Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Арт-овраг :: Архплатформа

TAG: Арт-овраг

Вместе с жителями

21.09.18
21:31

C 5 по 7 октября 2018 г. в городе Выксе пройдет 1-я Всероссийская конференция «Ревитализация малых городов через вовлечение местного населения в культурные практики». Она будет посвящена механизмам развития общественных пространств. 

 

Конференцию проводят Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и благотворительный фонд «ОМК-Участие» при поддержке правительства Нижегородской области, администрации Выксы, Объединенной металлургической компании (АО «ОМК», г. Москва), Фонда развития моногородов, проектной группы «8 Линий» и Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» (г. Москва). Формирование комфортной среды для жизни в российских городах через улучшение общественных пространств является приоритетным проектом Правительства Российской Федерации на период с 2016 по 2021 год. Его цель – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов. Особую актуальность эта сложная социальная задача имеет в моногородах, чей потенциал не сравним с мегаполисами.  
Конференция организована с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. На ней будут представлены лучшие российские и зарубежные практики по созданию комфортной среды в российских городах, инструменты «перезагрузки» проблемных территорий, учитывающие особенности исторических поселений. Среди задач – усовершенствование методических подходов к проектированию, вовлечению жителей в процесс формирования городской среды, поиск эффективных моделей финансирования мероприятий, выстраивание взаимодействия с бизнес-сообществом, а также повышение квалификации представителей администраций муниципальных образований. 

Впервые в России на одной экспертной площадке соберутся ведущие российские и международные специалисты в области развития общественных пространств в малых городах и моногородах России, соучаствующего проектирования, методов и механизмов финансирования создания комфортной среды, социокультурного программирования, а также представители органов исполнительной власти.  
Город Выкса обладает уникальным опытом в области городского развития через создание культурных проектов. Последние 8 лет проведения фестиваля «Арт-Овраг», организованного «Благотворительным фондом ОМК-Участие», это событие задает серьезную новую городскую повестку, содействует развитию местных сообществ и городской среды, помогает улучшению качества жизни в городе. Организаторы фестиваля выступили инициаторами конференции и представят опыт Выксы среди лучших кейсов благоустройства общественных пространств и соучастного проектирования.

Опыт Выксы в этой области уникален еще и тем, что является результатом активной совместной работы нескольких стейкхолдеров города: Объединенной металлургической компании (градообразующее предприятие – Выксунский металлургический завод входит в состав АО «ОМК»), благотворительного фонда «ОМК-Участие», администрации Выксы по развитию среды этого моногорода и благодаря поддержке со стороны правительства Нижегородской области.  
Выкса — одни из победителей Всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В конкурсе, который прошел по решению президента России в текущем году, участвовало 455 заявок из всех регионов страны. Это подтверждает актуальность запроса на изменения в малых городах и показывает острую необходимость выработки единого подхода и совершенствования методик для успешной реализации приоритетной задачи правительства России. 

Экспертами конференции выступят ведущие российские и зарубежные специалисты. В числе спикеров: Андрей Чибис, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйств России; Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие»; Стенли Ланг, партнер Turenscape, директор международного центра проектирования Turenscape International limited; Эдуард Моро, глава французского архитектурного бюро Orchestra, городской̆ планировщик и урбанист; Антон Кочуркин, генеральный̆ директор проектной группы «8 Линий», куратор фестиваля «Арт-Овраг», куратор фестиваля «Архстояние»; Сергей Георгиевский, генеральный директор агентства стратегического развития «ЦЕНТР», Наталия Фишман, помощник президента Республики Татарстан; Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства; Дмитрий Смирнов и Надежда Снигирева, основатели «Проектной группы 8» и другие.

Более подробная информация и программа – на официальном сайте конференции sredagoroda.ru
 
Контакты для аккредитации: Татьяна Немировская, PR-директор проекта — mailday7@gmail.com

Полезное искусство

05.06.18
17:07
Категории: | События | Фестивали

C 9 по 11 июня в городе Выкса пройдет 8-й фестиваль городской культуры «АртОвраг» . 

 

Инсталляция создана в рамках фестиваля Арт-Овраг. Используется как настоящая игровая площадка с качелями, лестницами и местами для сидения. Авторы: мастерская Селигер, 2015г. 

Самый масштабный городской фестиваль за пределами Москвы, Арт Овраг, пройдет с 9 по 11 июня в городе Выкса Нижегородской области уже в восьмой раз. Его главной темой станет «Полезное искусство».

В этом году фестиваль проходит более чем на десяти площадках города и заявляет много громких имен. Специально для Выксы уличный художник Тимофей Радя (T-Radya), один из самых перспективных молодых художников по версии журнала Forbes, создаст в центре Выксы инсталляцию из неона. Мультимедийную выставку «Повседневные трансформации» готовит куратор Наталья Фукс вместе с медиа-художниками Еленой Никоноле, Дмитрием Морозовым и Ильдаром Якубовым. Авангардные заводы, наследие Шухова, исторические хроники и личные истории горожан вдохновили авторов на создание произведений искусства с использованием новых технологий.

Цех. Выксунский металлургический завод

Одним из центральных проектов фестиваля станет премьера театрального перфоманса «Страсти по Мартену» в постановке лауреата «Золотой маски» режиссера и хореографа Анны Абалихиной. Он пройдет в уникальном историческом мартеновском цехе Выксунского металлургического завода. Постановка будет посвящена закрытию одного из последних в России мартеновских цехов, которое состоялось здесь в марте этого года. Вместе с Анной Абалихиной над ним работает большая команда: театральный художник Ксения Перетрухина, композитор Алексей Сысоев, драматург Екатерина Бондаренко, куратор проекта – режиссер Юрий Муравицкий.

Проект заСТОЛЬе

Французская художница, архитектор и сценограф Лоренс Фальзон и куратор Бертран Госселин поставят на Музейной площади Выксы огромный стол длиной 100 метров. В течение трех дней он будет объединять горожан и служить площадкой для разнообразных событий — от застолий до сеанса одновременной игры в шахматы

Гости фестиваля смогут побывать в одной из немногих в России арт-резиденций, открытой кураторами Арт Оврага в прошлом году. В резиденции можно будет увидеть Site specific инсталляцию «Смена» от художника-резидента 2017 года Дмитрия Булныгина, раскрывающую тему о противостоянии природы и структур созданных человеком. Также на этой площадке пройдет выставка Егора Федорычева, который создаст серию работ из городского мусора.

Большая программа подготовлена в этом году и для детей: мастер-классы, игры и даже детский маркет. В городском парке пройдет большая спортивная программа, включающая соревнования по паркуру, BMX и воркауту. На одной из центральных площадей города расположатся шатры образовательной программы, где в дни фестиваля состоятся лекции об искусстве и театральные мастер-классы от педагогов Gogol-school.

В Параллельную программу фестиваля вошли 10 проектов, которые придумали сами жители города, а куратором выступил Владимир Селезнев из Уральского ГЦСИ.

Фестиваль «Арт Овраг» – единственный в России пример культурного проекта, развивающего целый город. Благодаря ему в Выксе появились более 85 арт-объектов, своя художественная резиденция, арт-дворы, создаваемые совместно с жителями, а городской музей начал наполняться коллекцией предметов современного искусства.

Роспись «Выкса 10000», Автор Misha Most, 2017 г.

В этом году в городе появляются первые объекты городского дизайна – остановочные павильоны «Арт Овраг». Гости смогут увидеть результаты работы фестиваля с Выксой в течение нескольких лет, пройдя по специально разработанным арт-маршрутам. Записавшись на экскурсию на Выксунский металлургический завод, можно будет увидеть не только крупнейшее в Европе производство труб для магистральных трубопроводов и железнодорожных колес, но и самую большую в мире настенную роспись «Выкса 10000», созданную художником Мишей Most на стене одного из заводских корпусов.

Для удобства гостей «Арт Оврага» в дни фестиваля будут организованы специальные трансферы из Москвы, Нижнего Новгорода и Навашино.

Фестиваль проводится Объединенной металлургической компанией (АО «ОМК», г. Москва) и благотворительным фондом «ОМК-Участие» с 2011 года.

Антон Кочуркин, главный куратор фестиваля «Арт-Овраг», руководитель проектной группы «8 линий»:

«В этом году Арт-Овраг представит большую программу, которая задействует все пласты городской жизни Выксы. Тема года полезное искусство раскрывается через три категории: контекст, способы вовлечения и коммуникации, польза художественного акта. Во-первых, своей личной задачей как куратора фестиваля, я вижу поиск формы взаимодействия с горожанами Выксы, способного быть услышанными самыми широкими слоями населения. Эта задача и повлияла на тему фестиваля, определенного как «Полезное искусство». Этот поиск форм шел через объединяющие действия, инициирующих новый уровень коммуникации среди участников. Так проект французской группы заСТОЛье провоцирует по-новому провести время городских жителей, через общую трапезу, игры, рядовые танцы и песни открыть и обнаружить черты со-общности».

Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Арт-Овраг», управляющий партнер проектной группы «8 линий»:

«Согласно нашей стратегии в 2018 году мы активно занимаемся осмыслением новых форм городских пространств , исходя из основных городских задач: повышение качества городской среды и увеличения туристического потока. Мы сделали большое городское исследование на вовлечённость городских сообществ в процессы изменения, проект развития центрального парка, который планирует стать в будущем центральной туристической достопримечательностью . Впервые провели международный опен-кол в выксунской резиденции. В этом году наша цель сделать так, чтобы в момент фестиваля город "бурлил" и максимально все были включены в главное городское событие. Мы расширяем зону культурного действия как в физическом пространстве, так и в смысловом. Фестиваль охватит 18 городских площадок , не считая программ от партнёров фестиваля» .

Ирина Седых, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», создатель фестиваля Арт Овраг:

«Объединенная металлургическая компания развивает территории как через инвестиции в производство, так и через вложения в сохранение исторического наследия и развитие современной культуры. За восемь лет, что компания проводит фестиваль в Выксе, изменилась и городская среда, и интересы, и предпочтения горожан. «Арт Овраг» помогает нам совместно с жителями Выксы облагораживать городское пространство, выстраивать диалог между активными горожанами и местной администрацией. Фестиваль стал эффективным инструментом решения многих проблем и импульсом к развитию туристического потенциала Выксы. Все это находит положительное отражение в образе жизни и настроениях людей».

Автор_ ArtBrothers, 2012 г.

NARODIZKIY-7028

Автор Philippe Baudelocque (Франция), 2013г.

ГРАФФИТИ «ЗАКЛЮЧЕННЫЙ» ИЗ СЕРИИ LIVING WALLS. Автор Никита Номерз (Nomerz), 2013г.

 

Луна. Инсталляция Леонида Тишкова

Кафе ВОЛНА, ул.1 Мая, 1 сторона. Работа Степана Красного (310 squad) и Артура Абела (Abel), 2013 г.

Панно «Хороший урожай». Автор: Слава ПТРК, 2016 г.

Работа Инги Гурвич, 2013 г.

Работа Устины Яковлевой

Шуховская башня

Ролик-приглашение на фестиваль: https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=vDRgP_MDbeM

Организаторы: Объединенная металлургическая компания (АО «ОМК», Москва), благотворительный фонд «ОМК-Участие» и городская администрация Выксы.

Кураторы: Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, проектная группа «8 линий»

Дополнительная информация:

Город Выкса, основанный в 1757 г., расположен в Нижегородской области. Выкса — важный промышленный центр страны, здесь находится Выксунский металлургический завод, крупнейший в Европе производитель труб для магистральных трубопроводов и железнодорожных колес. В Выксе поддерживают и развивают культурные традиции: здесь в едином городском пространстве сосуществуют памятники индустриальной архитектуры, среди которых металлические конструкции инженера, архитектора и изобретателя Владимира Шухова, и арт-объекты современных художников со всего мира. Такое объединение промышленного и творческого духа в городе стало возможным благодаря фестивалю «Арт-Овраг».

Объединенная металлургическая компания (АО «ОМК»), основана в 1992 г. и является одним из крупнейших российских производителей продукции для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний. Активная социальная политика и благотворительность являются важнейшими направлениями деятельности ОМК в области устойчивого развития. В составе компании – пять крупных предприятий металлургической отрасли: Выксунский металлургический завод (Нижегородская область), Альметьевский трубный завод (Республика Татарстан), завод «Трубодеталь» (Челябинская область), Благовещенский арматурный завод (Республика Башкортостан), Чусовской металлургический завод (Пермский край).

Среди основных потребителей продукции ОМК – ведущие российские и зарубежные компании: «Газпром», Российские железные дороги, «ЛУКОЙЛ», «АК Транснефть», «Роснефть», «Сибур» «КамАЗ», ГАЗ и другие. Продукция ОМК поставляется более чем в 30 стран мира. Председатель совета директоров ОМК – Анатолий Седых, председатель правления — Наталья Еремина.

Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-Участие» основан в 2008 г. Фонд оказывает адресную помощь нуждающимся или попавшим в трудную жизненную ситуацию детям. «ОМК-Участие» поддерживает развитие образовательных и медицинских методик, проводит инклюзивные акции в городах, где расположены предприятия ОМК. Фонд сотрудничает с учреждениями, в которых воспитываются, обучаются или находятся на лечении дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных и многодетных семей.

Учредители фонда  Объединенная металлургическая компания и группа ее акционеров и сотрудников. Президент фонда – председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых, председатель попечительского совета – Ирина Седых, генеральный директор – Лариса Орловская.

Остановки для Выксы

21.12.17
11:01
Категории: | События | Конкурсы

Фестиваль «Арт-Овраг» объявляет Общероссийский открытый конкурс на создание лучшего эскизного проекта двух остановочных павильонов в г. Выкса. Прием конкурсных работ — до 2 февраля.

В июне 2018 году в г. Выкса Нижегородской области пройдет 8-й фестиваль «АРТ-ОВРАГ», определивший своим направлением работу с общественными пространствами города и их значением в местных сообществах, что позволит рассмотреть общественные пространства как территорию публичного искусства. В разных концах города появятся художественные произведения, развивающие разные городские активности. Одним из таких важных мест станет остановочный павильон «АРТ-ОВРАГ», расположенный в центре города. В мировой практике к созданию остановочных павильонов часто привлекают художников и архитекторов для создания неповторимого образа остановки, возводящего этот функциональный объект городской инфраструктуры в произведение публичного искусства.

Алексей Козырь. Остановка в Звизжах

Со Фудзимото. Остановка Branden

Яркий пример подобной практики можно найти в ганноверском проекте busstops, состоявшемся в середине 90-х годов ХХ века, или в более позднем проекте в австрийском Крумбахе (2014), когда для проектирования остановок приглашались всемирно известные архитекторы и художники. В истории нашей страны расцвет отношения к остановке как произведению искусства приходится на 60-80 годы ХХ века, когда архитектурные мастерские и художественные комбинаты трудились над проектами остановок по всей территории Советского Союза. Многие из остановок стали абсолютными достопримечательностями и украшением места, и даже сейчас им посвящаются международные исследования, а их фотографии занимают гигабайты памяти на камерах туристов. Остановка это не только место, где пассажиры ждут автотранспорт. Это важное общественное пространство города, где встречаются горожане. Остановка это часть общегородской инфраструктуры, которая несет в себе сразу несколько функций – место ожидания и общения, рекламное пространство, укрытие от непогоды, а также возможность получить информацию о городе.

В 2017 году Остановка «Стадион Металлург», расположенная в центре города рядом с центральным парком и Верхневыксунским прудом, была переименована в «АРТ-ОВРАГ», как единственный из городской транспортной инфраструктуры предмет/общественное пространство символизирующее принадлежность к происходящему уже 7 лет крупному событию в области городской культуры — фестивалю «АРТ-ОВРАГ». Эта остановка – ближайшая к центральному городскому парку, где фестиваль начинался, а в настоящее время стал проектом по развитию города. Рыхлое городское окружение и монотонные фасады провоцируют яркие решения. Конкурс ставит задачей создать запоминающийся и оригинальный облик современной остановки в г. Выкса, взявшей своим направлением развитие культуры и туризма. Остановочные павильоны «АРТ-ОВРАГ», созданные по проекту победителя, станут достопримечательностями города, зарекомендовавшего себя центром уличного искусства.

Кто может участвовать в конкурсе

Открытый анонимный Конкурс, в котором могут принять участие архитекторы, художники, дизайнеры, имеющие соответствующее образование и опыт работы в создании городского произведения искусства или архитектурного объекта; Участниками Конкурса могут быть физические лица, их объединения или творческие коллективы организаций, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Для участия в конкурсе принимаются как индивидуальные, так и коллективные проекты. Количество членов группы не ограничено.

Цель конкурса

Популяризация современных подходов в ландшафте и дизайне городской среды; Развитие российского дизайна, архитектуры и современного искусства; Развитие общественных пространств в г. Выкса.

Задачи конкурса

Создать произведение публичного искусства как часть общегородской инфраструктуры, а именно – создать уникальный остановочный павильон; Создание комфортной среды в городе Выкса; Развитие российского дизайна и архитектуры; Привлечение внимания широкой общественности к современному искусству, архитектуре и дизайну; Реализовать проект – победитель и презентовать его на фестивале «АРТ-ОВРАГ» 2018 года.

Призовой фонд

Победитель конкурса по итогам голосования жюри получат денежный приз в размере 250 000 рублей.

График работ и даты проведения конкурса

12 декабря 2017 – 15 января 2018 – прием заявок участников

12 декабря 2017 — 2 февраля 2018 — прием конкурсных работ

3 февраля 2018 — 9 февраля 2018 – работа экспертов конкурса

10 февраля 2018 – 14 февраля 2018 – работа конкурсного жюри

15 февраля 2018 – объявление победителя

16 февраля 2018 – 15 марта 2018 – проектирование и адаптация проекта победителя

16 марта 2018 – 30 марта 2018 – определение условий производства

1 апреля 2018 – 5 июня 2018 – производство и установка остановочного павильона, монтаж на месте

16 мая 2018 – 20 мая 2018 – награждение победителя в рамках «XXIII международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва 2018»

9 июня 2018 – 11 июня 2018 – презентация остановки на фестивале «АРТ-ОВРАГ»

Организаторы конкурса: фонд «ОМК-Участие», администрация города Выкса, проектная группа «8 линий».

Куратор конкурса: Антон Кочуркин.

Жюри:

Кочетков Владимир - глава местного самоуправления городского округа города Выкса

Седых Ирина - председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие»

Асс Евгений - ректор школы МАРШ, архитектор, руководитель архитектурного бюро «Архитекторы Асс»

Козырь Алексей - архитектор, член Союза архитекторов

Красовицкий Александр -генеральный директор ООО «ВПК»

Кочуркин Антон - архитектор, куратор фестиваля городской культуры «АРТ-ОВРАГ», куратор фестиваля “Архстояние”, руководитель проектной группы “8 линий”

Эксперты:

Боровов Андрей - начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Выкса

Бычкова Юлия - продюсер фестиваля городской культуры «АРТ-ОВРАГ», продюсер фестиваля ландшафтного искусства «Архстояние», партнер проектной группы “8 линий”

Мукосей Илья - архитектор, партнер архитектурной студии «ПланАР»

Подача заявки и более подробная информация - на сайте конкурса: http://artovrag-fest.ru/competition/

Итоги конкурса «Выкса 10 000» и старт фестиваля «Арт-Овраг»

03.03.17
16:18
Категории: | События | Конкурсы

Роспись площадью 10 000 м² на фасаде одного из промышленных комплексов Выксунского металлургического завода, входящего в состав компании ОМК, создаст московский уличный художник Миша Most.

15 марта победитель конкурса приступит к реализации масштабного проекта, презентация которого состоится в дни проведения фестиваля 16-18 июня. В соответствии с условиями конкурса Миша Most получит премию в 1 000 000 рублей.

Концепция работы Миши Most для «Выкса 10 000»:
«В создании эскиза-концепции я оттолкнулся от своего проекта, the future of the past, визуальные композиции которого говорят нам о восприятии будущего в отдельно взятый промежуток времени, будь то сегодня или середина прошлого века.
Проект для меня был начат несколько лет назад, и сильное влияние на него оказала литература, написанная учеными 1960-70 годов о развитии мира в ближайшие 50 лет, то есть, о нашем времени.
Будущее всегда ассоциируется у человека с определенного рода изменениями: в обществе, в его структуре, в человеке самом, в его психологии, физиологии, его отношениях с обществом, с окружающей средой и природой.
Неотъемлемыми графическими элементами проекта является человек-ученый, роботизированный человек, человекоподобный андроид, а также элементы из химии, физики и других наук, «записи» этих «ученых». Я стремлюсь визуализировть мысли в голове исследователя, искателя, когда он старается построить некую картину общества будущего. Я включил в эскиз около шести реальных сюжетов из жизни Выксунского завода. Думаю, рабочие смогут с легкостью узнать в них события из жизни завода. Если смотреть на работу слева направо, то можно уловить развитие сюжета: от малого к большому, от исследования к созданию, от идеи к результату. Можно сказать, таким образом я попытался создать короткий фильм со своими героями и динамикой.

Об авторе:
Художник и граффити-райтер. Начал рисовать в 1997 году, на заре российского уличного искусства. Является участником первых московских граффити-команд. Организатор крупных фестивалей, в том числе «Граффити Винзавод», куратор выставок и проектов, посвященных разным проявлениям уличного искусства. Постоянный участник и автор лекций и дискуссий по проблематике и развитию граффити. Персональные работы Миши были были представлены на различных выставках современного искусства в России, на Украине, в Азербайджане, США, Италии, Швейцарии, Германии, Франции и других странах. В 2008 году был номинирован на Премию Кандинского в номинации «Молодой художник года». Участник 3 Московской биеннале молодого искусства. Последняя персональная выставка Миши прошла в 2014 году, в Лондоне, в галерее Lazarides. В 2016 году в районе Бронкса- Нью Йорк, Миша создал одну из своих крупнейших работ 300 кв.м.


Сабина Чагина, куратор конкурса «Выкса 10 000»:
«Мы получили 260 заявок — эта впечатляющая цифра говорит о том, что люди хотят и готовы открывать новые горизонты, реализовывать амбициозные проекты, и, что важно — вместе с нами. Эскизы пришли из 34 стран, среди которых оказались Япония, Австралия, а также страны Латинской и Центральной Америки. Мы рады, что наш конкурс привлек внимание такого широкого круга художников по всему миру».
 

 

Организатор фестиваля «Арт-Овраг»: Объединенная Металлургическая Компания
Соорганизаторы: Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация Выксы
Кураторы: Юлия Бычкова и Антон Кочуркин

Сайт фестиваля: http://artovrag-fest.ru/

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Арт-Овраг 2016

03.02.16
18:20
Категории: | События | Фестивали

В этом году шестой фестиваль городской культуры пройдет в Выксе с 3 по 5 июня. Его главными участниками станут местные жители.

Фестиваль «Арт-Овраг», организованный Объединенной металлургической компанией и благотворительным фондом «ОМК-Участие» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, уже превратил маленький, промышленный город Нижегородской области в эпицентр современного искусства. За последние пять лет в дни проведения фестиваля на его улицах было создано 80 арт-объектов, вокруг которых успели сложиться новые городские традиции. В Выксу потянулись любители культурного туризма. К созидательным художественным и урбанистическим практикам с энтузиазмом подключились местные жители, и, пожалуй, это самое важное достижение «Арт-Оврага». Горожане станут главными героями и предстоящего фестиваля, для которого организаторы выбрали тему «Создай свой город».

«Мы привыкаем к тому, что нас окружает, и, так уж вышло, но в малых городах процесс развития культурных инициатив проходит с трудом, – рассказывает куратор фестиваля, партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро. – Наш фестиваль должен вдохновить горожан на созидание чего-то нового и интересного. Ведь чем больше ты узнаешь и видишь, тем больше становится масштаб, который ты можешь охватить».

Вместе с московскими архитекторами, курирующими проект «Арт-Двор», жители Выксы преобразят к лету два городских двора, которым выпала честь стать экспериментальными площадками. «Мы стремимся к тому, чтобы Выкса появилась на культурной карте мира, и уже сегодня о ней знают не только как о городе металлургов, но и как о городе, где его жители и художники создают новое пространство для творчества и созидания»,  –говорит председатель попечительского совета Благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых.

Тематический охват «Арт-Оврага» не ограничивается арт-объектами, дизайном и архитектурой. Во время фестиваля происходят театральные перформансы, мероприятия уличного спорта, разворачиваются и многие другие явления стрит-культуры, так что пометьте себе: 3-5 июня стоит съездить в Выксу.

 

В публикации использованы фотографии с фестиваля «Арт-Овраг 2014»

Сайт фестиваля: http://artovrag-fest.ru/

Поля дизайна

20.08.14
09:31
Категории: | События | Интервью

Архитектор Владимир Кузьмин  – о самых ярких фестивалях лета – «Архстоянии» и «Арт-овраге».

Архитекторы Владимир Кузьмин и Николай Калошин, авторы «Ленивого Зиккурата»

Этим летом на свет появились два средовых объекта, разработанных проектной группой «Поле-Дизайн».  Один – «Ленивый зиккурат», ключевое сооружение «Архстояния 2014» – обосновался на природных просторах Никола-Ленивца. Другой – многофункциональный объект «Выксунь вверх!» (назван в честь речки Выксунь) – расположился на набережной Верхнего пруда в Выксе, где в июне прошел «Арт-овраг». Таким образом, «Поле-Дизайн» оказалась своеобразным связующим звеном между «городом» и «деревней»:  между  четвертым праздником урбанистической культуры – локальным, но обещающим большое будущее, и действом на заповедных берегах Угры, некогда камерным, для узкого круга единомышленников, но за восемь лет набравшим нешуточные обороты международного арт-шоу. О развитии двух фестивалей и созданных для них объектах мы поговорили с Владимиром Кузьминым, руководителем проектной группы.

Фото Елизавета Парфенова

Владимир, как участник самого первого и нынешнего «Архстояний», Вы имеете полное право сравнивать, говорить о «было-стало». Некоторые старожили и критики сетуют, что с ростом и притоком посетителей, приходом нового креативного менеджмента фестиваль утратил свою первородную атмосферу полного растворения людей и объектов в природе. А с приездом иностранных биеннальных звезд – потерял и часть своей художественной идентичности, воплощавшейся в реализации авторских концепций кустарными в лучшем смысле этого слова способами. Как Вы оцениваете перемены? 

Именно как участнику мне отчасти трудно рассуждать о произошедших изменениях этого года. Мы полностью сконцентрировались на строительстве нашего объекта. И на фоне беспокойства о сроках, конструкции, качестве все остальное казалось нам незначительным. Да, у фестиваля новая структура управления, но я не вижу в этом ничего плохого, разрушающего. Да, возможно, в силу каких-то организационных действий часть прежней исключительной ауры утрачивается, но и это естественный процесс. Восемь лет назад на «Архстояние» приезжало менее 2000 человек, а сегодня – 6-10 000. Это уже совершенно другой формат, фестиваль больше не может оставаться творческим междусобойчиком. Если не организовывать парковки, точки питания и проживания, не продавать билеты, все это обратиться в хаос. Говорить о том, что кто-то разрушает «дух места», – легко, но попробовали бы критики сами устроить нечто такого масштаба, да еще за много километров от Москвы.

Фото Эрнест Яковлев
Архстояние 2014. Инсталляция «Купель» российского художника Александра Алефа Вайсмана.

Фото Эрнест Яковлев
Перформанс Сашико Абе «Соло на бумаге» в пространстве «Удаленного офиса»

Что же касается «биеннальных звезд»... Понимаете, выбор того или иного участника, выбор темы, расставление акцентов – это прерогатива Организаторов. Они решают сложнейшую задачу, поддерживая интерес к фестивалю из года в год, у все большей и большей аудитории. В том числе и с помощью приглашенных Кураторов. Фестиваль не может не меняться и, конечно, разные люди и разные идеи и дела делают его разным. Мне лично была всегда  близка его природная средовая основа... Эта основа и не даст, в конечном счете, утратить связи с духом и традициями Места. Если брать наш «Ленивый зиккурат», то он дух места как раз поддерживает и буквально следует его традициям. 

Фото Елизавета Парфенова
Ленивый Зиккурат

Форма вашего творения порождает множество архитектурных ассоциаций, причем не столько из шумеро-вавилонского мира, откуда собственно пошли «зиккураты», сколько из древнерусской храмовой архитектуры. Что же послужило прототипом? 

Любая конструкция, именуемая «зиккуратом», предполагает миллион прототипов, но на самом деле мы стремились уйти от прямых параллелей. Это объект ремесленно-зодческий – когда процесс реализации и является актом творения. Мы решали задачи подъема наверх, руководствовались возможностями применения тех или иных технологических приемов, старались извлечь максимум из материала. Мы думали о том, что технология рубки «в реж» позволяет облегчить вес конструкции. То есть «Ленивый зиккурат» больше тяготеет к постройкам ремесленно-прагматическим, чем к символическим. Хотя мы объект проектировали, производили инженерные расчеты, рубленая структура сама по себе предлагает натурально-рукодельный способ возведения: взгромоздить «клеть» на «клеть». Хрестоматийная пирамида – восьмерик, шестерик, четверик. Протогеометрия формы узнаваема, но никаких конкретных «литературных» прототипов за ней нет. Мы к этому и не стремились.

Фото Елизавета Парфенова

Как шло строительство, были трудности?

С нами работала команда суперпрофессионалов  – Александр Нилов и его компания. Они сделали практически невозможное – возвели «Зиккурат» в кратчайшие сроки, гибко реагируя на меняющиеся погодные, бюджетные и прочие условия. Это тот случай, когда и архитекторы и строители вносили равную по значению лепту в формирование облика здания, становясь в значительной степени Соавторами.

Фото Елизавета Парфенова

Тем не менее, был выбран не совсем обычный материал – ель, пострадавшая от короеда, следовательно «Зиккурат» несет определенное экологическое послание

Да, это идея Антона Кочуркина. Он предложил частично использовать материал санитарных вырубок, чтобы напомнить об их необходимости. Сейчас такие вырубки практически не производятся, и наши леса, особенно хвойные - еловые, погибают из-за катастрофического воздействия короедов. «Зиккурат» воплощает экологический призыв помочь лесу избавиться от заразы. И напомнить о необходимости относиться к лесному хозяйству не только потребительски!

Фото Елизавета Парфенова

Фото Елизавета Парфенова

 Вы построили довольно крупный объект, он визуально как-то взаимодействует с другими «бельведерами» Никола-Ленивца?

«Зиккурат» расположен в низине, но он высок, около 17 метров, и с его галерей распахивается мощная панорама окрестностей – берегов Угры, видно большое поле с «Ротондой» Бродского, дорога на Кольцово, территория «Версаль». Но мне кажется, что все большие объекты в Никола-Ленивце существуют все же сами по себе и не состоят ни в каком особенном диалоге. Толковая постановка задачи и выбор мест размещения построек кураторами – Антоном Кочуркиным и его коллегами – позволяет не воспринимать значительные с точки зрения эмоционального воздействия или физических параметров сооружения как соперничающие вообще. Они тактично расположены вдалеке друг от друга и не полемизируют, так как, какими бы большими и прекрасными они ни были, в безбрежном и уникальном ландшафте это «булавочки» на карте местности, которые позволяют нам уцепиться за понятные, сомасштабные ориентиры. В пространстве парка все это некие «стога», которые рано или поздно будут развеяны ветром.

Фото Елизавета Парфенова

Фото Елизавета Парфенова

Главной для этого фестиваля стала история «Здесь и сейчас» – о  жизни произведений архитекторов и художников во времени. Как раскрывает ее «Ленивый зиккурат», самый основательный и «материальный» из проектов этого года?

Наш объект – живой, как, наверное, любой объект созданный таким образом из такого материала. Это творение, подверженное непременному воздействию природы. И это часть его образа! Оно имеет определенные колебания, обусловленные конструкцией, будет изменяться и в цвете – перестанет быть ярко желтым, станет оранжевым, а затем посереет; да и в физических размерах – дерево высохнет и даст усадку. С каждым годом будут развиваться новые функции. В этот раз «Зиккурат» принял более 4000 человек, выступил не только смотровой площадкой, но и предоставил крытый «зал» нескольким музыкальным инсталляциям.  В одной из них – «Атональной архитектонике» Сергея Касича – сооружение послужило резонатором – звук порождал интересные, очень ощутимые, но безопасные вибрации. А когда пела Варя Павлова, выяснилось, что условный свод, как мы и надеялись, отлично отражает звук. Тема времени раскрывается и через идею движения. Башня провоцирует отношение к движению как к творческому акту. Были люди, которые вдруг начинали как-то спонтанно, пластично двигаться, танцевать во внутреннем пространстве башни. Я надеюсь, наш «Ленивый Зиккурат» и дальше будет использоваться и как сценическая площадка, и как зал для коллективных мероприятий, выступлений, собраний, лекций и, конечно, в качестве смотровой башни –  «Бельведера».

Какие перформансы из нынешней программы Вас еще впечатлили?

Я видел все более-менее значимые объекты. Наиболее сильное впечатление произвели «живые часы» Форманека  – потрясающее произведение с точки зрения дизайнерской идеи, художественного качества и средового звучания. Такое действие мог придумать большой художник, и я искренне аплодирую автору и тем, кто в наших условиях реализовал этот проект. Насколько я знаю, в других местах этот перформанс исполняло много людей, а в Никола-Ленивце не более десяти, но часы все время работали точно.

Фото Эрнест Яковлев
Точное время «Ленивецкие часы» Марка Форманека показывали с помощью участников перформанса, все время менявших цифры деревянного табло.

Фото Елизавета Парфенова
Поля Никола-Ленивца

Перенесемся в Выксу. Как прошел четвертый «Арт-овраг»? Пока это не такое масштабное мероприятие, как «Архстояние»?

Несмотря на сугубо локальный, ориентированный на жителей отдельно взятого небольшого города характер, «Арт-овраг» уже стал публичным событием. Сюда приезжают люди из Нижнего Новгорода, Твери, Ростова, Петербурга, Москвы и множества небольших окрестных населенных пунктов. И, насколько я понимаю, аудитория с каждым годом растет.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Влад Савинкин и Владимир Кузьмин на открытии объекта «Выксунь вверх!» , Арт-Овраг 2014

Что дает самой Выксе и ее жителям этот фестиваль?

«Арт-овраг»  –  на самом деле, очень редкое и достойное популяризации явление. Его организовывает и поддерживает главное предприятие города –  Металлургический комбинат. Фестиваль охватывает всю Выксу. Самые разные слои городской культуры осмысляются художественно, литературно, дизайнерски, технологически. Диапазон активностей – от благоустройства дворов до стрит-арта, от культуры приема пищи до танца, от средовых инсталляций и озеленения до концепции развития городских пространств. Эти, а также выставочные и театральные проекты вовлекают местных  жителей и приглашенных специалистов, исключительно благотворно влияют на городскую среду.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Средовой перформанс Натальи Крутилиной и Анастасии Поповой

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Как горожане реагируют на интервенцию современного искусства в их жизнь?

Мы увидели чрезвычайно творческое и активное участие и со стороны властей, и со стороны жителей, и были очень рады тому, что новая кураторская команда во главе с Олегом Шапиро пригласила нас создать для Выксы такой, как оказалось, важный объект. Трехуровневая, многометровая структура совмещает функции скамьи, подиума, сцены, тотального ограждения, обозначающего линию весьма условной набережной. Набережная представляет собой дамбу пруда, который использовался для промышленного забора воды, но для жителей Выксы это любимое место прогулок и встреч. Наш объект облицован керамикой Arch-Skin, имитирующей ржавый металл. Благодаря этому выглядит очень красиво и уместно – объект такого качества вполне мог бы украсить берег любого европейского озера. Надеемся, что на том же уровне будут исполнены и последующие проекты, артикулирующие это пространство. Уже в процессе монтажа проект привлек внимание жителей, они подходили, вежливо расспрашивали, что это будет, и потом,и стар и млад, с явным удовольствием осваивали новое сооружение.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В то же время один из объектов предыдущих фестивалей, кажется, пришелся им не по нраву и был сожжен.

Возможно, этому объекту в чем-то даже повезло. Он стал символом! Сожженное произведение искусства живет иначе, но дольше, становится в каком-то смысле предметом поклонения, что, кстати, и произошло с инсталляцией «Большой Джинни». На его месте ему теперь установлен памятник. Отношение жителей со временем меняется, и они уже гордятся тем, что ранее было несвойственно этой среде – тем, например, что в их городе есть произведения русского «Бэнкси», и наша "Выксунь", и современная, шутливая и одновременно почтительная реплика Шуховской башни – «Про-елка» от Петра Виноградова и его «Про.Движения».

А сами объекты Шухова в Выксе – водонапорную башню и перекрытие листопрокатного цеха – можно увидеть?

Да, металлургический завод, на территории которого они находятся, во время фестиваля разрешает организованные посещения. Повторюсь, что благодаря целенаправленной культурной деятельности этого комбината в Выксе сложилась уникальная ситуация. Если бы и другие градообразующие предприятия России  создавали подобные активности, то это в немалой степени способствовало бы повышению уровня городской культуры и формированию актуальной среды в российской провинции, изменению к ней отношения через внедрение современного дизайна и искусства туда, где с ними еще мало знакомы. В этом смысле роль «Арт-оврага» феноменальна.

Сайт «Архстояния»: http://arch.stoyanie.ru/

Cайт «Арт-оврага»: http://artovrag-fest.ru/





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey