Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
До 9 марта в Музее архитектуры им. А.В. Щусева гостит выставка конкурсных работ притцкеровского лауреата Эдуарду Соуту де Моуры. В залах «Анфилады» представлены не только результаты проектирования в фотографиях и макетах, но и путь к ним от самых первых эскизов.
Самостоятельная практика де Моуры началась в 1980 году, когда он победил в конкурсе на проектирование культурного центра в Порту. Почувствовав уверенность в своих силах, де Моура покинул мастерскую знаменитого Алваро Сизы. Они остались единомышленниками и потом еще не раз сотрудничали. Например, вместе проектировали павильон Португалии в Ганновере на Expo 2000. В 2011-м году, как и маэстро когда-то, де Моура получил свою Притцкеровскую премию. Главное, что объединяет двух сильнейших представителей португальской школы, — чувство контекста, умение с минимальными потерями для живой природы и пользой для городского пространства вписать здание в окружение. Эту особенность творчества де Моуры превосходно иллюстрируют проекты, привезенные в Москву: станция метрополитена Порту (1997), Центр современного искусства в Риме (1998), конгресс-холл в Пальма-де-Майорке (2005), крематорий в бельгийском Кортрейке (2005), жилой комплекс в Зальцбурге (2006), футбольный стадион в Сарагосе (2008), бассейн в Сан-Жуан де Мадейре (2011) и другие. Всего — 54 объекта.
Помимо привычных планшетов с проектными материалами, для рассказа о работах архитектора найден любопытный дизайнерский ход. В центре залов стоят тумбы с выдвижными ящиками. Красивые древесно-стружечные поверхности и шрифт надписей напоминают не то о грузовых контейнерах, не то о лабраторно-архивном оборудовании. Наверху — макеты, в ящиках — большеформатные чертежи, схемы, рисунки и рендеры, которые интересно сопоставить с объемными моделями.
Самый примечательный экспонат – огромное, во всю стену, отсканированное собрание набросков к проектам, погружающее зрителя в архитектурную «кухню» и позволяющее понять, из какого творческого «сора» произрастают шедевры.
«По моему мнению, на выставку идти надо, несмотря на то, что все объекты в большинстве своем известны, все это публиковалось в журналах, интернете; встречалось и профессионалам, и тем, кто интересуется архитектурой. Выставка передвижная, путешествует не первый год, судя по состоянию экспонатов. Такая своеобразная репрезентация архитектуры по ту сторону Пиренеев. Но… то ли большой размер фотографий, то ли качество макетов из бальзы, то ли грамотность экспозиции, показывающей путь проекта от первого эскиза до реализации, то ли контраст с историческими интерьерами музея, а может всё-таки класс архитектора – всё говорит о том, что визит не напрасен».
Организаторы выставки: Государственный Музей архитектуры имени Щусева, посольство Португалии в Москве и института Камоеш при Министерстве иностранных дел Португалии. Кураторы — Андре Кампош (Andre Campos) и Педру Гуэдеш де Оливейра (Pedro Guedes de Oliveira). Макеты для экспозиции изготовила студия MG Maquetes. Графический дизайн — R2 Design.
До 9 марта 2013 года.
Официальный сайт музея: muar.ru
В архитектурном облике культурного центра в португальском городе Виана-ду-Каштелу, спроектированного притцкеровским лауреатом Эдуарду Соуту де Моурой, прочитываются особенности урбанистического окружения, в частности, очертания плавучего госпиталя-музея Gli Eannes.
Де Моура взялся за проект культурного центра еще в 1999 году. Когда работа была закончена, в процесс включились застройщики, но обе компании разорились. В конце концов власти области Минью решили достроить здание площадью 3 792 кв. м за счет местного бюджета. И вот культурный центр открылся.
Главная отличительная особенность его архитектоники – развитие в горизонтальной плоскости и присутствие на фасадах алюминиевых воздуховодных труб большого диаметра. Этот факт идеологически сближает работу португальца со знаменитым Центром Помпиду, однако о стилистическом родстве говорить не приходится. Де Моура, помня о genius loci, черпал вдохновение в урбанистическом окружении своего объекта: неподалеку на якорной стоянке находится бывший плавучий госпиталь 50-х годов прошлого Gli Eannes, ныне переоборудованный в музей.
В структуре общественного здания элементы корабельной архитектуры: детали такелажа, фальшборт, леерное ограждение, шпигаты и штормовые портики. В центре композиции прямоугольной постройки находится большой многоцелевой зал, который предназначен для проведения спортивных и культурных мероприятий. Его нулевая отметка совпадает с уровнем подземного этажа; зал занимает большую часть внутреннего пространства центра.
Изнутри по периметру зала проложены галереи, откуда через несколько входов можно пройти на деревянные трибуны. Галереи и холлы связаны лестницами и лифтами с верхним этажом, где запроектирован административный блок учреждения. Фасады здания, особенно в нижней его части, обладают хорошей проницаемостью благодаря панорамному остеклению.
Официальный сайт фотографа: joaomordano.com
В пятницу, 7 сентября в 20.00 притцкеровский лауреат прошлого года Эдуардо Соуто де Моура выступит на «Стрелке» с лекцией, в которой даст свой ответ на вечно актуальный вопрос.
Португальский архитектор, экс-соратник еще одного лауреата Притцкера Алвару Сизы, в профессии уже три десятка лет. За это время он реализовал около 60 проектов, основная особенность которых – это тесная связь архитектуры с окружающей средой. Самые известные работы мастера простых геометрических форм – встроенный в скалу Монте-Кашту футбольный стадион в Браге (на снимке) и музей Паулы Рего неподалеку от Лиссабона. В разное время де Моура преподавал в Гарварде и университетах Цюриха, Женевы, Лозанны, Парижа и Дублина. Вручая высшую архитектурную награду Эдуардо Соуто де Моуре, комитет премии Притцкера отметил приверженность автора традициям, а также его умение сочетать в своих архитектурных произведениях «силу и сдержанность, браваду и нежность, мощь государственной власти и ощущение интимности».
Официальный сайт организатора: http://bit.ly/RksRXA
В издательстве Taschen выходит альбом, в котором собраны летние павильоны Serpentine Gallery, созданные знаменитыми архитекторами.
В прошлом году легендарная лондонская арт-галерея отпраздновала два юбилея – сорокалетие своего существования и десятилетие архитектурной программы. Согласно этой программе, неподалеку от основного здания галереи каждое лето появляется новый выставочный павильон. Проектировать их приглашаются звезды мировой архитектуры, у которых еще нет построек в Великобритании. Исключение сделали только для Захи Хадид. Она построила в разные годы два павильона, включая самый первый. За ее творением последовали работы Даниэля Либескинда, Тойо Ито, Оскара Нимейера, Алваро Сизы, Рема Колхаса и других знаменитостей. На разработку проекта дается всего полгода, павильон открывается в начале лета и по окончании сезона разбирается. Теперь этим парадом достижений современной архитектуры, который был доступен жителям и гостям Лондона на короткое время, можно полюбоваться на страницах альбома, подготовленного архитектурным критиком Филиппом Джодидео.
Официальный сайт издательства: taschen.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.