Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
До 18 августа в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени проходит выставка графики итальянского зодчего, прославившегося в России. Основу экспозиции составили 18 листов — планы, перспективы и ведуты — из собрания архитектора Сергея Чобана. Публикуем его кураторский манифест.
«В центре внимания данной экспозиции – российский период творчества Джакомо Кваренги и его взаимоотношения с венценосными заказчиками – императрицами Екатериной II и Марией Федоровной, императорами Павлом I и Александром I. Во многом именно благодаря их вере в талант архитектора, Кваренги, изначально приехавший в Россию по двухлетнему контракту, смог остаться здесь почти на сорок очень плодотворных лет и реализовать множество построек, которые во многом определили тот самый «строгий, стройный вид» столицы и «официальное лицо государства» в провинциальных городах.
Творчество Джакомо Кваренги являет собой пример совершенного владения стилем и виртуозной многогранности. Ярчайший представитель и верный последователь палладианства, Кваренги также был блестящим художником и увлеченным собирателем книг и произведений искусства. Но, пожалуй, его самым важным профессиональным качеством было умение чутко и с полной самоотдачей работать с заказчиками – прислушиваться к их пожеланиям, понимать их потребности и находить неоспоримые аргументы в пользу правильности предлагаемых решений. Архитектура Кваренги – это архитектура, рожденная в результате диалога и реализованная в соответствии с идеалами классицизма. Среди его построек – императорские дворцы, государственные службы, загородные имения и всевозможные учреждения, церкви и парковые павильоны, – и для каждого объекта зодчий смог создать неповторимую авторскую интерпретацию стиля. Это потрясающее разнообразие приемов убеждает в великом таланте зодчего ничуть не меньше, чем детальность проработки и тщательно продуманная функциональность его зданий.
Все его постройки служат вдохновляющим примером и сегодня – причем не только в своем воплощенном виде, но и в тех акварелях и чертежах, которые Кваренги делал в процессе работы над каждым проектом. Именно проектная графика зодчего стала главной темой этой выставки, позволяя заглянуть в творческую лабораторию Кваренги и лучше понять широту и разнообразие его таланта. А соседство в пространстве экспозиции чертежей и ведут Кваренги с портретами венценосных особ из собрания музея В.А.Тропинина символически воссоздает тот просвещенный диалог с заказчиком, который в конечном итоге и определяет творческую судьбу любого зодчего.
Эту выставку я хотел бы посвятить искусствоведу Константину Владимировичу Малиновскому, многолетнему увлеченному исследователю творчества великого зодчего, автору книги «Джакомо Кваренги. Жизнь и творчество в письмах и документах». Именно скрупулезная работа Константина Владимировича с первоисточниками – в частности, с многочисленными письмами архитектора, – позволила нам узнать, каким человеком был Кваренги, пролить свет на его взаимоотношения с заказчиками, восстановить все перипетии реализации построек и признать, что их качество по сей день остается непревзойденным».
Сергей Чобан
Георгий Анатольевич Трабский, директор издательства «Левша»
Фото - Василий Буланов
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.