Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Архитектурное бюро T+T Architects выиграло конкурс на разработку проекта для IT-кластера «Контур-Парк», который разместится на площади 16,8 га в Верх-Исетском районе города.
По замыслу организаторов конкурса - СКБ Контур, - проект обеспечит условия для создания новых и развития действующих компаний в сфере IT и может стать одним из самых привлекательных IT-центров России.
Общая площадь научно-производственного комплекса составит более 250 тыс. кв. м. В рамах проекта будут построены сама научная база, 4 корпуса офисных зданий на 5 тыс. человек, апарт-отель с концепцией «двор без машин» и детским садом, торговый центр, паркинг с эксплуатируемой кровлей и спортивных блок. Все здания, согласно предложенной концепции, будут связаны между собой переходами, чтобы сотрудники могли беспрепятственно попасть в любой корпус, не выходя на улицу.
Архитекторы создали несколько уровней взаимодействия – с одной стороны, это открытая среда внутри каждого корпуса, а, с другой, все корпуса, объединенные переходами, превращаются в подобие архитектурной социальной сети.
«Проект IT-кластера должен был учитывать не только функционирование в качестве нового микрогорода в Екатеринбурге, но и выступить новой городской доминантой. Мы тщательно проанализировали территорию и окружающую застройку и предложили наиболее функциональные решения. Научный комплекс будет иметь обтекаемую форму, а в центре каждого корпуса разместится пространство атриума. Весь ансамбль будет связан между собой и органично впишется в территорию города», — прокомментировал Николай Макаров, Главный архитектор проекта T+T Architects.
Проектирование первого этапа строительства запланировано на конец 2018 года. Общая площадь объекта — 250 тысяч квадратных метров.
Этот жилой комплекс от UNK project был представлен на форуме «Среда для жизни: новые стандарты» в Иннополисе, в Республике Татарстан, в качестве одной из десяти лучших региональных строительных практик. Рассмотрим, что позволило данному проекту попасть в Топ-10.
Жилой комплекс «Голландский квартал» является частью города Ивантеевка, расположенного в 16 км от МКАД. И в смысле квартальной типологии, которую пропагандируют новейшие передовые проекты жилищного строительства, это не совсем обычный «кейс». Главное отличие – планировка: 25 домов выстроены не в замкнутые композиции с артикулированными дворами, а в несколько линий, что обусловлено требованиями инсоляции. При этом архитекторам UNK project удалось наделить объект всеми преимуществами образцовой квартальной застройки.
Проекты победителя и финалистов конкурса, посвященного превращению приходящих в запустение кинотеатров Москвы в новые точки притяжения. Идеи для «Восхода».
В отличие от кинотеатра «Варшава», концепции по «перезагрузке» которого мы рассмотрели в другой публикации, «Восход», также построенный в 1970-х, – типовое здание без особых архитектурных достоинств, расположенное в глубине малопримечательного квартала Рязанского района (ЮВАО) с неважной транспортной доступностью. Кино в «Восходе» давно не показывают, однако площадка вокруг остается местом встреч местных жителей, в силу того, что другого общественного пространства у них просто нет. Все пятеро финалистов открытого конкурса, продумывая сценарии для новой жизни здания, трактовали «Восход» как локальный центр, который должен предложить окружающим кварталам, замкнутым между шоссе и железной дорогой, то, чего им больше всего не хватает. Ситуация дефицита практически всех важных городских функций обеспечила участникам абсолютную «свободу маневра».
Единственный победитель конкурса в решениях для «Восхода» – бюро SVESMI – и на этот камерный объект распространило идею рынка-театра, но с товарами и сервисами самой доступной ценовой категории. Объем с одним входным фасадом, с трех других сторон окруженный пристройкой, архитекторы предложили переформатировать: убрать пристройку и сделать четыре равноценных фасада, чтобы части здания могли жить и работать автономно, в разное время суток.
Как и у «Варшавы», только компактнее, здесь выделены три основных пространства: внешний подиум, рынок с балконом и многофункциональный зал. По периметру рыночного зала интегрируются полезные мини-сервисы: доска объявлений, терминалы оплаты, часы, зеркало. На балконе – столовая в эстетике 70-х, но в новых материалах.
Материалы предполагаются самые простые, близкие к оригинальным по цветам и фактурам. Они призваны создать внутри атмосферу стильного демократизма. Предназначение многофункционального зала ограничено только фантазией куратора или операторов: сегодня – зал торжества, завтра – выставочный холл.
Большим окном, прорезанным в зале, обновленное здание «рекламирует» себя прохожим.
Разделивший со SVESMI победу в «Варшаве» консорциум «Спектрум + EMBT + А2ОМ» в данном случае задумался, как обновленное здание бывшего кинотеатра может помочь изменить всю периферию в целом, и обратился к «эффекту Бильбао». Авторы предположили, что знаковым, притягательным объектом неприметную сегодня постройку могла бы сделать яркая оболочка, к примеру, из рифленых металлических панелей.
Главный вход переориентирован на остановку общественного транспорта.
Внутренний объем консолидируется вокруг зала-амфитеатра, обстроенного быстровозводимой металлоконструкцией, не нагружающей стены. На внутренних террасах авторы постарались уместить максимум востребованных опций, которые пока редко у нас сочетаются под одной крышей: здесь и фитнес-центр с отдельным входом, и маленький рынок, и помещения воркшопов, и библиотека с выходом на крышу. А на крыше – теннисная площадка.
В остекленной пристройке-«воротнике» – спортивные магазины. Кроме всего вышеперечисленного, подчеркнута и коммуникативная функция. Архитекторы видят, что «Восход» мог бы стать площадкой для встреч местных жителей с представителями городской администрации, местом обсуждения различных насущных вопросов.
Участники консорциума «НОВОЕ + Практика + ZOLOTO Group + Хора + Проектная группа 8» для начала попытались узнать у местных сообществ, в чем у них есть потребность. Разговаривали с жителями и даже провели дизайн-игру. Выяснили, что не хватает центра дополнительного образования для детей и досугового – для взрослых, а также комплекса обычных сервисно-бытовых услуг типа ателье или фотостудии.
На основе исследований авторский коллектив предложил оборудовать в бывшем кинотеатре всесезонное общественное пространство, комьюнити-центр района, по флангам на верхних уровнях разместить открытые творческие мастерские и различные сервисы, в том числе административные, работающие по принципу одного окна.
На последнем этаже – обустроить оранжерею с видом на город и стеклянной крышей-колпаком. Визуальную связь с улицей центр получает через окна-витрины, прорезанные в фасаде и сигнализирующие о новой жизни здания. Особое внимание в этом проекте уделено объединению (за счет сноса пристройки) здания и площади как универсального пространства для проведения различных мероприятий.
Консорциум Nowadays office/Aventica также постарался выявить проблемные точки района и пришел к тем же запросам – на детское дополнительное образование и места проведения досуга, прибавив к ним малопонятную практику взаимодействия с мигрантами. Был проведен тщательный анализ целевой аудитории и составлена целая система персономоделей – типажей людей, живущих и работающих в этом районе. На ее основе авторы построили сложную модель возможных взаимодействий, исходя из того, что потребителями и поставщиками услуг могут быть одни и те же люди. Так «Восход» стал бы площадкой обмена знаниями и навыками. Например, сотрудник местного НИИ железобетона мог бы проводить инженерные мастер-классы, студенты – учить старшее поколение компьютерной грамоте.
Что касается архитектуры – было оставлено пятно прежней застройки, бывший кинозал превратился в «городскую гостиную» со спортивной площадкой, обстроенную по периметру визуально легкой этажеркой из проницаемых уровней. Над площадью фойе архитекторы предлагают надстроить три этажа для функций, требующих солнечного света – мастер-классов и кружков. И как и «Варшаву» объект предложено выделить из «будничного» окружения крупными, яркими арт-объектами, установленными, в частности, на общедоступной крыше.
«Студия 44» перенесла на «Восход» модель городской площади- амфитеатра (сampo) с примыкающими к ней встроенными объемами, развернуто представленную на примере «Варшавы», но в уменьшенном варианте. В маленьких кинотеатрах архитекторы предлагают интегрировать новые объемы, подстраивающиеся под разные функции, только с одной стороны. Пространство площади приспособлено для широкого диапазона мероприятий – собраний, лекций, уроков танцев, концертов и постановочных экспериментов.
Конкурс был объявлен по инициативе ADG group совместно с Москомархитектурой.
Организатор конкурса – Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
Пресс-поддержку осуществляет коммуникационное агентство «Правила Общения».
Сайт конкурса: www.cinemarenovation.com
Для бюро UNK project 2015 год завершился победой в Международном открытом конкурсе на разработку архитектурной концепции Павильона атомной энергии на территории ВДНХ. При создании образа архитекторы постарались уйти от буквальных ассоциаций и уделили особое внимание интеграции объекта в среду исторического выставочного центра.
Заказчиком конкурса выступила Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», организатором – ее «Историко-культурный центр» ( частное учреждение). Создание павильона Атомной энергии на территории ВДНХ «Росатом», структура которой состоит из более 40 предприятий и музейных объектов в их числе, считает важной задачей. Ведь при наличии значительного числа экспонатов в стране нет центрального выставочно-образовательного центра, посвященного истории создания и перспективам развития атомной отрасли. А интерес к этой теме большой, что доказала выставка «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха», прошедшая в сентябре 2015 года в ЦВЗ «Манеж»: за 25 дней работы экспозицию посетило более ста тысяч человек.
Павильон атомной энергии (15 000 квадратных метров) планируется построить на участке площадью 0,69 гектара. Он должен иметь несколько уровней, включая подземный. Жюри оценивало объекты по параметрам: технологичность, инновационность, экологичность, интеграция объекта в территорию ВДНХ. В поддержку проекта UNK project высказались: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор ВДНХ Екатерина Проничева, архитектор из Нидерландов Рэм Кулхаас, главный архитектор бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов, директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов и другие члены жюри и приглашенные на заседание эксперты.
При создании образа здания архитекторы победившего бюро старались уйти от буквально прочитываемых ассоциаций с атомом или атомной энергетикой. Прежде всего, они стремились создать комфортную, адаптивную среду для посетителей ВДНХ. Посетитель, оказавшись в данном пространстве, будет считывать новый код атомной энергетики – Открытость. Доступность. Информативность. Интерактивность.
«Самым сложным в этой задаче было выразить визуально то, что невозможно выразить. Показать то, что невозможно увидеть. Это движение атома, движение частиц, – комментирует проект Юлий Борисов, управляющий партнер UNK project. – Мы предложили вариант достаточно дерзкий с точки зрения реализации – сложную форму с большой консолью. Она выражает драматическое противостояние пустоты и наполненности».
Консоль, покрывающая универсальное выставочное пространство временной экспозиции, может интерпретироваться как волна, плавная траектория движения электрона в атоме, абстрактная динамичная форма, символизирующая энергию. Своим изгибом она поддерживает пластику купола павильона «Космос» и образно с ним взаимодействует.
В проекте архитекторы уделили максимум внимания интеграции Павильона в существующую архитектурную среду – мелкая ребристая фактура тяготеет к свойственной окружению мелкой пластике исторических фасадов. Еще одна сложившаяся традиция – проектировать на ВДНХ павильоны с дворами или оформленными открытыми пространствами вокруг (павильоны Белоруссия, №2, №69 и т.п.).
Павильон корпорации «Росатом» представляет собой структуру простой геометрической формы. Надземная часть разделена на две зоны по диагонали — открытую и закрытую. Открытая часть имеет остекленный фасад. Она является универсальным выставочным пространством, предназначенным главным образом для сменной экспозиции и активного транзита публики. Огромная стеклянная «витрина», с постоянно сменяющейся экспозицией и свободным доступом, сделает павильон точкой постоянного притяжения посетителей.
А по вертикали пространство павильона может быть разделено на три основные части. Подземная часть – залы фундаментальных знаний. Уровень первого этажа – постоянно сменяемая экспозиция, новые образовательные и тематические выставки. Верхняя часть – зона свободного общения, взаимодействия между людьми. Атриум объединяет общественное пространство ВДНХ с зоной временной экспозиции. Данное решение стирает границу между зданием и улицей, и позволяет привлекать больше случайных посетителей, которые затем приобщаются к информационной среде павильона.
Юлий Борисов, соучредитель и главный архитектор бюро UNK project:
«Я вырос в семье физиков. Поэтому лично для меня — это не просто интересная задача. Приступая к работе, мы выделили для себя 3 направления. Во-первых, выставочное пространство – это всегда некий «кубик», внутри которого происходит действие. Во-вторых, мы отдали дань уважения предыдущей «стекляшке» 70-х годов. В нашем павильоне присутствует ее трансформация, но на современном технологическом витке. В третьих, важно было совместить образ здания, его философию и понимание атома с бытовыми вещами, т.е. с функциональностью. Исходя из экологических и функциональных требований, мы сделали эксплуатируемую «зеленую» кровлю. На ней размещены кафе и смотровая площадка. Таким образом, мы по максимуму используем возможности участка.
Росатом - это технологии, нацеленные на будущее. И Павильон, в первую очередь, должен отражать подходы будущего, а не современности или прошлого. В своем проекте все это мы и попытались выразить».
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов. Авторы проекта: Ольга Полёткина, Александр Пупышев, Павел Култышев, Лоренцо Маттана, над проектом работали: Мария Ионцева, Александра Горина, Евгений Незамайкин, Наталия Сакс, Андрей Шмелев, Стивен Шалли. Инженер проекта: Александр Цукерман.
Сайт бюро: www.unkproject.ru
Первый объект Захи Хадид в Москве: история создания, нюансы проекта и реализации, комментарии заказчиков, авторов и представителей архитектурного сообщества.
По продуктивности – числу реализованных объектов по всему миру – британское бюро Zaha Hadid аrchitects на сегодняшний день уступает разве что архитектурной «машине» Foster+Partners. Но в российской столице Хадид и ее коллегам пока повезло больше, чем команде сэра Фостера. Ни один из амбициозных проектов последней так и не дошел до реализации. По проекту же первой женщины-архитектора, ставшей Притцкеровским лауреатом, в 2012 году построили виллу в подмосковной Барвихе для крупного бизнесмена, владельца Сapital Group Владислава Доронина. А в сентябре этого года состоялась презентация сданного в эксплуатацию бизнес-центра на Шарикоподшипниковской улице, заказчиком которого выступила девелоперская компания «Пересвет-Инвест/Доминион-М».
«Белый сэндвич». Скромный, относительно свершений в других городах мира (знаковых построек в Баку, Риме, Монпелье, Гуанчжоу и Сеуле и др.), объект – настоящий прорыв для Москвы, где иностранным архитекторам вообще приходится туго. Может быть, рядом с большинством «космических» сооружений Захи Хадид здание Dominion Tower и выглядит довольно просто и не революционно. Стопкой сдвинутых относительно друг друга платформ сегодня действительно уже трудно кого-то удивить – довольно распространенный пластический прием. Однако, в Москве это первое офисное здание с подобной динамикой и живописной слоистостью форм.
Cемь этажей над землей, два подземных. Обшивка панелями из композитного материала с прямыми и криволинейными контурами чередуется на фасадах с лентами сплошного остекления. В панелях на тонкие алюминиевые листы нанесена перламутрово-голубая краска, благодаря которой белая основа переливается на солнце и меняет оттенок в зависимости от освещения, растворяя здание в небе.
Внешний облик башни мог бы получиться более радикальным – по замыслу, вылет консолей был круче, но местые строительные нормы — с российской стороны проект к ним адаптировало АБ "Элис" Николая Лютомского — вынудили проектировщиков сократить «сдвиги» с 20 до 8 метров. Но и за таким компромиссным решением стоят отдельные поиски конструктивного равновесия «раздвигающихся» плит и устойчивости целого.
Архитекторы стремились добиться целостности, фирменной «текучести» и прозрачности внутреннего пространства, для чего нужно было минимизировать опоры, прерывающие это «течение». Поэтому ряды столбов, поддерживающих плиты, были сдвинуты к внешним контурам, а где-то изобретательная система тонких балок позволила обойтись и вовсе без них. На одном из этажей ради визуальной проницаемости даже проделали декоративные отверстия в несущей стене, предварительно, конечно, просчитав возможности конструкции.
В связи внутреннего с внешним главную роль играет безимпостное панорамное остекление фасадов. Для него было выбрано стекло AGC Glass со специальным магнитным покрытием, которое обеспечивает максимальное проникновение света и тепла, но отражает вредные ультрафиолетовые лучи.
«Начинка». В полной мере узнаваемый стиль Захи раскрывается в монохромном и еще более динамичном, чем внешность, сильнее передающем ощущение полета и отрыва от земли, интерьере Dominion Tower. Его стержнем является атриум, фонарь которого насыщает все центральное ядро здания естественным светом. Все это пространство пронзают связывающие этажи лестницы из стеклофибробетона. Головокружительная стремительность и извилистость их линий подчеркнута светодиодной подсветкой и контрастом черных ступеней и белых, скульптурных ограждений. Подобную лестничную «драматургию», только в «негативе», можно увидеть в римскои Музее искусств XXI века – MAXXI. В московском офисном здании на каждом этаже лестничные пролеты перетекают в балконы, обрамляющие проемы атриума.
Вместе с лобби первого этажа, где расположены ресторан с уличной террасой, кофе-пойнты и зоны отдыха, балконы входят в систему общественных пространств, стимулирующих коммуникацию между сотрудниками разных компаний, арендующих офисы в здании. В то же время на каждом этаже предусмотрены сервисные блоки, включающие точки питания, санузлы, пожарные лестницы, технические помещения. Рассредоточенные по периметру, они отвечают за автономность и приватность «жизнеобеспечения» съемщиков.
Офисные площади имеют ортогональную планировку, ориентированную на обустройство как опен-спейсов, так и отдельных кабинетов. На каждом этаже порядка пяти помещений – для компаний разных масштабов, в том числе с потенциалом расширения, самый маленький офис – около 100 квадратных метров. Гибкой организации рабочих мест способствует и ленточное остекление.
Кроме всего прочего, обусловленного премиум-классом, здание оснащено системой двойного преобразования электроэнергии, предложенной новосибирской компанией «Энергия Плюс». На каждом этаже установлены трансформаторы, которые за ночь накапливают энергию, а днем ее отдают. Таким образом, полученные от города 500 кВт преобразуются в 2000 кВт.
История. Несмотря на кризис и 20% надбавку к арендной ставке за звездное имя архитектурного бюро, в Dominion Tower, при стоимости квадратного метра – 30 000 рублей в год, cданы уже более 40% площадей, сообщили представители девелоперской компании. Ее офис занимает верхний этаж здания. Именно тот факт, что строили не только для других, но и для себя, по мнению некоторых экспертов, и сделал возможным как саму реализацию проекта, так и ее высокое качество. Целеустремленность заказчика вызывает уважение, особенно если учитывать, что вся эта история с паузами финансовых кризисов в общей сложности длилась более 10 лет. В строительство здания в целом было вложено 2 миллиарда 300 миллионов рублей (30% - собственные средства девелопера, 70% - привлеченные инвестиции). Во времена, когда проект разрабатывался, в России еще не было субподрядчиков, способных реализовать какие-то детали. Например, только в 2012 году нашли российского производителя стеклофибробетона, из которого сделали ленты лестниц.
Компания «Пересвет-Инвест» решила построить себе на этом месте, рядом со своей старой штаб-квартирой, новый офис в 2002 году. Хотелось, чтобы он прослужил минимум 50 лет и при этом морально не устарел. Эскизы, которые рисовали приглашенные российские архитекторы, с этой задачей, по словам Генерального директора компании Олега Пронина, не справлялись – «устаревали на следующий день». Кто-то посоветовал взыскательному заказчику отправиться в Лондон в студию архитектора, опережающего время. Первая встреча с Zaha Hadid architects состоялась в 2003 году, когда подъем студии только начинался. На разработанный в лондонском бюро эскиз москвичи «смотрели день, смотрели два, через неделю поняли, что нашли то, что нужно». На пресс-конференции Пронин также признался, что год спустя проект Хадид высоко оценил опытный китайский мастер фен-шуй, которому отправили чертежи, чтобы проверить расположение входов и прочие детали, и это окончательно убедило заказчика довести дело до конца.
Вместе с Захой над проектом плотно работали и на определенной стадии полностью взяли на себя авторский надзор ее коллеги, директора Zaha Hadid architects Патрик Шумахер и Кристос Пассас. Каждую неделю они проводили скайп-совещания с Москвой, каждый месяц прилетали, внимательно изучали все чертежи, искали решения, компенсирующие возникавшие по ходу отступления от замысла.
Открытие. «Этот проект вдохновлен русским авангардом. Особенно его пониманием пространства, динамичного, открытого, наполненного воздухом. В здании очень много общественных пространств, соединяющих людей, создающих благоприятные обстоятельства для знакомств, профессиональных контактов. Такое пространство должно стать типичным для той информационной среды, в которой мы сегодня живем», – рассказал Патрик Шумахер на сентябрьской пресс-конференции в Москве.
Кристос Пассас, также приехавший на открытие, обратил внимание на то, какие трудности были преодолены в инженерном плане: «Воплощение этого здания, в облике которого мы стремились к определенной простоте, единству разнообразных элементов, было бы невозможным без трехмерного контроля при расчёте геометрии элементов, построения параметрических алгоритмов и моделей. Когда работаешь над таким зданием, вовлекаешься во множество цифр, в сопротивление материалов и т.д., но, в конце концов, достигаешь какой-то критической точки, где все это вдруг преобразуется в чисто эстетические, практически осязаемые формы, и продуктом всех этих изысканий оказывается простота».
Архитектурный критик Елена Гонсалес уточнила, что речь все же в большей степени идет о целостности восприятия, нежели о простоте (простой такую многочастную и динамичную структуру можно назвать только, опять-таки, в сравнении с другими работами Zaha Hadid architects). Она также выразила надежду, что возникновение подобной эффектной авторской архитектуры, которую пришлось существенно адаптировать к российским строительным нормам, должно как-то повлиять на развитие нормативной базы. И пожелала зданию стать доступной для посещения, связанной с городом достопримечательностью.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заметил, что строительство яркого архитектурного объекта на периферии, а не в центре, соответствует политике архитектурной децентрализации, создания точек притяжения с помощью объектов-«икон» в разных районах города. «Москва всегда была городом интернациональным, впитывающим в себя работы мастеров со всего мира, и сегодня мы эту традицию продолжаем. Мы будем развивать здоровую конкуренцию между российскими архитекторами и сильнейшими представителями международного архитектурного сообщества. Я надеюсь, что работа Захи Хадид и ее коллег в Москве этим не ограничится, появятся и объекты других значимых авторов», – сказал он.
Конечно, Dominion Tower задает для своего ближайшего окружения определенную планку архитектурного качества, выступает стимулятором преобразования городской среды. Уже сегодня продолжением бизнес-центра является открытый природный комплекс в один гектар, благоустроенный по проекту Zaha Hadid Architects на средства девелопера. На прилегающей территории высажено 100 деревьев и 554 кустарников.
В этом районе, пока что сочетающем увядающую промышленную и среднестатистическую жилую застройку, планируется развитие делового кластера. Возможно, объект Хадид послужит ориентиром. Отсюда совсем недалеко до ЗИЛа, который в обозримом будущем должен собрать коллекцию оригинальной современной архитектуры. Девелоперы Dominion Tower обещают подумать над тем, как организовать доступ внутрь здания всем желающим, чтобы оно вошло в новый культурно-архитектурный маршрут столицы. И не исключают, что на месте своего старого офиса построят «еще какое-нибудь здание, более безбашенное, но такое же цельное и гармоничное».
Адрес: ул. Шарикоподшипниковская, д.5, стр.1, ЮВАО
Площадь земельного участка: 0,3134 га
Общая площадь здания: 21 475 кв. м.
Общая площадь офисных помещений: 10 416,3 кв.м.
Площадь паркинга: 6 650 кв.м., 2 этажа подземной парковки, 251 машино/место
Общественные пространства: 3 551,4 кв.м
Ввод в эксплуатацию: 2014
Предлагаемые площади: от 96 кв.м до 10 416,3 кв.м
Средняя площадь этажа: 1 488 кв.м
Архитектурное сопровождение проекта в России: АБ «Элис» (Николай Лютомский)архитектор Николай Лютомский
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Молодое московское бюро T+T Architects (руководитель архитектор Сергей Труханов) известно, прежде всего, проектами в области редевелопмента. Бережное включение в контекст современного города старых промзон, реновация городских территорий – их тема. Как превратить в роскошные апартаменты объект, который перестали иcпользовать по первоначальному назначению, они показали на примере комплекса «Студия 8», расположенного в районе метро «Аэропорт».
Сергей, как начался этот проект?
Началось все в 2012 году. К нам обратился заказчик с интересной идеей. Заявил, что хочет вывести на рынок новый формат недвижимости под девизом «живи и работай», то есть построить студии, предполагающие возможность работы и проживания на одной и той же площади. Такой формат ориентирован в основном на творческие профессии, имеющие в потенциале абсолютную свободу передвижения. Выбрали бывшую промышленную площадку в районе метро «Аэропорт», расположенную прямо у подножья жилого комплекса Триумф Палас. Соответственно, необходимо было провести реновацию территории, облагородить ее, чтобы людям было приятно и комфортно жить в будущих апартаментах.
Что произошло дальше, какова была главная идея проекта?
Поскольку территория расположена прямо у самого жилого комплекса Триумф Палас, буквально в 20 метров от него, очень хотелось противопоставить этому огромному муравейнику более человечный, сомасштабный формат жилья. На самом же деле, кроме него, рядом находится «поселок художников», основанный в 1923 году, и ставший одним из воплощений концепции города-сада, этакой дачей в городе. «Поселок художников» и по духу, и по архитипу близок идее «живи и работай». Мы, соответственно, тоже решили сделать небольшой низкоэтажный квартал для ее реализации. С точки же зрения архитектурной эстетики, взяли за образец голландский опыт работы с малоэтажной архитектурой. У голландцев, он, наверное, наиболее богатый, в смысле современной интерпретации таких дачных историй. Вот и у нас в результате получилась осовремененная лофтовая дача.
Каковы особенности проекта, неожиданные ходы?
Поскольку форма территория участка была сложной, застройка предполагалась низкой, а сосед у нас оказался очень высокий, мы решили применить один забавный прием. То есть, чтобы жителям Триумф Паласа было интересно смотреть сверху вниз на наши крыши, мы решили, что жилой комплекс должен стать обладателем не только четырех привычных фасадами, но и пятым, в виде кровли. Сложносочиненная форма кровли в результате работы с объемами зданий корпусов оказалась достаточно интересна.
Какие материалы вы использовали, были ли какие-то нестандартные детали?
Материалы – это обычная фальцевая кровля, кирпичные стены, есть много элементов из металла, в том числе вынесенных на фасад. Особое внимание мы уделили входным группам. Именно их удобство, с точки зрения попадания в дом – важный пункт, о котором не всегда задумываются. Там есть очень много различных удобных деталей, начиная с подставок для сумок при входе в апартаменты, до отдельных декоративных подсветок, чтобы легко было попадать в замочную скважину, не промахиваясь ключом! В стены интегрированы почтовые ящики. В базовом исполнении они всегда страшные, неэстетичные, мы же их спрятали в стены, слегка декорировали, замаскировав под деревянные элементы на входе. Они получились очень элегантными.
А что можно рассказать об интерьерах?
Собственники отделывают свои апартаменты сами. Мы разработали 6 стандартных решений для разного типа лотов. Они идут как рекомендация к тому, что было бы здорово реализовать в том или ином пространстве. Где-то рекомендуем брутальный лофт с минимумом применяемых отделочных материалов, то есть это честный кирпич, честный металл, никакой декорации и максимально открытые пространства, открытые конструкции. Где-то рекомендуем легкую современную архитектуру… Понятное дело, каждый собственник оставляет за собой право решать, в каком стиле будет его интерьер.
Ландшафтом тоже занимались?
Ландшафт там спокойный. Мы устроили небольшую реновацию, поскольку территория сжата и корпуса расположены близко друг к другу. В основном мы работали с рисунком мощения. Нам также удалось выиграть небольшой пятачок для организации внутренней благоустроенной микроплощади.
Официальный сайт бюро: http://tt-arch.ru/
Решение для «Умной школы» в Иркутске, победившеe в международном конкурсе на ее проектирование. Aрхитектурная концепция – бюро Cebra, ландшафт – Vega landskab (Дания), разработка технической части – UNK Project (Россия).
В Иркутске, на берегу реки Ангары, на участке площадью 20 Га, расположенном между Байкальской улицей, Чертугаевским заливом и границей города, планируется построить инновационный образовательный комплекс. Большое внимание в его концепции уделяется инклюзивному обучению детей с особенностями развития и детей-сирот – они составят 15% от общего числа школьников. Предполагается, что в состав комплекса войдут 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр с административным блоком, медицинские учреждения, спортивный центр и учебные мастерские.
Архитектура «Умной школы», по мнению ее создателей (руководитель проекта – Марк Сартан), должна базироваться на принципах вариативности и индивидуализации образования. Поэтому типовая организация учебных пространств, распространенная в России, – многократно повторяющиеся одинаковые классные комнаты – здесь совершенно не подходит. Инновационной школе нужны гибкие, трансформируемые под разнообразные задачи, многофункциональные помещения.
Чтобы найти архитектурные решения, максимально отвечающие этим требованиям, был проведен международный конкурс, оператором которого выступило KБ «Стрелка». Участие приняли 49 команд из 26 стран мира. До главного тура дошли шесть объединений. В их числе компании MVRDV, Sou Fujimoto, WORKac, Architects Rudanko+Kankkunen/Studio Puisto and MKPL Architects, но лучшим был признан проект консорциума во главе с датским бюро Cebra.
Архитекторы Сebra предложили концепцию образовательного комплекса-парка. Его корпуса проницаемым кольцом расположены вокруг открытого центрального двора. Круг объединяет детский сад на 200 детей, младшую школу на 360 учеников, старшую школу на 480 учеников, культурный центр с мастерскими и театром, оздоровительный центр со спортивными залами и бассейном, доступные для всех горожан, медицинский и хозяйственный центры. Все здания имеют общую платформу и складчатую крышу с широким свесом, образующим по периметру двора крытую галерею-террасу.
У каждого корпуса и его функциональных подразделений есть свои outdoor-сектора, устремленные к центру двора. Вместе они формируют территорию для экспериментальных образовательных форматов и педагогической синергии. На крытой террасе могут разместиться зоны отдыха, игровые и спортивные площадки. В промежутках между зданиями – камерные прогулочные дворики.
Расположенный на границе города комплекс окружен селькохозяйственными и природными пейзажами. Спокойные, располагающие к созерцанию они контрастируют с зоной активной деятельностью внутри круга, но все внутренние и внешние пространства складываются в единый образовательный ландшафт.
В нем ученикам и учителям (всего в школе будет работать около 400 педагогов) предоставляется максимальный выбор как пространственных связей, так и функциональной нагрузки. Обучение в «Умной школе» будет бесплатным. Согласно демографическим данным, в ближайшие 15-20 лет России нужно будет создать 25 миллионов новых учебных мест. Руководитель проекта Марк Сартан предполагает, что комплекс в Иркутске может стать образцовой моделью для строительства новых школ по всей стране.
Официальный сайт Cebra architecture: http://cebraarchitecture.dk/
Официальный сайт UNK project: http://www.unkproject.ru/
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.