Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В доме на окраине Мадрида известный испанский архитектор воспроизвел планировочную систему из классического арсенала модернизма.
В исходных данных проекта, доставшегося студии Альберто Кампо Баесы, соединились плюсы выигрышной позиции участка и минусы местных строительных ограничений. Архитекторы, естественно, постарались обратить недостатки в достоинства. Участок расположен на высокой отметке склона, достаточно пологого, но открывающего панорамы восточного Мадрида, от четырех высоток на левом фланге до отеля-небоскреба Madrid Tower cправа.
Впечатляющие виды предстояло архитектурно обрамить и обеспечить ими главные общественные пространства дома. При этом пятно застройки не должно было превышать квадрат размером 12x12 м. Архитекторы поделили его на четыре равные секции со сторонами 6x6 м, и на втором и третьем этажах запроектировали перекрытия, равные двум таким секциям. При этом секции разных уровней развернули относительно друг друга под углом 90º так, что движение снизу вверх идет по спирали.
За счет меньшей площади верхних плит в кубическом объеме здания образовались пространства двойной высоты, и уровни получили визуальные связи по диагоналям, расширенные прозрачными ограждениями. С третьего этажа закручивающийся по той же спиральной траектории лабиринт выходит под открытое небо и поднимается на площадку крыши-террасы.
В истории архитектуры такая планировочная схема известна под названием «Пространственный план» (Raumplan). Она подразумевает рациональное объединение помещений различной площади и высоты в единое пространство и восходит к самым истокам европейского модернизма – к объектам Адольфа Лооса, в частности, к его пражской Вилле Мюллера. Дом Баесы, геометрически более собранный и цельный, отсылает к своему историческому прототипу чистыми (никакого «преступного» орнамента) плоскостями стен с асимметричными прорезями разнокалиберных окон.
На фоне сочного испанского неба белый куб напоминает кусок сахара-рафинада, слегка траченный какими-то грызунами-перфекционистами.
Сам автор мадридской постройки сравнивает фасадные проемы с отверстиями в музыкальном инструменте. Когда они были проделаны в нужных местах, в доме «полилась музыка света». В течение дня она звучит в разных уголках с разной силой, и ее движение запрограммировано авторами как отдельное интерьерное переживание.
Общая площадь сооружения, с подвалом и верхней террасой, составляет 500 кв. метров. Терраса на крыше, закрытая со стороны улицы стенами с щелевидными прорезями, в скором времени обрастет виноградом и жасмином и, наверняка, станет самым любимым местом обитателей этого дома. Конкуренцию ему сможет составить только выходящая в сад платформа с бассейном; она, однако, предлагает совсем другие – уютные, но «приземленные» видовые сценарии.
Официальный сайт архитектурного бюро: campabaeza.com
В Кадисе построен новый дом по проекту известного испанского архитектора Альберто Кампо Баэсы. Вместо крыши у него — просторная площадь, вымощенная травертином. «Это самый радикальный дом из всех, что мы делали», — говорит архитектор.
Дом построен на берегу Атлантического океана, вблизи Гибралтарского пролива, и все суда, идущие из Средиземного моря в Атлантику и обратно, проходят перед его окнами. Дом стоит под склоном, спускающимся к пляжу, и как бы упирается в гору спиной. Терраса, заменяющая ему кровлю, расположена в одном уровне с верхним плато.
У дома только три внешних стены, и за отсутствием четвёртого фасада его роль берёт на себя плоская крыша. Глядя на неё сверху, легко представить себе, что перед тобой — вертикальная стена, на которую ты смотришь, лёжа на тротуаре у её подножия. И именно этот, горизонтальный фасад дома — главный. Во-первых, именно на нём расположена входная дверь. Во-вторых, он и по композиции сложнее и эффектнее, чем три вертикальных фасада. По террасе в кажущемся беспорядке разбросаны круглые окна верхнего света, бирюзовый прямоугольник бассейна, чёрный «окоп» лестницы, ведущей вглубь здания.
Через дом движешься сверху вниз, поэтому его этажи поменялись функциями. С крыши, спустившись по узкой лестнице, попадаешь на второй этаж, занятый гостиной и кухней. На первом этаже находятся спальни. С первого этажа можно выйти на пляж, к океану.
По конструкции дом очень прост: продольные стены делят каждый этаж на три прямоугольных «тоннеля» одинаковой ширины. На верхнем этаже единое пространство гостиной обтекает опорные стены, просачиваясь через широкие проёмы в них; а нижний устроен как католическая церковь с боковыми капеллами: большой зал в центре и по три одинаковых спальни справа и слева.
Структура дома отражается на его поверхностях. Все три фасада — трёхчастные, с одинаковой шириной ячеек, но продуманные пропорции проёмов обогащают их монотонный ритм. Фасады кажутся как бы стихотворениями из трёх строк.
И стены, и верхняя терраса облицованы римским травертином. Архитектор, любитель культурных ассоциаций, рассказывает, что выбранный материал — дань уважения древним римлянам, основателям Кадиса. Ему вспоминается также гравюра Рембрандта «Христос перед народом», где подиум обозначен прямой горизонтальной линией. Если посмотреть на дом Баэсы с пляжа, терраса будет выглядеть такой же линией, она не будет видна в глубину. Этим приёмом пользовался Мис ван дер Роэ. «Я уверен, — говорит Баэса, — что Рембрандт и Мис полюбили бы наш дом».
Официальный сайт архитектуного бюро: campobaeza.com
Комплекс администрации автономных областей Кастилья и Леон, реализованный по проекту бюро Альберто Кампо Баэзы в испанском городе Саморе, производит двойственное впечатление. Государственное учреждение выполнено из прозрачного стекла, что по идее должно символизировать открытость и доступность, но в то же время оно, как средневековый город, обнесено каменными стенами.
В этом проекте нетипичным образом реализована концепция «объема в объеме». Обширно применено стекло, но прозрачный элемент играет здесь роль «ядра», а не оболочки, что более распространено. Здание с двойным стеклянным фасадом спроектировано внутри каменной многоугольной «коробки». Сложность ее ломаного контура объясняется тем, что объект пришлось буквально втискивать в пространство между старыми домами в исторической части города. Прямо напротив главного входа в комплекс располагается памятник романской архитектуры – Саморский кафедральный собор, возведение которого началось еще в XII веке. Внешний периметр офисного здания выложен из того же камня, что когда-то использовался для строительства собора – местного розоватого песчаника. Площадь объекта внушительная – свыше 12 000 кв.м.
Очертания «спрятанного» двухуровневого объема из стекла тоже асимметричны и замысловаты. Особенно впечатляют трехгранные прозрачные углы – примерно такие вычерчивал Мис ван дер Роэ на листах своего проекта высотки на Фридрихштрассе в Берлине. Правда, в то время, это выглядело утопично. Современные технологии позволили реализовать подобное решение.
Двухуровневое здание буквально «склеено» из стеклянных панелей 600 х 300 х 12 мм при помощи силикона с высоким уровнем адгезивности. Двойной вентилируемый фасад, сооруженный по принципу стены Тромба-Мишеля, обеспечивает в помещениях комфортный микроклимат. Другими словами, постройка сама аккумулирует тепло, как и любое стеклянное сооружение, а система естественной вентиляции исключает перегрев внутреннего пространства.
Официальный сайт архитектурного бюро: campobaeza.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.