Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
До 15 ноября в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть масштабный проект художника Александра Пономарева, вошедшего в жюри конкурса «АрхиГрафика 2015-2016».
Рядом с классикой мировой художественной культуры в залах главного здания ГМИИ все чаще появляются произведения современного искусства.
Первыми «нарушителями покоя» были объекты бельгийского Вима Дельвуа, изобретательно замаскированные под исторические экспонаты. Выставка так и называлась «Мимикрия». Проект, представленный Александром Пономаревым, не только никак не прячется, а заявляет о себе с «порога» музея, преображая его фасад.
Александр Пономарев известен не только как художник, но и как отважный путешественник. В своем творчестве он часто обращается к теме встречи искусства с природными стихиями. В проекте «Ветрувианский человек» – перформансе, осуществленном в арктической части Атлантического океана во время экспедиции судна Российской академии наук, – соавтором мастера стал ветер. Пономарев изготовил специальную конструкцию – увеличенную копию ветроуказателя, на языке моряков и летчиков называемого «колдуном».
«Это конус из крепкой и легкой материи, прикрепленный к металлическому кольцу, диаметр которого точно соответствует отношениям частей человеческого тела, заданным знаменитым рисунком Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Художник прикрепил «колдун» между мачтами; диаметр кольца конуса соответствовал росту Александра Пономарёва, что позволило ему находиться внутри «колдуна» в позе Витрувианского человека. Художник оставался в свободном полете над палубой, символизируя собой прибор для определения силы и направления ветра. Так появилось понятие «Ветрувианский человек», где смена одной буквы послужила своебразной синкопой, смещением акцента, позволившим объединить природу и человека» Документация этого перформанса и его мотивы и стали основой экспозиции, развернувшейся в музее. Перед входом в него установлена инсталляция из шести «колдунов», — объясняют организаторы выставки.
Основная часть выставки расположена в зале Микеланджело. Центром композиции выступает видеоинсталляция перфоманса Александра Пономарёва в водах Атлантики. Фигура художника, вписанная в круг «колдуна», – это не только парафраз знаменитого рисунка Леонардо да Винчи, но и тонкая метафора идеальной гармонии. В едином пространстве зала, как в «розе ветров» представлены четыре части света, четыре мировоззрения, четыре эпохи, четыре великих художника: Альбрехт Дюрер, Джованни Пиранези, Кацусика Хокусай, Анри Матисс. Графические листы этих мастеров, выполненные в различных техниках, задают новые векторы для размышлений и позволяют зрителю выстроить собственную карту искусства.
Отсылки к классическим художникам для Пономарёва не случайность. По его словам: «Мы всегда пребываем в диалоге с классиками… пытаемся обнаружить их след здесь и сейчас». В экспозицию также вошли работы, которые художник создал во время своего путешествия в Арктику, – зарисовки, выполненные шариковой ручкой на страницах дневников, и гигантские морские карты, ставшие основой фантастических чертежей».
Куратор выставки:
Александра Данилова, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка проходит при поддержке Фонда ЦУМ ART Foundation.
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.