Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
28 мая в 14:00 приглашаем на онлайн-конференцию, посвященную применению элементов графики и архитектурных изображений на масштабных поверхностях – от стен помещений до фасадов зданий, с трансляцией в YouTube на канале ARTPLAY TODAY.
Трансляция будет организована по ссылке: https://youtu.be/eQBV9abnPsg
Организаторы: Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика», LAMINAM Rus, Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва
Партнер: ЦД ARTPLAY
Инфопартнер: канал ARTPLAY TODAY
Модератор
Екатерина Шалина – искусствовед, куратор Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика»
Спикеры
Cергей Чобан – руководитель архитектурных бюро SPEECH (Россия) и Tchoban Voss Architekten (Германия), основатель Фонда – Музей архитектурного рисунка в Берлине
Иван Петрунин — партнер и основатель бюро Арх.Объем, автор дизайна коллекции керамических плит LAMINAM
Рубен Аракелян – руководитель архитектурного бюро WALL
Сергей Эстрин – основатель и руководитель «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина»
Архитектурное бюро SPEECH. Жилой комплекс «Филатов Луг». Рисунки на фасаде – Алексей Ильин
В пределах бумажного листа архитектурная графика – в первую очередь рисунок, выражающий замысел или фантазию архитектора. С определенной долей условности так называют и изображения уже существующей архитектуры. В монументальном формате архитектурными, по сути, становятся любые приемы искусства графики. В рамках конференции планируется рассмотреть использование на обширных поверхностях как буквальных изображений архитектуры, так и отдельных графических элементов – в исторической ретроспективе и современной практике.
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина. Офисы для строительной и реставрационной компании в офисном центре в Москве.
Оба подхода имеют общие характеристики – они создают впечатляющие художественно-декоративные, иллюзионистические и оптические эффекты, меняют восприятие плоскостей, объемов и пространств, придают сооружениям и интерьерам уникальный облик. Современные технологии делают как фигуративную, так и абстрактную суперграфику все более востребованной и разнообразной.
Иван Петрунин. Дизайн коллекции керамогранитных плит DOTS для LAMINAM Rus
Архитектурное бюро WALL. Винодельня в Армении
К участию в конференции приглашены архитекторы, которые работали с ней в разных формах и материалах. Они расскажут о своем опыте и открывшихся в нем возможностях. Выступления спикеров предварит обзор исторических примеров и актуальных общемировых тенденций применения архитектурного рисунка и графических мотивов в интерьерном и экстерьерном масштабах.
Агостино Тасси. Иллюзионистические росписи Палаццо Ланчеллотти, Рим, 1619-1621
Граффити художника Blue на панельном доме, Рим, XXI век
Об организаторах:
Международный конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика» проводится ежегодно с 2013 года Группой сайтов 360.ru под патронажем Фонда Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Цели проекта – популяризация искусства архитектурного рисунка от руки, исследование его роли в современной архитектурной практике, выявление и поощрение талантливых авторов, развитие платформы для профессионального обмена. Конкурс обычно проходит в два этапа – в онлайн и офлайн-форматах. Работы оценивает авторитетное международное жюри. За 7 лет проведения в смотре приняли участие свыше 3000 авторов со всего мира. В настоящее время осуществляется оценка работ и формирование шорт-листов «АрхиГрафики 7». Итоги планируется подвести в рамках выставки «АРХ Москва 2020».
http://competitions.archplatforma.ru/
Компания LAMINAM Rus – первый на территории России завод итальянского бренда LAMINAM был открыт в 2017 году и располагается в Индустриальном парке «Ворсино» Калужской области. Здесь компания выпускает крупноформатные керамические плиты размером 1000 х 3000 и толщиной от 3,5 мм до 5,6 мм.
В основе инновационной технологии – прессование без формы. Это позволяет избежать ограничений по формату и фактически производить продукцию любых размеров. Основное природное сырьё для производства – глина, полевой шпат и кварцевый песок – высокоэкологично.
Все это вкупе обеспечивает основное качество LAMINAM – практически полное отсутствие внутреннего напряжения керамической плиты, которое в свою очередь позволяет добиваться высоких эксплуатационных характеристик.
Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва – коммуникационная площадка, объединяющая ведущие зарубежные и российские архитектурные, дизайнерские бюро, девелоперов, а также производителей и дистрибьюторов эксклюзивных материалов. Кураторская работа по подготовке проектов, избирательный подход к приглашению участников и обширная программа мероприятий служат гарантом качества и позволяют позиционировать проект как основное профессиональное и культурное событие в Москве. Это лучшая платформа для установления контактов в сфере архитектуры, дизайна, девелопмента и строительства. Тема выставки «АРХ Москва 2020 (24-27 августа, Гостиный двор) – «Архитектура – искусство»).
С 3 по 5 апреля в пространстве PLUTON Project пройдут лекции, круглые столы и презентации, посвященные архитектурным инновациям, развитию традиций и повседневной профессиональной практике. В числе спикеров — Никита Явейн, Антон Надточий, Вера Бутко, Юлий Борисов, Илья Заливухин.
03 апреля /вторник/ День журнала «ПРОЕКТ РОССИЯ»
Куратор: Ю. Шишалова
Тема: «Новые материалы и форматы»
17:00
Круглый стол — «Новые технологии и материалы как драйвер развития инновационной архитектуры»
Участники: • Евгений Полянцев (Meral Studio): «композитные материалы для строительства в экстремальных условиях». • Сергей Неботов (бюро «Новое»): «„умные“ оболочки с встроенными альтернативными источниками энергии». • Арсений Леонович (Panacom): «инновации в фасадах». • Павел Полещук (конструкторское подразделение Проектно-технологического института Концерна «КРОСТ»): «3D-печать из стеклофибробетона для создания параметрических поверхностей».
19:00
Круглый стол — «Новые форматы в архитектуре общественных зданий»
Принимают участие лучшие спикеры, в числе которых: • Юлий Борисов (UNK Project): «Павильон „Росатома“ на ВДНХ». • Антон Надточий и Вера Бутко (АМ ATRIUM): «Архитектура многофункциональных общественных центров». • Олег Шапиро (Wowhaus): «Общественные здания, как новые точки притяжения» • Георгий Трофимов (Kleinewelt Architekten): «Винодельня в Гай-Кодзоре — образовательно-культурный центр».
04 апреля /среда/ Лекционная программа PLUTON Project
16:30 Илья Заливухин (Jauzaproject) — лекция — «Почему Москва Большая».
18:30 Никита Явейн (Архитектор года) — лекция — «Представление проекта «Музея блокады Ленинграда». Далее свободное общение.
05 апреля /четверг
15:00 Михаил Филиппов. Лекция — «Возрождение градостроительного искусства эпохи Романовых на примере проекта для первого русского города Сибири — Тюмень». Внимание: ЛЕКЦИЯ ОТМЕНЕНА!
16:30 Презентация XXIII Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва и 6 Московской Биеннале Архитектуры. Организатор: Оргкомитет выставки АРХ Москва 2018. Куратор — Юлия Михайлова.
17:30 Станислав Орехов. Лекция — «Система дизайнерской работы. Раскладываем по полочкам процессы творчества, производства, продвижения». Организатор: КА «АрхДиалог».
18:30 Круглый стол — «Возможности и сложности проектов реконструкции и редевелопмента: актуальные кейсы и умные решения».
Посещение всех мероприятий свободное, необходима регистрация - по ссылке.
Место проведения: Центр дизайна ARTPLAY, пространство PLUTON Project, Нижняя Сыромятническая набережная, 11 кБ
В центре дизайна ARTPLAY создается новое пространство делового общения. Уже в конце февраля 2018 года оно откроет двери для профессионалов и молодых специалистов творческих профессий. 28 ноября текущего года состоялась закрытая презентация проекта для российских и зарубежных партнеров.
«Плутон» задуман как свободная зона общения и сотрудничества представителей ведущих архитектурных и дизайн-бюро, студентов архитектурных ВУЗов, девелоперов, инвесторов и производителей строительных материалов и технологий.Генеральный директор ARTPLAY Сергей Десятов отметил: «Наконец, креативный кластер обрел полноценную деловую и event площадку, которая должна стать центром притяжения творческой публики в ARTPLAY».
Важнейшая задача проекта – стать образовательной платформой в сфере архитектуры, дизайна и строительства. В февральскую программу мероприятий, проводимую в пространстве проекта, уже включены мастер-классы и курсы повышения квалификации, а также детские творческие мастерские и лаборатории. На площадке планируется проведение презентаций и открытых лекций ведущих дизайнеров и архитекторов мира, бизнес-встреч и заседаний архитектурного клуба.
Проект «Плутон» создан для сотрудничества ведущих архитекторов с компаниями-лидерами в сфере строительства и производства материалов. Одной из главных целей проекта является не только оборудование территории для профессионального диалога между представителями архитектурных и творческих сообществ, но и создание пространства для демонстрации современной продукции и технологий. В ближайшее время в рамках проекта «Плутона» будет сформирована Библиотека строительных материалов, объединяющая в себе все актуальные базы материалов, производимых на территории России и Европы: от плитки, кирпича и бетона до труб и сантехники. Данные будут доступны онлайн, также большинство образцов можно будет посмотреть вживую на специально оборудованных стендах и витринах и выбрать необходимый материал для работы. Аналогов данного типа базы в нашей стране пока нет.
Расположение и информация о площадке
Центр дизайна и архитектуры ARTPLAY - главный творческий и деловой квартал столицы. На территории комплекса проходят самые значимые события в мире дизайна и современного искусства: крупные международные биеннале и выставки, фестивали, концерты и лекции. ARTPLAY это городок со своей атмосферой, оригинальной архитектурой, помещениями в стиле «лофт». На его территории расположилось более 500 ведущих компаний архитектурно-строительного рынка, архитектурных бюро и мастерских, Британская высшая школа дизайна, Архитектурная школа МАРШ и Московская Школа Кино. Проект «Плутон» стал полноправным членом творческой семьи ARPLAY.
Технические характеристики пространства «Плутон»:
Площадь1-го этажа: 600 кв.м
Площадь 2-го этажа: 550 кв.м
Общая площадь: 1150 кв.м
Структура: Двухуровневое помещение типа «лофт» разделено на несколько зон:
1 этаж
Выставочное пространство для демонстрации современной продукции и технологий
Архитектурное кафе
Первая в России Библиотека строительных материалов
2 этаж
Рабочее пространство «ко-воркинг» с комфортными рабочими местами, лаунж-зоной и доступом к wi-fi
Уникальная проектная лаборатория BIM, в рамках которой запланировано проведение мастер-классов и курсов по системам автоматизированного проектирования
Лекторий: проведение семинаров, лекций и мастер-классов и оборудованная зона для презентаций
Архитектурный клуб
Переговорные комнаты для бизнес-встреч
Менеджер проекта - Анастасия Кощеева. e-mail pr@plutonproject.ru. www.http://plutonproject.ru
С 1 по 3 апреля первая ежегодная выставка столярной индустрии Wood Works представит в центре дизайна Artplay изделия российских мастерских и дизайн-студий – отделочные решения, мебель и интерьерные аксессуары из дерева. Штучные и малосерийные. О концепции проекта мы поговорили с его креативным директором и автором идеи Олегом Дьяченко.
Олег Дьяченко — организатор и креативный директор выставки Wood Works. В начале нулевых основал life style журнал PLUS. В 2005 - 2010 гг. – издатель российской версии журнала Esquire. 3апустил в России итальянский журнал о дизайне и интерьерах INTERNI и был его главным редактором и издателем (2007-2010). Придумал проект Volga Dacha, реализованный совместно с архитектурным бюро Бориса Бернаскони. Выпускает российскую версию британского журнала об автомобильной культуре Intersection. Организовывает ежегодную выставку кастом-мотоциклов Nuts and Bolts.
Еще по сотрудничеству в журнале INTERNI Russia я помню твой интерес к культуре «индпошива» в области интерьерного дизайна и личного транспорта. Ты организовал фестиваль кастом-мотоциклов Nuts and Bolts, а сейчас готовишь фестиваль кастом-«дерева». Корни нового проекта – в том же увлечении?
Наверное, да. Я сам люблю работать со столярными инструментами, иногда мастерю что-то для дома. И в «Интерни» хотелось публиковать больше вещей, сделанных вручную по индивидуальному заказу, но тогда – 6-8 лет назад – мы писали в основном о преуспевших в этом деле скандинавах, японцах и американцах, в России подобного крафта было совсем мало. А год назад к нам на мотофестиваль пришли ребята, и рассказали, что занимаются кастомайзингом, но мебельным. Я понял, что они в своих мастерских изготавливают мебель, какую я давно видел в кафе и барах Нью-Йорка и думал, почему этого нет у нас. Выяснилось, что за последнее время образовался целый пласт таких мастерских. Некоторые появились, кажется, буквально на днях. Делают все очень грамотно и красиво, хорошими инструментами, как правило, небольшими партиями, только не особо «светятся». Появилась идея вывести их из «подполья», создать выставочную платформу, чтобы это стало заметным явлением, и чтобы все узнали, что между «Икеей» и дорогими итальянскими фабриками есть возможность заказать крутые вещи для интерьера, каких точно больше ни у кого не будет.
А почему эти мастерские не «светятся»? Они не позиционирует себя как дизайн-студии?
Я до конца еще в этом сам не разобрался, но пафоса вокруг слова «дизайн» у многих из участников не наблюдаю, и не хотелось бы на нашей площадке судить «это дизайн, а это не дизайн». На миланском Salone Satellite молодежь выставляет прототипы и ждет, что из соседних, коммерческих залов заглянут представители знаменитых брендов, возьмут их проекты в серийное производство, и вот оно – сбылась мечта продакт-дизайнера. Наша история про другое. Это место встречи не с производителем, большинство экспонентов – сами производители, а с непосредственным заказчиком. В принципе любая мастерская, сделав один удачный предмет, может считать его объектом дизайна и поставить на поток. Одним важно быть узнаваемым брендом и иметь ресурсы для работы над крупными объектами, другие совсем не стремятся к массовому производству и тихо делают себе штучные вещи, которые кто-то назовет дизайн-артом. Они могут работать по проектам дизайнеров, а могут сами что-то придумывать, потому что так проще, чем по чужой картинке – сразу понятно, какие могут быть соединения, крепления и финиши. Главное, что у всех этих ребят есть вкус.
Какой у ваших участников бэкграунд? Это архитекторы, дизайнеры, мастера-столяры, закончившие специальные училища?
Есть люди с дизайнерским образованием. Например, Алиса Минкина, выпускница «Британки». Выиграла тучу конкурсов и сейчас с компанией Кitchen Theater делает классные деревянные фасады для кухонь. Если к нам обратятся дизайнеры, у которых нет своей мастерской, но есть оригинальные прототипы, мы готовы их поддержать и выделить пространство на выставке. Возможно, они как раз познакомятся с мастерскими и договорятся о сотрудничестве. Но у меня сложилось впечатление, что к крафт-бизнесу сейчас скорее приходят через субкультуры – в юности мастерят скейтборды или велосипеды, а потом берутся за столы и стулья. Это в основном совсем молодые люди, лет 23-х-26-ти, неважно, какое у них образование, они просто умеют работать руками, абсолютно незашоренные, со свежим взглядом и глобальным мышлением. Могут никуда не ездить, но благодаря Интернету ни в чем не отстают от сверстников из других стран. У них очень активные аккаунты в соцсетях, подтверждающие, что на то, чем они занимаются, есть, как минимум, визуальный спрос.
Будут ли на выставке какие-то раскрученные, коммерческие бренды?
Мы не возражаем против участия крупных компаний, разделяющих философию хэндмейда. Однако степень раскрученности бренда нас не волнует. Это совершенно не тот мир, где нужно гордиться каким-то брендом, потому что тогда мы переходим в разряд торговых ярмарок, а это не наш формат. У нас будут такие молодые, драйвовые марки, как Wood Deed, PLY, «Хвоя» и много других.
Ценовой зазор между ИКЕА и итальянскими брендами довольно большой, и штучные и малотиражные вещи, даже no name, обычно недешевы. По-твоему, на уникальный хэндмейд у нас есть спрос, кризис же?
Все зависит от типа и размера предметов, сложности и материалов изготовления. У нас будет крафт маркет, на котором какие-то штуки – разделочные доски, подставки для кружек – могут стоить сотни рублей, и будут, к примеру, столы из американского ореха, которые можно заказать не меньше, чем за несколько сотен тысяч. Я думаю, что каждый посетитель сможет найти для себя что-то интересное и доступное.
Почему вы сконцентрировались именно на дереве, и есть ли в деревянном крафте какие-то свои тренды?
Не знаю, можно ли говорить о трендах, но давно, например, пользуются популярностью столы из нарочито грубых спилов с неровными краями. Интересна тема upcycle. Есть recycle, когда отслужившие свое вещи перерабатывают в новые, а есть upcycle, когда из старого делают не просто новое, а еще и красивое и дорогое. Покупают, например, серые заборы и превращают их в роскошные панели для зон ресепшн в солидных офисах. В деревянном крафте много направлений, в том числе – реставрация. Те же Wood Dееd – они вообще патриоты и стараются работать с отечественным сырьем – скупают фрагменты наличников и встраивают их в свой дизайн.
Почему дерево? Это теплая, симпатичная тема с экологическим аспектом, который хочется продвигать. В архитектуре дерево, как известно, объявлено материалом будущего. Появился CLT (Cross Laminated Timber, лесоматериал с перекрестными слоями – Прим.ред.) – прочный, как бетон, только еще и сам растет на контролируемых и возобновляемых лесопосадках. По всему миру из него строят высокие здания. Это особое ощущение – жить в полностью деревянной квартире. У нас в стране пока такой возможности нет, но я вижу, что все чаще проектируют офисы и рестораны, в которых вся отделка и предметы деревянные.
На кого больше ориентирована Wood Works – на простого потребителя, который ищет предметы для своего интерьера, или на дизайнеров и архитекторов, которым нужны исполнители их замыслов?
Мы рассчитываем на самую широкую аудиторию. Быть может, придет владелец бара, и найдет того, кто сделает ему столы, стулья, стойку и стеновые панели. Или владелец гостиницы присмотрит что-то для лобби. Для профессионалов мы откроем регистрацию, по которой можно будет посещать выставку все три дня бесплатно, слушать лекции и мастер-классы о дереве в архитектуре и дизайне, о производстве. Их программу курирует Николай Малинин. Еще хотим устроить веселые практикумы, например, как сделать топор канадских дровосеков или лонг-борд. Возможно, привезем станок для печати гравюр на дереве, которые тут же можно будет приобрести. Договариваемся о вкусном стрит-фуде и зовем правильных диджеев. В общем, стремимся сделать атмосферное и полезное мероприятие.
Cледите за новостями выставки на странице сообщества WOOD WORKS: https://www.facebook.com/woodworks
Госкорпорация «Росатом», Центр дизайна ARTPLAY при содействии агентства коммуникаций ProjectNext объявили открытый международный конкурс на разработку концепции дизайна рабочих и общественных пространств ГК. 30 января в 17.00 в Центре дизайна ARTPLAY пройдет установочный семинар, посвященный конкурсу. Дата окончания приема работ – 15 апреля 2014 года.
Конкурс является первым этапом долгосрочного проекта по модернизации общего облика предприятий отрасли. К участию в нем приглашаются архитектурные и дизайнерские бюро, студенты старших курсов профильных учебных заведений независимо от места проживания. Участникам предстоит разработать корпоративную концепцию дизайна интерьера для предприятий ГК «Росатом» с возможностью тиражирования отдельных ее элементов на различных объектах атомной отрасли.
Для этого необходимо выбрать одну из четырех категорий объектов ГК «Росатом»: цех, научная лаборатория, коммуникативно-рекреационное пространство, офис. Затем нужно предложить концепцию дизайна пространства, исходя из соответствующего технического задания. Более подробно с условиями конкурса можно ознакомиться здесь. Работы подаются на конкурс в виде PDF-презентаций без указания авторства (размер файла не более 30 Мб) и дополнительно — в виде отдельных изображений в формате JPG (разрешение не более 300 dpi, формат А4) и текстового файла (пояснительной записки) в формате Word (не более 3 тысяч знаков).
Работы в адрес жюри можно отправлять до 15 апреля 2014 года. Открытая презентация концепций пройдет в период с 25 по 28 апреля 2014 года. Победителей объявят 30 апреля 2014 года. 30 января в 17.00 в Центре дизайна ARTPLAY пройдет установочный семинар, посвященный конкурсу. Для участия в нем необходимо зарегистрироваться.
Призовой фонд конкурса составляет 900 000 рублей. Победитель получит денежное вознаграждение в размере 500 000 рублей, занявший второе место – 300 000 рублей, третье место – 100 000 рублей.
Официальный сайт организатора: artplay.ru
Малые архитектурные формы, представленные группой «Архгараж», Кириллом Балашовым, Арсением Леоновичем и венгерским бюро Hello Wood Factory, были отмечены жюри и экспертным советом.
3 апреля в Центре дизайна ARTPLAY состоялась церемония награждения победителей конкурса «ПроФОРМА», открылась выставка его участников. Перед ними стояла задача создать новый объект малой архитектурной формы, который мог бы одновременно вписаться в городское пространство и изменить привычный облик мегаполиса, сделав его более дружелюбным и комфортным. В конкурсе приняли участие 455 дизайнеров, архитекторов, художников из России, Украины, Беларуси, Венгрии, Румынии, Финляндии, а также студенты российских вузов – МАРХИ, МАРШ, Британской высшей школы дизайна. Таким образом, локальный городской конкурс стал международным, и это не может не радовать.
Первое место занял проект «Колесо_Баланса» российской группы «Архгараж», второе досталось работе «Булавки в городе» Кирилла Балашова, третье поделили Арсений Леонович из бюро Panacom с проектом Recycle tubes и венгерская команда Hello Wood Factory с концептом контейнеров для раздельного сбора мусора «Матрешка».
В этот же день в ARTPLAY отметили третий день рождения проекта АРХiПИПЛ, открылась фотовыставка Андрея Сорокина «ЛИЦА АРХiПИПЛ», которая будет работать до 1 мая.
Официальный сайт галереи: artplay.ru
Центр дизайна ARTPLAY и агентство IMPROVE объявляют о запуске Конкурса малых архитектурных форм «ПроФОРМА». Проект победителя будет реализован и установлен на творческих площадках Басманного района. Работы принимаются до 22 марта.
За последние пять лет Басманный район стал местом сосредоточения различных творческих объединений. Здесь действуют ЦСИ «Винзавод», дизайн-кластер ARTPLAY, мастерские и клубы территории «Арма», обновленный театр имени Гоголя - «Гоголь-Центр»; возвращается усилиями новой дирекции жизнь в Сад им. Баумана.
Международный конкурс, который cтартует сегодня, 30 января, вливается в русло общего процесса креативных преобразований в районе. Он адресован всем творческим людям (архитекторам, дизайнерам, художникам и не только), способным справиться с заданием в рамках технических требований.
Участникам предлагается разработать объекты урбанистического пространства, которые могли бы стать «визитной карточкой» Басманного района, связать его творческие площадки, сделать среду привлекательнее и комфортнее. Атмосфера, как известно, складывается из мелочей, и для проектирования можно выбрать какой-то элемент городской «мебели», освещения, навигации, декоративного озеленения, ограждений, системы информирования. Чтобы это ни было, урна или велопарковка, важно учесть такие параметры, как безопасность, функциональность, простота реализации, погодные условия, узнаваемый образ.
В экспертный совет и жюри конкурса входят представители городских властей и крупных творческих площадок, известные архитекторы, дизайнеры, кураторы и журналисты. Мероприятие поддерживает Департамент культуры г. Москвы. Кроме того, все проекты участников «ПроФОРМЫ» будут рассмотрены специальной комиссией Москомархитектуры и имеют шанс попасть в общемосковский каталог малых архитектурных форм.
Полный перечень возможных объектов проектирования, техзадание, даты и этапы, формат подачи работ, а также призы и дополнительные возможности для победителей описаны на сайте конкурса konkurs.artplay.ru
Побывав в Московской Архитектурной Школе (МАРШ) и поговорив с ее директором Никитой Токаревым, мы узнали, как интерьеры открывшегося в этом году учебного заведения отражают его образовательные принципы.
На днях в МАРШ тестировалась игра, которая будет предложена студентам в рамках одного из учебных модулей второго семестра. В детали по просьбе разработчиков углубляться не будем, хотя действие получилось весьма увлекательным и даже азартным, но о сути процесса сказать важно. Смысл игры состоит в том, чтобы научить начинающих архитекторов коммуницировать с представителями различных сообществ, от которых так или иначе может зависеть судьба проектов: с властями, предпринимателями, прессой, защитниками наследия, местными жителями. Для МАРШ такая затея показательна: двухгодичная магистратура, куда принимают бакалавров архитектуры, старается дать практические навыки, которые не приобретаются в традиционных вузах.
Еще одна особенность обучения - глубокое погружение студентов в контекст современной культуры для понимания архитектуры как ее неотъемлемой части. Темы коммуникации и междисциплинарности определили и характер учебного пространства.
Территорию площадью 1100 кв.м. на пятом этаже бывшего промышленного здания в дизайн-центре Artplay МАРШ делит со школой кино (Moscow Film School) и школой компьютерной графики (Scream School). Проектированием интерьеров занималось бюро PANACOM. Никита Токарев – один из его основателей, и как директор школы он лучше, чем кто бы то ни было, представлял функциональную программу и образ помещений. Стояла задача создать контактную, стимулирующую к творчеству и взаимодействию между студентами разных специализаций среду. Поэтому у школ общий холл со стойкой рецепции и кафе, где встречаются все обитатели этажа, и один на всех зал администрации. Есть большая аудитория, где все участники образовательного «кластера» могут проводить совместные или отдельные крупные мероприятия.
Классы, располагающиеся по обе стороны коридора, следующего за холлом, маркированы разными цветами. В одном из них, в логичном соседстве с архитекторами, занимаются студенты отделения интерьерного дизайна БВШД, партнера МАРШ.
В общественной зоне минимум визуальных преград. Административная часть с окнами во всю стену отделена от холла прозрачной стеной – студентам и посетителям ничто не мешает созерцать кипящую за перегородкой работу сотрудников. Даже кабинеты дирекции архитектурной и кино-школы, симметрично расположенные на одинаковых антресолях, частично просматриваются извне. Матовый стеклопрофилит придает происходящему внутри вид своеобразного театра теней.
В этом проекте стеклопрофилит вообще сыграл важную роль, и Никита Токарев отзывается о работе с ним исключительно положительно: «Это очень интересный материал. Подходит как для фасадов, так и для интерьеров, однако его редко применяют из-за индустриальной репутации. Здесь он как раз помог подчеркнуть промышленное прошлое помещений. Мы использовали стеклопрофилит и в качестве масштабных конструктивных элементов, и при изготовлении предметов обстановки - стоек рецепции и бара. Он красиво пропускает свет. Жаль, что в нашей стране этот материал больше не изготавливают, пришлось заказывать в Германии».
Стоит отметить и подбор предметов интерьера. В светлых помещениях они служат необходимыми цветовыми вкраплениями, поддерживают красочную разметку коридора. Энергичный, бодрящий дизайн кресел (Magis) и лампы «оригами» (Dark) в зоне администрации, «улыбающихся» стульев (Maх design) и светильника в форме «облака» (Italia design) в кафе, наверняка, помогает проснуться и с хорошим настроением приступить к работе как студентам, так и сотрудникам школ.
Большой класс для проектных студий МАРШ устроен так, что у студентов разных групп не возникает ощущения изолированности друг от друга. Помещение зонировано плотными шторами, которые задергиваются во время занятий с мастерами, но легко отодвигаются, раскрывая целостное пространство для обмена идеями и просмотра работ. Во время нашего визита студентов в классе было немного: первый семестр подходит к концу, и занятий сейчас нет. Ученики погружены в доработку проектов после декабрьской презентации перед экспертами. В конце января руководители студий – ректор школы, архитектор Евгений Асс, архитекторы Сергей Скуратов и Антон Мосин оценят финальные портфолио своих групп.
Возвращаясь к особенностям учебного процесса МАРШ, уточним, что в качестве предмета осмысления и проектирования здесь предлагается не отдельно взятое сооружение той или иной типологии, а целая проблема, на которую может дать ответ архитектура.
Например, группа под руководством Сергея Скуратова размышляла о «Культуре в городе»: о том, как восполнить в столице явный дефицит творческих центров, музеев, концертных залов, кинотеатров, о развитии уже имеющихся, но не сполна востребованных учреждений, о связях в культурном ландшафте Москвы. Студенты Антона Мосина погрузились в непростую, но очень злободневную тему «Архитектура и власть» и могли выбрать для проектирования различные административные здания, подумав о том, как их архитектура соответствует современным политическим устремлениям и ожиданиям.
В широких рамках темы «Трансформация ценностей», предложенной Евгением Ассом, студенты сосредоточились на возможных сценариях развития трех пустующих пространств Москвы ( неблагополучный участок у Курского вокзала, в спальном районе Ново-Переделкино и в историческом центре у Патриарших прудов ).
В следующем семестре проектные студии возглавят Евгений Асс, Владимир Плоткин и Наринэ Тютчева. Они представят свои темы в феврале. Помимо этих занятий учащихся ждут продолжающиеся и новые образовательные модули по современным технологиям, законодательным основам архитектурной практики, теории и истории архитектуры. В феврале, о чем мы уже писали, в МАРШ пройдет «Зимняя школа», посвященная «зеленому» строительству и частному дому, планируются в новом семестре и открытые публичные лекции.
Непременной для студентов МАРШ практикой, по словам директора школы, является ведение дневника. Но не того, куда выставляют оценки и пишут замечания преподаватели - студентам рекомендуется вести записи, отслеживающие ход учебного процесса: что нового они узнали и поняли для себя, с какими проблемами столкнулись и как сумели их преодолеть. Так учатся учиться, считают британские партнеры МАРШ из London Metropolitan University. И российские профессора с ними согласны. Дневники – вообще полезная штука. Постараемся и мы регулярно записывать наблюдения о происходящем в этой прогрессивной школе.
Данные проекта. Заказчик, управление проектом: Британская Высшая Школа Дизайна; генеральный подрядчик, строительство: Центр дизайна Artplay; Архитектурное бюро: PANACOM; авторы проекта: Никита Токарев, Мария Саксон (ГАП), Арсений Леонович; cроки реализации: март-октябрь 2012 г.
Проект номинирован на Премию Best Office Award 2013.
Автор фото: Антон Демидов.
Официальный сайт МАРШ: www.march.ru
Архитектура социалистической Кубы, какой ее увидел фотограф Алексей Народицкий.
О том, что Куба - оплот социализма, знают многие. Но мало, кто представляет, как политика отразилась на ее архитектуре. Возможность увидеть «Остров Свободы» с незнакомой стороны была у посетителей выставки «Куба. Архитектура тропического социализма», устроенной фотографом Алексеем Народицким и куратором Еленой Гонсалес во время 3-й Биеннале Архитектуры в Центре дизайна Artplay.
До революции 1959 года на острове, который американцы воспринимали как экзотическую страну для отдыха и развлечений, развивалась только архитектура частных вилл и дорогих отелей – камерная, закрытая, элитная. Эти профессионально спроектированные здания резко контрастировали с общей массой трущобных кварталов.
После революции приоритеты сменились – на первый план вышло развитие социальных и общественных пространств города, строительство школ, стадионов, рабочих клубов, дворцов пионеров и жилых микрорайонов. Здания, на которых сказалось влияние советского модернизма, воплотили новый образ Кубы – государства, ориентированного на повседневные нужды простых людей.
Фотографа Алексея Народицкого эти объекты привлекали уже давно. Туристы их фотографируют редко – не замечают очарования потрепанных временем зданий, а последней серьезной публикацией на русском языке был раритетный труд Н. М. Филипповской «Архитектура революционной Кубы», выпущенный в 1965 году. «Куба - до сих пор достаточно закрытая страна и сведений о том, что происходит внутри, или фотографий архитектуры в свободном доступе почти нет, а там есть очень интересные, малоизученные памятники», - рассказывает Алексей. Ранее он уже бывал в еще более закрытом месте – индийском городе Чандигархе, где снимал постройки Ле Корбюзье, которые представил около года назад на выставке во флигеле «Руина» Музея архитектуры. Можно сказать, что кубинский проект продолжает в его творчестве тему модернизма, оказавшегося в экзотической ситуации.
На Кубе фотограф провел три недели, объездив за это время большую часть страны. «Поразило, что умирающая архитектура прошедшей эпохи, которая уже вряд ли в каком-либо виде возродится, выглядит в этой среде очень аутентично и в то же время метафорично. Например, вышка бассейна, которая стоит на берегу и разделяет два «моря» - реальное море и пустую чашу бассейна».
Снимки сохранившихся, увы, не лучшим образом памятников у Алексея проникнуты героической патетикой. Живописно и монументально возвышаются здания на фоне ослепительного кубинского неба, заставляя задуматься о том, какая жизнь протекала в этих стенах. Не в малой степени такому восприятию поспособствовало и само выставочное пространство.
«В Москве не так много площадок, соответствующих по духу этой архитектуре. Поскольку в «Руине» я уже делал выставку, захотелось попробовать новый зал. Artplay оказался очень интересным местом. Мы сделали развеску не по стенам, как в классической галерее, а в две линии – буквой V. Зритель мог охватить взглядом все работы. Справа и слева на одном уровне можно было увидеть одну и ту же постройку в разных ракурсах. Многослойность экпозиции давала возможность объемного, стереоскопического взгляда на объекты», - говорит Алексей.
Привезенные фотоматериалы могут лечь в основу большого комплексного исследования кубинского соцмодернизма. Надеемся, что выставка, организованная в Artplay, была лишь первым шагом на этом пути.
В июне в Москве начнется набор студентов в новую Московскую Архитектурную школу – МАРШ. Первая презентация образовательной программы прошла 10 апреля в Центре дизайна АRTPLAY.
Основали школу давние коллеги по Мастерской Экспериментального Проектирования в МАРХИ - архитектор, художник и профессор Евгений Асс, который станет ректором, и архитектор Никита Токарев, директор нового учебного заведения.
Программа Школы построена в соответствии с аналогичной магистерской программой Diploma in Architecture London Metropolitan University (LMU), но адаптирована к российским реалиям, как по содержанию, так и по структуре обучения, что позволяет Школе выдавать диплом международного образца, признаваемый и за рубежом, и в России.
Принцип поступления и обучения в МАРШ таков: по результатам просмотра портфолио кандидаты приглашаются на собеседование. В первый год будут принимать только тех, у кого уже есть диплом бакалавра по архитектуре. Особо отмечается, что приемная комиссия будет рада увидеть самостоятельные, не учебные проекты, позволяющие понять, как думает будущий студент. Поскольку программа МАРШ магистерская, руководители делают особый упор на активной и самостоятельной позиции студента в процессе обучения. Его продолжительность - 2 года, и, несмотря на то, что это неизбежно сужает круг желающих поcтупить, оно будет платным - примерно 250 тысяч рублей за год.
От других российских учебных заведений, обучающих архитекторов, МАРШ, по словам инициаторов проекта, будет отличаться более основательным курсом гуманитарных наук, а также нетрадиционным для России интегрированным курсом инженерных и технических дисциплин. В другом, более системном, виде будут поданы и стандартные предметы, что позволит студенту научиться комбинировать знания и соединять в соответствии с задачами каждого конкретного проекта.
Структуру программы школы формируют три студии по проектированию, руководители которых будут объявлены позже, и несколько общих модулей, затрагивающих различные аспекты культуры архитектора, в том числе - инженерный курс, разработанный совместно с Buro Happold, гуманитарный курс Сергея Ситара, градостроительный курс Надежды Нилиной, курс цифровой культуры Евгения Шириняна курс архитектурной практики Никиты Токарева и другие. Важный пункт обучения: студент должен обязательно менять преподавателя по проектированию каждый семестр, что позволит ему познакомиться с различными методами работы и проектирования.
Поэтому представляя программу МАРШ, ее создатели сделали особый акцент не столько на содержании отдельных курсов, сколько на преподавателях, согласившихся сотрудничать. «Наша школа – авторская», - утверждают основатели. В подтверждение этой концепции на одной из стен в зале, где проходила презентация, были размещены портреты будущих педагогов - Евгения Асса, Никиты Токарева, Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Александра Бродского, Оскара Мамлеева, Юрия Григоряна, Наринэ Тютчевой.
Выбор Центра дизайна ARTPLAY и Британской Высшей Школы Дизайна (БВШД) для проведения конференции, посвященной МАРШ, был не случаен. Новая школа создается в сотрудничестве с БВШД, что позволит студентам-архитекторам использовать имеющиеся в Британке ресурсы для творчества. Предполагается, что ученики МАРШ сами будут организовывать свое время, выбирать интересующие их занятия, а, кроме того, включатся в жизнь «Артплея», в сотрудничество между школами, будут вести динамичную культурную и исследовательскую деятельность. МАРШ станет не просто новой институцией на территории Центра дизайна ARTPLAY, но и активной участницей его жизни, а также жизни всего города, уверен ректор школы, архитектор Евгений Асс:
«Центр дизайна ARTPLAY уже стал мощным кластером, в котором МАРШ будет соседствовать с такими образовательными институциями, как Британка, Московская Школа Кино, Школа компьютерной графики Scream School, а в скором времени появится и Школа Музыки. В сочетании с большим количеством архитектурных и дизайнерских бюро, с выставочными залами и галереями, магазинами интеллектуальной литературы, шоу-румами дизайнерских компаний, которые здесь открываются, нам кажется, что это будет очень эффективный культурный центр. Мы уверены, что появление наших студентов на территории «Артплея» внесет новую струю в его жизнь. Во дворе Центра дизайна много места, подходящего для творчества. Было бы глупо не использовать его, например, для строительства макетов в масштабе 1:1, экспериментов с материалами, процессами. Мы хотим, чтобы наши студенты взаимодействовали с учениками театральных студий, а возможно и других творческих направлений, устраивали выставки, перформансы. Пространство двора могло бы стать для них замечательной экспериментальной площадкой».
Официальный сайт школы: march.ru
В столице развернута инициатива по созданию музея дизайна. Презентация проекта состоялась в центре ARTPLAY, где планируется разместить экспозицию.
За последние два года дизайн-активность в Москве заметно повысилась. В прошлом году во второй раз прошли Moscow Design Week и Sretenka Design Week. Масшабнее к своему пятому выпуску стал фестиваль-пионер Design Act, расположившийся в ЦПКиО им. Горького. Появились новые центры, где время от времени выставляют культовые предметы прошлых лет и планируют показывать передовые разработки, один из таких - MOD Design. По инициативе устроителей выставки i Saloni WW c лекциями стали приезжать мастера, имена которых не на слуху даже у специалистов. Однако места, где были бы собраны лучшие образцы дизайна, дающие представление о его истории и эволюции, в Москве до сих пор не было, хотя необходимость в нем очевидна. Несмотря на слабую развитость индустрии, молодых людей, выбирающих предметное проектирование своей профессией, становится все больше, как и искушенных потребителей. Конечно, просвещению способствуют специализированные журналы и сайты, но они не заменяют пространства, где знаковые вещи всегда можно увидеть воочию. Как в лондонском Design Museum или нью-йоркском MAD.
С инициативой создания подобного музея в Москве выступили четверо добровольцев: Александра Санькова, куратор архитектуры, дизайна и моды в посольстве Нидерландов, Степан Лукьянов, сын известного плакатиста Мирона Лукьянова, Валерий Патконен, архитектор, участник арт-группы «Синий суп», и Надежда Бакурадзе, директор видео-фестиваля в городе Канск. Александра, Надежда, Валерий и Степан являются учредителями некоммерческой организации АНО «Московский Музей Дизайна». Они открыты к сотрудничеству и ищут партнеров. Пока в их распоряжении имеются около 200 квадратных метров бывшего бомбоубежища на территории дизайн-кластера ARTPLAY. Завершить реконструкцию и оборудовать выставочные залы планируется к сентябрю. Коллекция будущего музея уже насчитывает около 300 единиц хранения, правда, сейчас это в основном графика. Организаторы говорят, что в сферу их интересов входят разные виды дизайна и весь временной период его существования. Они готовы рассматривать любые предложения по формированию коллекции и помощи в их деле. Уже сейчас ясно, что имеющегоcя пространства для серьезного музея недостаточно. Институции нужен статус государственного учреждения культуры, и организаторы надеются его со временем получить. Пока музей поддержало государственное предприятие «Автоколонна 1417», предоставив ему еще одну площадку – мобильную. Автобус, оборудованный мониторами, может использоваться и как лекционный зал, и как «дом на колесах» для передвижных выставок. «Главное для нас, как в 20 годы, когда были поезда ликвидации безграмотности, сегодня с помощью мобильного зала прививать культуру дизайна массам. Автобус сможет приехать на любую площадку - Парк Горького, Красный Октябрь, Винзавод. Также мы будем делать много мероприятий на партнерских площадках», - говорит Александра Санькова. Передвижной филиал оформлен в фирменном стиле, разработанном для музея нидерландским бюро LAVA design. Тот же черно-белый оп-арт можно увидеть на сайте, где ММД будет сообщать о своих планах и мероприятиях .
Официальный сайт музея: moscowdesignmuseum.com
В чем хранить самое ценное, и что является «святынями современной культуры»? На эти вопросы, объединив усилия, постарались ответить художники и архитекторы - участники выставки, действующей до 30 октября в Центре Дизайна ArtPlay.
«Реликварий» - вместилище реликвий, драгоценный ковчег, нередко в форме архитектурного сооружения, для хранения культовых объектов материальной памяти. В буквальном переводе с латинского - это остатки, останки, прах, развалины…», - расшифровывает название выставки, открывшейся в пространстве Musivum Gallery (Центр Дизайна ArtPlay), ее куратор Юрий Аввакумов. Организатором события, предоставившим материалы для работы, выступил Проект SoloMosaico под руководством Исмаила Ахметова.
В экспозиции представлено 9 - по числу Муз - объектов. По словам куратора, это контейнеры для хранения святынь современной культуры, вещные капсулы, адресованные будущим поколениям, мавзолеи усопшего гения человечества. Над каждым реликварием работали в парах российские архитекторы и художники, преимущественно мастера-мозаичисты, из Италии, Японии, Польши. Архитекторы изобретали форму, художники ее декорировали. Так, Сергей Чобан с Тойохару Кии выстроили «Музей архитектурного рисунка». Тотан Кузембаев с Вердиано Марци раскрыли тему «реликвария» при помощи ларца из сваренных железных пластин и яйца из камня, где заключена жизнь Кощея Бессмертного.
Слава Мизин («Синие носы») и Матильда Тращевска черпали вдохновение в мятежной эпохе авангарда, взгромоздив на пусковую платформу в форме алых серпа и молота гроб Казимира Малевича. Илья Уткин и Пелагия Ангелопулу смастерили мозаичный домик, где ребенок мог бы остаться наедине со своими фантазиями. Дмитрий Буш и Марко Бравура интерпретировали реликварий как образованную переплетением декоративных лент человеческую голову, Юрий Григорян и Джулио Кандуссио - как рыбу, полированную внутри, «Арт Бля» и Марко де Лука - как число Пи. Ольга Солдатова обшила любимым бисером шестигранную призму, сконструированную «Обледенением Архитекторов».
В проекте поучаствовал и сам куратор. Соавторами архитектора Юрия Аввакумова стали Алена Кирцова и Душан Бравура. Совместно они спроектировали памятник Иосифу Бродскому для Васильевского острова в Петербурге, куда поэт собирался «прийти умирать», в виде огромной погребальной урны из пудожского камня с книгами из смальты внутри.
Выставка была задумана и реализована в рамках 4 Московской биеннале современного искусства. Ее стержневая тема - «Переписывая миры» - решена в проекте «Реликварий», как говорит Юрий Аввакумов, буквально – «переписыванием и переосмысливанием традиционной «музыки в камне» в строительном и художественном материале (от массивного блока до пиксельной тессеры) современными мастерами архитектуры и изобразительного искусства».
Выставка «Реликварий»
Место проведения: Центр Дизайна ArtPlay, Musivum Gallery
Даты: 15 сентября – 30 октября, ежедневно 11:00-21:00
Официальный сайт галереи: musivumgallery.com
С 27 по 29 мая в центре дизайна «Artplay на Яузе» пройдет фестиваль архитектуры и дизайна Monitor.space, организованный журналом Monitor и Фондом современного дизайна Monitor Book/Box.
Цель форума — создание площадки для общения профессионалов в этой сфере, а также всех, кто интересуется дизайном и архитектурой.В программе фестиваля выставки, конкурсы, мастер-классы и семинары. Например, в рамках мероприятия пройдет выставка архитектора Бориса Бернаскони Hypercube, на которой будет представлен проект так называемого «Гиперкуба Сколково». Этот своеобразный информационный терминал, как и сам инноград Сколково, создан с учетом принципов четырех «Э»: эргономичности, энергоэффективности, экологичности и экономичности. Кроме того, 28 мая, в субботу, состоится мастер-класс Бернаскони «Создание сценария жизни здания будущего».
«Экоофис» - так называется конкурс на создание проекта офиса из соломы, объявленный центром «Artplay на Яузе». Это экологически чистый и дешевый строительный материал, за которым, как уверены организаторы, будущее. А еще в выходные состоится конкурс на разработку дизайнерской коллекции скетчбуков.
В течение трех дней дадут мастер-классы и проведут семинары такие персоны, как известный рекламист Константин Гаранин («Маркетинг в архитектуре»), дизайнер и художник Игорь Гурович («Как прослыть гениальным за один год»), арт-директор «Студии Артемия Лебедева» Тимур Бурбаев («Промышленный дизайн завтра»), архитектор Евгений Асс («Стена»), дизайнер Андрей Жарницкий («Новые уникальные материалы в дизайне») и другие.
Официальный сайт фестиваля: monitorspace.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.