30 лет в лицах, проектах, событиях

10.07.19
15:18

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» завершилась презентацией одноименной книги и анонсом продолжения исследовательского проекта по сбору и систематизации информации о наиболее значимых постройках и событиях в современной отечественной архитектуре.

С 14 мая по 16 июня 2019 года в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева проходила выставка «Российская архитектура. Новейшая эра», на которой̆ были представлены результаты исследования наиболее значимых для архитектурной̆ отрасли событий и построек за последние 30 лет, начиная с 1989 года, когда в Москве были созданы первые частные архитектурные кооперативы.

Представленная в пространстве флигеля «Руина» Музея архитектуры выставка состояла из трех частей. На первом этаже на собранной из десятков панелей складчатой структуре разворачивалась временная лента, состоящая из текстов и изображений, рассказывающих о наиболее значимых событиях и постройках, произошедших или построенных в один из исследуемых годов. В качестве смыслового и композиционного стержня временной ленты выступали глобальные события в мировой и российской политике, экономике и культуре. 

На первом и третьем этажах флигеля демонстрировались видео-интервью с главными героями проекта – ведущими российскими архитекторами и экспертами, которые рассказывали о своей оценке основных периодов новейшей архитектурной истории, а также роли отдельных личностей и влиянии явлений и событий на ее развитие.

На втором этаже была представлена коллекция арт-объектов, представляющих авторские трактовки зданий, признанных по результатам исследования наиболее значимыми для формирования и развития национальной архитектурной школы. Приглашенные к участию в выставке архитекторы, самостоятельно выбирали формат и способ презентации своих архитектурных произведений, при помощи художественных средств акцентируя в инсталляции черту или образ, наиболее характерный или знаковый для понимания изначального авторского замысла. 

Над каждым объектом был размещен вертикальный баннер с информацией и фотографиями. Это оригинальное решение, как и весь дизайн экспозиции разработанное Архитектурным бюро Асадова с использованием декоративного освещения от компании IntiLED (Россия), позволило задействовать все уникальное пространство флигеля «Руина» и отразить главную идею проекта «Российская архитектура. Новейшая эра» – история российской архитектуры – это живая и трансформируемая ткань, насыщенная событиями и архитектурными произведениями.

За время работы выставки ее посетило более 1,5 тысячи человек, в том числе, в рамках специальных кураторских экскурсий. Параллельно с выставкой, в лектории Музея архитектуры проходила программа еженедельных публичных мероприятий, включавшая лекции, круглые столы и презентации, с участием ведущих российских архитекторов, экспертов и производителей строительных и отделочных материалов. 

Выставка была подготовлена в рамках одноименного проекта, включавшего создание сайта www.archnewage.ru, открывающего доступ к собранным в ходе исследования материалам и информации самой̆ широкой̆ публики, а также издание книги, инициатором которого выступил Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы и сайт Архитектурного Совета Москвы. В книге представлена вся собранная в ходе исследования информация о наиболее значимых для архитектуры России событиях и постройках, а также комментарии авторов зданий и участников, а зачастую и инициаторов отмеченных событий.  

Книга, вышедшая в рамках издательской программы Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы и сайта Архитектурного Совета Москвы, продолжает серию книг, анализирующих взаимосвязь современной проектной практики с историческим наследием и общемировыми архитектурными и градостроительными тенденциями. В предисловии к книге «Российская архитектура. Новейшая эра» Сергей Кузнецов, главный̆ архитектор Москвы, пишет: «30 лет для архитектуры — это удобный период, когда, с одной стороны, те, кто все это создавал, живы и продолжают активно работать (и есть возможность собрать информацию из первых уст), а с другой стороны, 30 лет — уже достаточно, чтобы подводить определенные итоги и анализировать результаты. Хотя я воспринимаю этот проект скорее не как подведение итогов, а как некий промежуточный этап, исследование предпосылок сегодняшних изменений и переломов. Сейчас самое время заняться анализом и систематизацией, чтобы учесть накопленный опыт и выстроить четкий и осмысленный курс — на следующие 30 лет».

Со-куратор проекта и редактор книги «Российская архитектура. Новейшая эра» Юлия Шишалова отмечает: «Книга— это антология новейшей российской архитектуры, в компактной и легкой для восприятия форме, показывающая качественный срез за 30 лет. Она станет ценным пособием-справочником для всех отечественных архитекторов — особенно для студентов и молодого поколения практиков, заставших охваченные в книге периоды только частично. А для интересующихся — выступит своего рода путеводителем, благодаря публикации адресов всех представленных зданий».

В выступлении на презентации книги, состоявшейся в один из последних дней работы выставки, инициатор проекта «Российская архитектура. Новейшая эра» Андрей Асадов, руководитель бюро Асадова и вице-президент Союза архитекторов России, особое внимание уделил дальнейшей судьбе проекта: «В ходе исследования и, особенно, после открытия выставки в Музее архитектуры мы получили множество предложений от профессионального и экспертного сообщества по расширению списка значимых событий и построек. В том числе, региональных. Эта реакция сообщества подтвердила наше ощущения, что проект может и должен быть продолжен. Его необходимо развивать, используя как базу для сбора и обработки мнений сайт www.archnewage.ru, созданный при участии диджитал-агентства LIKESISTERS. Мы планируем собирать рекомендуемые к включению в нашу своеобразную летопись современной российской архитектуры объекты и события и отбирать из них достойные при помощи опроса членов экспертного совета проекта. Мы сможем не только расширить состав представленных на сайте объектов и построек за 30 предыдущих лет, но и продолжить эту практику в будущем, формируя выборку за каждый последующий год». 

Тираж книги «Российская архитектура. Новейшая эра» распространяется бесплатно среди участников исследования, заполнявших опросные формы в феврале 2019 года, авторов объектов, вошедших в книгу (проверить эту информацию можно на сайте www.archnewage.ru), а также среди исследователей современной архитектуры, преподавателей профильных ВУЗов и журналистов, которым данная книга нужна для их профессиональной деятельности.

Подробная информация о том, кто и как может получить книгу: здесь

Дополнительная информация: Елена Петухова, координатор проекта: epetuhova@gmail.com

Джакомо Кваренги. Архитектор императорского двора

22.05.19
13:54

До 18 августа в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени проходит выставка графики итальянского зодчего, прославившегося в России. Основу экспозиции составили 18 листов — планы, перспективы и ведуты — из собрания архитектора Сергея Чобана. Публикуем его кураторский манифест.

«В центре внимания данной экспозиции – российский период творчества Джакомо Кваренги и его взаимоотношения с венценосными заказчиками – императрицами Екатериной II и Марией Федоровной, императорами Павлом I и Александром I. Во многом именно благодаря их вере в талант архитектора, Кваренги, изначально приехавший в Россию по двухлетнему контракту, смог остаться здесь почти на сорок очень плодотворных лет и реализовать множество построек, которые во многом определили тот самый «строгий, стройный вид» столицы и «официальное лицо государства» в провинциальных городах.

Творчество Джакомо Кваренги являет собой пример совершенного владения стилем и виртуозной многогранности. Ярчайший представитель и верный последователь палладианства, Кваренги также был блестящим художником и увлеченным собирателем книг и произведений искусства. Но, пожалуй, его самым важным профессиональным качеством было умение чутко и с полной самоотдачей работать с заказчиками – прислушиваться к их пожеланиям, понимать их потребности и находить неоспоримые аргументы в пользу правильности предлагаемых решений. Архитектура Кваренги – это архитектура, рожденная в результате диалога и реализованная в соответствии с идеалами классицизма. Среди его построек – императорские дворцы, государственные службы, загородные имения и всевозможные учреждения, церкви и парковые павильоны, – и для каждого объекта зодчий смог создать неповторимую авторскую интерпретацию стиля. Это потрясающее разнообразие приемов убеждает в великом таланте зодчего ничуть не меньше, чем детальность проработки и тщательно продуманная функциональность его зданий. 

Все его постройки служат вдохновляющим примером и сегодня – причем не только в своем воплощенном виде, но и в тех акварелях и чертежах, которые Кваренги делал в процессе работы над каждым проектом. Именно проектная графика зодчего стала главной темой этой выставки, позволяя заглянуть в творческую лабораторию Кваренги и лучше понять широту и разнообразие его таланта. А соседство в пространстве экспозиции чертежей и ведут Кваренги с портретами венценосных особ из собрания музея В.А.Тропинина символически воссоздает тот просвещенный диалог с заказчиком, который в конечном итоге и определяет творческую судьбу любого зодчего. 

Эту выставку я хотел бы посвятить искусствоведу Константину Владимировичу Малиновскому, многолетнему увлеченному исследователю творчества великого зодчего, автору книги «Джакомо Кваренги. Жизнь и творчество в письмах и документах». Именно скрупулезная работа Константина Владимировича с первоисточниками – в частности, с многочисленными письмами архитектора, – позволила нам узнать, каким человеком был Кваренги, пролить свет на его взаимоотношения с заказчиками, восстановить все перипетии реализации построек и признать, что их качество по сей день остается непревзойденным».

Сергей Чобан

 
Александра Шейнер, бюро SPEECH, Ольга Журавлева, директор музея Тропинина, архитектор Сергей Чобан, куратор выставки, руководитель архитектурного бюро SPEECH
 
Дизайн экспозиции выставки также выполнен руководителем архитектурного бюро SPEECH совместно с Александрой Шейнер. Графика знаменитого итальянца чередуется с портретами августейших заказчиков зодчего – Екатерины II, Павла I, Александра I кисти Федора Рокотова и Степана Щукина. Выставка приурочена к выходу книги Константина Малиновского «Джакомо Кваренги. Жизнь и творчество в письмах и документах» (издательство «Левша», СПб).
 
Елизавета Фокина, директор музея-заповедника Царицыно

Георгий Анатольевич Трабский, директор издательства «Левша» 

Фото - Василий Буланов

Баланс

07.05.19
15:00

В рамках 24-й международной выставки АРХ Москва, которая пройдет с 15 по 19 мая в Центральном Манеже в Москве, Мария Николаева, руководитель бюро MAD Architects, представит свой кураторский спецпроект «Баланс», участие в котором приняли бюро MAD Architects, «Мегабудка» и IQ.

 
«Баланс» — авторский проект, который объединил три архитектурных бюро в единый творческий тандем для поиска баланса.
 
Созданный в результате размышлений о природе баланса арт-объект призывает к размышлению о сути элементов и противоречий в разных сферах не только профессиональное сообщество, но и широкую общественность. Инсталляция «Баланс» создается архитектурными бюро Mad architects, «Мегабудка» и IQ при поддержке бренда спортивной одежды New Balance. Также во время проведения фестиваля на площадке «Баланс» будут проходить занятия по балансной йоге, на которую могут прийти все желающие. 
 
16 мая, с 13.30 до 15.00 состоится презентация спецпроекта с участием представителей трех архитектурных бюро. В живой дискуссии с авторами можно будет обсудить основные идеи «Баланса», вопросы творческого поиска и реализации идей. К участию приглашаются все желающие.

Мария Николаева, глава бюро MAD Architects: 
В период работы над проектом объединяясь в уникальном составе, мы по сути являем собой новый творческий коллектив, что автоматически выдергивает каждого из нас из привычной реальности, из сложившихся отношений и дарит совершенно новый обогащающий опыт что само по себе имеет высокую ценность.
Проект Баланс является для меня провокацией к размышлениям, нежели конечным суждением. Как ко времени, которое мы отведем, задаваясь вечными вопросами, чувствуя себя немного философами, провоцируя к поиску ощущения невидимой линии Баланса в форме, материале, социальных явлениях, человеческих проявлениях. Баланс – это нечто невидимое, сложное, это какой-то набор противодействующих компонентов, которые вдруг находят точку согласия. Баланс - есть постоянный поиск правильной пропорции соотношений всех участвующих компонентов, постоянное движение, это что то, что не имеет физической оболочки, но при этом поразительно точно ощущается телом. Телесность – это то, с чего мы возможно и начнем свой поиск, это возможно то, с чего мы предложим начать поиск и вам. 
 
Артем Укропов, управляющий партнер архитектурного бюро «Megabudka»: 
Тема нашей работы была выбрана по причине ее невероятной многогранности. Разрабатывая концепцию инсталляции, мы поняли, что существует огромное количество интерпретаций и воплощений баланса. В нашем случае это баланс между старым и новым, классикой и современностью, накопительством и мгновенным впечатлением, постоянным и временным, устойчивым и неустойчивым, элитарным и общедоступным.
Проект в равной степени раскрывается через отображение современных трендов и классических традиций, идей архитекторов новой волны и приемов работы специалистов старой школы. Наполненность смыслами здесь соседствует с их отсутствием, а простота со сложностью.
Инсталляция «Баланс» имеет классическое построение. Она сложена из блоков, но в нестандартной форме. Сами блоки — это коробки от современной и модной обуви, а с другой стороны — утилитарные предметы из перерабатываемых материалов. Символичным является и то, что рекламные материалы выступают в качестве конструктивных элементов.
Баланс присутствует и в характере подачи проекта, который передает сложные идеи и одновременно является занятным поп-арт аттракционом для посетителей выставки. 
 
Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ 
Работа над этим проектом станет уникальной возможностью разобрать законы архитектурной диалектики на практике. Диалог единств и противоположностей пронизывает все аспекты нашего труда. Являясь схожими по своей природе, взгляды трех бюро будут находится в творческой борьбе. Недолговечности и временному характеру инсталляции противостоит долгосрочность памяти каждого из участников проекта или посетителя АРХ Москвы. Баланс тождеств и различий - как движущая сила развития идей человечества.
 
 
 

Российская архитектура. Новейшая эра

02.05.19
22:50

30 лет новейшей истории российской архитектуры в событиях, персоналиях и постройках будут представлены на выставке во флигеле ««Руина» Музея архитектуры им. Щусева с 15 мая по 16 июня 2019 года.

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» проходит в рамках одноименного исследовательского проекта, задачей которого является анализ изменений, произошедших за 30 лет – с 1989 по 2019 год – в российской архитектуре, через персоналии, события и произведения ведущих российских архитекторов. 

Архитектура, как неотъемлемая часть истории всей страны

За прошедшие три десятилетия с момента регистрации весной 1989 года первых персональных творческих мастерских российская архитектура преодолела огромный эволюционный путь, развиваясь со сменой экономических, социополитических и культурных реалий в стране. Вехами, отмечающими самые яркие моменты истории российской архитектуры, стали события и здания, оказавшие влияние на дальнейшее развитие национальной школы, а также их авторы - архитекторы, чьи постройки обозначили выход на новый качественный уровень. «Проект «Российская архитектура. Новейшая эра» – это попытка исследовать и наглядно представить наиболее важные этапы развития отечественной архитектуры, осмыслить ее эволюцию как неотъемлемую часть истории всей страны» - говорит Андрей Асадов, вице-президент Союза архитекторов России, автор идеи проекта.

В рамках проекта было проведено масштабное исследование, в котором приняли участие более 300 респондентов, архитекторов и экспертов из различных регионов России. На основании их мнений был составлен перечень наиболее значимых объектов и событий. Эта своеобразная «летопись» современной истории российской архитектуры, вместе с видео-комментариями авторов самых ярких построек и участников ключевых событий, будет представлена на выставке во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. Щусева с 15 мая по 16 июня 2019 года.

Ключевым элементом экспозиции «Российская архитектура. Новейшая эра» станет коллекция из почти 30 арт-объектов, представляющих наиболее значимые постройки. Формат инсталляции или арт-объекта, выражающий наиболее яркую особенность архитектурного решения здания, его образа или пластическое воплощение главной идеи, призван подчеркнуть статус архитектуры как вида искусства и части общекультурного контекста.

В рамках выставки пройдут открытые мероприятия, лекции, круглые столы и семинары, посвященные тенденциям и достижениям российских архитекторов, а также анализу их взаимосвязи с глобальными событиями в истории страны и мира. А также состоится презентация сборника «Российская архитектура. Новейшая эра», включающего результаты исследования: «летопись» российской архитектуры в событиях и постройках, «приметы времени», цитаты из интервью участников проекта. 

После окончания выставки проект «Российская архитектура. Новейшая эра» продолжиться, как в выставочном формате - на профильных фестивалях в различных регионах России, так и онлайн, на сайте проекта www.archnewage.ru, где будет аккумулироваться информация и мнения о значимых событиях и постройках.

Инициаторы и организаторы проекта «Российская архитектура. Новейшая эра»:

Партнеры издательской программы:  

Выставка проходит в рамках программы фестиваля АРХМосква NEXT!  

Команда проекта:

Андрей Асадов, архитектор, вице-президент Союза архитекторов России;

Никита Асадов, архитектор, соучредитель агентства развития городов «Точка роста»; 

Елена Петухова, менеджер специальных проектов СМА, архитектурный критик, куратор конкурсов, выставочных и культурно-образовательных проектов;

Юлия Шишалова, главный редактор журнала «Проект Россия», куратор выставочных и издательских проектов.

Дополнительная информация:

Елена Петухова, координатор проекта: epetuhova@gmail.com

 

 

Место проведения: флигель «Руина» Музея архитектуры им. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, 5/25)

Бытие и Время

19.01.19
23:58
 

Фонд культуры «Екатерина» представляет персональную выставку Валентина Коржова. 23 января – 24 марта.

Время определяется по движению звёзд. 

Бытие неуловимо.

Искусство — инструмент исследования времени. 

Валентин Коржов видит в геометрии космических тел приём для создания художественных объектов. В качестве прототипа он использует фотоснимки скоплений галактик, туманностей и астероидных поясов. Для моделирования объектов художником был разработан метод соединения точек источников света на фотографиях космоса.

 

Работы Валентина Коржова словно «космические слепки», повествуют о формах бытования в Галактике. Художник материализует в арт-объектах космические пустоты. Манифестируя первичность «идеального закона» бытия над временем он даёт предметное представление о связи цивилизации с космосом.

Творчество Коржова апеллирует к архаическим знаниям о Вселенной. Тогда, «наука» об «объёме жизни» строилась на воображении. Такой подход может быть актуален и сейчас как опыт познания бытия и времени.

Выставка «Бытие и время» займёт всё пространство третьего этажа Фонда «ЕКАТЕРИНА». В экспозиции более 50 произведений: скульптуры, объекты, фотографии и видео.

Выставочные разделы проекта «Бытие и Время»

Система координат

В двух залах будет представлен творческий метод автора: интерпретация, формообразование, визуализация художественных объектов в разных средах.

Бытие 

Этот раздел организован как пространство для сравнения оптики зрителя и художника. В отдельном зале будут представлены разные варианты экспонирования работ — на фотографиях, на видео и в интерьере.

Время

Медийный раздел. Фильм о «мастерской образов» художника будет демонстрироваться в пространстве реального производства объектов. 

Валентин Коржов живет и работает в Москве. Член секции скульптуры Московского Союза художников. Участник множества групповых выставок. Его персональные выставки проходили в 11.12 Gallery в ЦСИ Винзавод («Плоть и небо», 2018), Государственном Дарвиновском музее («Уроки естественной истории», 2017), Академии искусств в Воронеже («Белый курган», 2014), Гоголь-Центре («Археология памяти», в рамках Параллельной программы 5 Московской биеннале современного искусства, 2013). 

Проект «Бытие и Время» - участник основного проекта VIII Ташкентской Международной биеннале современного искусства (2018). 

Открытие выставки: 22 января в 19 часов.

RSVP: Наталья, n.bezrukova@ekaterina-foundation.ru

Для посетителей выставка будет открыта с 23 января до 24 марта, кроме понедельников. С 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30.

Адрес Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»: ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка. 

Куратор: Кирилл Алексеев.

Сайт Валентина Коржова: http://korzhov.com

Организаторы и кураторы выставки выражают благодарность Фонду культуры «ЕКАТЕРИНА» и лично его основателям Екатерине и Владимиру Семенихиным за оказанную поддержку в организации и проведении проекта.

 

НЭР: По следам города будущего. 1959-1977

13.12.18
20:02

C 20 декабря 2018 по 10 февраля 2019  в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева пройдет выставка, посвященная коллективному проекту советской экспериментальной архитектурной группы.

При поддержке Министерства культуры РФ.

Организаторы:  Благотворительный фонд AVC Charity, Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Кураторы: Александра Гутнова, Мария Пантелеева

Место проведения: Флигель «Руина» (ул. Воздвиженка, д.5/25) 

Выставка посвящена коллективному проекту экспериментальной архитектурной группы НЭР, которая более пятнадцати лет разрабатывала градостроительную модель города будущего – «Новый элемент расселения». Гуманизация городской среды, город как пространство творческого общения между людьми, принципиальное разделение пространства производства и пространства жизни, отказ от неуправляемого роста городов и предложение системы расселения в масштабе страны лежат в основе проектов группы НЭР. Понятийный аппарат этой модели со временем прочно вошел в отечественную практику градостроительства.

Экспозиция познакомит с этапами становления НЭРовской теории города – от коллективного студенческого диплома 1960 года до проектов, опубликованных за рубежом и представленных на XIV Миланской триеннале в 1968 году и на Экспо в Осаке в 1970 году. В залах «Руины» будут показаны материалы из личных архивов НЭРовцев, воссозданные макеты, эскизы и публикации, а также видео- и аудио-свидетельства самих участников проекта НЭР. 

Выставка сопровождается масштабной культурно-образовательной программой. На открытии выставки состоится презентация книги «НЭР. Город будущего» – первый специализированный сборник, в котором творческое наследие группы рассматривается в контексте советского и международного архитектурного дискурса критики модернизма. Научное иллюстрированное издание было создано при поддержке благотворительного фонда AVC Charity.

На презентации о книге расскажут ее авторы Жан-Луи Коэн и Мария Пантелеева и графический дизайнер проекта Михаил Аникст. С конца декабря книгу можно будет найти в книжной лавке Музея архитектуры. С 20 по 22 декабря состоится международный научный симпозиум, организуемый Высшей школой урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ совместно с кураторами выставки Марией Пантелеевой и Александрой Гутновой. 

С 5 января по 9 февраля запланирован цикл лекций «Архитектурные утопии. ХХ век» о концептуальном проектировании городов в России и за рубежом.

С 26 января по 5 февраля на базе выставки будет работать проектный семинар под названием «Новая история будет». В рамках семинара молодые специалисты представят свое видение города будущего.

К участию в научном симпозиуме, лектории и проектном семинаре приглашены архитекторы и градостроители, социологи, географы, историки и теоретики архитектуры, а также представители других дисциплин, вовлеченных в сферу городского развития.

Проект стал возможен благодаря инициативе кураторов Александры Гутновой и Марии Пантелеевой. Организаторы выставки – благотворительный фонд AVC Charity и Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Партнером выставки выступили Высшая школа урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, световое оформление экспозиции создано компанией «МДМ-Лайт», мультимедиа решение от «White Balance Group».

Справочная информация

Александра Гутнова

Архитектор (МАрхИ, 1993) и урбанист (Institut Français d’Urbanisme, 1997). С 1994 года работает во Франции. После десятилетнего опыта работы в крупных архитектурных бюро, в 2006 году открыла свою мастерскую goodnova, где, наряду с другими проектами, в качестве архитектора и сценографа разрабатывает и реализует программу развития международной экспериментальной лаборатории Славы Полунина Le Moulin Jaune в пригороде Парижа. Соредактор книги «НЭР. Город будущего» (Allemandi, 2018). Параллельно с частной практикой регулярно сотрудничает с крупными компаниями, являясь координатором международных и мультидисциплинарных рабочих групп на градостроительных проектах (международная Консультация на разработку проекта развития Московской агломерации/2012; Международный конкурс на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке/2014 и др.).

Мария Пантелеева

Архитектор и доктор истории и теории архитектуры (Cooper Union School of Architecture, 2005, Yale University, 2011, Princeton University, 2017). Тема докторской диссертации – «Радикальные группы в Советской архитектуре 1960-х годов». В 2006—2007 гг. – редактор The Architect’s Newspaper (Нью-Йорк). С 2009 года – преподаватель истории и теории архитектуры в Корнельском и Колумбийском университетах. Соредактор и один из авторов книги «НЭР. Город будущего» (Allemandi, 2018). Регулярно участвует в международных научных конференциях и выставках (Venice Biennale, 2014, Museum of Modern Art in Warsaw, 2015) и публикуется в архитектурных журналах и сборниках (Open City: An Existential Approach [Charta, 2015], Single Story Urbanism [Lars Müller, 2009], ARPR Journal, Project Journal, Constructs и The Architect’s Newspaper]. Исследования М.Пантелеевой получили поддержку Принстонского университета, Канадского центра архитектуры и Фонда Грэхэм.

Благотворительный фонд AVC Charity

Основан в 2008 году российским ученым, предпринимателем и коллекционером Андреем Чеглаковым. Фонд обеспечивает финансовую поддержку разнообразных программ в сфере культуры, создает и реализует свои собственные проекты в музыкальной, выставочной и издательской сферах, привлекая к участию в работе выдающихся деятелей культуры. В рамках выставочной деятельности Фонд сотрудничает с крупнейшими российскими музеями. Среди важных проектов Фонда – организация и проведение выставок «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» (2012) и «Ман Рэй. Портреты» (2013) в ГМИИ им. А. С. Пушкина, поддержка выставки «Яков Чернихов. Образы архитектуры» (2017) в ГНИМА им. А. В. Щусева и турнира архитектурной графики «Линия мысли» в рамках выставки «АРХ Москва» (2018).

Высшая школа урбанистики им. А.А. Высоковского – научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. ВШУ осуществляет подготовку по программам магистратуры и бакалавриата по направлению «Градостроительство». Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.

Станция Россия. Зал ожидания будущего

11.12.18
21:28
tags: | Citizenstudio |

18 декабря в здании Казанского вокзала откроется выставка «Станция Россия», ранее представленная в российском павильоне на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Одной из частей экспозиции станет проект «Зал ожидания будущего» — попытка предвидеть развитие городов и железнодорожного транспорта от архитектурного бюро Citizenstudio.  По 19 марта 2019 г.

Устроители: Галерея «Триумф» и галерея «Царская башня»

Куратор: Семен Михайловский

Ассистент куратора: Екатерина Толстая

Участники: Студия 44 (Н. Явейн), Горожане / Citizenstudio (М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров), Метрогипротранс (Н. Шумаков), Литейная Часть-91 (Р. Даянов), Арден Вальд, Анатолий Акуе, Даниил Зинченко.

Место: Выставочный зал «Царская башня», Казанский вокзал (Комсомольская площадь, 2)

Под эгидой Министерства культуры Российской Федерации

«Свободное пространство», или Free Space — тема, заявленная кураторами Российского павильона на биеннеле в Венеции, имеет для России особое значение. Ведь страна обитаема там, где проходит железная дорога — основной инструмент покорения бескрайнего русского пространства. 

Проект «Зал ожидания будущего» — прогноз архитектурного бюро Citizenstudio относительно изменений, которые должны произойти с городами и железнодорожным транспортом в далёком или недалёком будущем. Железная дорога и её инфраструктура занимают колоссальные площади в городах. А значит, с постепенным изменением технологий, стоит ожидать и высвобождения пространства — потенциально огромного free space. Что делать с этим «свободным пространством», как его развивать — вопросы, которые архитекторы Михаил Бейлин и Даниил Никишин ставят перед зрителями.  

Экспозиция «Зал ожидания будущего» состоит из двух графических эссе, воплощенных в макетах мастерской STUDIO 911.

«Великая русская река» — исследование о том, как Транссибирская магистраль проходит через крупные города России, разделяя их пространство и создавая мёртвые зоны. Эссе «Дихотомия(?)» демонстрирует два возможных сценария развития города на примере главной вокзальной территории Москвы — Площади Трёх Вокзалов. 

«Великая русская река» — выставка-размышление, в которой архитекторы исследуют феномен главной железнодорожной артерии страны. 

Россия представляет собой огромное, по большей части свободное пространство, хребтом которого является железная дорога. Это река, протекающая через всю страну с Запада на Восток, объединяет не только Россию, но и весь континент: от Атлантического до Тихого океана. Протекая через все крупные города, «Река» обнаруживает интересное противоречие: объединяя населенные пункты, в самих городах железная дорога является скорее разделяющим фактором. Виной тому — устаревшие технологии и инфраструктура. Колоссальная зона отчуждения сопровождает дорогу. «Река» окружена урбанистическим мусором: гаражами, складами и просто одичавшими пустырями. В итоге, город вынужден ограждаться от «Реки» всеми доступными способами.

Транссибирская магистраль была построена в очень короткие сроки — за 26 лет. Она связала целый континент. Но с тех пор мы продолжаем жить в транспортной концепции ХIХ века. Временной рекорд передвижения от Москвы до Владивостока составляет сегодня 6 дней, 23 часа и 30 минут. Примерно столько же, сколько в 1914 году. Но если до Владивостока пустить поезд cо скоростью «Сапсана», можно будет добраться до края страны за день-полтора. 

Стоит раскрыть истинную силу «Великой Русской Реки», превратив ее из городского изгоя в источник жизни, как городов, так и всей страны. 

«Дихотомия(?)»

Проект «Дихотомия(?)» – это попытка предвидения будущего развития городов на примере двух кардинально различных возможных сценариев развития Площади Трёх Вокзалов в Москве. 

Комсомольская (ранее Каланчевская) площадь еще с ХIХ века ставшая крупнейшим транспортным хабом России, со временем только укрепила свой статус. Сегодня это одно из самых активных мест города, имеющие при этом удивительно низкую для центра плотность застройки.

Первый вариант развития площади – «Поглощение». Он предполагает тотальное уплотнение и поглощение свободного пространства, вертикальный рост. Сила притяжения города растет по мере уплотнения его ткани и функций. В результате Москва становится мега-агломерацией — мощнее и важнее самой страны. Одним из 600 глобальных городов мира, которые, по мнению Кьела Нордстрема, заменят собой 218 государств. 

«Данный сценарий кажется наиболее реалистичным, — комментирует архитектор и руководитель бюро Citizenstudio Михаил Бейлин. — Процесс девелопмента территорий идет в Москве уже давно. Отличие описываемого нами сценария в том, что процесс вызван технологическими и социальными механизмами, а не ростом цен на землю». 

Второй вариант развития — «Сакрализация» — подразумевает максимальное озеленение свободных пространств. Свободные пространства, ранее занимаемые транспортной инфраструктурой, превращаются в зеленый каркас, выполняющий не только рекреационную, но и связующую роль. Растет скорость междугороднего транспорта, ослабевает притяжение центра города. Расселение вдоль железнодорожных коридоров развивает горизонтальную агломерацию. Развитие Москвы принимает линейный вектор. 

Система расселения вдоль транспортного коридора была одной из идей проекта НЭР — «Новый элемент расселения», — предложенного в 1961 году группой советских архитекторов под руководством Алексея Гутнова. Сегодня, когда скоростной транспорт уже стал реальностью, а такие транспортные проекты, как Hyperloop — дело ближайшего будущего, актуальность НЭРа возрастает. Низкая плотность и большие расстояния расселения скоро не будут иметь значения. Не будет важен центр и удаленность от него. Связанной мегаструктурой станет не город, а страна и территория как таковые. 

Важный аспект этого нарратива не поглощение, а «сакрализация» свободного пространства в городе, превращение его в зелёные резервации с малоэтажной застройкой. В результате чего, страна расселяется более равномерно и разнообразно. 

«Горожане» / Citizenstudio 

Архитектурное бюро «Горожане» / Citizenstudio было основано архитекторами Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным в 2010-м году. С этого момента творческая группа реализовала несколько объектов: реконструкцию цеха халвы на заводе «Рот Фронт» под помещение фотогалереи «ГЛАЗ», туристско-информационный центр «Калужский край» в Калуге, кинетический интерактивный объект «Экран Футбола» в Парке Горького для ЧМ-2018, стала победителем и лауреатом международных и российских архитектурных конкурсов, среди которых Международные конкурсы в Калабрии (Италия), Киеве (Украина), конкурс «20 лучших молодых архитекторов России Арх-Москва NEXT-2011», «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2013», «Конкурс на концепцию Музея Мельникова в Москве» и «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2015», «Благоустройство малых городов и исторических поселений - 2018».

В 2017 году «Горожане» / Citizenstudio стали обладателями Гран-при Первой Российской молодежной биеннале архитектуры в Иннополисе и Специального Приза Минстроя России. В 2018 году бюро было удостоено чести представлять Россию на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в национальном павильоне.

STUDIO 911

Для мастерской STUDIO 911 макетирование – это всегда искусство. Основанная в 2012 году студия, создает архитектурные макеты, а также скульптуры и инсталляции. В порт-фолио мастерской: проекты на Венецианской биеннале (в 2016 году — в Арсенале, 2018 — в Российском павильоне), на триеннале в Милане и Японии, участие в Международ-ных выставках MIPIM и MAPIC. В команде мастерской — архитекторы и инженеры, ко-торые находят новые решения в привычном и используют самые передовые технологии. Кроме того, STUDIO 911 не забывает и о будущих архитекторах, периодически проводя лекции и воркшопы для студентов.

Выставка «СТАНЦИЯ РОССИЯ» состоит также из разделов:

«ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ» — видео (Арден Вальд, 21'), рассказывающее о масштабах страны, о разрастающихся городах и кровеносной системе железнодорожных путей – об интенсивности движения, пассажиропотоках, о вокзалах – начиная от Павловского «воксала», где устаивались музыкальные концерты, «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы» до вокзалов, имплементированных в сложную городскую среду. 

«ПРОЕКТНОЕ ДЕПО» — проекты, старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. Центральное место займет макет первого, Павловского вокзала (Литейная Часть-91 (Р. Даянов). В этом же разделе представлен макет вокзала в Олимпийском парке в Сочи (Студия-44, Н. Явейн), рисунки и объекты архитектора Н. Шумакова (Метрогипротранс), посвященные ВСМ Москва – Казань.

«КАМЕРА ХРАНЕНИЯ» с двух сторон заполнена ячейками с артефактами и инсталляцией из забытых/потерянных чемоданов.

В пятом разделе «ПРЕОДОЛЕВАЯ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» в большом замороженном окне, имитирующем вагонное, демонстрируется фильм "Семь дней за семь минут" (7'), снятый молодым московским режиссером (Даниилом Зинченко), отправившимся в путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке.

Генеральным партнером проекта стал ОАО «РЖД» — одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, гигантской инфраструктурой, славной историей и большими перспективами.

 

 

 

Зодчество'18: экспозиции

20.11.18
16:50

На Международном архитектурном фестивале стенды десятков регионов России демонстрируют самые интересные и знаковые архитектурно-градостроительные события и проекты.

XXVI Международный архитектурный фестиваль «Зодчество'18» начал свою работу. Фестиваль, на котором представлены наиболее значимые проекты в области отечественной архитектуры и градостроительства, проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Правительств Москвы и Московской области.

Все мероприятия деловой программы, а также вся экспозиция «Зодчество’18» посвящены главной теме фестиваля «РЕКОНТЕКСТ», заявленной его кураторами, архитекторами Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным. Тема, отражающая новые подходы к формированию и оценке качества городской среды, дает широкий диапазон для трактовок, многие из которых раскрываются в рамках серии специальных кураторских проектов, отобранных на основе открытого конкурса и подготовленных целым рядом ведущих профессиональных, исследовательских и образовательных институций.

Для презентации специальных проектов кураторы фестиваля разработали оригинальное дизайнерское решение: вдоль широкого центрального прохода большого зала ЦВЗ «Манеж» расставлены каркасные структуры ярко оранжевого цвета. Они называются «Архитектоны», в честь супрематических архитектурных моделей, придуманных в 1925 году художником Казимиром Малевичем. Благодаря этим конструкциям, похожими на башни, выставочное пространство напоминает городскую застройку с кварталами, домами, проспектами и улицами.

В первую очередь, обращают на себя внимание стенды Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Каждый регион нашел оригинальное экспозиционное решение для демонстрации своих важнейших проектов. Москва показывает проект развития береговых зон вдоль Москвы-реки в виде инсталляции из сотен синих шаров. Московская область представляет проекты благоустройства общественных территорий, превратив свой стенд в мини-копию комфортного и дружелюбного пространства. Санкт-Петербург презентует самые знаковые проекты последних лет в мистическом оформлении из черных драпировок и зеркал. Краснодарский край предлагает огромный макет концепции реконструкции и развития главной улицы Краснодара – улицы Красной. 

Кроме региональных экспозиций и специальных проектов, на фестивале «Зодчество’18» представлены конкурсные работы, поданые в номинациях «Регионы России», «Архитектурные произведения 2016-2018», «Творческие архитектурные мастерские и коллективы», «Творчество молодых архитекторов» и многих других разделах. Международное жюри определит и отметит дипломами наиболее яркие профессиональные работы. В финале фестиваля 21 ноября состоится торжественная церемония, на которой будут объявлены обладатели высших наград «Зодчества’2018».

 

Российскую национальную Премию «Хрустальный Дедал» получат авторы лучшего здания, построенного в России за последние два года.

Премию «Владимира Татлина» вручат за лучший проект.

Премией «Эхо Леонидова» отметят самых талантливых молодых архитекторов.

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», деловой программе, специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

PR-менеджер: Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Зодчество’18: специальные проекты

16.11.18
16:38

На XXVI Международном архитектурном фестивале, кроме традиционных экспозиций конкурсных работ, а также стендов регионов и городов России, будет представлено несколько специальных выставочных проектов. Созданные ведущими экспертами и экспертными институциями, они развивают главную тему фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». 19 - 21 ноября, ЦВЗ «Манеж»

Кураторы фестиваля «Зодчество'18» архитекторы Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин предложили яркую дизайнерскую идею, структурирующую пространство большого зала ЦВЗ «Манеж» и создающую конструктивную основу для монтажа авторских спецпроектов. Вдоль центрального прохода располагаются каркасные структуры, напоминающие уступчатые пирамиды, каждая из которых имеет оригинальную форму. Кураторы назвали структуры «Архитектонами» в честь супрематических архитектурных моделей, придуманных в 1925 году художником Казимиром Малевичем. По словам кураторов, «эти объекты должны создать уже не фасад, не объем, а новую экспозиционную среду, своеобразную улицу из башен, обладающую широким визуальным и смысловым диапазоном». Каждый «Архитектон» предназначен для размещения экспозиций специальных проектов.

 За несколько месяцев до фестиваля оргкомитет «Зодчество'18» объявил открытый конкурс на концепции специальных проектов, в результате которого были отобраны лучшие и наиболее актуальные предложения, сопряжённые по смыслу с главным смысловым акцентом фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». Развитие городов, в том числе изменение их исторически сложившийся среды, требует новых навыков и приемов работы по формированию пространства. Не удивительно, что сегодня в архитектурно-строительной отрасли так часто встречаются слова с приставкой «ре», означающей пересмотр, реформирование устаревающих явлений и систем. В результате, для фестиваля «Зодчество'18» была собрана коллекция специальных проектов, название каждого из которых начинается с приставки «РЕ».

«РЕ-ГОРОД». Куратор проекта Святослав Мурунов, урбанист, создатель Центра прикладной урбанистики, представляет результаты работы консорциума «Лучшие практики умных городов» и созданную им систему совместного решения городских проблем с привлечением жителей.

«РЕ-ГЛОМЕРАЦИЯ». По замыслу куратора проекта руководителя компании «Яузапроект» Ильи Заливухина, проект представляет поиски оптимальной стратегии развития Московской агломерации, включающей основные жилые районы Москвы и Московской области, с единой системой управления и общим бюджетом.

«РЕ-УСТОЙЧИВОСТЬ». Проект был разработан в «Шухов Лаб» НИУ ВШЭ студентами программы «Прототипирование городов будущего» при участии международных экспертов. Кураторами проекта выступили Висенте Гуаярт (Испания), Елена и Иван Митрофановы (Россия).

«РЕ-ПРОМ». Куратор спецпроекта, руководитель Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский, представляет исследование «МОСКВА RE:ПРОМЫШЛЕННАЯ», подготовленное Агентством совместно с бюро «Рождественка» и специалистами ГУП НИиПИ Генплана Москвы, при участии Марины Хрусталевой.

«РЕ-ШКОЛА», куратором которого выступает Наринэ Тютчева, руководитель бюро «Рождественка», продолжает тему работы с историческим наследием, представляя новые образовательные и проектные методики, отвечающие современным требованиям к работе с памятниками архитектуры и культуры.

«RE-DUTCH». В этом проекте кураторы Ева Родионова (Голландия) и Ната Волкова (Россия) собрали лучшие примеры реконструкции исторических зданий голландскими архитекторами по всему миру. 

«РЕ-АКЦИЯ» - проект Алексея Комова (НОЦ "УРБОТЕХ" СевГУ) представит антологию движения «архитектуры прямого действия» и программы «ТЕРРИТОРИУМ», благодаря которой были разработаны проекты благоустройства для различных городов России.

«РЕ-ФОРМА». Кураторы проекта Андрей Ефимов и Мария Соколова, представляющие кафедру «Дизайн архитектурной среды» в МАРХИ, исследуют источники и результаты эволюции средового дизайна как универсальной системы гармонизации городского пространства.

В рамках выставочного проекта «РЕ-МАРКА» студенты Института бизнеса и дизайна под руководством куратора Владислава Савинкина проведут серии художественных экспериментов с формой «Архитектона», используя различные материалы и фактуры.

 

«РЕ-ПРОЕКТ РОССИЯ». Один из ведущих архитектурных журналов России пережил немало трансформаций, следуя за эволюцией профессионального сообщества и проектных реалий. Куратор проекта шеф-редактор журнала Юлия Шишалова представит результат очередной «ре-формации» печатного издания. 

Отдельно, вне системы «Архитектонов», будет представлена экспозиция «Идеал и норма», представляющая представление архитекторов о нынешнем состоянии и возможном будущем городов. Выставка, куратором которой выступил главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов, станет поводом для публичной дискуссии в рамках деловой программы фестиваля.

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/t9xJH0xVsPeNcnGF3 

Зодчество’18: деловая программа

16.11.18
15:14

За три дня фестиваля, с 19 по 21 ноября, на четырех площадках в ЦВЗ «Манеж» пройдут более 50 мероприятий с участием почти 300 спикеров.

 

Международной архитектурный фестиваль «Зодчество'18» – авторитетная выставка лучших проектов и построек, демонстрация достижений российских городов и регионов в архитектурно-градостроительной области. Но самое главное – это место встреч и конструктивного общения всех, кто заинтересован в развитии зодчества как индустрии: российских и зарубежных архитекторов, градостроителей, инженеров, представителей федеральных и региональных властей, бизнес сообщества и ведущих экспертов архитектурно-строительного отрасли России.

Деловая программа фестиваля «Зодчество’18» составлена таким образом, чтобы в дни его работы каждый участник и гость могли найти для себя интересное событие, присоединиться к дискуссии, познакомиться с ведущими экспертами в области архитектуры и градостроительства.

Для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития отрасли в программу фестиваля «Зодчество’18» включены конференции, пленарные и кейс-сессии, дискуссии, круглые столы, лекции и презентации по наиболее актуальным проблемам, связанным с темой фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ», отражающей новые подходы к формированию и оценке качества городской среды.

Многие из кураторских проектов, специально созданных для «Зодчества’18», сопровождаются публичными мероприятиями, на которых кураторы вместе с приглашенными экспертами обсудят более детально темы представленных работ и различные аспекты своего творчества.

Краснодар

19.11.

Первый день фестиваля и его деловую программу открывают две пленарные сессии с участием руководителей профильных департаментов федерального и региональных Правительств, а также ведущих экспертов сообщества.

Пленарная сессия #1 посвящена анализу существующего положения в области формирования инфраструктуры и развития городской среды, а также вопросам внедрения городских стратегий, принятых на государственном и региональном уровнях.

Пленарная сессия #2 предлагает к обсуждению принципы разработки и методику реализации конкретных проектов и программ, направленных на воплощение в жизнь принятых стратегий.

Завершится первый день фестиваля лекцией финского архитектора и архитектурного критика Тарьи Нурми «От старого к новому: реновация, реставрация или разумная перестройка зданий современными финскими архитекторами».

Финляндия, JKMM

20.11

Второй день фестиваля начнется с ХLIII заседания Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований под девизом «Главный архитектор – РЕкультивация, РЕтрансляция, РЕвальвация профессии». В рамках заседания пройдет дискуссия «Нужен ли территории главный архитектор», а также впервые состоится публичная кейс-сессия «Архитектурная политика и практика», во время которой шесть главных архитекторов различных городов и регионов России представят результаты своей работы за предыдущий год и поделятся планами на следующий.

Давний партнер фестиваля «Зодчество» Издательский дом «Татлин (Екатеринбург) 20 ноября представит свой новый образовательный проект «... ЕСТЬ ТАКОЙ АВАНГАРД», инициированный совместно с Институтом архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета и Творческим пространством «ArhiМЫ».

В этот же день журнал «Проект Балтия» проводит круглый стол «Идеальный город XXI века: релевантность утопии» –  в развитие темы своего выставочного проекта «Идеал и Норма», который демонстрируется на «Зодчестве’18».

20 ноября Центр прикладной урбанистики в рамках своего проекта «РЕ-ГОРОД» проводит форум «Новая градостроительная политика» или «Неразвивающиеся города с развивающимся населением». Во время трех блоков конференции будет проанализирована реальная ситуация в городах, состав и специализация экспертного сообщества, а также новые форматы кооперации и технологии работы с городскими сообществами и проектами.

Казань

21.11

Третий день фестиваля впервые представит гостям и участникам презентацию российских проектов-финалистов World Architectural Festival (WAF). Российские архитекторы участвуют в WAF несколько лет и неоднократно побеждали в различных номинациях, но только в этом году 21 ноября в рамках фестиваля «Зодчество’18» все желающие смогут увидеть, как проходит защита проектов на WAF.

Также 21 ноября Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы проведет дискуссию «Москва-река как мегапроект», в которой выступят эксперты и архитекторы, принимающие участие в реализации различных проектов по развитию набережных и прибрежных территорий в Москве.

Тему воды в архитектуре города продолжит лекция итальянского архитектора Клеменса Ф. Куша «Венеция: современный город?», организованная издательством DOM publishers в поддержку выхода нового путеводителя по современной архитектуре Венеции второй половины XX века. 

21 ноября состоится и лекция «Жилые кварталы будущего как единый организм», заявленная ведущим экспертом международной лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» НИУ ВШЭ и со-куратором спецпроекта «РЕ-Устойчивость» Еленой Митрофановой.

В этот же день Агентство стратегического развития «Центр» в продолжение своего спецпроекта «РЕ-Пром» организует панельную дискуссию «Редевелопмент промзон. Реализация» 

ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ: http://www.zodchestvo.com/festival/schedule/

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», деловой программе, специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

PR-менеджер: Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/t9xJH0xVsPeNcnGF3 

 

Зодчество'18: девиз и темы

09.11.18
14:48

С 19 по 21 ноября 2018 года в ЦВЗ «Манеж» пройдет XXVI Международный архитектурный фестиваль. Его девиз — «РЕКОНТЕКСТ», понятие, отражающее новые подходы к формированию и оценке качества городской среды.

Вопросы развития и совершенствования качества застройки российских городов сегодня актуальны как никогда. В России реализуются несколько профильных программ, разрабатываются нормативы и правила комплексного развития территорий, благоустройства городской среды, стандартного жилья. Российские архитекторы, градостроители и проектировщики принимают в этом самое активное участие. Особое значение приобретают новые способы взаимодействия и ведения конструктивного диалога между представителями профессионального архитектурного цеха с обществом и государственными структурами, в первую очередь, такие как Международный фестиваль «Зодчество», представляющий наиболее интересные и перспективные разработки в области архитектуры и градостроительства и проходящий при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Правительств Москвы и Московской области.

Кураторы фестиваля "Зодчество'18" Влад Савинкин и Владимир Кузьмин

Происходящие в стране изменения определяют концепцию и содержание фестиваля. В 2018 году его кураторы архитекторы Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин выбрали девиз, выражающий главную тему экспозиции: «Реконтекст». Развитие городов, в том числе изменение их исторически сложившийся среды, требует новых навыков и приемов работы по формированию пространства. Неудивительно, что сегодня в архитектурно-строительной отрасли так часто встречаются слова с приставкой «ре», означающей пересмотр, реформирование устаревающих явлений и систем. Кураторы фестиваля «Зодчество’18» предлагают проанализировать и, возможно, переосмыслить такие понятия как: «РЕализация», «РЕдевелопмент», «РЕвитализация», «РЕнормирование», «РЕконструкция», «РЕвью».

В течение трех дней посетители фестиваля «Зодчество’18» смогут увидеть экспозиции конкурсных работ, представленных в номинациях «Регионы России», «Архитектурные произведения 2016-2018», «Творческие архитектурные мастерские и коллективы», «Творчество молодых архитекторов» и многих других разделах.

Правительства Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского и Хабаровского краев, Московской, Ростовской, Иркутской и многих других областей РФ готовят собственные экспозиции, посвященные самым интересным и знаковым архитектурно-градостроительным событиям в регионах.

В рамках деловой программы фестиваля состоятся десятки мероприятий: пленарные сессии, круглые столы, лекции и презентации, в которых примут участие ведущие российские и зарубежные архитекторы, урбанисты и градостроители, представители федеральных и региональных властей, девелоперских компаний и компаний-производителей. Тематика и формат мероприятий сформированы таким образом, чтобы дать возможность специалистам публично обсудить актуальные проблемы и перспективы развития отрасли, а представителям общественности – узнать о наиболее важных событиях и интересных решениях, которые окажут влияние на облик российских городов в ближайшем будущем.

В финале фестиваля состоится торжественная церемония, на которой будут объявлены обладатели высших наград «Зодчества’2018».

Российскую национальную Премию «Хрустальный Дедал» получат авторы лучшего здания, построенного в России за последние два года.

Премию «Владимира Татлина» вручат за лучший проект.

Премией «Эхо Леонидова» отметят самых талантливых молодых архитекторов. 

 

Дополнительная информация о Фестивале «Зодчество», а также текст манифеста кураторов, концепция выставки, перечень смотров-конкурсов, деловая программа и условия сотрудничества представлены на сайте www.zodchestvo.com 

Дирекция фестиваля «Зодчество»: info@zodchestvo.com

PR-менеджер Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/L5h6kkuVZP4fWIL83

Жажда античности

26.10.18
20:33

В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума с 15 ноября по 16 декабря пройдет выставка античной архитектуры в графике и моделях из собрания Академии художеств и личной коллекции архитектора Максима Атаянца. 

В Парадных залах Невской анфилады здания Академии художеств открывается выставка «Жажда античности», посвященная отражению античной архитектуры художниками трех последних столетий. Более двухсот произведений в графике и архитектурных моделях позволят посетителям исследовать эволюцию художественного взгляда на древнеримские и древнегреческие памятники. 

Идея проекта принадлежит архитектору, графику и преподавателю Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской Академии Художеств, Максиму Атаянцу.  Объединив в экспозиции работы из собрания музея при Академии художеств, собственную коллекцию графики европейских мастеров XVIII—XIX века и свои работы, выполненные в последние 30 лет, Атаянц создал выставочный нарратив, тема которого —  вечная красота.

Три века изучения античной архитектуры мастерами разных эпох дают множество сюжетных совпадений, что представляет посетителям плодотворную возможность сопоставлений. Памятники Рима, такие, как Колизей, Пантеон, театр Марцелла, триумфальные арки Тита и Септимия Севера, а также храмы Пестума, древнегреческой колонии на юге Италии были и остаются классическими сюжетами для работ художников с XVIII по XXI век. Существование фотографии, казалось бы, могло полностью вытеснить желание запечатлевать легендарные руины и в трудоемкой технике рисунка пером и акварелью. Но работы Атаянца, представленные на выставке, убеждают в незаменимости художественной, рукотворной интерпретации натурных впечатлений от архитектурной классики. 

В рамках выставки впервые публике будут показаны уникальные пробковые модели важнейших памятников Древней Греции и Рима, созданные итальянскими мастерами в 1770-е годы, и коллекция античных ведут художника Шарля-Луи Клериссо (1721-1820 гг.). Эти экспонаты музея Российской Академии художеств были привезены  в Россию Екатериной II, по ним учились практически все студенты Императорской академии. 

Дополняют выставку «Жажда античности» работы известных стипендиатов Академии, которые получили «пенсион» и возможность вживую увидеть все, что так долго изучали в архитектурных классах. Многие из рисунков и акварелей с изображением античных архитектурных произведений, представленные в Тициановском и Екатерининском залах, выполнены известными в дальнейшем русскими архитекторами: М. Е. Месмахером, А.И. Кракау, А. М. Горностаевым. 

Максим Атаянц. Портик Пантеона

Основные части экспозиции выставки «Жажда античности»

Собрание уникальных пробковых моделей памятников Древней Греции и Рима было помещено в академии как наглядное пособие для будущих архитекторов. К выставке «Жажда античности» многие модели были отреставрированы, в полном объеме коллекция будет показана впервые. Модели появились в России при Екатерине II, которая приобрела их в Италии для своих внуков Александра, (будущего императора Александра I), и Константина. В 1800 году коллекция по воле Павла I была передана Эрмитажем в Академию художеств. 

Античные ведуты французского архитектора Шарля-Луи Клериссо — городские пейзажи  Рима, выполненные в 18 веке акварелью или гуашью. Клериссо в своих работах сумел достичь  высокой степени обобщения, создать изобразительную формулу прекрасных руин, представленную в реальных и вымышленных видах. Покупка его обширной коллекции Екатериной II была данью ее увлечению античностью и архитектурой; большая часть ведут хранится в Государственном Эрмитаже, а часть — в музее Академии художеств, которой императрица активно покровительствовала.

Коллекция гравированных ведут античных памятников и архитектурных рисунков XVIII-XIX веков, собранная Максимом Атаянцем, включает в себя работы разных авторов и представляет разные стадии подхода к теме — от натурных зарисовок до законченных картин с сюжетами. Особое внимание художников к памятникам античной архитектуры в европейском искусстве насчитывало уже два столетия, прежде чем в XVIII веке превратилось в настоящую страсть. Она заставляла и архитекторов, и живописцев предпринимать путешествия в поисках новых памятников, изучать и запечатлевать руины в рисунках и гравюрах, открывать законы их красоты.

Собственные рисунки архитектора, графика и преподавателя РАХ Максима Атаянца, созданные в период с начала 1990-х годов до 2018 года. Это зарисовки античных памятников Греции и Рима, тщательно выполненные, обычно карандашом цвета сепии, на фактурной бумаге. Среди них есть всем известные Колизей, Парфенон или памятники Пьяцца дель Пополо в Риме, малоизвестные Пестумские храмы и сирийская Пальмира.

Максим Атаянц. Колизей

По словам журналиста и архитектурного критика Григория Ревзина: «Рисунки Максима Атаянца — это масштабное, трудолюбивое и какое-то по-особому благородное графическое исследование античности. Это не с чем сопоставить в пределах последнего века. Такого больше никто не делает. Зато их более или менее можно представить себе явлением графики XVII-XIX веков. До рождения модернизма. До появления фотоаппарата. До того, как наука и искусство разделились на две мало связанные стратегии познания мира».

Еще один раздел выставки – это работы выпускников и студентов академии конца ХIX века, получавших государственные средства (пенсионы) на заграничные путешествия. В поездках они оттачивали мастерство, создавая живописные и графические работы. Лучшие работы поступали в коллекцию архитектурного класса, значительное место занимали проекты реставрации античных построек и их натурные изображения в рисунках и акварелях.

Максим Атаянц. Храм Цереры в Пестуме

15 ноября – 16 декабря 2018 года

Открытие для прессы: 14 ноября в 14:00

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. 

Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17

Сайт: http://artsacademymuseum.org/

Часы работы: 

ср, пт, сб, вс — с 11.00 до 19.00; чт — с 12.00 до 20.00 

Стоимость билетов в музей: 200-300 руб.

Контакты для СМИ: 

Тая Мараховская 

Коммуникационное агентство «Правила Общения»

taya.pr@gmail.com

 

 

Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери

30.08.18
18:53

Художник Григорий Масленников представляет новый проект в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. C 5 по 11 сентября.

5 сентября в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева откроется первая масштабная выставка российского художника Григория Масленникова. Экспозиция получила название «Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери» и вошла в параллельную программу международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Генеральным партнером выставки выступила ведущая девелоперская компания «Галс-Девелопмент», а со стороны арт-сообщества особую поддержку оказал Дмитрий Волков — деятель современного искусства и доктор философских наук, основатель холдинга SDVentures и патрон Музея современного искусства «Гараж».

Григорий Масленников — один из самых известных на родине и на Западе молодых современных российских художников, чьи работы выставляются в Монако, Лондоне, Париже и Дубае, в мексиканских ADN Gallery, Galería Oscar Román и C.A.M Gallery. Дебютная персональная выставка Масленникова состоялась в Лондоне в 2014 году в рамках ярмарки Frieze. После этого он получил главный приз на Amsterdam International Art Fair и принял участие в Miami Art Basel и Echo in Dubai. Куратором выставки выступила Евгения Попова — коллекционер, меценат, сооснователь некоммерческого фонда Popov Foundation.

 

«Архитектурные конструкции. От Чипперфильда до Гери» — это размышления художника на тему того, как выглядели бы творения великих архитекторов в разрезе современного изобразительного искусства, холста и масла с добавлением неона, дерева, бетона и прочих материалов. Среди выбранных им героев, помимо упомянутых в названии Фрэнка Гери и Дэвида Чипперфильда, оказались Норман Фостер, Тадао Андо, Кисё Курокава, Николас Гримшоу, Даниэль Либескинд и другие мастера.

«Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная за время существования человечества, — говорит Григорий. — Архитекторы, как и художники, не любят долгих рассуждений, поскольку по складу ума они нацелены на создание материальных вещей. Каждый представитель арт-профессии использует свои инструменты для передачи мыслей и настроения. Заставить говорить людей, которые словесным конструкциям предпочитают стальные и бетонные, достаточно непросто. Но, будучи увлеченным архитектурой, я поставил перед собой цель показать, как выглядели бы картины в исполнении величайших архитекторов мира».

Выставка будет открыта для посетителей с 5 по 11 сентября 2018 года во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Контуры глобальной эпохи

29.08.18
18:35

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и московская галерея «Диалог» представляют выставку графики Александра Дейнеки. C 14 сентября по 13 ноября.

Александр Дейнека справедливо считается одним из основателей большого советского стиля в живописи, более известного как соцреализм. Зачастую интерес к творчеству художника ограничивался станковыми произведениями, в тени же долгое время оставалось его мастерство рисовальщика.

 

Выставка «Контуры глобальной эпохи» показывает малоизвестную часть творческого наследия Александра Александровича, которое позволяет глубже понять масштаб дарования художника, ставшего символом своей эпохи. Графика Дейнеки представляет редкий и бесценный материал, который позволяет проследить творческую эволюцию автора и дает возможность зрителю увидеть захватывающий процесс фиксации его художественных переживаний.

 

 

Графика художника разнопланова, но именно из этих, не всегда определенных, законченных, точно направленных линий, создаются контуры будущих монументальных произведений, которые стали художественным исследованием, арт-репортажем и авторской оценкой ряда событий и явлений истории (индустриализация на Донбассе, бурное развитие спорта, Великая Отечественная война).

На выставке будут представлены все стороны Дейнеки-графика: от образцов рисунков раннего периода творчества автора, начиная с первых детских опытов, вплоть до студенческих набросков и экспериментов художника в области гравюры. Посетителям выставки представится уникальная возможность увидеть наброски и эскизы к известным картинам Дейнеки, что равносильно присутствию в мастерской во время создания полотна. Более того, представленные на выставке работы являются частью семейного архива художника, который в свою очередь частично был опубликован в ряде исследований и ни разу не был представлен в таком объеме и с таким полным обзором всего творческого пути автора.

Основой экспозиции являются произведения автора из коллекции галереи Диалог, а также работы Дейнеки из государственных фондов Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Елизавета Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева: «Александр Дейнека - великий русский художник. Возможность увидеть графику такого мастера - абсолютно уникальна, поскольку обычно этот материал недоступен в силу особенностей хранения. Я очень рада, что Музей архитектуры покажет эту часть творческого наследия Дейнеки – не просто большого художника, но и представителя русской школы монументальной живописи. Художника, который перевел традиционные формы в новый художественный язык»

Михаил Прозоров, директор галереи Диалог, куратор выставки: «Совместно с Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева мы предлагаем взглянуть на творчество художника под совершенно новым углом. Знакомство с графикой Александра Дейнеки, непривычно камерной и лиричной, в музейном пространстве заставляет даже подготовленного зрителя остановиться, задуматься и глубже погрузиться в богатый идеями мир художника и проникнуть в философию его искусства. Эффект таких произведений выходит далеко за пределы эстетического воздействия, смещая акцент с результата творчества, и устремляясь в глубину процесса создания шедевра и фиксации художественных переживаний автора. Выставка по-новому открывает Дейнеку, вне контекста монументальности, а как внимательного художника-наблюдателя».

C 14 сентября по 13 ноября в Анфиладе главного здания Музея архитектуры (ул. Воздвиженка, д.5/25)

Архитектура стадионов

25.05.18
09:53

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка, приуроченная к XXI Чемпионату мира по футболу. До 26 августа в «Анфиладе».

Чемпионат станет главным спортивным событием 2018 года и пройдёт на 12 стадионах в 11 городах России. Особое значение в таких мероприятиях имеют сами спортивные арены – в их архитектуре оказываются воплощены самые актуальные тенденции своего времени.

В Музее хранится уникальная коллекция материалов, раскрывающих почти вековую историю строительства и проектирования стадионов в СССР. Цель выставки – познакомить широкую публику с малоизученными и не экспонировавшимися ранее материалами по истории строительства спортивных сооружений в нашей стране.

Яркие архитектурные чертежи вместе с фотографиями реализованных проектов составляют первый – исторический – раздел выставки. В этой части раскрывается история легендарного московского стадиона «Динамо», спортивного ансамбля в Лужниках, ленинградского «Стадиона имени Кирова», спортивных арен в Минске, Ереване, Киеве и других крупнейших городах страны. Проектированием стадионов занимались такие выдающиеся советские архитекторы как Николай Колли, Николай Ладовский, Дмитрий Иофан, Александр Власов и многие другие. На выставке будет показана эволюция и многообразие различных типов сооружений – от подковообразных стадионов с двумя игровыми полями, легкоатлетических арен с мототреком до многофункциональных комплексов эпохи модернизма.

Второй раздел – современный – посвящен аренам, где проводятся матчи Чемпионата этого года. В экспозицию вошли не только макеты, проекты и фотографии новых и реконструированных стадионов, но и материалы, посвященные лучшим зарубежным сооружениям, возведенным к международным турнирам последних десятилетий.

В рамках выставочного проекта планируются тематические лекции, экскурсии, в том числе и на нескольких иностранных языках, а также конференции и круглые столы с ведущими архитекторами. Инклюзивная программа выставки состоит из тактильных копий исторических стадионов, разработанных Музеем специально для людей с ограниченными возможностями восприятия, сопроводительных текстов, выполненных шрифтом Брайля, и экскурсий на языке жестов.

Экскурсионная программа выставки организована при поддержке Get Better Audioguide

Технический партнер выставки Проектная организация "АРХИКУМ"

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15    






Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey