Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Во втором по величине норвежском городе построили комплекс учебных зданий для городского университета – Bergen University College, включив в него несколько бывших промышленных сооружений, расположенных на выбранной территории. Авторы – Cubo Arkitekter A/S.
Для многофункционального учебного центра муниципалитет Бергена нашел пустовавшую площадку на южной окраине, в так называемом Кронстаде, где сохранились здания старых железнодорожных депо и складов. Власти города посчитали целесообразным оставить эти сооружения с их индустриальным шармом для дальнейшей эксплуатации, но уже по другому назначению. Сохранение этих построек стало одним из условий международного архитектурного конкурса на проектирование комплекса учебных зданий. Конкурс выиграло бюро Cubo Arkitekter A/S из датского города Орхуса. Разработанный проект был назван Kobling, что в переводе с норвежского означает «Соединение». Название можно трактовать, в том числе, и как соединение на одной территории истории и современности.
В то же время фасады трех секций депо, не попавших во внутренний двор университета, совместно с вновь построенным зданием ректората образуют парадную площадь. При этом авторы проекта сохранили на фасадах фрагменты старой, слегка деформированной кирпичной кладки. Такой прием не только не портит общий вид современного комплекса, но и прибавляет колледжу имидж традиционности и даже корреспондируется с внешним видом оксфордских колледжей. Здание ректората, единственное многоэтажное (9 уровней) сооружение во всем комплексе, в студенческой среде получило не лишенное иронии название «колокольня».
На трех факультетах Университета, открытого только в 1994 году, получают образование около шести тысяч будущих инженеров, педагогов и медиков. Вновь сооруженные корпуса и старые здания несут разную функциональную нагрузку. В первых разместились поточные лекционные залы, уютные разноразмерные аудитории, учебные и научные лаборатории. А вся «социалка» перешла в старинные помещения. Здесь нашли свое место студенческий кампус, столовые, библиотека свободного доступа с читальней и просто свободные пространства для общения. Последние отражают современный взгляд на процесс образования, в котором большая его часть происходит в дистанционном интернет-режиме. А собственно помещения колледжа предоставляют возможность для дальнейшего общения и консультаций с профессорами и другими преподавателями.
Интерьеры реконструированных помещений лишены какой-либо лакировки. Кирпичные стены лишь отштукатурены. Несущие металлоконструкции, состоящие из швеллеров соединенных косынками на заклепках, подчеркивают графику промышленного дизайна вековой давности. Чтобы акцентировать техническую эстетику этой архитектуры, для разграничивающих и ограждающих конструкции авторы использовали антивандальное стекло.
Три больших складских корпуса оказались на заднем дворе колледжа. В них были размещены все необходимые технические службы. На освобожденной от малоценных построек площади сооружен спортивный городок с беговой дорожкой и небольших размеров футбольным полем.
Параллельно с сооружением нового учебного комплекса, была решена и инфраструктурная задача города – транспортная. Учитывая значительное и необычайное для Бергена скопление тысяч студентов в одной точке города, его власти предусмотрительно «протянули» к колледжу трамвайную линию, связавшую университет с центральными районами.
Официальный сайт архитектурного бюро: cubo.dk
Здание, спроектированное A-lab, объединяет в себе и офисную, и жилую функции. Новостройка стала частью масштабного проекта общественно-делового центра Barcode, растущего в норвежской столице.
В рамках проекта строятся сразу несколько узких высотных зданий в районе Бьёрвика, в центре Осло. Все они расположены параллельно и торцами выходят на береговую линию. Это место еще называют «Оперный квартал», так как неподалеку находится здание Национальной Оперы. В проектировании Barcode (штрихкод – англ.) участвуют также MVRDV, Snohetta, Solheim&Jacobsen и Dark Arkitekter.
Постройка, спроектированная а-lab, получила название The Carve (в дословном переводе «вырезанный»). Она тоже имеет вытянутую узкую форму — 105 х 21 м при высоте не более 54 м. На нижних восьми этажах сконцентрированы офисные пространства. А верхние cемь занимает 41 квартира. Общая площадь здания 22 000 кв.м. Для отделки архитекторы выбрали необычное сочетание белых панелей испанского мрамора Blanco Macael и натурального темного дерева.
Регулярный рисунок гладкой мраморной облицовки нарушен в местах повышенной структурной нагрузки, что создает интересный оптический эффект — ровная плоскость фасада неожиданно «плывет». Размер окон также нерегулярный. Но это не только и даже не столько визуальное решение, сколько инженерное. Архитекторам, с одной стороны, необходимо было добиться высокой энергоэффективности здания (не более 126 кВтч/кв.м) и сократить потери тепла, а с другой – обеспечить хороший уровень естественного освещения. Практически взаимоисключающие в холодном климате требования удалось выполнить, «утеплив» фасады (толщина изоляционных материалов в среднем составляет 500 мм) и тщательно просчитав необходимый размер оконных проемов.
Сквозная уступчатая арка в нижней части обозначает обязательную для всех зданий «Штрихкода» внутреннюю пешеходную улицу. Она связывает квартал с соседним Центральным вокзалом, экспрессом в аэропорт и другими важными транспортными артериями города. Архитекторы так же использовали эту арку для организации отдельного входа в жилые апартаменты.
Прием повторяется и в верхней части здания на уровне 9-го этажа. Четырехуровневая открытая терраса с переходами и панорамным лифтом в центре занимает около 900 кв.м. Это своеобразная буферная зона для владельцев квартир между общественным и частным пространством. Отсюда открываются прекрасные панорамные виды на город и фьорды. Для архитекторов было очень важно максимально убрать или скрыть все конструктивные элементы в этой зоне, что было совсем не просто, учитывая климатические условия и связанные с ними ограничения.
Ступенчатая кровля с открытыми зелеными террасами помогла улучшить доступ естественного освещения в квартиры и создать необходимые открытые зеленые зоны (по требованию заказчика они должны составлять не менее половины площади фундамента).Совокупность внешних и внутренних открытых пространств позволила архитекторам выполнить еще одно жесткое требование: каждая квартира должна иметь окна, как минимум, на две стороны.
Архитекторы The Carve были ограничены в своей работе буквально со всех сторон, но сумели не просто ответить на вызовы, а сделали вынужденные, обязательные решения главными плюсами проекта. При этом вся эта «кухня», вся сложная «внутренняя работа» полностью скрыта от глаз стороннего наблюдателя.
Официальный сайт архитектурного бюро: a-lab.no
У Морского музея в норвежском Порсгрунне 11 крыш, и все они наклонены под разными углами относительно земли. Так архитекторам бюро из Дании Cobe и Transform удалось подчеркнуть сходство нового здания с историческими постройками, стоявшими на этом месте.
Морской музей расположен на берегу реки в 100 км от Осло. Когда-то в этом месте были доки, судоремонтные мастерские, грузовой причал и множество семейных предприятий ремесленников. Каждый из них строил свою мастерскую, и в течение долгих лет причал и портовый поселок Порсгрунна состоял из нагромождения деревянных домов всех мастей с кровлями, у которых были различные уклоны.
Чтобы подчеркнуть историческую связь и архитектурную преемственность авторы проекта использовать в своей работе панораму крыш Порсгрунна, изображенную на гравюрах и живописных произведениях. Именно поэтому здание Морского музея состоит из 11 угловатых объемов с отдельными кровлями. Как нетрудно догадаться, все они наклонены под разными углами. Один из объемных элементов приподнят над землей – под ним находится проезжая часть улицы. Общая площадь постройки составляет 2000 кв. м.
В здании почти нет окон, зато есть несколько вырезов по нижней кромке фасада. Фасады и кровли музея отделаны алюминиевыми пластинами, уложенными внахлест так, что они напоминают чешуйки гигантской рыбы или плетение древней кольчуги. Выставочные залы музея оформлены в белой стерильной гамме. Разная высота потолка в помещениях объясняется специфической конструкцией кровли.
Официальный сайт архитектурного бюро: cobe.dk
В марте 2009 года норвежское бюро A-lab выиграло конкурс на проектирование офисного здания нефтедобывающего гиганта Statoil в окрестностях Осло. Далее проект развивался стремительно: земляные работы на территории бывшей многоуровневой парковки старого аэропорта начались уже зимой 2010 года. Строительство продолжалось 20 месяцев. В 2013 году здание получило звание лучшего офиса на Всемирном фестивале архитектуры в Сингапуре.
В 37 странах мира на компанию Statoil работают 30 000 человек. Штаб-квартира под Осло рассчитана на 2500 сотрудников. Здание имеет площадь 65 000 кв. м с подземной, плюс технические зоны площадью 55 000 кв. м. Архитекторы и заказчики пришли к выводу, что необходимо, с одной стороны, минимизировать площадь подошвы здания (вокруг объекта со временем разобьют парк на 5 га), а с другой, обеспечить живописные виды на фьорд из окон штаб-квартиры. Именно поэтому было выбрано необычное композиционное решение, в рамках которого прямоугольные объемы сложены крест-накрест, как дрова для костра. Еще одно требование – высокий энергетический класс постройки (класс В по европейской классификации). Это означает, что до 85% энергии, идущей на обслуживание здания, происходит из возобновляемых источников. Энергопотребление составляет 103 кВт/ч на 1 кв. м в год.
Каркас здания, получившего один из призов Всемирного фестиваля архитектуры (WAF), сделан из железобетона. Оно состоит из пяти трехэтажных ортогональных модулей длиной 140 м и шириной 23 м. Консоли объемных элементов нависают над землей, их нижние поверхности декорированными яркими и сложными композициями из цветного стекла. Вылет самой длинной консоли составляет около 30 м.
Остекление фасадов сделано из двойных стеклопакетов с низкой теплопотерей. Архитекторы использовали сборные модульные алюминиевые фасады Vental, и только на торцах объемов применены ламели из ламинированного стекла, смонтированные внахлест. Каждая торцевая поверхность включает 180 ламелей высотой 4,2 м и шириной 0,4 м. Каждая такая панель состоит из двух пластин тонированного стекла толщиной 10 мм.
Примечательно, что в интерьере, спроектированном А-lab совместно с Momentum Arkitekter, также применяются алюминиевые навесные модули (внутренняя отделка атриума), только они усеяны отверстиями диаметром 5 мм для обеспечения нормальной акустики. Таким образом, перфорация занимает примерно четверть площади стен. Еще один излюбленный интерьерный материал авторов – нержавеющая сталь. Строительство и отделка штаб-квартиры обошлись компании как минимум в 200 млн. евро.
Официальный сайт архитектурного бюро: a-lab.no
Проект небоскреба в Осло бюро schmidt hammer lassen architects, вышедший в финал конкурса Nordic Built Challenge, предполагает использование «зеленых легких», солнечных труб и огромного льдохранилища.
Подведены промежуточные итоги конкурса Nordic Built Challenge, на который поступают самые экоустойчивые проекты из скандинавских государств. Из 200 работ жюри отобрало пять лучших – по одной от каждой страны. Норвегию в финале будет представлять проект реконструкции с увеличением площади высотного офисного здания в Осло, выполненный группой архитекторов и инженеров в составе бюро schmidt hammer lassen architects, LOOP Architects, COWI Transsolar Energitechnik и Vugge til Vugge по заказу компании Entra Eiendom.
К оригинальному зданию площадью 50 000 кв. м собираются пристроить дополнительный прямоугольный объем, чтобы довести общую площадь до 79 000 кв.м. Кроме того, предполагается тотальная реконструкция фасадов и систем отопления и вентиляции. Если планы девелоперов сбудутся, «Городская гора» - а именно такое название получил этот объект – станет самым высоким экоустойчивым зданием в Норвегии с естественной вентиляцией.
До 80% материалов и конструкций оригинальной постройки после демонтажа будут использованы повторно, почти все остальное пойдет на утилизацию и переработку, поэтому ущерб окружающей среде нанесут минимальный. Отличительная особенность будущего офисного центра – так называемые «зеленые легкие», то есть отчетливо различимые на фасаде озелененные воздухозаборники, решенные в виде оазисов с местными растениями, которые предназначены для очищения и увлажнения воздуха, поступающего в систему вентиляции.
Также архитекторы встроили в структуру здания солнечные трубы – воздухообменники, работающие по принципу конвекции. В основании высотки запроектирован ледник на 1000 кубометров льда: холодный воздух по трубам будет доходить до всех помещений центра. Прохожие, спешащие к метро, смогут разглядывать внутреннее пространство льдохранилища сквозь огромное окно в стене. Результаты конкурса Nordic Built Challenge станут известны уже в середине октября 2013 года.
Официальный сайт архитектурного бюро: shl.dk
Муниципалитет Осло принял принципиальное решение: комплекс, включающий музеи Эдварда Мунка и Рольфа Стенерсена, будет построен в районе Бьорвика, в непосредственной близости от знаменитого оперного театра.
Судьбу проекта Lambda, предложенного испанским бюро Herreros Arquitectos еще в 2009 году, легкой и счастливой не назовешь. Да, испанцы в итоге обошли несколько сильных команд, среди которых на последнем этапе были REX Architecture из США, Christ & Gantenbein из Швейцарии и Lie Øyen Arkitekter из Норвегии. Но потом в дело вмешалась политика, и в результате затянувшихся споров между чиновниками муниципалитета по поводу бюджета проекта и местоположения будущего комплекса, строительство постоянно откладывалось.
В итоге выбор городских властей пал на культурный центр Осло, район Бьорвика, захватывающий территорию бывших доков. Здесь, на участке 570 000 кв. м, уже возведен Оперный театр по проекту бюро Snøhetta. Теперь очередь за городской библиотекой и музейным комплексом Мунка-Стенерсена. Таким образом, осуществится план норвежских урбанистов по объединению прибрежной зоны фьорда с основными кварталами Осло и превращению этой территории в общественное пространство.
Согласно замыслу Herreros Arquitectos, основное здание музея, в основании которого лежит трапеция, обращено главным фасадом на оперный театр и даже словно бы уважительно «склоняет» перед ним верхнюю часть целиком остекленного объема. В нижней части этого объема запроектировано несколько прямоугольных выступов, опирающихся на колонны. Внутри объемов будут обустроены галереи и конференц-залы. Общая площадь музейного комплекса Эдварда Мунка и собрания мецената Рольфа Стенерсена составит 16 000 кв.м. Здание должно быть построено к 2018 году.
В завершении пара интересных фактов. В качестве консультанта по проектированию и возведению фасадов, инновациям и экоустойчивости выступит известная фирма Arup. Вероятно, это увеличит стоимость работ, зато обеспечит надлежащее их качество и надежность конструкции. Между тем, бюджет проекта составил 273 млн. долларов – слишком много, по мнению некоторых норвежских политиков. Чтобы компенсировать потери, было принято решение о строительстве в границах «культурного центра» Осло нескольких объектов коммерческой недвижимости. Эти параллелепипеды разной высоты можно рассмотреть на представленных рендерах.
Официальный сайт архитектурного бюро: herrerosarquitectos.com
В расположенном за Полярным кругом норвежском городе Алте открылся необычный кафедральный собор – Храм северного сияния, построенный по проекту бюро schmidt hammer lassen при участии Link Arkitektur.
В 2001 году, когда был объявлен конкурс на проектирование, городской совет Алты говорил о необходимости возведения церкви, которая стала бы архитектурной достопримечательностью и общественной площадкой, откуда можно наблюдать северное сияние. Так в итоге и получилось. На церемонии открытия, в присутствии кронпринцессы Норвегии Метте-Марит, партнер архитектурной фирмы schmidt hammer lassen Джон Лассен (John F.Lassen) назвал здание «социальным центром притяжения, в архитектуре которого отражен феномен северного сияния». По мнению Лассена, дизайн постройки явился результатом влияния природных красот Севера и местной культуры.
Объем храма закручивается спиралью, образуя ярусы подобно древнему ритуальному сооружению, и стремится вверх, вытягивая к небу стелу звонницы высотой 47 м. Скульптурно изогнутые фасады защищены металлической оболочкой с титановым покрытием, которая отражает всполохи северного сияния, и словно бы сама начинает сиять во время природного явления. Волнообразные очертания здания - подражание переливчатым изгибам, возникающим в результате оптических искажений.
Общая площадь храма почти 2000 кв.м. В основном помещении, церковном зале, могут одновременно собраться 350 человек. Интерьер зала контрастирует с динамичной экспрессивной архитектурой: это «спокойное» открытое пространство, оформленное в сдержанной цветовой гамме с применением необработанного бетона и дерева. Солнечный свет проникает сюда сквозь тонкие вертикальные нерегулярные окна. Зона за алтарем освещается благодаря световому люку. Кроме помещения для службы в храме есть учебные аудитории, рабочие кабинеты, выставочные залы. Проектирование и строительство здания обошлись муниципалитету в 16,2 млн. евро.
Официальный сайт архитектурного бюро: shl.dk
По заказу городского совета Конгсберга бюро Mecanoo Architecten и Code Arkitektur при участии Buro Happold разработали проект культурно-общественного центра, уже получившего особое имя благодаря сходству с индустриальными зданиями.
Строительство этого важного общественного сооружения должно стать первым шагом в деле реконструкции западной части небольшого норвежского городка. Ожидается, что площадь постройки составит 24 000 кв.м.
Будущий центр напоминает брутальные промышленные постройки. Он состоит из нескольких прямоугольных объемов, установленных один на другой. Рисунок фасадов усложнен консольными выносами. Здание планируют снаружи отделать металлическими панелями серебристого цвета. Поэтому объект и назвали «Серебряная фабрика культуры».
Центральным помещением «фабрики» станет просторное многоуровневое фойе, сквозь которое протянуты остекленные объемы. Это пространство напоминает территорию огромного цеха – промышленная тема усиливается. Авторы и заказчики пока еще не до конца определились с функциональным набором помещений. Известно только, что к культурным и научным функциям добавятся социальные: возможно, часть постройки отдадут под студенческое общежитие, спортивные залы для детей, офисы.
Официальный сайт архитектурного бюро: mecanoo.nl
В Осло открылся новый многофункциональный центр, построенный по проекту мастерской Ренцо Пьяно. Здание, выдержанное в духе скандинавского функционализма, связало город с прибрежной зоной.
Новый проект Renzo Piano Building Workshop поддерживает общемировой архитектурно-девелоперский тренд – освоение и рекультивацию бывших промышленных территорий. В столице Норвегии на месте заброшенной грузовой пристани вырос комплекс Tjuvholmen Icon, состоящий из трех зданий под одной стеклянной криволинейной кровлей. Комплекс общей площадью 7 000 кв. м, включающий в себя художественный музей, культурно-развлекательный центр, офисный блок и парк скульптур, разделен на две неравные части каналом, через который перекинут широкий деревянный мост.
Архитектурное развитие группы зданий происходит вдоль оси новой пешеходной зоны, протянувшейся от набережной Акер Бригге до района плавучего дока. Динамику композиции придает наклонная чуть вогнутая кровля, мощные консольные вылеты которой защищают интерьер от прямых солнечных лучей, а фасады – от ветровых нагрузок. Каркас построек выполнен из металлоконструкций. В качестве вертикальных опор используются тонкие стальные колонны, скрепленные стяжками из металлических тросов. Кровельные балки сделаны из массива дерева. Кроме того, следуя традициям скандинавского дизайна, архитекторы использовали дерево для наружной и внутренней отделки.
Уклон кровельной конструкции удалось обыграть в интерьере. Например, в помещениях административного блока потолки низкие, и это разумно с точки зрения функциональности. Зато в выставочных двусветных залах высокие потолки, позволяющие должным образом экспонировать масштабные произведения искусства.
Официальный сайт архитектурного бюро: rpbw.com
В норвежском городке Молде всего 25 тысяч жителей, но в июле каждого года сюда на международный фестиваль джаза помимо всемирно известных исполнителей съезжается до 100 тысяч их поклонников. Концерты в рамках фестиваля обычно происходят каждый день на разных площадках, а это не очень удобно для зрителей. Муниципалитет города принял решение построить единую площадку для всех культурных мероприятий.
Облицованное гранитом здание общей площадью 5800 кв. м находится в центре города, на границе двух районов, разделенных естественной преградой в виде каменистой террасы. Главный фасад со значительной площадью остекления обращен к фьорду. Центр включает в себя театральный, выставочный и концертный залы, кафе, ресторан, галерею и библиотеку. Крыша здания разделена на две части и представляет собой две дополнительные концертные площадки под открытым небом. В дневное время так открыто кафе и зона отдыха со смотровой площадкой. Центром интерьера можно назвать главный концертный зал и связанное с ним двухуровневое фойе. Все остальные функциональные зоны рассредоточены по внешнему периметру этого помещения.
Частью постройки является широкая изогнутая маршевая лестница, примыкающая к основному объему сбоку. Она используется и как многоуровневый зрительный зал, и коммуникационный урбанистический элемент, связывающий нижний и верхний кварталы Молде. Всего в трех наружных амфитеатрах культурного центра (два на крыше плюс лестница) может поместиться несколько тысяч зрителей.
Фото © Adam Mørk
Официальный сайт архитектурного бюро: 3xn.dk
По проекту бюро C.F. Møller Architects в городке Фёрде построен новый «Музей искусств», в основе концепции которого лежит образ, не перестающий вдохновлять норвежских архитекторов.
Рядом с Фёрде находится самый большой в Европе ледник Йостедалсбреен. По всей видимости, именно этот факт и вдохновил архитекторов. На плане четырехэтажное здание площадью 3000 кв. м имеет вид неправильного пятиугольника. Часть объемного элемента выступает консолью над главным входом. В верхней части прорезаны зенитные окна. Подземный этаж отведен под автостоянку, соединенную с первым этажом лифтом. На первом этаже запланированы вестибюль, кафе, зона ресепшен, гардероб и магазин сувениров. Здесь же находится основание «скульптурной» лестницы серо-голубого цвета, соединяющей все уровни постройки. На верхних этажах запроектированы экспозиционные залы, офис администрации, мастерские, библиотека и складские помещения. Часть крыши представляет собой вымощенную деревом террасу, которую можно использовать в качестве открытой сцены или смотровой площадки.
Фасады музея отделаны молочно-белым стеклом с узором «под иней». «Гляциологическое» сходство асимметричному объему придают хаотически перекрещивающиеся на фасадах желоба, символизирующие разломы в структуре настоящего льда. В ночное время некоторые из них эффектно подсвечиваются диодами.
Официальный сайт архитектурного бюро: cfmoller.com
Центр театрального и оперного искусства «Кильден», спроектированный финским бюро ALA Architects при участии SMS Arkitekter и недавно введенный в эксплуатацию, играет в архитектурном ландшафте Кристиансанна не менее значимую роль, чем Национальный театр Оперы и Балета в Осло, созданный бюро Snøhetta.
Объект ALA, как и здание, возведенное по проекту «Снёхетты» в столице Норвегии, стал ключевой фигурой в процессе преображения береговой линии бывшей промзоны. «Кильден» вырос в глубине фьорда, на территории порта с его индустриальной застройкой - новостройку оригинальных очертаний видно с любого заходящего в бухту корабля.
В дизайне Центра, площадь которого составляет 25 000 кв. м реализована идея объема в объеме: наклонная стена криволинейных очертаний как бы прорастает сквозь остекленный фасад. По замыслу архитекторов, эта волнообразная поверхность, напоминающая складки кулисы, символизирует границу между реальностью и художественным вымыслом.
У волнистой стены кроме чисто эстетической есть и вполне практическая функция – она улучшает акустику концертных залов (акустическое решение проекта разработано бюро Arup Acoustics). Изгибы стены скульптурно обозначают объемы находящихся внутри зрительных залов. Их три. Самый большой предназначен для выступления симфонических оркестров, он насчитывает 1200 мест. Правее расположена сцена для экспериментальных постановок. Замыкает линию театральный зал на 700 мест.
За счет чего улучшается акустика этих помещений? Все дело во внешней отделке – нарезанных на станке с ЧПУ и плотно подогнанных друг к другу высококачественных дубовых планках. К слову, город Кристиансанн стал известен в Европе еще 300 лет назад благодаря тому, что здесь добывали и искусно обрабатывали древесину дуба. Так что, использование местного дуба в проекте можно назвать актом патриотизма.
Внутреннее пространство центра делится на четыре зоны. Это просторное фойе (оно может использоваться и как художественная галерея), собственно зрительные залы, затем так называемая «производственная дорога» (сервисный коридор шириной 6 м для транспортировки декораций и прочих грузов) и служебный блок (гримуборные, репетиционные комнаты, офисные помещения). Все помещения служебного блока примыкают к заднему фасаду постройки. Боковые фасады постройки отделаны нержавеющей сталью и медными пластинами.
Официальный сайт архитектурного бюро: ala.fi
Для библиотеки и культурного центра в Веннесле архитекторы бюро Helen & Hard придумали концепцию, в которой архитектура буквально прорастает сквозь интерьер.
Здание общей площадью 1938 кв. м включает библиотеку, кафе, административные офисы, общинный и образовательный центры. Фасады постройки имеют четкую ритмическую организацию. Основные элементы каркаса – это 27 так называемых ребер, которые подобно корабельным шпангоутам формируют и объединяют пространство, а также выполняют важнейшие конструктивные функции. В многоуровневом интерьере библиотеки ребра, сделанные из клееной древесины, интегрированы с предметами мебели, техническими коммуникациями и внутренними несущими элементами, например, деревянными консолями, поддерживающими балкон.
Каждое ребро, повторяющее геометрию кровли, состоит из мощной вертикальной опоры и горизонтальной балки, сформированной из фигурных панелей клееной древесины, которые вырезаны из массива на станке с ЧПУ. На нижнем уровне внутрь конструкции встроены открытые книжные стеллажи и остекленные кабинки для индивидуальных занятий. Внутри балки проходят воздуховоды и электрокоммуникации. Нижняя плоскость ее - полоска гнутого стекла, за которой спрятаны источники света. Фактически, каждое конструктивное ребро представляет собой мачту освещения или гигантский лампион. «Шпангоуты» рассекают библиотеку на несколько частей, каждая из них является отдельным читальным мини-залом. Другими словами, ребра участвуют еще и в зонировании помещения. Всего на возведение каркаса ушло 450 кубометров деревянных клееных конструкций.
Пространственная связь с городом осуществляется благодаря остекленному главному фасаду. Войти в библиотеку и общинный центр можно прямо с центральной площади Веннесле. Остается добавить, что по норвежским стандартам энергосбережения здание относится к категории «А», то есть, самой высокой. Произошло так во многом потому, что при строительстве использовался возобновляемый ресурс. Из дерева сделаны не только ребра, внешние и внутренние стены, полы, но и шахты лифтов, и частично фасады, и кровля.
Официальный сайт архитектурного бюро: hha.no
В конкурсе на проектирование нового административного района Leüthens Kulturhage («Культурный сад Лютенс») в норвежском городе Тронхейме победило бюро Henning Larsen Architects. Достоинства его концепции, учитывающей ресурсосберегающие технологии, - простота, модульность, прозрачность.
Территория Лютенхевен, частью которой и станет со временем новый район, расположена на юго-западе Тронхейма, и в настоящее время ее большая часть служит стоянкой для автомобилей. Проект предполагает строительство офиса городской администрации с подземной парковкой и конференц-залами, транспортного терминала, нового кинотеатра и объединение этих объектов в архитектурный ансамбль с существующей площадью и зданием театра. Всего будет застроено свыше 39 тыс. кв. м.
Муниципалитет – это комплекс, сформированный из разноуровневых прямоугольных объемов со значительным остеклением. Динамичный и гибкий интерьер, активно взаимодействующий с окружающей средой, характеризуется простой планировочной схемой. Конструкция здания экономична; она позволяет по желанию заказчика присоединять новые объемные элементы к уже имеющимся. В центральной части постройки находится просторный многоуровневый атриум, окруженный внутренними балконами и террасами.
По мнению жюри, работа Henning Larsen Architects полностью соответствует объявленным критериям. Другими словами, «Культурный сад Лютенс», гармонично вписывается в архитектурную среду, способствует раскрытию урбанистического потенциала района; он представляет собой открытый и привлекательный архитектурный объект, спроектированный с учетом ресурсосберегающих технологий.
Официальный сайт архитектурного бюро: henninglarsen.com
Датское архитектурное бюро C.F.Møller и частное норвежское предприятие Kristin Jarmund Arkitekter выиграли конкурс на строительство в Осло офисного центра, получившего благодаря своим граненым формам название «Чистый кристалл» (Krystallklar).
Комплекс из трех зданий планируется построить на месте бывшей почтовой сортировочной станции на берегу залива Бьервика по заказу одного из крупнейших скандинавских застройщиков KLP AS. Эти здания являются частью проекта городских властей по созданию в столице Норвегии нового делового центра – City, который свяжет порт и исторический центр оживленной благоустроенной набережной.
Бюро C.F.Møller является одним из самых востребованных скандинавских проектировщиков высотных зданий (на их счету уже два проекта в Дании и еще один в Осло), успешно адаптирующим конструкции небоскребов к климатическим условиям севера и внимательным к проблемам окружающей среды. В данном случае перед бюро также стояла задача соединить новую высотку с малоэтажной исторической застройкой города, а потому в сторону центра обращено самое низкое из трех зданий. Проект Krystallklar также предусматривает создание общественного парка в пространстве двухэтажной «базы», объединяющей башни.
Завершение нового офисного центра планируется на 2015-2016 гг., однако в процессе строительства проект уже несколько раз перерабатывался: его высота была уменьшена со 127 до 100 метров.
Официальный сайт архитектурного бюро: cfmoller.dk
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.