Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Музей Архитектуры им. A.В.Щусева :: Архплатформа

TAG: Музей Архитектуры им. A.В.Щусева

Онлайн-аукцион в поддержку Музея архитектуры

06.07.20
16:33
Категории: | События | Хроника

До 26 июля на сайте онлайн-галереи и аукциона молодого искусства SAMPLE проводится благотворительный аукцион, организованный для поддержки Музея архитектуры в посткарантинный период. 

Cергей Кузнецов. Панорама Тверской улицы на пересечении с Бульварным кольцом. Бумага, акварель, 46 x 61 см, 2020

В партнерстве с SAMPLE МУАР собрал 25 лотов от 25 независимых и объединенных авторов: архитекторов, фотографов и предметных дизайнеров. Поддержать любимый музей, сделав виртуальные ставки, можно будет до 26 июля. Графические произведения, архитектурные фотографии, гипсовые скульптуры и уникальные предметы интерьера предоставили одни из наиболее известных и востребованных российских героев мира архитектуры и дизайна. Многие объекты были созданы специально для благотворительного аукциона (фотография здания Союзпушнины в Санкт-Петербурге архитектора Максима Атаянца, объект «Материальные эксперименты. Гипс-02» основателей архбюро «Мастерская Б» Александры Гиневой и Александра Добровского, графическая работа «План центральной части Рима» основателя дизайн-бюро Crosby Studios Гарри Нуриева, серия карандашных рисунков президента Союза архитекторов России (2008—2016) Андрея Бокова, журнальный стол Northern Lights дизайнера Димы Логинова, произведенный компанией YACHTLINE в цвете IKB в единственном экземпляре), другие же предметы демонстрировались на различных выставках в Москве (постер «Модификация башни Леонида Павлова на Измайловском шоссе» основателей архбюро Ad Hoc Architecture Станислава Субботина и Дарьи Кирилловой, рисунок «Автоматическая механизированная парковка» руководителя мастерской FUTURA-ARCHITECTS Олега Манова) и участвовали в престижных российских и международных конкурсах. Таким образом, будущие приобретатели лотов смогут не только поспособствовать развитию одного из федеральных музеев страны, но и стать обладателями по-настоящему редких и эксклюзивных вещей, дополнить или начать собирать свою личную или корпоративную коллекцию.

Сергей Чобан. Эскиз к реконструкции территории Lenexpo в Санкт-Петербурге. Калька, линер, 33 x 47 см, 2011

Все средства, вырученные от продажи лотов благотворительного онлайн-аукциона, пойдут на поддержание уставной деятельности Музея архитектуры.

Лоты предоставили: Андрей Боков (вице-президент Международной академии архитектуры, президент Союза архитекторов России (2008—2016)), Сергей Кузнецов (Главный архитектор Москвы), Сергей Чобан (бюро SPEECH), Тотан Кузембаев (архитектурная мастерская Тотана Кузембаева), Дмитрий Буш и Сергей Чуклов (ПИ «Арена»), Юрий Аввакумов (бюро Agitarch), Максим Атаянц (архитектурная мастерская Максима Атаянца), Александр Балабин (компания «Северин Проект»), Наринэ Тютчева (бюро «Рождественка», проект «Ре-Школа»), Сергей Неботов, Сергей Аксенов, Анастасия Грицкова и Михаил Мартьянов (бюро «Новое»), Сергей Надточий (бюро «Атриум»), Александра Гинева и Александр Добровский (бюро «Мастерская Б»), Олег Манов (мастерская FUTURA-ARCHITECTS), Анна Дельгядо и Александра Янкевич (Архитектурное бюро 11), Артем Укропов, Кирилл Губернаторов и Дарья Листопад (бюро Megabudka), Иван Петрунин (бюро «Арх. Объем»), Александр Рябский (бюро F A S(t)), Артем Китаев (бюро «КОСМОС»), Михаил Бейлин (бюро «CITIZENSTUDIO / Горожане»), Станислав Субботин и Дарья Кириллова (бюро Ad Hoc Architecture), Наталья Масталерж, Анастасия Тихомирова и Ната Татунашвили (бюро Nowadays), Дима Логинов и компания YACHTLINE, Гарри Нуриев (бюро Crosby Studios), Александра Фалиштынская (компания the.DOT.home), фотограф Евгения Кильпеляйнен.

Максим Атаянц. Фотография здания Союзпушнины в Санкт-Петербурге, 90 x 72 см, 2020

Тотан Кузембаев. Из серии «Невесомость». Бумага, тушь, перо, смешанная техника. 70 × 100 см, 2017

Ссылка на страницу аукциона на сайте SAMPLE:  https://sample-art.com/auction/auktsion-muar-x-sample/

 

30 лет в лицах, проектах, событиях

10.07.19
15:18
Категории: | События | Выставки

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» завершилась презентацией одноименной книги и анонсом продолжения исследовательского проекта по сбору и систематизации информации о наиболее значимых постройках и событиях в современной отечественной архитектуре.

С 14 мая по 16 июня 2019 года в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева проходила выставка «Российская архитектура. Новейшая эра», на которой̆ были представлены результаты исследования наиболее значимых для архитектурной̆ отрасли событий и построек за последние 30 лет, начиная с 1989 года, когда в Москве были созданы первые частные архитектурные кооперативы.

Представленная в пространстве флигеля «Руина» Музея архитектуры выставка состояла из трех частей. На первом этаже на собранной из десятков панелей складчатой структуре разворачивалась временная лента, состоящая из текстов и изображений, рассказывающих о наиболее значимых событиях и постройках, произошедших или построенных в один из исследуемых годов. В качестве смыслового и композиционного стержня временной ленты выступали глобальные события в мировой и российской политике, экономике и культуре. 

На первом и третьем этажах флигеля демонстрировались видео-интервью с главными героями проекта – ведущими российскими архитекторами и экспертами, которые рассказывали о своей оценке основных периодов новейшей архитектурной истории, а также роли отдельных личностей и влиянии явлений и событий на ее развитие.

На втором этаже была представлена коллекция арт-объектов, представляющих авторские трактовки зданий, признанных по результатам исследования наиболее значимыми для формирования и развития национальной архитектурной школы. Приглашенные к участию в выставке архитекторы, самостоятельно выбирали формат и способ презентации своих архитектурных произведений, при помощи художественных средств акцентируя в инсталляции черту или образ, наиболее характерный или знаковый для понимания изначального авторского замысла. 

Над каждым объектом был размещен вертикальный баннер с информацией и фотографиями. Это оригинальное решение, как и весь дизайн экспозиции разработанное Архитектурным бюро Асадова с использованием декоративного освещения от компании IntiLED (Россия), позволило задействовать все уникальное пространство флигеля «Руина» и отразить главную идею проекта «Российская архитектура. Новейшая эра» – история российской архитектуры – это живая и трансформируемая ткань, насыщенная событиями и архитектурными произведениями.

За время работы выставки ее посетило более 1,5 тысячи человек, в том числе, в рамках специальных кураторских экскурсий. Параллельно с выставкой, в лектории Музея архитектуры проходила программа еженедельных публичных мероприятий, включавшая лекции, круглые столы и презентации, с участием ведущих российских архитекторов, экспертов и производителей строительных и отделочных материалов. 

Выставка была подготовлена в рамках одноименного проекта, включавшего создание сайта www.archnewage.ru, открывающего доступ к собранным в ходе исследования материалам и информации самой̆ широкой̆ публики, а также издание книги, инициатором которого выступил Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы и сайт Архитектурного Совета Москвы. В книге представлена вся собранная в ходе исследования информация о наиболее значимых для архитектуры России событиях и постройках, а также комментарии авторов зданий и участников, а зачастую и инициаторов отмеченных событий.  

Книга, вышедшая в рамках издательской программы Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы и сайта Архитектурного Совета Москвы, продолжает серию книг, анализирующих взаимосвязь современной проектной практики с историческим наследием и общемировыми архитектурными и градостроительными тенденциями. В предисловии к книге «Российская архитектура. Новейшая эра» Сергей Кузнецов, главный̆ архитектор Москвы, пишет: «30 лет для архитектуры — это удобный период, когда, с одной стороны, те, кто все это создавал, живы и продолжают активно работать (и есть возможность собрать информацию из первых уст), а с другой стороны, 30 лет — уже достаточно, чтобы подводить определенные итоги и анализировать результаты. Хотя я воспринимаю этот проект скорее не как подведение итогов, а как некий промежуточный этап, исследование предпосылок сегодняшних изменений и переломов. Сейчас самое время заняться анализом и систематизацией, чтобы учесть накопленный опыт и выстроить четкий и осмысленный курс — на следующие 30 лет».

Со-куратор проекта и редактор книги «Российская архитектура. Новейшая эра» Юлия Шишалова отмечает: «Книга— это антология новейшей российской архитектуры, в компактной и легкой для восприятия форме, показывающая качественный срез за 30 лет. Она станет ценным пособием-справочником для всех отечественных архитекторов — особенно для студентов и молодого поколения практиков, заставших охваченные в книге периоды только частично. А для интересующихся — выступит своего рода путеводителем, благодаря публикации адресов всех представленных зданий».

В выступлении на презентации книги, состоявшейся в один из последних дней работы выставки, инициатор проекта «Российская архитектура. Новейшая эра» Андрей Асадов, руководитель бюро Асадова и вице-президент Союза архитекторов России, особое внимание уделил дальнейшей судьбе проекта: «В ходе исследования и, особенно, после открытия выставки в Музее архитектуры мы получили множество предложений от профессионального и экспертного сообщества по расширению списка значимых событий и построек. В том числе, региональных. Эта реакция сообщества подтвердила наше ощущения, что проект может и должен быть продолжен. Его необходимо развивать, используя как базу для сбора и обработки мнений сайт www.archnewage.ru, созданный при участии диджитал-агентства LIKESISTERS. Мы планируем собирать рекомендуемые к включению в нашу своеобразную летопись современной российской архитектуры объекты и события и отбирать из них достойные при помощи опроса членов экспертного совета проекта. Мы сможем не только расширить состав представленных на сайте объектов и построек за 30 предыдущих лет, но и продолжить эту практику в будущем, формируя выборку за каждый последующий год». 

Тираж книги «Российская архитектура. Новейшая эра» распространяется бесплатно среди участников исследования, заполнявших опросные формы в феврале 2019 года, авторов объектов, вошедших в книгу (проверить эту информацию можно на сайте www.archnewage.ru), а также среди исследователей современной архитектуры, преподавателей профильных ВУЗов и журналистов, которым данная книга нужна для их профессиональной деятельности.

Подробная информация о том, кто и как может получить книгу: здесь

Дополнительная информация: Елена Петухова, координатор проекта: epetuhova@gmail.com

Российская архитектура. Новейшая эра

23.05.19
11:34
Категории: | Новости | Архитектура

Лучшие постройки и наиболее значимые события современной российской архитектуры представлены в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева.

14 мая 2019 года в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева состоялось открытие уникальной выставки «Российская архитектура. Новейшая эра», на которой представлены результаты исследования наиболее значимых для архитектурной отрасли событий и построек за последние 30 лет, начиная с 1989 года, когда в Москве были созданы первые частные архитектурные кооперативы.

В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, Президент Российской Академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин и Председатель Московского отделения Международной академии архитектуры Андрей Боков.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы отметил в своем выступлении: «Эта выставка, по сути, срез самого важного в нашей работе — это общественная оценка нашей с вами архитектурной деятельности. И то, что музей уделяет внимание сегодняшнему дню, именно так можно назвать последние 30 лет, очень радует. Я считаю, что нужно продвигать нашу архитектуру, и это не только удовлетворение личных амбиций. Традиционно люди воспринимают лучше те объекты, которые были так или иначе признаны на международной арене, коллегами, экспертами, журналистами. Это природа, привычка — ориентироваться на мнение других. А такие проекты, выставки, помогают преодолеть этот комплекс, с достоинством и уважением оценить то, что мы делаем».

Все выступающие отмечали важность объективной оценки достижений и тенденций в современной российской архитектуре, которая в силу многих исторических и экономических причин, чаще всего остается за пределами внимания общества. Это ситуация в настоящее время, когда градостроительные и средовые вопросы выходят на первый план в государственной политике, кардинально меняется. И анализ 30 прошедших лет дает возможность не подводить итоги, а смотреть вперед и видеть перспективы для дальнейшего развития.

Андрей Асадов, руководитель бюро Асадова и вице-президент Союза архитекторов России, в своем приветственном слове рассказал о предыстории проекта «Российская архитектура. Новейшая эра»: «В 2019 году нашему бюро исполнилось тридцать лет, и это стало поводом оглянуться назад на тот путь, который прошли мы и который прошли наши коллеги, российские архитекторы, начинавшие свое дело в лихие девяностые или стремительные нулевые, или непростые десятые годы. Нам захотелось проследить этот 30-летний путь авторской архитектуры, с одной стороны — как отражение новейшей истории страны, а с другой — как череду значимых событий и произведений искусства, оставивших свой след в общем культурном поле».

Ключевым элементом масштабного проекта «Российская архитектура. Новейшая эра», инициированного бюро Асадова, при поддержке Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов, Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, при участии Издательства «Проект Россия», стало масштабное исследование. 

Команда проекта поставила перед собой сложнейшую задачу: собрать и систематизировать информацию о самом интересном, что произошло в архитектурно-строительной сфере и было построено в различных городах страны за 30 лет и при помощи специального опроса, с участием российских архитекторов и экспертов, выявить те из них, которые оказали наибольшее влияние на развитие национальной архитектурной школы.

Результаты опроса, в котором приняли участие несколько сотен респондентов, показаны на выставке в виде временной ленты, образующей своеобразную летопись российской архитектуры. Стержнем «летописи», как и основой для всех эволюционных процессов в архитектуре, являющейся неотъемлемой часть общемирового культурного процесса, служат глобальные события в политике, экономике и социальной сфере. Параллельно с изменениями в жизни России менялась архитектура. На выставке эти взаимосвязанные процессы показаны максимально наглядно, что позволяет оценить проделанный путь и достигнутые результаты. 

Наиболее значимые постройки последних 30 лет представлены на выставке в виде арт-объектов и инсталляций, специально подготовленных авторами проектов, ведущими российскими архитекторами. Каждый из объектов отражает в художественной форме наиболее яркую особенность или ключевой образ, положенный в основу архитектурного решения. Таким образом, кураторы выставки стремились подчеркнуть не только уникальное авторское видение и творческий почерк архитекторов, но и показать архитектурные здания как произведения искусства.

 

 

В дополнение к «летописи» и коллекции инсталляций, на выставке можно увидеть подборку видео-интервью с архитекторами — авторами представленных объектов и героями, а зачастую и инициаторами наиболее значимых событий.

Выставка будет работать в течении месяца, до 16 июня и за это время в стенах Музея архитектуры пройдут лекции, круглые столы и встреч с участниками и партнерами проекта. 

Параллельно начал работать сайт проекта www.archnewage.ru, который не только сделает доступными для самой широкой публики все собранные в ходе исследования материалы, но и станет площадкой для продолжения работы по сбору и систематизации информации о наиболее значимых объектах и событиях в российской архитектуре.

Российская архитектура. Новейшая эра

02.05.19
22:50
Категории: | События | Выставки

30 лет новейшей истории российской архитектуры в событиях, персоналиях и постройках будут представлены на выставке во флигеле ««Руина» Музея архитектуры им. Щусева с 15 мая по 16 июня 2019 года.

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» проходит в рамках одноименного исследовательского проекта, задачей которого является анализ изменений, произошедших за 30 лет – с 1989 по 2019 год – в российской архитектуре, через персоналии, события и произведения ведущих российских архитекторов. 

Архитектура, как неотъемлемая часть истории всей страны

За прошедшие три десятилетия с момента регистрации весной 1989 года первых персональных творческих мастерских российская архитектура преодолела огромный эволюционный путь, развиваясь со сменой экономических, социополитических и культурных реалий в стране. Вехами, отмечающими самые яркие моменты истории российской архитектуры, стали события и здания, оказавшие влияние на дальнейшее развитие национальной школы, а также их авторы - архитекторы, чьи постройки обозначили выход на новый качественный уровень. «Проект «Российская архитектура. Новейшая эра» – это попытка исследовать и наглядно представить наиболее важные этапы развития отечественной архитектуры, осмыслить ее эволюцию как неотъемлемую часть истории всей страны» - говорит Андрей Асадов, вице-президент Союза архитекторов России, автор идеи проекта.

В рамках проекта было проведено масштабное исследование, в котором приняли участие более 300 респондентов, архитекторов и экспертов из различных регионов России. На основании их мнений был составлен перечень наиболее значимых объектов и событий. Эта своеобразная «летопись» современной истории российской архитектуры, вместе с видео-комментариями авторов самых ярких построек и участников ключевых событий, будет представлена на выставке во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. Щусева с 15 мая по 16 июня 2019 года.

Ключевым элементом экспозиции «Российская архитектура. Новейшая эра» станет коллекция из почти 30 арт-объектов, представляющих наиболее значимые постройки. Формат инсталляции или арт-объекта, выражающий наиболее яркую особенность архитектурного решения здания, его образа или пластическое воплощение главной идеи, призван подчеркнуть статус архитектуры как вида искусства и части общекультурного контекста.

В рамках выставки пройдут открытые мероприятия, лекции, круглые столы и семинары, посвященные тенденциям и достижениям российских архитекторов, а также анализу их взаимосвязи с глобальными событиями в истории страны и мира. А также состоится презентация сборника «Российская архитектура. Новейшая эра», включающего результаты исследования: «летопись» российской архитектуры в событиях и постройках, «приметы времени», цитаты из интервью участников проекта. 

После окончания выставки проект «Российская архитектура. Новейшая эра» продолжиться, как в выставочном формате - на профильных фестивалях в различных регионах России, так и онлайн, на сайте проекта www.archnewage.ru, где будет аккумулироваться информация и мнения о значимых событиях и постройках.

Инициаторы и организаторы проекта «Российская архитектура. Новейшая эра»:

Партнеры издательской программы:  

Выставка проходит в рамках программы фестиваля АРХМосква NEXT!  

Команда проекта:

Андрей Асадов, архитектор, вице-президент Союза архитекторов России;

Никита Асадов, архитектор, соучредитель агентства развития городов «Точка роста»; 

Елена Петухова, менеджер специальных проектов СМА, архитектурный критик, куратор конкурсов, выставочных и культурно-образовательных проектов;

Юлия Шишалова, главный редактор журнала «Проект Россия», куратор выставочных и издательских проектов.

Дополнительная информация:

Елена Петухова, координатор проекта: epetuhova@gmail.com

 

 

Место проведения: флигель «Руина» Музея архитектуры им. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, 5/25)

НЭР: По следам города будущего. 1959-1977

13.12.18
20:02
Категории: | События | Выставки

C 20 декабря 2018 по 10 февраля 2019  в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева пройдет выставка, посвященная коллективному проекту советской экспериментальной архитектурной группы.

При поддержке Министерства культуры РФ.

Организаторы:  Благотворительный фонд AVC Charity, Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Кураторы: Александра Гутнова, Мария Пантелеева

Место проведения: Флигель «Руина» (ул. Воздвиженка, д.5/25) 

Выставка посвящена коллективному проекту экспериментальной архитектурной группы НЭР, которая более пятнадцати лет разрабатывала градостроительную модель города будущего – «Новый элемент расселения». Гуманизация городской среды, город как пространство творческого общения между людьми, принципиальное разделение пространства производства и пространства жизни, отказ от неуправляемого роста городов и предложение системы расселения в масштабе страны лежат в основе проектов группы НЭР. Понятийный аппарат этой модели со временем прочно вошел в отечественную практику градостроительства.

Экспозиция познакомит с этапами становления НЭРовской теории города – от коллективного студенческого диплома 1960 года до проектов, опубликованных за рубежом и представленных на XIV Миланской триеннале в 1968 году и на Экспо в Осаке в 1970 году. В залах «Руины» будут показаны материалы из личных архивов НЭРовцев, воссозданные макеты, эскизы и публикации, а также видео- и аудио-свидетельства самих участников проекта НЭР. 

Выставка сопровождается масштабной культурно-образовательной программой. На открытии выставки состоится презентация книги «НЭР. Город будущего» – первый специализированный сборник, в котором творческое наследие группы рассматривается в контексте советского и международного архитектурного дискурса критики модернизма. Научное иллюстрированное издание было создано при поддержке благотворительного фонда AVC Charity.

На презентации о книге расскажут ее авторы Жан-Луи Коэн и Мария Пантелеева и графический дизайнер проекта Михаил Аникст. С конца декабря книгу можно будет найти в книжной лавке Музея архитектуры. С 20 по 22 декабря состоится международный научный симпозиум, организуемый Высшей школой урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ совместно с кураторами выставки Марией Пантелеевой и Александрой Гутновой. 

С 5 января по 9 февраля запланирован цикл лекций «Архитектурные утопии. ХХ век» о концептуальном проектировании городов в России и за рубежом.

С 26 января по 5 февраля на базе выставки будет работать проектный семинар под названием «Новая история будет». В рамках семинара молодые специалисты представят свое видение города будущего.

К участию в научном симпозиуме, лектории и проектном семинаре приглашены архитекторы и градостроители, социологи, географы, историки и теоретики архитектуры, а также представители других дисциплин, вовлеченных в сферу городского развития.

Проект стал возможен благодаря инициативе кураторов Александры Гутновой и Марии Пантелеевой. Организаторы выставки – благотворительный фонд AVC Charity и Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Партнером выставки выступили Высшая школа урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, световое оформление экспозиции создано компанией «МДМ-Лайт», мультимедиа решение от «White Balance Group».

Справочная информация

Александра Гутнова

Архитектор (МАрхИ, 1993) и урбанист (Institut Français d’Urbanisme, 1997). С 1994 года работает во Франции. После десятилетнего опыта работы в крупных архитектурных бюро, в 2006 году открыла свою мастерскую goodnova, где, наряду с другими проектами, в качестве архитектора и сценографа разрабатывает и реализует программу развития международной экспериментальной лаборатории Славы Полунина Le Moulin Jaune в пригороде Парижа. Соредактор книги «НЭР. Город будущего» (Allemandi, 2018). Параллельно с частной практикой регулярно сотрудничает с крупными компаниями, являясь координатором международных и мультидисциплинарных рабочих групп на градостроительных проектах (международная Консультация на разработку проекта развития Московской агломерации/2012; Международный конкурс на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке/2014 и др.).

Мария Пантелеева

Архитектор и доктор истории и теории архитектуры (Cooper Union School of Architecture, 2005, Yale University, 2011, Princeton University, 2017). Тема докторской диссертации – «Радикальные группы в Советской архитектуре 1960-х годов». В 2006—2007 гг. – редактор The Architect’s Newspaper (Нью-Йорк). С 2009 года – преподаватель истории и теории архитектуры в Корнельском и Колумбийском университетах. Соредактор и один из авторов книги «НЭР. Город будущего» (Allemandi, 2018). Регулярно участвует в международных научных конференциях и выставках (Venice Biennale, 2014, Museum of Modern Art in Warsaw, 2015) и публикуется в архитектурных журналах и сборниках (Open City: An Existential Approach [Charta, 2015], Single Story Urbanism [Lars Müller, 2009], ARPR Journal, Project Journal, Constructs и The Architect’s Newspaper]. Исследования М.Пантелеевой получили поддержку Принстонского университета, Канадского центра архитектуры и Фонда Грэхэм.

Благотворительный фонд AVC Charity

Основан в 2008 году российским ученым, предпринимателем и коллекционером Андреем Чеглаковым. Фонд обеспечивает финансовую поддержку разнообразных программ в сфере культуры, создает и реализует свои собственные проекты в музыкальной, выставочной и издательской сферах, привлекая к участию в работе выдающихся деятелей культуры. В рамках выставочной деятельности Фонд сотрудничает с крупнейшими российскими музеями. Среди важных проектов Фонда – организация и проведение выставок «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» (2012) и «Ман Рэй. Портреты» (2013) в ГМИИ им. А. С. Пушкина, поддержка выставки «Яков Чернихов. Образы архитектуры» (2017) в ГНИМА им. А. В. Щусева и турнира архитектурной графики «Линия мысли» в рамках выставки «АРХ Москва» (2018).

Высшая школа урбанистики им. А.А. Высоковского – научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. ВШУ осуществляет подготовку по программам магистратуры и бакалавриата по направлению «Градостроительство». Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.

Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери

30.08.18
18:53
Категории: | События | Выставки

Художник Григорий Масленников представляет новый проект в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. C 5 по 11 сентября.

5 сентября в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева откроется первая масштабная выставка российского художника Григория Масленникова. Экспозиция получила название «Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери» и вошла в параллельную программу международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Генеральным партнером выставки выступила ведущая девелоперская компания «Галс-Девелопмент», а со стороны арт-сообщества особую поддержку оказал Дмитрий Волков — деятель современного искусства и доктор философских наук, основатель холдинга SDVentures и патрон Музея современного искусства «Гараж».

Григорий Масленников — один из самых известных на родине и на Западе молодых современных российских художников, чьи работы выставляются в Монако, Лондоне, Париже и Дубае, в мексиканских ADN Gallery, Galería Oscar Román и C.A.M Gallery. Дебютная персональная выставка Масленникова состоялась в Лондоне в 2014 году в рамках ярмарки Frieze. После этого он получил главный приз на Amsterdam International Art Fair и принял участие в Miami Art Basel и Echo in Dubai. Куратором выставки выступила Евгения Попова — коллекционер, меценат, сооснователь некоммерческого фонда Popov Foundation.

 

«Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери» — это размышления художника на тему того, как выглядели бы творения великих архитекторов в разрезе современного изобразительного искусства, холста и масла с добавлением неона, дерева, бетона и прочих материалов. Среди выбранных им героев, помимо упомянутых в названии Фрэнка Гери и Дэвида Чипперфильда, оказались Норман Фостер, Тадао Андо, Кисё Курокава, Николас Гримшоу, Даниэль Либескинд и другие мастера.

«Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная за время существования человечества, — говорит Григорий. — Архитекторы, как и художники, не любят долгих рассуждений, поскольку по складу ума они нацелены на создание материальных вещей. Каждый представитель арт-профессии использует свои инструменты для передачи мыслей и настроения. Заставить говорить людей, которые словесным конструкциям предпочитают стальные и бетонные, достаточно непросто. Но, будучи увлеченным архитектурой, я поставил перед собой цель показать, как выглядели бы картины в исполнении величайших архитекторов мира».

Выставка будет открыта для посетителей с 5 по 11 сентября 2018 года во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Контуры глобальной эпохи

29.08.18
18:35
Категории: | События | Выставки

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и московская галерея «Диалог» представляют выставку графики Александра Дейнеки. C 14 сентября по 13 ноября.

Александр Дейнека справедливо считается одним из основателей большого советского стиля в живописи, более известного как соцреализм. Зачастую интерес к творчеству художника ограничивался станковыми произведениями, в тени же долгое время оставалось его мастерство рисовальщика.

 

Выставка «Контуры глобальной эпохи» показывает малоизвестную часть творческого наследия Александра Александровича, которое позволяет глубже понять масштаб дарования художника, ставшего символом своей эпохи. Графика Дейнеки представляет редкий и бесценный материал, который позволяет проследить творческую эволюцию автора и дает возможность зрителю увидеть захватывающий процесс фиксации его художественных переживаний.

 

 

Графика художника разнопланова, но именно из этих, не всегда определенных, законченных, точно направленных линий, создаются контуры будущих монументальных произведений, которые стали художественным исследованием, арт-репортажем и авторской оценкой ряда событий и явлений истории (индустриализация на Донбассе, бурное развитие спорта, Великая Отечественная война).

На выставке будут представлены все стороны Дейнеки-графика: от образцов рисунков раннего периода творчества автора, начиная с первых детских опытов, вплоть до студенческих набросков и экспериментов художника в области гравюры. Посетителям выставки представится уникальная возможность увидеть наброски и эскизы к известным картинам Дейнеки, что равносильно присутствию в мастерской во время создания полотна. Более того, представленные на выставке работы являются частью семейного архива художника, который в свою очередь частично был опубликован в ряде исследований и ни разу не был представлен в таком объеме и с таким полным обзором всего творческого пути автора.

Основой экспозиции являются произведения автора из коллекции галереи Диалог, а также работы Дейнеки из государственных фондов Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева: «Александр Дейнека - великий русский художник. Возможность увидеть графику такого мастера - абсолютно уникальна, поскольку обычно этот материал недоступен в силу особенностей хранения. Я очень рада, что Музей архитектуры покажет эту часть творческого наследия Дейнеки – не просто большого художника, но и представителя русской школы монументальной живописи. Художника, который перевел традиционные формы в новый художественный язык»

Михаил Прозоров, директор галереи Диалог, куратор выставки: «Совместно с Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева мы предлагаем взглянуть на творчество художника под совершенно новым углом. Знакомство с графикой Александра Дейнеки, непривычно камерной и лиричной, в музейном пространстве заставляет даже подготовленного зрителя остановиться, задуматься и глубже погрузиться в богатый идеями мир художника и проникнуть в философию его искусства. Эффект таких произведений выходит далеко за пределы эстетического воздействия, смещая акцент с результата творчества, и устремляясь в глубину процесса создания шедевра и фиксации художественных переживаний автора. Выставка по-новому открывает Дейнеку, вне контекста монументальности, а как внимательного художника-наблюдателя».

C 14 сентября по 13 ноября в Анфиладе главного здания Музея архитектуры (ул. Воздвиженка, д.5/25)

Архитектура стадионов

25.05.18
09:53
Категории: | События | Выставки

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, приуроченная к XXI Чемпионату мира по футболу. До 26 августа в «Анфиладе».

Чемпионат станет главным спортивным событием 2018 года и пройдёт на 12 стадионах в 11 городах России. Особое значение в таких мероприятиях имеют сами спортивные арены – в их архитектуре оказываются воплощены самые актуальные тенденции своего времени.

В Музее хранится уникальная коллекция материалов, раскрывающих почти вековую историю строительства и проектирования стадионов в СССР. Цель выставки – познакомить широкую публику с малоизученными и не экспонировавшимися ранее материалами по истории строительства спортивных сооружений в нашей стране.

Яркие архитектурные чертежи вместе с фотографиями реализованных проектов составляют первый – исторический – раздел выставки. В этой части раскрывается история легендарного московского стадиона «Динамо», спортивного ансамбля в Лужниках, ленинградского «Стадиона имени Кирова», спортивных арен в Минске, Ереване, Киеве и других крупнейших городах страны. Проектированием стадионов занимались такие выдающиеся советские архитекторы как Николай Колли, Николай Ладовский, Дмитрий Иофан, Александр Власов и многие другие. На выставке будет показана эволюция и многообразие различных типов сооружений – от подковообразных стадионов с двумя игровыми полями, легкоатлетических арен с мототреком до многофункциональных комплексов эпохи модернизма.

Второй раздел – современный – посвящен аренам, где проводятся матчи Чемпионата этого года. В экспозицию вошли не только макеты, проекты и фотографии новых и реконструированных стадионов, но и материалы, посвященные лучшим зарубежным сооружениям, возведенным к международным турнирам последних десятилетий.

В рамках выставочного проекта планируются тематические лекции, экскурсии, в том числе и на нескольких иностранных языках, а также конференции и круглые столы с ведущими архитекторами. Инклюзивная программа выставки состоит из тактильных копий исторических стадионов, разработанных Музеем специально для людей с ограниченными возможностями восприятия, сопроводительных текстов, выполненных шрифтом Брайля, и экскурсий на языке жестов.

Экскурсионная программа выставки организована при поддержке Get Better Audioguide

Технический партнер выставки Проектная организация "АРХИКУМ"

Архитектурный рисунок и цифровое моделирование в ремесле архитектора

29.03.18
14:16
Категории: | События | Лекции

31 марта в 16:00 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева глава компании «Северин Проект» Александр Балабин расскажет о своих методах проектирования. Лекция организована в рамках его персональной выставки «От линии к объему»

Суббота, 31 марта — хороший день, чтобы сходить на выставку посмотреть рисунки архитектора и послушать его рассказ: зачем рисует архитектор, как рисунок помогает компьютерной модели, и как живой рисунок и цифра сосуществуют в таком прикладном ремесле, как архитектура.

По мнению самого Александра Балабина, архитектура — это один из языков, на которых люди выражают себя. В этом одна из причин, почему то, что построено до нас, мы называем памятниками. Поэтому так интересно эти памятники, даже если это уже руины, рассматривать, изучать, прикасаться к ним.

«Особенно интересно, если имеются авторские наброски, эскизы, чертежи, модели — это дает нам возможность увидеть квинтэссенцию замысла, когда идея еще не обросла необходимым «весом» технологий и ограничений. Я убежден в ценности живой линии, архитектурного эскиза от руки, быстрого скетч-макета, как необходимой части рабочего процесса практикующего архитектора», — говорит Александр.

Как на практике выстраивается синергия цифрового и ручного проектирования и пойдет речь на лекции. Александр Балабин расскажет об этом на примере нескольких проектов: многоквартирного жилого дома, ресторана, объектов социального и медицинского назначения, многофункциональных комплексов и промышленных объектов сельскохозяйственного назначения.

Александр Балабин родился в 1966 году на Украине и с детства интересовался всем, что было доступно по теме изобразительных искусств и архитектуры. Решение стать архитектором принял самостоятельно и с 14 лет брал уроки академического рисунка и черчения. Учился на первом курсе Одесского инженерно-строительного института на архитектурном факультете, а позже успешно сдал экзамен и поступил в Московский Архитектурный институт в группу Б.Г. Бархина. На последнем курсе год учился в The Сanterbury School of Architecture within the University for The Creative Arts (Великобритания). Сразу после выпуска из МАрхИ организовал собственную компанию «СЕВЕРИН» и занялся профессиональной практикой. В 2004 году компания реорганизована в группу компаний «СЕВЕРИН».

Сейчас компания занимается генеральным проектированием самого разного типа объектов: коммерческой недвижимости, жилых комплексов, инфраструктурных проектов, гостиниц, объектов социального назначения. Построено около 3-х сотен объектов в 25-ти городах России, на сегодня в «СЕВЕРИН» работает 128 специалистов.

Лекция организована в рамках выставки «От линии к объёму. Архитектурная графика Александра Балабина»

Время: 16:00 - 17.30

Место: Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Флигель «Руина», лекторий

«Лучшая форма поиска архитектурной идеи»

15.02.18
12:54
Категории: | События | Интервью

20 февраля в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открывается выставка графики архитектора Александра Балабина «От линии к объему». Мы поговорили с Александром о роли рисунка в работе современных архитекторов, о творческом поиске, вдохновении и особенностях архитектурного образования. 

 

Что легло в основу концепции выставки, в чем ее идея?

Основная идея выставки-показать графику архитектора как рабочий инструмент. Для меня рисунок — не самодостаточная вещь, я воспринимаю эскизирование как процесс проектирования, создания архитектурных объектов и образов. А если отстраниться от цели и вытащить их из контекста ежедневной работы над проектами, оказывается, что некоторые из эскизов вполне самодостаточны. 

 

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о самой экспозиции, о том, как она выстроена? 

Логику экспозиции подсказало само выставочное пространство. Мы используем три зала малой анфилады Музея архитектуры. Это классический интерьер, который вполне самодостаточен и не располагает к тому, чтобы в нем своевольничать. С одной стороны, объем пространства простой, но в его четкости есть и доля агрессивности. 

Мы решили немного отойти от классического подхода. Например, на паспарту, которые станут своеобразными путеводителями по выставке, будут отражены крупные фрагменты эскизов. Таким образом мы расскажем как создавались эти работы, покажем штрих, ход руки.

Первый зал анфилады мы посвятили собранию графических техник и стилей. Там будут чертежи, выполненные одной линией, работы пятнами, рисунки светотенью, эскизы с детальной прорисовкой. Здесь же в качестве дополнительной иллюстрации разместятся макеты некоторых архитектурных концепций.

Макеты — это тоже часть вашего метода работы над проектами или это специальное выставочное решение?

Дело в том, что иногда для демонстрации архитектурной идеи не достаточно просто рисунка, некоторым коллегам и заказчикам проще воспринимать идею в объеме, в таких случаях мы делаем макет. Сегодня подобная практика стала редкостью, роль макетчиков играет визуализатор. Когда я учился в МАРХИ, у нас была лаборатория фото- и видео макетоскопии, не знаю, есть ли она сейчас, это была мастерская, в которой при помощи оптических решений можно было смоделировать эффект присутствия в здании, такая гипертрофированная 3D визуализация. 

Возвращаясь к экспозиции, расскажите, о чем будут второй и третий залы?

Во втором зале будут продемонстрированы проекты в развитии и процессе эволюции. Это заглавная идея всей выставки, которая довольно удачно заложена и в ее названии «От линии к объему» — показать жизнь проекта на бумаге, от первого штриха до деталей на фасаде или в интерьере. А в третьем зале, я называю его «запасник», мы собрали довольно разрозненную коллекцию из самых интересных на наш взгляд эскизов. Здесь не будет строгой логики или последовательности.

 

Расскажите немного о том, как подбирались работы для экспозиции?

Во-первых, мы покажем самые удачные работы из моей графики. Особенно старались концентрироваться на тех эскизах, в которых можно проследить эволюцию объекта, процесс развития первичной идеи, ее трансформацию, как она менялась с функциональной точки зрения, с точки зрения объема и эстетики. Когда мы смотрим на какой-то предмет, мы видим итог, но человек, который его делал, пришел к этому итогу не сразу. Так и любой архитектурный объект — результат взаимодействия разных факторов, размышлений и решения задач. Такая эволюция сама по себе довольно любопытная вещь.

Хочу спросить о сочетании в вашей практике ручного эскизирования с инновационными технологиями. Насколько я знаю, «Северин Проект» довольно давно работает в BIM. Как вам удается совмещать такие разные подходы?

Дело в том, что BIM не запрограммирован на то, чтобы создавать готовый архитектурный проект. Нельзя нажать кнопку и создать здание. Это скорее транспорт для перемещения идеи или информации, инструмент. Но инструментом можно сделать что-то только в том случае, если есть мастер или качественный ремесленник. 

Для меня самые удобные инструменты — карандаш, перо, пастель, фломастер. Мне тоже иногда приятна творческая сторона процесса создания эскиза здания, но все же в первую очередь это ремесло. Для того, чтобы придумать и визуализировать архитектурную идею, я использую ручную графику, а мои коллеги переносят ее в цифровой формат, который удобен для заказчиков. 

Ваша графика — результат работы над реальными проектами. Как происходит поиск формы? От чего вы отталкиваетесь?

Если говорить о творческой составляющей процесса, о вдохновении, то это может быть что угодно: листок, фотография, книга, движение. Сложно выделить что-то одно. Я очень люблю книги, у меня собрана большая библиотека совершенно разных авторов. Никогда не знаешь, какие строчки или рисунок станут отправной точкой для идеи проекта.

 

 

А как вы совмещаете творчество и строгую функциональность объектов?

Я всегда начинаю с функции. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев архитектор не делает памятник архитектуры. Мы всегда создаем функцию. А станет это чем-то особенным с эстетической точки зрения или нет зависит исключительно от чувства вкуса и гармонии. На мой взгляд, в работе архитектора максимум 10% творчества, все остальное — ремесло.

В чем вы видите преимущества такого метода работы над проектом, как ваш?

Это вопрос навыков. Я умею эскизировать, это мой способ эффективной работы по созданию проекта и лучший способ выразить архитектурную идею. Зачастую сама идея приходит именно в процессе рисования. Компьютерная программа тоже инструмент, но совсем другой. В компьютерной графике вы не увидите движение руки, развитие мысли и так далее. 

К сожалению, как не все люди умеют играть на музыкальных инструментах, так и не все понимают рисунки, даже довольно подробные. В этом случае необходимо делать визуализацию.

Как вы считаете, необходимо ли преподавать рисование в архитектурных институтах?

Когда я стажировался в Англии в ART Architectural School, там очень мало кто умел рисовать. Им не преподавали классический рисунок. Я бы сказал, что эти студенты были в большей степени инженерами-строителями. От этого их архитектура не становится менее качественной и талантливой.

Я считаю, что ручная графика, как навык, поможет любому архитектору, другое дело, что это не безусловная необходимость, а скорее дополнительное преимущество. Лично для меня это самый удобный инструмент для поиска архитектурной формы, оптимального объема, деталей и рефлексии над проектом. 

Выставка станет своеобразным рассказом о преимуществах такого подхода к проектированию и, возможно, привлечет внимание начинающих архитекторов к ручной графике. Кстати, в процессе подготовки выставки мы издали книгу под название Severin Sketchbook, в которой собрана большая часть эскизов, ее презентация также состоится на открытии «От линии к объему».

Выставка «От линии к объему» работает с 21 февраля по 8 апреля 2018 года

Беседовала: Нина Ратова

 

От линии к объему

08.02.18
11:02
Категории: | События | Выставки

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку архитектурной графики основателя компании «Северин Проект» архитектора Александра Балабина. C 21 февраля по 8 апреля.

Для Александра Балабина ручная графика – органичный способ поиска новых архитектурных форм и решений. Именно эскизирование лежит в основе метода работы архитектора. Каждый его проект начинается с рисунка, несмотря на то, что уже более десяти лет все проекты «Северин Проект» создаются с применением трехмерного информационного моделирования (BIM-технологий).

«Эксперименты с приемами, материалами и плотностью штриха дают ту свободу в работе с архитектурной идеей, которую не может обеспечить компьютер. Ручная графика для меня — не форма изобразительного искусства, а универсальный и гибкий инструмент архитектурного творения и метод работы над проектами», — говорит Александр Балабин.

Все проекты в подходе Александра Балабина отличаются собственным графическим языком – от четкой прорисовки вертикалей, горизонталей, теней, до неровных штрихов, в которых угадываются ритмы фасадов будущих зданий. Стиль и характер эскизных работ трансформируется в зависимости от изменений в концепции, эмоциях и образах будущего здания. Выставка «От линии к объему» – разнообразная палитра графических приемов, осязаемых размышлений о форме, материалах и пропорциях архитектуры. Это история о поисках совершенной архитектурной формы и лучшего функционального решения.

«Рисунки хранят историю архитектуры, иногда в гораздо большей степени, чем реализованные или сохранившиеся постройки. Рисунки Александра Балабина доказывают, что искусство архитектуры, несмотря на появление новых технологий и материалов, не изменило своей сути: пространство формулируется в рисунках, и это очень интересно — как меняется идея по пути от линии к объему» - отметила Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева.

К открытию выставки приурочено издание первого сборника архитектурной графики Александра Балабина, выпущенного Parva Forma.

Александр Балабин – генеральный директор проектной компании «Северин Проект» и основатель «Северин Групп». В 1992 году закончил МАРХИ. «Северин Проект» специализируется на архитектурном и комплексном проектировании зданий. С 2007 года компания использует BIM-технологии. Среди проектов «Северин» многофункциональные и развлекательные комплексы, жилые здания, отели, пансионаты, коттеджные поселки, промышленные, социальные и культурно-образовательные объекты, компания имеет обширную практику реставрации и реконструкции зданий.

 

Яков Чернихов. Образы архитектуры

16.11.17
11:16
Категории: | События | Выставки

В Музее Архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка выдающегося мастера русского авангарда. Во многом благодаря ему архитектурная графика воспринимается cегодня как самостоятельный вид искусства. До 4 февраля.

 

Яков Чернихов. Динамическая конструкция наклона. Композиция № 156 из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1930. Бумага; тушь, карандаш. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

 
Яков Чернихов (1889-1951) – архитектор, график и педагог, яркий представитель архитектурной футурологии России раннего советского периода. Свои лучшие графические композиции он объединил в три книги архитектурных фантазий, изданные в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на рубеже 1920-30- х годов. Уникальные по характеру и красоте, эти издания принесли ему мировую известность и определили репутацию Чернихова как блестящего композитора современной архитектуры.

Яков Чернихов. Композиция из цикла «Основы современной архитектуры», 1925-1930. Бумага; тушь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова


Пристрастие Чернихова к рукотворному графическому искусству основывалось на его уверенности, что графическая грамотность не менее важна, чем письменная. Он был убежден, что в ХХ веке графика станет основным международным языком цивилизации, за десятилетия предвосхитив своими изысканиями появление оп-арта и компьютерной графики. Архитектурная графика стала в его интерпретации самостоятельной областью архитектурного творчества. Композиции Чернихова, их архитектоника, строгая изысканность, музыкальность и сегодня оказывают на зрителя магнетическое действие.
В экспозиции представлены основные циклы архитектурно-графических шедевров Якова Чернихова: «Эксприматика», «Аристография», «Основы современной архитектуры», «Конструкция архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция», «Дворцы коммунизма», «Пантеоны Великой Отечественной войны» и «Архитектурные сказки».

Яков Чернихов. Архитектурная фантазия. Сплоченно-сгруппированная композиция сложного характера конструктивного объединения сооружений. Композиция № 37 из цикла «Конструкция архитектурных и машинных форм», 1927 - 1931. Картон; карандаш, белила, тушь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Наряду с графикой из фондов Музея архитектуры, архива-коллекции Фонда им. Я. Чернихова и частных собраний, на выставке можно будет увидеть личные инструменты, прижизненные издания книг, инсталляцию «Рабочий стол Якова Чернихова»; и более тридцати архитектурных моделей и макетов, изготовленных Фондом на основе его композиций. В том числе – макет Канатного цеха с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», построенного по его проекту в 1930-1931 годы.

Яков Чернихов. Пространственно-сложная театральная цветовая композиция из сочетания изогнутых поверхностей и прямоугольных плоскостей. Композиция № 59 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 – 1933. Бумага; гуашь, карандаш. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Музыкальная архитектурная композиционная выдумка иллюзорного порядка. Согласованный ритм построения и расцветки изображения. Композиция № 87 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 – 1933. Бумага; карандаш, тушь, гуашь, белила. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Архитектурный набросок чисто-фантастического порядка. Композиция № 56 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 – 1933. Бумага; гуашь, карандаш, белила. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов. Архитектурная выдумка-иллюзия. Выявленная устремленность, демонстрация величественности массы и передача грандиозности c помощью кольцевых, криволинейных и прямолинейных сочетаний с их сочной окраской. Композиция № 17 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 – 1933. Бумага; тушь Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Выставка подготовлена Фондом имени Якова Чернихова (ICIF), который был создан в 1991 году в целях поощрения новаторских архитектурных концепций и инициатив молодых архитекторов мира, студенческого и детского архитектурного творчества. В 2005 году Фонд учредил Международную архитектурную премию имени Якова Чернихова, которая вручается раз в два года.

 

Яков Чернихов. Явно надуманная архитектурная композиция в аксонометрическом построении. Композиция № 95 из цикла «Архитектурные фантазии. 101 композиция», 1929 – 1933. Бумага; карандаш, тушь, гуашь. Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Партнеры выставки – AVC Charity Foundation, AGC Glass Europe, Gyproc (Saint-Gobain), ООО «Акма» (Санкт-Петербург), ООО «Алвикон» (Москва), ООО «Frame Art» (Москва), Макетная мастерская «EZZOmodels», Архитектурная студия Андрея Чернихова.

«Все, что строится, должно быть экологичным и социально устойчивым»

07.04.17
18:19
Категории: | События | Лекции

30 марта в Музее Архитектуры им. Щусева профессор архитектуры и владелец шведского архитектурного бюро Semren&Mansson  Магнус Монссон выступил с лекцией «Современная шведская архитектура в постиндустриальном контексте».  

Магнус Монссон, основатель шведского архитектурного бюро Semren&Mansson

Во время лекции Магнус Монссон рассказал о том, какими путями в Швеции в послевоенное время решался вопрос массового строительства и накопленный удачный и неудачный опыт сформировал в современной жилой застройке шведских городов определенные тренды, как эти тренды компания Semren&Mansson развивает в своих проектах и почему многие шведские архитектурно-конструктивные решения оказались актуальными для российского рынка жилья.

Застройка района Eriksberg, Гётеборг

По словам профессора Монссона, на первом плане в шведской архитектуре сейчас находятся три составляющих: все, что строится, должно быть экологичным, энергоэффективным и социально устойчивым. Последний пункт он объясняет следующим образом: «В современном обществе люди становятся все более разобщенными, растет приток населения в города и отчужденность от этого только усиливается, нарушается социальная структура. Я вижу роль архитектора в том, чтобы попробовать нивелировать этот процесс, изменить тенденцию».

Район BO01 в Мальмё

В Швеции на данный момент существуют два доминирующих тренда в массовой застройке:  жестко структурированная квартальная застройка и свободная застройка разной этажности внутри четко очерченных границ. И тот и другой тренд позволяют создавать комфортную среду.  Главное, по словам Монссона, следовать за «магией места», иными словами, учитывая ландшафт и географические данные.

Концепция Semren&Mansson: застройка района NYA в Гётеборге

«Крупные кварталы имеет смысл разделять на более мелкие, таким образом индивидуализируя их. А внутри - разрабатывать определенную архитектуру для каждого здания. Это позволяет жителям ассоциировать себя с конкретным домом, кварталом, местом.  К тому же, в Швеции люди больше не покупают некрасивую архитектуру», - утверждает Магнус Монссон.

Semren&Mansson. Концепция района Brunnshog в Лунде

По словам Магнуса, планировочные решения являются для шведских архитекторов не менее актуальной и интересной задачей. Долгие зимы и короткий световой день объясняют повышенные требования к инсоляции, что очень актуально и для российской действительности. Для шведов очень важно, чтобы помещения внутри дома не ограничивались глухими стенами, чтобы из комнаты было несколько выходов. Таким образом, одним из основных планировочных решений до сих пор является продольная ось квартиры, когда вся она просматривается насквозь через несколько помещений.

Semren&Mansson. Квартал «СкандиКлубб» в Санкт-Петербурге

Накопленный шведский опыт в архитектуре, планировочных и инфраструктурных решениях применим в России, где существуют схожие задачи строительства большого количества массового жилья и ухода от безликой архитектуры и социальной среды.

Semren&Mansson. Квартал «СкандиКлубб» в Санкт-Петербурге

В данное время в ближайшем Подмосковье бюро Semren&Mansson  совместно с ФСК «Лидер» реализует строительство UP-квартала «Скандинавский», в котором  использован положительный опыт современной шведской архитектуры. Скандинавские фасадные и архитектурные решения, здания различной этажности, расположение домов вдоль центральной улицы, где собрана урбанистическая «начинка», большое количество инфраструктурных объектов, запланированные детский сад и школа, большая площадь озеленения квартала – все это социальные и экологические составляющие нового проекта, о которых профессор Монссон говорил как об основных акцентах в архитектуре.

UP-квартал «Скандинавский», ближнее Подмосковье

Что касается планировочных решений в проекте, то они являются ярким примером соединения скандинавских и российских традиций. Принципиальным отличием шведских планировок является рациональность и компактность, объединение кухни с гостиной, наличие множества подсобных помещений.

UP-квартал «Скандинавский»

«В UP-квартале «Скандинавский» у будущих жителей также есть возможность сделать перепланировку за счет большого количества окон в помещении. В проекте предусмотрены квартиры с функциональной эргономичной планировкой, которые пользуются высоким спросом у покупателей, особенно это касается двух- и трехкомнатных квартир, площадью от 52 до 69 кв.м», — добавляет директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов.

В целом, архитектор и застройщик уверены, что современный покупатель ждет новых предложений. Положительный интегрированный зарубежный опыт приведет к появлению и развитию принципиально нового продукта жилой застройки, в котором запрос будущих жителей дома на собственную уникальность и гармоничную окружающую экстерьерную и интерьерную среду будет полностью удовлетворен.

Бьорн Кавальков-Халварссон, советник по экономическим вопросам Посольства Швеции.

Магнус Монссон, Константин Соколов (руководитель московского офиса «Cемрен и Монссон Мос»), Мария Броман (региональный управляющий по России и странам Балтии «Cемрен и Монссон Интернейшнл»), Андрей Петров (генеральный директор «Cемрен и Монссон Мос»)

Павел Брызгалов (директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер»)

Магнус Монссон и Константин Соколов

Шалина Екатерина, шеф-редактор сайта Archplatforma.ru, модератор лекции

Шведский взгляд на комфорт

27.03.17
13:36
Категории: | События | Лекции

30 марта в лектории Музея Архитектуры им. Щусева состоится лекция архитектора и профессора архитектуры Магнуса Монссона «Современная шведская архитектура в постиндустриальном контексте».

Как выглядят города, в которых девелоперы и архитекторы ориентируются не на быстрое получение прибыли, а на долгосрочную перспективу? Какой облик жилых кварталов формирует установка на экологическую и социальную устойчивость? Какой должна быть новая архитектура, чтобы учитывать стремительно меняющиеся ценности и цели постиндустриального общества? Как примирить в современном градостроительстве экономические интересы девелоперов с физическим и эмоциональным комфортом поколений будущих жителей?
Магнус Монссон, профессор архитектуры и руководитель архитектурного бюро Semrén & Månsson, даст ответы на эти и другие вопросы и расскажет на практических примерах о том, как в Швеции общество воспитывает архитектора, а архитектура, в свою очередь, формирует общество.

Магнус Монссон  —  глава крупного архитектурного бюро Semrén & Månsson, офисы которого базируются в Швеции, России и Польше; профессор архитектуры Технического университета Чалмерса в Гетеборге. В России Магнус Монссон известен проектами ЖК «Сканди Клубб»  в Санкт-Петебруге и «Астрид» в Колпино. Г-на Монссона знают по лекциям и воркшопам в рамках крупных архитектурных выставок. Сейчас в Подмосковье по проекту Магнуса Монссона и бюро Semrén & Månsson ФСК «Лидер» возводит UP-квартал «Скандинавский».

Лекция состоится 30 марта в 19:00 по адресу: Воздвиженка, 5/25, Музей архитектуры им. Щусева

Вход свободный  для обязательной предварительной регистрации направьте письмо Владимиру Чекину chekin027@gmail.com

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова

16.03.17
20:22
Категории: | События | Выставки

28 апреля в Музее архитектуры имени А. В. Щусева и Фонде IN ARTIBUS откроется масштабный двухчастный проект, посвященный 280-летию со дня рождения великого русского архитектора.

В.И. Баженов Эскиз театральной декорации в готическом стиле 1764 г. Бумага, карандаш, бистр, перо. 32,5х24,3
 

Более 140 произведений, включающие графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей. Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как: Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и др.

М.Ф. Казаков. Фейерверк в честь открытия Петровского путевого дворца 1779 г. Бумага, тушь, перо. 57,3з48,4

В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной Анфилады, параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная в 70-е годы XVIII века Баженовым. Первым зрителя встретит раздел «Пропилеи». В нём раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы «Готический вкус» в Век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эммануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов. В этом же разделе вводится сюжет о театре (Театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества) о парафразе рыцарских турниров – великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези. По логике движения зритель продолжит знакомиться с «готическим вкусом» в разделе «Резиденция». Её залы станут словно изнаночной темой кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем.

В.И. Баженов Фрагмент панорамы усадьбы Царицыно с Фигурными воротами и подписью архитектора 1776 г. Бумага, дублированная бумагой, на картоне, тушь, акварель, перо, кисть, лак. 62,5х315,0

В центре внимания созданная Василием Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены филигранно выполненные обмерные чертежи Царицына советских архитекторов 1950-х годов.

А.Г. Григорьев Эскизы ворот и беседок в готическом стиле на тему Фигурных ворот усадьбы Царицыно Бумага, карандаш, коричневая тушь, перо. 29,0х21,5 

Завершает анфиладу раздел «Храм». Его экспонаты – уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре Века Просвещения. В Фонде IN ARTIBUS зрителя встречает раздел «Русское готическое». Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня Ивана Великого из модели Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие «готическое» было подвижно, то при изображении древнерусских царей, героев и князей художники ориентировались на каноны театра.

Неизвестный художник Портрет В.И. Баженова в кругу семьи 1780-е гг. Холст, масло. 138,0х190,0

Театральная культура, риторика сцены, метафоры, символы становятся частью экспозиции в фонде IN ARTIBUS. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е годы) и Екатерины Второй на коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). И та, и другая композиции вписываются в панегирическую театральную традицию. Создается некий диалог двух героев просвещенного спектакля в «готическом вкусе». Указующий на планы своих творений зодчий Баженов обращен к императрице Екатерине. На большой картине она принимает монарший венец в сердце «готической России» - Успенском соборе Кремля. При этом сама церемония, архитектура собора корректируются Торелли под влиянием именно театральных сюжетов XVIII века. Так вводятся два раздела «Императрица» и «Архитектор».

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел «Турнир». Гравюры и скульптуры XVIII – первой половины XIX века воскрешают образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II: конных каруселей. Их прототипом были рыцарские турниры «готических» времен. В Век Просвещения карусели становились зеркалом, в котором культура стремилась лицезреть свое парадное отражение.

В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Музея архитектуры имени А. В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственной Третьяковской галереи, Театрального музея имени А. А. Бахрушина, Музея-заповедника Царицыно, Российской государственной библиотеки и частных коллекций.

К открытию проекта будет подготовлен каталог на русском и английском языках. В рамках выставки пройдет масштабная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое.

Аккредитация СМИ и дополнительная информация:

Министерство культуры Российской Федерации Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Фонд IN ARTIBUS Готика просвещения.

Юбилейный год Василия Баженова

Кураторы: Сергей Хачатуров, Анна Корндорф, Зоя Золотницкая

Pre-view: 26 апреля 16:00, Фонд IN ARTIBUS

Пресс-показ:

27 апреля 2017 17:00 - Музей архитектуры имени А. В. Щусева

27 апреля 2017 19:00 - Фонд IN ARTIBUS

Открытие:

27 апреля 2017 18:00 - Музей архитектуры имени А. В. Щусева

27 апреля 2017 20:00 - Фонд IN ARTIBUS

Даты проведения: 28 апреля — 30 июля 2017 года

Подробности на сайтах muar.ru и inartibus.org

1  2  3




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey