Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200 Галерея ВХУТЕМАС :: Архплатформа

TAG: Галерея ВХУТЕМАС

«Это было еще вчера»

18.09.15
14:42
Категории: | События | Выставки

В Галерее ВХУТЕМАС проходит выставка архитектуры, живописи и графики профессора кафедры дизайна архитектурной среды МАрхИ Леонида Зорина. До 28 сентября.

В экспозиции представлены рисунки, офорты, живописные работы и архитектурные постройки. Их автор, помимо всего прочего, — заядлый путешественник, и его графика — своеобразный дневник странствий по миру.  Реальные памятники архитектуры в творчестве Леонида Николаевича Зорина нередко становятся источниками завораживающих фантастических композиций.

В 1979 году он закончил Московский архитектурный институт (МАрхИ); стажировался в Академии художеств г. Санкт-Петербурга;  в 1990-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора». Организовал и возглавил офортную студию в Московском архитектурном институте, ставшую заметным явлением в художественной жизни Москвы. Написал и проиллюстрировал ряд статей и книг, участвовал в музейной экспертизе произведений искусства, консультировал как художник и архитектор ряд музеев и организаций министерства культуры как действующий архитектор. Спроектировал нескольких десятков построек: жилых домов, храмов, гостиниц; как художник, много путешествует.

За плечами — более 100 выставок (более 30 из которых — персональные) — на стойбище оленеводов Нарьян-Мара и на научной станции в горах Памира, в краеведческих музеях Камчатки и Солигалича, Соловков и Алтая, в галереях Риги и Нью-Йорка, Орлеана, Токио, Дели, Женевы, Абердина и во многих музеях и выставочных залах Москвы и Подмосковья.

Выставка Леонида Николаевича Зорина «Это было еще вчера» открыта в Галерее ВХУТЕМАС до 28 сентября.

12:00–20:00
понедельник: по предварительному звонку
выходной: воскресенье

 Сайт автора: http://leonid-zorin.ru/russian/grafika/

Сайт галереи: http://www.vkhutemas.ru/

«Австралия: Модернизм Сайдлера»

07.03.14
17:00
Категории: | События | Выставки

11 марта в галерее ВХУТЕМАС  открывается фото- и видеовыставка, посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося австралийского архитектора.

 

Фото © Eric Sierins
Дом Бермана. Джоаджа, Новый Южный Уэльс, 1996-99
 
Гарри Сайдлер, сам себя называвший «факелоносцем модернистской архитектуры», был первым мастером, наиболее полно выразившим в австралийской архитектуре принципы «Баухауза». За почти шестидесятилетнюю карьеру архитектор построил 120 зданий и комплексов в Австралии, Австрии, Франции, Израиле, Италии, Мексике и Гонконге. Заслуги Сайдлера отмечены многими наградами, в том числе Орденом офицера Британской Империи (1972) и Золотой медалью Королевского австралийского института архитекторов (1976). Он стал почетным гражданином Австралии (1985), кавалером Ордена Австралии (1987) и лауреатом Золотой медали Королевского института британских архитекторов (1996). Ученик Гропиуса, Бройера и Нимейера, Сайдлер выработал персональный художественный язык. Его постройки легко узнаваемы, они отличаются четкой геометрией, динамично сбалансированными композициями. Архитектор демонстрирует понимание конструкций и материалов, а также  изобретательность в использовании солнцезащитных приспособлений, необходимых в стране с жарким климатом.  
 
Выставка «Австралия: Модернизм Сайдлера» продлится до 11 апреля 2014 года. Ее куратором является архитектор, журналист и критик Владимир Белоголовский. 
 
Официальный сайт галереи: vkhutemas.ru 

«Экзальтированная фурия»

02.09.13
22:04
Категории: | События | Лекции

5 сентября в Галерее ВХУТЕМАС пройдет лекция, посвященная итальянским выставкам первой половины 20 века.

«Экзальтированная фурия: итальянские выставки первой половины 20 века в мировом контексте. От Миланского Триеннале до EUR'а» – так полностью звучит название лекции, которую прочтет историк-урбанист Сергей Никитин в четверг вечером в Галерее ВХУТЕМАС. За интригующим заголовком следует не менее вдохновляющий анонс: «В начале 1920-х годов итальянская архитектура вырвалась из плена старушечьей эклектики - которая ей, кстати, совершенно не шла. Солнце, воздух и вода – вот боги нового поколения мастеров, воспитанных в Миланском Политехническом институте и Римской королевской школе архитектуры. Моретти, Либера, Терраньи и их коллеги создают новую классическую архитектуру с атлетической грацией. Среди их творческого наследия особую страницу занимают выставки, и самая главная, несостоявшаяся - E'42, известная ныне как римский район EUR».

Лекция проводится в рамках программы «Международные выставки 1920-1960 годов» Центра авангарда Еврейского музея.

Лектор – Сергей Никитин, доцент кафедры проектов в области культуры Высшей школы экономики и кафедры теории и истории культуры РУДН, действительный член Русского географического общества, основатель проекта Велоночь/Velonotte.

Начало в 19.00. Вход свободный. Регистрация обязательна – на сайте http://vkhutemas.timepad.ru/event/79205

«Мой Мельников»

12.08.13
18:00
Категории: | События | Выставки

Посетив галерею ВХУТЕМАС до 13 сентября, можно побывать в уникальном доме-мастерской, судьба которого давно беспокоит профессиональное сообщество и широкую общественность.

Увидеть изнутри этот уникальный памятник советского авангарда сегодня непросто. Константин Мельников (1890 – 1974) построил дом-студию в Кривоарбатском переулке в конце 1920-х годов для своей семьи, и там до сих пор живут его наследники. При жизни сына архитектора, Виктора Мельникова (1914 – 2006), пока он пребывал в добром здравии, экскурсии по записи устраивались регулярно, нередко Виктор проводил их сам. Сейчас нужны особые договоренности. Для получения музейного статуса, который позволил бы надлежащим образом сохранять Дом и открыл бы его для публики, нужно разрешить давний имущественно-правовой спор между наследниками (для справки: наша публикация от 28. 07.2011). Между тем серьезное беспокойство за состояние Дома вызывает стройка административно-торгового комплекса, которая ведется на соседнем участке.

Музей архитектуры имени А.В. Щусева, в ведение которого для создания музея по воле Константина и Виктора Мельниковых была передана половина Дома, инициирует проведение обследований состояния памятника, обращения в соответствующие, вплоть до мэрии Москвы, инстанции о немедленном прекращении строительных работ. Была создана интернет-страница, где собираются все материалы о судьбе Дома, а недавно был проведен благотворительный конкурс концепций для будущего музея. С одной из победивших работ –  «Тапки» (группа Citizenstudio и Нина Федоровой) – и начинается экспозиция в Галерее ВХУТЕМАС, поддержавшей внимание к памятнику, находящемуся в сложной ситуации, выставкой «Мой Мельников».

В масштабе 1:1 была воспроизведена верхняя часть дома – студия, в которой работали отец и сын. Дуга стены с узнаваемыми шестигранниками окон, реализованная силами архитектора Сергея Неботова и команды специалистов ГК Astarta, обтянутый бумагой стол, горшки с кисточками, гипсовые головы, стопка холстов на подрамниках на полу – фрагмент реальности дома получился столь достоверным, что вызвал у гостей выставки, нередко бывавших в Доме, приступ ностальгии. Экспозиция – воспоминание не только о выдающемся архитекторе Константине Мельникове, но и о его сыне Викторе, талантливом художнике, нашедшем свой путь в искусстве через «белую живопись». Его картины, в том числе автопортрет и портреты отца, размещены примерно так же, как и в интерьере Дома.

В галерее можно посмотреть фильм, в котором Виктор проводит экскурсию по Дому, вспоминая отца, историю строительства беспрецедентного здания, генезис его необычной овальной формы и особенности конструкции, жизнь семьи до и после войны и многие другие факты, складывающиеся в удивительную судьбу постройки в Кривоарбатском переулке.

Частью экспозиции является проект «Разрушение»: в снимках Натальи Меликовой, фотографа, создателя сообщества The Constructivist project, зафиксированы ведущиеся совсем рядом строительные работы и появившиеся на фасаде Дома тревожные приметы ухудшения состояния. Раздел «Процесс», подготовленный архитектором и журналистом Анной Шевченко, знакомит с документами, освещающими правовые тяжбы вокруг дома, заключениями экспертов, подтверждающими обоснованность беспокойства за сохранность памятника, петициями и обращениями к властям с призывами повлиять на ситуацию, сберечь Дом – очень важную часть российского культурного наследия.

Наряду с выставкой программа «Мой Мельников» включает тематические лекции, экскурсии и конкурсы. В сентябре ожидается открытие второй части экпозиции  –  кураторский проект архитектора Анны Медлевой расскажет о других постройках Константина Мельникова. Следите за информацией на сайте и фейсбук-странице галереи.

Импровизация Сергея Летова «Мельников» прозвучала после пресс-конференции, посвященной открытию выставки.
 
 

Архитектура после цунами

16.05.13
15:33
Категории: | События | Лекции

21 мая в Галерее ВХУТЕМАС пройдет лекция архитектора из Токио Тору Касихары, в которой он расскажет о своем бюро Design Neuob и поиске новых путей развития японской архитектуры после разрушительного цунами 2011 года.

 

Встреча Тору Касихары (Toru Kashihara) с профессиональным архитектурным сообществом и всеми, кого интересует эта проблема, состоится в рамках проекта   «Добрая по отношению к окружающей среде Японская архитектура». Речь на лекции под названием «Второстепенная архитектура» пойдет не о глобальных проектах, а о компактных постройках для нужд обыкновенных людей. «Второстепенная, малая архитектура – маргинальная, временная, компактная. С помощью малых форм мы пытаемся интерпретировать суть японской архитектуры, сформированной историей и природой нашей земли. Второстепенная архитектура – всегда удел меньшинства. Сегодня мы думаем о том, как реализовать принципы малой архитектуры при проектировании и строительстве домов для тех, кто потерял свое жилье во время землетрясения и цунами в 2011 году», - поясняет Тору Касихара.

Лекция состоится 21 мая в 19.00 в Галерее ВХУТЕМАС. Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь.  

 

Красивая и добрая

19.04.13
16:31
Категории: | События | Выставки

С 24 апреля по 28 мая в галерее ВХУТЕМАС выставка работ современных японских архитекторов, cтавящих во главу угла экологичность. Идею проекта комментирует куратор Анна Гусева.

Design neuob. Проект Picnopolis

Экспозиция получила необычное название «Добрая по отношению к окружающей среде японская архитектура». В культуре Страны восходящего солнца внимательное и бережное отношение к предмету выражается при помощи лексемы «добрый». Японцы воспринимают деятельность человека как составляющую природного процесса. Применительно к архитектуре это означает, что авторы стремятся найти решение, которое базируется на использовании естественных преимуществ места, уважении к сложившемуся ландшафту.

Taira Nishizawa. Спортивный зал Tomochi Forestry Hall

Кураторы Анна Гусева и Мария Трошина постарались представить различные аспекты современной «зеленой» архитектуры Японии и примеры ее взаимодействия с урбанистическим контекстом, природой, людьми, традициями и новыми технологиями. На выставке можно будет увидеть три десятка проектов мастерской Design Neuob, бюро SUEP и Тайры Нисидзавы.

 

Почему были выбраны именно эти авторы, мы узнали у одного из кураторов выставки, редактора группы сайтов  360.ru Анны Гусевой, долгое время жившей и учившейся в Японии. 

 

«Японская компания Epson, поддержавшая идею организации выставки, предложила, чтобы это были не очень известные, «не раскрученные»  в России архитекторы. Новые лица, одним словом. Мы выбрали три бюро, творчество которых иллюстрирует разные «зеленые» подходы. Хироси Ота и Тору Касихара из бюро Design Neuob в своих работах исследуют взаимоотношения человека и мегаполиса, занимаются регенерацией общественных пространств. Большую известность приобрел их проект Picno Polis – создание рекреационных зон с использованием передвижных газонов. Основатели бюро SUEP Хирокадзу и Йоко Суэмицу демонстрируют свое видение проблемы взаимодействия архитектуры и ландшафта, стремятся интегрировать экотехнологии в архитектурную форму. Их последняя блестящая работа – частный дом House toward the Sun. Жизнь его обитателей подчинена естественным природным ритмам, солнечному свету. Солнце в течение дня в буквальном смысле слова движется по интерьеру здания, проникая сквозь остекленные панели в кровле.Тайра Нисидзава пытается встроить «живые» структуры в конструкции зданий. Например, в его реализующемся проекте коммерческого центра на Окинаве объем постройки будет огражден решетками, оплетенными плющом. Любимый материал Нисидзавы – дерево. 
 

  SUEP. Жилой дом Hakage
 
Японская архитектура восхищает деликатным отношением к природе и людям.Творчество ее мастеров основано на аккуратных полунамеках, тонких образах. Японские архитекторы мыслят не в глобальном, а в «гуманистическом» масштабе. Они используют в своих проектах простые природные силы и материи – солнце, почву, подземные воды. Представьте себе: стоит колонна с консолью, имитирующая дерево. У дерева есть ствол, по которому бегут соки. Значит, внутри пустотелой колонны тоже будет течь холодная вода, предотвращающая перегрев интерьера. Из таких мелочей и складываются успешные «зеленые» концепции»
 
Экспозиция продлится до 28 мая. В ее рамках прочитают лекции архитекторы Хироси Ота и Тору Касихара, кроме того состоятся воркшопы для архитекторов.
 
Следите за информацией на сайте vkhutemas.ru 
 

Андрей Некрасов и студенты

06.03.13
20:00
Категории: | События | Выставки

В издательстве TATLIN вышла монография, посвященная творчеству и педагогической деятельности заслуженного архитектора РФ, профессора МАРХИ. Галерея ВХУТЕМАС поддержала событие выставкой проектов мастера и его учеников.

Имена многих студентов Андрея Борисовича Некрасова сегодня на слуху: Юрий Григорян, Алексей Гинзбург, Александр Бродский, Андрей Гнездилов, Михаил Белов. Некоторые из бывших учеников пошли по стопам мэтра и преподают в МАРХИ. Кто-то успешно проектирует и строит за границей. Говорят, некрасовские выпускники добрались даже до Камбоджи.

 

Андрей Борисович Некрасов

Друзья и коллеги, пришедшие поздравить Андрея Борисовича с выходом монографии, отмечали не только высокое профессиональное мастерство Некрасова-архитектора и преподавателя, но и его искрометное чувство юмора, выплеснувшееся на страницы советских газет и журналов в виде многочисленных карикатур, к слову, оцененных престижной международной премией «Золотой Эзоп».

В выпуске из серии TATLIN MONO представлены полвека деятельности (1963-2013): избранные конкурсные проекты, созданные Андреем Некрасовым вместе со студентами, лучшие дипломные проекты, собственные знаковые работы мастера, например, реконструкция театра Маяковского в Москве, реконструкция здания МАРХИ, проекты поселков и частных жилых домов, концепции оформления международных выставок в крупных европейских городах.

Героя вечера поздравляет главный архитектор «Метрогипротранса», президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков.

В издании отражено и такое явление, как «бумажная архитектура». Под руководством Некрасова в стенах института было создано немало работ, признанных на международных конкурсах, участие в которых для студентов-архитекторов в советское время было единственным способом дать полную волю фантазии. Информацию о проектах дополняют воспоминания учеников, которым школа этого мастера помогла достичь собственных профессиональных высот.

 

С профессором МАРХИ Михаилом Беловым.

 

С Андреем Гнездиловым, недавно ставшим главным архитектором Института Генплана Москвы.

  

Десятки проектов и макетов Андрея Борисовича и его учеников были представлены на выставке, организованной при поддержке галереи ВХУТЕМАС. 

 Официальный сайт издательства: tatlin.ru 

Январь с арт-акцентом

15.01.13
20:02
Категории: | События | Выставки

Пространство, свет, баланс объемов и другие темы, близкие архитекторам, на текущих выставках современного искусства.

Первый месяц года не балует новыми выставочными проектами, посвященными непосредственно архитектуре. Однако в столичных музеях и галереях хватает пищи для ума и фантазии. Предлагаем вашему вниманию обзор экспозиций, где можно обнаружить любопытные результаты намеренной или случайной встречи искусства и зодчества.

Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов). Врата. 2012. Гофрированная труба, лайтбокс. Предоставлено галереей «Триумф»


Выставка Paradise Network арт-группы Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов ) совсем не про архитектуру, но авторам, лауреатам Премии Кандинского 2010 в номинации «молодой художник», архитектурный подход не чужд. Они работают с крупными формами. Руководствуются актуальной и для передового строительства идеей рисайклинга, перерабатывая в своих творениях различные материалы и предметы. А некоторые объекты, представленные на этой выставке, можно рассматривать как фрагменты одного специфического сооружения.

Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов). Letter F. 2012. Полиуретановая резина, литье. Предоставлено галереей «Триумф»
 

Проект Paradise Network - про то, во что мы верим и что оставим после себя. Он затрагивает феномен «жизни вечной» в социальных сетях, которые стали своего рода религией современного общества. Поэтому в экспозиции возникает перспективный портал храма, выполненный вместе с фигурами святых из кажущихся бесконечными проводов, а также вытянутый до пропорций креста распятия пенополиуретановый знак «фейсбука». Логичным дополнением культового пространства с такими вратами и «символом веры» становится выставлявшийся ранее в галерее Гельмана на Винзаводе «готический витраж» с изображениями супергероев, сложенными из множества разноцветных шпажек для канапе.


Выставка Paradise Network арт-группы Recycle . Мультимедиа Арт Музей. До 20 января. Информация на сайте музея

Дмитрий Каварга. Керн No.7. 2012. Металл, полимеры.190х40х50


«Назначенный» на 21.12.12 Конец Света, к счастью, не случился, но это не означает, что художников перестанут посещать апокалиптические видения. В галерее pop/off/art  свои переживания заката цивилизации представляет скульптор Дмитрий Каварга. В масштабную инсталляцию собраны произведения из серии «Палеогеоморфологические керны». Керны - «артефакты развития человечества, своеобразные культурные «образцов породы», добытые из цивилизационной толщи» -  прихотливые структуры. Пластически они выражают хрупкое равновесие стремящихся ввысь разнокалиберных предметов, отходов жизнедеятельности человека, или абстрактных геометрических объемов. Апокалиптический сон, подобный увиденному однажды Каваргой, кажется, приснился и кое-кому из западных архитекторов, проектирующих небоскребы.

«Каварга. Конец света. 21.12». Галерея pop/off/art. До 3 февраля 2013 года.  Информация на сайте галереи

Дмитрий Каварга. Керн No.6. 2011. Полимеры, металл, эмаль.190х25х25

Своеобразным «реквиемом» по цивилизации звучит и работа Ильи и Эмилии Кабаковых, выставленная в галерее Red October.  Однако здесь в центре внимания не весь универсум, а отдельно взятая культура. Еще в 90-х годах супруги создали своеобразный проект памятника СССР, но только в октябре прошлого года инсталляция была полностью представлена в Москве.

Источник изображения: www.arterritory.com

Центр экспозиции занимает архитектурная модель. Структура, разделенная перегородочками на несколько частей, похожа и на многокомнатную квартиру, и на город с регулярной сеткой кварталов. Это символический макет исчезнувшего государства, где каждая ячейка отражает какой-то из аспектов его жизни: коммунальное жилье, медицина, образование и т.д. И все это как бы «законсервировалось» в грунте (концепция - для подземного музея), а на поверхности разбит парк. Помимо архитектурной модели, в зале экспонируется еще 140 объектов (текстов, коллажей, рисунков), имеющих отношение к этому и другим проектам художников.

Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»
Галерея Red October. До 31 января 2013 года. Информация
на сайте галереи


Дух Берлина, города, пребывающего в вечном движении и притягивающего творческие силы со всего мира, исследует в своем проекте фотохудожница Ирина Голенкова. Ее выставка открывается в галерее ВХУТЕМАС 18 января. В объективе автора, конечно, оказывается и архитектура немецкой метрополии. Но сооружения интересны Ирине не сами по себе, а как элементы динамичной, постоянно меняющейся урбанистической среды, свидетельства исторических событий и фон повседневной жизни.

Берлин.© Ира Голенкова

Выставка проходит в рамках Года Германии в России 2012/13 при поддержке авиакомпании Lufthansa и Посольства Германии в Москве, а также в партнерстве с Галереей ВХУТЕМАС, МАРХИ и Германо-Российским Форумом в Берлине.

Ирина Голенкова. «Берлин — город перемен».  Галерея ВХУТЕМАС До 31 января 2013 года. Информация на сайте галереи

 

Световые композиции Дэна Флавина в залах Mumok. Photo: mumok © Stephen Flavin/VBK Wien, 2012

Самая «архитектурная» арт-выставка из проходящих за рубежом – пожалуй, Dan Flavins Lights в венском Музее современного искусства (Mumok). И дело не только в десятках ассамбляжей из белых светящихся трубок, которые американец Дэн Флавин (1933 - 1996) посвящал русскому авангардисту Владимиру Татлину. Флуоресцентные скульптуры художника, которого неслучайно пригласили создать подсветку для интерьера миланской церкви Santa Maria Annunciata, – инструменты, структурирующие и преображающие пространство, оказывающие воздействие на зрителя с помощью нематериальных субстанций – света и цвета. Словом - идеальные объекты и для архитектурной медитации.

Dan Flavin. An artificial barrier of blue, red and blue fluorescent light (to Flavin Starbuck Judd), 1968. Из собрания Solomon R. Guggenheim Museum, Нью-Йорк.
Photo: mumok © Stephen Flavin/VBK Wien, 2012

Dan Flavin, untitled (to a man, George McGovern) 2, 1972. Photo: mumok © Stephen Flavin/VBK Wien, 2012
 

Dan Flavins Lights. Вена. Mumok. До 3 февраля 2013 года. Информация на сайте музея

 

Мифы о Баухаузе

27.12.12
15:39
Категории: | События | Выставки

Галерея ВХУТЕМАС продлевает на несколько дней в январе выставку «Баухауз в Москве». Изучив рецензии в прессе и впечатления посетителей, организаторы сочли необходимым еще раз прояснить замысел и значение этого проекта. Слово - его руководителю и куратору галереи Анне Ильичевой.

«Проект «Баухауз в Москве» - первый и уникальный в своем роде, потому что представляет не столько знаменитую германскую школу модернизма с ее оригинальными авторскими курсами и предметным дизайном, сколько ее участие в советской художественной жизни того периода, а также мифы и стереотипы восприятия Баухауза в России 1920-1930-х годов. Задумывался проект еще год назад и осуществился благодаря поддержке Гете-института, который включил выставку, лекции и мастер-классы в программу Года Германии в России 2012/13. Наша кураторская группа (Анна Ильичева, Татьяна Эфрусси, Сергей Яралов) стремилась объединить новизну научного исследования, современную документально-художественную подачу исторического материала и образовательную практику, которая стала продолжением диалога Германии и России, и скорее даже наследников школ Баухауза в Германии и ВХУТЕМАСа в Москве.
Сюжет выставки был подготовлен и выстроен научным сотрудником Музея МАРХИ Татьяной Эфрусси, которая полгода работала с германскими и российскими источниками. «Баухауз в Москве. Художники и архитекторы Баухауза в Советском Союзе. Остановка – Москва» – это выставка о четырех московских выставках 1920-1930-х, в которых представители Баухауза принимали участие. Директор музея Баухауза в Дессау Вольфганг Тёнер был удивлен результатами исследования и с интересом специалиста изучал представленные на выставке документы, которые были выявлены в российских архивах и музеях. 

Фото: Владимир Куприянов


Собранный материал в таком ракурсе ранее нигде не выставлялся и не публиковался, и был подан художником Сергеем Яраловым в виде художественно-документальной инсталляции в Галерее ВХУТЕМАС. Мы сознательно отказались от истории с красивыми картинками про Баухауз, от реконструкций, имитаций и макетов, достаточно тиражируемых в Европе. Нам важно было оставаться в рамках документального жанра, который позволял зрителю прогрузиться в живой диалог, выстроенный на обмене мнениями, воззваниями, статьями, письмами и делегациями. Вместе с тем художественная интерпретация выставки – цветовая логика, формообразование, дизайн – базировалась на теориях Баухауза. Как заметил Вольфганг Тёнер, «день без квадрата – это уже не Баухауз». Данный лозунг реализован в логотипе проекта и конструкциях экспозиции.

Фото предоставлено Галереей ВХУТЕМАС


Дом строительства, красный Баухауз, школа креативности – желая понять, что же в действительности объединяло германскую школу и ВХУТЕМАС, развенчивая и подтверждая советские мифы о Баухаузе, мы своим проектом вскрыли или породили новые  мифы восприятия. Многие посетители приходили на выставку в ожидании предметного шоу-рума по типу IKEA, другие запрашивали архитектурно-экскурсионную навигацию по городу, отыскивая следы построек «Баухауза в Москве», третьи предпочли бы вместо текстов просто посмотреть на произведения Пауля Клее, Марианны Брандт и Ласло Мохой-Надя, что можно сделать в любое время в музее Баухауза в Берлине. 

Баухауз - постановка пространства. Автор - Торстен Блюме. Исполнители - Юлия Крюкова, Алена Горланова


Наш проект «Баухауз в Москве», как и выставки Баухауза в 1920-х, стал неким экспонатом, мифом уже нашего современного знания и понимания экспериментальности  идей, теорий и методик знаменитой школы модернизма. Но парадокс в том, что российский зритель все еще предпочитает историческую консервацию арт-продукта, в то время как центры Баухауза в Германии активно поддерживают и развивают заложенные в 1920-х принципы креативной педагогики Баухауза, потенциал которой актуален сегодня в области архитектурно-художественного образования. Вот лекция и воркшоп Торстена Блюме уверила многих в том, что Баухауз – это вообще пространственно-пластический театр. Вот еще один миф, с которым можно поработать к столетию Баухауза в 1919 году…»
 
Анна Ильичёва, зав. отделом музея МАРХИ, куратор Галереи ВХУТЕМАС, руководитель проекта «Баухауз в Москве

 Выставка продлена на несколько дней в январе - с 9 по 12.

Рецензия на выставку на сайте Archplatforma.ru

Официальный сайт: www.vkhutemas.ru

Непростые отношения

29.11.12
19:00
Категории: | События | Выставки

Выставка «Баухауз в Москве» и события культурно-образовательной программы в Галерее ВХУТЕМАС 30 ноября, 6 и 11 декабря.

С 2009 года, когда отмечалось 90-летие Баухауза, и по настоящее время в мире прошло немало выставок, посвященных легендарной школе.Чаще всего она представала как основоположница промышленного проектирования, отчего выставочные пространства походили на мебельные шоу-румы. Выставка, идущая в московской Галерее ВХУТЕМАС в рамках «Года Германии в России» до 29 декабря, - другая. Реальных образцов тряпочек, обоев, мебели, чайников и прочей утвари, с которой принято ассоциировать Баухауз, здесь вы не увидите.

Фото Елена Стрекоза

Оформление экспозиции аскетично, но в нем есть «индустриальное» изящество и созвучие с архитектурными темами модульности, регулярности, прозрачной структурности. На эфемерных «лентах» из металлической сетки, протянутых от потолка до пола, закреплены копии различных документов, писем, вырезок из прессы и фотографий. В основном они имеют отношение к четырем московским выставкам 1920-30-х годов, где участвовали представители Баухауза. Последний раздел посвящен немецким студентам и преподавателям, тесно взаимодействовавшим с ВХУТЕМАСом, а затем - ВХУТЕИНом. Идея куратора выставки, сотрудника Музея МАРХИ Татьяны Эфрусси была в том, чтобы показать, как на самом деле воспринимали Баухауз в Москве, с чем сталкивались и чем занимались баухаузовцы, когда приезжали сюда.

Фото Елена Стрекоза

Фото Елена Стрекоза

Неоспоримое достоинство исследования – научная новизна. Тему сложных взаимоотношений передовых творческих сил Германии и России толком никто не прорабатывал. Татьяне удалось раскопать в архивах много неизвестных документов. По подаче выставка несколько напоминает кабинет ученого, пришпиливающего на стены материалы своих изысканий. Глядя на них, он или его коллеги могут что-то понять для себя. Человек «не в теме» - вряд ли. Осознавая, что экспозиция представляет собой довольно сложный «текст» с не всегда очевидными выводами, авторы проекта выпустили газету, в которой изложена концептуальная канва - с датами, фактами и самыми интересными документами. Текст к «тексту» - выставке о выставках и об отношениях. Важно, что краткое содержание последних считывается без пояснений.

Фото Елена Стрекоза

Экспозиция начинается с пламенных воззваний создавать новое искусство для новой жизни, которыми обменялись русские и немецкие художники в 1919 году. Замыкается ее круговой обход письмом Ганнеса Майера, объясняющего свои причины отъезда из СССР в 1936-м. Архитектор, уволенный с поста директора Баухауза за «левые» убеждения, в 1930-м приехал сюда с надеждой активно участвовать в социалистическом строительстве, но ему вскоре перекрыли доступ к работе и преподаванию так, что он был вынужден заключить: «Строительство социализма – это жестокая борьба всех против всех». В общем, как говорится, начали за здравие…

Фото Елена Стрекоза

Если хорошо знать,чем занимался Баухауз в разные свои периоды, то на основе материалов экспозиции можно установить: московские выставки, о которых идет речь, не давали полных и объективных сведений о деятельности школы. На одной  («Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924) основным материалом были идеологически «невинные» картины и скульптуры Л. Мохой-Надя, П. Клее, Й. Иттена, В. Гроппиуса, О. Шлеммера. Впрочем, некоторым из них здесь успели навязать антибуржуазный подтекст. В 1926 году каталог веймарского Баухауза был включен в выставку «Революционное искусство Запада», хотя ничего особо революционного там не было. Майер, уже после переезда в Москву, в соответствии со своими интересами подчеркнул политический аспект творчества Баухауза. В экспозиции 1931 года («Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928-1930 гг.») было много агитационных плакатов, имевших к учебному процессу косвенное отношение. При этом существенная доля разнообразной практики школы осталась, как поясняет газета-подсказка, в стороне. В целом в стенах Баухауза, на что обращает внимание куратор, коммунистические настроения были гораздо слабее, чем себе это представляли в СССР.

Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930

Посетители тех выставок видели основные постройки Гропиуса – здание Баухауза и рабочий поселок в Дессау, его же проект «Чикаго Трибьюн», типовые дома Майера, предметные разработки, образцы тканей, обоев, графику. Но какие последствия имело это знакомство? Как реагировали на все это посетители, студенты, архитекторы, профессора ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа? Визуальный ряд, представленные документы не дают на это развернутых ответов. Они подчеркивают сам факт взаимного интереса, притяжения и поддержки, но художественные параллели остаются в данном случае в стороне, если не считать редких замечаний критиков. Так, Д. Аранович, посетив «Первую выставку современной архитектуры» в 1927 году, написал, что произведения Баухауза выделялись среди несколько однообразного торжества эстетики конструкции, очевидно, сопоставив их с отечественными проектами, привлеченными в экспозицию ее организаторами - ОСА. А ведь именно в этом торжестве архитекторы двух стран видели свою родственность. Адекватность замечания оценить сложно - на выставке не показаны вещи русских единомышленников Баухауза.

Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau

Последняя глава – про контакты Баухауза и ВХУТЕИНа, работу Хиннерка Шепера в «Малярстрое» (где он среди прочего выполнил росписи Дома Нарокомфина), разочарование Ганнеса Майера, романтическую переписку Гунты Штельцль и Аркадия Мордвинова и пропавшего без вести Бюкинга – самая трогательная, но и грустная. Из «Открытого письма» студентам ВХУТЕИНа, написанного Хиннерком и Лу Шепер, мы узнаем: у студентов в Дессау тоже были превратные представления о том, что происходило в «московском Баухаузе». Знакомые с деятельностью Гинзбурга и Лисицкого, они были уверены: тут буквально на каждом шагу идут поиски новых форм и решений для промышленно-технической сферы. Однако по приезду с удивлением обнаружили в аудиториях «ню на фоне зеленого шелка, головы мелом, то есть весь арсенал старого академического образования», чем были немало расстроены.

 

Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930

Внимательный и сведущий зритель, конечно, сможет проследить эту историю обоюдно завышенных ожиданий, иллюзий, временных несовпадений. Отношений, прекрасных на расстоянии, но не выдержавших испытания реальными встречами. Нелюбопытный человек быстро утомится, пожмет плечами и уйдет. Хотя таких, наверное, в Галерее при МАРХИ, бывает немного. Отсутствие зрелищных пластических ходов, модных интерактивных «игрушек» и раритетных экспонатов организаторы с лихвой искупают насыщенной культурно-образовательной программой, погружающей в художественную жизнь Германии и России первой трети XX века.


Вот расписание ближайших событий:

30 ноября в 19.00 Лекция «Архитектурная жизнь Германии от кайзера до Гитлера» . Читает выпускница МАРХИ, доктор искусствознания Татьяна Гнедовская,  специалист по немецкой архитектуре первой половины ХХ века. Лекция сопровождается фильмом, основанном на документальной хронике. В заключение Татьяна Гнедовская исполнит нескольких немецких песен 1900-1930 гг. Подробнее.

6 декабря 19:00 На лекции «Тотальный театр Вячеслава Колейчука» его создатели расскажут о том, как они продолжают и развивают авангардистские эксперименты в своем творчестве. Лекция сопровождается показом звуковых и пластических перформансов, инсталляций, костюмов-объектов, мультимедиапроектов, экспериментальных спектаклей («Птицы сна», «Путешествие квадратика», «Два Кандинских»). Ведущие: Вячеслав и Анна Колейчук. Подробнее.

 

11 декабря 19:00 Музыка, Баухауз, Кандинский Музыковед, журналист, кандидат наук, куратор выставочных проектов Анна Ильичева прочтет лекцию о значении музыки для всех экспериментальных  концепций 1910-1920-х годов, начиная от музыкального пароля студентов и педагогических установок Баухауза, заканчивая авторскими сценическими постановками М. Матюшина, О. Шлеммера, А. Шенберга и В. Кандинского. Подробнее


Вход свободный.
Количество мест ограничено – просьба предварительно зарегистрироваться по e-mail: vkhutemas@gmail.com

Организаторы: Московский архитектурный институт, Музей истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ)
Партнеры: Гете-институт, Фонд Баухауз Дессау
Информационные партнеры: ARCHI.ru, TATLIN, Россия-24, Радио Культура, Zovem.ru, Archplatforma.ru, Archinews.ru, ИА "Архитектор"

Проект спонсирован из средств Года Германии в России 2012/13

Официальный сайт Галереи ВХУТЕМАС: www.vhkutemas.ru

Школа жизни

23.10.12
20:40
Категории: | События | Выставки

К выставке «Баухауз в Москве», открывшейся в Галерее ВХУТЕМАС, приурочена лекционная программа, из которой можно будет узнать, чем занималось известное немецкое объединение помимо архитектуры и дизайна.

Напомним, что выставка «Баухауз в Москве» проходит при поддержке программы «Год Германии в России 2012/13», а принимающая ее до конца года Галерея ВХУТЕМАС станет на это время площадкой целой серии связанных с экспозицией перформансов, лекций и воркшопов. Вот расписание на ближайшие дни.

24 октября в 19:00  состоится лекция-показ Торстена Блюме «Архитектура как искусство пространства, или почему в Баухаузе была театральная мастерская»

Как и большинство явлений модернизма, «Баухауз» занимался не просто формотворчеством, а жизнестроительством. Причем новая жизнь рассматривалась как некое целостное произведение, в котором все взаимосвязано, рационально устроено и стилистически едино. Отчасти этим объясняется и тот факт, что архитекторы активно экспериментировали со средствами выразительности других пространственных искусств – театра, танца. Подобным исследованиям Вальтера Гропиуса и Оскара Шлеммера и посвящена лекция научного сотрудника Фонда Дессау Баухауз. Торстен Блюме представит методологию профессоров школы, в том числе – в реальном времени, на наглядном примере фрагмента хореографической инсталляции «haus py» (1927), воссозданной и переосмысленной вместе со студентами МАРХИ. Лекция будет проходить на английском языке.

 

 


30 октября 19:00 лекция-экскурсия Татьяны Эфрусси «Баухауз: путь на Восток».


Куратор выставки «Баухауз в Москве», научный сотрудник музея МАРХИ Татьяна Эфрусси проведет по экспозиции, объяснит ее концепцию и то, почему мастера немецкой школы - А. Майер, Л. Файнингер, Й. Иттен, М. Бройер, Л. Мохой-Надь и другие – сначала охотно приезжали в СССР и видели в советских архитекторах и художниках единомышленников, а потом радикально разошлись с ними во взглядах.

Следите за обновлениями на сайте Галереи ВХУТЕМАС

Баухауз в Москве

11.10.12
19:28
Категории: | События | Выставки

С 24 октября по 29 декабря Галерея ВХУТЕМАС принимает выставку, рассказывающую о взаимодействии российских и германских проектировщиков первой трети XX века.

Экспозиция «Баухауз в Москве», основанная на исследовании научного сотрудника Музея МАРХИ, искусствоведа Татьяны Эфрусси, сфокусирована на восприятии идей знаменитой немецкой школы в России 1920-30-х годов и ее влиянии на художественную жизнь страны Советов. «Выбранный нами «русский» ракурс призван осветить одну из самых проблематичных страниц истории творческого объединения, потому что взаимоотношения с СССР колебались от глубочайшего взаимного интереса до не менее взаимного разочарования и отторжения», - сообщают организаторы.

Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau

В основу проекта легла хроника московских выставок, в которых принимали участие представители Баухауза: «Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924), «Революционное искусство Запада» (1926), «Первая выставка современной архитектуры» (1927), «Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928-1930 гг.» (1931), «Выставка современной германской архитектуры» (1932). В качестве иллюстраций к каждой экспозиции выбраны объекты, вызвавшие наибольший резонанс.

Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930

 

Параллельно с выставкой в Галерее ВХУТЕМАС будут проходить различные культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на углубление знаний аудитории о таком разностороннем явлении как Баухауз. С программой можно ознакомиться здесь.

Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930

Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau

Первая выставка современной архитектуры. Плакат. 1927 г. Музей МАРХИ 

Торжественное открытие выставки: 23 октября в 19.00

Экспозиция работает до 29 декабря 2012 гоа.

Организаторы: Московский архитектурный институт, Музей истории московской архитектурной  школы (Музей МАРХИ)
Партнеры: Гете-институт, Фонд Баухауз Дессау
Участники выставки:  Фонд Баухауз Дессау, «Архив Баухауза - Музей дизайна» (Берлин), Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Музей истории московской архитектурной  школы (Музей МАРХИ), Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Фонд Гунты Штельцль

Информационные партнерыARCHPLATFORMA.ru, ARCHI.ru, журнал TATLIN, Россия-24, Радио КультураZovem.ru, Archinews.ru, ИА "Архитектор"

Выставка организована при поддержке программы «Год Германии в России 2012/13», которая  проходит под девизом: «Германия и Россия: вместе строим будущее». С июня 2012 по июнь 2013 года Германия представлена по всей России широким спектром проектов, охватывающих политику, экономику, культуру, образование и науку. Год Германии призван укрепить российско-германские партнерские отношения, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее России и Германии. Организаторами Года Германии 2012/13 являются Гете-Институт, Министерство Иностранных Дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской Внешнеторговой палаты.


 Официальная ссылка на мероприятие: www.vkhutemas.ru 

 

Биеннале во ВХУТЕМАСе: Авангард Хан-Магомедова

24.05.12
16:45
Категории: | События | Выставки

С 26 мая по 30 июня в галерее ВХУТЕМАС идет выставка-манифест памяти великого исследователя русского авангарда, приуроченная к 3-ей Московской Биеннале Архитектуры.

Тесно связанная с Московским архитектурным институтом галерея подготовила к Биеннале экспозицию, посвященную Селиму Омаровичу Хан-Магомедову – большому ученому, открывшему миру русский авангард в многообразии его форм, концепций и идеалов. Если бы он не выбрал стезю теории и анализа архитектуры, то, наверняка, состоялся бы как архитектор. Предположить это позволяет один из экпонатов выставки «От выпускника Архитектурного института до историка ВХУТЕМАСа»  –  дипломный проект «Мужская средняя школа на 960 чел.», выполненный Хан-Магомедовым в 1951 году  в МАРХИ под руководством М.П. Парусникова, Г.Я. Мовчана и С.Х. Сатунца. Надпись «Проект отмечен ГЭК» свидетельствует о том, что  работа была в свой год одной из лучших. В этом же разделе можно будет увидеть и другие документы периода учебы.

Н. Уманский. Типография в Москве. Эскиз к проекту. ВХУТЕМАС. 1925 г. Собрание МАРХИ, дар С.O. Хан-Магомедова

Еще один раздел представляет ученические работы архитектурных отделений учебных заведений Москвы 1910-1920-х годов. Штудии из Училища живописи, ваяния и зодчества, Московского политехнического института, Московского института гражданских инженеров, ВХУТЕМАСа -  объемные реконструкции, чертежи, эскизы - сопровождены пояснениями ученого, кропотливо собиравшего эти ценнейшие свидетельства становления авангарда и передавшего их в дар музею МАРХИ в 1995-2010 годах. Эти материалы можно будет увидеть на антресолях галереи.

Главное же пространство займет экспозиция, подготовленная мастерской ТАФ ( автор экспозиции - Александр Ермолаев, куратор - его коллега Татьяна Шулика). «Дань глубокого уважения к научному и жизненному Подвигу Хана мы хотим передать не только экспозицией о жизни и творчестве С.О. Хан-Магомедова, но сопроводить ее Визуальным Манифестом, дающим возможность взглянуть на знакомые в достаточной мере материалы публикаций как бы глазами сегодняшних ценителей пластических императивов Авангарда», - сообщают архитекторы. Как мы поняли, «Визуальный Манифест» будет представлять собой пространственный ассамбляж из лозунгов, плакатов, проектов, материалов жизни и творчества героев авангарда, отражающий взгляд мастерской ТАФ на знаковые образы из наследия 1920-х годов. Но из каких именно элементов будет сложена экспозиция, пока можно лишь предполагать. Нужно сходить и увидеть своими глазами.

25 мая в 15: 30 в галерее пройдет открытый круглый стол:  «Страницы творческой биографии С.О. Хан-Магомедова. Памяти мастера».

Подробности на сайте галереи: vkhutemas.ru

Н.Красильников. Мастерская Н. Ладовского. Водонапорная башня. ВХУТЕМАС. 1921. Музей МАРХИ, дар С.O. Хан-Магомедова

Л. Славина. Музей Красной Москвы.1924 г. Эскиз к дипломному проекту. Московский институт гражданских инженеров. Музей МАРХИ, дар С.O. Хан-Магомедова.

Александр Родченко. Проект киоска. Фрагмент. 1919 г.

 

Человек-пароль

29.03.12
18:24
Категории: | События | Выставки

3 апреля в галерее ВХУТЕМАС открывается юбилейная выставка работ Михаила Ушаца, архитектора с большим чувством юмора, фамилия которого стала для студентов и выпускников МАРХИ чем-то вроде тайного знака.

Загадочную надпись «Ушац» до сих пор можно встретить на ложках, мольбертах, столах, стенах, лестницах и потолках в МАРХИ. Если вы вдруг увидите ее на камне в Валенсии, Эйфелевой башне, в музее Уфицци, в горах Урала, знайте, что автор «граффити» как-то связан с московским архитектурным институтом. Для многих поколений его выпускников короткое и энергичное слово стало секретным паролем, мифом, символом.

На самом деле, Ушац - это зажившая своей отдельной жизнью фамилия конкретного человека. Михаил Ушац закончил МАРХИ в 1950-м году. Он архитектор, график, карикатурист знаменитого «Крокодила», сценарист «Фитиля», лауреат Международной биеннале юмора и сатиры в искусстве, изобретатель изопалиндромов, автор юмористических стихов и эпиграмм, художник-оформитель 120 театральных спектаклей, реставратор росписи интерьера Парадных сеней Исторического музея.

Выставка в галерее ВХУТЕМАС, где можно будет увидеть его произведения, станет знаковым событием для многих поколений архитекторов. МАРХИ снова обретет Ушаца-человека - юмориста, выдумщика, любимца своих коллег и друзей, художника, которого смущает неожиданно свалившаяся на него слава. Сам автор, которому исполнится в апреле 85 лет, появится в Московском архитектурном институте и расскажет правду о своей жизни, о творчестве и о том, что никогда не писал «Ушац»…

Выставка  «Михаил Ушац. Снова в МАРХИ» проходит в галерее ВХУТЕМАС с 3 апреля по 5 мая 2012 года.

Официальный сайт галереи: vkhutemas.ru

Акварель «Иерусалим». Михаил Ушац. 1990-е годы.
 

Изопалиндромы Михаила Ушаца

 

Надпись на камне в Валенсии свидетельствует о том, что здесь был мархишник.

Что у них на уме?

06.03.12
17:26
Категории: | События | Выставки

В галерее ВХУТЕМАС 7 марта открывается выставка Arts&Crafts. Ее главная идея - показать, чем занимаются студенты МАРХИ, когда не думают об учебе.

В эскпозиции будут представлены живопись, графические работы и инсталляции, видео-арт, а так же украшения и одежда. Их авторы - студенты главного архитектурного ВУЗа России, которые героически находят время на творчество вне плотного учебного графика. Они творят и просто для себя (пришло вдохновение - сделал), и для различных художественных инициатив, конкурсов, фестивалей. Однако, выставка - не студенческий капустник «кто во что горазд». Работы, которым досталось почетное право участвовать в выставке, учащиеся отбирали сами по результатам большого конкурса.

«Выставка приоткрывает учебную завесу, заглядывает в сознание и подсознание современных мархишников. Даже отвлеченные от архитектуры творения будущих архитекторов проходят через уникальную субъективную призму восприятия окружающей действительности, среды, социально-художественного контекста», - говорится в аннотации. На наш взгляд, выставка может представлять определенный интерес для футурологов. Продукты свободного творчества расскажут о подрастающем поколении зодчих, возможно, честнее и интереснее, чем созданное ими в рамках институтских заданий. А ведь то, что у них сегодня в головах, завтра может воплотиться в нашем жизненном пространстве.

Выставка пройдет с 11 по 24 марта.

Открытие состоится 7 марта в 17.00. Вход свободный.

Кураторы Arts&Crafts: Александра Пачули и Лиза Океанова

Официальный сайт галереи ВХУТЕМАС: vkhutemas.ru

 

Иван Шкурко. Berlin art. Коллаж

Надежда Кузеленкова, Space Invader, специально для проекта Martini Art Club 2011

 Ксения Горева. «Баобабы».
1  2




Арх.бюро
Люди
Организации
Производители
События
Страны
Наши партнеры

Подписка на новости

Укажите ваш e-mail:   
 
О проекте

Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки. Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru), оригинальное название публикации и имя автора.

© 2010 archplatforma.ru
дизайн | ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ & SODA NOSTRA 2010
Programming | Lipsits Sergey