В наши дни уже ни у кого нет сомнений в том, что «Вилла Савой» – памятник архитектуры.
Сегодня архитектору сложнее внедрить в общественное сознание свое представление о том, что ему кажется правильным, чем в начале XX века?
Мы живем во времена гораздо большей изменчивости, и наши эстетические пристрастия стали намного подвижнее. Страсть к переменам – вот один из импульсов счастья в современном мире. Вы сегодня живете в доме «хай-тек», где все трубы снаружи, а потом переезжаете в особняк в псевдоклассическом стиле, и вас это ничуть не смущает.
Как вы сами сейчас работает с заказчиками? Часто приходится настаивать на каких-то решениях?
Хороший традиционный вопрос. Если заказчик не знает, чем я занимаюсь, просто пришел к архитектору и говорит: «Хочу Парфенон», то далее последует сложный, долгий и необязательно успешный разговор.
Но сразу от таких клиентов не отказываетесь?
Я постараюсь понять, зачем «Парфенон». Если это окажется устойчивым клише, то откажусь. Не потому, что мне не нравится Парфенон. Просто для меня в контексте современной архитектуры это противоестественная эстетическая модель. Если же заказчик пришел именно ко мне, потому что ему нравится то, что я делаю, у нас будет разговор в психотерапевтическом духе. Я попытаюсь понять его предпочтения в разных областях – от живописи и музыки до еды, чтобы каким-то образом почувствовать человека. Далее смоделирую предложение. Предложение все-таки чаще исходит от архитектора. Редко встречаются клиенты, которые знают, что они хотят, например, круглый дом, но это тоже можно обсуждать.
Начало моей работы лежит в области атмосферы, ощущения материала, пространства, образа существования людей в этом пространстве, звуков – каких-то вещей, которые сначала формируются где-то в подсознании, а потом постепенно превращаются в форму, чертеж и постройку.
Метод, похожий на тот, что описывает в своей книге Юхани Палласмаа, и созвучный тем исследованиям, что вы проводите со студентами в МАРШ…
Совершенно верно. Я проникся идеями и методологией Палласмаа очень давно, начиная, наверное, с первых лет работы. В МАрхИ видеть архитектуру в такой перспективе нас не учили. В МАРШ со студентами мы пытаемся обратиться не только к технологической, но и к этой, как я ее называю, поэтической реальности – реальности тела и ощущений. Это область архитектурной феноменологии, которой занимается Палласмаа, и не он первый. Вся скандинавская и швейцарская архитектура замешана на этой идеологии. Но все-таки она воспринимается как альтернатива. В современном мире быстрое эффективное строительство, девелоперский успех явно доминируют над чувственными основами взаимодействия человека и архитектуры.
Как воспринимают студенты такой альтернативный подход к архитектуре?
Работа со студентами в этом направлении оказалась очень непростой, потому что, как выяснилось, у них отсутствует рефлексия и по поводу собственного тела, и по поводу архитектурных ощущений. Они гораздо легче реагируют на изображения архитектуры, чем собственно на архитектуру. Для них мир чертежа и фотографии реальнее, чем повседневный жизненный опыт. Упражнение на фиксацию собственных переживаний в течение суток далось им с огромным трудом. Концентрировались больше на эмоциональных ощущениях вроде «скучно, грустно», а сколько раз они споткнулись за день, обо что и почему, написать не могли. Я надеюсь, что книжка Палласмаа как раз поможет пробудить интерес и желание включить эти сенсорные устройства, которые есть у всех людей, но у архитекторов они должны быть более развиты, обострены.
Палласмаа убежден в том, что студентам и начинающим архитекторам необходимо сначала прорисовывать свои замыслы от руки, строить макеты и только потом переходить к компьютеру. Вы с ним согласны?
Безусловно. Начинать проектирование с работы рукой – это обязательное требование. Но наш подход к рисунку отличается от традиционного, принятого в классической архитектурной школе, где рисование превращается в техническую систему манипуляций, достаточно абстрактных и отвлеченных. Рисование гипса – это, может быть, хорошая практика для руки, но никакая – для ума. Я, например, делаю очень много рисунков, которые каким-то образом, порой таким сложным, что самому не удается проследить эту цепочку, связаны с будущим проектом. О том же прошу учеников: как угодно, хорошо или плохо, но обязательно рисовать какие-то образы. И очень часто студенты, которые не успевали по академическому рисунку, делают совершенно гениальные этюды, являющиеся «декодерами» последующих проектных высказываний. Например, Анна Шевченко, одна из наших студенток, в рамках студии «Архитектура и чувства» нарисовала «Баню по- черному». И вот в этом быстром эскизе ей удалось ухватить сердцевину архитектурного содержания и его переживания органами чувств, включая даже запах.
Еще мы просим делать макеты не из бумаги, потому что там есть очень много промежуточных операций до выявления формы, а из других материалов. Это одно из первых упражнений на проектирование телесных переживаний. Речь идет не о стандартном макете, представляющем форму и фасады здания, но о его тактильном и пластическом содержании. Ставится вопрос, каким будет здание по ощущениям снаружи и внутри – шершавым, полированным? Кто-то воспользуется стеклом, а кто-то слепит свой объект из грубой глины, покрашенной в черный цвет. Это важный путь к преодолению проектных клише. В нашу эпоху существует тирания чертежа – с него начинается проектирование, задаются параметры, функции. Все берется из каких-то виртуальных архивов. Вопрос, что принадлежит при этом архитектору? Какой-то странный кусок экрана. Начинать с него проектирование мне кажется неправильным. Еще важно суметь рассказать о будущем пространстве, написать эссе, чему мы тоже учим. Может быть, как ни странно это звучит, мы дойдем до того, что настроение проектируемых объектов будет передаваться в форме танцев или музыкальной партитуры.
Вернемся к серии книг «Архитектурная школа». Что на очереди?
Хотелось бы опубликовать исследование Альберто Переса-Гомеса «Построено на любви: архитектурные страсти вне этики и эстетики». Уже из названия ясно, что речь идет об эротическом начале как механизме производства и восприятия архитектуры. Автор движется параллельным, очень близким с Палласмаа курсом. Но вообще продолжение серии зависит о того, как пойдет реализации первых двух книг. К сожалению, культура чтения и обсуждения книг об архитектуре у нас пока слабо развита.
С чем это связано?
В частности, со всей образовательной системой. Например, в Высшей технической школе Цюриха (ETH) мне показали список из ста книг, которые обязательно должен прочесть студент архитектурного факультета. Из этих ста я насчитал семь переведенных на русский язык. То есть, среднестатистический русский студент, выходя из ВУЗа, не прочитывает, как минимум, 93 из 100 книг, которые обязательны для швейцарских архитекторов. И вот эта необязательность чтения – часть ошибки образования. Интерес к специальной литературе необходимо провоцировать.
Сейчас появились новые издательства, которые выпускают книги по архитектуре – издательство Андрея Курилкина, «Стрелка», «Гараж». Надеюсь, совместными усилиями мы создадим новое интеллектуальное пространство архитектуры. Возможно, сначала чтение книг об архитектуре станет модным трендом, а со временем разовьется и профессиональный дискурс, которого сейчас явно не хватает.
Какие книги вы бы порекомендовали в первую очередь прочесть тем, кто изучает или интересуется архитектурой, хотя бы пять, кроме вышеупомянутых?
Обязательно – «Плоть и камень» Ричарда Сеннетта, о взаимоотношениях человеческого тела с его материальным окружением. Необходимо также упомянуть книги Кристофера Александера. Не знаю даже, с какой стоит начать. У него есть замечательное исследование устойчивых пространственных систем и элементов, из которых складывается наша среда обитания, от города до квартиры. В число настольных книг, безусловно, рекомендовал бы студентам включить работы Цумтора: «Мыслящая архитектура» и «Атмосферы». И очень важная книга, которая еще не была переведена на русский, – Альдо Росси «Архитектура города».
Оригинальные названия книг, рекомендованных Евгением Ассом:
- Richard Sennett. Flesh and Stone: the Body and the City in Western Civilization.
- Christopher Alexander. «A Pattern Language: Towns, Buildings, Construction».
- Peter Zumthor. «Thinking architecture», «Atmospheres».
- Aldo Rossi «Architettura della Citta» («The Architecture of the City»)
- Alberto Perez-Gomez «Built upon Love: Architectural Longing after Ethics and Aesthetics»
Информация о книгах серии «Архитектурная школа» на сайте Издательского Дома «Классика-XXI»: www.classica21.ru
Сайт архитектурной мастерской Евгения Асса: www.asse.ru
Сайт школы МАРШ: www.march.ru
Фото: Глеб Анфилов
Природу, Пространство, Пустоту, Порядочность и другие ключевые для архитектуры понятия проанализирует Евгений Асс в своей публичной лекции 13 июня. Выступлением ректора школа МАРШ открывает летнюю программу.
Первая в серии открытых встреч cостоится в самом здании школы на территории дизайн-центра «Артплей». В дальнейшем «Летний МАРШ» планируется проводить по четвергам в павильоне «Школа» парка «Музеон». В программе примут участие преподаватели: Евгений Асс, Сергей Чобан, Александр Бродский, Владимир Кузьмин и Влад Савинкин, Александр Цимайло и Николай Ляшенко, Ольга Алексакова и Юлия Бурдова, Александр Острогорский и Мария Фадеева. Лекция ректора МАРШ, архитектора, общественного деятеля и философа Евгения Асса основана на материалах, подготовленных к выступлению в киевском Доме Архитектора в апреле этого года. В центре внимания - проблемы дизайна урбанистической среды и архитектурной этики.
Вот, к примеру, тезис о Пространстве, записанный журналом The Sign: «Стремление городских властей застроить каждый свободный участок – удручает. Человеку по природе необходим простор, особенно в городах-миллионниках. Площади, парки, скверы и прочие фри-зоны – всё это СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПУСТОТА. Общественное пространство сохраняет социальный устрой толпы, склеивая её в нечто единое, при этом не нарушая личностную свободу каждого». Когда так проговаривают даже очевидные вещи, они обретают новые смыслы.
Начало лекции: 18.00, школа МАРШ, аудитория B 5-1.
Регистрация: здесь
Во втором учебном семестре студенты МАРШ будут проектировать городские термы, «долгоиграющее жилье» и «территории детства». Какие темы и проблемы стоят за cтоль необычными объектами?
В предыдущих публикациях, посвященных МАРШ, мы уже писали о том, что студенты Московской архитектурной школы прорабатывают не отдельные объекты, а проблемы, решением которых могут стать те или иные сооружения. «Архитектура и власть», «Культура в городе», «Трансформация ценностей» - так звучали темы первого полугодия, заданные архитекторами-руководителями проектных студий – Антоном Мосиным, Сергеем Скуратовым и Евгением Ассом. Задачи разного содержания казались, тем не менее, соизмеримыми – их объединял урбанистический масштаб, идея преобразования значительных кусков городской ткани. Новые задания, представленные ученикам на прошлой неделе Евгением Ассом, Владимиром Плоткиным и Наринэ Тютчевой, на первый взгляд, лежат в совершенно разных плоскостях. Одно обращено к чувствам, другое – к рационализму, в третьем важную роль играют психология и ассоциативное мышление. Выбрать одну тему студентам на сей раз, возможно, было сложнее, но на самом деле все три задания позволяют поработать во всех названных измерениях.
В студии ректора школы Евгения Асса (преподаватели Рубенс Кортес, Кирилл Асс) итогом работы должен стать проект бани или городских терм. Типология вроде бы не самая распространенная и востребованная. Но речь идет не просто о бане. Баня здесь предстает испытательным полигоном для новых методов проектирования, квинтэссенцией размышлений на тему «Архитектура. Тело. Чувства». Одна из проблем современной архитектуры, по мнению Евгения Асса, состоит в стремлении угодить в первую очередь глазу. Во многих новых объектах, по его наблюдениям, превалируют гладкие, скользкие, отполированные до зеркального блеска поверхности. И это, кстати, определенным образом характеризует наше время. Архитекторы не всегда учитывают, что здания и пространства не только как-то выглядят, но еще и звучат, пахнут, производят разные температурные ощущения, воздействуют на осязание. Группа Евгения Асса сфокусируется на телесных переживаниях архитектуры, попробует проектировать в разных системах восприятия. Появление бани вполне оправдано: это место, где чувства обнажены и особенно остры. Студенты изучат историю типологии, должны будут вписать свой объект в конкретные участки в центре Москвы. «Итогом будет портфолио, но мы бы хотели, чтобы вы проектировали и другими способами. Частью проекта может стать запах, акустическая программа - то, что составляет реальную сущность архитектурного пространства», - обратился к студентам Евгений Асс и для вдохновения показал серию картин Петера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего «Пять чувств» (внизу - картина «Слух») и фрагменты из разных фильмов, передающие, как рукотворная среда воздействует на различные рецепторы.
В название студии, которую Владимир Плоткин ведет с Владимиром Юзбашевым, вынесен вопрос - «Долгоиграющее жилье?». Подразумевается погружение в интереснейший раздел практической архитектуры, напрямую связанный с разработкой доступного социального жилья. Но поскольку это понятие в реалиях нашей страны размыто, и социальный заказ отсутствует, Владимир Плоткин продумал особую постановку вопроса. «Ситуация такова, - пояснил он, - что, с одной стороны, мы имеем типовые панельные дома, и их тиражирование продолжается, только теперь это не социальное, а коммерческое жилье. С другой стороны, гонка инвесторов и девелоперов за сверхприбылями приводит к появлению некачественных, не рассчитанных на долгую жизнь коммерческих построек». Студентам предложено придумать малобюджетное жилье, способное прослужить долго. В проект они должны будут заложить возможности трансформации в соответствии с меняющимися со временем нуждами обитателей. Необходимое условие - рассчитать стоимость объектов в рамках заданного бюджета. Сугубо практичная, «земная» задача. Но будущим архитекторам следует также смоделировать возможные сценарии жизни людей в проектируемых домах, а это уже пересечение с областью чувств и психологией.
Третья студия называется «Территория детства». Руководитель - Наринэ Тютчева (на фото), преподаватель - Ксения Аджубей. По названию можно подумать, что объектами проектирования станут детские площадки, детские сады, игровые зоны. Однако архитектор Наринэ Тютчева приглашает взглянуть на тему шире, философски. Взрослым гораздо проще и спокойнее помещать детей в специально придуманные, отгороженные от «большого, опасного мира» пространства, чем приспособить и сделать более дружелюбным весь город. «Резервации», по наблюдениям психологов, - не самый лучший вариант воспитания детей, он часто приводит к потере контакта с ними. Что же требуется от студентов МАРШ? «Задачей нашего проекта является создание «объекта-инспиратора», места, провоцирующего и детей и взрослых на развитие позитивного и гуманного отношения к действительности. Данный объект должен быть расположен в городской среде и может стать импульсом к дальнейшему ее развитию», - говорится в тексте, вводящем в тему. Важная часть предпроектного исследования - воспоминания о собственных детских ощущениях, а проектировочным методом может стать игра, которую надо будет придумать во время занятий. Затем ученикам предстоит применить свои идеи к одной из четырех московских территорий, предложенных на выбор.
Вместе с темами проектных студий были представлены новые модули учебной программы. Специалист по градостроительству Надежда Нилина рассказала о своем курсе (соведущий - Ярослав Ковальчук), содержащем теоретическую часть и практические занятия по анализу шести метрополий, в число которых обязательно войдет Москва. Городская структура будет изучаться в макро и микропланах - от крупных территориальных элементов до локальных общественных пространств и объектов различной типологии. К концу занятий учащиеся получат рабочий инструментарий, который пригодится им, как в работе над проектами в студиях, так и в дальнейшей профессиональной практике. О законодательных основах последней и прочих полезных в деятельности архитектора вещах, ученики узнают на занятиях директора школы Никиты Токарева. А мы постараемся узнать и рассказать, как студенты справятся с задачами начавшегося семестра. МАРШ продолжается.
Официальный сайт школы: www.march.ru
Встречи с куратором Софьей Пахаревой и архитектором Евгением Ассом в рамках спецпроекта ЦСИ Винзавод 10 и 14 февраля.
«Территория дизайна» - конкурсная программа, разработанная Центром Современного Искусства «Винзавод» и ориентированная на молодых архитекторов и дизайнеров. 10 февраля куратор проекта Софья Пахарева расскажет о целях и концепции каждого из конкурсов, проводящихся в настоящее время («Офис с собой», «Деурбанизация», «Альтернативная книга»). Желающие принять в них участие получат ценные рекомендации, как подойти к заданию, узнают, какими критериями руководствуется жюри, и даже, как молодому специалисту найти заказчика. В конце встречи состоится экскурсия по выставке «Старый объект - новое качество», где представлены работы победителей одноименного конкурса.
10 февраля, 13:00, Лекционный зал «Винзавода» (корпус 5, этаж 2)
14 февраля на тему «Городские диалоги: твердое и мягкое» выступит Евгений Асс, архитектор, ректор МАРШ (Московская архитектурная школа). Мероприятие, считают устроители, будет полезным и интересным, в первую очередь тем, кто планирует принять участие в конкурсе «Деурбанизация. Организация открытого пространства в городской среде». Евгений Асс на примерах работ бюро «архитекторы асс» расскажет о взамоотношениях между разными субстанциями и типологиями городской среды.
14 февраля, 18.00, Винтажный зал ВИНЗАВОДа (корпус №4)
Официальный сайт ЦСИ «Винзавод»: www.winzavod.ru
В июне в Москве начнется набор студентов в новую Московскую Архитектурную школу – МАРШ. Первая презентация образовательной программы прошла 10 апреля в Центре дизайна АRTPLAY.
Основали школу давние коллеги по Мастерской Экспериментального Проектирования в МАРХИ - архитектор, художник и профессор Евгений Асс, который станет ректором, и архитектор Никита Токарев, директор нового учебного заведения.
Программа Школы построена в соответствии с аналогичной магистерской программой Diploma in Architecture London Metropolitan University (LMU), но адаптирована к российским реалиям, как по содержанию, так и по структуре обучения, что позволяет Школе выдавать диплом международного образца, признаваемый и за рубежом, и в России.
Принцип поступления и обучения в МАРШ таков: по результатам просмотра портфолио кандидаты приглашаются на собеседование. В первый год будут принимать только тех, у кого уже есть диплом бакалавра по архитектуре. Особо отмечается, что приемная комиссия будет рада увидеть самостоятельные, не учебные проекты, позволяющие понять, как думает будущий студент. Поскольку программа МАРШ магистерская, руководители делают особый упор на активной и самостоятельной позиции студента в процессе обучения. Его продолжительность - 2 года, и, несмотря на то, что это неизбежно сужает круг желающих поcтупить, оно будет платным - примерно 250 тысяч рублей за год.
От других российских учебных заведений, обучающих архитекторов, МАРШ, по словам инициаторов проекта, будет отличаться более основательным курсом гуманитарных наук, а также нетрадиционным для России интегрированным курсом инженерных и технических дисциплин. В другом, более системном, виде будут поданы и стандартные предметы, что позволит студенту научиться комбинировать знания и соединять в соответствии с задачами каждого конкретного проекта.
Структуру программы школы формируют три студии по проектированию, руководители которых будут объявлены позже, и несколько общих модулей, затрагивающих различные аспекты культуры архитектора, в том числе - инженерный курс, разработанный совместно с Buro Happold, гуманитарный курс Сергея Ситара, градостроительный курс Надежды Нилиной, курс цифровой культуры Евгения Шириняна курс архитектурной практики Никиты Токарева и другие. Важный пункт обучения: студент должен обязательно менять преподавателя по проектированию каждый семестр, что позволит ему познакомиться с различными методами работы и проектирования.
Поэтому представляя программу МАРШ, ее создатели сделали особый акцент не столько на содержании отдельных курсов, сколько на преподавателях, согласившихся сотрудничать. «Наша школа – авторская», - утверждают основатели. В подтверждение этой концепции на одной из стен в зале, где проходила презентация, были размещены портреты будущих педагогов - Евгения Асса, Никиты Токарева, Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Александра Бродского, Оскара Мамлеева, Юрия Григоряна, Наринэ Тютчевой.
Выбор Центра дизайна ARTPLAY и Британской Высшей Школы Дизайна (БВШД) для проведения конференции, посвященной МАРШ, был не случаен. Новая школа создается в сотрудничестве с БВШД, что позволит студентам-архитекторам использовать имеющиеся в Британке ресурсы для творчества. Предполагается, что ученики МАРШ сами будут организовывать свое время, выбирать интересующие их занятия, а, кроме того, включатся в жизнь «Артплея», в сотрудничество между школами, будут вести динамичную культурную и исследовательскую деятельность. МАРШ станет не просто новой институцией на территории Центра дизайна ARTPLAY, но и активной участницей его жизни, а также жизни всего города, уверен ректор школы, архитектор Евгений Асс:
«Центр дизайна ARTPLAY уже стал мощным кластером, в котором МАРШ будет соседствовать с такими образовательными институциями, как Британка, Московская Школа Кино, Школа компьютерной графики Scream School, а в скором времени появится и Школа Музыки. В сочетании с большим количеством архитектурных и дизайнерских бюро, с выставочными залами и галереями, магазинами интеллектуальной литературы, шоу-румами дизайнерских компаний, которые здесь открываются, нам кажется, что это будет очень эффективный культурный центр. Мы уверены, что появление наших студентов на территории «Артплея» внесет новую струю в его жизнь. Во дворе Центра дизайна много места, подходящего для творчества. Было бы глупо не использовать его, например, для строительства макетов в масштабе 1:1, экспериментов с материалами, процессами. Мы хотим, чтобы наши студенты взаимодействовали с учениками театральных студий, а возможно и других творческих направлений, устраивали выставки, перформансы. Пространство двора могло бы стать для них замечательной экспериментальной площадкой».
Официальный сайт школы: march.ru
Выставка «Ассы: В.Е.K.», действующая в галерее ВХУТЕМАС до 17 декабря, - творческий «семейный портрет». Однако родственное сходство в искусстве трех поколений архитекторов раскрывают отнюдь не их сооружения.
Евгений и Кирилл Ассы делали свою «домашнюю», как они говорят, выставку без куратора. Да он им был и не нужен. Во-первых, оба сами не раз выступали в этом качестве. Во-вторых, семейная история - предмет сокровенный, лучше никто бы и не справился. «Ассы: В.Е.К.» - в названии экспозиции первые буквы имен трех представителей архитектурной династии удачно складываются в слово «век». Проект приурочен к столетию со дня рождения Виктора Евгеньевича Асса (1911 - 1987), отца Евгения и деда Кирилла.
Несмотря на тему преемственности поколений, хронологический принцип в экспозиции соблюдается только в документах и фотографиях, разложенных на витринах-кубах, установленных крестом в центре галереи. Здесь отражены и тяготы войны, вынудившей Виктора Евгеньевича с женой Александрой Михайловной Христиани-Асс эвакуироваться из Ленинграда, и радость по поводу рождения в 1946 году сына Евгения, и рабочие будни в мастерской у архитектора Л.В. Руднева – личности, сыгравшей очень важную роль в жизни этой семьи. Здесь же – фотографии и зарисовки сооружений Асса старшего, фиксирующие трансформацию его архитектуры от академизма 30-40-х до функционализма 60-80-х, от жилого дома Министерства Обороны на Садово-Кудринской улице в Москве, с колоннами, балюстрадой, арочными окнами, до сурового в непрерывности своих горизонталей Центрального военного госпиталя в Красногорске.
Евгений, глава бюро «Архитекторы Асс» и Кирилл, работающий в мастерской у Александра Бродского, свою архитектуру не стали выставлять намеренно. «Нам показалось, что сопоставлять современные технологичные визуализации со старыми фотографиями и эскизами проектов отца - не вполне корректно. К тому же в семейном архиве материалов по ним мало. Отец работал в военном ведомстве, и большая часть его объектов – секрет государственной важности», - объяснил Евгений Асс.
В семейном архиве сохранилась фотография, где Виктор Евгеньевич показывает сыну альбомы по искусству. Ее можно рассматривать как свидетельство некой предопределенности. Все Ассы с детства отлично рисовали. «Прадед был инженером, отец хотел стать театральным художником, но на семейном совете решили, что архитектура – это верное дело в руках, а искусством можно и для себя заниматься», - вспоминает Евгений. Так сложилось и у него, и у его сына Кирилла. Однако, именно живопись, графика, документации инсталляций составили костяк данной экспозиции. «В своих художественных работах отец был намного свободнее, чем в архитектуре, где есть зависимость от заказчика», - считает Евгений. «Искусство всего лишь дает другие инструменты, но авторское высказывание в арт-проектах получается более концентрированным», - рассказывает о своей практике Кирилл. Главное, что в картинах, рисунках и арт-проектах отчетливее, чем в стилистически далеких монументальных формах, проступает родственное художественное чувство или «генокод» семейного творчества.
Работы в галерее развешивались так, как они висят в «родовом гнезде» Ассов - в квартире в том самом доме на Садово-Кудринской, спроектированном Виктором Евгеньевичем. Произведения сгруппированы не по времени создания, а по разным принципам сближения. Архитектурные эскизы и пейзажи, фигуративные и абстрактные изображения, работы отца и сына, деда и внука перекликаются где-то темами, где-то колоритом, где-то настроением. Если не читать инициалы и не знать наверняка, то авторство, что показательно, не везде очевидно. Подобрать точные слова для описания этих родственных черт довольно сложно. Можно говорить про прозрачность и простоту, про крупную, косую штриховку или склонность к изображению городских и природных ландшафтов, теме монументов и вышек. Но скорее это что-то из области интуитивного, не поддающегося словесному выражению.
«Если ты растешь в окружении произведений отца и деда, с детства впитываешь определенные образы, они формируют твое художественное мышление на подсознательном уровне», - говорит Кирилл. «Фундаментальная вещь для нашей семьи – это вкус. Он не зависит от разных стилистических систем. Вкус делает вещи приемлемыми», - так, цитируя философа Людвига Витгенштейна, отвечает на вопрос о творческом генокоде Евгений Асс. «Нам бы хотелось, чтобы посетители выставки сами для себя определили, в чем близость и родственность всех этих произведений», - добавляет он.
Выставка открыта в галерее ВХУТЕМАС до 17 декабря.
22 ноября в галерее ВХУТЕМАС открывается выставка, посвященная творчеству известной архитектурной династии.
В.Е.К. – Виктор, Евгений, Кирилл. Семья, в судьбе которой важнейшую роль сыграла преемственность профессиональных традиций. История трех поколений архитекторов Ассов, отраженная в документах, фотографиях и артефактах, предстанет и как история трансформации художественного языка - от академизма Виктора к модернистскому минимализму Евгения и концептуальному неоромантизму Кирилла. Можно ли за приверженностью к разными направлениями разглядеть в их творчестве «однокоренные» черты? Это едва ли не самая большая интрига проекта. Раскрыть ее, возможно, помогут встречи с представителями династии, запланированные в рамках выставки. В экспозиции – чертежи, проекты, эскизы и живопись В.Е. Асса, графические работы и видео Е. Асса, графика и инсталляции К. Асса.
Выставка Ассы: В.E.K.
Место проведения: галерея ВХУТЕМАС
Даты: 22 ноября - 17 декабря
Официальный сайт галереи: vkhutemas.ru
На фотовыставке в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева современные сооружения из дерева будут показаны в парах с их «предками».
Выставка откроется 22 февраля. Идея принадлежит устроителям ежегодной премии АРХИWOOD, которую вручают за лучшее архитектурное сооружение из дерева. Прием заявок на участие в очередном конкурсе в самом разгаре. А его оргкомитет тем временем представляет проект о том, как «новое деревянное» наследует и переосмысляет вековые традиции.
В основу экспозиции легли фотографии английского архитектора Уилла Прайса, автора книги Architecture In Wood (Thames&Нudson, 2005 год). Он исследовал и фотографировал в разных странах памятники деревянной архитектуры, преимущественно древние. Выставка в МУАРе своеобразно дополняет и развивает его историю. К каждому из строений, запечатленных Прайсом, с его согласия были подобраны пары - современные сооружения, снятые другими фотографами. Прошлое и настоящее в проведенных параллелях может скрепляться отдельными деталями, приемами строительства и декорирования (резьба, спираль) или глобальными темами и понятиями (прозрачность, атектоничность).
Как трансформировался «фахверк»? Где недавно использовался «лемех»? Что общего у музея современного искусства во Франции и японской пагоды? Выставка призвана убедить нас в том, что древние законы деревянной архитектуры актуальны и в нашем мире и давно преодолели географические границы. Лучше всех ими владеют архитекторы, для которых дерево остается главным материалом, - Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Известны они и западным мастерам широкого профиля - Шигеру Бану, Тадао Андо, Петеру Цумтору, Ренцо Пьяно. Прекрасно умеют применять их на практике и наши зодчие – Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Евгений Асс, Юрий Григорян, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, чьи cооружения также представлены на выставке.
С 22 февраля по 22 марта, «Флигель-Руина» Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Организатор AРХИWOOD, официальный сайт: www.arсhiwood.ru
Генеральный партнер проекта: компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA)
Официальный партнер выставки: курорт «Пирогово»,
Соорганизатор: PR-агентство «Правила Общения»
Партнеры: Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский институт культурологии
Куратор – Николай Малинин
В честь юбилея в МУАРе открылись блиц-фестиваль "Ц:СА:10" и выставка участников конкурсного проекта "Пространство современной архитектуры".
На праздничном вечере Ирина Коробьина, директор Центра, напомнила, для чего он создавался. Продвижение и популяризация актуальной архитектуры, консолидация профессионального сообщества, содействие развитию архитектурной мысли в России и укрепление международных связей - в этих целях устраивались лекции, семинары, выставки и конкурсы, проводились кинопоказы, издавались книги и снимались телепередачи. Всем этим Ц:СА будет заниматься и в дальнейшем, но уже как одна из программ Музея Архитектуры имени A.В. Щусева.
Самые важные проекты прошлого десятилетия, среди которых - фестиваль уDUTCHная архитектура, конкурс PermMuseumXXI, Московский фестиваль архитектурных фильмов, отображены в мультимедийной инсталляции "Ц:СА:10". Видеоотчет о жизни Центра транслируется на 14 экранах, размещенных в Аптекарском приказе до 27 февраля.
Здесь же выставлены лучшие работы конкурса "Пространство современной архитектуры". О том, как превратить в него всю Россию, размышляли молодые архитекторы из 19 стран мира. Их идеи оценивало международное жюри - Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян (бюро "Проект Меганом"), бюро MVRDV, Раймар фон Мединг (Reymar von Meding), Даниель Дендра (Daniel Dendra) и другие известные мастера. Авторы десяти конкурсных проектов получили право на персональную экспозицию в МУАРе в рамках выставки, поддерживающей новую генерацию архитекторов (планируется этой весной), еще трое финалистов были награждены стипендиями Dessau Institute of Architecture.
сайт Ц:СА: archcenter.org
сайт МУАР: muar.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.