Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
18-20 декабря «Гостиный двор» принимает Международный фестиваль «Зодчество 2014». Особенность 22-го выпуска – спецпроекты, раскрывающие тему «Актуальное Идентичное», предложенную кураторами Андреем и Никитой Асадовыми.
В этом году «Зодчество» (международный фестиваль архитектуры под эгидой Союза архитекторов России) предпринимает серьезные шаги к обновлению и выносит на первый план спецпроекты, призванные сделать форум интересным и актуальным. Экспозиции, подготовленные кураторами, которых пригласили Андрей и Никита Асадовы, займут общественные пространства между павильонами с выставками регионов и архитектурных компаний. «За 20 лет жизни «Зодчество» сложилось как ярмарка всего, объективный срез, который вызывает не только положительные эмоции. В этом году особое внимание уделено кураторской части, которая должна задать направления всему развитию российской архитектуры», – выразил надежду вице-президент САР Виктор Логвинов на круглом столе, состоявшемся в ноябре в школе МАРШ.
В целом фестиваль посвящен столетию русского авангарда, но «Актуальное Идентичное» – не только о течении, прославившем отечественную архитектуру по всему миру. По словам Андрея Асадова, это попытка понять, что вдохновляло российских архитекторов в прошлом, что может быть содержанием архитектуры сегодня и толкнет ее в будущее. «Возможно, мы присутствует при формировании волны нового авангарда», – предполагает архитектор. Предложенную тему развивают более десятка экспозиций, выявляющих и представляющих разные аспекты национальной идентичности.
Одно из первых явлений в ряду всемирно известных достижений отечественной архитектуры – станции московского метро. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов в рамках экспозиции Правительства Москвы курирует выставку «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности». В фокусе проекта – творческая лаборатория проектировщиков, коллизии создания известных объектов от первых конкурсов до проведенного недавно для двух станций Калининско-Солнцевской линии.
Спецпроект «Esperanto cоветской архитектуры» команды SOVMOD во главе с Еленой Гонсалес объединяет памятники советского модернизма от Мурманска до Ялты, от Калининграда до Владивостока. Модернизм стал своего рода архитектурным эсперанто, общим языком опознаваемых символов, понятным всем жителям бывшего СССР. Елена Гонсалес призналась, что тема идентичности ее до этого особо не волновала, но обращение к ней может иметь смысл, если «отказаться от утопий и вернуться на землю». Актуальным может оказаться идентичное, проявляющееся на бытовой реальном уровне вплоть до уборки мусора, покраски фасадов, разумной и эстетичной организации повседневной жизненной среды.
Подобного рода – не эпатажная, но тихая, планомерная и очень важная работа может быть направлена, например, на создание «Шаболовского культурного кластера» в Москве. Шаболовка – уникальный район, где на 1-2 кв. км сосредоточено множество памятников авангарда, отражающих весь жизненный цикл и этапы формирования нового советского человека 1920-х – от рождения до смерти. Помимо символа места, Шуховской башни, здесь находятся дома-коммуны, детские сады, баня, школа-гигант, клуб, универмаг, крематорий. В проекте Александры Селивановой студенты расположенного на Шаболовке строительного колледжа «Баухауз-30» исследуют, что из этих форм и идей, и каким образом может быть актуально для нашего времени.
Взглянуть по-новому на «Неоклассицизм» ВДНХ» предлагает Дмитрий Михейкин. Его выставка повествует о переходе от «сталинской» архитектуры к «хрущевской». Куратор берется доказать парадоксальный, на первый взгляд, тезис, о том, что между этими периодами не было такой уж большой разницы. И там, и там использовались одни и те же приемы формотворчества, одни и те же архетипические конструкции.
Архитектурную школу со своим лицом и характером разглядел на полуострове Крым Алексей Комов. Здесь архитектура рождается не в противоборстве воли архитектора и ландшафта, а в полном их согласии. Экспозиция «Архитектура Крыма» составлена из трех взаимосвязанных частей, посвященных сложению крымской школы. Первая – «Мастер»: о пионере довоенной советской архитектуры Крыма Борисе Белозерском. Вторая – «Среда»: ретроспектива курортной типологии в советском зодчестве 1920-1980-х годов. Третья – «Панорама»: срез наиболее репрезентативных построек и проектов в Республике за последние пять лет с упором на молодую актуальную волну приверженцев крымской идентичности.
Команда Вероники Харитоновой в спецпроекте «Деревянное зодчество», фокусирующемся на архитектуре допетровской Руси, попытается дать ей новую оценку, показать, что ее технологии и эстетика вполне отвечают запросам современного общества.
Разговор об идентичности невозможен без блока, посвященного образованию, базе всех архитектурных процессов. Этот раздел, озаглавленный «Будущее. Метод», курирует Оскар Мамлеев. Он считает, что есть идентичность времени, а не страны. В экспозиции, с одной стороны, будут представлены фигуры и методики выдающихся архитекторов-педагогов, создавших собственные школы и направления. С другой – ответы на вопрос «Что такое архитектура будущего?» от ведущих западных и российских архитекторов.
Интерес к профессии архитектора уже много лет прививает детям архитектурная студия ЭДАС. Ее руководитель Владислав Кирпичев выбрал для экспозиции победный, закладывающий успешное будущее девиз: «я могу».
Будет своя экспозиция у фестиваля «Архстояние», который, можно сказать, ежегодно воплощает тему «Актуального Идентичного» в уникальных объектах и исследованиях, с недавнего времени в эту практику вовлечено и подрастающее поколение – в программах летнего лагеря.
Художник архитектуры, как он сам себя называет, Михаил Филиппов отметит свое шестидесятилетие и юбилей победы в знаковом для его творчества японском конкурсе «Стиль 2001 года» персональной выставкой.
Особая для редакции сайта Archplatforma.ru история – «Генетический код». Куратор Елена Петухова предложила ряду видных архитекторов разных поколений высказать свою точку зрения на специфику российской архитектуры. Какие приемы, элементы или методы определяют ее лицо, являются основополагающими, востребованы сегодня и обладают потенциалом для будущего? Ответы участников состоят из двух частей – метафорической – инсталляции, художественного жеста, выражающего ДНК отечественной архитектуры, и вербальной – видеоинтервью, которые записывала наша команда. Третья часть проекта – открытый конкурс плаката, результаты которого тоже будут представлены в экспозиции. В творческом состязании могли принять участие все, кому бьло интересно высказаться на ту же тему средствами графики. Победителя мы узнаем во время или сразу после выставки. А все материалы проекта будем выкладывать на сайте под тегом «Генетический код».
С деловой и лекционной программой форума «Зодчество 2014» можно ознакомиться здесь.
До встречи на фестивале!
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.