Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
18 декабря в здании Казанского вокзала откроется выставка «Станция Россия», ранее представленная в российском павильоне на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Одной из частей экспозиции станет проект «Зал ожидания будущего» — попытка предвидеть развитие городов и железнодорожного транспорта от архитектурного бюро Citizenstudio. По 19 марта 2019 г.
Устроители: Галерея «Триумф» и галерея «Царская башня»
Куратор: Семен Михайловский
Ассистент куратора: Екатерина Толстая
Участники: Студия 44 (Н. Явейн), Горожане / Citizenstudio (М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров), Метрогипротранс (Н. Шумаков), Литейная Часть-91 (Р. Даянов), Арден Вальд, Анатолий Акуе, Даниил Зинченко.
Место: Выставочный зал «Царская башня», Казанский вокзал (Комсомольская площадь, 2)
Под эгидой Министерства культуры Российской Федерации
«Свободное пространство», или Free Space — тема, заявленная кураторами Российского павильона на биеннеле в Венеции, имеет для России особое значение. Ведь страна обитаема там, где проходит железная дорога — основной инструмент покорения бескрайнего русского пространства.
Проект «Зал ожидания будущего» — прогноз архитектурного бюро Citizenstudio относительно изменений, которые должны произойти с городами и железнодорожным транспортом в далёком или недалёком будущем. Железная дорога и её инфраструктура занимают колоссальные площади в городах. А значит, с постепенным изменением технологий, стоит ожидать и высвобождения пространства — потенциально огромного free space. Что делать с этим «свободным пространством», как его развивать — вопросы, которые архитекторы Михаил Бейлин и Даниил Никишин ставят перед зрителями.
Экспозиция «Зал ожидания будущего» состоит из двух графических эссе, воплощенных в макетах мастерской STUDIO 911.
«Великая русская река» — исследование о том, как Транссибирская магистраль проходит через крупные города России, разделяя их пространство и создавая мёртвые зоны. Эссе «Дихотомия(?)» демонстрирует два возможных сценария развития города на примере главной вокзальной территории Москвы — Площади Трёх Вокзалов.
«Великая русская река» — выставка-размышление, в которой архитекторы исследуют феномен главной железнодорожной артерии страны.
Россия представляет собой огромное, по большей части свободное пространство, хребтом которого является железная дорога. Это река, протекающая через всю страну с Запада на Восток, объединяет не только Россию, но и весь континент: от Атлантического до Тихого океана. Протекая через все крупные города, «Река» обнаруживает интересное противоречие: объединяя населенные пункты, в самих городах железная дорога является скорее разделяющим фактором. Виной тому — устаревшие технологии и инфраструктура. Колоссальная зона отчуждения сопровождает дорогу. «Река» окружена урбанистическим мусором: гаражами, складами и просто одичавшими пустырями. В итоге, город вынужден ограждаться от «Реки» всеми доступными способами.
Транссибирская магистраль была построена в очень короткие сроки — за 26 лет. Она связала целый континент. Но с тех пор мы продолжаем жить в транспортной концепции ХIХ века. Временной рекорд передвижения от Москвы до Владивостока составляет сегодня 6 дней, 23 часа и 30 минут. Примерно столько же, сколько в 1914 году. Но если до Владивостока пустить поезд cо скоростью «Сапсана», можно будет добраться до края страны за день-полтора.
Стоит раскрыть истинную силу «Великой Русской Реки», превратив ее из городского изгоя в источник жизни, как городов, так и всей страны.
«Дихотомия(?)»
Проект «Дихотомия(?)» – это попытка предвидения будущего развития городов на примере двух кардинально различных возможных сценариев развития Площади Трёх Вокзалов в Москве.
Комсомольская (ранее Каланчевская) площадь еще с ХIХ века ставшая крупнейшим транспортным хабом России, со временем только укрепила свой статус. Сегодня это одно из самых активных мест города, имеющие при этом удивительно низкую для центра плотность застройки.
Первый вариант развития площади – «Поглощение». Он предполагает тотальное уплотнение и поглощение свободного пространства, вертикальный рост. Сила притяжения города растет по мере уплотнения его ткани и функций. В результате Москва становится мега-агломерацией — мощнее и важнее самой страны. Одним из 600 глобальных городов мира, которые, по мнению Кьела Нордстрема, заменят собой 218 государств.
«Данный сценарий кажется наиболее реалистичным, — комментирует архитектор и руководитель бюро Citizenstudio Михаил Бейлин. — Процесс девелопмента территорий идет в Москве уже давно. Отличие описываемого нами сценария в том, что процесс вызван технологическими и социальными механизмами, а не ростом цен на землю».
Второй вариант развития — «Сакрализация» — подразумевает максимальное озеленение свободных пространств. Свободные пространства, ранее занимаемые транспортной инфраструктурой, превращаются в зеленый каркас, выполняющий не только рекреационную, но и связующую роль. Растет скорость междугороднего транспорта, ослабевает притяжение центра города. Расселение вдоль железнодорожных коридоров развивает горизонтальную агломерацию. Развитие Москвы принимает линейный вектор.
Система расселения вдоль транспортного коридора была одной из идей проекта НЭР — «Новый элемент расселения», — предложенного в 1961 году группой советских архитекторов под руководством Алексея Гутнова. Сегодня, когда скоростной транспорт уже стал реальностью, а такие транспортные проекты, как Hyperloop — дело ближайшего будущего, актуальность НЭРа возрастает. Низкая плотность и большие расстояния расселения скоро не будут иметь значения. Не будет важен центр и удаленность от него. Связанной мегаструктурой станет не город, а страна и территория как таковые.
Важный аспект этого нарратива не поглощение, а «сакрализация» свободного пространства в городе, превращение его в зелёные резервации с малоэтажной застройкой. В результате чего, страна расселяется более равномерно и разнообразно.
«Горожане» / Citizenstudio
Архитектурное бюро «Горожане» / Citizenstudio было основано архитекторами Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным в 2010-м году. С этого момента творческая группа реализовала несколько объектов: реконструкцию цеха халвы на заводе «Рот Фронт» под помещение фотогалереи «ГЛАЗ», туристско-информационный центр «Калужский край» в Калуге, кинетический интерактивный объект «Экран Футбола» в Парке Горького для ЧМ-2018, стала победителем и лауреатом международных и российских архитектурных конкурсов, среди которых Международные конкурсы в Калабрии (Италия), Киеве (Украина), конкурс «20 лучших молодых архитекторов России Арх-Москва NEXT-2011», «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2013», «Конкурс на концепцию Музея Мельникова в Москве» и «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2015», «Благоустройство малых городов и исторических поселений - 2018».
В 2017 году «Горожане» / Citizenstudio стали обладателями Гран-при Первой Российской молодежной биеннале архитектуры в Иннополисе и Специального Приза Минстроя России. В 2018 году бюро было удостоено чести представлять Россию на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в национальном павильоне.
STUDIO 911
Для мастерской STUDIO 911 макетирование – это всегда искусство. Основанная в 2012 году студия, создает архитектурные макеты, а также скульптуры и инсталляции. В порт-фолио мастерской: проекты на Венецианской биеннале (в 2016 году — в Арсенале, 2018 — в Российском павильоне), на триеннале в Милане и Японии, участие в Международ-ных выставках MIPIM и MAPIC. В команде мастерской — архитекторы и инженеры, ко-торые находят новые решения в привычном и используют самые передовые технологии. Кроме того, STUDIO 911 не забывает и о будущих архитекторах, периодически проводя лекции и воркшопы для студентов.
Выставка «СТАНЦИЯ РОССИЯ» состоит также из разделов:
«ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ» — видео (Арден Вальд, 21'), рассказывающее о масштабах страны, о разрастающихся городах и кровеносной системе железнодорожных путей – об интенсивности движения, пассажиропотоках, о вокзалах – начиная от Павловского «воксала», где устаивались музыкальные концерты, «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы» до вокзалов, имплементированных в сложную городскую среду.
«ПРОЕКТНОЕ ДЕПО» — проекты, старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. Центральное место займет макет первого, Павловского вокзала (Литейная Часть-91 (Р. Даянов). В этом же разделе представлен макет вокзала в Олимпийском парке в Сочи (Студия-44, Н. Явейн), рисунки и объекты архитектора Н. Шумакова (Метрогипротранс), посвященные ВСМ Москва – Казань.
«КАМЕРА ХРАНЕНИЯ» с двух сторон заполнена ячейками с артефактами и инсталляцией из забытых/потерянных чемоданов.
В пятом разделе «ПРЕОДОЛЕВАЯ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» в большом замороженном окне, имитирующем вагонное, демонстрируется фильм "Семь дней за семь минут" (7'), снятый молодым московским режиссером (Даниилом Зинченко), отправившимся в путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке.
Генеральным партнером проекта стал ОАО «РЖД» — одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, гигантской инфраструктурой, славной историей и большими перспективами.
Концепции комфортных городских кварталов от призеров Российской Молодежной Архитектурной Биеннале.
В репортаже о прошедшей в Иннополисе (Татарстан) Первой Российской Молодежной Архитектурной Биеннале мы рассказывали о ее роли, теме, конкурсном задании, работе жюри и церемонии награждения победителей. Здесь публикуем их проекты.
На наш взгляд, остроту конкурсу придало присутствие кардинально противоположных взглядов на комфортное пространство для жизни. «Силовое поле» создавали две полярные работы: предложение бюро Citizenstudio, крепко укорененное в настоящем с опорой на опыт прошлого, и предложение бюро WALL, тотально устремленное в альтернативное и довольно далекое будущее. С них, предоставив слово авторам, и начнем.
Архитектурная группа Citizenstudio (Москва). Основатели: Михаил Бейлин и Даниил Никишин.
Награда Биеннале: Золотой приз
Михаил Бейлин, Даниил Никишин: «Главную проблему современного города мы видим в том, что человек несколько отчужден от среды, в которой живет, он редко может назвать здание, где он обитает, и его окружение, Домом с большой буквы. В поиске решения этой проблемы мы опираемся на три инструмента: Вариативность, Вовлеченность, Взаимодействие. Вариативность — разнообразие элементов застройки, избавляющее от ощущения монотонности и мономасштабности. Взаимодействие — создание пространства, располагающего к расширению общественных связей, в том числе выходящих за пределы квартала. Вовлеченность — участие жителей в жизни квартального микросоциума.
Работая над проектом, мы представили себе городскую ткань, состоящую из кварталов 250x250 м, разделенных посредством дорожно-уличной сети. Но все пешеходное движение и все общественные пространства расположили не вдоль проезжих частей, а завели внутрь кварталов, разрушив жесткость и самоограниченность квартальной застройки. Результатом стало создание насыщенной, связанной и открытой среды. Совместив несколько типологий, мы превратили ее в некий гибрид. Это жилье, характерное для субурбии (таунхаусы), для городской периферии — модернистских спальных районов, средней части города, такой, как метро «Университет» (добротные дома высотой 7-8 этажей), и для исторического центра.
Внутри, между рядами застройки, по всему периметру квартал огибает полуприватное общественное пространство — линейный парк. А с двух сторон по его оси, к таунхаусам и подъездам многоквартирных домов примыкают маленькие дворики и «палисадники», — островки, которые жители могли бы облагораживать и обустраивать по своему усмотрению, как это происходит в хороших спальных районах. Эти «микрордворы» – своеобразные пространства вовлеченности.
Что касается архитектуры, то нас вдохновляла теплая, качественная застройка совершенно разных эпох, от зданий начала 20 века, итальянской архитектуры 1930-х и кончая «цековскими» домами в арбатских переулках. Добавляя какие-то современные детали и образы, мы пытались создать в целом традиционное пространство, защищенное, но проницаемое, в чем-то слегка архаичное, но гармоничное и стилистически взвешенное. Но главное — оно сомасштабно человеку. Для нас именно такое пространство и такая среда создает ощущение уюта и комфорта, сопричастности и защищенности. Ощущение Дома».
Архитектурное бюро WALL (Москва). Основатели: Рубен Аракелян и Айк Навасардян
Награда Биеннале: Специальное упоминание жюри
Рубен Аракелян: «Мы представили, как развивающиеся сегодня самые сложные и умные технологии изменят наш образ жизни через 100 лет, повлияют на пространственный каркас города, коммуникацию людей. Структурообразующей единицей станет индивидуальная жилая ячейка, которая станет третьей оболочкой человека, наравне с его кожей и одеждой. Это будет умная квартира, которая будет реагировать на особенности и потребности жильца. У нее будет свой микроклимат и возможности перемещения на магнитных подушках по принципу левитации. Ее локация будет зависеть от индивида. Интроверты смогут жить уединенно и автономно среди ландшафта в своих отдельных ячейках. Капсулы также могут объединяться в горизонтальные цепочки, архипелаги, или же в вертикальные «муравейники». Таким образом кварталы будут сами формироваться и трансформироваться вокруг притягивающих их силовых полей, среди природно-рукотворных ландшафтов, скрывающих в своих недрах общественно-социальные функции. Они же будут питать и обслуживать жилые надземные структуры.
Локация будет зависеть от индивида. Интроверты смогут жить уединенно и автономно среди ландшафта в своих отдельных ячейках. Капсулы также могут объединяться в горизонтальные цепочки, архипелаги, или же в вертикальные «муравейники». Таким образом кварталы будут сами формироваться и трансформироваться вокруг притягивающих их силовых полей, среди природно-рукотворных ландшафтов, скрывающих в своих недрах общественно-социальные функции. Они же будут питать и обслуживать жилые надземные структуры».
Общая площадь территории: 6,2 га
Плотность застройки: 29 000 кв.м
Площадь застройки: 24 412 кв.м
Общая площадь квартала: 179 948 кв. м
Верхняя отметка высоты: 198 м
Этажность: 1-61
Проекты других призеров представляли сценарии, более реалистичные и реализуемые уже в наше время.
Надежда Коренева (Москва)
Награда Биеннале: Серебряный приз
Описание проекта: Развитие городской среды — это непрерывный процесс, в котором сценарии жизни того или иного сегмента (квартала) должны разрабатываться одновременно с архитектурными решениями. В основу проекта положен принцип RESIDENTIAL SCRIPT — программирование кодов развития жилой среды (с включением коммерческих и социальных объектов). В качестве исходного участка выбрана территория 240x240 м, которая разделена на девять жилых единиц размером 60х60 м. Основу каждой из них, в свою очередь, составляют универсальные городские ячейки 30х30м, выступающие в качестве неизменяемого стационарного компонента.
В центре каждой такой ячейки расположены лестнично-лифтовая клетка и необходимые инженерные блоки. Конструктивно каждая из них является двухуровневой, с возможностью трансформироваться в две одноуроневые. Такое архитектурно-планировочное решение позволяет обеспечить высокую плотность застройки при относительно низкой этажности (4–6–8 этажей), выстроить сложную иерархию общественных пространств и заложить в основу проекта возможность трансформации городской ткани при сохранении ее характера.
Важнейшей составляющей проекта является интегрированный механизм управления процессом трансформации. SCRIPT LAB (Бюро Городских Трансформаций) представляет собой центр исследований и проектирования, реагирующий на меняющиеся запросы горожан, адаптируя под них среду.
Общая площадь территории: 5, 76 га
Плотность застройки: 23 000 м/га
Площадь застройки: 109 480 кв.м
Общая площадь квартала: 48 400 кв.м
Жилая площадь: 49 560 кв.м
Этажность: 5-9
Олег Манов (Санкт-Петербург)
Награда Биеннале: Бронзовый приз
Описание проекта: Территория квартала разделена на взаимопересекающиеся пространства жилого и общественного назначения, разнообразие форматов которых призвано объединить представителей самых разных возрастных групп и интересов. Блок А, или «Городские виллы» — это традиционная малоэтажная жилая квартальная застройка, предусматривающая четкое разделение пространства на частное и общественное. Уютные внутренние дворики здесь дополнены развитыми эксплуатируемыми террасами, а весь первый этаж отведен под размещение общественных функций. Блок B представляет собой вытянутое в плане трехэтажное здание общественного центра, расположенное точно посередине квартала и призванное аккумулировать просветительские, торговые и развлекательные функции в масштабе всего прилегающего района.
Вплотную к центру примыкает вертикальная доминанта квартала с запоминающимся V-образным силуэтом — блок С с апартаментами для временного проживания. Трактованные как отдельные ячейки, сгруппированные на склоне «горы», они обладают прекрасными видовыми характеристиками и одновременно формируют яркий, иконический характер здания. И, наконец, блок D — это комплекс, состоящий из жилых кластеров, рассчитанных на совместное проживание нескольких человек в отдельных студиях и располагающих пространствами для совместного ведения хозяйства и времяпрепровождения. Жилые модули каждого кластера имеют телескопические террасы, функционирующие в летнее время и убирающиеся на зимний период.
Общая площадь территории: 4, 32 га
Плотность застройки: 12 000 м/га
Площадь застройки: 9700 кв.м
Общая площадь квартала: 51 840 кв.м
Жилая площадь: 42 780 кв.м
Верхняя отметка высоты: 84.6 кв.м
Этажность: 3-15
Авторский коллектив Елены Кашириной, Игоря Кашириной (Москва)
Награда Биеннале: Специальное упоминание Жюри
Описание проекта: Прообразом архитектурно-планировочной идеи данного проекта стал брус, сложенный в несколько стопок. Получившаяся таким образом структура, в которой чередуются плотные и прозрачные блоки, и была положена в основу решений генерального плана. Фактически квартал сформирован одним зданием, состоящим из четырех прямоугольных в плане корпусов, расположенных на едином стилобате. На кровле стилобата внутри каждого из корпусов создан благоустроенный двор. Между собой дворы соединены системой переходов, кроме того, из каждого по специальным пандусам можно попасть на одну из четырех пешеходных площадей, окружающих здание по внешнему периметру.
Размещение дворов на стилобате не только гарантирует полное отсутствие в них машин, но и задает четкую иерархию общественных и общественно-приватных пространств в структуре квартала. Каждый двор имеет свой характер: в первом расположен шахматный клуб, во втором — детская площадка, в третьем — спортивное поле, а четвертый двор организован как зона барбекю. Разный функционал получили и площади, примыкающие к зданию с внешней стороны: одну предполагается оформить как медиалекторий под открытым небом, другую превратить в рынок выходного дня, третью сделать прогулочной зоной встроенного детского сада. Архитектурное решение здания и благоустройство всех общественных пространств квартала выполнены в единой модульной сетке с шагом 7,5х7,5 м.
Общая площадь территории: 2,89 га
Плотность застройки: 25 700 кв.м/га
Общая площадь квартала: 72 750 га
Жилая площадь: 43 550 кв.м
Этажность: 5-10
Архитектурная мастерская «2 Портала» (Воронеж)
Награда Биеннале: Специальный приз республики Татарстан
Описание проекта: Периметрально-комбинированная схема застройки позволяет условно разделить пространство квартала на несколько «подкварталов», которые имеют собственные дворовые территории. Такая структура создает камерные обособленные дворы и одновременно формирует единое плавно перетекающее пространство, обеспечивая логичное взаимодействие всех элементов квартала. Квартал разделен на три основные зоны: жилая «традиционная», жилая «активная» и общественно-рекреационная.
Центральное место в композиции генплана занимает внутриквартальный сквер, служащий связующим звеном между общественной зоной и жилыми домами. Раскрытый угол сквера усиливает выразительность ансамбля, обеспечивая его коммуникацию с внешней городской средой. На первых этажах «активного» жилья расположились помещения коммерческого назначения, а также зона коворкинга.
«Традиционное» жилье, составляющее основную часть застройки квартала, отсылает к образу привычного частного дома со скатной кровлей. Ключевой особенностью жилых домов являются двухуровневые «граундхаусы» на нижних этажах, с приквартирными участками, террасами и отдельным входом. Использование композитных материалов в сочетании с клинкерной облицовкой демонстрирует гармоничное сосуществование прогресса и традиций. Комбинирование разных материалов и цветов придает простой композиции зданий выразительность и индивидуальность. Доступ автомобилей на территорию квартала, кроме спецтехники, ограничен, гостевая парковка организована по его внешнему периметру.
Общая площадь: 4, 52 га
Плотность застройки: 16 966 кв.м
Площадь застройки: 12 907 кв.м
Общая площадь квартала: 103 408 кв.м
Жилая площадь: 73 655 кв.м
Верхняя отметка высоты: 27,3 кв. м
Этажность: 4-8
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.