Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Чем запомнился Фестиваль «Зодчество - 2012»? Самые яркие проекты с комментариями автора концепции выставочного проcтранства Владимира Кузьмина, архитектурного критика Николая Малинина и архитектора Бориса Уборевича-Боровского.
Архитектор Владимир Кузьмин (вместе с коллегами по проектной группе «Поле-Дизайн» разработал пространство экспозиции):
«Мы делали экспозиции «Зодчества» в 2006 и 2007 годах и вошли в эту реку вновь потому, что нам понравилась кураторская концепция Андрея Александровича Чернихова. У него была идея переформатировать Фестиваль, приблизить его к биеннале, когда в одном пространстве встречается множество выставочных проектов. Сначала мы задумали построить из специальных конструкций слово «Новое» (так звучала главная тема), но выяснилось, что средств на это не хватает. В итоге пошли по другому пути, однако визуальную основу, в которой добивались легкости и эскизности, сохранить удалось. Задача отойти от закрытой экспозиции, разделенной стеночками и кубиками, была решена с помощью строительных лесов и скотча нашего любимого жизнеутверждающего цвета. Действительно, его ушло около 30 километров.
Пространство получилось, с одной стороны, прозрачным, воспринимающимся целостно. С другой стороны, эта прозрачность была не абсолютной и вуалировала не самые удачные экспозиции. О «контенте» Фестиваля судить не возьмусь. Пусть этим занимаются искусствоведы и критики. Возможно, самым новым, как бы претенциозно и парадоксально это ни звучало, оказалось само пространство экспозиции - то, как оно вписалось в пространство «Манежа». Оранжевый цвет и огромный, установленный под углом экран задавали определенный драйв. Прекрасно сработала компания Maxgroup, монтировавшая выставку. Ведь какими бы замечательными не были эскизы и чертежи, в конечном счете все зависело от людей, которые устанавливали конструкции, придумывали специальные инструменты для их обмотки скотчем, реагировали на возникавшие проблемы и оперативно находили выход из затруднительных ситуаций. Благодаря их четкой работе все получилось так, как мы себе это представляли».
Архитектурный критик Николай Малинин:
«Любой текст от сокращения выигрывает, а для плохого это вообще первейшая мера. «Зодчество» стало меньше (и днями, и метрами) – и это чрезвычайно его украсило. Возникло даже смутное ощущение, что тут те, кому это зачем-то надо, а не по разнарядке. И не в командировочку в Москву сгонять. Вот, например, Воронеж очень грамотно и даже стильно о себе заявил. Похоже, там с приходом нового главного архитектора, действительно, что-то начало происходить интересное. Например, фестиваль «Архидром», где молодежь отлично поработала с деревом.
Запомнился и Екатеринбург – не тем, что показал, а тем, как. Емкий, плакатный ход очень здорово выделялся на общем фоне. Но самое живое и интересное, что тут было, это было прошлое! А именно проекты дипломников МАРХИ 1960-70-х годов на выставке «Советский модернизм». Может быть, структура экспозиции была и простодушной («Были детьми», «Женились», «Сидели в кафе»), но вполне адекватной материалу. И видно, что куратор выставки Ольга Казакова знает предмет глубоко и пойдет далеко.
История про «Русское Идентичное» меня несколько смутила. Я тоже все время ищу каких-то точных слов для описания происходящего в архитектуре, но никогда не думал, что со стороны это может выглядеть так плоско. Идентичность – это важный, интересный, мучительный вопрос, но те ответы, которые нашли Андрей и Никита Асадовы, как-то все же слишком очевидны. Ну да, у нас есть что-то прекрасное (и многое из этого, к моей радости, деревянное), а что-то ужасное (навороченные комплексы с башенками и непроходимые панельные кварталы), ну и что дальше. А вот бревно, которое лежало там и разные фрагменты которого символизировали разные куски нашей истории, это было здорово! Жаль, мало кто понял, в чем был его смысл.
Разочаровала и история про сгоревший после взрыва фабрики фейерверков и восстановленный квартал Роомбеек в голландском Энсхеде. Сначала на экране нам долго показывают пожар (очень аттрактивно, да), а потом на фотографиях мы сразу видим чистенький, опрятный город, такой же, как и все остальные в Голландии. И только из пояснений узнаем, что его воссоздавали вместе с жителями. А самого процесса, его деталей - не хватает.
И мне кажется, «Зодчеству» нужно больше таких вот человеческих историй. Как про Энсхеде, только не просто завлечь пожаром, но и рассказать историю – что было дальше и как люди в этом участвовали. Из наших сюжетов, увы, могу привести лишь одну историю - про то, как волонтеры во главе с братьями Невзоровыми, Алексеем и Павлом, все лето чинили деревянную церковь в Чистом Доре Вологодской области».
Архитектор Борис Уборевич-Боровский, руководитель бюро UB. Design, получившего на Фестивале Премию «Репутация»:
«Мы увидели какое-то совсем другое «Зодчество». Это всегда была статусная, статичная выставка. А тут новый формат. Очень коротко, всего два дня. Другая эстетика пространства. Что-то призрачное. Много градостроительных карт и схем, мало построек. Но сейчас время такое, многое изменилось. В Москве новое руководство, новая архитектурная палата. Мы больше строим дороги, чем дома. Зато провинция активизировалась. Там интенсивность строительства, как у нас пять лет назад. И есть очень интересные проекты, но есть и пугающие. Екатеринбург удивил башнями в стиле московских 90-х.
Понравилась выставка «Советский модернизм». Когда я учился в МАРХИ – в конце 70-х – еще преподавали Степан Христофорович Сатунц, Дмитрий Георгиевич Олтаржевский, Михаил Исаакович Синявский. Мы забыли многое из того, что было придумано и сделано тогда. А ведь это наш базис.
Девиз выставки «Новое» воспринимаю скорее как вопрос. Выставка вообще оставила много вопросов и желание подискутировать о направлениях развития. Опять много внимания было уделено «Большой Москве». Я, например, не понимаю идею расширения города в виде отростка, похожего на грыжу. Думаю, об этом еще какое-то время поговорят, а потом забудут. Не показались перспективным трендом фасадные решения, представленные в проекте микрорайона «В Лесу». Но все это было бы интересно обсудить. Не могу сказать, лучше стал Фестиваль или хуже, но явно – живее, креативнее, чем раньше».
Официальный сайт Фестиваля: www.zodchestvo.com
В публикации использованы фотографии, предоставленные бюро «Поле-Дизайн» (фотограф Николай Калошин), пресс-службой Фестиваля «Зодчество», из архивов сайта Archplatforma.ru, автор портрета Николая Малинина - Светлана Мусинова).
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.