Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Александр Пономарев :: Архплатформа

TAG: Александр Пономарев

«Ветрувианский человек»

26.10.15
19:14
Категории: | События | Выставки

До 15 ноября в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть масштабный проект художника Александра Пономарева, вошедшего в жюри конкурса «АрхиГрафика 2015-2016».

Рядом с классикой мировой художественной культуры в залах главного здания ГМИИ все чаще появляются произведения современного искусства.
Первыми «нарушителями покоя» были объекты бельгийского Вима Дельвуа, изобретательно замаскированные под исторические экспонаты. Выставка так и называлась «Мимикрия». Проект, представленный Александром Пономаревым, не только никак не прячется, а заявляет о себе с «порога» музея, преображая его фасад.

©photo: Raul Skrylev

Александр Пономарев известен не только как художник, но и как отважный путешественник. В своем творчестве он часто обращается к теме встречи искусства с природными стихиями. В проекте «Ветрувианский человек»  –  перформансе, осуществленном в арктической части Атлантического океана во время экспедиции судна Российской академии наук, – соавтором мастера стал ветер. Пономарев изготовил специальную конструкцию – увеличенную копию ветроуказателя, на языке моряков и летчиков называемого «колдуном».

«Это конус из крепкой и легкой материи, прикрепленный к металлическому кольцу, диаметр которого точно соответствует отношениям частей человеческого тела, заданным знаменитым рисунком Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Художник прикрепил «колдун» между мачтами; диаметр кольца конуса соответствовал росту Александра Пономарёва, что позволило ему находиться внутри «колдуна» в позе Витрувианского человека. Художник оставался в свободном полете над палубой, символизируя собой прибор для определения силы и направления ветра. Так появилось понятие «Ветрувианский человек», где смена одной буквы послужила своебразной синкопой, смещением акцента, позволившим объединить природу и человека» Документация этого перформанса и его мотивы и стали основой экспозиции, развернувшейся в музее. Перед входом в него установлена инсталляция из шести «колдунов», — объясняют организаторы выставки.

Основная часть выставки расположена в зале Микеланджело. Центром композиции выступает видеоинсталляция перфоманса Александра Пономарёва в водах Атлантики. Фигура художника, вписанная в круг «колдуна», – это не только парафраз знаменитого рисунка Леонардо да Винчи, но и тонкая метафора идеальной гармонии. В едином пространстве зала, как в «розе ветров» представлены четыре части света, четыре мировоззрения, четыре эпохи, четыре великих художника: Альбрехт Дюрер, Джованни Пиранези, Кацусика Хокусай, Анри Матисс. Графические листы этих мастеров, выполненные в различных техниках, задают новые векторы для размышлений и позволяют зрителю выстроить собственную карту искусства.

Отсылки к классическим художникам для Пономарёва не случайность. По его словам: «Мы всегда пребываем в диалоге с классиками… пытаемся обнаружить их след здесь и сейчас». В экспозицию также вошли работы, которые художник создал во время своего путешествия в Арктику, – зарисовки, выполненные шариковой ручкой на страницах дневников, и гигантские морские карты, ставшие основой фантастических чертежей».

Куратор выставки:
Александра Данилова, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка проходит при поддержке Фонда ЦУМ ART Foundation.

http://www.arts-museum.ru

Вызовы ледяного юга

25.08.15
16:29
Категории: | Новости

В московском Мультимедиарт Арт Музее до 6 сентября можно увидеть выставку «Антарктида. История. Антарктопия». Центральное место в экспозиции занимает кураторский проект художника Александра Пономарева, ставший хитом 14-й Венецианской биеннале архитектуры. Вспоминаем и публикуем самые интересные, по версии сайта «Архплатформа», концепции, осмысляющие жизнь на краю света.

Общий вид экспозиции в МАММ

Александр Пономарев, известный художник и путешественник, кавалер французского ордена «За заслуги в области искусства и литературы», неоднократно бывал на шестом континенте в составе разных экспедиций, в том числе — на украинской полярной станции «Академик Вернадский». В 2012 году в соавторстве с архитекторами Алексеем Козырем и Ильей Бабаком показал на 13-й архитектурной биеннале в Венеции в рамках национальной экспозиции Украины проекты трансформирующихся кораблей-музеев, вдохновленных феноменами плавучих льдин-миражей (см. публикацию Архплатформы «Музей как мираж»).

Фото предоставлено пресс-службой МАММ
Александр Пономарев - автор идеи проекта "Антарктопия"

А через два года, вместе с молодым британским искусствоведом и философом Надимом Самманом, сделал в Венеции целый павильон Антарктиды, правда, не в Джардини, а в рамках параллельной программы – в выставочном пространстве Fondaco Marcello на Гранд-канале. По мнению кураторов этого фантастического проекта, Антарктида, вообще-то, достойна не только представительства в Венеции, но и собственной биеннале. Ничья земля, свободная от геополитических притязаний, край света, испытывающий на прочность тела и души, последний ресурсный резерв планеты. «Что же найдут там художники? Возможно, нечто возвышенное», – спрашивает и предполагает Надим Самман во вступительной статье к каталогу «Антарктопии» (каталог, кстати, спасибо — художнику Алене Ивановой-Йохансон, —  настоящее произведение полиграфического искусства).

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Возможно, мечта о биеннале на самом холодном юге Земли когда-нибудь, хоть раз, осуществится, и  сотня художников отправится туда на двух ледоколах, художники встретятся с работающими на исследовательских станциях учеными, и в результате научно-творческого обмена родится какое-то новое, спасительное знание о Земле, человечестве и его будущем. Пока же проект «Антарктопия», в согласии с интернациональной концепцией самой Антарктиды, дал ведущим архитекторам и художникам из разных стран, возможность дистанционного концептуального высказывания. Созданные объекты распределились на разных отметках шкалы между «артом» и «практичной архитектурой».

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Возможность пофилософствовать и свободно пофантазировать нечасто выпадает архитекторам в наши дни. Неудивительно, что крепкие российские практики, выросшие из «бумажников» 1980-х – Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Тотан Кузембаев –  выступили в «Антарктопии» ностальгически –  скорее как художники. Аввакумов выставил объект «Полярная ось», который они с Михаилом Беловым создали в 1987 году.

Изображение предоставлено пресс-службой МАММ
Юрий Аввакумов (совместно с Михаилом Беловым). Полярная ось. 1987. Из коллекции Ника Ильина
 

Авторское описание к скульптуре можно читать как предисловие ко всей выставке: «Три креста-лестницы, заключенные между двумя зеркалами (круглым и квадратным), формируют бесконечную воображаемую ось, проходящую через разные миры. Посвящается всем тем, кто, стремясь к идеальному, постигал реальность».

Фото: архив "Архплатформы"
Александр Бродский. Антарктида: павильон для игры в шахматы. Объект на выставке в Венеции

Изображение предоставлено пресс-службой МАММ

Бродский увидел в «ледяной бездонности» Антарктиды идеальное место для игры в шахматы и нарисовал характерный маленький сарайчик, светящийся в синей мгле.

 

Фото: архив "Архплатформы"
Объект Тотана Кузембаева на выставке в Венеции

По идее Тотана Кузембаева, павильон Антарктиды в Венеции мог бы стать напоминанием о грядущих климатических и экологических изменениях. Из вод лагуны на высоту 58, 3 метра возносится «лес» антенн: когда все льды Антарктиды растают, именно на этот уровень поднимется мировой океан.

Ближе к «арт-полюсу» изысканий участников «Антарктопии» находится «Колокол» Юрия Григоряна («Проект Меганом»). Конусовидный объект, вросший в лед, может служить убежищем во время снежных бурь, в то же время его пространство усиливает природные звуки Антарктиды и «содействует открытию бесконечно новых сочетаний и композиций».

Сергей Скуратов.Идеальный мир – философия камуфляжа

Покрытый ледяным панцирем искусственный плавающий остров, придуманный Сергеем Скуратовым, поначалу кажется конкретным архитектурным объектом. Понятная органическая форма, точно указаны ее высота и диаметр, детально описаны стены бухты, врезанной в тело острова,  но далее в описании автор настаивает на том, что главная функция его творения метафорическая: «Что это – искусственный остров, центр исследований Антарктиды, развлекательный туристический лайнер нового поколения, плавающая тюрьма для опасных преступников, военная база страны-агрессора или новая штаб-квартира ООН, курсирующая вокруг ледяного континента, – вне предмета художественного высказывания. Это лишь образ и форма жизни в фантастическом, почти инопланетном мире Антарктиды здесь, на Земле. Это еще одна попытка взаимодействия».  

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Абсолютно «своим» в фантастическом белом мире кажется сооружение, разработанное учениками Захи Хадид, и видно, что под ее чутким руководством. Трансформирующийся антарктический научно-исследовательский центр стыкуется со льдами как естественное продолжение их рельефа. Его архитектура не просто текуча и биоморфна – она должна адаптироваться к изменчивым, экстремальным условиям по природным моделям. При этом у объекта сложная функциональная программа – это и научная база, и курорт, и место проведения конференций, и выставочное пространство. 

Студия Захи Хадид, Вена. Трансформирующийся антарктический научно-исследовательский центр

Алексей Козырь, Илья Бабак. Антарктическая оранжерея «Мак полярный»

У антрактической природы учатся проектированию и российские архитекторы Алексей Козырь и Илья Бабак. Их оранжерея «Мак полярный» предназначена для наблюдений за растениями, выживающими в низких температурах, для ботанических и медицинских опытов. На первый взгляд, план здания похож на снежинку, но на самом деле, он воспроизводит структуру сердцевины «мака полярного». Всеми лепестками этот цветок может отклониться, чтобы поймать максимум солнца. Подобным образом ведут себя и «отростки» станции, точнее, установленные на них сенсорные солнечные батареи.

Алексей Козырь, Илья Бабак. Антарктическая оранжерея «Мак полярный»

Лиза Винтова подумала о психологическом состоянии людей, живущих и работающих в Антарктиде. Ее ландшафтный объект «Земные привязки» – декорации изо льда, вызывающие ассоциации с привычным, родным миром, воссоздающие знакомые «культурные коды». Их созерцание могло бы стать профилактикой депрессии от длительного пребывания в монохромной, практически беспредметной среде. Важную роль при этом играет меняющаяся подсветка – она восполняет дефицит сочных цветов.

Фото: архив "Архплатформы"
Лиза Винтова. Объект «Земные привязки»

Хью Бротон. Жизнь в «морозильнике». Макет «Хэлли VI»
 

Принял в проекте участие и Хью Бротон, один из ведущих мировых проектировщиков научно-исследовательских объектов в полярных регионах. В 2005 году его мастерская выиграла международный конкурс на проектирование британской научно-исследовательской станции «Хэлли VI» в Антарктике. Первая, полностью перемещаемая исследовательская база в мире, «воплощение шагающих городов Аркигрэма», создавалась с учетом минимального вмешательства в местные экосистемы. Она должна была стать безупречно работающим «механизмом для проживания» в условиях пятидесятиградусного мороза и ветра скоростью 150 км/час. И не на последнем месте стоял вопрос личного комфорта тех, кому предстояла длительная жизнь в «морозильнике».

Фото предоставлено пресс-службой МАММ
Хью Бротон. Жизнь в «морозильнике»

«Проектирование начинается с простых вопросов: как вы просыпаетесь? Что вы чувствуете под ногами, когда вы встаете с постели? Какого цвета ваша комната? Как защитить индивидуальность при сохранении общности?», –  поясняет автор. Дизайн интерьера всеми средствами – цветами, материалами, конструкциями мебели, был призван противостоять психологическим лишениям, которые может испытывать человек в ледяной пустыне.

Хью Бротон. Жизнь в «морозильнике». «Хэлли VI»

Фото: архив "Архплатформы"
Мариэль Ньюдекер погрузила «Хэлли VI» в куб, наполненный водой и субстанциями, образующими как бы снежную пелену. Инсталляция "Некоторые вещи происходят все сразу". Объект на выставке в Венеции.

Фото предоставлено пресс-службой МАММ
Мариэль Ньюдекер. «Некоторые вещи происходят все сразу».

Не стала дожидаться антарктической биеннале, а уже сейчас, согласно предсказанию Надима Саммана, интерпретировала край земли как «нечто возвышенное» базирующаяся в Вене международная проектно-исследовательская группа VMA (Veech Media  Architecture). Специализируясь на областях, выходящих за пределы традиционной архитектуры, ее участники рассматривали Антарктиду как последний бастион рая на земле –  «свободный от территориального собственничества, жадности и вечного стремления к доминированию», как место, которое «имеет все шансы стать катализатором для нового цивилизованного будущего».

VMA. Антарктида: переосмысление рая

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

На территории Антарктиды, по мнению исследователей из VMA, любые привычные строительные модели проигрышны. Вместо них предлагается концепция «Мигрирующие города» –  легкие парящие конструкции, без фундаментов и закрепленных сетевых систем. В последних они не нуждаются, так как получают энергию с космических станций и не зависят от потребления ископаемых видов топлива. «Архитектурные дирижабли» могут свободно автономно парить или, подобно пингвинам, сбиваться в «стаи»-сообщества.

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

В экспозиции МАММ произведения участников «Антарктопии» выставлены практически таким же образом, как в венецианском зале год назад: в витринах, установленных на дорожных, мобильных кофрах, похожих на те, в которых перевозится экспедиционное оборудование. Рядом –  вертикальные щиты с эскизами и пояснениями. Однако московская экспозиция дополнила проект исторической частью – редкими фотографиями, повествующими об освоении Антарктиды, снимками научных станций, ледоколов, пейзажных феноменов, картинами работы и отдыха полярников. Выставка работает до 6 сентября. Если еще не были, поторопитесь!

Фото: архив "Архплатформы"
Юрген Майер Х. Таяние. Вид сверху. Объект на выставке в Венеции

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Алекс Шведер. За пределами строительной архитектуры

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Фото предоставлено пресс-службой МАММ

 

Официальный сайт: http://mamm-mdf.ru/exhibitions/antarctica/

 

 

Музей как мираж

04.10.12
17:26
Категории: | События | Выставки

На Биеннале архитектуры, продолжающейся в Венеции, присутствие российских творческих сил павильоном России не ограничилось. Одной из заметных точек их концентрации стала экспозиция Украины.

Художник, путешественник, моряк-подводник Александр Пономарев, архитекторы-изобретатели Алексей Козырь и Илья Бабак, фотограф и исследователь океана Сергей Шестаков сделали выставку под названием «Архитектура миражей». На небольшой площадке, отведенной Украине в комплексе залов «Арсенала», представлены проекты двух уникальных сооружений, перемещающихся по воде - «Персонального плавучего музея» и «Музея современного искусства для полярных зон».

У каждой концепции Александра Пономарева, много работающего с водой и связанными с ней механизмами, есть своя захватывающая предыстория. В основе этого проекта - экспедиция, которую художник совершил на украинскую полярную станцию «Академик Вернадский», где ему удалось заснять на фото и видеокамеру удивительный оптический феномен - антарктические миражи. Эфемерные структуры, напоминающие вершины айсбергов, появляются иногда на горизонте, меняют конфигурацию и тают в воздухе.

Идеей воспроизвести этот эффект в архитектурном объекте Александр поделился со своим приятелем, архитектором Алексеем Козырем, которого давно увлекает тема разнообразных трансформаций и растворяющихся границ. Идея вдохновила, и Алексей Козырь с коллегой Ильей Бабаком разработали два беспрецедентных проекта.

«Персональный плавучий музей» - платформа водоизмещением 1800 тонн и длиной 78 метров располагает выставочной площадью в 1844 квадратных метров. Два зала кубической формы стационарно находятся в подводной части, а три подобных куба могут менять положение – возвышаться над поверхностью палубы или погружаться в недра платформы. У каждого мобильного объема наверху свой сценарий для фасадов, отражающий разные состояния H2O - твердое, газообразное, жидкое. С помощью специальных генераторов первый куб покрывается льдом, второй окутывается паром, по третьему стекает вода. В общем, фантасмагорическое должно быть зрелище. Как мираж в Антарктике.

«Музей современного искусства для полярных зон» - проект, не менее удивительный. Это длинное (160 м), похожее на ложку судно, доплыв до места дислокации, совершает невероятный кульбит - переворачивается на 90 градусов и принимает вертикальное положение. Наверху остаются ярусы с номерами отеля, способного вместить 60 человек, а под воду уходит «ручка ложки» – капсула с выставочным залом, куда посетители спускаются на батискафе.

Предполагается, что плавучие музеи будут точками притяжения для путешествующих по Антарктике. Впрочем, это не единственный возможный пункт назначения. «Наши сооружения могут появиться везде, где позволит фарватер. Хоть в Москва-реке, у Парка Горького например. Для второго музея, пожалуй, мелковато, а первый вполне пройдет», - мечтает Александр Пономарев.

В пространстве выставки о проектах рассказывали макеты, видеоролики с 3D-моделями и зарисовки Александра, сделанные на старых морских картах. «Важно было привнести в экспозицию элемент живой, ручной работы», - заметил он. Надо сказать, что этим павильон Украины отличался от других выставок Биеннале, где в целом было мало графики, созданной вручную.

В одном из отсеков украинской экспозиции лежали ковры и подушки. Посетители, устроившись на них и надев специальные очки, могли «погрузиться в глубины океана» вместе со спроецированным на потолок фильмом Сергея Шестакова. Мастер, известный съемками в труднодоступных местах планеты, в свое время тоже посетил «Академика Вернадского».

«Вместилищем» для экспонатов стал павильон, спроектированный Алексеем Козырем. Легкую, сборно-разборную конструкцию на деревянном каркасе он неслучайно обтянул льняным полотном: текстура полупрозрачных слоев ткани создает иллюзию взгляда сквозь воду. Самоценность этого архитектурного объекта подчеркивается отдельным названием - Gaze (пристальный взгляд - англ.).

На вопрос, почему такая мощная «московская сборная» выступает за Украину, Александр Пономарев ответил гордо: «Казацкие корни». Он родился в Днепропетровске, учился в Высшем инженерно-морском училище в Одессе, а его дедушка был родом из Запорожской Сечи. В предисловии к каталогу выставки команда павильона посвятила проекты водоплавающих музеев всем свободным художникам Украины.

На стенде Украины побывало немало архитектурных знаменитостей. На фото: Алексей Козырь (слева), Александр Пономарев (справа) с Петером Цумтором.

Скепсис по поводу реализуемости объектов авторы не принимают. «В том, что касается архитектурной части, оба проекта полностью готовы к реализации. Да и с технологической точки зрения никаких препятствий нет. Все это можно сделать», - убежден Алексей Козырь. «К тому же принцип «кувырка», который совершает «Музей современного искусства», уже отработан океанологами на небольшом канадском исследовательском корабле», - добавляет Александр.

Александр Пономарев показывает макет «Персонального плавучего музея» Жану Нувелю.

« В то, что моя субмарина (проект «Cубтициано», 53-я Биеннале современного искусства в Венеции, 2009) всплывет на Гранд-канале тоже не многие верили, а она всплыла. И восьмиметровые акриловые колонны, наполненные водой с курсирующими вверх-вниз «субмобилями» (инсталляция «Дыхание океана» на «ЭКСПО» в Лиссабоне, 1998), когда-то казались чем-то невероятным. Мне удается воплощать в жизнь все замыслы», - говорит художник. Когда именно к Парку Горького причалит необычное судно-музей, на глазах меняющее очертания, пока неизвестно. Для начала в скором времени в Москву приедет эта выставка - в декабре ее планируют показать в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. В Венеции, в рамках Биеннале, экспозиция открыта до 25 ноября.

Сайт Мастерской Алексея Козыря: www.ak-p.ru

Сайт Александра Пономарева: www.ponomarev-art.com

Сайт Венецианской биеннале архитектуры: www.labiennale.org

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey