Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Респектабельный горнолыжный курорт Аспен в штате Колорадо стал теперь и центром культурной жизни. Спроектированный Shigeru Ban Architects Художественный Музей не имеет собственной коллекции и скорее играет роль уникального общественного пространства.
Трехуровневое здание площадью 2800 кв.м будет принимать выставки современного искусства, также в нем планируется проводить публичные лекции, семинары и организовывать различные обучающие программы.
Стеклянный прямоугольный объем затянут с нескольких сторон деревянной «сеткой», которая выполняет роль защитного экрана от активного в горах солнца, а также создает эффектную игру света и тени во внутренних помещениях.
Кроме того, между экраном и фасадом образуются комфортные, частично открытые, а частично закрытые зоны. Подобное, одновременно и внешнее, и внутреннее пространство — «энгава» — популярно в традиционной японской архитектуре.
Прямо с площади посетитель попадает на широкую парадную лестницу, одна половина которой находится между экраном и фасадом, а вторая уже внутри здания. Разделены эти половины лишь прозрачной стеной, так что посетители легко могут видеть друг друга. И только поднявшись на самый верх, они оказываются в просторном фойе и, постепенно спускаясь вниз, могут осмотреть экспозицию. Ритуал хорошо знаком любителям горных лыж, ведь они точно также каждый раз быстро поднимаются на подъемнике на вершину горы, а затем наслаждаются видами и собственно катанием.
Сама крыша эксплуатируемая, это единственное подобное решение во всем городе. Гнутые деревянные конструкции образуют защищенные видовые площадки с изумительными горными пейзажами. А световые шахты, по которым можно ходить, позволяют заглянуть внутрь и помогают обеспечить хороший уровень естественного освещения в помещениях. Кафе и зона отдыха, расположенные так же на самом верхнем уровне, разделены лишь прозрачными стеклянными перегородками с раздвижными дверями, никак не нарушающими связь с окружающим миром.
Еще одно необычное решение — большая стеклянная комната-лифт в углу здания. Через различные отверстия в плетеном внешнем фасаде-экране из него также открываются впечатляющие виды на заснеженные скалистые горы.
Пространство вокруг музея также организовано и превращено в привлекательную общественную зону, где можно не только отдохнуть и перекусить, но и понаблюдать за тем, что происходит внутри. Все довольно просто и изящно: сезонные растения и деревянные скамьи. «Я заметил, что многие люди чувствуют себя неловко, не решаются зайти музей, и попытался помочь им, как-то подготовить, придать уверенность», — говорит Шигеру Бан.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
Официальный сайт музея: aspenartmuseum.org
Второй год подряд Притцкеровская премия достается мастеру из Японии. Вслед за Тойо Ито знак высшего признания в области архитектуры получил Шигеру Бан.
Как и в прошлом году, выбор международного Жюри не вызывает вопросов и продолжает курс, взятый на поощрение гуманитарной, социально ответственной архитектуры. В творчестве Шигеру Бана ее линия прорезана, пожалуй, еще глубже, чем у Тойо Ито. На протяжении 20 лет уроженец Токио, учившийся в США, направляет свой талант на помощь нуждающимся в крове, беженцам, жертвам стихийных бедствий – разрабатывает экономичные, легкие в транспортировке и сборке временные сооружения.
Многоэтажные дома из контейнеров в Онагаве, хижины из бумажных «бревен» в Индии, Турции, церковь в память о жертвах землетрясения в Кобэ, впоследствии перевезенная в Тайвань, – для экстремальных обстоятельств он не раз находил не только экономичные, задействующие материалы вторичной переработки и в свою очередь без проблем ей подлежащие, но и эстетичные решения, которые потом внедрял в благополучную, мирную среду. Москвичам и гостям столицы с недавнего времени за примером далеко ходить не надо: павильон ЦСК «Гараж» в Парке Горького с его картонными колоннами – «фирменный» продукт японца, хоть и с некоторыми местными нюансами (в отличие от других сооружений трубы не несут здесь существеннной нагрузки).
Название выставки, открывавшей павильон, поставило Шигеру Бана в один ряд с Константином Мельниковым. Полноправно. Если гениальность измерять новаторством, можно с уверенностью сказать, что Шигеру Бан – гениальный архитектор. Вместо того, чтобы эксплуатировать уже известные достижения высоких технологий, предпочитает изобретать новые конструкции. Экспериментируя с бумагой и деревом, ссылается на японскую рачительность – стремление свести расход ресурсов к минимуму. Картонные трубы по устойчивости, сопротивляемости огню и влаге архитектор довел до норм и кондиций несущих опор – так, что их можно использовать не только во времянкаx.
По образцу плетения китайской шляпы он сконструировал беспрецедентную ажурную структуру из дерева для Центра Помпиду в Меце и закрепил успех изящной находки в других постройках. А проектируя деревянный каркас офисного здания в Швейцарии, сумел обойтись без единого металлического соединения. Частные заказчики, как правило, с удовольствием поддерживают его идеи, даже такие радикальные, как полная прозрачность пространства или отсутствие внешних стен. В портфолио мастера немало вилл с максимально стертыми границами между внешним и внутренним.
Бесконфликтно сочетая в своем творчестве коммерческую архитектуру с благотворительной, Бан спроектировал и реализовал более 60 объектов по всему миру. Новость о премии нашла его в парижском офисе (еще есть бюро в Токио и Нью-Йорке). «Эта награда – безусловно, большая честь, но и искушение, – сказал 56-летний мастер. – Не хотелось бы загордиться и перестать слушать своих клиентов. Я должен не меняться, а продолжать расти, двигаясь в давно выбранном направлении».
Официальный сайт: http://www.shigerubanarchitects.com/
В Цюрихе завершено строительство крупного офисного здания по проекту Шигеру Бана. Шестиэтажная постройка имеет, возможно, самый большой в Швейцарии деревянный каркас, в соединительных узлах которого металлических частей нет вообще.
Прямоугольное в плане здание, рассчитанное на 480 сотрудников, расположено на участке площадью 1000 кв. м в центральном районе Цюриха. Один из его фасадов длиной более 50 м тянется вдоль живописного городского канала. Конструктивной особенностью постройки является то, что все несущие конструкции выполнены из дерева. Поверх каркаса смонтирована стеклянная оболочка с алюминиевыми рамами. Прозрачная «коробка» увенчана мансардным этажом и скатной кровлей.
В своей работе японский архитектор Шигеру Бан опирался на опыт краснодеревщиков, использующих шиповое и клеевое соединение элементов деревянных конструкций. Конечно, все узлы и сочленения вырезались не вручную, а при помощи станков с ЧПУ. Вполне возможно, что штаб-квартира Tamedia войдет в какую-нибудь книгу рекордов как здание с самым большим деревянным каркасом в Швейцарии. На его сооружение пошло 2000 кубометров леса.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
Официальный сайт компании: tamedia.ch
По проекту бюро Shigeru Ban Architects в городке Л’Акуиле, расположенном в 100 км к северо-востоку от Рима, построен временный концертный зал. В строительстве были использованы конструкции бывшей трамвайной остановки и переработанная продукция местного бумажного комбината.
История появления этого сооружения весьма драматична. 6 апреля 2009 года землетрясение мощностью 6,3 балла по шкале Рихтера фактически полностью разрушило исторический центр Л’Акуилы с населением около 74 тыс.человек. Три сотни человек погибли, а сам населенный пункт превратился в город-призрак. В числе прочих зданий в руины превратилась и бывшая церковь, перестроенная и приспособленная под концертный зал местной консерватории.
Шигеру Бан и его коллеги, а также волонтеры из числа студентов архитектурно-инженерного факультета университета Л’Акуилы совместными усилиями создали проект нового зала, конструктивной основой которого стал металлический каркас бывшей трамвайной остановки. Стены постройки (ее площадь составила 3 тыс. кв. м) сделаны из свернутой в трубы плотной бумаги, производимой на фабрике в окрестностях Л’Акуилы.
Предполагается, что этот проект послужит толчком для полного восстановления и реконструкции города. Местные власти планируют использовать «бумажную» достопримечательность для обучения студентов консерватории, проведения международных симпозиумов и тематических лекций.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
В Корее построен Гольф-клуб Nine Bridges. Те, кто видел филиал Центра Помпиду в Меце, сразу поймут, что здесь поработал тот же автор.
Сооружение площадью 16 тыс. кв. м имеет четыре этажа, один из которых - подземный. В комплекс вошли главный корпус с лобби и блок частных апартаментов. Своеобразие объекту придает атриум в три этажа с деревянными (и похожими на деревья) колоннами. В верхней части они расширяются и перерастают в декоративную звездчатую структуру (такую же структуру японский архитектор использовал, конструируя крышу филиала Центра Помпиду в Меце). Подобным образом решена зона ресепшн, холл и зал приемов. Возникает визуальный эффект, будто здание целиком выстроено из дерева, хотя это и не так. Архитектор не хотел нарушать корейских законов, не позволяющих возводить из дерева дома, площадь которых превышает 6 тыс. квадратных метров. «Лес» колонн-деревьев с переплетающимися «кронами» обнесен по периметру стенами из прозрачного стекла. В строительстве также были использованы грубые ребристые булыжники - традиционный местный материал.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
Архитектор Шигеру Бан построил частную виллу, из окон которой открываются виды на джунгли и океан.
Шигеру Бан участвовал в восстановлении Шри-Ланки после цунами 2004 года. Там он познакомился со своим заказчиком, хозяином шинной фабрики, и построил ему виллу на вершине холма. Архитектура дома кадрирует три вида: вид на океан и джунгли (краями кадра служат крыша дома и галерея, связывающая его со старой постройкой усадьбы), длинная панорама океана, обрамленная линиями пола и нависающей кровли, и вид из деревянного «бокса» спальни на обрывистый берег, который освещает вечернее солнце. В строительстве использованы местные материалы. Крыша поверх водонепроницаемой цементной кровли покрыта тканым материалом из листьев кокосовой пальмы (его в Шри-Ланке обычно используют как материал для изгородей), потолок сплетен, как корзина, из тиковых полос шириной 80 мм и толщиной 3 мм.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
Японский архитектор Шигеру Бан оборудовал себе мастерскую в парижском Центре Помпиду - шедевре архитектуры 70-х годов. И отттуда начал руководить строительством нового здания музея в столице Лотарингии. Ему помогали другие звезды - знаменитый световой инженер Инго Маурер и не менее знаменитый инженер-строитель Сесил Балмонд.
Руководство Центра Помпиду задумалось о филиале еще в 2000 году. Довольно быстро решили, что строить его будут во французском Меце, недалеко от германской и бельгийской границ. В 2003 году на проект здания был объявлен международный архитектурный конкурс. В 2004 году был опубликован шорт-лист конкурса с проектами, в частности, архитектурных бюро FOA, NOX, Доминика Перро, Херцога и де Мерона, а затем был выбран проект Шигеру Бана. Для того, чтобы разрабатывать рабочую документацию и руководить строительством, Шигеру Бан открыл филиал своей мастерской в Париже, непосредственно в здании Центра Помпиду Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно.
И вот, наконец, в мае 2010 года музей открылся. Общая площадь здания - 10 650 кв. м, из них 5 000 кв. м - выставочные залы. На остальных площадях разместятся конференц-залы, актовый зал, ателье для художников, кафе. Три выставочных зала - "пенала" с панорамными окнами в торцах, лежащие друг на друге. Их торцы-окна обращены на ближайший парк и две важнейшие достопримечательности Меца - вокзал о собор. Так музей включается в хоровод доминант городского ансамбля. Штабель из трех залов накрыт крышей из переплетенных деревянных лент (принцип плетения, да и сама форма крыши позаимствованы у традиционной китайской соломенной шляпы), кровельный материал - полупрозрачный стеклопластик с тефлоновым покрытием. В центре здания стоит 77-метровая мачта с флагом музея. Ее высота - 77 метров -выбрана не случайно: она напоминает о дате строительства знаменитого здания Центра Помпиду в Париже (1977 год).
Центр Помпиду в Меце построен в реконструируемом промышленном районе. От находящегося поблизости вокзала к нему проложили дорогу, перебросив мост наискосок чере пути. Вокруг здания разбили парки. На соседнем участке стоит недавно построенный спортивный комплекс.
Центр Помпиду в Меце - достаточно автономное учреждение. Оно само формирует свою культурную программу. Постоянной экспозиции в музее не будет: планируются сменные экспозиции предметов из фонда Центра Помпиду, которого хватило бы еще на несколько таких же филиалов.
Официальный сайт архитектурного бюро: shigerubanarchitects.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.