Warning: min(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 199 Warning: max(): Array must contain at least one element in /var/web/c318006/vhost/archplatforma.ru/sub/www/index.php on line 200
В Галерее ВХУТЕМАС проходит выставка архитектуры, живописи и графики профессора кафедры дизайна архитектурной среды МАрхИ Леонида Зорина. До 28 сентября.
В экспозиции представлены рисунки, офорты, живописные работы и архитектурные постройки. Их автор, помимо всего прочего, — заядлый путешественник, и его графика — своеобразный дневник странствий по миру. Реальные памятники архитектуры в творчестве Леонида Николаевича Зорина нередко становятся источниками завораживающих фантастических композиций.
В 1979 году он закончил Московский архитектурный институт (МАрхИ); стажировался в Академии художеств г. Санкт-Петербурга; в 1990-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Графика как инструмент развития композиционного мышления архитектора». Организовал и возглавил офортную студию в Московском архитектурном институте, ставшую заметным явлением в художественной жизни Москвы. Написал и проиллюстрировал ряд статей и книг, участвовал в музейной экспертизе произведений искусства, консультировал как художник и архитектор ряд музеев и организаций министерства культуры как действующий архитектор. Спроектировал нескольких десятков построек: жилых домов, храмов, гостиниц; как художник, много путешествует.
За плечами — более 100 выставок (более 30 из которых — персональные) — на стойбище оленеводов Нарьян-Мара и на научной станции в горах Памира, в краеведческих музеях Камчатки и Солигалича, Соловков и Алтая, в галереях Риги и Нью-Йорка, Орлеана, Токио, Дели, Женевы, Абердина и во многих музеях и выставочных залах Москвы и Подмосковья.
Выставка Леонида Николаевича Зорина «Это было еще вчера» открыта в Галерее ВХУТЕМАС до 28 сентября.
12:00–20:00
понедельник: по предварительному звонку
выходной: воскресенье
Сайт автора: http://leonid-zorin.ru/russian/grafika/
Сайт галереи: http://www.vkhutemas.ru/
11 марта в галерее ВХУТЕМАС открывается фото- и видеовыставка, посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося австралийского архитектора.
5 сентября в Галерее ВХУТЕМАС пройдет лекция, посвященная итальянским выставкам первой половины 20 века.
«Экзальтированная фурия: итальянские выставки первой половины 20 века в мировом контексте. От Миланского Триеннале до EUR'а» – так полностью звучит название лекции, которую прочтет историк-урбанист Сергей Никитин в четверг вечером в Галерее ВХУТЕМАС. За интригующим заголовком следует не менее вдохновляющий анонс: «В начале 1920-х годов итальянская архитектура вырвалась из плена старушечьей эклектики - которая ей, кстати, совершенно не шла. Солнце, воздух и вода – вот боги нового поколения мастеров, воспитанных в Миланском Политехническом институте и Римской королевской школе архитектуры. Моретти, Либера, Терраньи и их коллеги создают новую классическую архитектуру с атлетической грацией. Среди их творческого наследия особую страницу занимают выставки, и самая главная, несостоявшаяся - E'42, известная ныне как римский район EUR».
Лекция проводится в рамках программы «Международные выставки 1920-1960 годов» Центра авангарда Еврейского музея.
Лектор – Сергей Никитин, доцент кафедры проектов в области культуры Высшей школы экономики и кафедры теории и истории культуры РУДН, действительный член Русского географического общества, основатель проекта Велоночь/Velonotte.
Начало в 19.00. Вход свободный. Регистрация обязательна – на сайте http://vkhutemas.timepad.ru/event/79205
Посетив галерею ВХУТЕМАС до 13 сентября, можно побывать в уникальном доме-мастерской, судьба которого давно беспокоит профессиональное сообщество и широкую общественность.
Увидеть изнутри этот уникальный памятник советского авангарда сегодня непросто. Константин Мельников (1890 – 1974) построил дом-студию в Кривоарбатском переулке в конце 1920-х годов для своей семьи, и там до сих пор живут его наследники. При жизни сына архитектора, Виктора Мельникова (1914 – 2006), пока он пребывал в добром здравии, экскурсии по записи устраивались регулярно, нередко Виктор проводил их сам. Сейчас нужны особые договоренности. Для получения музейного статуса, который позволил бы надлежащим образом сохранять Дом и открыл бы его для публики, нужно разрешить давний имущественно-правовой спор между наследниками (для справки: наша публикация от 28. 07.2011). Между тем серьезное беспокойство за состояние Дома вызывает стройка административно-торгового комплекса, которая ведется на соседнем участке.
Музей архитектуры имени А.В. Щусева, в ведение которого для создания музея по воле Константина и Виктора Мельниковых была передана половина Дома, инициирует проведение обследований состояния памятника, обращения в соответствующие, вплоть до мэрии Москвы, инстанции о немедленном прекращении строительных работ. Была создана интернет-страница, где собираются все материалы о судьбе Дома, а недавно был проведен благотворительный конкурс концепций для будущего музея. С одной из победивших работ – «Тапки» (группа Citizenstudio и Нина Федоровой) – и начинается экспозиция в Галерее ВХУТЕМАС, поддержавшей внимание к памятнику, находящемуся в сложной ситуации, выставкой «Мой Мельников».
В масштабе 1:1 была воспроизведена верхняя часть дома – студия, в которой работали отец и сын. Дуга стены с узнаваемыми шестигранниками окон, реализованная силами архитектора Сергея Неботова и команды специалистов ГК Astarta, обтянутый бумагой стол, горшки с кисточками, гипсовые головы, стопка холстов на подрамниках на полу – фрагмент реальности дома получился столь достоверным, что вызвал у гостей выставки, нередко бывавших в Доме, приступ ностальгии. Экспозиция – воспоминание не только о выдающемся архитекторе Константине Мельникове, но и о его сыне Викторе, талантливом художнике, нашедшем свой путь в искусстве через «белую живопись». Его картины, в том числе автопортрет и портреты отца, размещены примерно так же, как и в интерьере Дома.
В галерее можно посмотреть фильм, в котором Виктор проводит экскурсию по Дому, вспоминая отца, историю строительства беспрецедентного здания, генезис его необычной овальной формы и особенности конструкции, жизнь семьи до и после войны и многие другие факты, складывающиеся в удивительную судьбу постройки в Кривоарбатском переулке.
Частью экспозиции является проект «Разрушение»: в снимках Натальи Меликовой, фотографа, создателя сообщества The Constructivist project, зафиксированы ведущиеся совсем рядом строительные работы и появившиеся на фасаде Дома тревожные приметы ухудшения состояния. Раздел «Процесс», подготовленный архитектором и журналистом Анной Шевченко, знакомит с документами, освещающими правовые тяжбы вокруг дома, заключениями экспертов, подтверждающими обоснованность беспокойства за сохранность памятника, петициями и обращениями к властям с призывами повлиять на ситуацию, сберечь Дом – очень важную часть российского культурного наследия.
Наряду с выставкой программа «Мой Мельников» включает тематические лекции, экскурсии и конкурсы. В сентябре ожидается открытие второй части экпозиции – кураторский проект архитектора Анны Медлевой расскажет о других постройках Константина Мельникова. Следите за информацией на сайте и фейсбук-странице галереи.
21 мая в Галерее ВХУТЕМАС пройдет лекция архитектора из Токио Тору Касихары, в которой он расскажет о своем бюро Design Neuob и поиске новых путей развития японской архитектуры после разрушительного цунами 2011 года.
Встреча Тору Касихары (Toru Kashihara) с профессиональным архитектурным сообществом и всеми, кого интересует эта проблема, состоится в рамках проекта «Добрая по отношению к окружающей среде Японская архитектура». Речь на лекции под названием «Второстепенная архитектура» пойдет не о глобальных проектах, а о компактных постройках для нужд обыкновенных людей. «Второстепенная, малая архитектура – маргинальная, временная, компактная. С помощью малых форм мы пытаемся интерпретировать суть японской архитектуры, сформированной историей и природой нашей земли. Второстепенная архитектура – всегда удел меньшинства. Сегодня мы думаем о том, как реализовать принципы малой архитектуры при проектировании и строительстве домов для тех, кто потерял свое жилье во время землетрясения и цунами в 2011 году», - поясняет Тору Касихара.
Лекция состоится 21 мая в 19.00 в Галерее ВХУТЕМАС. Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь.
С 24 апреля по 28 мая в галерее ВХУТЕМАС – выставка работ современных японских архитекторов, cтавящих во главу угла экологичность. Идею проекта комментирует куратор Анна Гусева.
Экспозиция получила необычное название «Добрая по отношению к окружающей среде японская архитектура». В культуре Страны восходящего солнца внимательное и бережное отношение к предмету выражается при помощи лексемы «добрый». Японцы воспринимают деятельность человека как составляющую природного процесса. Применительно к архитектуре это означает, что авторы стремятся найти решение, которое базируется на использовании естественных преимуществ места, уважении к сложившемуся ландшафту.
Кураторы Анна Гусева и Мария Трошина постарались представить различные аспекты современной «зеленой» архитектуры Японии и примеры ее взаимодействия с урбанистическим контекстом, природой, людьми, традициями и новыми технологиями. На выставке можно будет увидеть три десятка проектов мастерской Design Neuob, бюро SUEP и Тайры Нисидзавы.
Почему были выбраны именно эти авторы, мы узнали у одного из кураторов выставки, редактора группы сайтов 360.ru Анны Гусевой, долгое время жившей и учившейся в Японии.
В издательстве TATLIN вышла монография, посвященная творчеству и педагогической деятельности заслуженного архитектора РФ, профессора МАРХИ. Галерея ВХУТЕМАС поддержала событие выставкой проектов мастера и его учеников.
Имена многих студентов Андрея Борисовича Некрасова сегодня на слуху: Юрий Григорян, Алексей Гинзбург, Александр Бродский, Андрей Гнездилов, Михаил Белов. Некоторые из бывших учеников пошли по стопам мэтра и преподают в МАРХИ. Кто-то успешно проектирует и строит за границей. Говорят, некрасовские выпускники добрались даже до Камбоджи.
Друзья и коллеги, пришедшие поздравить Андрея Борисовича с выходом монографии, отмечали не только высокое профессиональное мастерство Некрасова-архитектора и преподавателя, но и его искрометное чувство юмора, выплеснувшееся на страницы советских газет и журналов в виде многочисленных карикатур, к слову, оцененных престижной международной премией «Золотой Эзоп».
В выпуске из серии TATLIN MONO представлены полвека деятельности (1963-2013): избранные конкурсные проекты, созданные Андреем Некрасовым вместе со студентами, лучшие дипломные проекты, собственные знаковые работы мастера, например, реконструкция театра Маяковского в Москве, реконструкция здания МАРХИ, проекты поселков и частных жилых домов, концепции оформления международных выставок в крупных европейских городах.
В издании отражено и такое явление, как «бумажная архитектура». Под руководством Некрасова в стенах института было создано немало работ, признанных на международных конкурсах, участие в которых для студентов-архитекторов в советское время было единственным способом дать полную волю фантазии. Информацию о проектах дополняют воспоминания учеников, которым школа этого мастера помогла достичь собственных профессиональных высот.
Официальный сайт издательства: tatlin.ru
Пространство, свет, баланс объемов и другие темы, близкие архитекторам, на текущих выставках современного искусства.
Первый месяц года не балует новыми выставочными проектами, посвященными непосредственно архитектуре. Однако в столичных музеях и галереях хватает пищи для ума и фантазии. Предлагаем вашему вниманию обзор экспозиций, где можно обнаружить любопытные результаты намеренной или случайной встречи искусства и зодчества.
Выставка Paradise Network арт-группы Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов ) совсем не про архитектуру, но авторам, лауреатам Премии Кандинского 2010 в номинации «молодой художник», архитектурный подход не чужд. Они работают с крупными формами. Руководствуются актуальной и для передового строительства идеей рисайклинга, перерабатывая в своих творениях различные материалы и предметы. А некоторые объекты, представленные на этой выставке, можно рассматривать как фрагменты одного специфического сооружения.
Проект Paradise Network - про то, во что мы верим и что оставим после себя. Он затрагивает феномен «жизни вечной» в социальных сетях, которые стали своего рода религией современного общества. Поэтому в экспозиции возникает перспективный портал храма, выполненный вместе с фигурами святых из кажущихся бесконечными проводов, а также вытянутый до пропорций креста распятия пенополиуретановый знак «фейсбука». Логичным дополнением культового пространства с такими вратами и «символом веры» становится выставлявшийся ранее в галерее Гельмана на Винзаводе «готический витраж» с изображениями супергероев, сложенными из множества разноцветных шпажек для канапе.
Выставка Paradise Network арт-группы Recycle . Мультимедиа Арт Музей. До 20 января. Информация на сайте музея
«Назначенный» на 21.12.12 Конец Света, к счастью, не случился, но это не означает, что художников перестанут посещать апокалиптические видения. В галерее pop/off/art свои переживания заката цивилизации представляет скульптор Дмитрий Каварга. В масштабную инсталляцию собраны произведения из серии «Палеогеоморфологические керны». Керны - «артефакты развития человечества, своеобразные культурные «образцов породы», добытые из цивилизационной толщи» - прихотливые структуры. Пластически они выражают хрупкое равновесие стремящихся ввысь разнокалиберных предметов, отходов жизнедеятельности человека, или абстрактных геометрических объемов. Апокалиптический сон, подобный увиденному однажды Каваргой, кажется, приснился и кое-кому из западных архитекторов, проектирующих небоскребы.
«Каварга. Конец света. 21.12». Галерея pop/off/art. До 3 февраля 2013 года. Информация на сайте галереи
Своеобразным «реквиемом» по цивилизации звучит и работа Ильи и Эмилии Кабаковых, выставленная в галерее Red October. Однако здесь в центре внимания не весь универсум, а отдельно взятая культура. Еще в 90-х годах супруги создали своеобразный проект памятника СССР, но только в октябре прошлого года инсталляция была полностью представлена в Москве.
Центр экспозиции занимает архитектурная модель. Структура, разделенная перегородочками на несколько частей, похожа и на многокомнатную квартиру, и на город с регулярной сеткой кварталов. Это символический макет исчезнувшего государства, где каждая ячейка отражает какой-то из аспектов его жизни: коммунальное жилье, медицина, образование и т.д. И все это как бы «законсервировалось» в грунте (концепция - для подземного музея), а на поверхности разбит парк. Помимо архитектурной модели, в зале экспонируется еще 140 объектов (текстов, коллажей, рисунков), имеющих отношение к этому и другим проектам художников.
Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»
Галерея Red October. До 31 января 2013 года. Информация на сайте галереи
Дух Берлина, города, пребывающего в вечном движении и притягивающего творческие силы со всего мира, исследует в своем проекте фотохудожница Ирина Голенкова. Ее выставка открывается в галерее ВХУТЕМАС 18 января. В объективе автора, конечно, оказывается и архитектура немецкой метрополии. Но сооружения интересны Ирине не сами по себе, а как элементы динамичной, постоянно меняющейся урбанистической среды, свидетельства исторических событий и фон повседневной жизни.
Выставка проходит в рамках Года Германии в России 2012/13 при поддержке авиакомпании Lufthansa и Посольства Германии в Москве, а также в партнерстве с Галереей ВХУТЕМАС, МАРХИ и Германо-Российским Форумом в Берлине.
Ирина Голенкова. «Берлин — город перемен». Галерея ВХУТЕМАС До 31 января 2013 года. Информация на сайте галереи
Самая «архитектурная» арт-выставка из проходящих за рубежом – пожалуй, Dan Flavins Lights в венском Музее современного искусства (Mumok). И дело не только в десятках ассамбляжей из белых светящихся трубок, которые американец Дэн Флавин (1933 - 1996) посвящал русскому авангардисту Владимиру Татлину. Флуоресцентные скульптуры художника, которого неслучайно пригласили создать подсветку для интерьера миланской церкви Santa Maria Annunciata, – инструменты, структурирующие и преображающие пространство, оказывающие воздействие на зрителя с помощью нематериальных субстанций – света и цвета. Словом - идеальные объекты и для архитектурной медитации.
Dan Flavins Lights. Вена. Mumok. До 3 февраля 2013 года. Информация на сайте музея
Галерея ВХУТЕМАС продлевает на несколько дней в январе выставку «Баухауз в Москве». Изучив рецензии в прессе и впечатления посетителей, организаторы сочли необходимым еще раз прояснить замысел и значение этого проекта. Слово - его руководителю и куратору галереи Анне Ильичевой.
«Проект «Баухауз в Москве» - первый и уникальный в своем роде, потому что представляет не столько знаменитую германскую школу модернизма с ее оригинальными авторскими курсами и предметным дизайном, сколько ее участие в советской художественной жизни того периода, а также мифы и стереотипы восприятия Баухауза в России 1920-1930-х годов. Задумывался проект еще год назад и осуществился благодаря поддержке Гете-института, который включил выставку, лекции и мастер-классы в программу Года Германии в России 2012/13. Наша кураторская группа (Анна Ильичева, Татьяна Эфрусси, Сергей Яралов) стремилась объединить новизну научного исследования, современную документально-художественную подачу исторического материала и образовательную практику, которая стала продолжением диалога Германии и России, и скорее даже наследников школ Баухауза в Германии и ВХУТЕМАСа в Москве.
Сюжет выставки был подготовлен и выстроен научным сотрудником Музея МАРХИ Татьяной Эфрусси, которая полгода работала с германскими и российскими источниками. «Баухауз в Москве. Художники и архитекторы Баухауза в Советском Союзе. Остановка – Москва» – это выставка о четырех московских выставках 1920-1930-х, в которых представители Баухауза принимали участие. Директор музея Баухауза в Дессау Вольфганг Тёнер был удивлен результатами исследования и с интересом специалиста изучал представленные на выставке документы, которые были выявлены в российских архивах и музеях.
Собранный материал в таком ракурсе ранее нигде не выставлялся и не публиковался, и был подан художником Сергеем Яраловым в виде художественно-документальной инсталляции в Галерее ВХУТЕМАС. Мы сознательно отказались от истории с красивыми картинками про Баухауз, от реконструкций, имитаций и макетов, достаточно тиражируемых в Европе. Нам важно было оставаться в рамках документального жанра, который позволял зрителю прогрузиться в живой диалог, выстроенный на обмене мнениями, воззваниями, статьями, письмами и делегациями. Вместе с тем художественная интерпретация выставки – цветовая логика, формообразование, дизайн – базировалась на теориях Баухауза. Как заметил Вольфганг Тёнер, «день без квадрата – это уже не Баухауз». Данный лозунг реализован в логотипе проекта и конструкциях экспозиции.
Дом строительства, красный Баухауз, школа креативности – желая понять, что же в действительности объединяло германскую школу и ВХУТЕМАС, развенчивая и подтверждая советские мифы о Баухаузе, мы своим проектом вскрыли или породили новые мифы восприятия. Многие посетители приходили на выставку в ожидании предметного шоу-рума по типу IKEA, другие запрашивали архитектурно-экскурсионную навигацию по городу, отыскивая следы построек «Баухауза в Москве», третьи предпочли бы вместо текстов просто посмотреть на произведения Пауля Клее, Марианны Брандт и Ласло Мохой-Надя, что можно сделать в любое время в музее Баухауза в Берлине.
Наш проект «Баухауз в Москве», как и выставки Баухауза в 1920-х, стал неким экспонатом, мифом уже нашего современного знания и понимания экспериментальности идей, теорий и методик знаменитой школы модернизма. Но парадокс в том, что российский зритель все еще предпочитает историческую консервацию арт-продукта, в то время как центры Баухауза в Германии активно поддерживают и развивают заложенные в 1920-х принципы креативной педагогики Баухауза, потенциал которой актуален сегодня в области архитектурно-художественного образования. Вот лекция и воркшоп Торстена Блюме уверила многих в том, что Баухауз – это вообще пространственно-пластический театр. Вот еще один миф, с которым можно поработать к столетию Баухауза в 1919 году…»
Анна Ильичёва, зав. отделом музея МАРХИ, куратор Галереи ВХУТЕМАС, руководитель проекта «Баухауз в Москве
Выставка продлена на несколько дней в январе - с 9 по 12.
Рецензия на выставку на сайте Archplatforma.ru
Официальный сайт: www.vkhutemas.ru
Выставка «Баухауз в Москве» и события культурно-образовательной программы в Галерее ВХУТЕМАС 30 ноября, 6 и 11 декабря.
С 2009 года, когда отмечалось 90-летие Баухауза, и по настоящее время в мире прошло немало выставок, посвященных легендарной школе.Чаще всего она представала как основоположница промышленного проектирования, отчего выставочные пространства походили на мебельные шоу-румы. Выставка, идущая в московской Галерее ВХУТЕМАС в рамках «Года Германии в России» до 29 декабря, - другая. Реальных образцов тряпочек, обоев, мебели, чайников и прочей утвари, с которой принято ассоциировать Баухауз, здесь вы не увидите.
Оформление экспозиции аскетично, но в нем есть «индустриальное» изящество и созвучие с архитектурными темами модульности, регулярности, прозрачной структурности. На эфемерных «лентах» из металлической сетки, протянутых от потолка до пола, закреплены копии различных документов, писем, вырезок из прессы и фотографий. В основном они имеют отношение к четырем московским выставкам 1920-30-х годов, где участвовали представители Баухауза. Последний раздел посвящен немецким студентам и преподавателям, тесно взаимодействовавшим с ВХУТЕМАСом, а затем - ВХУТЕИНом. Идея куратора выставки, сотрудника Музея МАРХИ Татьяны Эфрусси была в том, чтобы показать, как на самом деле воспринимали Баухауз в Москве, с чем сталкивались и чем занимались баухаузовцы, когда приезжали сюда.
Неоспоримое достоинство исследования – научная новизна. Тему сложных взаимоотношений передовых творческих сил Германии и России толком никто не прорабатывал. Татьяне удалось раскопать в архивах много неизвестных документов. По подаче выставка несколько напоминает кабинет ученого, пришпиливающего на стены материалы своих изысканий. Глядя на них, он или его коллеги могут что-то понять для себя. Человек «не в теме» - вряд ли. Осознавая, что экспозиция представляет собой довольно сложный «текст» с не всегда очевидными выводами, авторы проекта выпустили газету, в которой изложена концептуальная канва - с датами, фактами и самыми интересными документами. Текст к «тексту» - выставке о выставках и об отношениях. Важно, что краткое содержание последних считывается без пояснений.
Экспозиция начинается с пламенных воззваний создавать новое искусство для новой жизни, которыми обменялись русские и немецкие художники в 1919 году. Замыкается ее круговой обход письмом Ганнеса Майера, объясняющего свои причины отъезда из СССР в 1936-м. Архитектор, уволенный с поста директора Баухауза за «левые» убеждения, в 1930-м приехал сюда с надеждой активно участвовать в социалистическом строительстве, но ему вскоре перекрыли доступ к работе и преподаванию так, что он был вынужден заключить: «Строительство социализма – это жестокая борьба всех против всех». В общем, как говорится, начали за здравие…
Если хорошо знать,чем занимался Баухауз в разные свои периоды, то на основе материалов экспозиции можно установить: московские выставки, о которых идет речь, не давали полных и объективных сведений о деятельности школы. На одной («Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924) основным материалом были идеологически «невинные» картины и скульптуры Л. Мохой-Надя, П. Клее, Й. Иттена, В. Гроппиуса, О. Шлеммера. Впрочем, некоторым из них здесь успели навязать антибуржуазный подтекст. В 1926 году каталог веймарского Баухауза был включен в выставку «Революционное искусство Запада», хотя ничего особо революционного там не было. Майер, уже после переезда в Москву, в соответствии со своими интересами подчеркнул политический аспект творчества Баухауза. В экспозиции 1931 года («Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928-1930 гг.») было много агитационных плакатов, имевших к учебному процессу косвенное отношение. При этом существенная доля разнообразной практики школы осталась, как поясняет газета-подсказка, в стороне. В целом в стенах Баухауза, на что обращает внимание куратор, коммунистические настроения были гораздо слабее, чем себе это представляли в СССР.
Посетители тех выставок видели основные постройки Гропиуса – здание Баухауза и рабочий поселок в Дессау, его же проект «Чикаго Трибьюн», типовые дома Майера, предметные разработки, образцы тканей, обоев, графику. Но какие последствия имело это знакомство? Как реагировали на все это посетители, студенты, архитекторы, профессора ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа? Визуальный ряд, представленные документы не дают на это развернутых ответов. Они подчеркивают сам факт взаимного интереса, притяжения и поддержки, но художественные параллели остаются в данном случае в стороне, если не считать редких замечаний критиков. Так, Д. Аранович, посетив «Первую выставку современной архитектуры» в 1927 году, написал, что произведения Баухауза выделялись среди несколько однообразного торжества эстетики конструкции, очевидно, сопоставив их с отечественными проектами, привлеченными в экспозицию ее организаторами - ОСА. А ведь именно в этом торжестве архитекторы двух стран видели свою родственность. Адекватность замечания оценить сложно - на выставке не показаны вещи русских единомышленников Баухауза.
Последняя глава – про контакты Баухауза и ВХУТЕИНа, работу Хиннерка Шепера в «Малярстрое» (где он среди прочего выполнил росписи Дома Нарокомфина), разочарование Ганнеса Майера, романтическую переписку Гунты Штельцль и Аркадия Мордвинова и пропавшего без вести Бюкинга – самая трогательная, но и грустная. Из «Открытого письма» студентам ВХУТЕИНа, написанного Хиннерком и Лу Шепер, мы узнаем: у студентов в Дессау тоже были превратные представления о том, что происходило в «московском Баухаузе». Знакомые с деятельностью Гинзбурга и Лисицкого, они были уверены: тут буквально на каждом шагу идут поиски новых форм и решений для промышленно-технической сферы. Однако по приезду с удивлением обнаружили в аудиториях «ню на фоне зеленого шелка, головы мелом, то есть весь арсенал старого академического образования», чем были немало расстроены.
Внимательный и сведущий зритель, конечно, сможет проследить эту историю обоюдно завышенных ожиданий, иллюзий, временных несовпадений. Отношений, прекрасных на расстоянии, но не выдержавших испытания реальными встречами. Нелюбопытный человек быстро утомится, пожмет плечами и уйдет. Хотя таких, наверное, в Галерее при МАРХИ, бывает немного. Отсутствие зрелищных пластических ходов, модных интерактивных «игрушек» и раритетных экспонатов организаторы с лихвой искупают насыщенной культурно-образовательной программой, погружающей в художественную жизнь Германии и России первой трети XX века.
Вот расписание ближайших событий:
30 ноября в 19.00 Лекция «Архитектурная жизнь Германии от кайзера до Гитлера» . Читает выпускница МАРХИ, доктор искусствознания Татьяна Гнедовская, специалист по немецкой архитектуре первой половины ХХ века. Лекция сопровождается фильмом, основанном на документальной хронике. В заключение Татьяна Гнедовская исполнит нескольких немецких песен 1900-1930 гг. Подробнее.
6 декабря 19:00 На лекции «Тотальный театр Вячеслава Колейчука» его создатели расскажут о том, как они продолжают и развивают авангардистские эксперименты в своем творчестве. Лекция сопровождается показом звуковых и пластических перформансов, инсталляций, костюмов-объектов, мультимедиапроектов, экспериментальных спектаклей («Птицы сна», «Путешествие квадратика», «Два Кандинских»). Ведущие: Вячеслав и Анна Колейчук. Подробнее.
11 декабря 19:00 Музыка, Баухауз, Кандинский Музыковед, журналист, кандидат наук, куратор выставочных проектов Анна Ильичева прочтет лекцию о значении музыки для всех экспериментальных концепций 1910-1920-х годов, начиная от музыкального пароля студентов и педагогических установок Баухауза, заканчивая авторскими сценическими постановками М. Матюшина, О. Шлеммера, А. Шенберга и В. Кандинского. Подробнее
Вход свободный.
Количество мест ограничено – просьба предварительно зарегистрироваться по e-mail: vkhutemas@gmail.com
Организаторы: Московский архитектурный институт, Музей истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ)
Партнеры: Гете-институт, Фонд Баухауз Дессау
Информационные партнеры: ARCHI.ru, TATLIN, Россия-24, Радио Культура, Zovem.ru, Archplatforma.ru, Archinews.ru, ИА "Архитектор"
Проект спонсирован из средств Года Германии в России 2012/13
Официальный сайт Галереи ВХУТЕМАС: www.vhkutemas.ru
К выставке «Баухауз в Москве», открывшейся в Галерее ВХУТЕМАС, приурочена лекционная программа, из которой можно будет узнать, чем занималось известное немецкое объединение помимо архитектуры и дизайна.
Напомним, что выставка «Баухауз в Москве» проходит при поддержке программы «Год Германии в России 2012/13», а принимающая ее до конца года Галерея ВХУТЕМАС станет на это время площадкой целой серии связанных с экспозицией перформансов, лекций и воркшопов. Вот расписание на ближайшие дни.
24 октября в 19:00 состоится лекция-показ Торстена Блюме «Архитектура как искусство пространства, или почему в Баухаузе была театральная мастерская»
Как и большинство явлений модернизма, «Баухауз» занимался не просто формотворчеством, а жизнестроительством. Причем новая жизнь рассматривалась как некое целостное произведение, в котором все взаимосвязано, рационально устроено и стилистически едино. Отчасти этим объясняется и тот факт, что архитекторы активно экспериментировали со средствами выразительности других пространственных искусств – театра, танца. Подобным исследованиям Вальтера Гропиуса и Оскара Шлеммера и посвящена лекция научного сотрудника Фонда Дессау Баухауз. Торстен Блюме представит методологию профессоров школы, в том числе – в реальном времени, на наглядном примере фрагмента хореографической инсталляции «haus py» (1927), воссозданной и переосмысленной вместе со студентами МАРХИ. Лекция будет проходить на английском языке.
30 октября 19:00 лекция-экскурсия Татьяны Эфрусси «Баухауз: путь на Восток».
Куратор выставки «Баухауз в Москве», научный сотрудник музея МАРХИ Татьяна Эфрусси проведет по экспозиции, объяснит ее концепцию и то, почему мастера немецкой школы - А. Майер, Л. Файнингер, Й. Иттен, М. Бройер, Л. Мохой-Надь и другие – сначала охотно приезжали в СССР и видели в советских архитекторах и художниках единомышленников, а потом радикально разошлись с ними во взглядах.
Следите за обновлениями на сайте Галереи ВХУТЕМАС
С 24 октября по 29 декабря Галерея ВХУТЕМАС принимает выставку, рассказывающую о взаимодействии российских и германских проектировщиков первой трети XX века.
Экспозиция «Баухауз в Москве», основанная на исследовании научного сотрудника Музея МАРХИ, искусствоведа Татьяны Эфрусси, сфокусирована на восприятии идей знаменитой немецкой школы в России 1920-30-х годов и ее влиянии на художественную жизнь страны Советов. «Выбранный нами «русский» ракурс призван осветить одну из самых проблематичных страниц истории творческого объединения, потому что взаимоотношения с СССР колебались от глубочайшего взаимного интереса до не менее взаимного разочарования и отторжения», - сообщают организаторы.
В основу проекта легла хроника московских выставок, в которых принимали участие представители Баухауза: «Первая всеобщая германская художественная выставка в Советском Союзе» (1924), «Революционное искусство Запада» (1926), «Первая выставка современной архитектуры» (1927), «Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928-1930 гг.» (1931), «Выставка современной германской архитектуры» (1932). В качестве иллюстраций к каждой экспозиции выбраны объекты, вызвавшие наибольший резонанс.
Параллельно с выставкой в Галерее ВХУТЕМАС будут проходить различные культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на углубление знаний аудитории о таком разностороннем явлении как Баухауз. С программой можно ознакомиться здесь.
Торжественное открытие выставки: 23 октября в 19.00
Экспозиция работает до 29 декабря 2012 гоа.
Организаторы: Московский архитектурный институт, Музей истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ)
Партнеры: Гете-институт, Фонд Баухауз Дессау
Участники выставки: Фонд Баухауз Дессау, «Архив Баухауза - Музей дизайна» (Берлин), Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Музей истории московской архитектурной школы (Музей МАРХИ), Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Фонд Гунты Штельцль
Информационные партнеры: ARCHPLATFORMA.ru, ARCHI.ru, журнал TATLIN, Россия-24, Радио Культура, Zovem.ru, Archinews.ru, ИА "Архитектор"
Выставка организована при поддержке программы «Год Германии в России 2012/13», которая проходит под девизом: «Германия и Россия: вместе строим будущее». С июня 2012 по июнь 2013 года Германия представлена по всей России широким спектром проектов, охватывающих политику, экономику, культуру, образование и науку. Год Германии призван укрепить российско-германские партнерские отношения, предложить идеи для решения глобальных вопросов и открыть новые дороги в совместное будущее России и Германии. Организаторами Года Германии 2012/13 являются Гете-Институт, Министерство Иностранных Дел Германии, Восточный комитет германской экономики при поддержке Российско-Германской Внешнеторговой палаты.
Официальная ссылка на мероприятие: www.vkhutemas.ru
С 26 мая по 30 июня в галерее ВХУТЕМАС идет выставка-манифест памяти великого исследователя русского авангарда, приуроченная к 3-ей Московской Биеннале Архитектуры.
Тесно связанная с Московским архитектурным институтом галерея подготовила к Биеннале экспозицию, посвященную Селиму Омаровичу Хан-Магомедову – большому ученому, открывшему миру русский авангард в многообразии его форм, концепций и идеалов. Если бы он не выбрал стезю теории и анализа архитектуры, то, наверняка, состоялся бы как архитектор. Предположить это позволяет один из экпонатов выставки «От выпускника Архитектурного института до историка ВХУТЕМАСа» – дипломный проект «Мужская средняя школа на 960 чел.», выполненный Хан-Магомедовым в 1951 году в МАРХИ под руководством М.П. Парусникова, Г.Я. Мовчана и С.Х. Сатунца. Надпись «Проект отмечен ГЭК» свидетельствует о том, что работа была в свой год одной из лучших. В этом же разделе можно будет увидеть и другие документы периода учебы.
Еще один раздел представляет ученические работы архитектурных отделений учебных заведений Москвы 1910-1920-х годов. Штудии из Училища живописи, ваяния и зодчества, Московского политехнического института, Московского института гражданских инженеров, ВХУТЕМАСа - объемные реконструкции, чертежи, эскизы - сопровождены пояснениями ученого, кропотливо собиравшего эти ценнейшие свидетельства становления авангарда и передавшего их в дар музею МАРХИ в 1995-2010 годах. Эти материалы можно будет увидеть на антресолях галереи.
Главное же пространство займет экспозиция, подготовленная мастерской ТАФ ( автор экспозиции - Александр Ермолаев, куратор - его коллега Татьяна Шулика). «Дань глубокого уважения к научному и жизненному Подвигу Хана мы хотим передать не только экспозицией о жизни и творчестве С.О. Хан-Магомедова, но сопроводить ее Визуальным Манифестом, дающим возможность взглянуть на знакомые в достаточной мере материалы публикаций как бы глазами сегодняшних ценителей пластических императивов Авангарда», - сообщают архитекторы. Как мы поняли, «Визуальный Манифест» будет представлять собой пространственный ассамбляж из лозунгов, плакатов, проектов, материалов жизни и творчества героев авангарда, отражающий взгляд мастерской ТАФ на знаковые образы из наследия 1920-х годов. Но из каких именно элементов будет сложена экспозиция, пока можно лишь предполагать. Нужно сходить и увидеть своими глазами.
25 мая в 15: 30 в галерее пройдет открытый круглый стол: «Страницы творческой биографии С.О. Хан-Магомедова. Памяти мастера».
Подробности на сайте галереи: vkhutemas.ru
3 апреля в галерее ВХУТЕМАС открывается юбилейная выставка работ Михаила Ушаца, архитектора с большим чувством юмора, фамилия которого стала для студентов и выпускников МАРХИ чем-то вроде тайного знака.
Загадочную надпись «Ушац» до сих пор можно встретить на ложках, мольбертах, столах, стенах, лестницах и потолках в МАРХИ. Если вы вдруг увидите ее на камне в Валенсии, Эйфелевой башне, в музее Уфицци, в горах Урала, знайте, что автор «граффити» как-то связан с московским архитектурным институтом. Для многих поколений его выпускников короткое и энергичное слово стало секретным паролем, мифом, символом.
На самом деле, Ушац - это зажившая своей отдельной жизнью фамилия конкретного человека. Михаил Ушац закончил МАРХИ в 1950-м году. Он архитектор, график, карикатурист знаменитого «Крокодила», сценарист «Фитиля», лауреат Международной биеннале юмора и сатиры в искусстве, изобретатель изопалиндромов, автор юмористических стихов и эпиграмм, художник-оформитель 120 театральных спектаклей, реставратор росписи интерьера Парадных сеней Исторического музея.
Выставка в галерее ВХУТЕМАС, где можно будет увидеть его произведения, станет знаковым событием для многих поколений архитекторов. МАРХИ снова обретет Ушаца-человека - юмориста, выдумщика, любимца своих коллег и друзей, художника, которого смущает неожиданно свалившаяся на него слава. Сам автор, которому исполнится в апреле 85 лет, появится в Московском архитектурном институте и расскажет правду о своей жизни, о творчестве и о том, что никогда не писал «Ушац»…
Выставка «Михаил Ушац. Снова в МАРХИ» проходит в галерее ВХУТЕМАС с 3 апреля по 5 мая 2012 года.
Официальный сайт галереи: vkhutemas.ru
В галерее ВХУТЕМАС 7 марта открывается выставка Arts&Crafts. Ее главная идея - показать, чем занимаются студенты МАРХИ, когда не думают об учебе.
В эскпозиции будут представлены живопись, графические работы и инсталляции, видео-арт, а так же украшения и одежда. Их авторы - студенты главного архитектурного ВУЗа России, которые героически находят время на творчество вне плотного учебного графика. Они творят и просто для себя (пришло вдохновение - сделал), и для различных художественных инициатив, конкурсов, фестивалей. Однако, выставка - не студенческий капустник «кто во что горазд». Работы, которым досталось почетное право участвовать в выставке, учащиеся отбирали сами по результатам большого конкурса.
«Выставка приоткрывает учебную завесу, заглядывает в сознание и подсознание современных мархишников. Даже отвлеченные от архитектуры творения будущих архитекторов проходят через уникальную субъективную призму восприятия окружающей действительности, среды, социально-художественного контекста», - говорится в аннотации. На наш взгляд, выставка может представлять определенный интерес для футурологов. Продукты свободного творчества расскажут о подрастающем поколении зодчих, возможно, честнее и интереснее, чем созданное ими в рамках институтских заданий. А ведь то, что у них сегодня в головах, завтра может воплотиться в нашем жизненном пространстве.
Выставка пройдет с 11 по 24 марта.
Открытие состоится 7 марта в 17.00. Вход свободный.
Кураторы Arts&Crafts: Александра Пачули и Лиза Океанова
Официальный сайт галереи ВХУТЕМАС: vkhutemas.ru
Любое использование материалов сайта приветствуется при наличии активной ссылки.
Будьте вежливы,
не забудьте указать источник информации (www.archplatforma.ru),
оригинальное название публикации и имя автора.