Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
Такое решение приняло жюри Международного конкурса после презентаций концепций участников.
Еще в декабре 2015 года, на встрече с журналистами, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал этот конкурс в числе самых заметных архитектурных событий 2016 года. ПАО Сбербанк, заказчик, видит здание своего Технопарка в ИЦ «Сколково» образцом передовой, инновационной архитектуры, соответствующей функциональной программе – разработке и внедрению IT-технологий.
В конкурсе, организованном Институтом Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры, приняли участие cильнейшие бюро из разных стран: Zaha Hadid Architects (Великобритания), Fuksas (Италия), Eric Owen Moss Architects (CША), SPEECH (Россия), Foster+Partners (Великобритания).
20 апреля в Москве состоялось заседание, в рамках которого прошли личные защиты презентаций участников. По итогам был определен рейтинг концепций и выбран победитель конкурса – Zaha Hadid Architects (Великобритания). Жюри, как пояснил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, отметило в этом проекте целостность архитектурного ансамбля комплекса, гармоничную интеграцию в архитектурную среду ИЦ «Сколково», ответы на все требования современности.
«Наша идея – пересмотреть и усовершенствовать модернистский подход к созданию рабочих пространств, который до настоящего времени считался универсальным. Мы видим новые возможности в выделении и преобразовании модульных компонентов с упрощённой геометрией, обновлённом и совершенном доступе к свету и территориям, максимальном притоке свежего воздуха в рабочую среду», – представил менеджер проекта Кристос Пассас предложение Zaha Hadid Architects участникам пресс-конференции, на которой были объявлены результаты.
Компания Zaha Hadid Architects (с 1979 г.), недавно утратившая своего основателя и лидера, продолжает активную деятельность, завершает начатые проекты и берется за новые. Сейчас в бюро над 40 проектами в более чем 25 странах трудится около 450 специалистов. В Москве они недавно завершили строительство офисного центра на Шарикоподшипниковской улице. Сегодня, благодаря проведенному конкурсу, у столицы появился новый шанс получить уникальный объект от бюро, стоящего в авангарде мировой архитектуры.
Вспоминаем слова и дела одного из самых важных архитекторов последнего столетия, ушедшего из жизни 31 марта 2016 года.
Фантастическая, феноменальная, великая – эпитеты и слова признания, которыми, параллельно со столь же страстной критикой, награждали Заху Хадид при жизни, не сходят со страниц печатных и электронных СМИ и соцсетей со дня, когда ее не стало. Друзья и коллеги скорбят и делятся воспоминаниями, отдавая должное ее врожденной смелости, неимоверной воле, целеустремленности, таланту. Множество людей, не знакомых с ней лично, и даже далеких от архитектуры, выражают свои переживания и сожаления по поводу внезапного ухода личности, уже казавшейся такой мощной и незыблемой глыбой.
В четверг, 31 марта 2016 года, Заха Хадид скончалась в госпитале Майами от сердечного приступа. Ей было 65 лет. Для архитектора – возраст творческого расцвета. Несмотря на длительный период «бумажной архитектуры», работы «в стол», с нулевых, когда пришло признание, она успела очень много. Будучи человеком не только талантливым, но и чрезвычайно продуктивным и проницательным, смогла найти столь надежную команду и партнеров и так все организовать, что за последние годы Zaha Hadid Architects вышло на второе, по крайней мере, среди британских компаний, место по востребованности, разработав свыше 99 проектов для более, чем 44 стран мира.
Со студенческих лет пребывая под впечатлением от творчества Казимира Малевича, Эля Лисицкого и других мастеров русского авангарда, Заха Хадид создала в архитектуре и дизайне свою Вселенную пространственных структур, всегда наполненных невероятной энергией – неважно, были они при этом деконструктивистскими, разлетающимися и острыми, как осколки, или текли единым, органическим целым. Одной из первых ее команда начала успешно внедрять в проектирование принципы параметрического 3D-моделирования, к которым сегодня обращается все больше архитекторов в мире. С равным энтузиазмом Хадид бралась за крупные объекты и предметный дизайн, проектировала все – от небоскребов до украшений. В ее профессиональной судьбе были громкие победы (Прицкеровская и другие престижные премии) и досадные поражения, когда проекты, на которые было потрачено много сил и времени, несправедливо отклонялись (недавняя история со стадионом в Токио). Она всю жизнь ломала стереотипы, пробивала стены и не шла на компромиссы.
В память об архитекторе, сумевшем реализовать то, что часто считалось нереализуемым, мы публикуем ее объекты, представленные на нашем сайте с начала его работы в 2010 году. И высказывания об архитектуре и жизни – а для Захи Хадид это были синонимы, прозвучавшие в разных интервью.
Рим. Центр Совеременного искусства MAXXI. 2010
Архитектура – больше не мужской мир. Идея, что женщина не может мыслить трехмерно, смешна. Из интервью Alan Yentob. BBC One, July 30, 2013.
Я всегда хотела построить то, что я называю теоретическими проектами. Я никогда не воспринимала свои бумажные работы просто как рисунки, они были инструментом производства реальности. В Архитектурной Ассоциации до середины 1970-х еще доминировали принципы модернизма. Альтернативой выступали «историцизм», постмодернизм и неорационализм. Я подозревала, что должна быть и какая-то другая альтернатива, и начала выполнять модернистские проекты, еще не зная, что открою на этом пути другие вещи. Из интервью Alain Elkann. The World Post.
Глазго. Музей транспорта. 2011
Профессия и образование тесно связаны. Интересно, что сейчас практика стала куда большим приключением, чем учеба, в отличие от ситуации 30- летней давности. Внутри профессии должно быть больше сплоченности и обмена идеями, больше площадок для дискуссий. И должны появляться новые люди, потому что все мы стареем, и я в том числе. Из интервью Brett Steele. The Architectural Review.
Пекин. Торгово-офисный комплекс. Galaxy SOHO. 2012
Архитектор должен иметь право на ошибку. Никто не может быть все время совершенством. Особенно в молодости. Из интервью Richard Waite. The Architect’s Journal
Мичиганский Университет. Музей современного искусства Эли и Эдит Брод. 2012
Технологии идут к тому, что стены домов и все предметы внутри них cтанут мобильными. Возможно, даже у ванной не будет фиксированного места в интерьере. Кто-то любит жить в квартирах с тремя, четырьмя комнатами определенного размера, потому что им нравится определенность пространства. А другим людям нравится открытая планировка, в которой нет жестких границ, а возможно и стен нет вовсе. Из интервью designboom.
Монпелье. Административное и офисное здание Pierresvives. 2013
Меня всегда интересовало, как наше движение в пространстве влияет на архитектуру… Мы смотрим на мир одновременно со множества точек – никогда с одной единственной... Движение в пространстве – критический момент во всех зданиях, оно влияет на наше восприятие времени и взаимоотношения, которые мы устанавливаем с нашей архитектурной средой. Sophie Lovell. Uncube
Баку. Культурный центра Гейдара Алиева. 2013
Творчество — это способ осмысления мира. И более того, его формирования... Мое дело – архитектура. Это настолько требовательное, поглощающее дело...Из интервью Марии Варденги
Центр Ближнего Востока, Оксфордский Университет. 2015
Некоторые думают, что я грубая, говорят, что у меня взрывной характер. Но это не так. Я могла бы быть милой и дипломатичной, но это не мое. Просто я не считаю нужным расточать направо и налево комплименты и похвалы. Источник
Москва. Офисное здание Dominion Tower. 2015
Предметы проектировать не легче и не менее интересно, чем здания, но результат видишь быстрее. Я бы хотела уделять дизайну больше времени, но есть другие дела. Из видеоинтервью DEZEEN
Cтол Liquid Glacial для David Gill Galleries
Кресло Manta Ray Duo. Sawaya&Moroni. 2014
Я ни о чем не жалею. Если вы хотите легкой жизни, работать с девяти до пяти, потом спокойно отдыхать дома, не идите в архитектуру.Из интервью Richard Waite. The Architect’s Journal
Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде, в семье крупного бизнесмена, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака. В 1972-м окончила математический факультет Американского Университета в Бейруте и уехала учиться в Лондон в школу Архитектурной Ассоциации. Среди ее преподавателей были Рэм Колхас и Элиа Зенгелис. Поработав у Колхаса в ОМА, в 1979-м Хадид создает в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects.1983 г. – проект клуба «Пик» для Гонконга побеждает в крупном международном конкурсе. 1993 г. – первый реализованный проект – пожарная часть компании Vitra в Вайле-на- Рейне. 1999 г. – Центр современного искусства Розенталя, построенный в Цинциннати, становится точкой отсчета стремительного взлета. 2004 г. – Притцкеровская премия. 2010 г. – Приз Стерлинга за Музей MAXXI в Риме. 2015 г. – Королевская золотая медаль RIBA. До 1987 года Заха Хадид оставалась преподавателем Архитектурной Ассоциации, а позже была приглашенным профессором многих важнейших учебных заведений, включая Колумбийский университет, Гарвард, Йель, Венский университет прикладных искусств.
Первый объект Захи Хадид в Москве: история создания, нюансы проекта и реализации, комментарии заказчиков, авторов и представителей архитектурного сообщества.
По продуктивности – числу реализованных объектов по всему миру – британское бюро Zaha Hadid аrchitects на сегодняшний день уступает разве что архитектурной «машине» Foster+Partners. Но в российской столице Хадид и ее коллегам пока повезло больше, чем команде сэра Фостера. Ни один из амбициозных проектов последней так и не дошел до реализации. По проекту же первой женщины-архитектора, ставшей Притцкеровским лауреатом, в 2012 году построили виллу в подмосковной Барвихе для крупного бизнесмена, владельца Сapital Group Владислава Доронина. А в сентябре этого года состоялась презентация сданного в эксплуатацию бизнес-центра на Шарикоподшипниковской улице, заказчиком которого выступила девелоперская компания «Пересвет-Инвест/Доминион-М».
«Белый сэндвич». Скромный, относительно свершений в других городах мира (знаковых построек в Баку, Риме, Монпелье, Гуанчжоу и Сеуле и др.), объект – настоящий прорыв для Москвы, где иностранным архитекторам вообще приходится туго. Может быть, рядом с большинством «космических» сооружений Захи Хадид здание Dominion Tower и выглядит довольно просто и не революционно. Стопкой сдвинутых относительно друг друга платформ сегодня действительно уже трудно кого-то удивить – довольно распространенный пластический прием. Однако, в Москве это первое офисное здание с подобной динамикой и живописной слоистостью форм.
Cемь этажей над землей, два подземных. Обшивка панелями из композитного материала с прямыми и криволинейными контурами чередуется на фасадах с лентами сплошного остекления. В панелях на тонкие алюминиевые листы нанесена перламутрово-голубая краска, благодаря которой белая основа переливается на солнце и меняет оттенок в зависимости от освещения, растворяя здание в небе.
Внешний облик башни мог бы получиться более радикальным – по замыслу, вылет консолей был круче, но местые строительные нормы — с российской стороны проект к ним адаптировало АБ "Элис" Николая Лютомского — вынудили проектировщиков сократить «сдвиги» с 20 до 8 метров. Но и за таким компромиссным решением стоят отдельные поиски конструктивного равновесия «раздвигающихся» плит и устойчивости целого.
Архитекторы стремились добиться целостности, фирменной «текучести» и прозрачности внутреннего пространства, для чего нужно было минимизировать опоры, прерывающие это «течение». Поэтому ряды столбов, поддерживающих плиты, были сдвинуты к внешним контурам, а где-то изобретательная система тонких балок позволила обойтись и вовсе без них. На одном из этажей ради визуальной проницаемости даже проделали декоративные отверстия в несущей стене, предварительно, конечно, просчитав возможности конструкции.
В связи внутреннего с внешним главную роль играет безимпостное панорамное остекление фасадов. Для него было выбрано стекло AGC Glass со специальным магнитным покрытием, которое обеспечивает максимальное проникновение света и тепла, но отражает вредные ультрафиолетовые лучи.
«Начинка». В полной мере узнаваемый стиль Захи раскрывается в монохромном и еще более динамичном, чем внешность, сильнее передающем ощущение полета и отрыва от земли, интерьере Dominion Tower. Его стержнем является атриум, фонарь которого насыщает все центральное ядро здания естественным светом. Все это пространство пронзают связывающие этажи лестницы из стеклофибробетона. Головокружительная стремительность и извилистость их линий подчеркнута светодиодной подсветкой и контрастом черных ступеней и белых, скульптурных ограждений. Подобную лестничную «драматургию», только в «негативе», можно увидеть в римскои Музее искусств XXI века – MAXXI. В московском офисном здании на каждом этаже лестничные пролеты перетекают в балконы, обрамляющие проемы атриума.
Вместе с лобби первого этажа, где расположены ресторан с уличной террасой, кофе-пойнты и зоны отдыха, балконы входят в систему общественных пространств, стимулирующих коммуникацию между сотрудниками разных компаний, арендующих офисы в здании. В то же время на каждом этаже предусмотрены сервисные блоки, включающие точки питания, санузлы, пожарные лестницы, технические помещения. Рассредоточенные по периметру, они отвечают за автономность и приватность «жизнеобеспечения» съемщиков.
Офисные площади имеют ортогональную планировку, ориентированную на обустройство как опен-спейсов, так и отдельных кабинетов. На каждом этаже порядка пяти помещений – для компаний разных масштабов, в том числе с потенциалом расширения, самый маленький офис – около 100 квадратных метров. Гибкой организации рабочих мест способствует и ленточное остекление.
Кроме всего прочего, обусловленного премиум-классом, здание оснащено системой двойного преобразования электроэнергии, предложенной новосибирской компанией «Энергия Плюс». На каждом этаже установлены трансформаторы, которые за ночь накапливают энергию, а днем ее отдают. Таким образом, полученные от города 500 кВт преобразуются в 2000 кВт.
История. Несмотря на кризис и 20% надбавку к арендной ставке за звездное имя архитектурного бюро, в Dominion Tower, при стоимости квадратного метра – 30 000 рублей в год, cданы уже более 40% площадей, сообщили представители девелоперской компании. Ее офис занимает верхний этаж здания. Именно тот факт, что строили не только для других, но и для себя, по мнению некоторых экспертов, и сделал возможным как саму реализацию проекта, так и ее высокое качество. Целеустремленность заказчика вызывает уважение, особенно если учитывать, что вся эта история с паузами финансовых кризисов в общей сложности длилась более 10 лет. В строительство здания в целом было вложено 2 миллиарда 300 миллионов рублей (30% - собственные средства девелопера, 70% - привлеченные инвестиции). Во времена, когда проект разрабатывался, в России еще не было субподрядчиков, способных реализовать какие-то детали. Например, только в 2012 году нашли российского производителя стеклофибробетона, из которого сделали ленты лестниц.
Компания «Пересвет-Инвест» решила построить себе на этом месте, рядом со своей старой штаб-квартирой, новый офис в 2002 году. Хотелось, чтобы он прослужил минимум 50 лет и при этом морально не устарел. Эскизы, которые рисовали приглашенные российские архитекторы, с этой задачей, по словам Генерального директора компании Олега Пронина, не справлялись – «устаревали на следующий день». Кто-то посоветовал взыскательному заказчику отправиться в Лондон в студию архитектора, опережающего время. Первая встреча с Zaha Hadid architects состоялась в 2003 году, когда подъем студии только начинался. На разработанный в лондонском бюро эскиз москвичи «смотрели день, смотрели два, через неделю поняли, что нашли то, что нужно». На пресс-конференции Пронин также признался, что год спустя проект Хадид высоко оценил опытный китайский мастер фен-шуй, которому отправили чертежи, чтобы проверить расположение входов и прочие детали, и это окончательно убедило заказчика довести дело до конца.
Вместе с Захой над проектом плотно работали и на определенной стадии полностью взяли на себя авторский надзор ее коллеги, директора Zaha Hadid architects Патрик Шумахер и Кристос Пассас. Каждую неделю они проводили скайп-совещания с Москвой, каждый месяц прилетали, внимательно изучали все чертежи, искали решения, компенсирующие возникавшие по ходу отступления от замысла.
Открытие. «Этот проект вдохновлен русским авангардом. Особенно его пониманием пространства, динамичного, открытого, наполненного воздухом. В здании очень много общественных пространств, соединяющих людей, создающих благоприятные обстоятельства для знакомств, профессиональных контактов. Такое пространство должно стать типичным для той информационной среды, в которой мы сегодня живем», – рассказал Патрик Шумахер на сентябрьской пресс-конференции в Москве.
Кристос Пассас, также приехавший на открытие, обратил внимание на то, какие трудности были преодолены в инженерном плане: «Воплощение этого здания, в облике которого мы стремились к определенной простоте, единству разнообразных элементов, было бы невозможным без трехмерного контроля при расчёте геометрии элементов, построения параметрических алгоритмов и моделей. Когда работаешь над таким зданием, вовлекаешься во множество цифр, в сопротивление материалов и т.д., но, в конце концов, достигаешь какой-то критической точки, где все это вдруг преобразуется в чисто эстетические, практически осязаемые формы, и продуктом всех этих изысканий оказывается простота».
Архитектурный критик Елена Гонсалес уточнила, что речь все же в большей степени идет о целостности восприятия, нежели о простоте (простой такую многочастную и динамичную структуру можно назвать только, опять-таки, в сравнении с другими работами Zaha Hadid architects). Она также выразила надежду, что возникновение подобной эффектной авторской архитектуры, которую пришлось существенно адаптировать к российским строительным нормам, должно как-то повлиять на развитие нормативной базы. И пожелала зданию стать доступной для посещения, связанной с городом достопримечательностью.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заметил, что строительство яркого архитектурного объекта на периферии, а не в центре, соответствует политике архитектурной децентрализации, создания точек притяжения с помощью объектов-«икон» в разных районах города. «Москва всегда была городом интернациональным, впитывающим в себя работы мастеров со всего мира, и сегодня мы эту традицию продолжаем. Мы будем развивать здоровую конкуренцию между российскими архитекторами и сильнейшими представителями международного архитектурного сообщества. Я надеюсь, что работа Захи Хадид и ее коллег в Москве этим не ограничится, появятся и объекты других значимых авторов», – сказал он.
Конечно, Dominion Tower задает для своего ближайшего окружения определенную планку архитектурного качества, выступает стимулятором преобразования городской среды. Уже сегодня продолжением бизнес-центра является открытый природный комплекс в один гектар, благоустроенный по проекту Zaha Hadid Architects на средства девелопера. На прилегающей территории высажено 100 деревьев и 554 кустарников.
В этом районе, пока что сочетающем увядающую промышленную и среднестатистическую жилую застройку, планируется развитие делового кластера. Возможно, объект Хадид послужит ориентиром. Отсюда совсем недалеко до ЗИЛа, который в обозримом будущем должен собрать коллекцию оригинальной современной архитектуры. Девелоперы Dominion Tower обещают подумать над тем, как организовать доступ внутрь здания всем желающим, чтобы оно вошло в новый культурно-архитектурный маршрут столицы. И не исключают, что на месте своего старого офиса построят «еще какое-нибудь здание, более безбашенное, но такое же цельное и гармоничное».
Адрес: ул. Шарикоподшипниковская, д.5, стр.1, ЮВАО
Площадь земельного участка: 0,3134 га
Общая площадь здания: 21 475 кв. м.
Общая площадь офисных помещений: 10 416,3 кв.м.
Площадь паркинга: 6 650 кв.м., 2 этажа подземной парковки, 251 машино/место
Общественные пространства: 3 551,4 кв.м
Ввод в эксплуатацию: 2014
Предлагаемые площади: от 96 кв.м до 10 416,3 кв.м
Средняя площадь этажа: 1 488 кв.м
Архитектурное сопровождение проекта в России: АБ «Элис» (Николай Лютомский)архитектор Николай Лютомский
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Футуристичное здание Центра Ближнего Востока в Оксфордском Университете, спроектированное Захой Хадид, вписалось в исторический архитектурный и ландшафтный контекст эффективным и дипломатичным способом – став для своего окружения зеркалом.
Центр Ближнего Востока в оксфордском колледже Св. Антония является одним из ключевых для Европы исследовательских и образовательных учреждений в своей области. За время существования, с 1957 года, его специалисты собрали уникальный архив личных бумаг политических деятелей, 100 000 исторических фотографий и богатую тематическую библиотеку. До этого лета ценные документы и издания хранились в подвале бывшего дома настоятеля церкви Св.Филиппа и Джеймса, где базировался центр. Необходимость в новом здании, соответствующем современным нормам хранения и потребностям растущей аудитории студентов и исследователей, осознавалась давно. Однако в конце 1990-х строительная комиссия отвергла идею возведения тогда еще совсем скромного и простого проекта, побоявшись, что новое здание разрушит историческую, восходящую к Викторианской эпохе среду территории колледжа. Присутствие на территории колледжа массивного бруталистского сооружения 1970-х от Howell, Killick, Partridge & Amis как оправдательный прецедент не рассматривалось.
«Мы тогда не могли даже представить, что через некоторое время нам разрешат построить такое авангардное здание по проекту звезды мировой архитектуры, да и средств на это не было», – вспоминал на инаугурации нового пристанища центра его директор, академик Эуджени Роган. Но у организации своевременно появились высокие покровители и меценаты, в частности, как сообщает The Telegraph , Немир Кирдар, иракский бизнесмен и финансист, руководитель инвестиционной компании Investcorp. Появление в проекте Захи Хадид было предрешено и ее происхождением, и, как следует из того же источника, родственными связями. Проект, который она предложила в 2006 году, утвердили не без споров, но реализованный объект признали деликатным и дипломатичным.
Объем, формой напоминающий рукав или трубу, а цветом и гибкостью – ртуть, «втекает» между охраняемыми деревьями и памятниками архитектуры, создавая между ними новые визуальные и маршрутные связи. Высота новостройки учитывает контекст. В западной части она приближается к викторианским домам, стоящим на Woodstock Road, на уровне их первых этажей. А с восточной стороны – поднимается и застекленным «раструбом» раскрывается навстречу бетонному зданию 1970-х. Но опять же не превосходит его по высоте, а скорее, стоя на более высокой ступени строительной эволюции, как бы изучающее разглядывает бруталистского «соседа» своим квадратным «глазом».
Криволинейный южный фасад центра ловко огибает местную «реликвию» – столетнюю секвойю, а инженерная инфраструктура постройки не задевает ее обширные корни. При этом дренажная система была заложена не на участке, а под плитами фундамента, чтобы почва, питающая растительность, не пересыхала. Сплошное остекление первого этажа дает территории колледжа ощущение визуальной проницаемости, а верх, «обернутый» лентами из сверкающей нержавеющей стали и поднятный на V-образных бетонных опорах, пластика которых просматривается сквозь стекло, служит зеркалом для исторического окружения.
Бережное отношение к окружающей среде выражено и в акцентированном применении «зеленых» технологий. Так, на подземном уровне расположился конференц-зал на 117 мест. Его вентиляция осуществляется с помощью теплового лабиринта. А температура и влажность, безопасные для хранения книг и ценных документов, контролируются с помощью геотермального насоса.
Дневным светом читальный зал библиотеки снабжает гряда люков на «спине» здания, в совокупности со стальной «кожей» придавая ему сходство еще и с фантастической рептилией.
Сообщение между четырьмя уровнями здания осуществляется с помощью лестниц-лент, «вылепленных» из бетона и характерных для построек Хадид, однако здесь ступени и перила отделаны деревом (орехом и дубом), что несколько смягчает «стерильность» ее футуризма.
Invescorp Building – так в честь компании мецената назвали это здание общей площадью 1127 кв.м. – обеспечило Центр Ближнего Востока Оксфордского Университета современно оснащенными помещениями библиотеки и архива, просторными учебными аудиториями и залом, где планируется проводить публичные лекции, дискуссии и конференции.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Разработанный в мастерской Захи Хадид проект центра изучения проблем геноцида в столице Камбоджи, призван не столько «пугать» ужасным прошлым, сколько через память и знание внушать надежду на просвещенное и гуманистичное будущее.
Название института — Sleuk Rith — можно перевести как «сила листьев». Именно высушенные пальмовые листья традиционно использовались в некоторых регионах Азии вместо бумаги и сегодня являются ценнейшими свидетелями времени. В здании общей площадью около 8000 кв.м. расположатся: сам институт, тематическая библиотека, уникальное собрание более миллиона документальных свидетельств преступлений режима красных кхмеров, исследовательский центр с архивом и специализированная школа.
Собственно, и зданий скорее не одно, а пять. При разработке общего решения архитекторы держали в памяти сложную объемную композицию храмового индуистского комплекса Ангкор-Ват — одного из символов Камбоджи. Экологичные деревянные конструкции высотой от 3 до 8 этажей (до 42,5 м) напоминают мангровые заросли. Они разъединены на уровне фундамента (его общая площадь 80 м х 30 м), что позволяет каждому подразделению работать независимо, но расширяются и объединяются в верхней части (88 х 38 м), создавая необходимую возможность коммуникации между сотрудниками, студентами, преподавателями и посетителями.
Композиция оправдана и с инженерной точки зрения: более широкие и залитые солнцем верхние части создают комфортную мягкую тень в нижних этажах. Но несмотря на то, что сама форма здания уже позволяет уменьшить воздействие солнца, для каждого этажа просчитана оптимальная схема затенения, позволяющая сохранить комфортный уровень естественного освещения. Наиболее «капризные» зоны — архив и выставочные помещения — имеют дополнительную термозащиту. Чтобы еще повысить энергоэффективность здания, на скрытых от взглядов плоских поверхностях крыш разместят солнечные батареи и нагревательные элементы — в условиях местного климата они очень эффективны.
Постройка расположится к югу от центра Пномпеня, на месте бывшей школы, здание которой использовалось красными кхмерами в качестве исправительного лагеря. В этом месте река Тонлесап впадает в Меконг, и чтобы защитить постройку от сильного половодья в сезон дождей разработана особая система террас и водоемов с перекинутыми через них мостками.
Игра с отражением в воде — еще один прием, отсылающий к архитектуре исторических храмовых комплексов, и конечно же, это дополнительные резервуары для сбора дождевой воды, включенные в системы жизнеобеспечения здания. Еще одно интересное решение — система конденсации влаги из воздуха. Полученная таким образом вода очищается на месте и используется повторно.
Все это вместе — бассейны, мостки, система террас, то разделяющиеся, то на разных уровнях сливающиеся воедино деревянные конструкции — создает множество эффектных и комфортных общественных пространств.
Здание оказывается тесно связано с окружающим мемориальным парком. Его обратный уклон и особая планировка — еще одна защита от наводнений. Расположенные на площади около 68 000 кв. м спортивные площадки, огороды, плодовые сады, объекты современной скульптуры, открытые лужайки и тенистые лесные зоны призваны сделать парк привлекательным пространством отдыха для местных жителей.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Институт общественной политики и международных отношений Иссама Фареса (IFI) в столице Ливана. Проект Zaha Hadid Architects.
Заказ на проект бюро Захи Хадид получило по итогам конкурса 2006-го года, а в нынешнем году строительство было завершено. Институт входит в состав Американского университета в Бейруте и представляет собой исследовательский центр, а также открытое пространство для представления и обсуждения разнообразных точек зрения на проблемы арабского мира.
Здание института проектировалось в рамках генплана университетского кампуса, составленного еще в 2002-м году. Оно примыкает к центральной площади кампуса – Овалу, застроенному в ХХ веке разностилевой архитектурой. Выраженная динамика форм новой постройки задает векторное направление, благодаря чему, по мысли авторов, устанавливается связь между Овалом и морским берегом.
Основная масса объема приподнята над землей, что позволяет, во-первых, сохранить существующий ландшафт участка, где растут фикусы и кипарисы, причем некоторым из этих деревьев по 120-180 лет; а во-вторых, разместить среди растений, в тени навеса здания благоустроенную площадку, которая одновременно выполняет функцию институтского двора и элемента парковой зоны кампуса.
Здание общей площадью в три тысячи квадратных метров имеет трехчастную структуру, которая отражает три основные задачи института в рамках Американского университета в Бейруте: пространство для исследовательской деятельности, место встречи с гостями университета и, наконец, «подключение» университета к научным процессам во всем мире.
Трехчастная структура развивается по вертикали, и каждая часть снабжена собственным входом, чему способствует значительный уклон на участке.
Длинный пандус, петляющий в тени вековых деревьев, ведет со стороны жилой части кампуса сразу на верхние уровни – в читальный зал, кабинеты и комнаты для занятий. На втором этаже расположены аудитория для семинаров и институтские офисы, сюда можно попасть со стороны Овала и из двора.
Внутренние перегородки в этой части здания выполнены преимущественно из тонированного стекла – для сквозной связи между помещениями.
На самом нижнем уровне находится зал на 100 мест для проведения конференций и презентаций.
Здание снабжено высокоэффективными активными энергетическими системами и линией по очистке воды, что в сочетании с компактностью объема минимизирует затраты на его содержание. Выбор монолитного железобетона в качестве основного материала связан с традицией и большим опытом работы с ним в регионе.
Действительно, рельеф декора на фасаде, наклонные откосы окон, расшивка швов – все эти детали выполнены безукоризненно. Кроме того, натуральный цвет бетона объединяет здание с окружающей застройкой. Не противоречит ей и общая композиция новой постройки, ибо в ней можно найти черты разных архитектурных направлений, что нивелирует яркость высказывания, но не лишает объект качества современности.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Заха Хадид – не единственный в мире архитектор, приверженный «космическим» формам, однако здания, спроектированные ее архитектурным бюро, невозможно спутать с чьими-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой. Сегодня на повестке дня «взаимная адаптация» Сеула и Dongdaemun Design Plaza.
«Донгдаймун Дизайн Плаза» (DDP) – общественный центр площадью более 86 000 кв.м, окруженный парком площадью три гектара. Его задумывали как новую точку сосредоточения культурной жизни столицы Южной Кореи, как место, дающее возможность проявиться всему многообразию актуальных направлений художественной, дизайнерской и выставочной деятельности.
Комплекс, сданный в прошлом году, уже успел стать одной из самых популярных достопримечательностей города. Здесь 24 часа в сутки открыты кафе, магазины и дизайн-маркет, функционируют выставочные и лекционные залы, арт- и дизайн-галереи, конференц-холлы, музей дизайна и дизайн-лаборатория, медиацентр и лаунж. Весь набор сосредоточенных в «Плазе» объектов связывает прогулочный маршрут, проходящий по висящим в пространстве лестницам и пандусам органических форм.
Как и у любого здания Хадид, у новой постройки помимо почитателей нашлось и немало критиков. Одной из претензий был сам факт появления футуристического объекта в древней части города. Однако Zaha Hadid Architects уверяют, что ставили перед собой задачу соединить историческое прошлое этой части Сеула с новым архитектурным ландшафтом. Поэтому ядром, вокруг которого «закручена» композиция здания, состоящего из нескольких, плавно перетекающих друг в друга корпусов, стало собрание исторических архитектурных артефактов, в частности, фрагментов древней городской стены.
Как и другие сооружения бюро Захи Хадид, DDP создавалась методом цифрового проектирования, а точнее 3D информационного моделирования (BIM). В Южной Корее такой метод применялся впервые, но его использование как нельзя лучше отражает стремление этой страны к повсеместному внедрению высоких технологий. Информационное моделирование позволяет вести все составляющие проекта одновременно – с помощью BIM проектирование не ведется по схеме «от генплана к объему, а дальше к инженерным системам», а создается целостный комплекс будущего здания, где все пребывает во взаимодействии, которое и определяет пространственную организацию и сценарии функционирования объекта и прилегающей территории. Этот метод не только усовершенствует и ускоряет процесс, он позволяет тестировать объект на разных этапах проектирования на его соответствие техническому заданию и вносить коррективы, что дает возможность долгой успешной жизни постройки в дальнейшем.
Впрочем, создание форм, характерных для творчества Захи Хадид, в принципе невозможно без применения цифровых технологий. Оболочка «Плазы» представляет собой выпукло-вогнутую поверхность и набрана из 45 000 панелей разных размеров, каждая из которых имеет собственную кривизну. Панели делятся на пикселированные и перфорированные и разработаны таким образом, что позволяют зданию меняться в зависимости от освещения: оно то четко выявляет cвою форму, превращаясь в замкнутый в себе объем, то, напротив, полностью растворяется, отражая небо и окружающий ландшафт. Ночью часть панелей отражает огни и окружающую рекламу, а часть пропускает встроенную подсветку фасада, что все вместе создает живой, интегрированный в город образ.
При всей неоднозначности отношения профессионалов к творчеству Захи Хадид, каждый ее новый объект становится событием, уникальным явлением для того города или региона, где он возводится. Здание DDP, отвечая своему предназначению, выступает зримым символом дизайна и пытается таким образом установить непосредственную связь между городом, его обитателями и современной культурой.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Главный элемент здания Культурного центра Гейдара Алиева, спроектированного Zaha Hadid Architects, – текучая слоистая оболочка, превращающая архитектурный объект в огромную скульптуру. Фантастическая пластика была бы невозможна без специфических материалов – стеклофибробетона и стеклофиброполиэстра.
Авторы концепции Культурного центра Гейдара Алиева признаются в том, что проектировали здание «в пику» социалистической монументальной скульптуре и архитектуре советского модернизма, образцы которых присутствуют в столице Азербайджана. В итоге получилась необычная в смысле пластики и пространственного решения постройка, как одеялом покрытая криволинейной выпукло-вогнутой мембраной. По мнению архитектора проекта, сотрудника Zaha Hadid Architects Саффета Кайя Бекироглу (Saffet Kaya Bekiroglu), своеобразие зданию придает именно эта «свободная» оболочка в сочетании с жесткой схемой интерьера, а еще, что примечательно, — концепция подсветки внутреннего пространства.
Бекироглу пишет: «Одним из самых стратегически важных элементов является оболочка здания. Форма ее получилась свободной и текучей благодаря тому, что мы использовали в качестве подсистемы решетку из металлических нержавеющих деталей, соединенных не сваркой, а в стыковых узлах. Общая площадь подсистемы 33 000 кв.м. Наше стремление добиться однородности, целостности и непрерывности поверхности потребовало нетривиальных конструктивных решений и использования технических систем, которые нужно было интегрировать в мембрану. При проектировании применялась специальная компьютерная программа, позволявшая организовать совместную работу всех многочисленных участников проекта над оболочкой».
Архитектор рассказывает также о некоторых интересных конструктивных и архитектурных решениях: «Стабильность здания основана на взаимодействии бетонного каркаса и металлической пространственной подсистемы, вертикальные элементы которой скрыты оболочкой и навесным фасадом. Для западного фасада мы выбрали бетонные балки с выступами, на них опираются криволинейные колонны, поддерживающие мембрану. На восточном фасаде использованные раздвоенные консольные балки, также несущие нагрузку навесного фасада. Необходимо добавить, что столь радикальное пластическое решение не удалось бы воплотить без специфических отделочных материалов – стеклофибробетона и стеклофиброполиэстра. Всего потребовалось 13 000 полиэстровых панелей (это поверхность площадью 40 000 кв. м) и 3 150 стеклофибробетонных панелей (10 000 кв. м).
Светодиодная подсветка была тщательно продумана архитекторами. Степень визуального присутствия здания в городе меняется в зависимости от времени суток и перспективы. Благодаря частично отражающему стеклу интерьер центра днем наполняется бликами, «работающими» на идею проектировщиков. Ночью же наоборот – яркий свет льется изнутри здания, вводя зрителя в заблуждение относительно его объемно-пространственной композиции, и способствуя уничтожению границы между интерьером и окружающей средой. Светодиоды вмонтированы в узкие прорези в полу, стенах и потолках, а также в конструкции лестниц и балюстрад.
Общая площадь центра составляет 102 000 кв. м. В подземной его части запроектирован паркинг. Кроме того, в программу входят большой зал на 1000 мест, два конференц-зала, выставочные пространства и музей Гейдара Алиева.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Новая работа Zaha Hadid Architects, пристройка к историческому зданию начала XIX века, напоминает головной убор с огромными, прихотливо изогнутыми полями и пятью «гребнями» на тулье.
В минувшие выходные в британской столице открылась галерея Serpentine Sackler, расположенная на территории Кенсингтонских садов, всего в нескольких минутах ходьбы от Serpentine, и являющаяся ее составной частью. Таким образом, перед нами уже вторая работа Захи Хадид для Serprntine. Первой стал павильон, спроектированный в 2000 году. Учреждение названо в честь благотворителей Мортимера и Терезы Саклеров, сделавших самый крупный взнос в фонд галереи за все 43 года ее существования.
Еще один спонсор проекта – Bloomberg Philanthropies. Благодаря этим же людям в Serpentine Sackler открывается экспозиция молодого скульптора и художника из Аргентины Адриана Вильяра Рохаса (Adrián Villar Rojas), а также ретроспектива работ итальянского скульптора Марисы Метц (Marisa Merz), лауреата Венецианской биеннале 2013 года. Бюджет архитектурного проекта оценивается в 14, 5 млн. фунтов стерлингов – сумма весьма значительная даже для центра Лондона.
Дело в том, что комплекс галереи общей площадью 900 кв. м состоит из двух объектов – современной пристройки и исторического здания арсенала, бывшего порохового склада, построенного в начале XIX века. Арсенал в список объектов национального культурного наследия, поэтому он изначально нуждался в аккуратной и профессиональной реконструкции. Она была осуществлена при участии одного из лучших современных ландшафтных дизайнеров Арабеллы Леннокс-Бойд (Arabella Lennox-Boyd) и историка архитектуры, специалиста по архитектурному наследию Лайэма О’ Коннора (Liam O’Connor).
Бывший пороховой склад состоял из двух сводчатых помещений (хранилища) и прямоугольного объема с фронтальной колоннадой (административный блок). Архитекторы восстановили арочные порталы, демонтировали неоригинальные внутренние перегородки, перекрыли внутренний двор и превратили его в экспозиционный зал, куда дневной свет попадает сквозь узкие и длинные прорези в крыше.
Светопроницаемая пристройка под криволинейной крышей из стекловолокна выполняет функцию общественного пространства, зала для проведения лекций, публичных встреч, торжественных массовых мероприятий. Крыша здания несущая, она крепится к кольцевой балке и в трех местах опирается на землю. Ее поддерживают пять скругленных металлических колонн под световыми люками. Эти опоры и образуют «гребни» фантазийной конструкции. Восточная часть кровли простирается над объемом арсенала, поэтому наружная кирпичная стена стала внутренней.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Редактор сайта «Архплатформа.ру» Андрей Чирков побывал на одном из главных архитектурно-экспериментальных «полигонов» Китая – в Central Business District, деловом квартале Гуанчжоу. И собственными глазами убедился в давно известном: для китайцев нет ничего невозможного.
«Новый город» Чжуцзян, город на Жемчужной реке, Гуанчжоу-сити, центральный деловой район – каких только названий нет у этого внушительного по размеру участка земли, с которого не так давно снимали по три урожая риса за год. CBD Гуанчжоу – квинтэссенция современного национального самосознания Китая, стремящегося интегрироваться в мировое сообщество, оставаясь при этом самодостаточным и самобытным. Архитектурная мегаломания Поднебесной, желание построить Сити не хуже, чем в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Сингапуре, охота за звездными урбанистами и проектировщиками – звенья одной цепи, спаянной легендарным трудолюбием и способностью к самопожертвованию во благо государства. Зная китайцев, медленно, но верно идущих к своей цели, можно не сомневаться: они добьются того, о чем мечтают.
Китайцы уже многого добились. С каждым годом крепнет статус двух главных событий из сферы дизайна, архитектуры и строительства – международных выставок China Building Decoration Fair и Furniture Fair. Не случайно проводятся они именно в Гуанчжоу, в специально построенном для этого Выставочном центре.
А планы градостроительного развития у них просто наполеоновские. Например, создать в дельте реки Чжуцзян (Жемчужной) невиданную агломерацию из девяти «миллионников», среди которых Чжухай, Шэньчжэнь, Дунгуань, Гуанчжоу. Фактически, власти Китая хотят воплотить в жизнь беспрецедентный урбанистический проект под названием Megacity: внутри этого мегаполиса только официально будут сосуществовать более 40 млн. человек. Именно тогда CBD в Гуанчжоу, расположенный к востоку от старого города и к северу от Жемчужной реки, превратится в полноценный культурный и финансовый центр агломерации. Пока же он больше напоминает стройплощадку, муравьиная суета на которой не прекращается ни на минуту. Впрочем, многочисленные туристы, впечатленные масштабами изменений, не особенно обращают на это внимание.
В новом Чжуцзяне много интересных с точки зрения архитектуры зданий, но о каком-то архитектурном ансамбле говорить не приходится. Слишком уж разные и неоднозначные подобрались здесь объекты, все как один претендующие на роль достопримечательности. Пожалуй, самый известный из них – шестисотметровая телевизионная башня Canton Tower, созданная бюро Information Based Architecture и Arup. Кантонская высотка, спроектированная с использованием конструктивных принципов, запатентованных нашим соотечественником Владимиром Шуховым, являет собой пространственную вертикаль южной части CBD. Другая очевидная вертикаль – здание Международного финансового центра (IFC), в создании которого участвовали Wilkinson Eyre Architects и Arup. Его высота 440 м, а общая площадь около 500 000 кв.м.
Есть здесь постройки, концепция которых основана на ярком формальном приеме, по большому счету пространственном фокусе. Таков крытый стадион «Хайсиньша» с крышей, похожей на вантовый мост. Отель и выставочный комплекс «Пачжоу» от архитектурного бюро Aedas напоминает какой-то сложный промышленный механизм: благодаря сдвинутым на определенное расстояние в горизонтальной плоскости этажам главный его объем не кажется монолитным и глухим.
Однако самые примечательные объекты центра Гуанчжоу – это Оперный театр Захи Хадид и Гуандунский музей бюро Rocco Design Architects. В основе дизайна последнего лежат китайские декоративно-прикладные традиции и народные промыслы. Прорези на фасадах музея, обнаруживающие алую «изнанку» – это аллюзия на резной узор, которым мастера покрывают шары из слоновой кости, нефритовые поделки и шкатулки для драгоценностей. В общем, здание предстает в виде ковчежца с упрятанным внутрь национальным достоянием.
Интерьер оперного театра, созданного Zaha Hadid Architects, удивляет даже больше, чем архитектура. Такое ощущение, что это сложное, прихотливое, подавляющее пространство, сформированное плавными линиями и заломленными плоскостями, живет своей жизнью, как самостоятельный организм. Его «сердце», большой зал на 2000 мест, пульсирует и просвечивает сквозь решетку изогнутых «ребер». «Я представляла здание как часть города. Вы тоже ощущаете себя его частью, даже находясь внутри», – так в свое время прокомментировала эту работу Заха Хадид.
Фото А. Чиркова
Zaha Hadid Architects разрабатывают проект многоэтажного жилого дома One Thousand Museum Tower в Майами. Это первый подобный объект бюро архитектурной гранд-дамы в США.
Под строительство 60-этажного небоскреба высотой 215 м отведен участок земли в самом центре города, на Бискайском бульваре. В доме будет 83 «люксовые» квартиры разной площади и типологии стоимостью от 5 до 15 млн. долларов. Бюджет проекта оценивается в 300 млн. долларов. Архитектор Заха Хадид выразила надежду, что ее новая работа изменит линию горизонта Майами. «Мы хотели избежать стандартной модернистской типологии. Нам была интересна сама идея высокого здания, его взаимодействие с урбанистическим ландшафтом и то, как себя проявит в городе эта структура, - сказала Хадид.
Согласно проекту, здание состоит из высокого подиума и башни, которые «оплетены» наружным бетонным каркасом. Образуя органические «петли», гладкие обводы каркаса подобно вьющимся растениям устремляются вверх и охватывают остекленный объем со всех сторон. Ряды балконов и лоджий утоплены в плоскости фасада и защищены от солнца мощными бетонными гребнями.
Подиум решен в виде многоцелевого общественного пространства с магазинами, кинотеатром, фитнес-центром. Снаружи нижняя часть здания забрана металлическими перфорированными панелями, усиливающими общее футуристическое впечатление от проекта. Предполагается, что на крыше небоскреба оборудуют вертолетную площадку, зону для массовых мероприятий и террасу с несколькими бассейнами.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Королевский институт британских архитекторов RIBA посчитал недавнее творение Zaha Hadid Architects, административное и офисное здание Pierresvives в Монпелье (Франция), «впечатляющим и полным драматизма».
В приветственном адресе, сопровождающем Европейскую награду RIBA, сказано, что проектное предложение Захи Хадид и ее коллег по архитектурному бюро оптимальным образом учитывало необходимость объединения в монолитном и динамичном объеме функции трех институций: мультимедийной библиотеки, отдела спорта департамента Эро и городского архива.
Сами авторы отмечают, что в основе концепции дизайна здания площадью 35 000 кв.м. лежит образ лежащего горизонтально древесного ствола с раздваивающейся вершиной. Чем ближе вы находитесь к объекту, тем очевиднее пластически обозначенное на фасаде разделение общей массы на три функциональных части. «Комель ствола» - это архив, более закрытая часть постройки. В средней секции обустроена библиотека, хорошо освещенная благодаря проемам в фасаде. А спортивный департамент занимает «вершину ствола».
Интересный планировочный прием архитекторов – «горизонтальное» распределение функций. На уровне второго этажа сквозь весь объем тянется общий холл, соединяющий медиатеку, архив и подразделение муниципалитета. На фасаде этот холл обозначен «утопленной» в фасад полосой тонированного остекления. Верхние этажи институций отсечены друг от друга и снабжены отдельными лестницами. В центре объемного элемента запроектировано выставочное пространство.
Общественные входы в три организации обустроены со стороны западного фасада. Основной вход выделен при помощи консольного объема, содержащего конференц-зал. Все служебные и технические точки доступа в здание находятся со стороны противоположного, восточного фасада.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Для Эр-Рияда, столицы Королевства Саудовской Аравии, бюро Zaha Hadid Architects разработало проект мультимодального транспортно-пересадочного узла «Финансовый центр имени Короля Абдуллы». Образный строй нового проекта Захи Хадид включает в себя национальные арабские символы: традиционный узор машрабии и песчаные дюны аравийских пустынь.
Здание транспортного узла будет четырехэтажным, его общая площадь составит 20 500 кв.м. На двух подземных уровня запроектирована автостоянка. Основной функциональный блок – шесть платформ, буквально опутанных пешеходными рампами, мостами, переходами и галереями. Объект задуман как динамичное многофункциональное городское пространство. Здесь будут пересекаться линии 1,4 и 6 местного метрополитена; перекидной мост свяжет станцию с терминалами монорельсовой дороги и скоростного поезда, везущего пассажиров в аэропорт.
Архитектура транспортно-пересадочного узла также динамична и символична. На внешней оболочке постройки появятся волнообразные объемы-утолщения. По замыслу архитекторов и инженеров из Buro Happold, внутри них находятся зоны прибытия пассажиров в час пик. Другими словами, функциональные задачи в данном случае определяют структуру здания. Вздымающиеся объемы похожи на знаменитые песчаные дюны аравийских пустынь, передвигающиеся по воле ветра.
Закрытые участки фасадов будут чередоваться с решетчатыми фрагментами, которые своим узором напоминают традиционную восточную машрабию, обеспечивающую в условиях жаркого климата тень и приватность в частных домах и общественных учреждениях. Ожидается, что ТПУ «Финансовый центр имени Короля Абдуллы» построят в 2017 году.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Проект новой Национальной арены в столице Японии, представленный Zaha Hadid Architects, проходит согласования. Рассматривается несколько вариантов сноса старого стадиона «Касумигаока», который должны осуществить до 2015 года.
Кроме концепции Zaha Hadid Architects в международном конкурсе на этот проект жюри под председательством Тадао Андо при участии Ричарда Роджерса и Нормана Фостера рассматривало предложения Populous, UNStudio, Toyo Ito Architects, gmp architekten. Как отметил Андо, «динамичный и футуристический дизайн объекта-победителя соответствует тому месседжу, который Япония посылает остальному миру».
Не исключено, что именно на этом стадионе будут проходить летние Олимпийские игры в 2020 году, если МОК примет решение об их проведении в Стране восходящего Солнца. В портфолио Захи Хадид уже есть один знаковый олимпийский объект - центр водных видов спорта, построенный в Лондоне к Олимпиаде-2012. Однако проект этой Национальной арены может стать беспрецедентным в практике бюро.
По замыслу авторов, на месте старой олимпийской арены «Касумигаока» будет возведен грандиозный трехъярусный стадион на 80 000 человек с раздвижной крышей, связанный с соседним районом Токио пешеходными эстакадами, перекинутыми через автотрассы. Периметр этого сооружения на уровне среднего яруса превратится в эспланаду, с которой можно будет любоваться панорамами города. Предварительный бюджет строительства – 1,62 млрд. долларов США. Объект планируют сдать в 2018 году, чтобы уже в 2019-м опробовать его в матчах чемпионата мира по регби.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
В середине текущего года в Гонконге завершится строительство многоэтажного здания, где в будущем разместится факультет дизайна и Институт социальных инноваций Гонконгского политехнического университета. Основные работы на объекте уже закончены, в настоящее время продолжается отделка фасадов и интерьеров, установка необходимого оборудования.
В соответствии с утвержденной архитектурной концепцией Zaha Hadid Architects, эта башня, расположенная в северо-восточной части кампуса (ее общая площадь составит 15 000 кв.м.), рассчитана на 1800 человек преподавательского состава и студентов. Авторы помимо учебных помещений и лабораторий запроектировали еще и большой лекционный зал, десяток дополнительных аудиторий, дизайнерские студии, мастерские и другие общественные зоны.
Здание по форме напоминает природное ландшафтное образование, массив из многослойных сланцевых или туфовых пород. Особенность объемно-пространственной композиции заключается в том, что окружающие его объекты инфраструктуры (футбольное поле, волейбольные площадки, бассейн) подняты на огромной платформе до уровня главного входа, а пространство под ними будет использоваться в качестве автомобильной парковки и для связи двух огибающих здание улиц.
Главный вход ведет в общественное фойе, раскрывающееся в двухуровневый демонстрационный зал. Фойе и зал связаны со следующими четырьмя этажами при помощи нескольких эскалаторов. Основная структурная единица здания – это атриумы с перекрытием из стекла, опутанные внутренними галереями с остекленными балконами.
Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.