Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
18 декабря в здании Казанского вокзала откроется выставка «Станция Россия», ранее представленная в российском павильоне на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Одной из частей экспозиции станет проект «Зал ожидания будущего» — попытка предвидеть развитие городов и железнодорожного транспорта от архитектурного бюро Citizenstudio. По 19 марта 2019 г.
Устроители: Галерея «Триумф» и галерея «Царская башня»
Куратор: Семен Михайловский
Ассистент куратора: Екатерина Толстая
Участники: Студия 44 (Н. Явейн), Горожане / Citizenstudio (М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров), Метрогипротранс (Н. Шумаков), Литейная Часть-91 (Р. Даянов), Арден Вальд, Анатолий Акуе, Даниил Зинченко.
Место: Выставочный зал «Царская башня», Казанский вокзал (Комсомольская площадь, 2)
Под эгидой Министерства культуры Российской Федерации
«Свободное пространство», или Free Space — тема, заявленная кураторами Российского павильона на биеннеле в Венеции, имеет для России особое значение. Ведь страна обитаема там, где проходит железная дорога — основной инструмент покорения бескрайнего русского пространства.
Проект «Зал ожидания будущего» — прогноз архитектурного бюро Citizenstudio относительно изменений, которые должны произойти с городами и железнодорожным транспортом в далёком или недалёком будущем. Железная дорога и её инфраструктура занимают колоссальные площади в городах. А значит, с постепенным изменением технологий, стоит ожидать и высвобождения пространства — потенциально огромного free space. Что делать с этим «свободным пространством», как его развивать — вопросы, которые архитекторы Михаил Бейлин и Даниил Никишин ставят перед зрителями.
Экспозиция «Зал ожидания будущего» состоит из двух графических эссе, воплощенных в макетах мастерской STUDIO 911.
«Великая русская река» — исследование о том, как Транссибирская магистраль проходит через крупные города России, разделяя их пространство и создавая мёртвые зоны. Эссе «Дихотомия(?)» демонстрирует два возможных сценария развития города на примере главной вокзальной территории Москвы — Площади Трёх Вокзалов.
«Великая русская река» — выставка-размышление, в которой архитекторы исследуют феномен главной железнодорожной артерии страны.
Россия представляет собой огромное, по большей части свободное пространство, хребтом которого является железная дорога. Это река, протекающая через всю страну с Запада на Восток, объединяет не только Россию, но и весь континент: от Атлантического до Тихого океана. Протекая через все крупные города, «Река» обнаруживает интересное противоречие: объединяя населенные пункты, в самих городах железная дорога является скорее разделяющим фактором. Виной тому — устаревшие технологии и инфраструктура. Колоссальная зона отчуждения сопровождает дорогу. «Река» окружена урбанистическим мусором: гаражами, складами и просто одичавшими пустырями. В итоге, город вынужден ограждаться от «Реки» всеми доступными способами.
Транссибирская магистраль была построена в очень короткие сроки — за 26 лет. Она связала целый континент. Но с тех пор мы продолжаем жить в транспортной концепции ХIХ века. Временной рекорд передвижения от Москвы до Владивостока составляет сегодня 6 дней, 23 часа и 30 минут. Примерно столько же, сколько в 1914 году. Но если до Владивостока пустить поезд cо скоростью «Сапсана», можно будет добраться до края страны за день-полтора.
Стоит раскрыть истинную силу «Великой Русской Реки», превратив ее из городского изгоя в источник жизни, как городов, так и всей страны.
«Дихотомия(?)»
Проект «Дихотомия(?)» – это попытка предвидения будущего развития городов на примере двух кардинально различных возможных сценариев развития Площади Трёх Вокзалов в Москве.
Комсомольская (ранее Каланчевская) площадь еще с ХIХ века ставшая крупнейшим транспортным хабом России, со временем только укрепила свой статус. Сегодня это одно из самых активных мест города, имеющие при этом удивительно низкую для центра плотность застройки.
Первый вариант развития площади – «Поглощение». Он предполагает тотальное уплотнение и поглощение свободного пространства, вертикальный рост. Сила притяжения города растет по мере уплотнения его ткани и функций. В результате Москва становится мега-агломерацией — мощнее и важнее самой страны. Одним из 600 глобальных городов мира, которые, по мнению Кьела Нордстрема, заменят собой 218 государств.
«Данный сценарий кажется наиболее реалистичным, — комментирует архитектор и руководитель бюро Citizenstudio Михаил Бейлин. — Процесс девелопмента территорий идет в Москве уже давно. Отличие описываемого нами сценария в том, что процесс вызван технологическими и социальными механизмами, а не ростом цен на землю».
Второй вариант развития — «Сакрализация» — подразумевает максимальное озеленение свободных пространств. Свободные пространства, ранее занимаемые транспортной инфраструктурой, превращаются в зеленый каркас, выполняющий не только рекреационную, но и связующую роль. Растет скорость междугороднего транспорта, ослабевает притяжение центра города. Расселение вдоль железнодорожных коридоров развивает горизонтальную агломерацию. Развитие Москвы принимает линейный вектор.
Система расселения вдоль транспортного коридора была одной из идей проекта НЭР — «Новый элемент расселения», — предложенного в 1961 году группой советских архитекторов под руководством Алексея Гутнова. Сегодня, когда скоростной транспорт уже стал реальностью, а такие транспортные проекты, как Hyperloop — дело ближайшего будущего, актуальность НЭРа возрастает. Низкая плотность и большие расстояния расселения скоро не будут иметь значения. Не будет важен центр и удаленность от него. Связанной мегаструктурой станет не город, а страна и территория как таковые.
Важный аспект этого нарратива не поглощение, а «сакрализация» свободного пространства в городе, превращение его в зелёные резервации с малоэтажной застройкой. В результате чего, страна расселяется более равномерно и разнообразно.
«Горожане» / Citizenstudio
Архитектурное бюро «Горожане» / Citizenstudio было основано архитекторами Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным в 2010-м году. С этого момента творческая группа реализовала несколько объектов: реконструкцию цеха халвы на заводе «Рот Фронт» под помещение фотогалереи «ГЛАЗ», туристско-информационный центр «Калужский край» в Калуге, кинетический интерактивный объект «Экран Футбола» в Парке Горького для ЧМ-2018, стала победителем и лауреатом международных и российских архитектурных конкурсов, среди которых Международные конкурсы в Калабрии (Италия), Киеве (Украина), конкурс «20 лучших молодых архитекторов России Арх-Москва NEXT-2011», «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2013», «Конкурс на концепцию Музея Мельникова в Москве» и «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2015», «Благоустройство малых городов и исторических поселений - 2018».
В 2017 году «Горожане» / Citizenstudio стали обладателями Гран-при Первой Российской молодежной биеннале архитектуры в Иннополисе и Специального Приза Минстроя России. В 2018 году бюро было удостоено чести представлять Россию на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в национальном павильоне.
STUDIO 911
Для мастерской STUDIO 911 макетирование – это всегда искусство. Основанная в 2012 году студия, создает архитектурные макеты, а также скульптуры и инсталляции. В порт-фолио мастерской: проекты на Венецианской биеннале (в 2016 году — в Арсенале, 2018 — в Российском павильоне), на триеннале в Милане и Японии, участие в Международ-ных выставках MIPIM и MAPIC. В команде мастерской — архитекторы и инженеры, ко-торые находят новые решения в привычном и используют самые передовые технологии. Кроме того, STUDIO 911 не забывает и о будущих архитекторах, периодически проводя лекции и воркшопы для студентов.
Выставка «СТАНЦИЯ РОССИЯ» состоит также из разделов:
«ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ» — видео (Арден Вальд, 21'), рассказывающее о масштабах страны, о разрастающихся городах и кровеносной системе железнодорожных путей – об интенсивности движения, пассажиропотоках, о вокзалах – начиная от Павловского «воксала», где устаивались музыкальные концерты, «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы» до вокзалов, имплементированных в сложную городскую среду.
«ПРОЕКТНОЕ ДЕПО» — проекты, старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. Центральное место займет макет первого, Павловского вокзала (Литейная Часть-91 (Р. Даянов). В этом же разделе представлен макет вокзала в Олимпийском парке в Сочи (Студия-44, Н. Явейн), рисунки и объекты архитектора Н. Шумакова (Метрогипротранс), посвященные ВСМ Москва – Казань.
«КАМЕРА ХРАНЕНИЯ» с двух сторон заполнена ячейками с артефактами и инсталляцией из забытых/потерянных чемоданов.
В пятом разделе «ПРЕОДОЛЕВАЯ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» в большом замороженном окне, имитирующем вагонное, демонстрируется фильм "Семь дней за семь минут" (7'), снятый молодым московским режиссером (Даниилом Зинченко), отправившимся в путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке.
Генеральным партнером проекта стал ОАО «РЖД» — одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, гигантской инфраструктурой, славной историей и большими перспективами.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.