В поисках баланса: выбраны работы для выставки

15.05.22
16:05

Определен состав участников специального проекта, организованного сообществом «АрхиГрафика» к АРХМоскве – 2022. 

По результатам конкурса заявок к участию в выставке, которая пройдет в пространстве Гостиного двора с 8 июня ориентировочно в течение месяца (дата окончания еще согласовывается), приглашаются:

Авксентюк Владимир, Бейлин Михаил, Белозерцев Александр, Блинова Анастасия, Выборный Никита, Герасимова Валентина, Горбунова Валерия, Гребенщиков Юрий, Зайков Николай, Кандалова Алла, Крылов Александр, Корнева Ульяна, Клыпутенко Анастасия, Крахоткина Елена, Кудимова Ирина, Кузнецов Григорий, Максимов Олег, Максимова Вера, Малахов Евгений, Манов Олег, Махмудова Лейла, Молодин Евгений, Мясникова Ольга, Нестерова Анастасия, Никитина Анастасия, Ноаров Андрей, Орлова-Шейнер Мария, Осипова Ирина, Руданов Ярослав, Самсонова Инна, Соколова Анастасия, Семенов Михаил, Савинкин Влад, Скворцов Михаил, Соулс Джон, Скижали-Вейс Артур, Ситников Михаил, Старшинова Екатерина, Темников Антон, Тимофеев Юрий, Федоров Михаил, Федотова Анастасия, Царевский Юрий, Яшина Ольга.

Авторы, приглашенные к участию в выставке по кураторской программе: Ачкасов Игнатий, Городкова Екатерина, Демьянова Арина, Калугина Милена, Кобяк Александр, Леонович Арсений, Малинина Юлия, Сафаров Владимир, Шейнер Александра, Сухиашвили Давид, Яско Мария

В ближайшее время мы свяжемся со всеми авторами по поводу предоставления работ на выставку. Для авторов из Москвы планируется встреча в клубе «Экспо-Парк» в Гостином дворе 20 мая с 12.00 до 19.00. Вход с Варварки – 16 подъезд, 2 этаж, аудитория 268.

Параллельно с офлайн-выставкой работы участников конкурса заявок в течение месяца с 13 июня будут публиковаться на сайте competitions.archplatforma.ru. В офлайн-экспозицию буду включены работы и других авторов, приславших заявки. Также мы планируем выкладывать самые интересные работы и информацию о выставке в Telegram-канале @ArchiGraphicArts.

Экспертный совет спецпроекта «В поисках баланса»:

Сергей Чобан – архитектор, основатель Фонда архитектурного рисунка Tchoban Foundation Museum for Architectural Drawing, руководящий партнер бюро SPEECH и Tchoban Voss Architekten, постоянный председатель жюри Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика» 

Сергей Кузнецов – главный архитектор Москвы, руководитель авторских коллективов значимых архитектурных проектов в России и за рубежом, художник, куратор, попечитель Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика»

Максим Атаянц – архитектор («Мастерская Максима Атаянца»), старший преподаватель кафедры истории архитектуры и сохранения архитектурного наследия Санкт-Петербургской Академии Художеств

Василий Бычков – основатель и генеральный директор компании «Экспо-Парк», создатель Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва

Илья Мукосей – архитектор ( mukosey: architecture / design / media ), куратор выставки-форума АРХ Москва 2022

Михаил Филиппов  – архитектор, основатель и руководитель «Мастерской Михаила Филиппова», заведующий кафедрой архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова 

Андрей Чернихов – архитектор, основатель «Студии Архитектуры и Дизайна Андрея Чернихова», президент Международного архитектурного Фонда имени Якова Чернихова

Екатерина Шалина – историк искусства, автор идеи и куратор проекта «АрхиГрафика»

Контакт оргкомитета: archigraphicarts@gmail.com

Районы, фракталы

13.04.21
20:50
 

Бумажное и цифровое, скульптуры и инсталляции, живопись и графику связала в единую историю «Мегаполис: pro & contra»  экспозиция, открывшаяся в галерее «КультПроект» в пространстве CUBE. Moscow. До 23 мая. 

 

Участники выставки – известные художники и архитекторы – представили свои размышления о сути и смыслах урбанистической культуры, возможных векторах ее развития в отклике на вызовы времени. 

«Открывают» экспозицию акварели главного архитектора Москвы, фокусирующие внимание на красоте многослойного городского ландшафта и его составляющих, казалось бы, таких привычных и знакомых, что современное искусство давно выпустило их из вида. Сергей Кузнецов актуализирует их ценность, то охватывая панорамным взглядом, то «зуммируя» отдельные здания. Быстрая, энергичная кисть стремится уловить текучесть настоящего момента, в которой тают очертания объемов, и массивные сооружения словно растворяются в световоздушной среде. 

Сергей Кузнецов. Красная Площадь. Бумага, акварель, 57 x 77 см, 2021 г.

В сопоставлении с цифровой графикой Kirill Rave и Тимура Башкаева или даже абстрактными рисунками акрилом Сергея Гребенникова эти «рукописные» и фигуративные, отсылающие к большой художественной традиции вещи смотрятся, с одной стороны, контрастно и полемично, а с другой – такое соседство оттеняет и усиливает своеобразие произведений, созданных в разных техниках. 

Кирилл Рейв (Kirill Ravе) на фоне своей видеоинсталляции. Слева рисунки Сергея Гребенникова 

 

Сергей Гребенников. Молекулы архитектуры. Бумага, акрил. 63, 5 x 89, 5 см, 2021

Постояв некоторое время перед видео Kirill Rave, в котором простые геометрические фигуры, разнообразно соединяясь и накладываясь друг на друга, создают все более сложные архитектурные паттерны – поры, борозды, пустоты, символизирующие процесс конструирования личного пространства в цифровой реальности эпохи пандемии – вдруг четко видишь в акварели Сергея Кузнецова фрактальную природу сооружений «Красной Площади». Фрактальность свойственна и «Городу будущего» Тимура Башкаева. В его фантазии высокоплотные структуры, организованные искусственным интеллектом с учетом экономики и предпочтений жителей, «вплывают» в природный ландшафт, уподобляясь его формам и находя с ними баланс.

 

Критически осмысляет уже возникший и продолжающий расти ММДЦ «Москва-Сити» Николай Наседкин, заполняя похожие на небоскребы конструкции из строительных монтажных сеток и прочего ресайклинга техногенными отходами. 

Для ряда авторов архитектурная форма является метафорой каких-то важных и очень личных мировоззренческих понятий. Так, храм в рисунках Татьяны Баданиной, по ее словам, олицетворяет весь Космос, соединяет человека с Богом, земное с небесным, временное с вечным. 

Татьяна Баданина перед серией рисунков «Проекты, крылья, время, свет, небо»

 

Космическими вихрями закручиваются розы, «вышитые» саморезами в объекте Аллы Урбан. «Галактика. Моя роза» – красивая история про архитектуру мироздания, развитие по спирали и «небо в чашечке цветка». 

И не то розой, не то галактикой, не то нарастающим торнадо разворачивается прозрачная башня Владимира Кузьмина.

Владимир Кузьмин и его прозрачный город

В этом подобии большого и малого, тонких связях и диалогах между такими, на первый взгляд, разнородными экспонатами проявляется удивительная стройность кураторской концепции Юлии Манусевич и Ирины Солнцевой, соединившей интересный спектр авторских высказываний в разговоре не только о мегаполисе, но и о богатейшей семантике архитектурных форм в контексте современного искусства.

 Посетительница вернисажа перед работой Тимура Башкаева

Владимир Мартынов. Структуры. Цифровая печать, 60 x 60 см, 2021

 

 Евгений Гор. Травяной человек. Цифровая печать, 2021 г.

Владимир Наседкин. Аэропорт; Алла Урбан. Галактика. Моя роза

 Фото: предоставлены галереей "КультПроект" (СUBE.Moscow)

Пластилиновый мир

12.03.20
21:41
 

С 16 марта по 5 апреля в инклюзивном пространстве творчества и развития «ТВЕРСКАЯ 15» пройдет выставка пятнадцати пластических работ Алексея Микулина.

Свои первые работы Алексей начал создавать ещё в детстве, когда подолгу находился дома один и единственным доступным ему способом познания окружающего мира были книжки, а материалом для творчества – пластилин. В юношеском возрасте он оставил своё увлечение и вернулся к нему лишь спустя много лет, будучи уже состоявшимся издателем. За последние семь лет Алексей Микулин создал из пластилина новый красочный мир городов Запада и Востока, транспорта, который их соединяет, воссоздал облик старой Москвы с её коммуналками и утраченными памятными местами. Многие работы представляют собой воспоминания автора с вниманием к достоверности его личной истории и истории любимого города.

Все эти работы позволят рассказать детям и взрослым о других странах и их культурах, отправить их в путешествие по миру и старой Москве, а также покажут возможности такого простого подручного материала как пластилин, из которого можно создать собственный мир, даже не выходя за пределы своей комнаты. Ко всем работам автор позволяет прикасаться под присмотром куратора. Пластилин активно используется в коммуникации со слепоглухими людьми – поэтому люди с ограниченными возможностями смогут отправиться в путешествие также вместе со всеми «на ощупь».

 

В рамках проекта пройдёт программа «Мир на ощупь» при поддержке БФ «Со-Единение» и детского книжного издательства «Самокат». Во время работы выставки пройдут следующие мероприятия: увлекательные экскурсии-путешествия по выставке; мастер-классы для слепоглухих детей и взрослых; open-talk со специалистами по вопросам жизни и адаптации в городе слепоглухих людей и людей с особенностями слуха и зрения;  мастер-класс по жестовому языку (дактилю) для общения со слепоглухими от БФ «Со-единение»;  встреча с Александрой Литвиной, автором книги-бестселлера «История Старой Квартиры» (издательство «Самокат»); квест по книге «История Старой Квартиры» от издательства «Самокат»; встречи с искусствоведом и историком Москвы Виталием Сусленковым, на которых он расскажет о культуре нашего города прежних лет с демонстрацией предметного мира прошлого из личного собрания; благотворительный концерт слепого исполнителя Леонида Чудеснова.

 

Полное расписание будет вывешено на сайтах партнёров и пространства творчества и развития «ТВЕРСКАЯ 15» https://tverskaya15.ru/

 

 

HARD XX

18.02.20
21:41
 

20 февраля 2020 г. в главном здании Музея современной истории России откроется выставка, ключевая концепция которой – создание летописи памятных событий ХХ столетия на фарфоровой тарелке диаметром 27, 5 см с использованием всего трех цветов – белого,  красного и черного.

Архитектор, член Союза Архитекторов России, идеолог и куратор выставки Анна Медлева не случайно выбрала тарелку для фиксации образов прошлого века. По ее замыслу этот предмет подобен диску памяти, собирающему и накапливающему информацию. С одной стороны, тарелка олицетворяет образ магнитной ленты, намотанной на бобину, с другой - символизирует жесткий диск компьютера - характерные атрибуты прошлого столетия.

На выставке будут представлены более 300 тарелок, расписанных известными авторами, среди которых преобладают русские и итальянские мастера. Экспозиционное решение погрузит посетителя в своеобразную реку времени, путешествие по который для внимательного зрителя откроет мир символов, а также погрузит в мысли художников.

Выставка «HARD XX» являются часть масштабного проекта «100Х100ART». Его высокий международный уровень поддерживают не только авторы росписи, но и символ проекта – тарелки, сделанные на всемирно известном Императорском фарфоровом заводе. Первой увидела важность и уникальность проекта компания Roca Group, благодаря которой его реализация стала возможна.

Выставка отрыта для посетителей до 20 марта 2020 г.

 

Анна Медлева — архитектор, промышленный дизайнер, дизайнер интерьеров, куратор международных культурных проектов. В 1999 году стала первым российским дизайнером, представившим свою коллекцию мебели, посвящённую Дню Космонавтики, на международной неделе дизайна в Милане. Она является соучредителем премии «Авангард 2013» на звание лучшего молодого архитектора России, создала продюсерский центр «Авангард Плюс». Анна автор и идеолог международного культурного проекта «100х100art», в котором принимают участие 300 ведущих деятелей культуры из разных стран: http://100x100art.ru. Является лектором и преподавателем. Анна Медлева обладатель многочисленных дипломов Союза Архитекторов России, лауреат международных конкурсов в области архитектуры и дизайна.

Музей современной истории России – один из крупнейших музеев в России, его коллекция насчитывает более 1, 3 млн. предметов. Важной частью работы Музея является деятельность по изучению и музейному представлению проблем новейшей истории

России. Как научный и методический центр Музей проводит исторические, источниковедческие и музееведческие исследования, конференции и семинары музейных работников России по актуальным проблемам деятельности музеев, осуществляются публикации научных трудов. Тверская, 21.

 

 

Грани прозрачности

16.10.19
22:52

17-19 октября в Гостином дворе пройдет XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество», организованный Союзом архитекторов России.

Мероприятие организовано при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Москвы и Московской области. В церемонии открытия примут участие важнейшие деятели архитектуры и градостроительства: Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области, Евгений Герасимов, депутат Московской городской Думы, Керен Коэн-Гат, временная поверенная в делах Государства Израиль в Российской Федерации, Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин, кураторы «Зодчества» в этом году, и Дмитрий Майоров, генеральный директор корпорации «РУСЬ».

©Автор Егор Гаврилин

Главная тема «Зодчества» этого года — «Прозрачность». Самое яркое воплощение лейтмотив найдет в спецпроектах, которые в этом году курировали ведущие издания, университеты и архитекторы. К примеру, журнал «Проект Россия» позволит гостям посмотреть на современное градостроение под другим углом, а студенты и преподаватели кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ возведут здание из известняка прямо на глазах гостей и участников фестиваля «Зодчество». Современные технологии и способы демонстрации новых архитектурных решений развиваются, а с ними и «Зодчество». 

Спецпроект «Протоколы возникновения тумана и явления инея» продемонстрируют архитектуру будущего через природные явления, воссозданные с помощью 3D принтера, а студенты Школы дизайна ИОН РАНХиГС дадут возможность посетителям «Зодчества» посмотреть на шедевры абстракционистов в другом измерении с помощью VR-очков. И это только малая часть той архитектуры, которую гостям предстоит ощутить, увидеть или почувствовать. 

©Автор Юлиана Наумкина

Центральное место займёт выставка конкурсных работ фестиваля «Зодчество» займёт центральную часть общей экспозиции. Участие в смотре приняли все слои профессионального сообщества: от молодых архитекторов, студентов и опытных архитектурных бюро до режиссёров, профессоров и журналистов. Более 400 заявок поступило на смотр в следующих девяти тематических конкурсах: «Архитектурные произведения 2017-2019», «Творчество молодых архитекторов», «Творческие коллективы и мастерские», «Регионы России», «Детское архитектурно-художественное творчество», «Творчество студентов архитектурных вузов и колледжей», «Экоустойчивая архитектура», «Лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах» и «Лучший фильм об архитектуре и архитекторах». 

За три дня фестиваля на площадках фестиваля пройдут десятки круглых столов, сессий, лекций, презентаций, пленумов и дискуссий.  В рамках деловой программы более 300 ведущих градостроителей, урбанистов и архитекторов России и зарубежья поднимут самые актуальные вопросы, волнующие профессиональное сообщество, и обсудят самые злободневные темы сегодняшней повестки. Среди них: Тотан Кузембаев, Николай Шумаков, Роберт Конечны, Юрий Виссарионов, Никита Явейн, Александр Скокан, Александра Кузьмина, Яша Гробман, Елена Чугуевская, Алексей Гинзбург, Николай Лызлов, Инна Крылова и многие другие. 

Огромную роль для «Зодчества» играет экспозиция «Регионы России». В этом году будут продемонстрированы важнейшие градостроительные концепции, реализованные на территории Российский Федерации. Свои достижения представят 15 регионов — от Ингушетии до Приморского края.

Также в деловой программе примут участие десятки представителей федеральных и региональных властей, девелоперских компаний и компаний-производителей, таких как: ООО «КНАУФ ГИПС», Корпорация РУСЬ, Alfresco, КРОСТ, Citythinking by Eddea (Испания), АО «Карбогласс», Научно-производственное объединение «НОРТ» и многие другие.

В Гостином дворе будет оборудовано четыре площадки — Форум, Лекторий, Конференц-залы 1 и 2 — которые станут зонами для обмена опытом и мнениями, а также для диалога между архитекторами, заказчиками, представителями власти и гостями фестиваля. 

 

 «Зодчество» — ежегодный международный архитектурный фестиваль, в рамках которого проводится смотр достижений в области архитектуры и градостроительства. В его конкурсной программе участвуют не только творческие архитектурные коллективы, проектные институты, мастерские и бюро, но и молодые архитекторы, студенты архитектурных вузов и факультетов, детские архитектурно-художественные коллективы, а также целые города и регионы России.

С 1992 года «Зодчество» встречает гостей экспозицией лучших работ российских и зарубежных архитекторов, а также предлагает им принять участие в разнообразных дискуссиях, лекциях, презентациях и круглых столах.

За двадцать восемь лет фестиваль посетили сотни тысяч гостей, но главными героями события всегда были архитекторы – с их проектами, видением мира сквозь призму профессии. Именно для них фестиваль совершенствуется, сохраняя при этом свой первоначальный замысел.

 

Сайт фестиваля  http://www.zodchestvo.com/

 

 

 

 

30 лет в лицах, проектах, событиях

10.07.19
15:18

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» завершилась презентацией одноименной книги и анонсом продолжения исследовательского проекта по сбору и систематизации информации о наиболее значимых постройках и событиях в современной отечественной архитектуре.

С 14 мая по 16 июня 2019 года в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева проходила выставка «Российская архитектура. Новейшая эра», на которой̆ были представлены результаты исследования наиболее значимых для архитектурной̆ отрасли событий и построек за последние 30 лет, начиная с 1989 года, когда в Москве были созданы первые частные архитектурные кооперативы.

Представленная в пространстве флигеля «Руина» Музея архитектуры выставка состояла из трех частей. На первом этаже на собранной из десятков панелей складчатой структуре разворачивалась временная лента, состоящая из текстов и изображений, рассказывающих о наиболее значимых событиях и постройках, произошедших или построенных в один из исследуемых годов. В качестве смыслового и композиционного стержня временной ленты выступали глобальные события в мировой и российской политике, экономике и культуре. 

На первом и третьем этажах флигеля демонстрировались видео-интервью с главными героями проекта – ведущими российскими архитекторами и экспертами, которые рассказывали о своей оценке основных периодов новейшей архитектурной истории, а также роли отдельных личностей и влиянии явлений и событий на ее развитие.

На втором этаже была представлена коллекция арт-объектов, представляющих авторские трактовки зданий, признанных по результатам исследования наиболее значимыми для формирования и развития национальной архитектурной школы. Приглашенные к участию в выставке архитекторы, самостоятельно выбирали формат и способ презентации своих архитектурных произведений, при помощи художественных средств акцентируя в инсталляции черту или образ, наиболее характерный или знаковый для понимания изначального авторского замысла. 

Над каждым объектом был размещен вертикальный баннер с информацией и фотографиями. Это оригинальное решение, как и весь дизайн экспозиции разработанное Архитектурным бюро Асадова с использованием декоративного освещения от компании IntiLED (Россия), позволило задействовать все уникальное пространство флигеля «Руина» и отразить главную идею проекта «Российская архитектура. Новейшая эра» – история российской архитектуры – это живая и трансформируемая ткань, насыщенная событиями и архитектурными произведениями.

За время работы выставки ее посетило более 1,5 тысячи человек, в том числе, в рамках специальных кураторских экскурсий. Параллельно с выставкой, в лектории Музея архитектуры проходила программа еженедельных публичных мероприятий, включавшая лекции, круглые столы и презентации, с участием ведущих российских архитекторов, экспертов и производителей строительных и отделочных материалов. 

Выставка была подготовлена в рамках одноименного проекта, включавшего создание сайта www.archnewage.ru, открывающего доступ к собранным в ходе исследования материалам и информации самой̆ широкой̆ публики, а также издание книги, инициатором которого выступил Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы и сайт Архитектурного Совета Москвы. В книге представлена вся собранная в ходе исследования информация о наиболее значимых для архитектуры России событиях и постройках, а также комментарии авторов зданий и участников, а зачастую и инициаторов отмеченных событий.  

Книга, вышедшая в рамках издательской программы Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы и сайта Архитектурного Совета Москвы, продолжает серию книг, анализирующих взаимосвязь современной проектной практики с историческим наследием и общемировыми архитектурными и градостроительными тенденциями. В предисловии к книге «Российская архитектура. Новейшая эра» Сергей Кузнецов, главный̆ архитектор Москвы, пишет: «30 лет для архитектуры — это удобный период, когда, с одной стороны, те, кто все это создавал, живы и продолжают активно работать (и есть возможность собрать информацию из первых уст), а с другой стороны, 30 лет — уже достаточно, чтобы подводить определенные итоги и анализировать результаты. Хотя я воспринимаю этот проект скорее не как подведение итогов, а как некий промежуточный этап, исследование предпосылок сегодняшних изменений и переломов. Сейчас самое время заняться анализом и систематизацией, чтобы учесть накопленный опыт и выстроить четкий и осмысленный курс — на следующие 30 лет».

Со-куратор проекта и редактор книги «Российская архитектура. Новейшая эра» Юлия Шишалова отмечает: «Книга— это антология новейшей российской архитектуры, в компактной и легкой для восприятия форме, показывающая качественный срез за 30 лет. Она станет ценным пособием-справочником для всех отечественных архитекторов — особенно для студентов и молодого поколения практиков, заставших охваченные в книге периоды только частично. А для интересующихся — выступит своего рода путеводителем, благодаря публикации адресов всех представленных зданий».

В выступлении на презентации книги, состоявшейся в один из последних дней работы выставки, инициатор проекта «Российская архитектура. Новейшая эра» Андрей Асадов, руководитель бюро Асадова и вице-президент Союза архитекторов России, особое внимание уделил дальнейшей судьбе проекта: «В ходе исследования и, особенно, после открытия выставки в Музее архитектуры мы получили множество предложений от профессионального и экспертного сообщества по расширению списка значимых событий и построек. В том числе, региональных. Эта реакция сообщества подтвердила наше ощущения, что проект может и должен быть продолжен. Его необходимо развивать, используя как базу для сбора и обработки мнений сайт www.archnewage.ru, созданный при участии диджитал-агентства LIKESISTERS. Мы планируем собирать рекомендуемые к включению в нашу своеобразную летопись современной российской архитектуры объекты и события и отбирать из них достойные при помощи опроса членов экспертного совета проекта. Мы сможем не только расширить состав представленных на сайте объектов и построек за 30 предыдущих лет, но и продолжить эту практику в будущем, формируя выборку за каждый последующий год». 

Тираж книги «Российская архитектура. Новейшая эра» распространяется бесплатно среди участников исследования, заполнявших опросные формы в феврале 2019 года, авторов объектов, вошедших в книгу (проверить эту информацию можно на сайте www.archnewage.ru), а также среди исследователей современной архитектуры, преподавателей профильных ВУЗов и журналистов, которым данная книга нужна для их профессиональной деятельности.

Подробная информация о том, кто и как может получить книгу: здесь

Дополнительная информация: Елена Петухова, координатор проекта: epetuhova@gmail.com

Джакомо Кваренги. Архитектор императорского двора

22.05.19
13:54

До 18 августа в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени проходит выставка графики итальянского зодчего, прославившегося в России. Основу экспозиции составили 18 листов — планы, перспективы и ведуты — из собрания архитектора Сергея Чобана. Публикуем его кураторский манифест.

«В центре внимания данной экспозиции – российский период творчества Джакомо Кваренги и его взаимоотношения с венценосными заказчиками – императрицами Екатериной II и Марией Федоровной, императорами Павлом I и Александром I. Во многом именно благодаря их вере в талант архитектора, Кваренги, изначально приехавший в Россию по двухлетнему контракту, смог остаться здесь почти на сорок очень плодотворных лет и реализовать множество построек, которые во многом определили тот самый «строгий, стройный вид» столицы и «официальное лицо государства» в провинциальных городах.

Творчество Джакомо Кваренги являет собой пример совершенного владения стилем и виртуозной многогранности. Ярчайший представитель и верный последователь палладианства, Кваренги также был блестящим художником и увлеченным собирателем книг и произведений искусства. Но, пожалуй, его самым важным профессиональным качеством было умение чутко и с полной самоотдачей работать с заказчиками – прислушиваться к их пожеланиям, понимать их потребности и находить неоспоримые аргументы в пользу правильности предлагаемых решений. Архитектура Кваренги – это архитектура, рожденная в результате диалога и реализованная в соответствии с идеалами классицизма. Среди его построек – императорские дворцы, государственные службы, загородные имения и всевозможные учреждения, церкви и парковые павильоны, – и для каждого объекта зодчий смог создать неповторимую авторскую интерпретацию стиля. Это потрясающее разнообразие приемов убеждает в великом таланте зодчего ничуть не меньше, чем детальность проработки и тщательно продуманная функциональность его зданий. 

Все его постройки служат вдохновляющим примером и сегодня – причем не только в своем воплощенном виде, но и в тех акварелях и чертежах, которые Кваренги делал в процессе работы над каждым проектом. Именно проектная графика зодчего стала главной темой этой выставки, позволяя заглянуть в творческую лабораторию Кваренги и лучше понять широту и разнообразие его таланта. А соседство в пространстве экспозиции чертежей и ведут Кваренги с портретами венценосных особ из собрания музея В.А.Тропинина символически воссоздает тот просвещенный диалог с заказчиком, который в конечном итоге и определяет творческую судьбу любого зодчего. 

Эту выставку я хотел бы посвятить искусствоведу Константину Владимировичу Малиновскому, многолетнему увлеченному исследователю творчества великого зодчего, автору книги «Джакомо Кваренги. Жизнь и творчество в письмах и документах». Именно скрупулезная работа Константина Владимировича с первоисточниками – в частности, с многочисленными письмами архитектора, – позволила нам узнать, каким человеком был Кваренги, пролить свет на его взаимоотношения с заказчиками, восстановить все перипетии реализации построек и признать, что их качество по сей день остается непревзойденным».

Сергей Чобан

 
Александра Шейнер, бюро SPEECH, Ольга Журавлева, директор музея Тропинина, архитектор Сергей Чобан, куратор выставки, руководитель архитектурного бюро SPEECH
 
Дизайн экспозиции выставки также выполнен руководителем архитектурного бюро SPEECH совместно с Александрой Шейнер. Графика знаменитого итальянца чередуется с портретами августейших заказчиков зодчего – Екатерины II, Павла I, Александра I кисти Федора Рокотова и Степана Щукина. Выставка приурочена к выходу книги Константина Малиновского «Джакомо Кваренги. Жизнь и творчество в письмах и документах» (издательство «Левша», СПб).
 
Елизавета Фокина, директор музея-заповедника Царицыно

Георгий Анатольевич Трабский, директор издательства «Левша» 

Фото - Василий Буланов

Баланс

07.05.19
15:00

В рамках 24-й международной выставки АРХ Москва, которая пройдет с 15 по 19 мая в Центральном Манеже в Москве, Мария Николаева, руководитель бюро MAD Architects, представит свой кураторский спецпроект «Баланс», участие в котором приняли бюро MAD Architects, «Мегабудка» и IQ.

 
«Баланс» — авторский проект, который объединил три архитектурных бюро в единый творческий тандем для поиска баланса.
 
Созданный в результате размышлений о природе баланса арт-объект призывает к размышлению о сути элементов и противоречий в разных сферах не только профессиональное сообщество, но и широкую общественность. Инсталляция «Баланс» создается архитектурными бюро Mad architects, «Мегабудка» и IQ при поддержке бренда спортивной одежды New Balance. Также во время проведения фестиваля на площадке «Баланс» будут проходить занятия по балансной йоге, на которую могут прийти все желающие. 
 
16 мая, с 13.30 до 15.00 состоится презентация спецпроекта с участием представителей трех архитектурных бюро. В живой дискуссии с авторами можно будет обсудить основные идеи «Баланса», вопросы творческого поиска и реализации идей. К участию приглашаются все желающие.

Мария Николаева, глава бюро MAD Architects: 
В период работы над проектом объединяясь в уникальном составе, мы по сути являем собой новый творческий коллектив, что автоматически выдергивает каждого из нас из привычной реальности, из сложившихся отношений и дарит совершенно новый обогащающий опыт что само по себе имеет высокую ценность.
Проект Баланс является для меня провокацией к размышлениям, нежели конечным суждением. Как ко времени, которое мы отведем, задаваясь вечными вопросами, чувствуя себя немного философами, провоцируя к поиску ощущения невидимой линии Баланса в форме, материале, социальных явлениях, человеческих проявлениях. Баланс – это нечто невидимое, сложное, это какой-то набор противодействующих компонентов, которые вдруг находят точку согласия. Баланс - есть постоянный поиск правильной пропорции соотношений всех участвующих компонентов, постоянное движение, это что то, что не имеет физической оболочки, но при этом поразительно точно ощущается телом. Телесность – это то, с чего мы возможно и начнем свой поиск, это возможно то, с чего мы предложим начать поиск и вам. 
 
Артем Укропов, управляющий партнер архитектурного бюро «Megabudka»: 
Тема нашей работы была выбрана по причине ее невероятной многогранности. Разрабатывая концепцию инсталляции, мы поняли, что существует огромное количество интерпретаций и воплощений баланса. В нашем случае это баланс между старым и новым, классикой и современностью, накопительством и мгновенным впечатлением, постоянным и временным, устойчивым и неустойчивым, элитарным и общедоступным.
Проект в равной степени раскрывается через отображение современных трендов и классических традиций, идей архитекторов новой волны и приемов работы специалистов старой школы. Наполненность смыслами здесь соседствует с их отсутствием, а простота со сложностью.
Инсталляция «Баланс» имеет классическое построение. Она сложена из блоков, но в нестандартной форме. Сами блоки — это коробки от современной и модной обуви, а с другой стороны — утилитарные предметы из перерабатываемых материалов. Символичным является и то, что рекламные материалы выступают в качестве конструктивных элементов.
Баланс присутствует и в характере подачи проекта, который передает сложные идеи и одновременно является занятным поп-арт аттракционом для посетителей выставки. 
 
Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ 
Работа над этим проектом станет уникальной возможностью разобрать законы архитектурной диалектики на практике. Диалог единств и противоположностей пронизывает все аспекты нашего труда. Являясь схожими по своей природе, взгляды трех бюро будут находится в творческой борьбе. Недолговечности и временному характеру инсталляции противостоит долгосрочность памяти каждого из участников проекта или посетителя АРХ Москвы. Баланс тождеств и различий - как движущая сила развития идей человечества.
 
 
 

Российская архитектура. Новейшая эра

02.05.19
22:50

30 лет новейшей истории российской архитектуры в событиях, персоналиях и постройках будут представлены на выставке во флигеле ««Руина» Музея архитектуры им. Щусева с 15 мая по 16 июня 2019 года.

Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» проходит в рамках одноименного исследовательского проекта, задачей которого является анализ изменений, произошедших за 30 лет – с 1989 по 2019 год – в российской архитектуре, через персоналии, события и произведения ведущих российских архитекторов. 

Архитектура, как неотъемлемая часть истории всей страны

За прошедшие три десятилетия с момента регистрации весной 1989 года первых персональных творческих мастерских российская архитектура преодолела огромный эволюционный путь, развиваясь со сменой экономических, социополитических и культурных реалий в стране. Вехами, отмечающими самые яркие моменты истории российской архитектуры, стали события и здания, оказавшие влияние на дальнейшее развитие национальной школы, а также их авторы - архитекторы, чьи постройки обозначили выход на новый качественный уровень. «Проект «Российская архитектура. Новейшая эра» – это попытка исследовать и наглядно представить наиболее важные этапы развития отечественной архитектуры, осмыслить ее эволюцию как неотъемлемую часть истории всей страны» - говорит Андрей Асадов, вице-президент Союза архитекторов России, автор идеи проекта.

В рамках проекта было проведено масштабное исследование, в котором приняли участие более 300 респондентов, архитекторов и экспертов из различных регионов России. На основании их мнений был составлен перечень наиболее значимых объектов и событий. Эта своеобразная «летопись» современной истории российской архитектуры, вместе с видео-комментариями авторов самых ярких построек и участников ключевых событий, будет представлена на выставке во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. Щусева с 15 мая по 16 июня 2019 года.

Ключевым элементом экспозиции «Российская архитектура. Новейшая эра» станет коллекция из почти 30 арт-объектов, представляющих наиболее значимые постройки. Формат инсталляции или арт-объекта, выражающий наиболее яркую особенность архитектурного решения здания, его образа или пластическое воплощение главной идеи, призван подчеркнуть статус архитектуры как вида искусства и части общекультурного контекста.

В рамках выставки пройдут открытые мероприятия, лекции, круглые столы и семинары, посвященные тенденциям и достижениям российских архитекторов, а также анализу их взаимосвязи с глобальными событиями в истории страны и мира. А также состоится презентация сборника «Российская архитектура. Новейшая эра», включающего результаты исследования: «летопись» российской архитектуры в событиях и постройках, «приметы времени», цитаты из интервью участников проекта. 

После окончания выставки проект «Российская архитектура. Новейшая эра» продолжиться, как в выставочном формате - на профильных фестивалях в различных регионах России, так и онлайн, на сайте проекта www.archnewage.ru, где будет аккумулироваться информация и мнения о значимых событиях и постройках.

Инициаторы и организаторы проекта «Российская архитектура. Новейшая эра»:

Партнеры издательской программы:  

Выставка проходит в рамках программы фестиваля АРХМосква NEXT!  

Команда проекта:

Андрей Асадов, архитектор, вице-президент Союза архитекторов России;

Никита Асадов, архитектор, соучредитель агентства развития городов «Точка роста»; 

Елена Петухова, менеджер специальных проектов СМА, архитектурный критик, куратор конкурсов, выставочных и культурно-образовательных проектов;

Юлия Шишалова, главный редактор журнала «Проект Россия», куратор выставочных и издательских проектов.

Дополнительная информация:

Елена Петухова, координатор проекта: epetuhova@gmail.com

 

 

Место проведения: флигель «Руина» Музея архитектуры им. Щусева (Москва, ул. Воздвиженка, 5/25)

Бытие и Время

19.01.19
23:58
 

Фонд культуры «Екатерина» представляет персональную выставку Валентина Коржова. 23 января – 24 марта.

Время определяется по движению звёзд. 

Бытие неуловимо.

Искусство — инструмент исследования времени. 

Валентин Коржов видит в геометрии космических тел приём для создания художественных объектов. В качестве прототипа он использует фотоснимки скоплений галактик, туманностей и астероидных поясов. Для моделирования объектов художником был разработан метод соединения точек источников света на фотографиях космоса.

 

Работы Валентина Коржова словно «космические слепки», повествуют о формах бытования в Галактике. Художник материализует в арт-объектах космические пустоты. Манифестируя первичность «идеального закона» бытия над временем он даёт предметное представление о связи цивилизации с космосом.

Творчество Коржова апеллирует к архаическим знаниям о Вселенной. Тогда, «наука» об «объёме жизни» строилась на воображении. Такой подход может быть актуален и сейчас как опыт познания бытия и времени.

Выставка «Бытие и время» займёт всё пространство третьего этажа Фонда «ЕКАТЕРИНА». В экспозиции более 50 произведений: скульптуры, объекты, фотографии и видео.

Выставочные разделы проекта «Бытие и Время»

Система координат

В двух залах будет представлен творческий метод автора: интерпретация, формообразование, визуализация художественных объектов в разных средах.

Бытие 

Этот раздел организован как пространство для сравнения оптики зрителя и художника. В отдельном зале будут представлены разные варианты экспонирования работ — на фотографиях, на видео и в интерьере.

Время

Медийный раздел. Фильм о «мастерской образов» художника будет демонстрироваться в пространстве реального производства объектов. 

Валентин Коржов живет и работает в Москве. Член секции скульптуры Московского Союза художников. Участник множества групповых выставок. Его персональные выставки проходили в 11.12 Gallery в ЦСИ Винзавод («Плоть и небо», 2018), Государственном Дарвиновском музее («Уроки естественной истории», 2017), Академии искусств в Воронеже («Белый курган», 2014), Гоголь-Центре («Археология памяти», в рамках Параллельной программы 5 Московской биеннале современного искусства, 2013). 

Проект «Бытие и Время» - участник основного проекта VIII Ташкентской Международной биеннале современного искусства (2018). 

Открытие выставки: 22 января в 19 часов.

RSVP: Наталья, n.bezrukova@ekaterina-foundation.ru

Для посетителей выставка будет открыта с 23 января до 24 марта, кроме понедельников. С 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30.

Адрес Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»: ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка. 

Куратор: Кирилл Алексеев.

Сайт Валентина Коржова: http://korzhov.com

Организаторы и кураторы выставки выражают благодарность Фонду культуры «ЕКАТЕРИНА» и лично его основателям Екатерине и Владимиру Семенихиным за оказанную поддержку в организации и проведении проекта.

 

НЭР: По следам города будущего. 1959-1977

13.12.18
20:02

C 20 декабря 2018 по 10 февраля 2019  в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева пройдет выставка, посвященная коллективному проекту советской экспериментальной архитектурной группы.

При поддержке Министерства культуры РФ.

Организаторы:  Благотворительный фонд AVC Charity, Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Кураторы: Александра Гутнова, Мария Пантелеева

Место проведения: Флигель «Руина» (ул. Воздвиженка, д.5/25) 

Выставка посвящена коллективному проекту экспериментальной архитектурной группы НЭР, которая более пятнадцати лет разрабатывала градостроительную модель города будущего – «Новый элемент расселения». Гуманизация городской среды, город как пространство творческого общения между людьми, принципиальное разделение пространства производства и пространства жизни, отказ от неуправляемого роста городов и предложение системы расселения в масштабе страны лежат в основе проектов группы НЭР. Понятийный аппарат этой модели со временем прочно вошел в отечественную практику градостроительства.

Экспозиция познакомит с этапами становления НЭРовской теории города – от коллективного студенческого диплома 1960 года до проектов, опубликованных за рубежом и представленных на XIV Миланской триеннале в 1968 году и на Экспо в Осаке в 1970 году. В залах «Руины» будут показаны материалы из личных архивов НЭРовцев, воссозданные макеты, эскизы и публикации, а также видео- и аудио-свидетельства самих участников проекта НЭР. 

Выставка сопровождается масштабной культурно-образовательной программой. На открытии выставки состоится презентация книги «НЭР. Город будущего» – первый специализированный сборник, в котором творческое наследие группы рассматривается в контексте советского и международного архитектурного дискурса критики модернизма. Научное иллюстрированное издание было создано при поддержке благотворительного фонда AVC Charity.

На презентации о книге расскажут ее авторы Жан-Луи Коэн и Мария Пантелеева и графический дизайнер проекта Михаил Аникст. С конца декабря книгу можно будет найти в книжной лавке Музея архитектуры. С 20 по 22 декабря состоится международный научный симпозиум, организуемый Высшей школой урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ совместно с кураторами выставки Марией Пантелеевой и Александрой Гутновой. 

С 5 января по 9 февраля запланирован цикл лекций «Архитектурные утопии. ХХ век» о концептуальном проектировании городов в России и за рубежом.

С 26 января по 5 февраля на базе выставки будет работать проектный семинар под названием «Новая история будет». В рамках семинара молодые специалисты представят свое видение города будущего.

К участию в научном симпозиуме, лектории и проектном семинаре приглашены архитекторы и градостроители, социологи, географы, историки и теоретики архитектуры, а также представители других дисциплин, вовлеченных в сферу городского развития.

Проект стал возможен благодаря инициативе кураторов Александры Гутновой и Марии Пантелеевой. Организаторы выставки – благотворительный фонд AVC Charity и Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Партнером выставки выступили Высшая школа урбанистики им. А.А. Высоковского Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, световое оформление экспозиции создано компанией «МДМ-Лайт», мультимедиа решение от «White Balance Group».

Справочная информация

Александра Гутнова

Архитектор (МАрхИ, 1993) и урбанист (Institut Français d’Urbanisme, 1997). С 1994 года работает во Франции. После десятилетнего опыта работы в крупных архитектурных бюро, в 2006 году открыла свою мастерскую goodnova, где, наряду с другими проектами, в качестве архитектора и сценографа разрабатывает и реализует программу развития международной экспериментальной лаборатории Славы Полунина Le Moulin Jaune в пригороде Парижа. Соредактор книги «НЭР. Город будущего» (Allemandi, 2018). Параллельно с частной практикой регулярно сотрудничает с крупными компаниями, являясь координатором международных и мультидисциплинарных рабочих групп на градостроительных проектах (международная Консультация на разработку проекта развития Московской агломерации/2012; Международный конкурс на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке/2014 и др.).

Мария Пантелеева

Архитектор и доктор истории и теории архитектуры (Cooper Union School of Architecture, 2005, Yale University, 2011, Princeton University, 2017). Тема докторской диссертации – «Радикальные группы в Советской архитектуре 1960-х годов». В 2006—2007 гг. – редактор The Architect’s Newspaper (Нью-Йорк). С 2009 года – преподаватель истории и теории архитектуры в Корнельском и Колумбийском университетах. Соредактор и один из авторов книги «НЭР. Город будущего» (Allemandi, 2018). Регулярно участвует в международных научных конференциях и выставках (Venice Biennale, 2014, Museum of Modern Art in Warsaw, 2015) и публикуется в архитектурных журналах и сборниках (Open City: An Existential Approach [Charta, 2015], Single Story Urbanism [Lars Müller, 2009], ARPR Journal, Project Journal, Constructs и The Architect’s Newspaper]. Исследования М.Пантелеевой получили поддержку Принстонского университета, Канадского центра архитектуры и Фонда Грэхэм.

Благотворительный фонд AVC Charity

Основан в 2008 году российским ученым, предпринимателем и коллекционером Андреем Чеглаковым. Фонд обеспечивает финансовую поддержку разнообразных программ в сфере культуры, создает и реализует свои собственные проекты в музыкальной, выставочной и издательской сферах, привлекая к участию в работе выдающихся деятелей культуры. В рамках выставочной деятельности Фонд сотрудничает с крупнейшими российскими музеями. Среди важных проектов Фонда – организация и проведение выставок «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» (2012) и «Ман Рэй. Портреты» (2013) в ГМИИ им. А. С. Пушкина, поддержка выставки «Яков Чернихов. Образы архитектуры» (2017) в ГНИМА им. А. В. Щусева и турнира архитектурной графики «Линия мысли» в рамках выставки «АРХ Москва» (2018).

Высшая школа урбанистики им. А.А. Высоковского – научно-образовательное подразделение Факультета городского и регионального развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Миссия ВШУ – критическое осмысление и формирование профессиональных практик планирования и управления развитием урбанизированных территорий. ВШУ осуществляет подготовку по программам магистратуры и бакалавриата по направлению «Градостроительство». Ключевая цель Школы – формирование научно-исследовательского и проектного центра международного уровня, фокусирующегося на всём спектре проблем, с которыми сталкиваются современные города в условиях интенсификации потоков информации, существенного усложнения всех сфер городской жизни и расширения творческих, экономических и социальных устремлений жителей.

Станция Россия. Зал ожидания будущего

11.12.18
21:28
tags: | Citizenstudio |

18 декабря в здании Казанского вокзала откроется выставка «Станция Россия», ранее представленная в российском павильоне на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Одной из частей экспозиции станет проект «Зал ожидания будущего» — попытка предвидеть развитие городов и железнодорожного транспорта от архитектурного бюро Citizenstudio.  По 19 марта 2019 г.

Устроители: Галерея «Триумф» и галерея «Царская башня»

Куратор: Семен Михайловский

Ассистент куратора: Екатерина Толстая

Участники: Студия 44 (Н. Явейн), Горожане / Citizenstudio (М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров), Метрогипротранс (Н. Шумаков), Литейная Часть-91 (Р. Даянов), Арден Вальд, Анатолий Акуе, Даниил Зинченко.

Место: Выставочный зал «Царская башня», Казанский вокзал (Комсомольская площадь, 2)

Под эгидой Министерства культуры Российской Федерации

«Свободное пространство», или Free Space — тема, заявленная кураторами Российского павильона на биеннеле в Венеции, имеет для России особое значение. Ведь страна обитаема там, где проходит железная дорога — основной инструмент покорения бескрайнего русского пространства. 

Проект «Зал ожидания будущего» — прогноз архитектурного бюро Citizenstudio относительно изменений, которые должны произойти с городами и железнодорожным транспортом в далёком или недалёком будущем. Железная дорога и её инфраструктура занимают колоссальные площади в городах. А значит, с постепенным изменением технологий, стоит ожидать и высвобождения пространства — потенциально огромного free space. Что делать с этим «свободным пространством», как его развивать — вопросы, которые архитекторы Михаил Бейлин и Даниил Никишин ставят перед зрителями.  

Экспозиция «Зал ожидания будущего» состоит из двух графических эссе, воплощенных в макетах мастерской STUDIO 911.

«Великая русская река» — исследование о том, как Транссибирская магистраль проходит через крупные города России, разделяя их пространство и создавая мёртвые зоны. Эссе «Дихотомия(?)» демонстрирует два возможных сценария развития города на примере главной вокзальной территории Москвы — Площади Трёх Вокзалов. 

«Великая русская река» — выставка-размышление, в которой архитекторы исследуют феномен главной железнодорожной артерии страны. 

Россия представляет собой огромное, по большей части свободное пространство, хребтом которого является железная дорога. Это река, протекающая через всю страну с Запада на Восток, объединяет не только Россию, но и весь континент: от Атлантического до Тихого океана. Протекая через все крупные города, «Река» обнаруживает интересное противоречие: объединяя населенные пункты, в самих городах железная дорога является скорее разделяющим фактором. Виной тому — устаревшие технологии и инфраструктура. Колоссальная зона отчуждения сопровождает дорогу. «Река» окружена урбанистическим мусором: гаражами, складами и просто одичавшими пустырями. В итоге, город вынужден ограждаться от «Реки» всеми доступными способами.

Транссибирская магистраль была построена в очень короткие сроки — за 26 лет. Она связала целый континент. Но с тех пор мы продолжаем жить в транспортной концепции ХIХ века. Временной рекорд передвижения от Москвы до Владивостока составляет сегодня 6 дней, 23 часа и 30 минут. Примерно столько же, сколько в 1914 году. Но если до Владивостока пустить поезд cо скоростью «Сапсана», можно будет добраться до края страны за день-полтора. 

Стоит раскрыть истинную силу «Великой Русской Реки», превратив ее из городского изгоя в источник жизни, как городов, так и всей страны. 

«Дихотомия(?)»

Проект «Дихотомия(?)» – это попытка предвидения будущего развития городов на примере двух кардинально различных возможных сценариев развития Площади Трёх Вокзалов в Москве. 

Комсомольская (ранее Каланчевская) площадь еще с ХIХ века ставшая крупнейшим транспортным хабом России, со временем только укрепила свой статус. Сегодня это одно из самых активных мест города, имеющие при этом удивительно низкую для центра плотность застройки.

Первый вариант развития площади – «Поглощение». Он предполагает тотальное уплотнение и поглощение свободного пространства, вертикальный рост. Сила притяжения города растет по мере уплотнения его ткани и функций. В результате Москва становится мега-агломерацией — мощнее и важнее самой страны. Одним из 600 глобальных городов мира, которые, по мнению Кьела Нордстрема, заменят собой 218 государств. 

«Данный сценарий кажется наиболее реалистичным, — комментирует архитектор и руководитель бюро Citizenstudio Михаил Бейлин. — Процесс девелопмента территорий идет в Москве уже давно. Отличие описываемого нами сценария в том, что процесс вызван технологическими и социальными механизмами, а не ростом цен на землю». 

Второй вариант развития — «Сакрализация» — подразумевает максимальное озеленение свободных пространств. Свободные пространства, ранее занимаемые транспортной инфраструктурой, превращаются в зеленый каркас, выполняющий не только рекреационную, но и связующую роль. Растет скорость междугороднего транспорта, ослабевает притяжение центра города. Расселение вдоль железнодорожных коридоров развивает горизонтальную агломерацию. Развитие Москвы принимает линейный вектор. 

Система расселения вдоль транспортного коридора была одной из идей проекта НЭР — «Новый элемент расселения», — предложенного в 1961 году группой советских архитекторов под руководством Алексея Гутнова. Сегодня, когда скоростной транспорт уже стал реальностью, а такие транспортные проекты, как Hyperloop — дело ближайшего будущего, актуальность НЭРа возрастает. Низкая плотность и большие расстояния расселения скоро не будут иметь значения. Не будет важен центр и удаленность от него. Связанной мегаструктурой станет не город, а страна и территория как таковые. 

Важный аспект этого нарратива не поглощение, а «сакрализация» свободного пространства в городе, превращение его в зелёные резервации с малоэтажной застройкой. В результате чего, страна расселяется более равномерно и разнообразно. 

«Горожане» / Citizenstudio 

Архитектурное бюро «Горожане» / Citizenstudio было основано архитекторами Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным в 2010-м году. С этого момента творческая группа реализовала несколько объектов: реконструкцию цеха халвы на заводе «Рот Фронт» под помещение фотогалереи «ГЛАЗ», туристско-информационный центр «Калужский край» в Калуге, кинетический интерактивный объект «Экран Футбола» в Парке Горького для ЧМ-2018, стала победителем и лауреатом международных и российских архитектурных конкурсов, среди которых Международные конкурсы в Калабрии (Италия), Киеве (Украина), конкурс «20 лучших молодых архитекторов России Арх-Москва NEXT-2011», «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2013», «Конкурс на концепцию Музея Мельникова в Москве» и «Лучшая архитектурная экспозиция Арх-Москва-2015», «Благоустройство малых городов и исторических поселений - 2018».

В 2017 году «Горожане» / Citizenstudio стали обладателями Гран-при Первой Российской молодежной биеннале архитектуры в Иннополисе и Специального Приза Минстроя России. В 2018 году бюро было удостоено чести представлять Россию на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в национальном павильоне.

STUDIO 911

Для мастерской STUDIO 911 макетирование – это всегда искусство. Основанная в 2012 году студия, создает архитектурные макеты, а также скульптуры и инсталляции. В порт-фолио мастерской: проекты на Венецианской биеннале (в 2016 году — в Арсенале, 2018 — в Российском павильоне), на триеннале в Милане и Японии, участие в Международ-ных выставках MIPIM и MAPIC. В команде мастерской — архитекторы и инженеры, ко-торые находят новые решения в привычном и используют самые передовые технологии. Кроме того, STUDIO 911 не забывает и о будущих архитекторах, периодически проводя лекции и воркшопы для студентов.

Выставка «СТАНЦИЯ РОССИЯ» состоит также из разделов:

«ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ» — видео (Арден Вальд, 21'), рассказывающее о масштабах страны, о разрастающихся городах и кровеносной системе железнодорожных путей – об интенсивности движения, пассажиропотоках, о вокзалах – начиная от Павловского «воксала», где устаивались музыкальные концерты, «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы» до вокзалов, имплементированных в сложную городскую среду. 

«ПРОЕКТНОЕ ДЕПО» — проекты, старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. Центральное место займет макет первого, Павловского вокзала (Литейная Часть-91 (Р. Даянов). В этом же разделе представлен макет вокзала в Олимпийском парке в Сочи (Студия-44, Н. Явейн), рисунки и объекты архитектора Н. Шумакова (Метрогипротранс), посвященные ВСМ Москва – Казань.

«КАМЕРА ХРАНЕНИЯ» с двух сторон заполнена ячейками с артефактами и инсталляцией из забытых/потерянных чемоданов.

В пятом разделе «ПРЕОДОЛЕВАЯ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» в большом замороженном окне, имитирующем вагонное, демонстрируется фильм "Семь дней за семь минут" (7'), снятый молодым московским режиссером (Даниилом Зинченко), отправившимся в путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке.

Генеральным партнером проекта стал ОАО «РЖД» — одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, гигантской инфраструктурой, славной историей и большими перспективами.

 

 

 

Зодчество'18: экспозиции

20.11.18
16:50

На Международном архитектурном фестивале стенды десятков регионов России демонстрируют самые интересные и знаковые архитектурно-градостроительные события и проекты.

XXVI Международный архитектурный фестиваль «Зодчество'18» начал свою работу. Фестиваль, на котором представлены наиболее значимые проекты в области отечественной архитектуры и градостроительства, проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства строительства и ЖКХ РФ, Правительств Москвы и Московской области.

Все мероприятия деловой программы, а также вся экспозиция «Зодчество’18» посвящены главной теме фестиваля «РЕКОНТЕКСТ», заявленной его кураторами, архитекторами Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным. Тема, отражающая новые подходы к формированию и оценке качества городской среды, дает широкий диапазон для трактовок, многие из которых раскрываются в рамках серии специальных кураторских проектов, отобранных на основе открытого конкурса и подготовленных целым рядом ведущих профессиональных, исследовательских и образовательных институций.

Для презентации специальных проектов кураторы фестиваля разработали оригинальное дизайнерское решение: вдоль широкого центрального прохода большого зала ЦВЗ «Манеж» расставлены каркасные структуры ярко оранжевого цвета. Они называются «Архитектоны», в честь супрематических архитектурных моделей, придуманных в 1925 году художником Казимиром Малевичем. Благодаря этим конструкциям, похожими на башни, выставочное пространство напоминает городскую застройку с кварталами, домами, проспектами и улицами.

В первую очередь, обращают на себя внимание стенды Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Каждый регион нашел оригинальное экспозиционное решение для демонстрации своих важнейших проектов. Москва показывает проект развития береговых зон вдоль Москвы-реки в виде инсталляции из сотен синих шаров. Московская область представляет проекты благоустройства общественных территорий, превратив свой стенд в мини-копию комфортного и дружелюбного пространства. Санкт-Петербург презентует самые знаковые проекты последних лет в мистическом оформлении из черных драпировок и зеркал. Краснодарский край предлагает огромный макет концепции реконструкции и развития главной улицы Краснодара – улицы Красной. 

Кроме региональных экспозиций и специальных проектов, на фестивале «Зодчество’18» представлены конкурсные работы, поданые в номинациях «Регионы России», «Архитектурные произведения 2016-2018», «Творческие архитектурные мастерские и коллективы», «Творчество молодых архитекторов» и многих других разделах. Международное жюри определит и отметит дипломами наиболее яркие профессиональные работы. В финале фестиваля 21 ноября состоится торжественная церемония, на которой будут объявлены обладатели высших наград «Зодчества’2018».

 

Российскую национальную Премию «Хрустальный Дедал» получат авторы лучшего здания, построенного в России за последние два года.

Премию «Владимира Татлина» вручат за лучший проект.

Премией «Эхо Леонидова» отметят самых талантливых молодых архитекторов.

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», деловой программе, специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

PR-менеджер: Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Зодчество’18: специальные проекты

16.11.18
16:38

На XXVI Международном архитектурном фестивале, кроме традиционных экспозиций конкурсных работ, а также стендов регионов и городов России, будет представлено несколько специальных выставочных проектов. Созданные ведущими экспертами и экспертными институциями, они развивают главную тему фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». 19 - 21 ноября, ЦВЗ «Манеж»

Кураторы фестиваля «Зодчество'18» архитекторы Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин предложили яркую дизайнерскую идею, структурирующую пространство большого зала ЦВЗ «Манеж» и создающую конструктивную основу для монтажа авторских спецпроектов. Вдоль центрального прохода располагаются каркасные структуры, напоминающие уступчатые пирамиды, каждая из которых имеет оригинальную форму. Кураторы назвали структуры «Архитектонами» в честь супрематических архитектурных моделей, придуманных в 1925 году художником Казимиром Малевичем. По словам кураторов, «эти объекты должны создать уже не фасад, не объем, а новую экспозиционную среду, своеобразную улицу из башен, обладающую широким визуальным и смысловым диапазоном». Каждый «Архитектон» предназначен для размещения экспозиций специальных проектов.

 За несколько месяцев до фестиваля оргкомитет «Зодчество'18» объявил открытый конкурс на концепции специальных проектов, в результате которого были отобраны лучшие и наиболее актуальные предложения, сопряжённые по смыслу с главным смысловым акцентом фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ». Развитие городов, в том числе изменение их исторически сложившийся среды, требует новых навыков и приемов работы по формированию пространства. Не удивительно, что сегодня в архитектурно-строительной отрасли так часто встречаются слова с приставкой «ре», означающей пересмотр, реформирование устаревающих явлений и систем. В результате, для фестиваля «Зодчество'18» была собрана коллекция специальных проектов, название каждого из которых начинается с приставки «РЕ».

«РЕ-ГОРОД». Куратор проекта Святослав Мурунов, урбанист, создатель Центра прикладной урбанистики, представляет результаты работы консорциума «Лучшие практики умных городов» и созданную им систему совместного решения городских проблем с привлечением жителей.

«РЕ-ГЛОМЕРАЦИЯ». По замыслу куратора проекта руководителя компании «Яузапроект» Ильи Заливухина, проект представляет поиски оптимальной стратегии развития Московской агломерации, включающей основные жилые районы Москвы и Московской области, с единой системой управления и общим бюджетом.

«РЕ-УСТОЙЧИВОСТЬ». Проект был разработан в «Шухов Лаб» НИУ ВШЭ студентами программы «Прототипирование городов будущего» при участии международных экспертов. Кураторами проекта выступили Висенте Гуаярт (Испания), Елена и Иван Митрофановы (Россия).

«РЕ-ПРОМ». Куратор спецпроекта, руководитель Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский, представляет исследование «МОСКВА RE:ПРОМЫШЛЕННАЯ», подготовленное Агентством совместно с бюро «Рождественка» и специалистами ГУП НИиПИ Генплана Москвы, при участии Марины Хрусталевой.

«РЕ-ШКОЛА», куратором которого выступает Наринэ Тютчева, руководитель бюро «Рождественка», продолжает тему работы с историческим наследием, представляя новые образовательные и проектные методики, отвечающие современным требованиям к работе с памятниками архитектуры и культуры.

«RE-DUTCH». В этом проекте кураторы Ева Родионова (Голландия) и Ната Волкова (Россия) собрали лучшие примеры реконструкции исторических зданий голландскими архитекторами по всему миру. 

«РЕ-АКЦИЯ» - проект Алексея Комова (НОЦ "УРБОТЕХ" СевГУ) представит антологию движения «архитектуры прямого действия» и программы «ТЕРРИТОРИУМ», благодаря которой были разработаны проекты благоустройства для различных городов России.

«РЕ-ФОРМА». Кураторы проекта Андрей Ефимов и Мария Соколова, представляющие кафедру «Дизайн архитектурной среды» в МАРХИ, исследуют источники и результаты эволюции средового дизайна как универсальной системы гармонизации городского пространства.

В рамках выставочного проекта «РЕ-МАРКА» студенты Института бизнеса и дизайна под руководством куратора Владислава Савинкина проведут серии художественных экспериментов с формой «Архитектона», используя различные материалы и фактуры.

 

«РЕ-ПРОЕКТ РОССИЯ». Один из ведущих архитектурных журналов России пережил немало трансформаций, следуя за эволюцией профессионального сообщества и проектных реалий. Куратор проекта шеф-редактор журнала Юлия Шишалова представит результат очередной «ре-формации» печатного издания. 

Отдельно, вне системы «Архитектонов», будет представлена экспозиция «Идеал и норма», представляющая представление архитекторов о нынешнем состоянии и возможном будущем городов. Выставка, куратором которой выступил главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов, станет поводом для публичной дискуссии в рамках деловой программы фестиваля.

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/t9xJH0xVsPeNcnGF3 

Зодчество’18: деловая программа

16.11.18
15:14

За три дня фестиваля, с 19 по 21 ноября, на четырех площадках в ЦВЗ «Манеж» пройдут более 50 мероприятий с участием почти 300 спикеров.

 

Международной архитектурный фестиваль «Зодчество'18» – авторитетная выставка лучших проектов и построек, демонстрация достижений российских городов и регионов в архитектурно-градостроительной области. Но самое главное – это место встреч и конструктивного общения всех, кто заинтересован в развитии зодчества как индустрии: российских и зарубежных архитекторов, градостроителей, инженеров, представителей федеральных и региональных властей, бизнес сообщества и ведущих экспертов архитектурно-строительного отрасли России.

Деловая программа фестиваля «Зодчество’18» составлена таким образом, чтобы в дни его работы каждый участник и гость могли найти для себя интересное событие, присоединиться к дискуссии, познакомиться с ведущими экспертами в области архитектуры и градостроительства.

Для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития отрасли в программу фестиваля «Зодчество’18» включены конференции, пленарные и кейс-сессии, дискуссии, круглые столы, лекции и презентации по наиболее актуальным проблемам, связанным с темой фестиваля – «РЕКОНТЕКСТ», отражающей новые подходы к формированию и оценке качества городской среды.

Многие из кураторских проектов, специально созданных для «Зодчества’18», сопровождаются публичными мероприятиями, на которых кураторы вместе с приглашенными экспертами обсудят более детально темы представленных работ и различные аспекты своего творчества.

Краснодар

19.11.

Первый день фестиваля и его деловую программу открывают две пленарные сессии с участием руководителей профильных департаментов федерального и региональных Правительств, а также ведущих экспертов сообщества.

Пленарная сессия #1 посвящена анализу существующего положения в области формирования инфраструктуры и развития городской среды, а также вопросам внедрения городских стратегий, принятых на государственном и региональном уровнях.

Пленарная сессия #2 предлагает к обсуждению принципы разработки и методику реализации конкретных проектов и программ, направленных на воплощение в жизнь принятых стратегий.

Завершится первый день фестиваля лекцией финского архитектора и архитектурного критика Тарьи Нурми «От старого к новому: реновация, реставрация или разумная перестройка зданий современными финскими архитекторами».

Финляндия, JKMM

20.11

Второй день фестиваля начнется с ХLIII заседания Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований под девизом «Главный архитектор – РЕкультивация, РЕтрансляция, РЕвальвация профессии». В рамках заседания пройдет дискуссия «Нужен ли территории главный архитектор», а также впервые состоится публичная кейс-сессия «Архитектурная политика и практика», во время которой шесть главных архитекторов различных городов и регионов России представят результаты своей работы за предыдущий год и поделятся планами на следующий.

Давний партнер фестиваля «Зодчество» Издательский дом «Татлин (Екатеринбург) 20 ноября представит свой новый образовательный проект «... ЕСТЬ ТАКОЙ АВАНГАРД», инициированный совместно с Институтом архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета и Творческим пространством «ArhiМЫ».

В этот же день журнал «Проект Балтия» проводит круглый стол «Идеальный город XXI века: релевантность утопии» –  в развитие темы своего выставочного проекта «Идеал и Норма», который демонстрируется на «Зодчестве’18».

20 ноября Центр прикладной урбанистики в рамках своего проекта «РЕ-ГОРОД» проводит форум «Новая градостроительная политика» или «Неразвивающиеся города с развивающимся населением». Во время трех блоков конференции будет проанализирована реальная ситуация в городах, состав и специализация экспертного сообщества, а также новые форматы кооперации и технологии работы с городскими сообществами и проектами.

Казань

21.11

Третий день фестиваля впервые представит гостям и участникам презентацию российских проектов-финалистов World Architectural Festival (WAF). Российские архитекторы участвуют в WAF несколько лет и неоднократно побеждали в различных номинациях, но только в этом году 21 ноября в рамках фестиваля «Зодчество’18» все желающие смогут увидеть, как проходит защита проектов на WAF.

Также 21 ноября Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы проведет дискуссию «Москва-река как мегапроект», в которой выступят эксперты и архитекторы, принимающие участие в реализации различных проектов по развитию набережных и прибрежных территорий в Москве.

Тему воды в архитектуре города продолжит лекция итальянского архитектора Клеменса Ф. Куша «Венеция: современный город?», организованная издательством DOM publishers в поддержку выхода нового путеводителя по современной архитектуре Венеции второй половины XX века. 

21 ноября состоится и лекция «Жилые кварталы будущего как единый организм», заявленная ведущим экспертом международной лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» НИУ ВШЭ и со-куратором спецпроекта «РЕ-Устойчивость» Еленой Митрофановой.

В этот же день Агентство стратегического развития «Центр» в продолжение своего спецпроекта «РЕ-Пром» организует панельную дискуссию «Редевелопмент промзон. Реализация» 

ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ: http://www.zodchestvo.com/festival/schedule/

Дополнительная информация о фестивале «Зодчество», деловой программе, специальных проектах и экспозициях регионов представлены на сайте www.zodchestvo.com 

PR-менеджер: Елена Петухова: pr@zodchestvo.com 

Аккредитация СМИ: https://goo.gl/forms/t9xJH0xVsPeNcnGF3 

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15    




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey