Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
С 7 по 27 сентября проходит Первая Лондонская Биеннале Дизайна. Международное жюри признало, что лучше всех тему «Утопия в дизайне» раскрыла экспозиция Московского музея дизайна, представляющего Россию, и вручило ее авторам награду.
Выставка Московского музея дизайна «Открывая Утопию: забытые архивы советских дизайнеров» организована при поддержке при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и госкорпорации «Ростех». Куратор – Александра Санькова, дизайнер – Степан Лукьянов. Проект знакомит посетителей Биеннале с неизвестными страницами советского дизайна. В экспозиции, воссоздающей систему хранения информационных материалов в советских научно-исследовательских институтах, впервые показаны уникальные архивы художников-конструкторов 1960−1980 из собрания Московского музея дизайна. Это инсталляция из лайтбоксов с оцифрованными изображениями со слайдов − реализованные и нереализованные проекты дизайнеров, кадры с выставок и конференций, проводимых ВНИИТЭ, рабочие моменты.
Специально для выставки был снят документальный фильм, в который вошли интервью с российскими дизайнерами, конструкторами ведущих советских производств, историками дизайна. Участники фильма говорят о создании в СССР государственной системы дизайна, ВНИИТЭ, своих проектах. Было важно рассказать не только о советском дизайне, но и о людях, которые его создавали, добавить в проект элемент «личного присутствия», создать атмосферу советского проектно-конструкторского бюро.
За всю свою историю советское общество претерпевало постоянные социальные изменения. Неизменным оставалось стремление дизайнеров создавать предметную среду для новой жизни. Советские дизайнеры были мечтателями, проектировавшими идеальную материальную среду для человека. Смелые проекты, опережавшие время и возможности промышленного производства, были утопичны − совершенны и нереализуемы.
В СССР существовала уникальная система дизайна, центром которой был Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В начале 1960-х руководство СССР стало уделять внимание развитию дизайна. В 1962 был основан ВНИИТЭ во главе с Юрием Соловьевым. Институт занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определением требований дизайна к изделиям, научными исследованиями, установлением профессиональных международных связей.
Одним из важнейших отделов ВНИИТЭ был Отдел теории дизайна, сотрудниками которого были социологи, философы, историки культуры и искусства. Отдел выпускал журнал «Техническая эстетика», издавал книги по эргономике, психологии дизайна. Теоретическая школа советского дизайна была одной из самых передовых в мире.
В 1960−1970-е были открыты 10 региональных филиалов ВНИИТЭ в крупнейших союзных республиках СССР. Кроме того, была создана разветвленная сеть специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) и других отраслевых служб дизайна, получающих методические рекомендации ВНИИТЭ.
Проекты советских дизайнеров часто оставались на стадии разработок или создании прототипов; большинство из них так и не вышло за пределы конструкторских бюро. Это было связано с несовершенством технологий производства, экономическими или идеологическими ограничениями. Главной проблемой было отсутствие взаимодействия между художниками-конструкторами и промышленным производством.
В 1990-е, после распада Советского Союза, государственная система дизайна разрушилась, а вместе с ней были утрачены многие разработки и прототипы. Уникальные материалы (документы, макеты, чертежи, рисунки), переданные в дар Московскому музею дизайна советскими дизайнерами – часть того, что удалось сохранить, можно будет впервые увидеть на выставке «Открывая Утопию: забытые архивы советских дизайнеров».
Александра Санькова, директор Московского музея дизайна: «Мы показываем забытый, и так мало изученный советский дизайн, который создавали во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ). И именно так – «техническая эстетика» – называли дизайн в СССР. Я очень рада, что проекты отечественных дизайнеров представлены международной аудитории, и эта страница станет частью истории мирового дизайна».
Первая Лондонская Биеннале Дизайна проходит с 7 по 27 сентября 2016 в Соммерсет-Хаус и посвящена промышленному дизайну, а также новым технологиям. Лондонская биеннале − крупнейшая выставка дизайна, в которой принимают участие 37 стран. Организаторы ожидают более 100,000 посетителей. В рамках Биеннале проходят специальные мероприятия с участием ведущих мировых промышленных дизайнеров, представителей бизнеса и органов власти государств-участников. Впервые со времени распада СССР Россия участвует в международном профессиональном мероприятии в сфере промышленного дизайна такого высокого уровня.
Открывая Утопию: забытые архивы советских дизайнеров
07.09.2016 — 27.09.2016
Место проведения: Сомерсет-хаус, Лондон
http://www.moscowdesignmuseum.ru/
http://www.londondesignbiennale.com/
29 ноября в ЦВЗ «Манеж» произойдет долгожданное событие: Московский Музей Дизайна откроет свою первую выставку - «Советский дизайн 1950-1980-х». Много нового и интересного узнают ее посетители о вещах, знакомых большинству с детства.
У моей бабушки была точно такая шкатулка. Пластиковая. Красно-белая. С металлическим навершием на крышечке. В ней, согласно назначению, хранились швейные принадлежности. Где она, кстати? Неужели не сохранился предмет музейной, как оказывается, ценности? Про сетку для яиц спрашивать предков бессмысленно. Скорее всего, заржавела и была отправлена в утиль. Зато утюг похожий сохранился. И до сих пор, кажется, исправен.
Если такую радость узнавания приносит одно лишь разглядывание фотографий вещей, собранных для этой выставки, можно себе представить, сколько эмоций вызовет сама экспозиция у ее посетителей. Наверняка, у каждого в доме найдется аналог хотя бы одного, а то и нескольких экспонатов, ставших семейными реликвиями, памятью об ушедших временах и людях или же сохранившихся в отличном состоянии, работающих и радующих своим ретро-видом.
Однако выставка, организованная командой Московского Музея Дизайна, не только про ностальгию и узнавание. «Пришел момент с высоты нового времени новым взглядом посмотреть на образцы советского промышленного и графического дизайна, декоративно-прикладного искусства и дизайна одежды, и увидеть в них не просто милые ретро-вещицы, а результат системного, функционального, эстетического и гуманистического подхода к дизайн-проектированию», - сообщается в официальном релизе. Действительно, ежедневно пользуясь всеми этими вещами, мало кто задумывался о том, что они являются образцами дизайна. Да и само заграничное слово «дизайн» - не из советского обихода тех лет. В СССР была «техническая эстетика». Тема не для масс, но для интеллектуальной элиты и увлеченной молодежи, выписывавшей одноименный журнал. Он, конечно, будет представлен на выставке. Как и разработки Всесоюзного Научного Исследовательского Института Технической эстетики (ВНИИТЭ).
Общественным достоянием была «звездочка» знака качества «Сделано в СССР», а кто именно стоял за достижениями отечественного предметного проектирования – об этом история не то чтобы умалчивала, но и широко не распространялась. Да люди как-то и не задумывались, кто ответственен за облик холодильника ЗиЛ или пылесоса «Буран». Экспозиция в одном из центральных выставочных залов Москвы исправляет «историческую несправедливость». Будут показаны видеоинтервью с ведущими дизайнерами советского времени: Ю.Б. Соловьевым, В.С. Акоповым, В.Ф. Рунге, И.А. Зайцевым, С.В. Мирзоян, В. П. Анисимовым, А. П. Ермолаевым, подготовленные кураторами выставки.
Артефакты, распределенные по нескольким темам, аспектам жизни советских граждан - мир детства и игр, спорт и массовые мероприятия, досуг и хобби, обустройство домашнего быта, образование, наука и индустриальное производство, предоставлены государственными музеями и частными лицами, в том числе самими авторами предметов.
Дизайн: LAVA С. Лукьянов И. Старилов
Над выставкой работала большая творческая группа, включая директора Музея Современного Дизайна Александру Санькову, архитектора Валерия Патконена, дизайнеров Игоря Забелина, Степана Лукьянова, журналиста Надежду Бакуразде, искусствоведов Николая Васильева, Наталью Гольдштейн, Алену Сокольникову, Наталью Хубиеву, Наталью Пожидаеву, Светлану Чирикову.
29 ноября, 20:00 – торжественное открытие (по приглашениям)
Выставка продлится по 20 января 2013 года
ЦВЗ «Манеж»
Официальный сайт Музея Современного Дизайна: www.moscowdesignmuseum.ru
В столице развернута инициатива по созданию музея дизайна. Презентация проекта состоялась в центре ARTPLAY, где планируется разместить экспозицию.
За последние два года дизайн-активность в Москве заметно повысилась. В прошлом году во второй раз прошли Moscow Design Week и Sretenka Design Week. Масшабнее к своему пятому выпуску стал фестиваль-пионер Design Act, расположившийся в ЦПКиО им. Горького. Появились новые центры, где время от времени выставляют культовые предметы прошлых лет и планируют показывать передовые разработки, один из таких - MOD Design. По инициативе устроителей выставки i Saloni WW c лекциями стали приезжать мастера, имена которых не на слуху даже у специалистов. Однако места, где были бы собраны лучшие образцы дизайна, дающие представление о его истории и эволюции, в Москве до сих пор не было, хотя необходимость в нем очевидна. Несмотря на слабую развитость индустрии, молодых людей, выбирающих предметное проектирование своей профессией, становится все больше, как и искушенных потребителей. Конечно, просвещению способствуют специализированные журналы и сайты, но они не заменяют пространства, где знаковые вещи всегда можно увидеть воочию. Как в лондонском Design Museum или нью-йоркском MAD.
С инициативой создания подобного музея в Москве выступили четверо добровольцев: Александра Санькова, куратор архитектуры, дизайна и моды в посольстве Нидерландов, Степан Лукьянов, сын известного плакатиста Мирона Лукьянова, Валерий Патконен, архитектор, участник арт-группы «Синий суп», и Надежда Бакурадзе, директор видео-фестиваля в городе Канск. Александра, Надежда, Валерий и Степан являются учредителями некоммерческой организации АНО «Московский Музей Дизайна». Они открыты к сотрудничеству и ищут партнеров. Пока в их распоряжении имеются около 200 квадратных метров бывшего бомбоубежища на территории дизайн-кластера ARTPLAY. Завершить реконструкцию и оборудовать выставочные залы планируется к сентябрю. Коллекция будущего музея уже насчитывает около 300 единиц хранения, правда, сейчас это в основном графика. Организаторы говорят, что в сферу их интересов входят разные виды дизайна и весь временной период его существования. Они готовы рассматривать любые предложения по формированию коллекции и помощи в их деле. Уже сейчас ясно, что имеющегоcя пространства для серьезного музея недостаточно. Институции нужен статус государственного учреждения культуры, и организаторы надеются его со временем получить. Пока музей поддержало государственное предприятие «Автоколонна 1417», предоставив ему еще одну площадку – мобильную. Автобус, оборудованный мониторами, может использоваться и как лекционный зал, и как «дом на колесах» для передвижных выставок. «Главное для нас, как в 20 годы, когда были поезда ликвидации безграмотности, сегодня с помощью мобильного зала прививать культуру дизайна массам. Автобус сможет приехать на любую площадку - Парк Горького, Красный Октябрь, Винзавод. Также мы будем делать много мероприятий на партнерских площадках», - говорит Александра Санькова. Передвижной филиал оформлен в фирменном стиле, разработанном для музея нидерландским бюро LAVA design. Тот же черно-белый оп-арт можно увидеть на сайте, где ММД будет сообщать о своих планах и мероприятиях .
Официальный сайт музея: moscowdesignmuseum.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.