Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Конкурс "Москва-река" :: Архплатформа

TAG: Конкурс "Москва-река"

Экология урбанизма

09.04.15
14:12
Категории: | События | Лекции

В рамках культурно-образовательной программы конкурса на градостроительную концепцию развития территорий, прилегающих к Москве-реке, 15 апреля в ЦДА состоится лекция эксперта в области ландшафтной архитектуры и урбанистики, партнера английского бюро Gillespies, архитектора Брайана Эванса.

Бюро Gillespies, основанное более 50 лет тому назад, является одним из мировых лидеров ландшафтного и городского проектирования. Объекты, выполненные по проектам компании, расположены во многих крупных городах Великобритании и Европы, на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-восточной Азии, а также в Австралии. Теперь Gillespies работает и в России. Бюро участвовало в составе многонациональных консорциумов в крупнейших градостроительных конкурсах, проводившиеся за последние 5 лет в Москве. В 2012 году в составе команды под руководством Urban Design Associates (США) бюро выиграло конкурс на концепцию развития Московской Агломерации в категории «Размещение правительственного центра». В январе 2014 года в составе консорциума во главе с Cushman&Wakefield бюро Gillespies победило в конкурсе на проект «Парка Россия» в Подмосковье. И в конце того же года уже как часть команды, возглавляемой российским бюро «Проект Меганом», бюро приняло участие в создании концепции развития территорий вдоль Москвы-реки, признанной победителем этого международного конкурса.

Конкурсный проект «Парк России»

В основе идеологии исследовательской и проектной практики бюро Gillespies лежит несколько принципов: выявление характерных особенностей и культурного наследия местности; комплексный подход к проекту на основе собственного потенциала территориии; создание устойчивой системы, способной сохранять жизнеспособность и развиваться в процессе эксплуатации; удовлетворение потребностей различных групп населения с учетом возможностей для будущих модификаций; реалистичность предлагаемых решений.

Конкурсная концепция развития территорий, прилегающих к Москве-реке

Партнер бюро Gillespies Брайн Эванс считает основным принцип устойчивого эколого-экономического развития территорий и регенерации окружающей среды. «Развивая городские территории, реализуя масштабные проекты реновации урбанизированной среды, важно не забывать об экологических аспектах. Экологичность – это гораздо больше, чем просто приятные зоны отдыха. Сбалансированная с экологической точки зрения среда – залог психологического и физического здоровье горожан», – так Брайан комментирует свою позицию.

Конкурсная концепция развития территорий, прилегающих к Москве-реке

 Со вступительным словом перед лекцией выступит Юрий Григорян, руководитель бюро «Проект Меганом».
 

Брайан Марк Эванс (Brian Mark Evans )
Профессор Школы искусств  в Глазго (Великобритания). Руководитель кафедры градостроительства в Школе архитектуры Макинтоша.
Основатель и директор (2005-2013) Академии урбанизма в Лондоне.
Активно практикует, преподает, участвует в исследованиях. Приглашается в качестве консультанта при разработке стратегий развития крупнейших городов мира.
Его проекты получали награды в 20 странах мира, включая: Великобританию, страны Европы и Скандинавии, Россию, Китай и Ближний Восток.

Лекция Брайана Эванса «Экология урбанизма»

Организаторы лекции: ГУП "НИиПИ Генерального плана города Москвы»,
Союз московских архитекторов

Дата и время: 15 апреля, начало 19.00
Место проведения: Центральный дом архитектора, Гранатный переулок, 7

Ссылка на регистрационную форму:  http://genplanmos.ru/event/2015_04_15_ecolog_urb/

Большая река между фантастикой и реальностью

16.12.14
21:16
Категории: | События | Конкурсы

Тема международного конкурса на разработку градостроительной концепции территорий, прилегающих к Москве-реке, синей нитью прошла через все дни Московского урбанистического форума, начиная с объявления победителя  в первый его день 11 декабря и заканчивая лекцией Сергея Кузнецова и Андрея Гнездилова об итогах конкурса в фестивальной программе 13-го. Что же было критерием выбора жюри, и почему именно так распределились места?

Для устроителей конкурса была важна реалистичность проекта, возможность его поэтапной дозированной реализации –- здесь и сейчас. Не все уложились в прокрустово ложе желаний и возможностей. На фоне кризиса некоторые предложения казались фантастикой. Кроме того, была важна подача концепции. Каким бы насыщенным и тщательно продуманным не был сам проект, следовало аккумулировать все ключевые идеи в короткой презентации. Она должна была «выстрелить», как сказал главный архитектор Генплана Москвы Андрей Гнездилов, и произвести неизгладимый эффект. А у кого-то часть идейного капитала осталась за кадром. 

Также оказалось, что слабым местом многих проектов, как это не парадоксально звучит, была их сильная сторона – компетенция, на которой сосредотачивались авторы, упуская из вида общую картину. Кроме того, была важна подача концепции.

«Проект Меганом»

Идеи команды «Проект Меганом» «выстрелили», даже несмотря на то, что узел Москва-Сити, был не так подробно разработан, как Мневники.Концепция строится на образе порта или ворот, объединяющих город и реку. Наиболее подходящая ассоциация – площадь Сан Марко в Венеции, хотя как признали авторы: «Мы не можем позволить себе такое количество пространства на берегу». Но в спальных, удаленных от центра районах организовать обширную территорию как уютное пространство с человеческим масштабом вполне возможно – например, в Капотне. Ворота-порты, представляющие собой рекреационные общественные пространства с функциями транспортных связей и культурных центров, достаточно равномерно распределяются по Москве-реке и образуют непрерывную систему парков, включающих также берега Яузы и Сетуни. Как сказал участник команды-победителя Эдуардо Моро: «В Москве сложилась уникальная ситуация – разветвленная сеть рек. Это важно и для Новой Москвы. Мы хотели бы связать парки и реку, чтобы у нас была не синяя структура, а зелено-синяя. Это основополагающий момент проекта. Так город может привязать себя к реке».

«Проект Меганом»

Андрей Гнездилов заметил, что авторы проекта очень точно нашли места для этих портов, опираясь на исторические, ландшафтные и инфраструктурные предпосылки городской среды. Он сравнил эти фокусы развития с точками акупунктуры, которые могут включить город в новую жизнь.
Такой полицентризм — альтернативный способ найти решение тех проблем, которые сложились из-за жесткой градостроительной схемы Москвы: радиально-кольцевой, с одним центром. Периферийные участки реки Меганом предлагает  «натурализовать» – сделать природными, естественными.

«Проект Меганом»

Натуральность, экологичность – idee fixe победившего проекта, в котором предлагается буквально озеленить водную гладь и даже очистку реки осуществлять при помощи специальных растений. Однако высадка растений непосредственно в реку и сужение из-за этого зеркала воды показалась некоторым членам жюри и представителям мэрии достаточно экстравагантной, как и образ рыбака у стен Кремля. Насыпные пляжи на кремлевской набережной жюри тоже восприняло как утопию, как лозунг, декларирующий идею: «Река должна принадлежать всем». На вопрос как же это все осуществить и сколько это будет стоить, Юрий Григорян  резонно заметил, что для начала достаточно прекратить сброс сточных вод в Москву-реку.


В проекте-победителе как раз и подкупала возможность поэтапного, растянутого по времени строительства и цельность идеи, в которую органично и логично встраивались все составляющие: пешеходные маршруты и транспорт, историческая застройка и новое строительство, природный и искусственный ландшафт. Член жюри, представитель компании ОАО «Московское речное пароходство» отметил, в проекте победителей ему «понравилось то, что все гармонично: нет резких изменений, нет нарушений, преобразование происходит плавно». Получился реалистичный даже по сегодняшним кризисным меркам проект, который в тоже время предлагает бескомпромиссно новое качество жизни города.

Turenscape

Занявшая второе место известная своими экологическими проектами команда Turenscape (Китай) отмечена особым вниманием жюри за очень сильную работу. Как сказал Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Это самая глубоко проработанная вещь, но и излишне сложная для реализации». Проект, как и у всех участников конкурса, предлагает децентрализацию Москвы, в самой радикальной форме – создание на реке пяти полноценных городских центров. Все остальные берега остаются неактивными, потерянными для жителей. Да, они благоустраиваются (террасы, поймы, очистные сооружения), но в активную городскую жизнь никак не встроены. Фаворит  не дотянул до финиша также из-за того, что не нашел каких-то ярких, знаковых запоминающихся моментов.

Burgos&garrido arquitectos

Испанские коллеги Burgos&garrido arquitectos заняли третье место. Они предложили «геометрическую модель развития города сменить географической – вдоль реки», развивая ее набережные, линейную транспортную схему и даже проложив под руслом новую линию метро. Идея: «Уплотнить структуру города,  заполнив существующие пробелы». Например, построить аналог Москва-сити на противоположном берегу реки. Жюри оценило меткое наблюдение о том, что Москва-то могла бы в свое время развиваться и вдоль реки, а не кучковаться компактно в одном месте. Но в тоже время и Сергей Кузнецов, и Андрей Гнездилов отметили, что ленточная схема развития не рациональна с точки зрения коммуникаций. Да и поздно перекраивать сложившуюся веками транспортную сеть. А прокладка новой линии метро под руслом – вообще «из области фантастики». Главный же минус  том, что проблема повернуть Москву к реке лицом так и не решена, город разделен на две части, а река и агломерация, покрывающая ее берега узкой лентой, живут своей жизнью. 

Maxwan Architects + Urbanists (Нидерланды)

Maxwan Architects + Urbanists (Нидерланды)

Оказавшаяся на четвертом месте команда Maxwan Architects + Urbanists (Нидерланды) отличается гуманистическим подходом к планированию и сильна в ландшафтном дизайне. Для благоустройства набережных ею была создана обширная номенклатура стандартов. По словам Главного архитектора столицы: «Это как раз то, чем мы сейчас хотим в Москомархитектуре заняться — дополнить концепцию развития реки стандартами благоустройства, не только набережных, но и прилегающих дворов». Но это выигрышная черта команды нивелируется тем, что градостроительная концепция не продумана – «единственное, что они предложили, это убрать все машины и сделать берега пешеходными и велосипедными. Это утопично. В тоже время они умудрились предложить застроить домами Строгинскую пойму». (Даже страшно представить себе реакцию жителей Строгино).

Maxwan Architects + Urbanists (Нидерланды)

Недавно, на 25-летнем юбилее «Остоженки» Александр Скокан заметил: «Два года назад мы сказали, что в  Москве есть река – не бог весть какое открытие, но тогда об этом никто и не задумывался. И вот, пожалуйста, сейчас проходит конкурс на реконструкцию берегов Москвы-реки. А теперь мы хотим сказать, что в Москве есть не только река, но у нее есть еще 140 притоков, которые пронизывают весь город. Хотелось бы, чтобы эта мысль тоже была услышана. И кто знает, может быть через два года будет следующий конкурс  — на этот раз на притоки Москвы-реки. Ну а мы уже и в проекте для конкурса на Москву-реку, говорим, по крайней мере, про три притока».

«Остоженка»

Жюри конкурса высоко оценило глубину проработки всей гидросистемы Москвы. Сергей Кузнецов отметил, что тонкая, продуманная работа Остоженки по возрождению рек может стать «праматерью дальнейших исследований и работ на эту тему». Но жюри «посмотрело на предложение, возможно, приземленно реалистично и ему показались на данном этапе эти идеи трудно реализуемыми». Такой нереалистичной идеей было предложение демонтировать Филевскую ветку метро и открыть спрятанную в трубу реку Фильку. Андрей Гнездилов поддержал коллег, пояснив, что в поймах маленьких речушек на дешевых, бросовых землях развивалось производство, а реки прятали под железнодорожные ветки. Сейчас, когда промышленность выводится из города, логично и рентабельно вскрыть реки и вернуть их городу, как зоны рекреации с большим потенциалом.

«Остоженка»

SWA Group (США)

SWA Group (США)

SWA Group (США) замкнула список победителей. В проекте этой команды большое разнообразие идей развития линейного транспорта. Например, появление на набережных аккумуляторного трамвая. Достоинство такого решения – река, как связывающая лента, транспортная артерия. Недостаток – невозможность свободно подойти к берегу. Река отрезана от города трамвайными путями, а пляжи, и спуски к воде, привязанные к остановкам, проблему потери контакта с водой не решают.

На протяжении всех мероприятий связанных с конкурсом, его устроители подтверждали, что бесценные, яркие и позитивные идеи содержались во всех проектах. За два месяца всеми участниками проделана колоссальная работа. Как рассказала участница одной из команд, освоив 200 страниц подробнейшего технического задания, авторы предложили 300 страниц проработанных профессиональных решений. Организаторы признали, что задание было чересчур «тяжелым» для двух месяцев работы. На его выполнение требовалось гораздо больше времени. Но у Генплана были жесткие временные рамки – к апрелю 2015 года необходимо подготовить предложения в Генплан Москвы.   
Параллельно экспертный совет будет разрабатывать концепцию финансового и организационного осуществления этого долгосрочного проекта.
План его реализации рассчитан на три фазы:
Первая – 5 лет, в пределах адресной инвестиционной программы.
Вторая –10 лет, до 2025года.
Третья – 20 лет, до 2035 года.
Хотя, как предусмотрительно предупредил Сергей Кузнецов, в Лондоне похожий проект стартовал в 1951 году, и до сих пор не завершен. «Так что если не мы, так те, кто придет после нас, его закончат».  


Со всеми шестью проектами можно ознакомиться на сайте конкурса по ссылке http://themoscowriver.com/rus/results_page.html

Итоги конкурса «Москва-река»

15.12.14
22:48
Категории: | События | Конкурсы

Набережные Москвы-реки обустроят по концепции бюро «Проект Меганом». 19 декабря на фестивале «Зодчество» состоится обсуждение проектов с представителями консорциумов-финалистов.

Концепция «Проект Меганом»

11 декабря на Московском Урбанистическом Форуме мэр Москвы С.С. Собянин огласил имя победителя международного конкурса на концепцию градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке. По результатам голосования жюри конкурса сильнейшим им был признан проект консорциума во главе с архитектурным бюро «Проект Меганом».


Старт конкурса, организованного ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы» по заказу Москомархитектуры, был дан С.С. Собяниным 29 июля на открытом заседании Правительства Москвы.  За 1,5 месяца заявки на участие в конкурсе подали 216 компаний, объединенные в 47 консорциумов, из 15 стран мира (Россия, Бельгия, Испания, США, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Австрия, Хорватия, Колумбия, Сингапур, Филиппины, Дания).

18 сентября в ходе трех туров голосования жюри были выбрали шесть команд,  которые приступили к разработке концепций. Участниками второго тура стали международные консорциумы во главе с:
•    Burgos & Garrido Arquitectos Asociados (Испания)
•    Turenscape (Китай)
•    Проект Меганом (Россия)
•    SWA+RDNK (США)
•    Maxwan (Нидерланды)
•    Архитектурное Бюро «Остоженка» (Россия)

Концепция «Проект Меганом»

В состав консорциума-победителя во главе с «Проектом Меганом» также вошли:
•    Gillespies
•    Strategy Partners Group
•    John Thompson and Partners
•    Systematica
•    Cushman & Wakefield

Концепция победителя будет отдана на доработку и в окончательном виде будет представлена в апреле 2015 года. Проектные предложения, в том числе, первой очереди лягут в основу разрабатываемой в дальнейшем градостроительной документации.

Обсуждение работ с участниками консорциумов пройдет 19 декабря в рамках фестиваля «Зодчество».

С деловой и лекционной программой форума «Зодчество 2014» можно ознакомиться здесь.

«Искусство и река»

05.12.14
14:57
Категории: | События | Лекции

10 декабря в Винтажном зале ЦСИ «Винзавод» с лекцией выступит французский эксперт по культурному программированию Пол Алезра. Лекция проводится в рамках Международного конкурса на разработку градостроительной концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке, итоги которого будут подведены в ходе Московского урбанистического форума.

Масштабный конкурс ставит перед собой задачу сформировать систему взаимоcвязанных территорий и комфортных общественных пространств, прилегающих к Москве-реке, которая вернет городу его главную водную артерию и сделает ее акваторию максимально доступной для всех. Ключевую роль в преобразовании Москвы-реки должны сыграть культурные и художественные институции. Именно поэтому одним из приглашенных экспертов стал руководитель компании Avesta Group, специализирующейся на «культурном программировании» территорий самого разного масштаба и назначения.



Пол Алезра окончил бизнес-школу EMLYON и с 2001 года занимается исследованием механизмов успешного функционирования объектов культуры и исторического наследия. Возглавляемая им компания Avesta Group выступает консультантом как крупнейших музеев и арт-центров мира, так и множества архитектурных конкурсов на ключевые территории различных мегаполисов, разрабатывая для тех и других эффективные стратегии развития. Особое место в портфолио компании занимают проекты, связанные с акваториями рек, – водные пространства Avesta Group считает едва ли не самым значимым ресурсом развития современных городов. Среди разработанных командой Пола Алезра проектов «на воде» – Marina Bay в Сингапуре, Центр современного искусства Пунта делла Догана в Венеции, набережная Виктории и Альфреда в Кейптауне, «Титаник квартал» в Белфасте, Музей современного искусства в Перми, а также набережные реки Сона в Лионе. На примере этих и многих других объектов Пол Алезра расскажет об исключительной роли искусства и культуры в развитии территорий набережных и о том, что арт-объекты способны не просто служить знаковыми ориентирами в тех или иных пространствах, но заложить основу долгосрочной стратегии их развития, позволяя переосмыслить уже ставший привычным жанр ревитализации портовых и промышленных зон и сформировать качественно новые «выходы» к реке.


Ссылка на регистрационную форму: http://genplanmos.ru/2014_12_10_art_and_river.html

Начало: 19.00

Фабрики на реке

26.11.14
20:55
Категории: | События | Выставки

2 декабря в Музее Москвы откроется выставка, представляющая результаты исследований старых промышленных комплексов на берегах главной водной артерии столицы. 

Выставочный проект «Фабрики на реке» ( 2 – 15 декабря 2014 г.) разработан при содействии Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, ГУП «НИиПИ Генерального плана города Москвы», Союза московских архитекторов в рамках культурно-образовательной программы Международного конкурса на разработку градостроительной концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке.

Для выставки была исследована цепочка старинных промышленных комплексов, расположенных вдоль Москвы-реки в пределах Третьего транспортного кольца, от Москва-Сити до ЗИЛа. Еще десять лет назад их было более трех десятков, сейчас осталось около двадцати. Фабрики сносят ради нового строительства, но на месте многих из них потом долгие годы зияют трагические пустыри.

Исторически для большинства производств нужна была вода, да и для перевозки сырья и товаров использовалась в основном река – так в Москве возникло «фабричное русло». Часть этих ансамблей представляет безусловную архитектурную и историческую ценность; некоторые из них, например, «Красный Октябрь», воспринимаются как символы города; какие-то стоят пустыми памятниками исчезнувших технологий. Большинство этих зданий могут быть перепрофилированы и превратиться в новые культурные и деловые пространства.

Посетители увидят фотофиксацию наиболее ярких памятников промышленной архитектуры, выходящих на Москва-реку. Из большого отснятого материала были отобраны 20 объектов, для каждого из которых составлено короткое «досье»: как называлась фабрика до революции, что производила, что там было в советское время, какие на сегодняшний день существуют планы по «конверсии» или новому девелопменту на этом месте.

На выставке в Музее Москвы крупноформатные фото образуют «русло» Москва-реки. Посетители, пройдя вниз по течению, смогут составить представление об этом удивительном пласте архитектурного наследия Москвы – неизвестном краснокирпичном речном фасаде.

Авторы выставки: Марина Хрусталева – куратор выставки, историк архитектуры, соучредитель Центра капитализации наследия, член координационного совета общественного движения «АрхНадзор», член правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), член российской секции DoCoMoMo.. Наталья Меликова – фотограф, выпускница Академии художеств Сан-Франциско, автор проекта The Constructivist Project, посвященного авангардной архитектуре России, член российской секции DoCoMoMo, член общественного движения «АрхНадзор».

Открытие выставки состоится 2 декабря, в 19.00.

Партнер выставки: компания Hewlett-Packard

 

Москва-река: 6 из 47

19.09.14
18:12
Категории: | События | Конкурсы

Объявлены участники второго тура Международного конкурса на разработку градостроительной концепции развития территорий, прилегающих к главной водной артерии столицы. По материалам пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» 19.09.2014

Конкурс, объявленный в августе, как и ожидалось, вызвал значительный интерес мирового архитектурного сообщества. Организаторы, «НИ и ПИ Генплана Москвы», получили заявки от  47 консорциумов, объединивших 247 компаний из 15 стран мира. Учитывая специфику задачи, громадный объем предстоящей работы, необходимость привлечения экспертов различных специализаций, по оценке представителей Жюри, это хороший результат. Критерии отбора охватывали традиционные аспекты: релевантный опыт, профильный комплект привлеченных профессионалов,  производственные мощности. Существенным преимуществом для иностранных претендентов было наличие в команде российских специалистов. Во второй тур вышли консорциумы, возглавленные следующими компаниями:


1)    Burgos & Garrido Arquitectos (Испания),
2)    Turenscape (Китай),
3)    Проект Меганом (Россия),
4)    SWA Group (США),
5)    Maxwan architects+urbans (Нидерланды),
6)    Бюро  «Остоженка» (Россия).

У всех участников свои сильные стороны. Например, бюро Burgos & Garrido Arquitectos, хедлайнер объединения, куда вошли и российские проектировщики из группы Citymakers, зарекомендовало себя работой по регенерации депрессивных территорий вдоль мадридской реки Мансанарес. Этот амбициозный и успешно реализованный проект –  Madrid RIO – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов называл в числе вдохновляющих зарубежных примеров.

Заседание Жюри конкурса по выбору финалистов.

Бюро Turenscape – ландшафтный гигант из Китая –  было среди финалистов конкурса на парк «Зарядье» и заняло третье место в конкурсе на развитие парка «Сокольники». Здесь оно выступает вместе с «Архполисом», российским объединением, специализирующимся, в том числе, на функциональном программировании территорий. «Проект Меганом» известен, помимо всего прочего, концепцией для ЗИЛа, где немало внимания уделено пространству, выходящему к реке. По словам Сергея Кузнецова, если эти идеи будут реализованы, ЗИЛ получит набережную с линейным парком и застройкой с активными первыми этажами, не менее привлекательную, чем Английская набережная в Ницце или Круазет в Каннах.
Бюро «Остоженка» тщательно проработало тему Москвы-реки еще в конкурсной концепции на развитие Московской агломерации и Большой Москвы в 2012 году.
Американское бюро SWA Group и нидерландское Maxwan architects+urbans были представлены как обладатели богатого опыта обращения с прибрежными и водными пространствами в своих странах и за их пределами.  

Пресс-конференция, посвященная итогам первого тура в МИА «Россия сегодня»


1 октября участники второго тура конкурса прибудут в Москву для ознакомления с фронтом работы и разъяснений по техническому заданию. В обширном списке задач, поставленных в нем, выделяются несколько первостепенных составляющих:
1)    Осмысление реки как главной улицы города и работа с ее «фасадами»;
2)     Функциональное программирование набережных;
3)     Проработка транспортных связей и возможных форматов движения по водной артерии и вдоль нее;
4)    Экология;
5)    Детальные предложения для реализации в краткосрочной перспективе. Среди участков первой очереди были названы: Строгино, Москва-Сити, территория «Технополиса» на ЗИЛе, некоторые центральные набережные.


Все решения, которые были приняты по отдельным территориям, связанным с рекой, до конкурса, будут суммированы внутри финального комплексного проекта: «Мы их все постараемся увязать в единую систему», – подчеркнул Сергей Кузнецов.

Александр Кибовский, министр правительства Москвы, руководитель департамента культурного наследия города Москвы, высказал пожелания по работе с памятниками и культурным наследием. Он обратил внимание на то, что даже благоустроенные комплексы, такие, как Новодевичий монастырь, соседствуя с водой, не имеют с ней прямых связей. Установить их – еще одна задача для участников. Кроме того, многие значимые объекты, расположенные не на набережных, по его мнению, могут и должны получить визуальное раскрытие с водного фронта.


Результаты конкурса станут известны 15 декабря. Марина Лепешкина, первый заместитель директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», сообщила, что проекты всех финалистов планируется представить в рамках Moscow Urban Forum.

Сайт конкурса: http://www.themoscowriver.com/

Вводные процедуры

04.08.14
18:04
Категории: | События | Конкурсы

Объявлен международный конкурс «Москва-река». Участникам предстоит разработать программу развития прибрежных территорий до 2035 года. Организаторы конкурса прокомментировали его особенности, собрав 1 августа представителей СМИ на корабле «Валерий Брюсов».

О запуске долгожданного конкурса сообщил 29 июля на заседании Правительства Москвы мэр Сергей Собянин. Необходимость единой концепции работы с пространствами, попадающими в ареал Москва-реки, а это около 20%  территорий столицы, обсуждалась уже давно. С 2012 года велся сбор исходных данных для формирования технического задания конкурса — инструмента выбора наилучшей стратегии развития. Детали этого исследования, существующие проблемы, задачи и специфику предстоящего соревнования журналистам представили главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов – от лица заказчика конкурса – Москомархитектуры, а также Карима Нигматулина и Андрей Гнездилов, и.о. директора и главный архитектор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», выступающего организатором конкурса.

Пресс-конференцию не случайно собрали на корабле «Валерий Брюсов», пришвартованном к Крымской набережной. С недавнего времени, благодаря удачной реконструкции по проекту бюро Wowhaus, она стала одним из любимых мест прогулок горожан и туристов и частью значительной рекреационной зоны, протянувшейся до Воробьевых гор. Благоустройство этой зоны уже почти готово. Но пока данный отрезок можно рассматривать как частный пример позитивных преобразований.

Исторически сложилось так, напомнил в своем выступлении Сергей Кузнецов, что обликом центральных набережных активно занимались в 1930-1950-х годах. Генплан 1935 года включал создание парадных архитектурных ансамблей с красивыми речными фасадами. Они сохранили свое великолепие до наших дней, но с точки зрения функций, комфорта для людей, связанности самих набережных здесь есть, над чем работать. С конца 1950-х единую архитектурную, экологическую и транспортную концепцию для всей реки в городской черте так и не выработали. Поэтому на окраинных северо-западных и юго-восточных участках  ситуация значительно хуже, чем в центре.

Нормальных выходов к воде в целом ничтожно мало, в отличие от запущенных, непроходимых зон. Город развернут к своей главной реке преимущественно спиной, и зачастую даже новая застройка в прибрежных районах не в полной мере использует близость к воде. Нанизанные на петляющую голубую ленту территории на многих ее отрезках плохо проницаемы и слабо связаны между собой. За пределами центра — на северо-западе и в большей степени на юго-востоке — не хватает мостов, в иных местах «прорехи» достигают 15 километров. Есть отслужившие свое промзоны и старые портовые районы, как еще ждущие планов по регенерации (Симоновская набережная), так и уже вставшие на ее путь (ЗИЛ, Южный порт).

Чтобы Москва-река превратилась из «барьера» в «связующее звено» в структуре города и полностью раскрыла ему свой потенциал, нужна целостная система градостроительного развития прибрежных зон. Ее разработка и является целью этого конкурса.

Сергей Кузнецов приводил примеры из международного опыта. В передовых мегаполисах мира (Берлин, Париж, Лондон, Шанхай, Нью-Йорк), где есть водные артерии, их ресурсы по максимуму используются для создания качественной городской среды, давно осознана инвестиционная привлекательность жилой и общественной застройки на первой линии, есть планы долгосрочного развития береговых пространств. Что касается реконструкции промзон, то среди удачных решений, создавших хорошую городскую атмосферу, были упомянуты район «Хафенсити» в Гамбурге, гавань Осло, бывшие портовые зоны Лиона и Бильбао. Любопытно, что по роли и масштабу объекта в структуре города самый близкий аналог Москва-реки — Шпрее в Берлине.

Андрей Гнездилов обрисовал изменения в характере Москва-реки с северо-запада на юго-восток. Верхняя часть – от Пушкино до Большого Сити  –  очень зеленая, здесь Серебряный бор, Карамышево, Крылатское – места, наиболее привлекательные для рекреации и жилья. От Шелепихинской набережной и примерно до Нагатинской – столичная, репрезентативная часть города. С ЗИЛа и до Коломенского тянутся скучные, промышленные ландшафты. За Коломенским вновь идут зеленые, но не слишком благоустроенные территории, строится  жилье, которое не особо учитывает воду. Андрей Гнезилов призвал посмотреть на реку как на уникальную ландшафтную единицу, ведь ее излучины, полуострова создают предпосылки для развития новых архитектурных ансамблей с эффектными перспективными раскрытиями. 

Особое внимание в программе конкурса уделяется транспортной функции Москва-реки. Сейчас на ней около 50 пассажирских причалов, 10 грузовых, два грузовых порта. Инфраструктура для перевозок людей и грузов имеется, но распределена она неравномерно, при том, что потенциал для ее развития есть. Об этом говорила Карима Нигматулина. Что касается грузоперевозок, то сегодня по реке транспортируется 9 млн. тонн грузов из общих московских 60 млн. В советские времена по воде перевозили больше. Участникам предстоит подумать, нужно ли сейчас увеличивать эти объемы.

 


Туристические поездки в 2011 году охватывали 750 000 человек, сегодня уже 1, 3 млн. путешествуют на прогулочных кораблях по реке. Есть идея добавить к грузовой и рекреационной функциям трансферную. Татьяна Сигаева из объединения Научно-проектного отделения транспорта и дорог ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» рассказала, что сейчас рассматривается возможность соединить некоторые участки реки, например, от Строгино до Большого Сити, водным такси. Его остановки могли бы пересекаться с ТПУ, станциями метро.

В транспортном разделе участникам необходимо учесть особенности инженерных сооружений, обеспечивающих судоходство. Во многих местах действуют ограничения по скорости, так как набережные, например, не рассчитаны на прием высоких отбойных волн от ракет. Андрей Гнездилов напомнил, что в центре проход судов на крыльях запретили из-за дебаркадеров. Сама река – федеральная собственность, и проблема дебаркадеров до сих пор ждет своего решения. Конкурс рассматривает реку скорее как магистраль, а не как поверхность для строительства новых объектов, уточнил Сергей Кузнецов.

 

Участники получат всю информацию по актуальной ситуации на берегах реки, по уже реализуемым и запланированным проектам. От них ждут программу градостроительного развития прибрежных территорий до 2035 года. В силу огромного масштаба работы (площадь рассмотрения – 10 400 га, из них 1940 га – территория водной поверхности) предмет конкурса имеет двухчастный характер, пояснила Карима Нигматулина. Первая часть – долгосрочная  программа. Это общая идеология, общие принципы с акцентом на создании комфортной среды для людей и просчетом экономической эффективности. Кроме того, участники должны будут разработать типологии набережных по всей протяженности реки, определить, какие из них могут быть, к примеру, «зелеными-природными, без мощения», «пешеходными», «велосипедными», «транспортными».
Вторая часть  –  детализированные  проектные предложения для «первой очереди», то, что можно сделать в ближайшие 5-6 лет. Это схемы функционирования и связей для центральных набережных, проиллюстрированные на примере 4-5 участков, которые претенденты выберут сами. Это могут быть как уже сложившиеся территории, так и еще не проработанные.   



Этапы конкурса. До 12 сентября будут приниматься заявки (портфолио) от команд-претендентов. 18-22 сентября жюри выберет шесть финалистов, они получат детальное TЗ и будут работать над своими предложениями до 3 декабря. 15 декабря жюри выберет победителя, который до апреля 2015 года будет дорабатывать свою концепцию совместно с Институтом Генплана до готовности к реализации.

Награды. Из общего призового фонда (30 млн. рублей) пятеро финалистов получат по 4 млн., победитель – 6 млн.

Прием заявок и подробности на сайте конкурса: http://www.themoscowriver.com/

 





Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey