Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Отделение практики и истории искусства Стэнфордского университета обрело новое большое здание. Проект разработали Diller Scofidio + Renfro, авторы знаменитого нью-йоркского парка High Line и смелой концепции для московского парка «Зарядье».
Стэнфорд, традиционно славящийся научно-технической, юридической и экономической программами, вот уже более 10 лет укрепляет и расширяет арт-направление, охватывающее различные художественные дисциплины и изучение истории искусства. На территории университета вырос целый арт-квартал, включающий учебные корпуса, здания галерей и частных коллекций, концертный зал и театр. Корпус, возведенный по проекту Diller Scofidio + Renfro, назвали McMurtry Building — в честь профессоров Диди и Берта МакМертри, выступающих за развитие факультетов искусств и пожертвовавших 30 млн долларов на строительство данного здания (общий бюджет проекта и реализации составил 85 млн).
Сооружение площадью 96 000 кв.м (плюс двор — 24 000 кв.м) состоит из двух параллелепипедов с наклонными «рукавами» лестниц. Фасад блока истории искусств в традициях архитектуры Стэнфорда покрыт штукатуркой, а крыло, в котором искусство непосредственно производят, решен в полюбившейся арт-институциям индустриальной эстетике — его стены облицованы цинковыми панелями. Таким образом, McMurtry Building, с одной стороны, вписывается в контекст университета, а с другой — выделяется на фоне соседних зданий, напоминая своей жесткой геометрией современную абстрактную скульптуру.
Связку между двумя частями корпуса на уровне второго этажа осуществляет вставка в виде прозрачной «пластины» — в ней обустроена библиотека. Читальные залы, комнаты для занятий аспирантов, помещения каталогов организованы здесь по периметру вокруг центрального холла с многоугольным вырезом в эксплуатируемой кровле. «Окулюс» обеспечивает естественным светом коммуникационный узел и зону отдыха, где сходятся лестницы блоков и где у начинающих художников и будущих кураторов и критиков есть шансы пересечься и познакомиться друг с другом.
Наряду с поточными и семинарскими аудиториями, художественными классами, залитыми правильным верхним светом из ленты окон над лестницей, на первом этаже блока искусств есть студии и мастерские со стеклянными фасадами-ролл-апами, поднимающимися, как ворота гаража. Это позволяет прохожим наблюдать за процессом создания произведений, а искусству выходить из помещений на улицу, навстречу зрителям.
Пред архитекторами ставилась задача спроектировать проницаемые и трансформирующиеся под различные педагогические нужды пространства. Сквозь стеклянные двери в вестибюле просматривается огромный дисплей, на котором демонстрируются работы студентов-художников. Презентационный зал на 120 мест оборудован съемными креслами и способен превратиться в выставочное пространство. Стена с раздвижными панелями из стекла закрывается проекционными экранами или «исчезает», открывая перед аудиторией уличную площадку, которая может стать сценой для перформанса. Отдельная аудитория отдана под просмотр документальных фильмов и видео-арта. А по соседству — просторные и светлые скульптурные мастерские.
Официальный сайт архитектурного бюро: dsrny.com
Официальный сайт университета: arts.stanford.edu
Тундра, лес, степь и болота — 4 климатические зоны, характерные для России, предлагает воссоздать в непосредственной близости от стен Кремля команда архитекторов и ландшафтных дизайнеров во главе с американским бюро Diller Scofidio + Renfro, победившая в международном конкурсе на проект парка «Зарядье». Наш репортаж с итоговой пресс-конференции.
Сегодня, 12 ноября, в Музее архитектуры имени Щусева огласили результаты международного конкурса на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье», объявленного в апреле 2013 года. Событие, безусловно, стало знаковым для общественной жизни Москвы, где последний парк построили более 50 лет назад (парк Дружбы на Ленинградском проспекте). О большом интересе к конкурсу говорит и количество участников – более 400. В качестве его организатора выступило ГУП «НИиПИ Генплана города Москвы», а в качестве консультанта – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Представительное жюри (в его состав, к примеру, входят исполнительный директор Притцкеровской премии Марта Торн и профессор Гарварда, кудесник ландшафтного дизайна Кен Смит) под председательством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова вынесло свой вердикт. Решение это было сложным, обсуждение продолжалось почти весь предыдущий день. В результате победителем признан консорциум, возглавляемый архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro. В качестве партнеров и консультантов в нем участвуют фирмы Hargreaves Associates и Citymakers (последняя с офисами в Москве и Копенгагене). Второе место досталось команде, состоящей из российского ТПО «Резерв», ландшафтных проектировщиков Latz + Partner, голландских урбанистов Maxwan, инженеров из Buro Happold и ряда других компаний. На третьей позиции – творческая группа архитекторов из бюро MVRDV и АБ «Атриум», возглавляемого Верой Бутко и Антоном Надточим.
Главная идея MVRDV и «Атриума» заключается в том, чтобы опутать территорию парка лабиринтом пересекающихся дорожек, соединить ее с набережной Москвы-реки пешеходными мостами и разбить в Зарядье сады, демонстрирующие природное многообразие России. Согласно концепции, с двух широких бульваров открываются великолепные виды на город. По контуру бывшей гостиницы «Россия» вырыты пруды с фонтанами и водными растениями. Холм увенчан смотровой площадкой с панорамным обзором. Это место можно назвать раем для пешеходов.
Архитекторы ТПО «Резерв» предложили создать не парк-памятник, а демократичное пространство, усиливающее качество архитектурного окружения. По замыслу авторов в условиях существующего рельефа должны быть созданы четыре уровня террас. Нижний уровень – большая общественная зона для празднования значимых событий. Чуть выше расположено пешеходное кольцо Зарядья. Далее следует историческая терраса с памятниками и церквями. Верхний уровень – своеобразный бельведер с видами на реку.
Победившая концепция Diller Scofidio + Renfo основана на принципах ландшафтного урбанизма, то есть, гармоничного сосуществования людей и растений. Архитекторы определяют ландшафтный урбанизм как «возможность покинуть город и одновременно стать к нему ближе». На территорию парка будут представлены четыре характерные для России ландшафтные зоны: тундра, степь, лес и болота, которые спускаются террасами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад. Они пересекаются между собой, наслаиваются друг на друга и «обволакивают» основные объекты парка. В разных частях гибридного парка будет создан различный микроклимат с помощью регулирования температуры, имитации естественного света и генерации ветровых потоков.
Мнения участников пресс-конференции о проектах конкурса:
Марта Торн, декан по внешним связям Школы архитектуры и дизайна университета IE в Мадриде, исполнительный директор премии Притцкера в области архитектуры, член международного жюри: «Парк «Зарядье»: «Я могу сказать, почему три упомянутых проекта вышли в финал. Все они стали результатом размышлений над ролью парка как общественного пространства в XXI веке. MVRDV представили новую модель парка, зеленый город в городе. Проект ТПО «Резерв» простой и невероятно элегантный. В этой концепции много традиционных черт, а еще прекрасно продумана связь с рекой. Что касается проекта-победителя, то в нем мы можем видеть единство архитектуры и ландшафта».
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: «В Москве более полувека не было новых общественных парков. Поэтому конечно мы хотим, чтобы Зарядье стало достопримечательностью, знаковым местом столицы. Уже принято решение о том, что проект будет целиком и полностью финансироваться из бюджета города, поскольку имеет большую общественную значимость. Участники команд, принимавших участие в конкурсе, будут приглашены в качестве экспертов для составления технического задания к проекту. Это сделано для того, чтобы максимально учесть все идеи, заложенные в работах».
Сергей Капков, руководитель департамента культуры Москвы, член международного жюри: «Парк «Зарядье» имеет все шансы стать гордостью Москвы. Он может быть либо начальной, либо конечной точкой туристического маршрута по центру города, который включает в себя Третьяковскую галерею, Крымскую набережную, Тверскую улицу, Храм Христа Спасителя, Бульварное кольцо. По нашим прогнозам, «Зарядье» будет посещать до 20 млн. человек в год – примерно столько же, сколько и Красную площадь».
Официальный сайт конкурса: parkzaryadye.com
Проектируя культурно-ландшафтный комплекс в шотландском Абердине, бюро Diller Scofidio + Renfro опиралось на опыт, полученный при разработке известной во всем мире концепции нью-йоркского парка High Line – превращения отрезка бывшей надземной железной дороги в пешеходную зону.
Творческая группа в составе нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro, шотландской фирмы Keppie design и ландшафтного бюро из Филадельфии Olin Studio подготовила проект архитектурно-ландшафтного комплекса Granite Web, который будет построен в историческом центре Абердина. Если все сложится успешно, «Гранитная Сеть» (а именно так переводится название с английского) станет самым большим городским садом и общественным пространством.
Под строительство уже отведен участок площадью 6 га с небольшим зеленым холмом. Здесь, согласно проекту установят многоуровневую монолитную конструкцию с возрастающей высотой, напоминающую на плане растянутую эластичную сеть. Верхняя ее часть, согласно проекту, будет опираться на вершину холма, в который будет интегрирован главный объем культурного центра. Пространство у подножья холма, сформированное приподнятой на опорах бетонной конструкцией, предназначено для обустройства летней открытой эстрады и зрительного зала, решенного в виде каскада.
Вытянутые ячейки «Гранитной сети» фантазией архитекторов превращены в систему пешеходных тропинок и рамп, вливающихся в площадь, которая пространственно связана с входной группой культурного центра. Его фасады «вырастут» прямо из земли; благодаря остеклению солнечный свет будет проникать в подземные помещения.
Официальный сайт бюро: dsrny.com
В Нью-Йорке по проекту бюро Scofidio+Renfro при участии бюро Gensler будет построено новое здание Медицинского и образовательного центра Колумбийского университета.
Медицинский факультет Колумбийского университета – старейший в стране. Он выдавал дипломы еще в XVIII веке. Поэтому строительство инновационного факультетского здания - вопрос престижа не только для администрации университета, но и для мэрии Нью-Йорка.
По замыслу архитекторов, 14-этажное здание площадью 9290 кв. м, которое должно стать местной архитектурной достопримечательностью, будет формировать северный фронт университетского городка вдоль набережной Гудзона и Хейвен-авеню. Участок под застройку располагается между 171-й и 172-й Западными улицами Манхэттена.
Авторы проекта придумали специальную интерьерную модель под названием «Образовательный каскад». Смысл ее в создании единого пространства, состоящего из отдельных элементов, визуально, конструктивно и планировочно связанных между собой как по горизонтали, так и по вертикали. В случае с концептом Медицинского и образовательного центра «Образовательный каскад» - это система помещений, рамп, внутренних галерей, балконов и террас, сориентированных на южный, целиком остекленный фасад.
На 3D-изображениях будущее здание больше всего напоминает медицинское наглядное пособие, позволяющее понять устройство «архитектурного организма», оценить всю сложность и неоднозначность его структуры. Четкая пространственная вертикаль прослеживается от двусветного фойе, решенного в виде системы рамп, до эксплуатируемой кровли. Горизонтальное членение осуществляется при помощи интегрированных закрытых объемных элементов (лаборатории), разомкнутых многоуровневых помещений (зал для общих собраний, кафе), лестничных пролетов и межэтажных перекрытий, опирающихся на вертикальные и наклонные колонны. Именно такой – многогранной, многофункциональной, ориентированной на коммуникацию, - по мнению архитекторов, и должна быть современная образовательная среда.
Ожидается, что зданию будет присвоен золотой сертификат ресурсосбережения и экологичности по классификации LEED. Строительство планируют начать в 2013 году и завершить в 2017-м.
Официальный сайт архитектурного бюро: dsrny.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.