Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Восточный корпус Художественного музея увеличил площадь выставочного пространства на 30%. Здесь будут экпонировать мировое современное искусство, а в оригинальном неоклассическом здании стало больше места для старых мастеров.
Комплекс Художественного музея расположен в историческом Форест-парке. Оригинальное здание было спроектировано архитектором Кессом Гилбертом (Cass Gilbert) в начале прошлого века. Необходимость реконструкции с увеличением площади возникла в связи с расширением коллекции. Проектом занялось бюро Дэвида Чипперфильда при участии бюро HOK (технический консультант) и Arup (система освещения).
Архитекторы приняли решение пристроить с восточной стороны прямоугольное здание с обширным подземным пространством, светопроницаемым главным фасадом и массивной кровлей. Снаружи новый корпус облицован полированными панелями камня и темного бетона.
Внутрь пристройки можно попасть как через автономный главный вход, так и через зал скульптуры старого музейного здания. Проект реконструкции предполагал расширение магазина сувениров, обустройство лекционного зала на 480 мест, трех учебных аудиторий, нового ресторана, подземной парковки на 300 автомобилей. Примерно половина новых площадей – это выставочные залы и общественные пространства.
Внутреннее пространство Восточного корпуса простое и светлое. Некоторые ячейки решетки потолка (всего их 698) содержат световые люки. Полы сделаны из дубовых досок шириной 15 см.
В Восточном корпусе будут экспонироваться в основном образцы немецкого (Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Ансельм Кифер, Георг Базелиц, Мартин Киппенбергер) и американского (Марк Ротко, Джексон Поллок, Энди Уорхол) современного искусства. Основная экспозиция музея, представленная в старом здании, тоже обновится: из запасников извлекут шедевры работы Гогена, Моне, Ренуара, Гейнсборо, Каналетто, которые публика не видела около 10 лет. Музей откроется для посетителей в июне 2013 года. Бюджет строительства составил 160 млн. долларов, большая часть этих денег – пожертвования.
Официальный сайт архитектурного бюро: davidchipperfield.co.uk
До 13-й архитектурной биеннале в Венеции еще полгода, но подготовка к главному профессиональному форуму уже идет полным ходом. Есть время вспомнить, каким он был в последнее десятилетие, и представить, что сейчас может измениться. Ирина Коробьина рассказывает о новом директоре выставки, а Григорий Ревзин - о том, что покажет в своем павильоне Россия.
27 декабря 2011 года совет Венецианской биеннале назначил директором архитектурной секции Дэвида Чипперфильда и возложил на него ответственность за проведение 13-й Международной выставки, которая пройдет с 29 августа по 25 ноября 2012 года. Выступая на пресс-конференции, новоявленный куратор сказал, что выставка «должна доказать существование богатой культуры архитектурной практики и проектирования». Таким образом, устроители заявили о своем стремлении вернуть биеннале в более жесткие профессиональные рамки.
Начиная с 2000 года директорами преимущественно избирали теоретиков, историков архитектуры, известных критиков, соответственно концепция и экспозиция становились все более философски-абстрактными, и все менее практичными, снижая тем самым профессиональную ценность события. На 9-й выставке историк архитектуры Курт Форстер дал обзор основных течений в современной архитектуре, а в дальнейшем, как справедливо отметил Григорий Ревзин в своей статье «Малая земля – общая земля» (Газета «Коммерсантъ» 26.01.12), событие последовательно приближалось к биеннале художественным, когда экспозиция в основном состоит из инсталляций и перформансов, а архитектура оказывается где-то рядом. Собственно фраза «где-то рядом» (Out There) - это слоган выставки 2008 года, прошедшей под руководством критика Аарона Бецки. Возможно, интересная с точки зрения развития современного искусства, выставка Бецки, по мнению многих критиков, продемонстрировала ориентацию на богемную тусовку, чем нанесла значительный ущерб репутации Венецианской архитектурной биеннале. Ведь на этом форуме не только определяются основные тенденции в градостроительстве, архитектурном стиле и дизайне на ближайшие несколько лет, но инвесторы, девелоперы решают вопросы миллиардных вложений в реализуемые или планируемые проекты. И чем более экспозиция уходила в область отвлеченных размышлений, тем меньший она вызывала интерес среди профессионалов и, следовательно, становилась менее актуальной. Явный кризис 2008 года заставил Совет пересмотреть свою политику.
В заключительном слове на встрече с журналистами 27 декабря 2011 года президент биеннале Паоло Баратта заявил, что «назначение в 2010 году директором Кадзуо Седзимы было поворотным моментом – выставка вернулась в руки профессиональных архитекторов, и ожидается, что Дэвид Чипперфильд продолжит этот курс». Но вопрос – какой курс он должен продолжить? Кураторскую экспозицию Седзимы только ленивый не обвинял во внеархитектурности. Главная интрига 13-й биеннале состоит в том, удастся ли новому руководителю преодолеть тенденцию последнего десятилетия.
Авторитет Дэвида Чипперфильда и у профессионалов, и у широкой публики в настоящий момент очень высок, его карьера находится на пике: в 2009-10 годах он получил целый ряд премий и званий, в 2011 году ему была вручена самая престижная награда Европы в области архитектуры – премия Миса ван дер Роэ. Поэтому назначение его директором 13-й Международной архитектурной выставки в Венеции – закономерно.
Однако, вопреки ожиданиям большей определенности темы и концепции биеннале, название «Common Ground» (общая земля, в пер. см. общий язык), озвученное на встрече 17 января с представителями стран участниц, осталось традиционно расплывчатым. Чипперфильд не повел жесткую политику, а лишь выразил надежду, что выставка поможет найти участникам общий язык в размышлениях об интеллектуальных и физических территориях, организуемых архитектурой. Правда уточнил, что термин «Common Ground» также подразумевает землю между зданиями, собственно то, что и является городским пространством. И высказал пожелание, чтобы проекты, представленные на биеннале дали основание для серьезного размышления о пространстве создаваемом зданиями, об участии архитектуры в создании политических, социальных и общественных зон в городской среде. Таким образом, выставка 2012 года продолжит развивать тему «Идентичности архитектуры и города», поднятую все тем же Чипперфильдом, когда он был куратором британского павильона в 2006 году.
Экспозиция, которую готовит Россия для 13-й архитектурной выставки в Венеции, удачно коррелирует с пожеланиями Чипперфильда. Григорий Ревзин, являющийся комиссаром российского павильона, сообщил, что наша страна представит проект Инновационного центра «Сколково». В данном случае совещательные функции комиссара были сведены к минимуму, так как решение было принято Министерством культуры и «спущено» сверху. Ревзин только выдвинул в качестве куратора кандидатуру Сергея Чобана: «Сергей Чобан уже был одним из кураторов в 2010 году, поэтому он хорошо знает пространство павильона и условия, а также он сам участвовал в проектировании «Сколково». Внимание посетителей и участников выставки к российскому павильону может добавить тот факт, что Чипперфильд был отчасти вовлечен в создание наукограда нового поколения, он разработал для Сколково проект комплекса Сбербанка.
Сама же выставка обещает быть более представительной, чем предыдущие: заявлена 41 страна-участница, из них впервые выступят Косово, Кувейт и Перу.
Ирина Коробьина, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева:
« Я верю в Дэвида Чипперфильда. Действительно радует, что директором Венецианской биеннале вновь стал архитектор - не теоретик, а практик. Это не отменяет его глубокого понимания архитектурных традиций, но главное, что он профессионал, за которым много реализаций и реализаций умных. Впервые я столкнулась с ним, будучи в жюри конкурса по реконструкции Новой Голландии в Петербурге. Когда остальные участники предлагали свои варианты концепции проекта, Чипперфильд и его бюро показали ролик, который представлял, с кем он работает, какие у него есть возможности для реализации и для привлечения к этому проекту международной культурной элиты. Тогда казалось, что Чипперфильд подошел не серьезно, представив вместо идеи проекта свои связи. Однако сегодня, наблюдая его последние постройки в Германии, Великобритании и то, как он вел проектирование реконструкции театра в Перми, я понимаю всю необходимость встраивания значимых проектов в мировой культурный контекст. Чипперфильд в своей профессиональной деятельности исходит из собственных возможностей и местных условий, а не создает утопии. Думаю, это очень важно и для венецианской биеннале. Участие круга знаменитых героев мира архитектуры, с которыми дружит и сотрудничает Чипперфильд, в выставке, которую, как было заявлено, он планирует выстроить в форме диалога известных и молодых мастеров, придаст ей глубину и значительность»
Официальный сайт венецианской биеннале: www.labiennale.org
В британском Уэйкфильде открылась художественная галерея Hepworth Wakefield, международный конкурс на проектирование которой еще в 2003 году выиграл архитектор Дэвид Чипперфильд и его коллеги из David Chipperfield Architects.
На строительство долго не было средств, однако ситуация изменилась в 2008 году, когда у выставочной площадки появился директор – Саймон Уоллис, курировавший до этого такие музеи и галереи, как Tate Liverpool, Chisenhale Gallery (Лондон), Kettle’s Yard (Кембридж) и Институт современного искусства (Лондон).
Если анализировать архитектуру этой постройки, то из тренда зрелищного музейного строительства, заданного Гери в Бильбао, она выбивается. Асимметричная композиция из серых бетонных объемов, прорезанных маленькими окнами, выглядит замкнуто и лаконично. Но сходство с фортификационным сооружением объясняется тем, что галерея построена на реке и продолжает линию защитных укреплений, предотвращающих затопление города в периоды «высокой воды». А света внутри достаточно - он проникает в залы также из окон в наклонных крышах. Интерьер музея на первый взгляд выглядит традиционно - череда белых помещений, но каждое отличается неправильной, не кубической конфигурацией, что избавляет посетителей от ощущения «музейной усталости», появляющейся при осмотре экспозиций в классических анфиладах.
Площадь Hepworth Wakefield составляет 5 232 кв. м, в том числе 1 600 кв. м экспозиционного пространства. В его коллекции произведения искусства от XIX века до наших дней. Бюджет проекта оценивается в 35 млн. британских фунтов. Как ожидается, появление в Уэйкфильде подобного статусного объекта даст толчок процессу реставрации центральной части города, где своего часа ждут десятки интересных с точки зрения архитектуры зданий.
Официальный сайт галереи: hepworthwakefield.com
К Миланской мебельной выставки (с 12 по 17 апреля) фабрика Lamm по заказу компании Alessi выпустила складной стул, спроектированный английским архитектором Дэвидом Чипперфильдом.
Модель Piana - первый дизайнерский опыт известного мастера, обладателя важных в архитектурном мире наград - Королевской премии (2011), премии Стирлинга за Музей современной литературы в Марбах-на-Неккаре (2007). Его модернистская архитектура рациональна и элегантна, равно как и этот сверхтонкий стул, занимающий в сложенном виде меньше места, чем его «собратья». Он сделан из матового пластика, усиленного с помощью стекловолокна, быстро складывается и легко переносится с места на место. Для вечеринок и приема гостей предусмотрены не только аскетичные белый, серый и черный цвета - модель запустят еще и в зеленом, желтом и красном вариантах. Cтул был произведен базирующейся в Парме компанией Lamm по заказу марки Alessi, известной в первую очередь дизайнерскими аксессуарами для кухни и декора стола. Но кроме этого у Аlessi есть линия часов, а теперь еще появилась и линия стульев ALESSICHAIR, которую открывает Piana Чипперфильда.
Официальные сайты компаний: lamm.it, alessi.it
Официальный сайт архитектора: davidchipperfield.co.uk
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.